Научная статья на тему 'Владивосток в годы хрущевской "оттепели"'

Владивосток в годы хрущевской "оттепели" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
824
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ В РАЗВИТИЕ ВЛАДИВОСТОКА / МАССОВОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Власов Сергей Александрович

В годы хрущевской "оттепели" благодаря правительственным по- становлениям во Владивостоке началось активное жилищно-гражданское строительство, появились новые учреждения культуры, высшие учебные заведения, повысился уровень социально-культурной сферы. Все эти пози- тивные перемены явились основой, благодаря которой город развивался и в последующие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владивосток в годы хрущевской "оттепели"»

УДК 947. 087/.088 (571.63 - 20)

Власов С.А.

Владивосток в годы хрущевской "оттепели"

Vladivostok during Khrushchev "thaw"

В годы хрущевской "оттепели" благодаря правительственным постановлениям во Владивостоке началось активное жилищно-гражданское строительство, появились новые учреждения культуры, высшие учебные заведения, повысился уровень социально-культурной сферы. Все эти позитивные перемены явились основой, благодаря которой город развивался и в последующие годы.

Ключевые слова: социальная политика, государственные капиталовложения в развитие Владивостока, массовое жилищное строительство, социально-культурное развитие, повышение благосостояния народа

During Khrushchev «thaw» due to the government regulations in Vladivostok an active housing and civil construction began, new cultural institutions and universities appeared, social cultural sphere was improved. All these changes were the basis by which the city developed in subsequent years.

Key words: social policy, state investments in Vladivostok, mass house building, social-culture development, public wealth improvement

В июле 2010 г. Владивосток отметил 150 годовщину со дня своего основания. За полтора столетия история города складывалась по-разному. Одним из самых благоприятных периодов было время хрущевской "оттепели". Перемены, происходившие в то время в стране в различных сферах духовной и социально-экономической жизни советского общества, не могли не повлиять на развитие города. Во многом это связано как с реформаторской деятельностью Н.С. Хрущева в масштабах всей страны, так и его особым вниманием к "Дальневосточному Кронштадту".

Впервые Н.С. Хрущев - первый секретарь ЦК КПСС посетил Владивосток осенью 1954 г., когда вместе с другими членами Президиума ЦК партии — Н.А. Булганиным, А.И. Микояном совершил поездку по Дальнему Востоку (Сахалин, Приморский и Хабаровский края). По воспоминаниям самого Хрущева, посещение Владивостока было вызвано необходимостью решить вопрос о дальнейшей судьбе города — окончательно закрепить за ним статус закрытой военно-морской базы, сосредоточив здесь весь Тихоокеанский флот, или оставив в городе часть военных, других вывести в иные места базирования [3, с. 171-172].

Ознакомившись с городом, высокопоставленные чиновники отме-

тили его неблагоустроенность, разбросанность, слабую связь отдаленных районов с центром, неразвитость стройиндустрии, плохое обеспечение горожан жильём. Действительно, в 1954 г. жилой фонд Владивостока составлял 1230 тыс. кв. м, из которого почти половина — 550 тыс. кв. м приходилась на одноэтажные дома. Причем значительная часть одноэтажного жилого фонда являлась ветхой и непригодной для жилья (ГАПК. Ф. 373. Оп. 1. Д. 422. Л. 23). В крайне запущенном состоянии находилась городская инфраструктура. Из 600 км дорог, лишь около 50 км имели твердое покрытие, практически отсутствовала ливневая канализация, что при гористом рельефе города и обильных осадках летом приводило к большим разрушениям дорог и городских улиц. Не хватало школ (занятия шли в три смены), из 62 школ 12 размещались в зданиях пришедших в полную негодность (ГАПК. Ф. 373. Оп. 1. Д. 412. Л. 1).

Во многом такая ситуация сложилась из-за того, что в первые послевоенные годы все ресурсы страны были направлены на восстановление районов, пострадавших в годы Великой Отечественной войны. По окончанию восстановительного периода город также не развивался. В условиях начавшейся "холодной войны", напряженной международной обстановки на Дальнем Востоке Владивосток, как и в довоенное время, в первую очередь призван был обеспечить безопасность восточных границ СССР. Фактически город превратился в закрытую военно-морскую базу, где жилищно-культурное и бытовое строительство велось в ограниченных размерах. Все это привело к тому, что к середине 1950-х гг. Владивосток уступал другим дальневосточным и сибирским городам в развитии жилищно-бытовой инфраструктуры, благоустройстве, наличии медицинских и культурных учреждений.

