Научная статья на тему 'Власть и учительство России в годы Великой Отечественной войны'

Власть и учительство России в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
468
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / GREAT PATRIOTIC WAR / EDUCATIONAL SYSTEM / TEACHING / EDUCATION POLICY / TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овчинников А. В.

В статье показано, что государственная политика была направлена на всемерную социальную и профессиональную поддержку педагогов. Проводимая политика имела положительные результаты. Ее реализация способствовала мобилизации педагогических кадров страны на полное выполнение учительского долга, но и оказало позитивное воздействие на социальное развитие учительства страны. Государственная власть не забывала задачи педагогические, заложив основу интенсивного роста профессионального потенциала отечественного учительства уже в послевоенные годы.Прошедшее суровые испытания военного времени, новое поколение отечественного учительства внесло решающий вклад в поступательное развитие советской школы в послевоенное время, на деле обеспечив решение важнейшей в то время политической задачи сделать национальную систему образования одной из передовых в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Овчинников А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHORITIES AND TEACHING OF RUSSIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article indicated, it had been directed to all-embracing social and professional support of pedagogues. The pursued policy had positive outcomes. Its implementation not only contributed to mobilization of the country’s pedagogic community for the full performance of its teaching duty but also created a positive effect on social development of teaching. The government not only had never forgotten about the mere pedagogical tasks that built a framework for intensive development of national professional teaching opportunities already in the postwar period. A new national teaching generation who had survived the ordeals of the wartime past made a decisive contribution to the progressive development of the Soviet school in the postwar period,in fact by providing a solution for the most important political challenge of that time: to turn the national education system into a global front-runner.

Текст научной работы на тему «Власть и учительство России в годы Великой Отечественной войны»

К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

УДК 37.01

ВЛАСТЬ И УЧИТЕЛЬСТВО РОССИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье показано, что государственная политика была направлена на всемерную социальную и профессиональную поддержку педагогов. Проводимая политика имела положительные результаты. Ее реализация способствовала мобилизации педагогических кадров страны на полное выполнение учительского долга, но и оказало позитивное воздействие на социальное развитие учительства страны. Государственная власть не забывала задачи педагогические, заложив основу интенсивного роста профессионального потенциала отечественного учительства уже в послевоенные годы.

Прошедшее суровые испытания военного времени, новое поколение отечественного учительства внесло решающий вклад в поступательное развитие советской школы в послевоенное время, на деле обеспечив решение важнейшей в то время политической задачи — сделать национальную систему образования одной из передовых в мире.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, система образования, учителя, образовательная политика, педагогические кадры.

А. В. Овчинников

Доктор педагогических наук, заместитель заведующего лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: anatovch2014@ yandex.ru

Anatoly V. Ovchinnikov

Dr. Sc. (Education), Deputy Head of the Pedagogy and Education History Laboratory, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Современная политика российского государства направлена на сохранение, уважение и преумножение нашей исторической памяти, показ величия Прошлого как единого процесса развития российской государственности, какими бы различными

Как цитировать статью: Овчинников А. В. Власть и учительство России в годы Великой Отечественной войны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2 (66). С. 7-17.

в политическом отношении не были бы отдельные периоды нашей тысячелетней истории.

Нашему современнику важно осознавать, что Великая Отечественная война — это не только героический этап военной истории, но и суровый экзамен на право существования единого пространства гуманитарной культуры нашей страны. Это было время, когда от каждого жителя требовались гигантские физические и духовные силы, чтобы противостоять натиску ранее неведомой антикультуры, способной прервать развитие всей человеческой цивилизации.

Особенно это понимание важно для современного педагога, задача которого — быть связующим звеном между поколениями граждан нашей страны.

Одной из причин нашей Великой Победы стало единство всего народа, который в то время назывался советским. В те годы такое единство во многом сохранялось благодаря мощной идеологической системе, которая обеспечивала взаимодействие всей социальных институтов. Важное место среди них принадлежало школе и учительству.

Накануне каждого юбилея Великой Победы тема подвига народа становится одной из главных среди научных и научно-популярных публикаций по отечественной истории. За многие десятилетия, прошедшие со дня окончания войны, в нашей стране и теперь уже за ее пределами, в странах постсоветского пространства, накопилась солидная историография, посвященная различным сторонам жизни общества и советского государства в годы суровых испытаний. Однако при кажущейся массовости выходивших работ тема патриотического служения учительства в годы Великой Отечественной войны остается малоизученной. Хотя в литературе разных лет приводятся примеры героического труда учительства страны [3; 4; 6; 13; 17; 20; 21; 22].

