ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-6-116-126 УДК 338.436.33(045) JEL 013, 017, 018
(CC) ]
Влияние агропромышленной интеграции на пространственное развитие сельских территорий
М. С. Оборин
Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г В. Плеханова; Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова
Пермь, Россия httpvOrrid.org/ 0000-0002-4281-8615
BY 4.0
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена оценке влияния агропромышленной интеграции на пространственное развитие сельских территорий. Ситуационные условия, действующие на субъекты и детерминирующие их деятельность наряду с субъективными внутренними условиями и факторами, позволяют выделить несколько уровней интеграции, соответствующих тенденции к глобализации торгово-экономических отношений в отраслевых комплексах на основе соблюдения пространственно-территориальных принципов оптимизации экономической деятельности. Удовлетворительное состояние территориальной сельскохозяйственной кооперации достигается благодаря получению финансово-экономических и ресурсных преимуществ, повышению качества и плодородия земель. Глобальный уровень интеграции реализуется посредством взаимодействия регионов дружественных Российской Федерации государств, их взаимного влияния через Таможенный союз и Единое экономического пространство для присоединения к Евразийскому экономическому союзу, формирования институциональной основы политических стратегий. Предмет исследования - интеграционные процессы, происходящие в агропромышленном комплексе, которые оказывают влияние на развитие сельских территорий. Цели работы - выявление ограничений, препятствующих интеграционным процессам в агропромышленном секторе на макроуровне, влияющих на систему землепользования сельских территорий, а также систематизация теоретических и методических положений планирования рационального использования земельно-имущественного комплекса в условиях рыночных отношений.. Сделаны выводы о том, что интеграционные процессы в агропромышленном комплексе развиваются на глобальном, региональном и локальном уровнях. Земельные ресурсы служат ключевым фактором сельскохозяйственного производства. Поэтому комплексное преобразование институтов, связанных с регулированием его использования, представляет важное направление современной аграрной политики страны и сельских территорий. Ключевые слова: интеграция; пространственное развитие; сельские территории; сельское хозяйство; земельные ресурсы
Для цитирования: Оборин М. С. Влияние агропромышленной интеграции на пространственное развитие сельских территорий. Экономика. Налоги.Право. 2021;14(6):116-126. DOI: 10.26794/1999-849Х-2021-14-6-116-126
ORIGINAL PAPER
The impact of Agro-industrial integration on the Spatial Development of Rural Areas
M. S. Oborin
Perm Institute (Branch) PLekhanov Russian University of Economics; Pryanishnikov Perm State Agrarian and Technological University
Perm, Russia
http:/orcid.org/ 0000-0002-4281-8615
ABSTRACT
The article is devoted to assessing the impact of agro-industriaL integration on the spatial development of rural areas. Situational conditions aLLow us to identify several Levels of integration corresponding to the trend towards globalization of trade and economic relations in industry complexes based on compliance with spatial and territorial principles of
© Оборин М. С., 2021
optimization of economic activity. The satisfactory state of territorial agricultural cooperation is achieved by obtaining financial, economic and resource advantages, improving the quality and fertility of land. The global level of integration is realized through the interaction of the regions of the friendly states of the Russian Federation, their mutual influence through the Customs Union and the Common Economic Space for joining the Eurasian Economic Union, the formation of the institutional framework of political strategies. The subject of the study is the integration processes taking place in the agro-industrial complex that have an impact on the development of rural areas. The purposes of the work are to identify restrictions that hinder integration processes in the agro-industrial sector at the macro level, affecting the system of land use of rural areas, systematization of theoretical and methodological provisions for planning the rational use of the land and property complex in market conditions. Conclusions are drawn that integration processes in the agro-industrial complex are developing at the global, regional and local levels. Land resources are a key factor in agricultural production, therefore, the complex transformation of institutions related to the regulation of its use is an important direction of the modern agrarian policy of the country and rural areas.
Keywords: integration; spatial development; rural areas; agriculture; land resources
For citation: oborin M. s. The impact of agro-industrial integration on the spatial development of rural areas. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(6):116-126. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-6-116-126
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Ситуационный анализ текущей макроэкономической ситуации свидетельствует о том, что наибольшими ресурсами и влиянием на национальные экономики обладают крупнейшие транснациональные корпорации, которые развиваются опережающими темпами и вследствие системного внедрения в производство инноваций предъявляют высокие требования к конкурентным характеристикам продукции. Фактор участия в распределении финансово-экономических ресурсов на глобальных рынках определяет степень участия стран, в том числе России, в различных типах интеграционных образований. Важную социальную роль в развитие процессов экономики играет сельское хозяйство, которое выступает существенным фактором для субъектов Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕАЭС в рамках обеспечения продовольственной безопасности и развития смежных отраслей экономики.
