Научная статья на тему 'Влияние А. Уолстеттера на разработку неоконсерваторами внешней политики и стратегии национальной безопасности США'

Влияние А. Уолстеттера на разработку неоконсерваторами внешней политики и стратегии национальной безопасности США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
335
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА США / NATIONAL SAFETY STRATEGY / MILITARY AND STRATEGIC POLICY OF THE USA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родионовский Максим Александрович

Рассмотрены вопросы влияния А. Уолстеттера на разработку неоконсерваторами внешней и военной политики США. Показаны основные аспекты влияния на проблемы принятия военно-политических решений на администрацию Дж. Буша-мл. и МО США. Дан политический и стратегический анализ влияния военно-политических разработок А. Уолстеттера и неоконсерваторов. Особое внимание уделено стратегическим планам администрации США по отношению к России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. Whalstetter influence on formation of foreign policy and the USA national safety strategy by neoconservatives

The article covers the questions of A. Wahlstetter influence on foreign and military policy of the USA by neoconservatives. There are main aspects of problems of political and military decision-making influence on G. Bush, jr. administration and the USA Department of Defense. Political and strategic analysis of military and political designs of A. Wahlstetter and neoconservatives is given. Special attention is paid to strategic plans of the USA administration towards Russia

Текст научной работы на тему «Влияние А. Уолстеттера на разработку неоконсерваторами внешней политики и стратегии национальной безопасности США»

УДК 327

Родионовский Максим Александрович

Rodionovsky Maxim Aleksandrovich

ВЛИЯНИЕ А. УОЛСТЕТТЕРА НА РАЗРАБОТКУ НЕОКОНСЕРВАТОРАМИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США

A. WHALSTETTER INFLUENCE ON FORMATION OF FOREIGN POLICY AND THE USA NATIONAL SAFETY STRATEGY BY NEOCONSERVATIVES

Рассмотрены вопросы влияния А. Уолстет-тера на разработку неоконсерваторами внешней и военной политики США. Показаны основные аспекты влияния на проблемы принятия военнополитических решений на администрацию Дж. Буша-мл. и МО США. Дан политический и стратегический анализ влияния военно-политических разработок А. Уолстеттера и неоконсерваторов. Особое внимание уделено стратегическим планам администрации США по отношению к России

The article covers the questions of A. Wahlstetter influence on foreign and military policy of the USA by neoconservatives. There are main aspects of problems of political and military decision-making influence on G. Bush, jr. administration and the USA Department of Defense. Political and strategic analysis of military and political designs of A. Wahlstetter and neoconservatives is given. Special attention is paid to strategic plans of the USA administration towards Russia

Ключевые слова: стратегия национальной безопас- Key words: national safety strategy, military and strategic ности, военно-стратегическая политика США policy of the USA

С приходом республиканской администрации Дж. Буша-мл. в федеральное правительство США пришло немало персон на ключевые посты, относящиеся к влиятельному политическому течению в современной жизни США. Многие из них занимали высокие политические и военные должности в республиканской администрации Р. Рейгана. Они известны как идеологи, стратеги, политические и военные аналитики, разработчики внешней и военной политики.

После событий 11 сентября 2001 г. на политическом и военном небосклоне в Вашингтоне закрепилась жесткая политическая линия. Это связано с приходом в 2000 г. к власти и влиянием на президента Дж. Буша-мл.

правого крыла республиканской партии США -неоконсерваторов.

Многие идеи неоконсерваторов в области политических и военно-стратегических разработок в принятии решений в кризисных ситуациях были заложены двумя интеллектуалами - политологом и политическим философом Лео Штраусом и военным стратегом и аналитиком Альбертом Уолстеттером.

Их влияние в политико-философских и военно-стратегических направлениях концептуальное. В период с 2001 по 2005 гг. в международных отношениях частично реализованы политические теории и военные концепции республиканской администрацией Дж. Буша-мл. Уолстеттер считался одним из крупнейших

оборонных интеллектуалов ХХ в., оказавших большое влияние на политико-военный подход многих президентских администраций и военно-стратегическое мышления Пентагона.