Заметим, что в публикациях последних лет успешно продолжается традиция сочетания конкретно-исторического анализа общегосударственных документов и тщательной репрезентации региональных источников. На их основе показывается активная патриотическая деятельность педагогов российских школ в годы военного лихолетья, раскрывается проблема взаимодействия органов государственной власти и педагогического сообщества [1; 7].

Тем не менее нынешнему поколению историков предстоит еще много сделать для того, чтобы многочисленные сведения о великом подвиге,

совершенном нашим народом и, в частности, представителями учительской профессии, заиграли красками сегодняшнего дня, а не превратились в историографические рудименты. И, надо сказать, подобные труды появляются в последние десятилетия [2; 5]. Это обстоятельство позволяет выразить надежду, что память о подвиге работников народного просвещения в годы военного лихолетья продолжится в новых поколениях российских педагогов и обучающихся.

Тяжелые условия начального периода войны заставили государственные органы прибегнуть к чрезвычайным методам руководства народным просвещением и деятельностью педагогов. Тем не менее власть осознавала, что школа и учитель несут прежде всего высокую гуманистическую миссию. А это требовало пристального внимания и бережного, гуманного отношения к педагогам.

Уже с середины 1942/43 учебного года управление деятельностью учительства стало возвращаться к довоенным формам, естественно, с учетом условий военного времени. Иными словами, на протяжении всех военных лет в руководстве учительством страны важное место отводилось сохранению гуманистических начал, присущих отечественному просвещению. И это обстоятельство стало одним из многочисленных духовных источников нашей Великой Победы.

Применение жестких методов административного руководства, безусловно, имело место. Но, используя их, в первый, самый тяжелый период войны, советскому руководству удалось оперативно решить сложные организационные задачи. Например, обеспечить эвакуацию вглубь страны большого числа детей из западных районов СССР. Тем самым были сохранены десятки и сотни тысяч жизней целого поколения украинцев, белорусов, молдаван, народов Прибалтики, дети которых продолжили школьное обучение на территории Российской Федерации и среднеазиатских республик.

Исторической заслугой государственной власти и патриотической деятельности учительства страны стало быстрое восстановление школьной сети на освобожденной от врага территории. Это стало важнейшей организационно-политической задачей, на решение которой были направлены все силы и средства, которые находились в распоряжении государства и общества. И сегодня, спустя многие годы после начала Великой Отечественной войны, вызывает глубочайшее уважение, например, тот факт, что в западных районах Московской области, осво-

божденных в результате контрнаступления Красной армии, учителя незамедлительно, не дожидаясь официальных распоряжений, начинали проводить занятия со школьниками. В тяжелых условиях первой военной зимы они приспосабливали для учебных занятий любые, даже минимально сохранившиеся после тяжелых боев помещения.

В каждом регионе нашей страны проводилась большая работа по поддержанию бесперебойной работы школ на протяжении всей Великой Отечественной войны. И эта героическая деятельность учительства способствовала приближению победы над врагом. Местные органы власти всемерно способствовали активной работе педагогов. В условиях ограниченности материальных ресурсов они изыскивали любую возможность оказать помощь учителям.

Рубежным в решении многих вопросов развития отечественного общего образования стал 1943 год — год коренного перелома в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. Уже в конце учебного года педагоги страны стали возвращаться к довоенным условиям работы. Наркомпрос РСФСР поставил перед учителями задачу возвращения к живой содержательной деятельности. В частности, рекомендовалось вести активную урочную и внеурочную работу со школьниками, ориентированную на конкретный воспитательный результат. Именно систематической воспитательной работой в течение всего времени нахождения ребенка в стенах школы, а не одномоментными акциями, рассчитанными на быстрый внешний эффект, можно было организовать систематическое и целенаправленное воспитание. Такова была единая позиция всех органов государственной власти.

Большое воспитательное значение имело введение в августе 1943 г.— впервые за советское время — Правил для учащихся. Аналогичный документ существовал в стране только в дореволюционной школе и был принят в 1874 году. Утвержденные Правила задавали конкретные нормы социального поведения учащихся советской школы [8, с. 178]. Принятые спустя четверть века после революции и создания новой системы просвещения в стране, они изменяли образовательное пространство и не только формировали коллективное поведение в учебных заведениях, но и существенным образом влияли на развитие внутреннего круга учащихся и педагогических работников. По сути, задавался новый социальный и индивидуальный и культурный облик будущего гражданина Советского Союза, активного строителя коммунизма.

