Научная статья на тему 'Радиационная безопасность в авиации'

Радиационная безопасность в авиации Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1215
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Тямина Г.В., Сиротюк В.В., Кодратова Т.Н.

Проведён анализ зависимости радиационного облучения от различных факторов полёта. Полученные результаты позволяют оптимизировать нормы защиты и предупреждающие меры относительно радиационной безопасности полётов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Тямина Г.В., Сиротюк В.В., Кодратова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радиационная безопасность в авиации»

Секция «Промышленная безопасность »

гда причина столь высоких концентраций бенз(а)пирена в Минусинке? Ответить на этот вопрос можно, вспомнив, что на расстоянии всего 60 км от города, прямо по направлению розу ветров расположен Саянский алюминиевый завод, мощность которого в 2 раза меньше мощности КрАЗа (см. рисунок).

Количество онкологических заболеваний в Минусинске лишь немного ниже аналогичного показателя в Красноярске, а в последние 2 года стало даже выше. Таблица 1

Среднегодовая динамика содержания бенз(а)пирена в атмосферном воздухе городов Красноярск и Минусинск (в долях ПДКсс)

Для того чтобы показать связь концентраций бенз(а)пирена с численностью онкобольных в работе был рассчитан индивидуальный и популяционный канцерогенные риски (ИКР и ПКР) по методике, изложенной в Руководстве по оценке риска [3]. Получено, что в обоих городах уровень риска превышает приемлемый уровень равный 1-10-6.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Красноярск 2,11 3,99 2,77 3,66 4,07 3,33 3,44 4,4 4,1 4,8 5

Минусинск 2,17 3,1 4,21 3,77 4,3 3,19 3,2 4,8 5 5,4 6,1

Таблица 2

Динамика впервые выявленных онкологических заболеваний в городах Красноярск и Минусинск

(на 100 тысяч населения)

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Красноярск 358,6 357,4 356,2 336,6 373,6 371,7 376,5 374 353,7

Минусинск 326,5 328,4 306 332,8 327,2 336,6 320,1 392,3 394,1

Таблица 3

ИКР от ингаляционного воздействия бенз(а)пирена (с коэффициентом 10-6)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Красноярск 3,68 6,97 4,84 6,39 7,11 5,81 6 7,68 7,16 8,38 8,73

Минусинск 3,79 5,412 7,35 6,58 7,51 5,57 5,59 8,38 8,73 9,43 10,65

УДК 614.876

Г. В. Тямина, В. В. Сиротюк Научный руководитель - Т. Н. Кодратова Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), Ульяновск

РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АВИАЦИИ

Проведён анализ зависимости радиационного облучения от различных факторов полёта. Полученные результаты позволяют оптимизировать нормы защиты и предупреждающие меры относительно радиационной безопасности полётов.

Обеспечение безопасности полётов носит общегосударственный характер, что обуславливает необходимость решения и совершенствования способов социальной защиты членов экипажей воздушных судов гражданской авиации. В зависимости от вида деятельности и конкретных условий полётов на организм членов экипажей ВС оказывает отрицательное влияние целый комплекс условий труда. Радиационное (фоновое) облучение членов экипажей ВС относится к одному из самых вредных, опасных для здоровья факторов лётного труда. Осведомленность о нормах защиты и профилактики воздействия от ионизирующего излучения позволит поддержать свое здоровье не только экипажу воздушных судов, но и пассажирам, часто пользующимся услугами авиаперевозок.

В настоящее время в силу научно-технического прогресса существует множество профессий, непосредственно связанных с радиоактивным излучением. Согласно п. 3.6.1 «Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации. СанПиН 2.5.1.051-6»

летные экипажи воздушных судов не относятся к лицам, профессионально связанным с использованием в своей работе источников ионизирующего излучения и, в связи с этим, в настоящих методических указаниях рассматриваются как категория облучаемых лиц «население». При этом космическое излучение, воздействующее на экипаж и пассажиров, не учитывается. Однако анализ характеристики вредных факторов труда членов экипажей ВС ГА позволяет отметить, что радиационное облучение является одним из самых вредных факторов. На больших высотах (9-12 км) радиационный фон превышает естественный примерно в 30-40 раз.

В данной работе имеются результаты исследований радиационного фона кабин ВС в рейсовых условиях на разных высотах. Проведён анализ данных наиболее дозозатратных полётов в зависимости от частоты выполнения, длительности и маршрутов.

Проанализированы результаты исследований российских и американских учёных, связанные с часто-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

той появления различных групп заболеваний и смертностью среди служащих Johnson Space Center, работников NASA, российских космонавтов гражданского отряда, пилотов ГА и ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС.

В работе собраны данные о методах сохранения здоровья и обеспечения безопасности под воздействием радиации.

Библиографические ссылки

1. Радиационный контроль загрязнения воздушного судна и определение мощности дозы ионизирующе-

го излучения, от источников излучения в составе узлов и агрегатов авиационной техники : метод. указания МУ 2.6.1.1193-03 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20 февраля 2003 г.).

2. Уровни облучения экипажей и пассажиров воздушных судов при полетах в полярных районах /Ю. И. Баранников, О. А. Барсуков, А. В. Малышев, В. П. Пустоветов // Авиакосмическая и экологическая медицина. 1994. Т. 28. № 4. С. 44-47.

© Тямина Г. В., Сиротюк В. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.