Научная статья на тему 'Власть и общество в условиях перестройки в СССР'

Власть и общество в условиях перестройки в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9465
1238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Перестройка / партии / демократия / гласность / плюрализм / социализм / безопасность / внешняя политика / «Мурманские инициативы» / "Murmansk Initiative." / Makeover games / democracy / openness / pluralism / socialism / security / foreign policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шех Александр Владимирович

Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) – один из наиболее противоречивых периодов в истории России. В условиях плюрализма мнений в исторической науке разрабатываются новые подходы, позволяющие иначе взглянуть на реформы, проводимые М.С. Горбачевым. В данной статье приводится краткий анализ ситуации, сложившейся в отечественной историографии по данной проблематике. Рассказывается о визите Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в Мурманск осенью 1987 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWER AND SOCIETY IN THE CONDITIONS OF PERESTROIKA IN THE USSR

Perestroika in the USSR (1985-1991) One of the most controversial periods in the history of Russia. In the context of pluralism in historical science is developing new approaches to take another look at the reforms undertaken by Mikhail Gorbachev. This article provides a brief analysis of the current situation of national historiography on the subject. In addition to the work describes the visit of the General Secretary of the CPSU Mikhail Gorbachev in Murmansk the fall of 1987.

Текст научной работы на тему «Власть и общество в условиях перестройки в СССР»

post-graduate of Kola Science Centre RAS

УДК 323.21(470.21)

А. В. Шех

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР Аннотация

Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) - один из наиболее противоречивых периодов в истории России. В условиях плюрализма мнений в исторической науке разрабатываются новые подходы, позволяющие иначе взглянуть на реформы, проводимые М.С. Горбачевым. В данной статье приводится краткий анализ ситуации, сложившейся в отечественной историографии по данной проблематике. Рассказывается о визите Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в Мурманск осенью 1987 года.

Ключевые слова:

Перестройка, партии, демократия, гласность, плюрализм, социализм, безопасность, внешняя политика, «Мурманские инициативы».

A. V. Sheh

POWER AND SOCIETY IN THE CONDITIONS OF PERESTROIKA IN THE USSR Abstract

Perestroika in the USSR (1985-1991) - One of the most controversial periods in the history of Russia. In the context of pluralism in historical science is developing new approaches to take another look at the reforms undertaken by Mikhail Gorbachev. This article provides a brief analysis of the current situation of national historiography on the subject. In addition to the work describes the visit of the General Secretary of the CPSU Mikhail Gorbachev in Murmansk the fall of 1987.

Key words:

Makeover games, democracy, openness, pluralism, socialism, security, foreign policy, "Murmansk Initiative."

Перестройка 1985-1991 гг., объявленная Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым, показала, что глубинные перемены в жизни общества являются весомым фактором в политической жизни страны В переломные периоды истории не столько институты власти, сколько само общество превращается в реальную политическую силу, способную определить будущее страны. Не будет преувеличением говорить о том, что в этот период массовые настроения во многом определяли политический и экономический курс СССР, задавали темп реформационным процессам, подготовили страну к формированию новой постсоветской государственности.

В современной отечественной и зарубежной исторической науке наблюдается интерес к изучению опыта советских политических и экономических преобразований, осуществленных М.С. Горбачевым и его командой. Связано это, в частности, с происходящими в последние десятилетия внешнеполитическими событиями, с проблемами отсутствия единого и четкого понимания причин, которые привели к краху

152

Советского Союза. Все это обуславливает актуальность изучения роли и значения Перестройки 1985-1991 гг. на разных этапах ее осуществления и развития.

1986 г. - год начала перестройки, политического брожения, когда спонтанно появлялись самые неожиданные общественные группы, люди не боялись обмениваться мнениями. Особенностью возрождавшейся в России многопартийности являлось формирование различных партий, блоков, обществ. Осенью 1989 года на конференции в Свердловске была создана Межрегиональная ассоциация демократических организаций, ставившая задачей объединение всех оппозиционных КПСС сил. В феврале 1990 года был создан Российский народный фронт и формировались другие демократические движения [Мурман, 2002: 102-103].

В июне 1990 года возник центристский блок политических партий и движений, созванных по инициативе Либерально-демократической партии Советского Союза, Союза демократических сил им. А. Сахарова и Партии мира. Несмотря на кипучую активность, этот блок не пользовался доверием и не имел популярности у граждан и в кругах неформалов.