Таким образом, в самый разгар Великой Отечественной войны государство задумывалось о будущем, ставя перед учительством страны новые стратегические задачи по воспитанию и обучению юных граждан страны.

Введение Правил поставило учителя в новое положение, при котором он не только должен быть арбитром поведения учащихся, но и выступать образцом поведения, следуя идеалам советской культуры. В этой связи «Учительская газета» отмечала: «Культура советского человека — понятие широкое и разностороннее. Мы говорим о нравственной культуре, о культуре труда и поведения, о культуре речи, о художественной и образовательной культуре. Однако есть нечто общее, единое, что характерно для любого проявления культуры. Это общее — в неуклонном следовании самым высоким и благородным образцам. Это единое — в той глубине воспитания, при которой воспринятый навык становится органической чертой характера. Культура есть то, что остается в человеке на всю жизнь, что наиболее полно выражает его духовный облик» [14].

Призывы к учительству активно содействовать развитию отечественного просвещения, направить все физические и духовные силы на сохранение человеческого потенциала в тяжелейших условиях военного времени были не единовременной агитационной кампанией, а тщательно продуманной линией социальной политики советского государства.

В тяжелейших условиях военного времени с 1 августа 1943 г. всем педагогическим работникам страны была повышена заработная плата. С этого момента основным принципом, дифференцирующим оплату труда учителей, стал педагогический стаж. Соответствующее Постановление правительства было подписано 11 августа 1943 г. [10]

Такое решение имело большое значение для развития учительского корпуса страны. Во-первых, педагоги восприняли повышение заработной платы как благодарность власти за свой патриотический труд; во-вторых, это стало стимулом улучшения качества педагогического труда, в-третьих, способствовало привлечению к работе в школе молодого поколения учителей, которым предстояла грандиозная работа по восстановлению и дальнейшему развитию системы образования страны.

Принятое решение было особенно важно и в связи с острейшей проблемой педагогических кадров, которая сложилась в период Великой Отечественной войны. В годы войны был не просто недостаток учителей, особенно квалифицированных. Война ускорила изменения в социальной

структуре отечественного учительства, прервала естественную связь поколений.

Нельзя сказать, что в годы Великой Отечественной войны были разрушены ценностные основания учительского труда, которые поддерживались большинством педагогического сообщества. В то же время среди работников образования стали складываться новые отношения, и это обстоятельство оперативно учитывалась органами государственной власти. Несмотря на административные методы руководства, оправданные исключительными условиями военного времени, государственная политика в отношении учительства допускала элементы свободы и демократизма, тем самым обеспечивая непрерывность реализации принципов приоритета гуманистических начал педагогической деятельности.

Накануне нового 1943/1944 учебного года, с 3-го по 6 августа, в Москве состоялось Всероссийское совещание по народному образованию. Главным событием совещания стал доклад Народного комиссара просвещения РСФСР В. П. Потемкина «О работе школ за истекший период Великой Отечественной войны и о задачах школы на 1943-1944 учебный год». В этом докладе были проанализированы проблемы, с которыми столкнулась отечественная общеобразовательная школа в условиях военного времени. Первоочередными были названы: организация всеобщего обучения, забота о детях фронтовиков и сиротах, помощь учителей в проведении агитационных кампаний и их участие в сельскохозяйственных работах. Одной из главных государственных задач было названо удовлетворение духовных и профессиональных запросов учителя. Для этого предусматривалось проведение ряда мероприятий. Например, было признано необходимым возобновление издания «Библиотеки для учителя». В нее намечалось включать те книги, которые способствовали развитию профессионального, общекультурного и политического кругозора работников просвещения [11].

Планируя изменения в системе народного просвещения СССР, которые стали осуществляться с 1943/44 учебного года, советское государство пошло по пути укрепления правового и общественного статуса учительства — главного социального ресурса, способного реально воплотить намечаемые планы.

Выдвигая крупные стратегические задачи по развитию народного просвещения, руководство страны стремилось создать необходимые условия для четкой их реализации. Органы государственной власти

постоянно призывали учительство не допускать фактов «педагогического прожектерства», наполнять педагогический процесс живым словом и воспитательным воздействием на учащегося [16, с. 1].