Для достижения поставленных стратегических целей участникам Таможенного союза ЕАЭС необходимо в первую очередь направлять ресурсы на развитие статусных экономических секторов, выполнение научно обоснованных социально-экономических планов, реализация которых должна быть связана с адресными проектами. В данном вопросе очень важны роль государства, особый контроль и поддержка социально-экономических систем, разработка грамотных экономико-полити-
ческих стратегий интеграции стран в технологически развитые направления функционирования агропромышленного сектора [1].
В силу богатых природных ресурсов, достаточно высокого уровня производственных систем и экономических процессов Россия, Белоруссия и Казахстан поддерживают друг друга в рамках ресурсного обеспечения и проектного управленческого опыта.
Совокупная доля сельскохозяйственного производства в странах, входящих в Таможенный союз, оценивается в 140 млрд долл. США, международная торговля товарами сельскохозяйственного производства — 7 млрд долл. США за счет преимущественно продажи молочных и мясных продуктов. Лидирующие позиции по доле сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости занимают следующие страны: Белоруссия — 9,6%, Казахстан — 5,4% и Россия — 4,3% [2].
Большую часть доходов от реализации продукции сельского хозяйства в Казахстане (71,7%) и России (52,3%) приносят продукты фермерского производства, а в Белоруссии (до 70%) — крупные государственные сельскохозяйственные производства.
Значительное влияние на развитие процессов интеграции процессов агропромышленного комплекса (далее — АПК) стран, входящих в Таможенный союз, оказывает ряд факторов (табл. 1).
При рассмотрении воздействия макроэкономических факторов на развитие процессов интеграции в АПК стран Таможенного союза должен оцениваться уровень их влияния на развитие производства специализированных структур. Эффек-
Таблица 1 / Table 1
Ключевые макроэкономические факторы формирования агропромышленных интеграционных взаимосвязей / Key macroeconomic factors of the formation of agro-industrial integration relationships
Факторы развития / Development factors Факторы ограничения / Limiting factors
Разнообразная ресурсная база агропромышленной диверсификации и специализации / Diverse resource base of agro-industrial diversification and specialization Сочетание различной доли государственного участия в агробизнесе (Белоруссия - 7,1%, Казахстан - 10,8%, Россия - 82,1%)
Большой массив земель, используемых для выращивания сельскохозяйственных культур в общей доле земельных участков, систематически используемых для производства сельскохозяйственной продукции / A large array of land used for the cultivation of agricultural crops in the total share of land plots systematically used for the production of agricultural products Низкий уровень доходов сельскохозяйственных работников, получающих доход, составляющий в среднем до 55% по странам - участникам интеграции. В России доход сельских жителей ниже прожиточного минимума (возможно 10%)
Высокий потенциал поддержки экологии и выпуска экологически чистой продукции / High potential for supporting the environment and the production of environmentally friendly products Несоответствие форм экономико-организационных процессов управления и моделей экономического развития
Вместительный рынок продовольственных товаров / A spacious food market Низкий уровень конкурентоспособности продукции сельскохозяйственного производства
Высокий потенциал создания крупных специализированных территорий по производству сельскохозяйственной продукции / High potential for the creation of large specialized territories for the production of agricultural products Неразвитая экономическая база и устаревшее технологическое оборудование АПК
Формирование единой нормативно-правовой базы (соглашений) и стандартов законодательной и правовой базы в сфере субсидирования, протекционизма, конкурентной политики / Formation of a unified regulatory framework (agreements) and standards of the legislative and legal framework in the field of subsidies, protectionism, competition policy Отсутствие единых подходов к ценовой политике, недостаточное выделение субсидий и кредитов, страховых программ АПК
Объединение транспортных сетей, развитие программ логистики / Integration of transport networks, development of logistics programs Несовершенная сельскохозяйственная инфраструктура
Высокий экспортный потенциал сельскохозяйственной продукции в пределах Таможенного союза / High export potential of agricultural products within the Customs Union Высокий уровень рисков внешней среды, относящихся к внешнеторговым связям и либеральной рыночной политикой
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
тивность развития АПК стран Таможенного союза обусловлена:
• ростом объемов экспортируемой и импортируемой продукции сельскохозяйственного назначения;
• единой политикой ценообразования;
• скоординированными решениями по инвестированию в слабо развитые сектора сельского хозяйства.
