Научная статья на тему 'ВЛАДИСЛАВ ЛИСТЬЕВ КАК СИМВОЛ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ'

ВЛАДИСЛАВ ЛИСТЬЕВ КАК СИМВОЛ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1222
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИСЛАВ ЛИСТЬЕВ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА / ТОК-ШОУ / ИНТЕРВЬЮ / РЕКЛАМА / ТЕЛЕВЕДУЩИЙ / ОРТ / VLADISLAV LISTYEV / TELEVISION / JOURNALISM / TALK SHOW / INTERVIEW / ADVERTISING / TELEVISION PERSONALITY / ORT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цуриков А.Н.

В статье предпринята попытка проанализировать влияние Владислава Листьева на развитие журналистики и медиарынка отечественного телевидения в первой половине 1990-х. Предметом исследования является деятельность Листьева на посту генерального директора ОРТ и его творческое наследие. Деятельность и наследие Владислава Листьева рассматриваются системно в свете его влияния на свою эпоху и на современное российское ТВ, как феномен отечественной журналистики и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLADISLAV LISTYEV AS A SYMBOL OF RUSSIAN TELEVISION

The article attempts to analyze the influence of Vladislav Listyev's personality on the development of journalism and the media market of Russian television in the first half of the 1990s. The subject of the research is the activity of Vladislav Listyev as General Director of ORT and his creative legacy - popular TV shows and their impact on his era and on modern Russian TV. The work and legacy of Vladislav Listyev are considered systematically in the light of his influence on his era and on modern TV, almost as a separate phenomenon of domestic journalism and culture.

Текст научной работы на тему «ВЛАДИСЛАВ ЛИСТЬЕВ КАК СИМВОЛ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

институциональному дискурсу элиты, обладающая специфическими вербальными и невербальными признаками при производстве текстов, оперирующая определенным набором дискурсивных маркеров в виде прецедентных текстов, паремий и пр., реализуемых в дискурсивных практиках элиты» (Островская 2016: 120-121).

Таким образом, основными критериями отнесенности языковой личности к элитарной являются следующие: 1) наличие высоко развитой культурно-речевой компетентности, 2) наличие лингвокреативного потенциала, 3) владение всеми функционально-стилевыми разновидностями литературного языка; сочетание разностилевых элементов речи, 4) принадлежность к широкому контексту культуры, знание достижений национальной и мировой культуры. Список использованной литературы:

1. Ашева А.А. Элитарная языковая личность в публицистическом дискурсе: на материале публицистического творчества С. Рассадина : дис ... канд. филол. наук. Майкоп, 2013. 226 с.

2. Климович О. В.. Языковая личность адвоката в контексте юридического дискурса (на материале речей С.А. Андриевского и Н.П. Карабчевского): дис ... канд. филол. наук. Уфа, 2016. 213с.

3.Лаппо М.А. Кого можно назвать носителем элитарной речевой культу-ры? // Русская речь. 2014. № 4. С. 67-72.

4.Лаппо М. А.. Самоидентификационный дискурс русской элитарной языковой личности: дис ... д-ра филол. наук. Новосибирск, 2018. 515 с.

5.Островская Т.А. Дискурс элиты: когнитивный, прагматический и семиотический аспекты. дисс ... д-ра филол. наук. Майкоп, 2016. 376 с.

6.Резанова З.И. Элита, элитный, элитарный: семантика и функционирование // Язык и культура. 2009. № 2(6). С. 69-79.

7.Салимова М.Л. Элитарная языковая личность и ее отношение к интертекстуальности (на материале «бесед о русской культуре» ЮМ. Лотмана). Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 7 (25). 2013, часть 1. С. 173-177.

8.Сиротинина О.Б. Риторическая грамотность как составляющая речевой и общей культуры человека // Известия Саратовского ун-та. 2003. Т. 3. Вып. 2. С. 80-83.

© Склярова О.С., 2020

УДК 070.1:654.197

А.Н. Цуриков

канд. тех. наук, доцент студент РГЭУ (РИНХ), факультет «Лингвистики и журналистики» г. Ростов-на-Дону, РФ

ВЛАДИСЛАВ ЛИСТЬЕВ КАК СИМВОЛ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Аннотация

В статье предпринята попытка проанализировать влияние Владислава Листьева на развитие журналистики и медиарынка отечественного телевидения в первой половине 1990-х. Предметом исследования является деятельность Листьева на посту генерального директора ОРТ и его творческое наследие. Деятельность и наследие Владислава Листьева рассматриваются системно в свете его влияния на свою эпоху и на современное российское ТВ, как феномен отечественной журналистики и культуры.

Ключевые слова:

Владислав Листьев, телевидение, журналистика, ток-шоу, интервью, реклама, телеведущий, ОРТ.

A.N. Tsurikov

Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor Student of Rostov State University of Economics, Department of Linguistics and journalism Rostov-on-don, Russia E-mail: tsurik7@yandex.ru

VLADISLAV LISTYEV AS A SYMBOL OF RUSSIAN TELEVISION

Annotation

The article attempts to analyze the influence of Vladislav Listyev's personality on the development of journalism and the media market of Russian television in the first half of the 1990s. The subject of the research is the activity of Vladislav Listyev as General Director of ORT and his creative legacy - popular TV shows and their impact on his era and on modern Russian TV. The work and legacy of Vladislav Listyev are considered systematically in the light of his influence on his era and on modern TV, almost as a separate phenomenon of domestic journalism and culture.

Keyword:

Vladislav Listyev, television, journalism, talk show, interview, advertising, television personality, ORT.