Важнейшая задача советского учителя определялась как грамотная и целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса в школе. Одним из ведущих принципов назывался принцип научности обучения. Поскольку в школе преподавались основы научных знаний, то процесс обучения должен был также быть организован на научно-педагогических основах.

Во время Великой Отечественной войны руководство страны разработало детальный механизм реализации этой задачи. Одним из мероприятий по улучшению учебной работы, оказавших существенное влияние на характер и содержание работы учителя, стал запрет социалистического соревнования по учебной работе. В приказе наркома просвещения от 25 января 1944 г. № 52 отмечалось, что «социалистическое соревнование, механически перенесенное из области производства в учебную работу школы, вредно отражается на качестве обучения и дисциплине в школе. Заключение договоров между учителями, учащимися и школами с обязательством давать 100-процентную успеваемость и определенное число отличных и хороших отметок приводит к искусственному завышению оценок успеваемости, ослабляет требовательность учителей к учащимся, снижает роль учителя в учебно-воспитательной работе школы. Учитель перестает объективно подходить к оценке знаний учащихся, так как органы народного образования оценивают качество его работы в зависимости от процента успеваемости учащихся данного класса. Некоторые учащиеся используют самообязательства учителей о 100-процентной успеваемости для прикрытия своей нерадивости и лености. В результате таких извращений основ учебно-воспитательного дела во многих школах формальные показатели успеваемости растут, а в действительности учащиеся не становятся грамотнее и образованнее» [12].

Органы государственной власти и педагогическая общественность объединились в решении задачи «устранения всех форм прямого и косвенного давления на учителя» [19]. Неоднократно упоминалось о необходимости повышения требовательности к ученику, о педагогическом значении правильно выставленной отметки, которая «должна быть убедительна» и отражать действительные знания учащихся [19]. Стал критиковаться метод накопления отметок, когда оценивался любой,

пусть даже самый простой ответ школьника, его реплика на уроке. «Это делается для того, чтобы припасти для неуспевающего и нерадивого ученика удовлетворительную или хорошую отметку: затем ему можно будет вывести за четверть итоговую посредственную оценку» [19].

29 марта 1944 г. в «Учительской газете» была опубликована передовая статья «Строго соблюдать требования советской дидактики». В ней учителя призывались к постоянному повышению требовательности и к учащимся, и к себе, а качество знаний ставилось в зависимость от качества преподавательской работы учителя [18]. Под этим подразумевалась тщательная подготовка к уроку, выбор оптимальных способов передачи учебного материала в каждом конкретном случае. Для этого педагоги призывались неустанно повышать квалификацию и заниматься самообразованием. Главными принципами организации учебного процесса назывались наглядность, сознательность и активность учащихся [18]. Эти требования во многом определяли социально-ролевое положение главных участников образовательного процесса — учителя и ученика, определяли порядок их личностного взаимодействия для достижения социально значимых результатов.

В целом политика советского государства в отношении учительства имела последовательный характер. Если в первые месяцы и годы Великой Отечественной войны она отличалась жесткостью и требовательностью с неукоснительным соблюдением четко выраженных административных требований, то с коренным переломом в войне она не только стала принимать довоенные формы, но и была несколько либерализирована.

Государство по достоинству оценило трудовой подвиг учительства России в годы Великой Отечественной войны. 14 декабря 1944 г., накануне Нового года, ставшего годом нашей Великой Победы, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями учителей школ РСФСР» [9]. Орденом Ленина были награждены 205 педагогов. 1 421 учитель получил Орден Трудового Красного Знамени, 982 человека — Орден «Знак Почета». 1 317 учителей были награждены медалью «За трудовую доблесть», 1 302 — «За трудовое отличие» [9].

Такой высокой оценки работы учителя со стороны государства ранее не было. Этим решением государственной власти было подтверждено, что Учитель России выполнил миссию, предназначенную ему Историей. Несмотря на сложности, сопровождавшие процесс становления учителя нового общества, учительство, став проводником новых идей и нового го-

сударственного устройства страны, продолжало свою профессиональную деятельность на основе лучших традиций отечественной педагогики, которой в любые времена свойственны высокие гуманистические цели и идеалы.

Опыт реализации государственной политики в отношении учительства в годы Великой Отечественной войны дает сегодня ценные исторические уроки. Прежде всего, необходимо помнить, что в те годы, в условиях сложного и неоднозначного политического климата в СССР, государству удалось обеспечить два условия нормальной деятельности учительства как важнейшего социального звена системы просвещения страны: его патриотический подъем и четкую организационно-управленческую, идеологически обеспеченную деятельность структур партийного руководства и советского управления педагогическими кадрами.