По итогам визита членов Президиума ЦК КПСС Совет Министров СССР 23 июля 1955 г. принял постановление "О жилищном и культурно-бытовом строительстве в г. Владивостоке и его благоустройстве". В этом постановлении решение насущных для города проблем возлагалось на союзные министерства, имеющие в городе предприятия и учреждения. Министерства судостроительной промышленности, обороны, морского флота, рыбной промышленности обязаны были построить жилые дома, принять долевое участие в возведении школ, детских дошкольных учреждений и других объектов коммунально-бытовой сферы. Часть жилья должно было построить Министерство строительства СССР, но главная его задача заключалась в возведении школ, больниц, административных зданий и объектов культурно-бытового назначения (ГАПК. Ф. 373. Оп. 1. Д. 433. Л. 16). Всего в 1955-1960 гг. а городе планировалось построить 412 тыс. кв. м жилой площади (ГАПК. Ф. 373. Оп. 1. Д. 412. Л. 3).

Ведомственный подход к решению жилищной проблемы являлся в то время в СССР общепринятым. Владивосток здесь не являлся исключением. Подавляющая доля жилья возводилась министерствами и ведомствами, имеющими строительные организации. Министерства отпускали "своим" подведомственным предприятиям необходимые капиталовложения, на которые крупные заводы и организации, нуждающиеся в специалистах и рабочих, возводили для них жильё. Жилищное строительство было подчинено задаче по формированию кадров для крупных предприятий промышленности и транспорта. Во Владивостоке таковыми были Дальзавод, торговый порт, Дальневосточное морское пароходство.

Однако решить жилищную проблему за счет ведомственного строительства не удалось. Жилищное строительство в городе активизировалось лишь частично. Ведомства не справлялись с плановыми заданиями, ссылаясь на отсутствие надлежащей материально-технической

базы, нехватку стройматериалов и кадров. Горисполкому, чтобы как-то получить дополнительные "квадратные метры", пришлось прибегать к таким "оригинальным" решениям, как "уплотнение" учреждений и организаций, когда у них изымалась часть конторских площадей и переоборудовалась под жильё.

Новый этап в решении жилищной проблемы в городе начался после того, как 31 июля 1957 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О жилищном строительстве в СССР", положившее начало массовому жилищному строительству по всей стране, включая Владивосток. В постановлении предусматривался целый комплекс мер, направленных на ускоренное решение жилищного вопроса. В частности указывалось, что с 1958 г. обязанности заказчика по жилищному, культурно-бытовому и коммунальному строительству в городах возлагались не на ведомства, а на исполкомы [2, с. 361].

Подобная структура — Управление капитального строительства (УКС) была создана при Владивостокском горисполкоме. В ведении УКС находились все вопросы жилищно-гражданского строительства в городе - очередность застройки микрорайонов города, контроль за ходом и качеством строительства.

Программой массового жилищного строительства предусматривалось возведение типовых домов в 4-5 этажей с малогабаритными квартирами, где имелся полный набор коммунальных услуг (централизованное отопление, холодная и горячая вода, канализация). При этом использовалась новая, ускоренная технология поточного строительства, когда сразу застраивался целый квартал, или, как тогда говорили, жилой массив.

Владивосток стал первым из дальневосточных городов, где с 1958 г. стал применяться подобный метод строительства. Так началось решение жилищной проблемы, которая в то время для большинства горожан была одной из самых трудноразрешимых. Ранее рядовым жителям Владивостока рассчитывать на отдельную благоустроенную квартиру было невозможно, они могли получить комнату в коммуналке или, взяв кредит, построить своими силами небольшой деревянный домик без коммунальных удобств. Отдельные благоустроенные квартиры предоставлялись крупным чиновникам, руководителям производства, высококвалифицированным специалистам, передовикам производства.