Таким образом, объективно назрела необходимость в формировании эффективных стратегических программ в рамках реорганизации экономических и социальных взаимосвязей стран, обладающих высоким интеграционным потенциалом развития агропромышленного комплекса.
Формирование интегрированного АПК предполагает создание единой законодательной и правовой базы в сфере сельского хозяйства, координацию
государственного права, законодательства Таможенного союза и основных мировых стандартов исходя из того, что Россия, Белоруссия и Казахстан намерены активно развивать внешнеторговые отношения.
Инновационно-технологическая модель развития АПК на макроуровне направлена на реализацию мероприятий интеграционного сотрудничества в секторе сельского хозяйства, основными задачами которого является:
• оптимизация использования ресурсного потенциала субъектов Таможенного союза;
• консолидация ресурсного потенциала государств-членов, рост производительности высококонкурентоспособной аграрной продукции;
• достижение высокого уровня экспортируемой продукции.
При реализации единой аграрной политики должны выделяться приоритетные направления развития и целевые показатели Таможенного союза в рамках ключевых секторов. Причем под количественными ориентирами понимаются предполагаемые результаты деятельности и развития сельскохозяйственного сектора, производительность сельскохозяйственных предприятий, социальные факторы развития и уровень продовольственной безопасности. Для эффективного процесса прогнозирования необходимо сформировать соответствующую систему показателей и иметь единые методы расчета и ряд методических документов [4].
Для активации интеграционных процессов в АПК субъектов Таможенного союза оптимальным решением может стать формирование единой бюджетной базы или единого фонда, обеспечивающего финансовую поддержку развития сельскохозяйственной отрасли.
В настоящее время участие России во всемирных торговых отношениях приводит к тому, что многие сельскохозяйственные отрасли значительно отстают в развитии, хотя в 2019 г. темпы производства некоторых сельскохозяйственных культур несколько повысились. Для решения данной проблемы целесообразно разработать общие прогнозные показатели по потребностям населения в сельскохозяйственной продукции в государствах — участниках Таможенного союза, определить объемы таможенных тарифов, связанных с объемом товара, при котором определенное количество продукции импортируется по льготной ставке пошлины, чтобы влиять на уровень конкуренто-
способности на аграрном рынке определенных производителей.
Доля сырьевых продуктов растениеводства и готовых сельскохозяйственных продуктов должна быть четко ориентирована на экспорт для сохранения ресурсного потенциала аграрного предприятия в рамках обеспечения высоких темпов производства и продовольственной безопасности населения [5].
В целях повышения уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции субъектов, входящих в Таможенный союз, в контексте долгосрочных планов необходимо внедрение технологических инноваций в разные сектора АПК. При этом высокий показатель эффективности производственных процессов может быть достигнут при условии активного участия сельскохозяйственных производителей, а также большего инвестирования в инновационные производственные процессы профильных предприятий, выведении новых высокоурожайных сортов, внедрении новых методов скрещивания животных для получения конкурентоспособных пород и т.д. Однако при этом необходимо учитывать, что при функционировании множества моделей организационно-экономических форм аграрных предприятий наиболее эффективно процессы трансформации и модернизации протекают в вертикально интегрированных производственно-сбытовых структурах [6].
Аграрные предприятия могут с максимальной пользой использовать потенциал территориального и отраслевого процесса разделения, модификации и консолидации отдельных видов трудовой деятельности [7].
В сопредельных зонах Таможенного союза должны развиваться отрасли экономики, основанные на сельском хозяйстве, поскольку благодаря использованию ресурсного потенциала в рамках производства сельскохозяйственной продукции можно существенно диверсифицировать производство, создавая тем самым условия для расширения сбыта продукции на внутренних и внешних рынках.
Компании, деятельность которых основана на аналогичном производстве сельскохозяйственных товаров, но расположенных далеко друг от друга, могут интегрировать свою деятельность в общие альянсы и объединять усилия по реализации и улучшению качества продукции.
Чем активнее происходит процесс агропромышленной интеграции субъектов, входящих
в Таможенный союз, тем эффективнее развиваются сельскохозяйственные отрасли, растет уровень конкурентоспособности рынка сельскохозяйственных товаров, эволюционируют институты межгосударственной интеграции, формируются благоприятные условия сотрудничества стран СНГ в рамках вступления в Таможенный союз.
ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ АПК
Опыт государственного регулирования в обращении земель сельскохозяйственного назначения позволяет адаптировать в российских регионах различные модели агропромышленной интеграции, включая международные производственные и торгово-финансовые связи. Рациональное землепользование и внедрение бережливых технологий, бережно сохраняющих почву, способствуют повышению качества ресурсного потенциала сельского хозяйства в сочетании с нормативно-правовым режимным регулированием. Полноценность использования земельных ресурсов прямо пропорционально отражается на экономическом эффекте и рентабельности производителей сельскохозяйственной продукции [8].
Земля представляет собой не только природный ресурс, но и территорию, которую можно использовать под разные виды деятельности, включая строительство недвижимых объектов, право собственности на которые может быть предметом договорных отношений. Земля — ценный природный ресурс, и чем больше условий и ограничений для ее использования, тем выше ее значимость. Стоимость земли как товара может быть рассчитана и установлена.
Судя по практическому опыту многих зарубежных стран, для роста бюджетной составляющей существует необходимость в жестком нормативно-правовом регулировании хозяйственного оборота земельных участков и дохода, получаемого владельцем земли от арендаторов земельных участков в пользу государства. При этом накопленные бюджетные средства могут расходоваться по целевому и проектному критерию на совершенствование инфраструктуры сельских территорий, проведение комплекса ме-
роприятий по сохранению и контролю свойств почвы, создание информационно-аналитических баз данных о территориально-пространственных характеристиках и режимах использования земель в субъектах Российской Федерации.
Если рассматривать земельный участок как категорию товара, то ему свойственны следующие особенности: невозможность использования как природный ресурс, фундаментальность, возможность использования в разных целях, отсутствие возможности перемещения объекта. Именно по вышеприведенным критериям оценивается стоимость земли, представляющей объект купли-продажи. Комплексная реализация правовых, экономических и организационных мероприятий, направленных на совершенствование земельных отношений, выбор правового режима собственности на земельные участки различного целевого использования, должна осуществляться с учетом оценки потенциальные рисков с точки зрения влияния на региональные рыночные и бюджетные отношения. Законодательная норма о том, что все формы собственности имеют равные права, свидетельствует о стабильности курса земельной политики. При этом условия приватизации постоянно трансформируются в условиях новых технологических и цифровых реалий, электронной системы проведения закупок и конкурсных процедур, регулирования прав владения землей субъектов частного и муниципального права.
В настоящее время реализация сельскохозяйственной реформы будет успешной, если:
• созданы оптимальные условия для эффективного развития аграрного производства в контексте перерабатывающих технологий и производства продукции, обеспечивающей спрос населения, производство качественной и доступной продукции;
• разработаны основы распределения экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции в части ее количества, достаточного для потребления населением, экстренных запасов и объемов, доступных для экспортирования в другие страны;
• внедрены современные инновационные технологии в сельскохозяйственный процесс производства, энергосбережение, сохранение окружающей среды;
• обеспечивается жизнедеятельность сельского населения, принимаются организационные
меры по эффективному использованию природных и земельных ресурсов, поддержке сельских жителей в получении отдельного жилья и благоустройстве старого места жительства [9].
Таким образом, реализация земельной реформы позволила:
• расширить сельскохозяйственные участки, обеспечить рост производительности сельскохозяйственной продукции, строительство экологически чистых поселков;
• увеличить рационально используемые сельскохозяйственные угодия;
• принять государственные меры по охране сельскохозяйственных угодий;
• увеличить долю ориентированной на экспорт сельскохозяйственной продукции, включая продукцию глубокой переработки.
В рамках долгосрочных перспектив развития земельного устава необходимы государственный контроль эффективного использования земельного ресурсного потенциала, использование земельных угодий с пользой для частников, муниципальных собственников и, соответственно, государства. Принципы эффективного развития сельских территорий, правовых земельных отношений в нашей стране должны включать реализацию следующих условий:
• способность к поддержанию роста растений и оптимизации урожайности, соблюдение норм и стандартов качества при производстве сельскохозяйственной;
• обеспечение особых мер по охране земель сельскохозяйственного значения на государственном уровне;
• полноправный доступ населения к земельным участкам путем первичной государственной регистрации землеустройств и их передачи в пользование в рамках максимального использования ресурсного потенциала земли;
• принятие мер по оказанию государственной помощи в вопросах переоформления прав собственности и реализации новой модели эксплуатации выделенным земельным участком.
В контексте стабильного развития сельских территорий разработано на уровне государства множество программ поддержки.