Влияние на разработку неоконсерваторами внешней политики и стратегии национальной безопасности США республиканской администрации Дж. Буша-мл. связано с именем А. Уолстеттера (1913-1997). Это один из немногих известных оборонных интеллектуалов ХХ в. наряду с Г. Каном, Т. Шеллингом и Б. Броди. Газета «Бостон глоуб» в 2003 г. назвала А. Уолстеттера одним из великих оборонных интеллектуалов ХХ в. Его имя признают и ставят в один ряд с великими стратегическими мыслителями Сунь-цзы и Клаузевиц. Его военные концепции не являются прошлым, они ориентированы на настоящее время. Это стратегический анализ проблем национальной безопасности, разработки системы ПРО, концепции виртуальной войны и ядерной стратегии, ориентированные на применение высокотехнологических разработок. А. Уолстеттер был основателем и директором исследовательского центра «Пан-Юристикс», консультирующим по политико-военным и военностратегическим проблемам МО США.

А. Уолстеттер воспитал группу единомышленников, учеников, обучающихся в Чикагском университете, привнесших в мировую политику его военно-стратегические идеи. Среди них П. Вулфовиц, Р. Перл, Э. Маршалл, З. Халилзад, П. Уилсон с ним был знаком и экс -МО США Д. Рамсфелд. Он был основателем неоконсервативной школы стратегического анализа проблем национальной безопасности Чикагского университета. Главными темами являлись политико-военные и военностратегические проблемы США. Уолстеттер был одним из основателей института военной аристократии США.

Политолог Ф. Фукуяма пишет: «на протяжении своей карьеры он глубоко интересовался двумя важнейшими вопросами: во-первых, это проблема широкого сдерживания. Он считал, что экономическим и эффективным

средством национальной обороны является минимальное ядерное сдерживание [1]. Вторым предметом многолетнего внимания Уолстеттера была проблема распространения ядерного оружия. По мнению Уолстеттера, вопрос нераспространения ядерного оружия связан с вопросом о расширенном сдерживании» [1; С. 52].

После трагических событий 11 сентября 2001 г. в США наблюдается противостояние политических группировок - умеренных - К. Пауэлла и милитаристов национальной безопасности - вице-президента Р. Чейни и МО Д. Рамсфелда. Большой перевес получили последние.

Борьба с международным терроризмом требует не только политического и дипломатического подхода, но и мобилизации финансовых ресурсов и эффективной военной силы. Политолог и исследователь неоконсерватизма США Н.А. Долгополова пишет: «В последние годы консолидация «милитаристов национальной безопасности» произошла в ходе их борьбы за стратегию установления глобальной гегемонии США в ХХ1 в. на базе превосходства в военной мощи» [2].

Ни одна из предыдущих администраций не имела на различных политических, дипломатических и военных должностях столько персон, выступающих за решения мировых проблем при помощи военной силы.

Н.А. Долгополова пишет: «в числе «милитаристов национальной безопасности» называют среди прочих Р. Чейни, Д. Рамсфелда, П. Вулфовица, Д. Вулси, Ф. Гафни, З. Халил-зада, Л. Либби, Р. Перла, П. Родмена» [2; С. 52]. Войну против международного терроризма и странами «оси-зла» республиканская администрация Дж. Буша-мл. стала использовать для достижения военно-стратегических целей, для установления однополярного мира во главе с США.

О влиянии теракта 11 сентября 2001 г. на проводимую внешнюю и военную политику Дж. Буша-мл. сказано много. Фундамент нынешнего направления надо искать в политиче-

ском курсе администрации Р. Рейгана. Падение «Берлинской стены» и последующий распад СССР в 1991 г. привел к изменению и перестановке американского военно-стратегического баланса сил по всему миру. Например, продвижение блока НАТО и размещение военных баз США ближе к границам России. После распада «двухполюсной системы» США нужно было проводить новую внешнюю и военную политику в мире. мО США Р. Чейни (19891993) поручил заместителю главы Пентагона П. Вулфовицу разработать стратегию национальной безопасности, которая определяла роль и место США в изменившейся политической и военной конфигурации в мире после окончания «холодной войны». Р. Чейни был близок по взглядам к неоконсерваторам, военные интеллектуалы составили ядро в противовес умеренным Б. Скоукрофта его военной администрации в Пентагоне. В 1992 г. был подготовлен аналитический документ: «Руководящие принципы по военному планированию», представленный МО США Р. Чейни. Анализ документа показывает, что США не намерены отказываться от глобального лидерства в мире, а главная стратегическая цель -установление нового мирового порядка. С распадом СССР угрозы для национальной безопасности США не уменьшаются, а приобретают новый характер.