Серьезной политической силой могло стать движение «Демократическая Россия», учрежденное 20-21 октября 1990 года в Москве. В него вошли ДПР, СДПР, РПР, СвДПР, «Мемориал», «Апрель» и многие другие набиравшие силу организации, оппонирующие КП РСФСР. Но, с точки зрения международной классификации, «Демократическая Россия» - это был особый феномен, объединявший три основных политических течения: социал-демократов, либералов, консерваторов и христианских демократов. Во всем мире они давно существуют как самостоятельные силы.

Возникновение неформальных политизированных объединений в Мурманской области стало возможным во многом благодаря изменению внутренней политики КПСС -«руководящей и направляющей силы» того времени (после прихода к руководству компартией и государством М.С. Горбачева в марте 1985 года). Политика перестройки и гласности сделала возможным реализацию элементарных прав человека, в том числе свободы партий и ассоциаций. До начала перестройки участие в политике было вотчиной КПСС или горьким, во многих случаях трагическим, уделом небольшой горстки «инакомыслящих», «диссидентов».

Первыми неформальными объединениями в Мурманской области стали Добровольное общество содействия перестройке, созданное в г. Апатиты сотрудниками Полярного геофизического института в июне 1987 года, и Мурманский городской дискуссионный клуб «Гражданская инициатива», оформившийся в апреле 1988 года. В ноябре того же года он был преобразован в общественно-политический клуб и официально зарегистрирован 7 февраля 1989 года - одним из первых в РСФСР. Основные принципы и цели объединений - демократия, развитие гражданского самосознания, борьба против сталинизма [Мурман, 2002: 103].

Первое собрание клуба «Гражданская инициатива» было посвящено нашумевшей книге А. Рыбакова «Дети Арбата»; сначала это был дискуссионный клуб по интересам, и участники хотели высказаться, обменяться информацией. Обсуждали важные для страны вопросы: о «белых пятнах» нашей истории 1920-1950-х годов, о перестройке

политической системы СССР, о сущности социализма. В клубе работали секции -экологии, экономики идеологии, права [Мурман, 2002: 103].

В актив клуба входили: Андреев О.А., Бейдерман И.М., Еременко Е.А., Князева И.А., Маевский Ю.М., Максимова Л.А., Серебров Л.И., Симуков Ю.А., Трошин А.В., всего было около 80 человек. На заседании, приуроченном к очередной годовщине Великой Октябрьской революции, более 300 человек обсуждали статус данного события, что это было - революция, переворот, путч? [Мурман, 2002: 103].

1989 год был годом создания новых различных неформальных объединений и роста их численности. К лету 1989 года в Мурманской области их насчитывалось более 20, в основном политической, экологической, исторической направленности.

153

Одна из основных проблем современной российской и зарубежной историографии состоит в том, что экономические и политические процессы в стране часто исследуются в отрыве от своего социального фона. Однако известный современный российский историк А.С. Барсенков считает, что при анализе причины результатов перестройки прежде всего стоит обратить внимание на перманентное ухудшение социально-экономического положения в 1986-1991 гг., что явилось результатом неблагоприятного сочетания целого ряда обстоятельств. Вместе с тем форма, в которой произошел распад государства, была обусловлена комплексом межэтнических и федеративных противоречий, к актуализации которых союзное руководство во главе с Горбачевым оказалось не готовым [Горбачевские чтения, 2003: 196-205].

В отечественной историографии проблемы социального развития, повседневной жизни советского общества часто незаслуженно обходись вниманием историков. Предметом исследования, как правило, являлись вопросы политической жизни, демократизации, роли партии в политической, экономической и гуманитарных областях.

На рубеже 1980-1990-х гг. внимание историков концентрировалось на изменении государственной идеологии, новых проектах экономического развития страны, программах только появившихся политических партий и общественных организаций. На волне провозглашенной свободы слова появились работы, посвященные взаимодействию советской элиты и общества, стали публиковаться данные социологических опросов, различные мониторинги общественного мнения [Величко, 2005: 200].

После распада СССР в отечественной историографии появился блок исследований, посвященных уровню жизни и социального развития СССР в 1985-1991 гг. [Абалкин, 1989: 10-13]. Работы данного направления приобрели актуальность в первой половине 1990-х гг., когда начали проявляться первые последствия экономических реформ. Специалисты отмечали рост негативных оценок советской экономической политики, случаи проявления массового недовольства уровнем жизни, вводом карточной системы распределения товаров первой необходимости [Борисов, 1990: 116].