Рассмотрим ряд государственных программ и проектов развития социальных и инфраструктурных отраслей, которые находятся в компетенции федеральных органов власти [10].
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Важную роль в устойчивом развитии сельских территорий играют государственные программы развития социально-инфраструктурных отраслей в рамках национальных проектов, реализуемые следующими исполнительными органами власти: Минсельхозом России, Минздравом России, Мин-просвещением России, Минспорттуризма России, другими федеральными министерствами и органами государственного управления [12].
Общий объем финансирования, предусмотренный в соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2020-2022 гг. на реализацию разработанных государственных мер поддержки развития сельских территорий, составляет 194,1 млрд руб., из них 76,7 млрд руб. в 2020 г., 68,0 млрд руб. в 2021 г. и 49,4 млрд руб. в 2022 г. Государством разработана Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. для решения проблем сельских территорий на системной основе. Меры, предпринятые Минпросвещени-ем России, включали формирование федерального проекта «Современная школа», задачей которого является строительство новых учебных заведений на сельских территориях. На организацию данного проекта, включенного в национальный проект «Развитие образования», выделено 15 млрд руб.
Дополнительной мерой поддержки сельских территорий Минздрава России является федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медицинской помощи», включенный в национальный проект «Здравоохранение». В рамках данного проекта на сельских территориях применяются меры по своевременному оказанию медицинской помощи.
При этом меры поддержки сельских территорий не установлены законодательно на уровнях органов государственного и муниципального управления, что существенно влияет на эффективность реализации разработанных мер. Правовые стандарты программ и проектов разных министерств носят противоречивый характер. Доказательством тому может служить реализация проекта Минобразования России «Образование», целью которого является расширение сети учебных заведений в сельской местности. Так, на его финансирование в 2020 г. выделено 25 млрд руб. Для получения субсидии представители сельской местности оставляют за-
Таблица 2 / Table 2
Федеральные расходы, выделенные на поддержку малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации в период 2016-2019 гг., млн руб. / Federal expenditures allocated for the support of small businesses and agricultural cooperation in the period 2016-2019, million rubles
Направления поддержки / Support directions 2017 2018 2019
Поддержка начинающих фермеров / Support for novice farmers 3776 3931 3298
Развитие семейных животноводческих ферм / Development of family livestock farms 3724 4490 4659
Выделение субсидий в рамках сельскохозяйственных потребительских кооперативов для совершенствования производственной базы / Allocation of subsidies within the framework of agricultural consumer cooperatives to improve the production base 1495 2648 2845
Итого / Total 8995 11069 10802
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
явки, которые затем рассматриваются соответствующими органами исполнительной власти [11].
Отбор участников данной программы проводится высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В сентябре 2019 г. Минэкономразвития России была разработана Стратегия развития туризма в России на период до 2035 г., где обозначены виды туристических направлений, которым необходима поддержка государства. Но при этом направление сельского туризма не включено в данную Стратегию несмотря на то, что данное направление играет значимую роль в социально-экономическом развитии сельских территорий, что доказывает факт неоднозначности законодательного закрепления положений Стратегии развития территорий сельского назначения Российской Федерации [13].
На государственном уровне были также разработаны особые меры поддержки малых и средних форм предприятий и сельскохозяйственной кооперации, включенных в Стратегию развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 гг.
Минсельхозом России последовательно реализуются программы поддержки и контроля аграрного рынка с 2008 г. В период 2008-2012 гг. выполнены программы «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм». В 2015 г. разработан проект по предоставлению субсидий сельскохозяйственным кооперативам в рамках совершенствования производственной ба-
зы [14]. В период 2012-2016 гг. в рамках поддержки начинающих фермеров федеральным бюджетом было предоставлено 12,9 млрд руб., а на развитие семейных животноводческих ферм — 10,9 млрд руб. Субсидии были выделены 15 497 начинающим фермерам и 4150 главам действующих фермерских хозяйств.
В период 2015-2016 гг. федеральные субсидии в размере 1,3 млрд руб. получили 252 сельскохозяйственных кооперативов.
В табл. 2 представлен общий объем федеральных расходов в период 2016-2019 гг.
