Научная статья на тему 'Влияние алюминиевой промышленности на содержание ПАУ в атмосферном воздухе городов Красноярского края'

Влияние алюминиевой промышленности на содержание ПАУ в атмосферном воздухе городов Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
136
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Тимофеев В.В., Тасейко О.В.

Целью данной работы было определение влияния алюминиевой промышленности на содержание ПАУ в атмосферном воздухе городов Красноярского края. Были выполнены расчеты индивидуальных и популяционных канцерогенных рисков от воздействия бенз(а)пирена на здоровье населения городов края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние алюминиевой промышленности на содержание ПАУ в атмосферном воздухе городов Красноярского края»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

ваниями - май, июнь и июль, - что сходится со статистическими данными смертности от болезней кровообращения.

Библиографические ссылки

1. Белобородов Г. С. Здоровье и Север. Адаптационные возможности человека в условиях Севера / Г. С. Белобородов, В. Ф. Белобородова. Магадан : Кордис, 2008. 126 с.

2. Раевич Б. А., Авалиани С. Л., Тихонова Г. И. Окружающая среда и здоровье населения. М. : ЦЭПР, 2003. 149 с.

3. Данные о температуре воздуха с метеостанции Красноярск. URL: http://meteo.infospace.ru.

© Старовойт Е. Д., Колбасина И. В., 2012

УДК 504.054

В. В. Тимофеев Научный руководитель - О. В. Тасейко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЛИЯНИЕ АЛЮМИНИЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА СОДЕРЖАНИЕ ПАУ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Целью данной работы было определение влияния алюминиевой промышленности на содержание ПАУ в атмосферном воздухе городов Красноярского края. Были выполнены расчеты индивидуальных и популяционных канцерогенных рисков от воздействия бенз(а)пирена на здоровье населения городов края.

По данным государственной системы мониторинга за качеством атмосферного воздуха в Красноярском крае по среднегодовому содержанию бенз(а)пирена в воздухе лидируют Минусинск и Красноярск. Причем, начиная с 2007 года, содержание этого вещества в воздухе Минусинска превышает содержание его в воздухе Красноярска [1].

Бенз(а)пирен является наиболее типичным канцерогеном окружающей среды, оказывает также мутагенное воздействие. Чрезвычайно опасен даже при сверхмалых концентрациях, так как имеет свойство

накапливаться (ПДКСС = 110-6 мг/м3). Будучи химически стойким соединением, может длительное время переходить от одного объекта к другому.

Международная группа экспертов отнесла бенз(а)пирен к числу агентов, для которых имеются ограниченные доказательства их канцерогенного действия на людей и достоверные доказательства их канцерогенного действия на животных [2]. Бензапирен присутствует в газообразных отходах промышленности, выхлопах автомобилей, в табачном дыме, в продуктах сгорания пищи и др.

Географическое расположение СаАЗа относительно Минусинска

Обычно именно автотранспорт и считают основным источником бенз(а)пирена в воздухе городов. Основным промышленным источником содержания в воздухе Красноярска бенз(а)пирена является ОАО КрАЗ.

Но известно, что выбросы промышленности составляют всего 55 % общегородских выбросов, остальное - за автотранспортом. Таким образом получается что за высокие уровни бенз(а)пирена в воздухе

Красноярска отвечают выбросы как автомобилей, так и КрАЗа.

При этом Красноярск является крупным промышленным центром с населением около 1 млн. человек, а Минусинск - небольшой городок с численностью 77 тысяч человек. До революции Хакасско -Минусинскую котловину зачастую называли «Сибирская Италия». Климат Минусинска позволяет выращивать и другие фруктовые и ягодные культуры. В чем же то-

Секция «Промышленная безопасность »

гда причина столь высоких концентраций бенз(а)пирена в Минусинке? Ответить на этот вопрос можно, вспомнив, что на расстоянии всего 60 км от города, прямо по направлению розу ветров расположен Саянский алюминиевый завод, мощность которого в 2 раза меньше мощности КрАЗа (см. рисунок).

Количество онкологических заболеваний в Минусинске лишь немного ниже аналогичного показателя в Красноярске, а в последние 2 года стало даже выше. Таблица 1

Среднегодовая динамика содержания бенз(а)пирена в атмосферном воздухе городов Красноярск и Минусинск (в долях ПДКсс)

Для того чтобы показать связь концентраций бенз(а)пирена с численностью онкобольных в работе был рассчитан индивидуальный и популяционный канцерогенные риски (ИКР и ПКР) по методике, изложенной в Руководстве по оценке риска [3]. Получено, что в обоих городах уровень риска превышает приемлемый уровень равный 1-10-6.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Красноярск 2,11 3,99 2,77 3,66 4,07 3,33 3,44 4,4 4,1 4,8 5

Минусинск 2,17 3,1 4,21 3,77 4,3 3,19 3,2 4,8 5 5,4 6,1

Таблица 2

Динамика впервые выявленных онкологических заболеваний в городах Красноярск и Минусинск

(на 100 тысяч населения)

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Красноярск 358,6 357,4 356,2 336,6 373,6 371,7 376,5 374 353,7

Минусинск 326,5 328,4 306 332,8 327,2 336,6 320,1 392,3 394,1

Таблица 3

ИКР от ингаляционного воздействия бенз(а)пирена (с коэффициентом 10-6)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Красноярск 3,68 6,97 4,84 6,39 7,11 5,81 6 7,68 7,16 8,38 8,73

Минусинск 3,79 5,412 7,35 6,58 7,51 5,57 5,59 8,38 8,73 9,43 10,65

УДК 614.876

Г. В. Тямина, В. В. Сиротюк Научный руководитель - Т. Н. Кодратова Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), Ульяновск

РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АВИАЦИИ

Проведён анализ зависимости радиационного облучения от различных факторов полёта. Полученные результаты позволяют оптимизировать нормы защиты и предупреждающие меры относительно радиационной безопасности полётов.

Обеспечение безопасности полётов носит общегосударственный характер, что обуславливает необходимость решения и совершенствования способов социальной защиты членов экипажей воздушных судов гражданской авиации. В зависимости от вида деятельности и конкретных условий полётов на организм членов экипажей ВС оказывает отрицательное влияние целый комплекс условий труда. Радиационное (фоновое) облучение членов экипажей ВС относится к одному из самых вредных, опасных для здоровья факторов лётного труда. Осведомленность о нормах защиты и профилактики воздействия от ионизирующего излучения позволит поддержать свое здоровье не только экипажу воздушных судов, но и пассажирам, часто пользующимся услугами авиаперевозок.

В настоящее время в силу научно-технического прогресса существует множество профессий, непосредственно связанных с радиоактивным излучением. Согласно п. 3.6.1 «Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации. СанПиН 2.5.1.051-6»

летные экипажи воздушных судов не относятся к лицам, профессионально связанным с использованием в своей работе источников ионизирующего излучения и, в связи с этим, в настоящих методических указаниях рассматриваются как категория облучаемых лиц «население». При этом космическое излучение, воздействующее на экипаж и пассажиров, не учитывается. Однако анализ характеристики вредных факторов труда членов экипажей ВС ГА позволяет отметить, что радиационное облучение является одним из самых вредных факторов. На больших высотах (9-12 км) радиационный фон превышает естественный примерно в 30-40 раз.

В данной работе имеются результаты исследований радиационного фона кабин ВС в рейсовых условиях на разных высотах. Проведён анализ данных наиболее дозозатратных полётов в зависимости от частоты выполнения, длительности и маршрутов.

Проанализированы результаты исследований российских и американских учёных, связанные с часто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.