Конец 1950-х гг. ознаменовался для Владивостока еще и тем, что город заявил о себе не только, как о форпосте, обеспечивающем безопасность восточных границ СССР, но и как о культурном и научном центре Дальнего Востока. В конце 1950-х гг. во Владивостоке построили два новых кинотеатра, началось строительство еще одного на 500 мест. В 1956 г. на базе педагогического института был восстановлен Дальневосточный государственный университет, в 1958 г. открылся медицинский институт. На базе Дальневосточного филиала АН СССР были созданы три научно-исследовательских института — основа будущего Дальневосточного научного центра.

Получила развитие и промышленность города — открылись новые предприятия — заводы "Радиоприбор", судоремонтный в бухте Диомид, инструментальный, предприятия стройиндустрии.

Качественно новый этап в развитии Владивостока начался после второго приезда Н.С. Хрущева в начале октября 1959 г. Второй визит существенно отличался от первого. Во время первого Хрущев еще не набрал нужного политического веса, он только вступил во власть и чувствовал зависимость от своих ближайших соратников и не мог принимать самостоятельных решений, ему приходилось действовать с оглядкой на своё окружение. В государственно-партийном аппарате на некоторое время

возобладал принцип коллективного руководства.

Второй визит проходил совершенно в иной обстановке. К этому времени прошел ХХ съезд КПСС, где Хрущев, преодолев сопротивление "сталинистов" - К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича, В.М. Молото-ва, выступил с докладом, разоблачающим культ личности И.В.Сталина, чем снискал себе симпатии либерально настроенной интеллигенции. На июньском (1957 г.) Пленуме ЦК КПСС Хрущев отразил атаку антипартийной группы во главе с Г.М. Маленковым, Л.М. Кагановичем и В.М. Молотовым, ему удалось вывести их из руководящих органов партии. В 1957 — 1958 гг. Хрущев лишил постов своих потенциальных соперников в борьбе за власть — министра обороны Г.К. Жукова и Председателя Совета Министров Н.А. Булганина. В марте 1958 г. на сессии Верховного Совета СССР Н.С. Хрущев был избран Председателем Совета Министров СССР. Тем самым, устранив реальных и потенциальных соперников в борьбе за место на политическом олимпе, он сосредоточил в своих руках два высших поста — партийного и правительственного руководителя. Хрущев достиг зенита своей политической карьеры и окончательно укрепился на вершине власти, став полновластным лидером партии и государства. С этого времени (1958 г.) Хрущев стал абсолютно самостоятелен в принятии важнейших решений, связанных с внешней политикой и социально-экономическим развитием страны, так и менее значимых (как это было в отношении Владивостока).

Н.С. Хрущев прибыл в город 4 октября 1959 г. Примечательно, что в отличие от первого приезда, который практически не освещался и прошел незаметно, на этот раз Хрущеву была устроена торжественная встреча. Хрущев, как триумфатор, въехал в город на лимузине, осыпаемый цветами и приветствуемый восторженными горожанами. Через день 6 октября он выступил на многотысячном митинге, проходившем на стадионе, где назвал Владивосток красивым городом, и отметил, что "его можно и нужно сделать еще лучше, еще красивее, еще благоустроеннее" (ГАПК. Ф. 373. Оп. 1. Д. 541. Л. 3).

В общении с узким кругом руководителей края и города Хрущев был более критичен и высказал ряд замечаний, касающихся обеспечения населения товарами и социально-бытовыми услугами, были высказаны замечания и по благоустройству города (ГАПК. Ф. П-68. Оп. 30. Д. 6. Л. 1-2).

Главным результатом пребывания Хрущева во Владивостоке явилось принятие решения об ускоренном развитии города. Уже в конце октября по его распоряжению во Владивосток прибыла большая группа специалистов (48 чел.) во главе с председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства В.А.Кучеренко. Специалисты из Москвы совместно с краевыми организациями разработали предложения по ускорению жилищно-гражданского строительства во Владивостоке. Эти предложения легли в основу постановления Совета министров СССР от 18 января 1960 г. "О развитии г. Владивостока". 28 января подобное постановление принял Совет Министров РСФСР. Постановления союзного и республиканского правительств, появившиеся в год 100-летнего юбилея Владивостока, обращали серьезное внимание на развитие города. Речь шла не о простом увеличении физических размеров Владивостока, а о его превращении в один из лучших и красивейших городов СССР. В постановлениях указывалось, что в 1960 — 1965 гг. будут построены жилые дома площадью 1,6 млн. кв. м, школы на 20,1 тыс. учащихся, детские дошкольные учреждения на 13,5 тыс. мест, несколько кинотеатров и гостиниц, городская библиотека, Дом пионеров, цирк, драматический театр на 1000 мест и ряд других объектов (ГАРФ. Ф.533. Оп. 1. Д. 155. Л. 4). Фактически за шесть лет предполагалось построить