В рамках развития сельских территорий был разработан проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» на 2019-2024 гг. на федеральном уровне. С 2019 г. Минсельхозом России был запущен проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», разработанный на федеральном уровне для реализации следующих задач:
• формирование и развитие фермерских хозяйств посредством заключения концессионного соглашения, предусматривающего возможность получения у государства на безвозмездной основе до 3 млн руб. на развитие своего хозяйства или до 4 млн руб., если хозяйство состоит в кооперативе. Если основой деятельности фермерского хозяйства является молочное и мясное животноводство, субсидии предоставляются в размере 5 млн руб. При вступлении фермерского хозяйства в кооператив предоставляется субсидия в размере 1 млн руб. на полтора года. При этом определенная доля
Таблица 3 / Table 3
Финансирование федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и его результаты в 2019 г. / Financing of the Federal project "Creation of a system of support for farmers and the development of rural cooperation" and its results in 2019
2019 2020
Направления финансирования / Areas of financing Финансирование, млрд руб. / Financing, billion rubles Количество получателей бюджетных средств / Number of recipients of budget funds Результаты / Results Финансирование, млрд руб. / Financing, billion rubles Количество получателей бюджетных средств / Number of recipients of budget funds
Субсидии «Агростартап» / Agrostartap subsidies 4,88 2067 (фермерские хозяйства) 3304 рабочих мест 3,45 1076 (фермерские хозяйства)
Субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам / Subsidies to agricultural consumer cooperatives 0,55 237 (сельскохозяйственные потребительские кооперативы) 15823 новых членов 0,25 85 (сельскохозяйственные потребительские кооперативы)
Субсидии Центрам компетенций / Subsidies to 0,91 83 (центры компетенций) 89450 единиц 0,12 83 центра компетенций
Competence Centers услуг
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
субсидии должна быть перечислена в частную организацию, членами которой являются производители сельскохозяйственных товаров;
• компенсация определенной доли расходов на нужды сельскохозяйственной части при условии:
а) покупки недвижимого имущества с условием его передачи в дальнейшем во владение субъектам, входящим в сельскохозяйственный потребительский кооператив; при этом расходы должны составлять до 50% и не больше 3 млн руб. на один кооператив;
б) покупки аграрного оборудования, технического инвентаря с целью переработки сельскохозяйственного сырья и торговых объектов сбыта для поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов с расходами не более 50% и до 10 млн руб. на один кооператив;
в) приобретение продуктов сельскохозяйственного производства у субъектов, входящих в сельскохозяйственный кооператив;
г) компенсации в размере 50% расходов сельскохозяйственного кооператива на покупку крупного рогатого скота вместо негодного скота у субъектов, входящих в сельскохозяйственный кооператив. Размер субсидии при этом составляет 10 млн руб. на один кооператив;
д) гранты на структуры для получения новых знаний, советов, услуг и высокопрофессиональных услуг в контексте сельскохозяйственной деятельности до 80% расходов.
В табл. 3 представлены данные о финансировании проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» на федеральном уровне.
Кроме стратегий был разработан государственный проект «Комплексное развитие сельских территорий» на период 2020-2025 гг. Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 31.10.2018 Правительством РФ принята государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» сроком исполнения с 2020 до 2025 г. Данная госпрограмма включает реализацию следующих задач:
• сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3% в 2025 г. при уровне 25,7% в 2017 г.;
• создание комфортных жилищных условий на сельских территориях, обустройство более половины жилищ, находящихся в негодном состоянии (в 2017 г. благоустроенные жилища составляли 32,6%);
• повышение уровня сельскохозяйственных ресурсов до 80% в 2025 г. при показателе в 2017 г.— 67,0%.
Суммарный размер финансирования государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» составляет 2288 млрд руб., из которых:
• 1061 млрд руб. — сумма отчислений из федерального бюджета;
• 174 млрд руб. — сумма отчислений из бюджетов всех уровней Российской Федерации;
• 1053 млрд руб. — сумма отчислений из средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с Федеральным законом о бюджете на 2020-2022 гг. сумма отчислений из федерального бюджета в рамках реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» составляет 105,3 млрд руб., из них на 2020 г.— 35,9 млрд руб., на 2021 г.— 34,4 млрд руб., на 2022 г. — 35,0 млрд руб.
Суммарный размер безналогового финансирования составляет 327,7 млрд руб., из них на 2020 г.— 43,3 млрд руб., на 2021 г.— 126,2 млрд руб. и на 2022 г.— 158,2 млрд руб.