В середине 1990-е гг. период перестройки вызывал повышенный интерес у историков. В это время появился комплекс работ, в которых анализировалось влияние системных реформ на общественное развитие, структуру населения и отдельные социальные группы. Другой комплекс исследований составляют труды, показывающие истоки социальных преобразований, их объективную обусловленность интересами различных социальных групп и слоев. Они также содержат интересные данные о наиболее заметных переломных моментах в политическом курсе страны, непосредственно отражавшихся на социальных процессах. Несмотря на наличие определенных политических пристрастий авторов, работы данного плана дают богатый материал, свидетельствующий о значительном, а часто и ведущем влиянии общественности на принятие важных политических решений [Кудрявцев, 1991: 96].

Целью проводимых реформ было провозглашено создание правового социалистического государства, демократизация существующего режима. Необходимость проведения преобразований была вызвана кризисом советской системы, падением авторитета СССР в глазах мировой общественности. В этот сравнительно небольшой по хронологии период в жизни страны произошли кардинальные изменения, затронувшие основы государственного строя, общественных отношений, экономических принципов. Эти грандиозные по масштабам и значимости изменения происходили при самом непосредственном участии советской общественности и интеллигенции [Громов, 1990: 269].

Среди открытых и доступных источников и публикаций выделяются решения партии и правительства по социальным вопросам, опубликованные результаты разнообразных общественных опросов, письма граждан в центральные издания, материалы дискуссий и круглых столов, ставших особенно популярными в годы перестройки. Общественная жизнь в СССР отразилась в государственных программах

154

социально-экономического развития, которые являются ценным источником. Исследование социальных процессов стало приобретать популярность лишь на рубеже 1990-2000-х гг., что связано с переменами в развитии социально-гуманитарного знания, поиском новых подходов к исследованию традиционных вопросов.

1985 год стал началом нового этапа не только в жизни всего Советского Союза, но и Мурманской области в частности. Еще со времен руководства страной Л.И. Брежневым в ЦК КПСС и Совете министров лежали документы, касающиеся рассмотрения вопроса о присвоении звания Мурманску «Город - герой». Однако только с приходом к власти Михаила Горбачева было принято положительное решение. 6 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания «Город - герой» городам Мурманску и Смоленску» [Киселев, 2011: 203].

Вместе с тем процесс подготовки вручения награды затянулся. Только 30 сентября 1987 года в аэропорту Мурманска приземлился самолет, на борту которого находился Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев с супругой Раисой Максимовной Горбачевой [Горячкин, 2007: 113-114]. Видимо, сам факт вручения высокой награды руководством страны был важен с точки зрения исправления «исторической ошибки» и одновременно получения поддержки и одобрения выбранного курса жителями региона и представителями самого сильного в Советском Союзе Северного флота.

Государство после Второй мировой войны проявляло заинтересованность в формировании на Кольском полуострове оседлого населения, в частности, это проявлялось в финансировании социальной сферы. В этот период в Мурманской области открылись два высших учебных заведения. Появлялись новые учреждения здравоохранения и культуры. Свое развитие в регионе получает и историческая наука. До начала 50-х годов XX века региональная наука не проявляла серьезного интереса к истории Мурманской области. В основном изучением истории Кольского Севера занимались ученые из Москвы и Ленинграда. Собственных научных кадров в Мурманске не было.

Ситуация начинает изменяться с появлением двух высших учебных заведений. В 1950 году было открыто Мурманское высшее мореходное училище. В 1956 году Мурманский учительский институт был реорганизован в Мурманский государственный педагогический институт. Были учреждены кафедры с научными кадрами в области истории. Кафедры марксизма-ленинизма созданы в Мурманском высшем мореходном училище и в Мурманском педагогическом институте. В 1960 году в педагогическом институте была образована кафедра истории.

В качестве проблематики исследователями была выбрана региональная история. Наряду с Архангельском, Петрозаводском и Сыктывкаром, Мурманск стал центром исторического регионоведения на Европейском Севере. В Мурманском педагогическом институте собралась значительная часть регионоведческих сил Заполярья. Там стали работать доктора исторических наук, профессора Ю.Н. Климов, А.А. Киселев, И.Ф. Ушаков, М.И. Сухарев, доценты Т.А. Киселева, С.А. Смирнов и Н.А. Дмитриев [Фёдоров, 2004: 27].