Со своей стороны советский учитель, реализуя требования государственной власти, стал не только воспитателем молодого поколения, но и его оберегом, истинным просветителем в самом высоком, можно сказать, сакральном смысле этого слова. Учительство России стало связующим звеном для продолжения отечественных гуманистических традиций.

Под руководством органов государственной власти учительство страны вело повседневную деятельность, итогом которой стало сохранение образовательного пространства страны, сохранение школьной системы, а главное, учащихся — человеческого потенциала. Более того, благодаря высокопрофессиональной деятельности и полной духовной отдаче в выполнении своего профессионального долга учителя страны заложили основу поступательного развития системы народного просвещения в послевоенное время.

Статья подготовлена в рамках государственного задания ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00086-19-01 на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг. Проект «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании (№ 27.80892017/ БЧ).

Литература

1. Болокина Л. А. Власть и учительство Калининской области в годы Великой Отечественной войны // Гасырлар Авазы. 2019. № 1. С. 77-90.

2. Бурлинова А. Ю., КувшиноваЕ. Е. Московское образование в годы войны, 1941-1945. М., 2007. 526 с.

3. Володин С. А. Подвиг продолжается. Очерки об учителях — участниках Великой Отечественной войны. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1990. 191 с.

4. Дрыночкин В. В. Великая Отечественная война и функционирование советской системы народного образования (на материалах государственных, партийных, общественно-политических организаций и патриотических движений страны): дисс. ... докт. ист. наук. М., 1992. 397 с.

5. Жукова О. Г. Культурная жизнь СССР как феномен повседневности Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2016. 227 с.

6. КонстантиновН. А. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948. 472 с.

7. Малхасян Н. В. Политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 1, № 3. (Педагогические науки). С. 55-57.

8. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. М.: Педагогика, 1974. 500 с.

9. О награждении орденами и медалями учителей школ РСФСР: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14.12.1944 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=37262#03634024596482679 (дата обращения: 09.03.2020).

10. О повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ: Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП (б) [Электронный ресурс]. URL: http://istmat.info/node/20312 (дата обращения: 29.02.2020).

11. О работе школ за истекший период Великой Отечественной войны и задачах школы на 1943-1944 учебный год. Доклад народного комиссара просвещения РСФСР тов. В. П. Потемкина на Всероссийском совещании по народному образованию 5-6 августа 1943 г. // Учительская газета. 07.08.1943. № 32. С. 2.

12. О социалистическом соревновании в школе: Приказ Наркомпроса РСФСР от 25.01.1944 № 52 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU &n=34623#046641313269343687 (дата обращения: 26.02.2020).

13. Овчинников А. В. Учитель в трудные годы войны // Педагогика. 1995. № 6. С. 96-98.

14. Повседневно, настойчиво осуществлять Правила для учащихся// Учительская газета.

29.11.1943. № 50.

15. Половецкий С. Д. Московское образование в дни суровых испытаний // Проблемы современного образования. 2016. № 6. С. 111-117.

16. Против прожектерства в педагогической работе // Учительская газета. 1943. 31 марта 1944. С. 1.

17. Россинский Ю. Г. Система образования РСФСР в годы Великой Отечественной войны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 2. С. 24-39.

18. Строго соблюдать принципы советской дидактики // Учительская газета. 29.03.1944. № 14. С. 1.

19. Устранить все формы прямого и косвенного давления на учителя// Учительская газета.

08.03.1944. № 11. С. 3

20. Черник С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. Историко-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. 239 с.

21. Черник С. А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М.: Педагогика, 1975. 119 с.

22. Яркина Т. Ф. Школа РСФСР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): дисс. ... канд. пед. наук. М., 1954.

AUTHORITIES AND TEACHING OF RUSSIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article indicated, it had been directed to all-embracing social and professional support of pedagogues. The pursued policy had positive outcomes. Its implementation not only contributed to mobilization of the country's pedagogic community for the full performance of its teaching duty but also created a positive effect on social development of teaching. The government not only had never forgotten about the mere pedagogical tasks that built a framework for intensive development of national professional teaching opportunities already in the postwar period.

A new national teaching generation who had survived the ordeals of the wartime past

made a decisive contribution to the progressive development of the Soviet school in the postwar period,— in fact by providing a solution for the most important political challenge of that time: to turn the national education system into a global front-runner.