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» включает следующие проекты:
• «Создание условий для обеспечения сельского населения дешевым и комфортным жильем», в который входит программа «Расширение жилищного фонда в сельской местности и повышение уровня жилищной собственности», со сроком исполнения в период 2020-2025 гг.;
• «Развитие человеческих ресурсов в сельской местности», включающий программу «Поддержка занятости сельского населения», со сроком исполнения в период 2020-2025 гг.;
• «Создание и развитие инфраструктуры в сельской местности», включая программу «Благоустройство сельской местности», со сроком исполнения в период 2020-2025 гг.;
• «Развитие инженерной инфраструктуры в сельской местности» со сроком исполнения в период 2020-2021 г.;
• «Развитие транспортной инфраструктуры в сельской местности» со сроком исполнения в период 2020-2025 гг.;
• «Современный образ сельской местности» со сроком исполнения в период 2020-2025 гг.;
• «Аналитическое, нормативно-методическое обеспечение комплексного развития села», включающий программу «Обеспечение контроля состояния села», со сроком исполнения в период 2020-2025 гг. [15].
В рамках развития сельских территорий Российской Федерации, действуют следующие программы:
• региональные проекты в контексте программы Минсельхоза России «Устойчивое развитие сельских территорий» с 2020 г. — государственные программы «Комплексное развитие сельских территорий»;
• региональные проекты государственных программ Минздрава России, Минпросвещения России, Минкультуры России и другие;
• региональные и муниципальные проекты, реализуемые за счет средств федеральных и региональных бюджетов Российской Федерации.
ВЫВОДЫ
Углубление интеграционных процессов в агропромышленном секторе способствует стабилизации производственных комплексов на различных территориальных уровнях организации. Стратегия России на макроуровне заключается в объединении ресурсного и технологического потенциала дружественных Российской Федерации государств, обладающих значительными производственными возможностями и конкурентными преимуществами для дальнейшего усиления влияния на международных рынках.
Долгосрочное целеполагание реализуется в стране на программной основе с 2008 г. За это время сделаны существенные шаги в развитии территориально-пространственной и рыночной организации отечественного сельского хозяйства. Их основным результатом является создание интеграционных возможностей для включения крупных и малых форм агробизнеса в торгово-экономические отношения различного уровня. Сельские территории России обладают значительным потенциалом стабилизации агропромышленного сектора, однако его невозможно реализовать без комплексного социально-экономического решения накопившихся проблем и ограничений. Улучшение условий жизни и развития агробизнеса на селе создаст прочную основу для глобальной макроэкономической интеграции и сохранения продовольственной безопасности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Дубровская Ю. В. Систематизация подходов к обоснованию роли межрегионального взаимодействия в развитии социально-экономических систем. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018;(4):197-206.
2. Зубаревич Н. В. Стратегия пространственного развития: приоритеты и инструменты. Вопросы экономики. 2019;(1):135—145.
3. Кузнецова О. В. Проблемы выбора приоритетов пространственного развития. Вопросы экономики. 2019;(1):146-158.
4. Мешкова Т. А., Изотов В. С., Демидкина О. В., Кофнер Ю. К. ЕАЭС в меняющемся геополитическом контексте: приоритеты международного сотрудничества. Вестник РУДН. Серия: Политология. 2019;21(1):7-33.
5. Мозиас П. М. Проект «Один пояс, один путь» и российско-китайское экономическое сотрудничество: еще один шанс? Вопросы экономики. 2019;(12):47-71.
6. Молчанов И. Н. Медицинский туризм: роль в поддержании здоровья и увеличении продолжительности жизни населения. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(2):127-136.
7. Молчанов И. Н., Молчанова Н. П. Развитие региональной экономики и концепция пространственного развития: ретроспективный анализ. Вопросы управления. 2019;38(2):92-105.
8. Никитина Т. И. Прогнозирование уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий на основе стратегического планирования. Аграрный вестник Урала. 2019;189(10):69-78.
9. Позднякова Т. М., Позднякова А. М. Роль транспортного фактора в развитии региона на примере Новосибирской области. Вестник Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. 2018;32(3):58-66.
10. Сергеева И. А., Баранова Ю. Н. Влияние направленности аграрной политики в развитии кооперационных и интеграционных процессов в АПК. Современные проблемы науки и образования. 2018;(2):39-43.
11. Тополева Т. Н. Региональное развитие: новые теории. Economics Juvenis scientia. 2019;(6):14-17.
12. Турьянский А. В., Аничин В. Л. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция. Достижения науки и техники АПК. 2017;(9):5-7.
13. Усенко Л. Н. Учение А. В. Чаянова об оптимальных размерах сельскохозяйственных предприятий и тенденции функционирования различных форм хозяйствования. Научные труды Вольного экономического общества России. 2018;210(2):219-230.