по существу новый город, который по своим размерам равнялся прежнему Владивостоку.

Для реализации столь амбициозной программы жилищно-гражданского строительства в городе в короткие сроки была создана мощная база стройиндустрии. Появились заводы по производству железобетонных изделий и конструкций, бутощебеночный завод, ряд других предприятий по производству строительных материалов. По приказу Министерства строительства РСФСР было создано Главное Управление по строительству города Владивостока - Главвладивостокстрой. Главк объединял несколько строительных трестов и управлений, предприятия по выпуску стройматериалов, и стал одной из самых мощных строительных организаций Дальнего Востока, его начальником стал В.А. Полика-нов (с 1963 г. - А.Н. Сальмин).

Для того, чтобы вновь созданный Главк, мог справиться с большим объемом строительных работ, во Владивосток по оргнабору были направлены рабочие из разных районов страны - Волгограда, Ульяновска, Владимирской области. Только за один 1960 г. во Владивосток по оргнабору прибыло 4500 рабочих из европейской части страны (ГАПК. Ф. П-435. Оп. 1. Д. 394-А. Л. 16).

Реализация правительственных постановлений "О развитии г. Владивостока" стала незамедлительно осуществляться в том же 1960 г. Хотя проектирование и строительство различных объектов (нового жилого массива в Минном городке, морского вокзала, фуникулера) поначалу затруднялось из-за отсутствия генерального плана развития города, над которым в ускоренном темпе работали архитекторы и инженеры ленинградского института "Ленгипрогор". Новый генплан был утвержден Советом Министров РСФСР 4 апреля 1961 г. В его основу легли идеи, содержащиеся в постановлениях Совета Министров СССР и РСФСР "О развитии г. Владивостока". Они предусматривали превращение Владивостока в город, удобный и благоустроенный для жизни его населения, красивый и выразительный по внешнему облику, что должно было соответствовать статусу Владивостока, как "форпосту социализма" на Тихом океане.

Работа над генпланом потребовала от ленинградских специалистов высокого профессионализма. Владивосток в отношении планировки и застройки являлся чрезвычайно сложным городом из-за естественно-географических условий. Проектировщикам пришлось учитывать сложную поверхность города — высокие сопки, близко подходящие к сильно изрезанной береговой линии моря, отсутствие свободных земельных площадей в центральной части города, наличие в пригороде воинских частей и ряд других особенностей.

Генплан был рассчитан до 1980 г. К этому сроку предусматривалось построить 4,5 млн. кв. м жилой площади и, пропорционального числу жителей, количества школ, детских комбинатов, торговых, бытовых, культурных, медицинских, спортивных и других обслуживающих население учреждений. По генплану предусматривалось развитие путей сообщения и общественного транспорта. В частности, предполагалось строительство троллейбусной линии от центра города до загородной курортной зоны, транспортного тоннеля через сопку, связывающего центральную магистраль города с районом Минного городка. Помимо этого, в генплане предусматривалось строительство трамвайных путей на полуострове Голдобин, общей протяженностью 14 км и моста через бухту Золотой Рог (ГАРФ. Ф. 533. Оп. 1. Д. 155. Л. 58).

Генплан в отношении строительства новых магистралей, дорог и развития общественного транспорта был реализован частично. В октябре 1962 г. закончилось строительство новой трамвайной линии, протя-

женностью почти 3 км, через год в эксплуатацию вступил Некрасовский путепровод, в 1965 г. в городе стал ходить троллейбус. Однако троллейбусная линия в пригородную зону появилась только в 1985 г., мост через Золотой Рог начали строить в 2008 г., к тому же этот важный для города объект возводился уже в совершенно иных обстоятельствах, как объект для саммита АТЭС 2012 г. Проект транспортного тоннеля так и остался нереализованным.