Введение

Наблюдается увеличение значимости отдельных личностей в СМИ, представляющих персональные медиа-бренды [1]. Наличие уникального «лица» стало обязательным условием существования любой современной программы. Здесь можно упомянуть популярного среди молодежи Юрия Дудя [1] и таких корифеев, как К. Собчак, Е. Андреева, А. Малахов и многих других.

Современные средства массовой информации (СМИ) выступают в роли важного социального фактора в условиях формирования современной культуры, что обусловливает необходимость изучения работы личностей, представляющих СМИ («лиц эпохи») [2]. Исследования показывают, что ТВ по-прежнему остается популярным и у сегодняшней молодежи [3, 4].

Интерес представляет богатое творческое наследие Владислава Листьева, являющегося даже спустя 25 лет после гибели «лицом» и даже «иконой» «Первого канала» и всей современной отечественной тележурналистики [5]. Его популярные телепередачи («Тема», «Час Пик», «Взгляд» «Поле чудес») оказали колоссальное влияние на эпоху и на развитие российского ТВ [6].

Придуманные и воплощенные Листьевым передачи можно рассматривать в качестве «прародителей» современных программ [6, 7]. Например, «Тема» открыла для отечественного телезрителя жанр ток-шоу, популярный ныне [8].

Темы, связанные с жизнью, творчеством, недолгой деятельностью Листьева на посту генерального директора ОРТ и тайной его убийства активно исследуется в отечественной литературе, СМИ и в интернет-пространстве [9, 10, 11]. Поэтому, выбранную тему можно считать актуальной.

1. Биография журналиста

Человек, который позже станет самым известным отечественным журналистом и «иконой» нового российского телевидения, родился в столице 10 мая 1956 года в семье рабочих [12]. Владислав Николаевич Листьев никогда не любил называть себя своим полным именем с отчеством, даже когда достиг высот журналисткой карьеры и общенародной любви и славы. Всегда представлялся просто и лаконично: Влад. Таким его и запомнила страна: молодым (он погиб в 38 лет), веселым, энергичным.

Позднее его биографы и друзья подробно рассказали нам о нелегкой судьбе Владислава Николаевича: с самого детства ему приходилось сталкиваться со многими трудностями и преодолевать их [6]. Это закалило характер будущего журналиста.

Отец Влада Листьева рано ушел из жизни, отношения с матерью не складывались. Мальчик нашел для себя спасение в спорте: на профессиональном уровне занимался легкой атлетикой. Рано женился, чтобы

поскорее уйти из дома, - в 1977 году на своей школьной подруге Елене Валентиновне. С успехом закончил спортивную школу-интернат имени братьев Знаменских, существовавшую при спортивном обществе «Спартак» в Москве.

Прекрасно бегал на длинные дистанции. Завоевал титул чемпиона СССР среди юниоров по бегу на дистанции 1000 метров. Листьев был кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике. Из-за однажды случайно полученной травмы ему пришлось снизить интенсивность тренировок и уйти из спорта. Некоторое время Владислав работал инструктором в спортобществе «Спартак». Затем его призвали в ряды Советской армии на срочную службу [6, 12]. Листьев В.Н. проходил службу в знаменитой Таманской гвардейской дивизии.

После демобилизации государство предоставляло отслужившим в армии льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Листьев воспользовался этой возможностью и поступил в самый престижный вуз страны, в Московский государственный университет (МГУ). Ему посчастливилось попасть на международное отделение факультета журналистики.

Его специализацией была международная журналистика. Листьев на высоком уровне освоил несколько иностранных языков (испанский, французский. венгерский).

Листьев любил детей, но судьба была с ним жестока и в этом. Первый сын журналиста умер через несколько часов после рождения. Дочь Валерия родилась в тот момент, когда его первый брак распадался. Конфликт с бывшей женой стал причиной того, что Владислав Николаевич практически не принимал участия в воспитании дочери.

Будучи студентом МГУ, Листьев познакомился со своей второй женой Татьяной. Они тогда вместе работали переводчиками на Олимпиаде в Москве (1980 г.). Первый сын в новом браке прожил всего 6 лет и умер во младенчестве. Сообщается [6, 10], что ребенок стал инвалидом из-за халатности врачей, много болел и молодым родителям было очень тяжело бороться с его болезнью. Но они сделали все, что могли. К сожалению, мальчика уже было не спасти. В 1983 году у пары родился еще один сын Александр, к счастью, с ним все было хорошо. Сын Листьева до сих пор работает на телевидении.

После окончания МГУ, зная иностранные языки, Владислав попал в «Иновещание» - отдел Главной редакции пропаганды Гостелерадио, призванный работать на аудиторию зарубежных стран. В 1987 году он перешел на работу в «Молодежку» - Молодежную редакцию Центрального телевидения.

Здесь Владислав вытянул свой «счастливый билет» - он попал в состав ведущих принципиально новой для СССР программы «Взгляд». Ведущих, как и саму программу, любили и ненавидели, но смотрели и обсуждали практически все жители и зрители огромной страны. Программу пытались закрыть, сменить ведущих, но новые «воздух свободы» и «ветер перемен» было уже не остановить. К Владиславу и его коллегам по «Взгляду», среди которых выделялся Александр Любимов, пришли слава и народная любовь [7, 13].

На волне успеха «Взгляда», Листьев с коллегами основывает телекомпанию ВИD. Ее название расшифровывают, как «Взгляд И Dругие», а иногда и как «Влад и Dругие» [14]. Компания и сегодня создает телепередачи.

Логотипом компании стала загадочная маска, которую многие ассоциировали с лицом тогдашнего президента России Б.Н. Ельцина. На самом деле маска является проекцией керамической статуэтки древнекитайского философа Го Сяна с трехлапой жабой, сидящей на ее голове, которая, по легенде, приносит достаток и удачу [10, 14].