14. Хейфец Б. А., Чернова В. Ю. Потенциал экспортоориентированного импортозамещения в агропромышленном комплексе ЕАЭС. Вопросы экономики. 2019;(4):74-89.
15. Шибаева С. С., Макурина Ю. А., Цукарев С. С. Сущность и понятие сельских территорий: комплексный подход. Дальневосточный аграрный вестник. 2018;46(2):199-207.
REFERENCES
1. Dubrovskaya Yu. V. Systematization of approaches to substantiating the role of interregional interaction in the development of socio-economic systems. Vestnik PNIPU. Social'no-ekonomicheskie nauki = Bulletin of PNRPU. Socio-economic sciences. 2018;(4):197-206. (In Russ.).
2. Zubarevich N. V. Spatial development strategy: priorities and tools. Voprosy ekonomiki = Economic issues. 2019;(1):135-145. (In Russ.).
3. Kuznetsova O. V. Problems of choosing priorities for spatial development. Voprosy ekonomiki = Economic issues. 2019; (1):146-158. (In Russ.).
4. Meshkova T. A., Izotov V. S., Demidkina O. V., Kofner Yu. K. The EAEU in a changing geopolitical context: priorities of international cooperation. Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya = Bulletin of the RUDN. Series: Political Science. 2019;21(1):7-33. (In Russ.).
5. Mozias P. M. The belt and road project and russian-chinese economic cooperation: another chance? Voprosy ekonomiki = Economic issues. 2019;(12):47-71. (In Russ.).
6. Molchanov I. N. Medical tourism: the role in maintaining health and increasing the life expectancy of the population. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Right. 2019;12(2):127-136. (In Russ.).
126
М. С. Оборин
7. Molchanov I. N., Molchanova N. P. The development of the regional economy and the concept of spatial development: a retrospective analysis. Voprosy upravleniya = Management issues. 2019;38(2):92-105. (In Russ.).
8. Nikitina T. I. Forecasting the level of sustainable socio-economic development of rural territories on the basis of strategic planning. Agrarnyj vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals. 2019;189(10):69-78. (In Russ.).
9. Pozdnyakova T. M., Pozdnyakova A. M. The role of the transport factor in the development of the region on the example of the Novosibirsk region. Vestnik Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta imeni SHolom-Alejhema = Bulletin of the Amur State University named after Sholom Aleichem. 2018;32(3):58-66. (In Russ.).
10. Sergeeva I. A., Baranova Yu. N. The influence of the orientation of agrarian policy in the development of cooperative and integration processes in the agro-industrial complex. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2018;(2):39-43. (In Russ.).
11. Topoleva T. N. Regional development: new theories. Economics Juvenis scientia = Economics Juvenis scientia. 2019;(6):14-17. (In Russ.).
12. Turyansky A. V., Anichin V. L. Agricultural cooperation and agro-industrial integration. Dostizheniya nauki i tekhniki APK = Achievements of science and technology of the agro-industrial complex. 2017;(9):5-7. (In Russ.).
13. Usenko L. N. The teaching of A. V. Chayanov about the optimal size of agricultural enterprises and the trends in the functioning of various forms of management. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii = Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2018; 210(2):219-230. (In Russ.).
14. Kheifets B. A., Chernova V. Yu. The potential of export-oriented import substitution in the agro-industrial complex of the EAEU. Voprosy ekonomiki = Economic issues. 2019; (4):74-89. (In Russ.).
15. Shibaeva S. S., Makurina Yu. A., Tsukarev S. S. The essence and concept of rural territories: an integrated approach. Dal'nevostochnyj agrarnyj vestnik = Far Eastern Agrarian Bulletin. 2018;46(2):199-207. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Матвей Сергеевич Оборин — доктор экономических наук, кандидат географических наук, доцент, профессор кафедры экономического анализа и статистики Пермского института (филиала), Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет; профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологиче-ский университет им. ак. Д. Н. Прянишникова; профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, Пермь, Россия [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Matvey S. Oborin — Dr. Sci. (Econ.), Cand. Sci. (Geogr.), Assoc. Prof., Prof. of Department of Economic Analysis and Statistics of the Perm Institute (Branch), Plekhanov Russian University of Economics; Professor of the Department of World and Regional Economics, Economic Theory, Perm State National Research University; Professor of the Department of Management, D. N. Pryanishnikov Perm State Agrarian and Technological University; Perm, Russia [email protected]
Статья поступила 06.09.2021; принята к публикации15.11.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received 06.09.2021; accepted for publication 15.11.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.