Политолог, неоконсерватор и интеллектуал П. Вулфовиц пишет:

«Сегодня у Соединенных Штатов нет глобального соперника. Долговременная американская стратегия должна быть направлена на сохранение и упрочение этого выгодного для США положения как можно дольше. Однако в мире есть потенциально сильные государства, которые не удовлетворены существующим положением и которые будут стремиться изменить его, если смогут, в направлении, представляющем угрозу нынешнему состоянию относительно мира, процветания и свободы. До сих пор их удерживало от этого глобальное присутствие американской мощи. Но при ослаблении этой мощи как в относитель-

ном, так и в абсолютном выражении нынешнее «благополучие», обеспечиваемое глобальным американским присутствием, может быть взорвано. Поддержание выгодной стратегической обстановки, в которой США находятся в настоящее время, требует сохранения военного присутствия для ведения превентивных действий в любой точке земного шара» [3].

Военным консультантом в ходе многочисленных встреч, оказавший большое влияние на военную составляющую доклада в доминировании США в мире, был А. Уолстеттер. Документ не был принят в первой версии президентом Дж. Бушем-старшим, а вышел в измененном варианте, где были исключены претензии США на мировое лидерство. В 2002 г. стратегия национальной безопасности США была официально принята. Главная стратегическая идея превентивных войн изложена в документе «Руководящие принципы по военному планированию». Первыми результатами новой военной стратегии неоконсерваторов стали в 2001 г. Афганистан, в 2003 г. - Ирак и политическое понижение роли ООН в международных отношениях и международного права в урегулировании конфликтов в мире. Стремительному успеху в Ираке 2003 г. способствовало не только применение высокоточного оружия, но и новое «интеграционное» мышление Пентагона.

Другим приоритетом влияния А. Уолстеттера на разработку неоконсерваторами военно-стратегической политики США республиканской администрации Дж. Буша-мл. стала реализация системы НПРО. В 2008 г. известной уже в мире космической программы Р. Рейгана СОИ исполнилось 25 лет. По окончании «холодной войны» США стали пересматривать программу в сторону увеличения роли высокоточного оружия и ядерного фактора в международных отношениях. Анализ показывает, что следствием пересмотра приоритетов стал выход США в декабре 2001 г. из Договора по ПРО от 1972 г.

А. Уолстеттер считал, что даже небольшая вероятность уязвимости США может раз-

вязать ядерное нападение, поэтому необходимо развивать стратегическую систему ПРО. В стратегии ядерной доктрины он предложил вариант «регулируемого сдерживания», под которым понимается вариант ограниченных военных действий с использованием ТЯО высокой точности. Президент Р. Рейган выслушал его и одобрил создание СОИ, известную как «звездные войны» [4]. Неоконсерваторы были лоббистами принятой в 2002 г. ядерной доктрины США. Военная концепция предусматривает использование первыми превентивного ракетно-ядерного удара.

В сегодняшнем варианте система НПРО будет перехватывать ядерные боеголовки МБР на среднем участке с использованием средств поражения ракет-перехватчиков, как и перехват на разгонном участке еще до разделения головных блоков над территорией противника. Военные базы системы НПРО и ПРО ТВД на Дальневосточном и Западном стратегическом направлении расположены под влиянием проводимых исследований А. Уолстеттера. Создание широкомасштабной и глубоко-эшелонированной НПРО США в наше время преследует две стратегические цели, которые сильно трансформировались под влиянием многих факторов как самой политики администрации Дж. Буша-мл., так и под действием лоббистов ВПК и МО США:

- во-первых, это развитие и разработка высокотехнологических систем наступательного и оборонительного направления. Для экономического отрыва в сфере высоких технологий от главных конкурентов ЕС, РФ, КНР;

- во-вторых, создание широкомасштабной и перспективной системы дает США уникальный шанс в стратегическом доминировании в мире. В военно-стратегическом аспекте США в случае создания системы НПРО будут чувствовать себя в безопасности. Это значит, что теоретически США могут нанести превентивный ракетно-ядерный удар по любому государству.