При поиске этого символа телекомпании Листьев в Музее Востока познакомился со своей третьей женой Альбиной Назимовой, работавшей тогда реставратором.

Новая компания «ВИD» на российском телевидении создавала популярные программы, «лицом» которых (ведущим) был сам В. Листьев.

В этот период появилось игровое шоу «Поле чудес» [15], одна из первых передач [8] в жанре ток-шоу «Тема» [16] и передача, состоящая из актуального интервью в прямом эфире, под названием «Час Пик» [17].

Многие из придуманных Владом программ он не вел сам, а отдавал своим друзьям [13]. Таковы, например, программы «Угадай мелодию» Валдиса Пельша (существует до сих пор), «Серебряный шар»

Виталия Вульфа, игра для школьников «Звездный час», ведущим которой стал Сергей Супонев.

В 1995 году в России на первой «кнопке» телевещания создавался новый канал под названием ОРТ -Общественное Российское Телевидение. Генеральным директором новой телекомпании стал В.Н. Листьев [10, 11], отошедший к тому моменту от руководства компании «ВИD».

Заняв пост, Листьев затевает серьезные преобразования - принимает беспрецедентное решение -ввести мораторий на показ рекламы на ОРТ, чтобы навести порядок в денежных потоках и в рекламном бизнесе, действовавшем до того по криминальным «серым» и даже «черным» схемам.

1 марта 1995 года Владислав Листьев был убит двумя выстрелами из пистолета с глушителем в подъезде собственного дома. Убийц не нашли до сих пор (ни исполнителей, ни заказчиков).

2 марта все существовавшие тогда российские телеканалы показывали в эфире только портрет генерального директора ОРТ с надписью: «Владислав Листьев убит». Никакое более событие в современной истории России не стало причиной полной отмены эфира всех телеканалов [18].

2. Реформа рекламного рынка на ОРТ

Начало и первая половина 1990-х в России получили собственное и емкое наименование «лихие девяностые». Автором самого термина в некоторых источниках считается писатель Михаил Веллер [19].

Переход к частной собственности, капиталистическим рельсам, рыночной экономике, гласности и демократии сопровождался и рядом негативных явлений, таких как разгул преступности, вседозволенность, анархия и т.д. Не прошли стороной эти процессы и мимо телевидения новой России.

К моменту создания ОРТ и приходу Листьева на должность генерального директора канала на телевидении сложились сложные схемы финансирования производства и выпуска в эфир телевизионных программ [10].

По сути «Останкино» просто предоставляло некий кусочек эфирного времени (временной слот, например, 30 минут) тем или иным творческим коллективам. Зарплата ведущим либо не платилась вовсе, либо была смехотворной. Деньги на производство программ также не выделялись [9].

Каждый творческий коллектив был волен сам любыми способами находить средства для финансирования производства своих телепередач.

Выходом и спасением была реклама. К. Эрнст вспоминал позже [10], что в его авторской программе «Матадор» был рекламный блок длиной 4 минуты и он должен был самостоятельно находить тех, кто был готов выкупить это рекламное время за сумму, покрывавшую расходы на производство передачи.

Реклама на ТВ в то время принимала самые разнообразные формы: ведущий мог просто выйти с табличкой, на которой было написано название фирмы и контактный телефон, нередко рекламодатели предоставляли призы для победителей и участников шоу в виде собственной продукции, как это было, например, с капитал-шоу «Поле чудес» и автомобилями «ЛогоВАЗ» (эту автомобильную компанию контролировал Борис Березовский; таким образом Березовский и познакомился с Листьевым и заинтересовался ТВ [11], почувствовав его огромный потенциал).

Само собой, творческим коллективам телевидения было неудобно и неинтересно заниматься поиском и продвижением рекламы самостоятельно, им хотелось заниматься непосредственным производством телевизионного продукта. Поэтому, между ними и рекламодателями возникло множество мелких фирм посредников - так называемых «рекламных агентств» и агентов.

Они забирали себе приличную долю рекламных денег. По воспоминаниям участников тех событий [10], озвученным в фильме Ксении Собчак, снятом к 25-летию со дня убийства Листьева, в карманах агентов и агентств оставалось до 60% от рекламных бюджетов, а это миллионы долларов.

При этом данные агентства зачастую контролировались криминальными структурами (без так называемой «крыши» в лихие девяностые не мог работать практически ни один бизнес). Деньги предавались наличными в сумках или в коробках без письменных договоренностей, отчетности и уплаты налогов [11].

29 ноября 1994 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издает указ о создании телеканала под названием ОРТ. Важными фигурами, контролировавшими работу канала и занимавшимися финансовыми вопросами, становятся Борис Березовский (1946-2013), владеющий крупнейшим пакетом акций ОРТ после государства

(у государства 51%), и его соратник - заместитель гендиректора ОРТ по коммерции Бадри Патаркацишвили (1955-2008).

Генеральным директором ОРТ стал Влад Листьев. Для того, чтобы разобраться с рекламным рынком, навести порядок и замкнуть денежные потоки на официальное руководство, Листьев, по согласованию с владельцами канала, объявляет мораторий на размещение рекламы (на 3 месяца). Пока будут идти переговоры о размещении рекламы в новом формате телеканал будет работать без показа рекламы, а это сулило огромные финансовые потери для канала, рекламных агентств и стоящего за ними криминала.

Идея Листьева была проста - деньги от рекламы должен был получать непосредственно канал, а не сами творческие коллективы, а затем перераспределять финансы своим сотрудникам, создающим телепрограммы. По сути в такой системе канал выделял творческим людям «гранты» на создание телепередач, избавляя их от необходимости искать финансирование [11].