Одной из главных задач, поставленных в генеральном плане, являлось жилищное строительство. Для его ускорения во Владивостоке применялась новая технология строительства — крупнопанельное домостроение. Этот метод возведения жилья, получивший широкое применение с началом массового жилищного строительства по всей стране, стал доминирующим и во Владивостоке. С марта 1962 г. крупнопанельными домами стал застраиваться новый большой микрорайон на Второй Речке. Благодаря крупнопанельному домостроению темпы жилищного строительства в городе резко возросли. За пять лет (1960-1964 гг.) жители Владивостока получили 975 тыс. кв. м жилой площади (ГАПК. Ф. 26. Оп. 33. Д. 915. Л. 50). Благодаря интенсивному жилищному строительству большинство владивостокцев получили благоустроенные квартиры с полным набором коммунальных услуг.

У крупнопанельного домостроения, ставшего доминирующим в жилищном строительстве в 1960-е гг., при его главном преимуществе — сокращении сроков строительства, был существенный недостаток. Типовые панельные дома вследствие особенностей их конструктивного решения мало отличались друг от друга, что стало причиной однообразной, монотонной застройки в большинстве городов СССР. Владивостоку удалось избежать подобной участи. Город, расположенный на сопках, и окруженный с трех сторон морем, благодаря террасной застройке на горном рельефе сохранил свою неповторимость и своеобразие.

В первой половине 1960-х гг. Владивосток являлся огромной строительной площадкой — на окраинах возводились новые жилые микрорайоны, в центре — здания общественно-гражданского назначения, хотя ход строительства тормозился из-за недостаточно мощной базы стройин-дустрии и нехватки строительных кадров. Сказывалось и недостаточное финансирование. Так, на 1960-1962 гг. согласно постановлениям правительства на строительство Владивостока предусматривалось выделить 131,2 млн. руб., а фактически было отпущено 93 млн. руб. (ГАПК. Ф. 373. Оп. 1. Д. 578. Л. 20).

Из-за несвоевременного финансирования не все объекты были построены в намеченные сроки, некоторые попали в разряд "долгостроя", тем не менее, практически всё из запланированного в постановлениях Совета Министров СССР и РСФСР, ставших основой генплана города, было воплощено. Пусть с опозданием, но в городе появились новые кинотеатры, гостиницы, цирк, морской вокзал, почтамт, Дом радио, драматический театр, Дом пионеров.

За годы "оттепели" заметно повысился жизненный уровень советских людей. Целый комплекс мер, связанных с повышением зарплаты и пенсий, снижением налогов, привел к повышению благосостояния в СССР. Расширялась торговля, сфера обслуживания, производство товаров народного потребления, открывались новые магазины, рестораны, кафе. Все эти процессы имели место и во Владивостоке.

Уверенность в неуклонном росте благосостояния в СССР была столь сильной, что Хрущев предпринял негласное соперничество с США, чтобы доказать преимущество социализма перед капитализмом. На практике это привело к заимствованию отдельных элементов западного "буржуазного" образа жизни. Во Владивостоке, как и в других крупных

городах СССР, появились новые явления в быту и сфере обслуживания: магазины и предприятия общественного питания с новой формой работы — самообслуживанием, по вечерам зажигались огни световой рекламы, модельеры из Москвы и Киева демонстрировали горожанам новые модели одежды. В 1964 г. в городе по методу самообслуживания работали 19 магазинов (ГАПК. Ф. 26. Оп. 33. Д. 829. Л. 12).

Получает развитие сфера бытового обслуживания. Среди услуг, оказываемых населению города, в 1960 г. появилась даже такая необычная, как выдача автомобилей напрокат. В специально созданной для этого автоколонне имелось 65 автомобилей марки "Москвич". Эта услуга просуществовала во Владивостоке на протяжении нескольких лет и тихо сошла "на нет" в 1970-е годы.

Важным событием для города, отдаленного от европейской части страны тысячами километров, стало развитие гражданской авиации. С 1958 г. жители города получили возможность добираться до Москвы не на поезде за 9 суток, а на пассажирских реактивных самолетах ТУ-104 за 12 часов. С 1959 г. самолеты стали летать из Владивостока в Ленинград, а также в дальневосточные города — Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский.