Работали историки-регионоведы и в Высшем морском мореходном училище. В 1960-х годах здесь сформировалась плеяда специалистов, в которую входили кандидаты исторических наук, доценты А.Д. Безымяннов, И.М. Пантелеев, Г.И. Неруш, В.Н. Терещенко, В.Н. Менюшков, Т.И. Соловьева, В.Я. Шашков. Возглавлял коллектив доктор исторических наук, профессор В.П. Пятовский [Фёдоров, 2004: 28].

В сферу научных интересов большинства мурманских историков входила история Европейского Севера и история КПСС. Предпочтение большинства отдавалось изучению XX века. Историко-партийная направленность научного сообщества позволила подготовить к 1969 году труд «Очерки истории Мурманской организации КПСС». Профессорами А.А. Киселевым, М.И. Сухаревым и В.П. Пятовским была создана история

155

государственных преобразований на Европейском Севере СССР в послеоктябрьский период до начала 1960-х гг. [Фёдоров, 2004: 28]. Доктор исторических наук, профессор И.Ф. Ушаков занимался дореволюционной историей Кольского полуострова.

Основой подготовки научных исторических кадров для Мурманска стал Ленинград. В частности, Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена, при котором работали аспирантура и докторантура, поощрявшие исторические исследования в области Европейского Севера.

Данные процессы обуславливались, прежде всего, необходимостью поиска новых видов сырья и открытия способов его переработки. В 1949 году Академия наук СССР создала в Мурманской области свой филиал, который через год после визита в регион Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева превратился в Кольский научный центр Академии наук СССР [Кольский Север, 2012: 131]. В целом это способствовало формированию на Кольском Севере своей интеллигенции и активизации общественной жизни. Впоследствии это сказалось на либерализации политической сферы страны в период перестройки во второй половине 1980-х гг., когда отчетливо зазвучала общественная критика власти из-за возникших экономических проблем.

В тот период стала популярна идея о том, что все крупные преобразования на Кольском Севере оказались возможными благодаря потребности, которая была у общества и государства в отношении его ресурсов, что только благодаря государству послевоенные годы стали «Золотым веком» Мурмана.

Эту позицию отчасти подтвердила перестройка. С началом реформ Михаила Горбачева, ставших причиной кризисных явлений в Советском Союзе, слабело государство, а вместе с ним и экономика Мурманской области. Созданная для функционирования в командно-административной системе, она оказалась не готова к переходу к рынку.

Вместе с тем первоначально приход к власти в стране новой молодой команды воспринимался тогдашним руководством Мурманской области положительно. Согласно воспоминаниям В. Н.Птицына, занимавшего пост первого секретаря обкома партии, возникла надежда на эволюционные изменения в стране, поэтому предложения о перестройке имели полную поддержку [Годы застойные, 2000: 26]. Предложенные преобразования не нарушали социалистических принципов развития и ориентировались, главным образом, на ускорение научно-технического прогресса. По решению ЦК КПСС, главная тяжесть перестройки ложилась не на плечи людей, а на технику и новые технологии [Годы застойные, 2000: 26].

1 октября 1987 года в ДК имени С.М. Кирова г. Мурманска состоялось торжественное собрание, на котором М.С. Горбачев выступил перед собравшимися с докладом и прикрепил к знамени города орден Ленина и Золотую Звезду. В своем выступлении Генеральный секретарь подчеркнул важность роли гласности в улучшении социального самочувствия, а также отметил низкие темпы строительства жилья и объектов соцкультбыта, небольшое количество теплиц. На фоне своих предшественников, согласно воспоминаниям В.И. Горячкина, Горбачев показался многим собравшимся умным, энергичным лидером партии [Горячкин, 2007: 114]. За время пребывания в Заполярье делегация посетила крупные промышленные предприятия в Мурманске и Мончегорске, на которых прошли многочисленные встречи с населением.

Важной с точки зрения внешней политики была речь М.С. Горбачева на торжественном собрании, посвященном вручению городу Мурманску наград. Руководитель партии выдвинул в ней шесть инициатив, названных впоследствии мурманскими: создание безъядерной зоны в Северной Европе, ограничение военноморской активности в прилегающих к этому району морях, организация мирного сотрудничества по рациональному освоению ресурсов Севера, содействие научному исследованию Арктики, принятие мер по охране окружающей среды, открытие в зависимости от нормализации международных отношений Северного морского пути для

156

прохода иностранных судов при советской ледокольной проводке с правом захода в советские порты.