Реформирование канала Листьевым затягивалось. Переговоры о новой схеме работы ТВ с рекламными деньгами шли тяжело. Друзья Владислава Листьева всерьез опасались за его жизнь. Были угрозы и «намеки» со стороны различных известных и неизвестных структур. Владиславу звонили по телефону и в прямой эфир, неоднократно угрожали. В кабинет заходили странные личности, в подъезде дома толпились посторонние люди и это были вовсе не поклонники его творчества [18].

Охрану Листьев брать отказался. Он был смелым человеком. Да и не верил всерьез, что кто-то решиться убить всенародно любимого журналиста. Но 1 марта 1995 года В.Н. Листьев был убит, убийц так и не нашли.

3. Убийство журналиста

В первый день весны 1995 года Владислав Листьев провел последний выпуск своей программы «Час Пик». Передача всегда выпускалась в прямом эфире. Сам Влад требовал этого и строго следил за исполнением.

Выпуск был посвящен борьбе с распространением наркотиков в стране. Гостем передачи был Андрей Врублевский - директор научного центра наркологии Минздрава. Во вступительной речи ведущего прозвучала фраза «Надежда умирает последней». Влад верил, что все обойдется и до последнего надеялся на светлое будущее. Но жить ему оставалось несколько часов.

Закончив эфир, Листьев вышел на улицу, позвонил жене с мобильного (они тогда уже были, но далеко не у всех, считались элементом роскоши и «атрибутом» успешного бизнесмена и делового человека). Городской телефон в его доме регулярно давал сбои, Листьеву приходилось пользоваться мобильным, который, как он предполагал, кем-то прослушивался [11].

Примерно в девять вечера Листьев зашел в подъезд собственного дома на Новокузнецкой улице. Лифт в доме был, но Владислав Николаевич им не воспользовался и пошел наверх пешком. На лестнице его путь преградили двое. Первый выстрел пришелся в предплечье, Листьев попятился назад. Вторая пуля вошла в голову сзади (под ухом) и стала смертельной. Стреляли из пистолета с глушителем, предположительно, иностранного производства.

При Листьеве был портфель с деньгами (рубли и иностранная валюта), ценные вещи. Преступники ничего из этого не взяли, что дало основание предполагать заказное убийство [18].

Его тело показали по ТВ - лежащим на лестничной клетке с подложенной под голову подушкой, в дорогом пальто с шарфом из-под которых проглядывала рубашка с подтяжками, в которой он провел свой последний эфир программы «Час Пик» и который навсегда запомнят телезрители.

Оперативно-розыскные мероприятия, проведенные по горячим следам, не дали результатов. Несколько человек признавались в убийстве, но потом выяснилось, что они оговорили себя, сделав это из различных побуждений.

К 2006 году в уголовном деле было более 200 томов, а вот реальных результатов мало. Следователи по делу менялись достаточно часто, даже люди на посту руководителя менялись пять раз. Кто возглавляет следствие по делу с 2006 года и вовсе неизвестно. С тех пор расследование находится в «замороженном» состоянии, но может быть и возобновлено [18].

С 1997 года по 2000 год следствие возглавлял Петр Трибой, который, как считается, продвинулся в

расследовании дальше других и смог вплотную подойти к раскрытию убийства. Но подозреваемые так и не были задержаны.

Среди версий убийства Листьева впоследствии выделилось несколько основных и целый ряд «побочных» [18, 20, 21].

Популярной является версия, что произошедшее стало следствием какого-то конфликта. По работе Владиславу Листьеву приходилось контактировать с очень многими людьми, немалая часть которых естественным для 90-х образом была связана с криминальным миром. Соответственно, конфликт с любым из них мог привести к силовому решению - в то время подобное происходило довольно часто [20].

Есть и довольно «экзотичные» предположения. Например, Евгений Додолев в своей книге [13] предполагал, что Листьева в тот день вообще не собирались убивать, а лишь хотели припугнуть, но «перестарались» [20].

Нам же сегодня остается только гадать о версиях и скорбеть о талантливом журналисте, которого нет с нами уже 25 лет, но который навсегда остался в сердцах поколения, жившего в 1990-х годах.

4. Память о Владиславе Николаевиче

Убийство известного журналиста настолько потрясло всех, что в течение следующего дня в эфире всех существовавших тогда в стране центральных каналов транслировалась фото Листьева с надписью «Владислав Листьев убит» [18], периодически прерываемое только выпусками новостей.

Никогда, ни до того, ни после, на российском ТВ не было ничего подобного, хотя людей в России, к сожалению, убивали и после (в том числе и очень известных).

Вечером траурный эфир одновременно на всех телеканалах продолжил в 19:00 «Час Пик», посвященный жизни и творческой деятельности Листьева. Следом в 19:25 в прямом эфире из концертной студии «Останкино» и студии программы «Час Пик» вышла программа памяти Листьева «Час Пик России» с известными журналистами, политиками, артистами.

В памятных мероприятиях участвовали Николай Сванидзе, Юрий Николаев, Андрей Разбаш, Дмитрий Киселев, Валерий Комиссаров, Дмитрий Дибров, Эдуард Сагалаев, Анатолий Лысенко, Борис Ноткин, Иван Демидов, Людмила Гурченко, Михаил Горбачев, Артем Боровик, Егор Яковлев и многие другие. Прямой эфир вели Евгений Киселев и Сергей Доренко [18].

3 марта состоялась панихида, гроб с телом был выставлен в зале «Останкино». Панихида и похороны проходили при огромном стечении народа, проводить Листьева в последний путь приходили как простые телезрители, так и известные медийные персонажи, артисты, политики, высшее руководство страны. Приехал на панихиду и тогдашний президент РФ Б.Н. Ельцин.