Это нарушает стратегический баланс сил в мире в военной сфере. Другая сторона -

создание системы НПРО США - это подрыв экономического потенциала стран, которые будут видеть в системе НПРО угрозу для своей национальной безопасности. Военные аналитики, стратеги и планировщики МО США работают для достижения стратегических целей. Современная НПРО США - это дорогостоящая программа. Она включает крупные инвестиции в ВПК, но, прежде всего, военный сектор НИОКР, задел для будущего и, в конечном итоге, создание перспективной стратегической системы НПРО США, включающей не только наземный и воздушный эшелон, но и использование космоса. В республиканском варианте система НПРО будет не только перехватывать ядерные боеголовки МБР на среднем участке с использованием средств поражения ракет-перехватчиков, но и перехват на разгонном участке; еще до разделения головных блоков над территорией противника. Создание глубо-коэшелонированной системы НПРО и ПРО ТВД для перехвата МБР, БРПЛ, БРСД на разгонном участке резко повышает стратегическую эффективность НПРО. Для этого нужно размещение на ТВД систем как ЗРК «Пэтриот ПАК-3», «Иджис», морские и наземные РЛС, ракеты-перехватчики на боевых кораблях и лазерное оружие на боевых самолетах в непосредственной близи от баз дислокации БРСД, МБР и районов боевого патрулирования РПКСН. В январе 2008 г. МО США заявили об успешном завершении испытания лазерного оружия. Сейчас эта система несовершенна, но после тщательных усовершенствований система НПРО будет выполнять свои главные стратегические функции - наведение, перехват МБР РФ, стратегическое доминирование в регионе постсоветского пространства, Европы и давление на РФ. Например, психологическое давление с целью экономических уступок в пользу США.

В области военно-стратегических разработок А. Уолстеттер консультировал военных в расположении авиабаз стратегической авиации ВВС США за рубежом. В ходе проведенного исследования в 1951 г. была выработана

военная концепция способности США выдержать первый ядерный удар и нанести второй ответный удар для окончательного разгрома противника. Стратегия второго удара является до сих пор главным стержнем концепции ядерного сдерживания в политике США. А. Уолстеттер стратегически обосновал размещение МБР в защищенных подземных шахтах, это продолжение ответного второго удара по противнику. Во время первого ядерного удара по США, МБР, размещенные в защищенных подземных шахтах, уцелеют и будут способны нанести ответный второй удар по противнику. По мнению политолога-американиста и военного аналитика И.Ф. Бочарова, в основе ядерной политики администрации Буша лежит ставка на возможность нанесения превентивных ядерных ударов по неугодным, по выражению США, государствам, на сдерживание путем угрозы использования ядерного оружия первым [5] .

Анализ влияния военных концепций А. Уолстеттера на разработку неоконсерваторами внешней политики и стратегии национальной безопасности США трудно переоценить. Мы считаем, что влияние идей А. Уолстеттера было востребовано в принятии военно-стратегических решений, которыми являются:

1) стратегия ядерного сдерживания;

2) обоснование строительства стратегической системы НПРО США;

3) разработка концепции технологических изменений в применении высокоточного оружия. Например, широкомасштабное испытание новейших образцов высокоточного оружия против Ирака в 1991 г. «Буря в пустыне» -войны шестого поколения;

4) обоснование концепции расположения военных баз в мире для СА ВВС и НПРО США. Например, размещения третьего позиционного района ПРО ТВД США в Европе;

5) концепция анализа определенных типов конфликтов. Например, система НПРО повышает шансы США в высокотехнологических конфликтах.

Находящиеся у власти неоконсерваторы США применили на практике военные концеп-

ции А. Уолстеттера, заключающиеся в следующем:

1) продолжение курса внешней политики на применение военной силы для установления однополярного мира;

2) принятие двух стратегий национальной безопасности США в 2002 и 2006 гг.;

3) создание стратегической системы НПРО США;

4) защита военным способом националь -ных интересов в мире. Например, создание сети системы военных баз в странах Восточной Европы и постсоветского пространства;

5) принятие в 2005 г. новой национальной оборонной и 2004 г. военной стратегии, и ядерной доктрины в 2002 г.;

6) широкомасштабное испытание новейших образцов высокоточного оружия против Ирака в 2003 г. «Шок и трепет» - войны шестого поколения.

В настоящее время стратегия неоконсерваторов во внешней и военной политике заключается в продолжении и закреплении глобального лидерства США. Как считает политолог-международник Н. Хомский, «главной идеей американской стратегии национальной безопасности, которую должен усвоить весь мир, в том числе Китай, является то, что США не станут мириться ни с какой потенциальной угрозой своему господствующему положению в мире» [6]. Политика, проводимая США, затрагивает и оказывает влияние на национальную безопасность и национальные интересы России в мире. Поэтому военно-политическое руководство России должно стратегически подходить к выработке принятия решений. На сегодняшний день РФ может противопоставить США в качестве сдерживания только свои СЯС для поддержания стратегического баланса сил. Например, трансформация СЯС РФ как асимметричный ответ на размещение системы ПРО ТВД США у границ РФ и постсоветском пространстве. По мнению авторитетных военных аналитиков, ядерным оружием нельзя нейтрализовать весь спектр военных угроз. Для этого нужно разрабатывать в исследова-

тельских центрах МО и ВПК РФ оружия на новых физических принципов. Например, геофизическое и лазерное оружие.