Процессы демократизации, оздоровления нравственного климата, духовное раскрепощение граждан, проходившие в годы "оттепели", — все это способствовало творческому подъему советских людей. Примером чему может служить тот факт, что благодаря усилиям энтузиастов-любителей В.Е. Назаренко, А.С. Квача, П.И. Гончарова во Владивостоке в 1955 г. появилось любительское телевидение, что позволило в 1956 г. создать Приморский телецентр и начать в городе регулярное телевещание. Позднее с 1965 г. начались трансляции телевизионных программ из Москвы через спутник "Молния-1". Досуг горожан стал разнообразнее, хотя кино по-прежнему оставалось самым любимым и популярным видом культурного отдыха. В те годы кинематограф в нашей стране переживал настоящий бум. Закончился период "малокартинья", в резолюциях ХХ съезда КПСС было записано, что необходимо обеспечить к концу пятилетки производство не менее 120 полнометражных фильмов в год [1, с. 73].

Для того чтобы предоставить жителям города возможность смотреть кинофильмы, во Владивостоке строились кинотеатры. Всего за годы хрущевской "оттепели" в городе было построено четыре и начато строительство еще двух кинотеатров, вступивших в эксплуатацию уже во второй половине 1960-х гг. В том числе и самого крупного — "Океан", в котором было два зала на 1050 и 350 мест. Этот кинотеатр с 2003 г. стал местом проведения ежегодного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона "Меридианы Тихого".

Получило дальнейшее развитие высшее образование. Помимо упомянутых, университета и медицинского института, в 1962 г. открылся Дальневосточный педагогический институт искусств, в 1964 г. — Дальневосточный институт советской торговли.

Особое значение для города с многолетними культурными традициями, где имелось два театра - краевой драмтеатр и театр юного зрителя, работала филармония, стало открытие Института искусств. Этот ВУЗ появился во многом благодаря инициативе и настойчивости первого секретаря Приморского крайкома КПСС В.Е.Чернышева. ВУЗ стал многопрофильным, он готовил актеров, музыкантов, художников не только для учреждений культуры Владивостока, но и для других городов Дальнего Востока и Сибири.

Период "оттепели" по историческим меркам был непродолжительным, но за это время в развитии Владивостока произошли качественные

сдвиги. Город получил такой импульс, который позволил ему последовательно развиваться последующие годы вплоть до конца 1980-х гг. Как показал дальнейший ход истории, 1960-е годы были наиболее успешными для Владивостока, в 1970-1980-е гг. темпы развития города снизились. В первую очередь это коснулось жилищно-гражданского строительства, не так быстро улучшалась социально-бытовая инфраструктура и уровень жизни горожан. Начавшийся в годы "оттепели" рост материального благосостояния советских граждан не решил "вечные" проблемы социализма — дефицит потребительских товаров и услуг, их низкое качество. Жителей Владивостока волновали такие же проблемы.

После октябрьского 1964 г. пленума ЦК КПСС, где Хрущев был смещен со всех постов и отправлен на пенсию, его имя было предано забвению. О нем если и говорили, то только в негативном плане. Хрущев оставался фигурой отрицательной и в постсоветский период особенно в 1990-е гг., когда у нас критиковалось всё, что делалось при Советской власти. Однако сейчас, когда страна пережила сложный переходный период, острота политического противостояния снизилась, реабилитации подвергаются многие политические деятели, следует иначе взглянуть на роль и деятельность Хрущева. По крайней мере, жители Владивостока должны помнить этого человека, который для города сделал много позитивного.

В настоящее время во Владивостоке в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 г. развернулись широкомасштабные строительные работы, что дает основание надеяться - город, как и во времена хрущевской "оттепели", получит новый импульс для дальнейшего развития.

Литература

1. Директивы ХХ съезда КПСС по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 годы // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 9. 1956-1960. М., С. 73.

2. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 31 июля 1957 г. "О развитии жилищного строительства в СССР" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.4. 1953-1961 гг. М., 1968. С. 361.

3. Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть. (Воспоминания в 4-х книгах). Кн. 4. М., 1999. С. 171-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.