Он попросил прощения за то, что власти допустили убийство великого журналиста и любимца страны. Вот, что он сказал: «Произошла трагедия... Трагедия для коллектива «Останкино», для всех журналистов России, для всей России. Трагедия бандитского убийства - трусливого, злобного - убийства одного из талантливейших телевизионщиков» [11, 18].

Похороны состоялись 4 марта на Ваганьковском кладбище при огромном стечении народа.

С тех пор регулярно выходят фильмы и книги, рассказывающие о жизни и смерти Владислава Николаевича. Как правило их выпускают либо к дате убийства 1 марта, либо к юбилеям со дня рождения журналиста - 10 мая.

Большая заслуга в сохранении памяти о Листьеве принадлежит «Первому каналу», у истоков которого (ОРТ превратился в «Первый канал») стоял Владислав. Большую роль здесь играет руководитель канала Константин Эрнст.

«Первый канал» и Российская академия телевидения совместно учредили в 2010 году премию за заслуги в развитии Российского телевидения имени Листьева. Она присуждается раз в год. Первым лауреатом премии Листьева стал друг и коллега Влада, телеведущий и журналист Леонид Парфенов [12].

В честь В.Н. Листьева названы улицы в ряде населенных пунктов России, а также космический объект - астероид, получивший название «Листьев».

В марте 2020 года в рамках российского интернет-пространства вышло сразу несколько телевизионных проектов, посвященных памяти Владислава Листьева, среди которых следует особо

выделить три фильма:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Листьев. Новый взгляд». Двухсерийный сериал Родиона Чепеля [11];

- «25 лет спустя: кто убил главную звезду нового русского ТВ?». Фильм Алексея Пивоварова [9] в интернет-проекте «Редакция» на YouTube;

- «Как Влад Листьев создавал новое телевидение, которое его и убило». Спецвыпуск программы «Осторожно, Собчак!» с Ксенией Собчак [10].

В этих фильмах следователь по делу Листьева Петр Трибой и тогдашний генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов в интервью признались, что практически знают, кто убил Листьева, но назвать конкретные имена заказчиков или исполнителей отказались.

Вскоре авторы фильмов К. Собчак, Р. Чепель и А. Пивоваров подали в Следственный комитет и Генпрокуратуру совместное прошение о возобновлении дела об убийстве Листьева, так как «у следствия есть вся необходимая информация об исполнителях и заказчиках преступления» [22].

Надеемся, что работа по поиску и наказанию убийц Владислава Николаевича Листьева будет продолжена следственными органами.

5. Революционный «Взгляд»

Программа «Взгляд» стала одним из символов перестройки [7]. Она перевернула представление советских зрителей конца 1980-х о телевизионной журналистике и подаче новостных материалов. Раскованные молодые ведущие в почти домашней одежде, прямой эфир, острые материалы, современные видеоклипы в качестве «музыкальных пауз».

Это революционно отличалось от чопорных новостных программ советского телевидения, таких как «Время». Выпуски «Взгляда» в основном были посвящены злободневным, социальным и политическим темам [23].

Владислав Листьев не был автором идеи программы «Взгляд», но во многом именно его облик ассоциировался у зрителей с этой передачей. Да и сделал для ее продвижения и борьбы за жизнь (программу неоднократно закрывали) он очень немало.

Авторами идеи программы были Анатолий Лысенко и Эдуард Сагалаев [23], работавшие в конце 1980-х годов в Молодежной редакции Центрального телевидения. Идею они вынашивали давно. Общая концепция программы предполагала откровенный разговор и обсуждение событий в стране простым и понятным народу языком в декорациях, стилизованных под обычную кухню в простой малогабаритной квартире.

Такое обсуждение могло сопровождаться показом сюжетов в жанре проблемного репортажа, блиц-опроса по теме на улице, интервью и т.д. В саму программу могли приходить известные гости, принимались телефонные звонки зрителей. При этом беседа на заданную тему периодически прерывалась музыкальными клипами известных исполнителей (в том числе и зарубежных). Выпуски программы выходили поздно вечером, строго после 11-ти.

В условиях отсутствия в СССР каких-либо музыкальных передач, транслировавших зарубежную музыку, это была единственная возможность увидеть клипы многих исполнителей, популярных в тот момент на Западе.

Ведущих, как правило, было четверо. Состав ведущих периодически менялся в зависимости от обстоятельств. Их сравнивали со знаменитыми музыкантами современности, с «ливерпульской четверкой», группой «Битлз». Журналист Евгениий Додолев даже свою книгу о программе «Взгляд» назвал «"Взгляд" - битлы перестройки» [7].

При этом Владислава Листьева всегда сравнивали с Джоном Ленноном (он носил похожие очки), а Александра Любимова - с Полом Маккартни [9]. В этом сравнении, действительно, что-то было, ведь Леннона (как и Листьева позже) застрелили в молодом возрасте, оборвав карьеру на самом пике.

Премьера программы состоялась в 1987-м году, «Взгляд» выходил в прямом эфире, выпуски транслировались дважды: днем по Москве на дальневосточную аудиторию и вечером на Европейскую часть страны. Таким образом, ведущим приходилось отрабатывать по два выпуска за сутки, которые могли значительно отличаться друг от друга.

Тогда же была создана компания «ВИD», а логотип программы «Взгляд» в виде желто-коричневого ромба вызывал доверие и интерес у миллионов телезрителей [13]. В программе поднимались многие острые и запретные ранее темы. Выступление Марка Захарова с требованием захоронить тело Ленина вызвало бурную дискуссию в обществе.

Программу много раз закрывали, тогда «ВИD'овцы» переключились на «нелегальное» положение -выпускали передачу на видеокассетах («Взгляд из подполья»). Кассеты продавались в каждом ларьке и распространялись через зарождавшиеся в стране сети кабельного вещания. Любимов и Листьев гастролировали по стране, собирали целые стадионы людей, желающих увидеть и послушать мнение своих телекумиров [23].