По мнению политолога-американиста

В.И. Батюка, сохранение безусловного американского глобального военного превосходства должно быть достигнуто посредством технологического лидерства, наращивания численности Вооруженных Сил США, их более рационального использования именно в тех регионах мира, которые представляют собой наибольшую угрозу американским национальным интересам [7].

Как считают ряд политических аналитиков и экспертов по внешней политике США, даже если бы не было теракта 11 сентября 2001 г., неоконсерваторы сумели бы продвинуть при республиканской администрации Дж. Буша-мл. революционные идеи на внешнюю и военную политику.

Н.А. Долгополова пишет: «Эти люди пришли в администрацию с большим объемом академических и политико-пропагандистских наработок в русле своих идей, с готовыми рецептами в отношении практически всех главных направлений американской политики в мире. Их отличают огромные амбиции, желание воплотить свою программу в жизнь, возможность взять реванш за годы, проведенные ими вне стен органов, принимающих внешнеполитические решения» [2; С. 57].

Мир меняется. Проблемы внешней политики и стратегии национальной безопасности США не могут быть решены в терминах прошлого столетия. Многие представители военно-политического истеблишмента США

1. Фукуяма Ф. Америка на распутье: демократия, власть и неоконсервативное наследие / Ф. Фукуяма. - М.: АСТ, 2007. - С. 51.

2. Долгополова Н.А. Правые республиканцы в Вашингтоне: влияние на внешнюю и военную политику администрации Буша-мл. / Н.А. Долгополова. - М.: Медиа-Пресс, 2003. - С. 6.

3. Петров В.Л. Геополитика России: возрождение или гибель? / В.Л. Петров. - М.: Вече,

считают, что нужно продолжать подготовку к будущим и сегодняшним военным конфликтам ХХ1 в. и использовать опыт прошлых войн. Тогда как другие армии мира продолжают готовиться не к будущим войнам шестого и седьмого поколения, а к прошлым. Например, армии РФ, КНР, ЕС. Политолог и военный аналитик Р. Перл о войне в Ираке считает: «Это стало первой войной, которая велась способом, соответствующим видению Альберта по поводу будущих войн. То, что она была выиграна так быстро и так уверенно, с малым числом жертв и небольшими разрушениями, фактически является имплементацией его стратегии и его видения» [4; С. 100].

Анализ показывает, что ВС и политикоакадемическая элита США имеют качественное преимущество перед потенциальным противником в разработке внешней и военной политики в отношении мирового сообщества. Например, экс - МО США Д. Рамсфелд был близок к неоконсерваторам, он привлек их после восьмилетнего демократического перерыва. Военные интеллектуалы составили главный костяк его военной администрации в Пентагоне по выработке военной политики и способы ведения стратегии войны в информационную эпоху в интересах национальной безопасности США. Это были представители неоконсервативной школы А. Уолстеттера.

Главная стратегическая цель анализа влияния А. Уолстеттера на разработку неоконсерваторами внешней политики и стратегии национальной безопасности США - установление нового мирового порядка.

________________________________Литература

2003. - С. 368.

4. Почепцов Г.Г. Стратегический анализ для политики, бизнеса и военного дела / Г.Г. Почепцов. - М.: Дзвн, 2004. - С. 99.

5. Бочаров И.Ф. Современные подходы США к ядерному сдерживанию / И.Ф. Бочаров // СШАКанада. Экономика. Политика. Культура. -2008. - № 4. - С. 19.

6. Хомский Н. Гегемония или борьба за вы-

живание: стремление США к мировому господству /Н. Хомский. - М.: Принт, 2007. - С. 370.

7, Батюк В.И. Национальная оборонная

Коротко об авторе_________________________________

Родионовский М.А., аспирант, Читинский государственный университет (ЧитГУ) служ. тел. 26-89-70

Научные интересы: национальная безопасность (концепции и стратегии), проблемы военно-политической стратегии США (анализ политических решений), исламский фундаментализм (тенденции и проблемы), политическая философия неоконсерватизма (взгляды и проблемы), неоконфигурация СЯС мира (разработки и перспективы)

стратегия США после неоконсервативной революции / В.И. Батюк // СШАКанада. Экономика. Политика. Культура. - 2007. - № 7. - С. 23.

______________________________Briefly about author

Rodionovsky M. A.,, graduate, Chita State University (ChSU)

Scientific interests: national security (problems and strategies), problems of military and political US strategies (political decisions analysis), Islamic fundamentalism (tendencies and problems), political philosophy of neoconservatism (views and problems), neoconfiguration of the world Nuclear Forces Strategies (designs and prospects)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.