Keywords: Great Patriotic War, Educational system, teaching, education policy, teaching staff.

References

• Bolokina L. A. Vlast' i uchitel'stvo Kalininskoj oblasti v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Gasyrlar Avazy. 2019. № 1. S. 77-90. [In Rus].

• Burlinova A. YU., Kuvshinova E. E. Moskovskoe obrazovanie v gody vojny, 1941-1945. M., 2007. 526 s.

• Chernik S. A. Sovetskaya obshcheobrazovatel'naya shkola v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie. M.: Pedagogika, 1984.— 239 s. [In Rus].

• ChernikS. A. Sovetskaya shkola v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. M.: Pedagogika, 1975. 119 s. [In Rus].

• Drynochkin V. V. Velikaya Otechestvennaya vojna i funkcionirovanie sovetskoj sistemy narodnogo obrazovaniya (na materialah gosudarstvennyh, partijnyh, obshchestvenno-politicheskih organizacij i patrioticheskih dvizhenij strany): diss. ... dokt. ist. nauk. M., 1992. 397 s. [In Rus].

• KonstantinovN. A. Ocherki po istorii sovetskoj shkoly RSFSR za 30 let. M., 1948. 472 s. [In Rus].

• Malhasyan N. V. Politika sovetskogo pravitel'stva v oblasti narodnogo obrazovaniya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011. T. 1, № 3. (Pedagogicheskie nau-ki). S. 55-57. [In Rus].

• Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naya shkola. Sbornik dokumentov. 1917-1973.M.: Pedagogika, 1974. 500 s. [In Rus].

• O nagrazhdenii ordenami i medalyami uchitelej shkol RSFSR: Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 14.12.1944 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=ESU&n=37262#03634024596482679 (data obrashcheniya: 09.03.2020). [In Rus].

• O povyshenii zarabotnoj platy uchitelyam i drugim rabotnikam nachal'nyh i srednih shkol: Postanovlenie Soveta Narodnyh Komissarov Soyuza SSR i Central'nogo Komiteta VKP(b) [Elektronnyj resurs]. URL: http://istmat.info/node/20312 (data obrashcheniya: 29.02.2020). [In Rus].

• O rabote shkol za istekshij period Velikoj Otechestvennoj vojny i zadachah shkoly na 1943-1944 ucheb-nyj god. Doklad narodnogo komissara prosveshcheniya RSFSR tov. V. P. Potemkina na Vserossijskom soveshchanii po narodnomu obrazovaniyu 5-6 avgusta 1943 g. // Uchitel'skaya gazeta. 07.08.1943. № 32. S. 2. [In Rus].

• O socialisticheskom sorevnovanii v shkole: Prikaz Narkomprosa RSFSR ot 25.01.1944 № 52 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU &n=34623#046641313269343687 (data obrashcheniya: 26.02.2020) [In Rus].

• Ovchinnikov A. V. Uchitel' v trudnye gody vojny // Pedagogika. 1995. № 6. S. 96-98 [In Rus].

• Poloveckij S. D. Moskovskoe obrazovanie v dni surovyh ispytanij // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2016. № 6. S. 111-117. [In Rus].

• Povsednevno, nastojchivo osushchestvlyat' Pravila dlya uchashchihsya// Uchitel'skaya gazeta. 29.11.1943. № 50. [In Rus].

• Protiv prozhekterstva v pedagogicheskoj rabote // Uchitel'skaya gazeta. 1943. 31 marta 1944. S.1

• Rossinskij YU. G. Sistema obrazovaniya RSFSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2015. № 2. S. 24-39. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Strogo soblyudat' principy sovetskoj didaktiki // Uchitel'skaya gazeta. 29.03.1944. № 14. S.1 [In Rus].

• Ustranit' vse formy pryamogo i kosvennogo davleniya na uchitelya// Uchitel'skaya gazeta. 08.03.1944. № 11. S. 3. [In Rus].

• Volodin S. A. Podvig prodolzhaetsya. Ocherki ob uchitelyah — uchastnikah Velikoj Otechestvennoj vojny. 2-e izd., dop. M.: Prosveshchenie, 1990. 191 s. [In Rus].

• Yarkina T. F. SHkola RSFSR v period Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.): diss. ... kand. ped. nauk. M., 1954. [In Rus].

• Zhukova O. G. Kul'turnaya zhizn' SSSR kak fenomen povsednevnosti Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. M.: Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo un-ta, 2016. 227 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.