26 февраля 1991 года перед гостиницей «Москва» прошла манифестация в защиту гласности с участием «взглядовцев», собравшая полмиллиона демонстрантов [23].

«Взгляд» поднимал острые вопросы: мораль, бедность, безработица, война, политический кризис. Передача показывала незаурядных людей из среды фермеров, учителей, врачей и рабочих. Гостями были и знаменитости. Например, Александр Солженицын и Виктор Цой.

Внимание авторы уделяли борьбе с наркоманией. Первое интервью телевидению основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман дал именно программе «Взгляд».

Программа выходила поздно вечером по пятницам, всегда сохраняя прямой эфир и интерактивность (в студии работал телефон). В последние годы программа, в основном, выходила стараниями Александра Любимова.

В апреле 2001 года, после назначения Любимова первым заместителем генерального директора ОРТ, программу неожиданно закрыли. Уходила эпоха, а вместе с ней и популярность былого «Взгляда» шла вниз. Поговаривали, что причиной закрытия были не только низкие рейтинги, но и изменение политической ситуации в стране.

В качестве наиболее близких современных программ можно, разве что, предложить «Прожекторперисхилтон», выходивший на «Первом». Тоже обсуждение новостей, тоже музыка и интересные гости, тоже четверо ведущих (Цекало, Светлаков, Ургант, Мартиросян), тоже стол, подобный кухонному.

Однако эта программа в большей степени выглядела как пародия на «Взгляд», да и выходила не в прямом эфире. Ныне уже и «Прожектор» почил в бозе. Второй сезон программы завершился в декабре 2017 года.

На современном российском телевидении сложно найти аналоги, подобные «Взгляду». И не только по формату, но и особенно по духу. Сложно найти программы, подобные тому островку свободы слова, которым был для поколения начала 90-х «Взгляд».

6. Ток-шоу «Тема»

Практически первая в истории отечественного ТВ популярная программа в жанре ток-шоу называлась «Тема», ее «отцом» был Владислав Листьев. Он ее придумал и вел, а саму программу выпускала телекомпания «ВИD».

В студии зрители и гости программы обсуждали актуальные проблемы современности, вели разговор о том, что интересно всем. Само название жанра «ток-шоу» пришло к нам вместе с программой «Тема».

Ток-шоу (от англ. talk show - «разговорное шоу») - вид телепередачи разговорного жанра, в которой несколько приглашенных участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы [8]. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. В книге «"Взгляд" - битлы перестройки» утверждалось [7], что само слово «ток-шоу» вместо «толк-шоу» появилось с подачи Ивана Демидова (друга Влада Листьева и ведущего «МузОбоза»).

«Тема» строилась по канонам «классического» западного ток-шоу, которое представляет собой треугольник: ведущий - приглашенные собеседники (эксперты) - зрители в студии. У Листьева эксперт, как правило, был один, он же назывался приглашенным гостем. Гость участвовал в обсуждении заявленной темы практически наравне со зрителями и ведущим - тоже мог задавать вопросы, делать комментарии и остро шутить.

Для недавно лишенного цензуры постсоветского ТВ было в новинку участие аудитории в обсуждении актуальных тем. Зрители в студии могли выражать свое мнение аплодисментами, смехом, возгласами - это создавало особую атмосферу, давало эмоциональную «подпитку» телезрителям.

Программа «Тема» выходила в эфир с 31 января 1992 года, первым ведущим был Листьев. Транслировалась вечером в будний день. Дни выхода периодически менялись (одно время это была пятница, потом - вторник).

Гостями студии «Темы» были многие знаменитые люди. Вот только неполный список гостей: Ирина Хакамада, психиатр Александр Бухановский, актриса Мария Шукшина, экстрасенс Алан Чумак, писатель Данил Корецкий, Юрий Никулин, Михаил Задорнов, шахматист Гарри Каспаров, Алла Пугачева.

А вот и неполный список тем «Темы»: «Юмор, как средство выжить сегодня», «Женщины, которые не хотят иметь детей», «Жестокость в семье», «Смертная казнь», «О детях, которые родились в России в пробирках», «Легализация проституции», «Свободная любовь» и т.д.

Сам выбор тем и их подача выглядели для неискушенного постсоветского телезрителя очень свежо и необычно. И, конечно, очень многое в программе «Тема» держалось на личном обаянии, интеллигентности, юморе и неисчерпаемой эрудиции ведущего - Владислава Листьева.

После ухода Листьева и непродолжительного периода смены ведущих, пост в студии «Темы» занял известный кинорежиссер и шоумен Юлий Гусман. Он вел «Тему» до самого ее закрытия в марте 2000-го года.

Причинами закрытия программы указали ее устаревший формат и низкий рейтинг. Юлий Гусман так рассказывал [16] об этом: «...руководители канала ОРТ и телекомпания «ВИD», производящая программу, пришли к единому мнению: «Тема», которая была прародительницей всех ток-шоу в стране, устарела... Но, на мой взгляд, программа придумана и выстроена очень здорово! Убежден, ее ресурс не был исчерпан...».

Программу «Тема» можно с уверенностью считать «матерью» всех современных ток-шоу на отечественном телевидении. Жанр этот хотя и видоизменился, но остается весьма популярным и по сей день вызывает интерес у телезрителей. Здесь можно перечислить такие программы, как «Пусть говорят», «Время Покажет», «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Мужское/Женское», «Док-ток» и др.

7. «Час Пик» - интервью в прямом эфире

Еще одной из программ В. Листьева, изменивших представление россиян о телевидении, стала программа «Час Пик» [17]. Ее первый эфир состоялся 30 мая 1994 года. Выходила она по будням ежедневно с понедельника по четверг в вечернем эфире в 19:00. Продолжительность - всего около 20 минут.