Актуальности «мурманских инициатив» служило то, что они учитывали интересы государств региона, соблюдая принципы равенства и безопасности. Это был своеобразный призыв к открытости, диалогу, добрососедству, что и предполагала перестройка. Выступление генсека непосредственно предшествовало начавшемуся 6 октября 1987 года визиту в СССР президента Финляндии Мауно Койвисто.

В январе 1990 года в газетах стали появляться статьи, касающиеся международной политики в Арктике [Киселев, 2011: 229]. Приводимая в них информация отражала сделанные в Мурманске заявления.

По итогам визита 8 октября 1987 года состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, на которое были приглашены первый секретарь обкома партии В.Н. Птицын и председатель облисполкома Ю.З. Балакшин. На заседании выступил председатель Госплана СССР Ю.Д. Маслюков, который акцентировал внимание на экстенсивном развитии Мурманской области в последние годы. По итогам заседания по поручению М.С. Горбачева было издано постановление КК КПСС и Совета министров СССР « О мерах по ускорению экономического и социального развития Мурманской области в 1988-1990 годах и в период до 2005 года». Официальное постановление № 338 от 10 марта 1988 года было опубликовано 13 апреля 1988 года в газете «Полярная правда» [Киселев, 2011: 229]. Выполнить задачи, которые были сформулированы в этом документе, полностью не удалось. Кроме того, на фоне начинавших разворачиваться в Советском Союзе событий и явных просчетов внутренней политики в мае 1989 года добровольно ушел в отставку Первый секретарь мурманского обкома партии В.Н. Птицын.

Уже первые годы перестройки показали, что западная система реформ стране не подходит, необходимо было искать свой путь развития с учетом российского уклада жизни, географического и геополитического положения [Годы застойные, 2000: 27].

Таким образом, со сменой власти в СССР в марте 1985 года появилась надежда на качественные изменения в жизни общества и страны. Вместе с тем, как свидетельствуют воспоминания Председателя Совета министров СССР Н.И. Рыжкова, команда Генерального секретаря не имела четкого плана реализации предложенных инициатив [Рыжков, 1992: 8]. Во многом по этой причине многие программные заявления руководства ЦК КПСС остались просто декларациями. В целом предлагавшиеся реформы не были неожиданными. Они не нарушали устоявшихся принципов концепции развития социализма и ориентировались на ускорение научно-технического прогресса. Однако уже первые годы преобразований показали, что предложенная система реформ по западному образцу буксует, а старая советская система перестала восприниматься обществом на волне нараставшей политике открытости и гласности.

Список литературы

Абалкин Л.И. Советское общество: революционное обновление. М.: Изд-во МГУ, 1990. 116 с.

Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма. М.: Изд-во МГУ, 1990. 116 с.

Величко С. А. Перестройка в СССР (1985 - 1991 гг.) в Отечественной и Зарубежной историографии // Известия Томского политехнического университета. 2005. № 1. С. 199 -205.

Годы застойные.. .Годы достойные! Мурманск: Пазори, 2000. 262 с.

Горбачевские чтения: проблемы внешней политики М.С. Горбачева. Перестройка как опыт преодоления тоталитаризма: выводы для будущего / Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд) 2003. C. 196-205.

157

Горячкин, В. И. Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография... Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2007. 198 с.

Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М.: Мысль, 1990. 269 с.

Киселев А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера. От императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева: в 2 ч. Мурманск: МГГУ, 2011. 239 с.

Кольский Север: энциклопедические очерки. Научно-популярное издание / Сост. и общ. ред. А. С. Лоханов. Мурманск: Просветительский центр. «Доброхот», 2012. 504 с. Кудрявцев В.Н. Какое государство мы строим. М.: Политиздат, 1991. 96 с.

Мурман Хибины до и после: [Сб. ст.]. Апатиты: Север, 2002. 129 с.

Рыжков Н. И. Перестройка: история предательств / Н. И. Рыжков. М Новости, 1992.

339 с.

Фёдоров, П.В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России (на материалах Кольского полуострова). Мурманск: МГПУ, 2004. 241 с.

Сведения об авторе

Шех Александр Владимирович,

аспирант кафедры истории ФГБОУ ВПО, Мурманский государственный гуманитарный университет

Sheh Alexander Vladimirovich,

graduate student of histo^ Murmansk State Humanities University

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.