Неизменным условием Владислава Листьева был выход программы в прямом эфире, за его соблюдением он неукоснительно следил. Допускались звонки зрителей в студию, которые могли задавать гостям разнообразные вопросы наряду с самим ведущим.

Стилистика программы во многом напоминала стилистику популярного в США шоу Ларри Кинга (Larry King Live - «Ларри Кинг в прямом эфире»), телепрограммы канала CNN. Листьев в своей программе даже одевался, как Кинг, - рубашка и яркие подтяжки поверх нее.

Третья жена Листьева - Альбина Назимова - заимствование подтяжек из шоу Ларри Кинга всегда отрицала [10]. Она говорила, что сама подбирала ему гардероб и предложила надеть подтяжки для «Час Пик» просто потому, что они в тот момент оказались под рукой.

Тема двадцатиминутной программы Листьева, как правило, выстраивалась вокруг какого-либо информационного повода, связанного с актуальными событиями дня. В отдельных случаях гость мог быть приглашен и без особого повода. Ключевыми критериями для появления гостя в кадре являлись не его популярность, а профессионализм и интерес для зрителя.

Гостями программы в разное время были: Никита Михалков, Михаил Горбачев, Филипп Киркоров, Алла Пугачева и многие другие. Именно после программы «Час Пик» Владислав Николаевич поехал в свою злополучную квартиру на Новокузнецкой улице, где в подъезде его встретили двое и раздались роковые выстрелы, оборвавшие жизнь известного журналиста.

После убийства Листьева, 2 марта 1995 года, вышел выпуск программы, посвященный ему, но без

ведущего [18]. Этот выпуск, как и последующий за ним вечер памяти журналиста, транслировался всеми существующими телеканалами одновременно (РТР, МТК, НТВ, «Пятый канал» и ТВ-6). В дальнейшем на протяжении девяти дней выходили передачи, также посвященные Листьеву, со вступительными словами его друзей, а также гостей, не успевших принять участие в программе «Час Пик».

После недолгого периода выбора ведущего пост в студии «Час Пик» занял друг и соратник Листьева Андрей Разбаш, а также периодически сменявший его Дмитрий Киселев (тот самый, что ведет сейчас воскресные «Вести недели»). Программа была окончательно закрыта в конце 1998 года.

На современном российском ТВ все еще можно найти подобные «Час Пик» программы в жанре телеинтервью, правда идут они уже не в прямом эфире и звонки простых зрителей не принимают. Например, это «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым и «Наедине со всеми» Юлии Меньшовой» (ныне уже закрытая программа).

8. Капитал-шоу «Поле чудес»

«Поле чудес» - старейшее действующее и поныне игровое шоу на отечественном ТВ [15]. По своей богатой истории сравниться с ним могут лишь некоторые передачи нашего телевидения («Что? Где? Когда?», например). Для «Поля чудес» его создатели, в числе которых, конечно, был и Владислав Листьев, даже придумали новый жанр: капитал-шоу.

Идея программы зародилась в начале 1990-х годов в результате того, что Анатолий Лысенко, который руководил программой «Взгляд», будучи во Франции увидел по телевизору выпуск американского шоу «Wheel of Fortune» («Колесо фортуны»). Суть передачи заключалась в отгадывании задуманного слова, подобно популярной на Западе игре «виселица» [24], при этом вращение «колеса» с нанесенными на нем секторами определяло ход игры.

Идея передачи очень понравилась Лысенко, вернувшись в Москву он буквально пересказал ее суть Владиславу Листьеву, с которым был очень близок по работе во «Взгляде» (Листьев даже называл его в шутку «Папой»). Решили создать отечественный аналог такой программы, первым ведущим стал Листьев. Изначально на роль ведущего «Поля чудес» назначили Игоря Угольникова, но он идею не оценил и отказался в пользу собственной юмористической программы под названием «Оба-на!» (ныне закрытой).

«ВИD» пытался получить права на эту программу у ее правообладателя (компании «King World Productions»), но договориться о сотрудничестве тогда не удалось [15]. Поэтому, В.Н. Листьев с коллегами создали собственную программу, объединяющую в себе элементы нескольких иностранных шоу, но снабдили их русской спецификой и особыми правилами. Название «Поле чудес» Владислав позаимствовал из известной книги А.Н. Толстого «Буратино». Выражение «Поле чудес в стране дураков» вошло в поговорку.

Премьера первого выпуска «Поля чудес» на «Первой кнопке» ТВ произошла вечером 26 октября 1990 года. Шоу получилось популярным, зрителю понравилась его необычная атмосфера и, конечно, обаяние ведущего В.Н. Листьева. Некоторое время программа выходила по вторникам, но вскоре показ перенесли на пятницу в 20:00. «Поле чудес» до сих пор еженедельно выходит в этот день и в это время уже без малого 30 лет.

Буквально на следующий год, в 1991-ом Листьев решил передать программу в руки другого ведущего, т.к. сам занимался многими проектами и времени и сил на все не хватало. В частности, тогда Листьев запускал свой новый проект - ток-шоу «Тема», ставшее впоследствии легендарным.

Вместе со своей третьей женой Альбиной Назимовой Листьев выбрал в качестве нового ведущего капитал-шоу их друга - актера и сценариста Леонида Якубовича, зарабатывавшего в тот период проведением различных мероприятий (таких, как аукционы). От первого предложения Якубович отказался, сказав, что «человек с улицы не может работать на ТВ» [5, 15].

Листьев пробовал на роль ведущего капитал-шоу многих кандидатов, но никто ему не понравился так, как Якубович. От второго предложения Леонид Аркадьевич уже не смог отказаться и провел свой первый эфир «Поля Чудес» 22 ноября 1991 года. Он на долгие годы стал ведущим этого шоу и его «лицом».

Вскоре Якубович предложил новую концепцию: «передача должна быть не про то, во что играют, а про тех, кто в это играет». С тех пор главным в капитал-шоу стал не процесс угадывания неизвестного слова,

а раскрытие личностей самих игроков, которыми за долгие годы существования шоу были и популярные «звезды», и самые обыкновенные люди из глубинки [15].

В программе было очень много необычного для зрителя постсоветского телевидения начала 1990-х, неизбалованного разнообразием. Например, ассистентками ведущего неизменно выбирались красивейшие женщины-модели. Из них, кстати, выделяют постоянную ассистентку Леонида Якубовича - Римму Агафошину, которая много лет работает в капитал-шоу.

Благодаря «Полю чудес» в русский язык вошли выражения, ставшие «крылатыми». Например, фраза «Приз в студию!». Или «Крутите барабан», «Деньги или приз?» и т.д. Из телепередачи зритель узнал, такие новые понятия как «две шкатулки», «черный ящик» и «сектор "Банкрот"», которые потом широко использовал в быту в самых неожиданных значениях.

Еще одним новшеством стали ценные призы, среди которых неизменно главным призом является автомобиль. В свое время эти призы предоставляла компания «ЛогоВАЗ», которую контролировал Борис Березовский [11].

Заметим, что именно через спонсорство в «Поле чудес» Березовский вошел в российское ТВ, как в бизнес. Вскоре он уже контролировал пакет акций нового канала ОРТ, генеральным директором которого назначили Листьева. Возможно, что с этого начался неизбежный ход событий, приведший через несколько лет к страшной трагедии - убийству Листьева.

Кстати, через три года после успешного запуска в нашей стране программы «Поле Чудес» (в 1993 г.) американская компания-правообладатель бренда «Колесо фортуны», видя популярность капитал-шоу, попыталась войти на отечественный рынок ТВ [15]. Ее представители предлагали телеканалам заключить контракт на запуск официальной версии «Wheel of Fortune» в России [24]. Но все их усилия не увенчались успехом. Время было упущено, аналог «Поля чудес» уже никого в нашей стране не мог заинтересовать.

Заключение

В статье рассмотрено становление медиа-брендов и рынка российского ТВ через призму неординарной личности в отечественной журналистике - Владислава Николаевича Листьева. Его, к сожалению, недолгая творческая судьба стала примером для нескольких последующих поколений журналистов. Сегодня фигура Листьева может рассматриваться как «лицо» не только «Первого канала», но и как «икона» отечественной тележурналистики и СМИ.

При этом не стоит забывать, что Владислав Николаевич был человеком со слабостями и недостатками Он старался быть открытым и честным, в первую очередь, со своим зрителем. И аудитория отвечала ему симпатией.

Сегодня влияние его образа и революционных идей на современное ТВ, хоть и косвенное, остается большим. Затронутая тема весьма обширна и требует проведения более глубоких исследований в данном направлении.

Список использованной литературы:

1. Березина Н. Как Юрий Дудь создал один из самых сильных персональных брендов в медиа [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/magazine/2017/06/592555cc9a7947d4c8585415 (дата обращения 02.03.2020).

2. Куликов Л.В. Социально-психологические аспекты влияния СМИ на сознание // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. - 2011. - №1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-vliyaniya-smi-na-soznanie (дата обращения 20.03.2020).

3. Цуриков А.Н. Ограниченное социологическое исследование отношения респондентов к работе средств массовой информации при чрезвычайных ситуациях // Международный студенческий научный вестник. -2018. - № 5. - С. 261.

4. Цуриков А.Н. Народная журналистика в контексте освещения чрезвычайных ситуаций современными средствами массовой информации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - № 9. - С. 188-194.

5. Додолев Е.Ю. Влад Листьев. Поле чудес в стране дураков / Е.Ю. Додолев. - Москва, 2014. - 464 с.

6. Дроздов П. Страшная жизнь Владислава Листьева (1956-1995) [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/society/strashnaya_zhizn_vladislava_listeva_1956-1995 (дата обращения 03.03.2020).

7. Додолев Е.Ю. «"Взгляд"» - битлы перестройки» / Е.Ю. Додолев. - Москва, 2011. - 320 с.

8. Ток-шоу [Электронный ресурс]. URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Ток-шоу (дата обращения 04.03.2020).

9. Пивоваров А. «25 лет спустя: кто убил главную звезду нового русского ТВ?». Документальный фильм, интернет-проект «Редакция» [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/Txv1m5GA8zU (дата обращения 16.03.2020).

10. Собчак К.А. «Как Влад Листьев создавал новое телевидение, которое его и убило». Спецвыпуск программы «Осторожно, Собчак!» [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/video/1504098652506 (дата обращения 17.03.2020).

11. Чепель Р. «Листьев. Новый взгляд». Двухсерийный мини-сериал [Электронный ресурс]. URL: https://my.mail.ru/mail/genavertolet/video/70678/283322.html (дата обращения 15.03.2020).

12. Листьев Владислав Николаевич [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Листьев,_Владислав_Николаевич (дата обращения 08.03.2020).

13. Додолев Е.Ю. Влад Листьев. Пристрастный реквием / Е.Ю. Додолев. - Москва, 2012. - 320 c.

14. «ВИD» (телекомпания) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ВИД (дата обращения 09.03.2020).

15. «Поле чудес» (телеигра) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Поле_чудес_(телеигра) (дата обращения 10.03.2020).

16. «Тема» (телепрограмма) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тема_(телепрограмма) (дата обращения 11.03.2020).

17. «Час Пик» (телепрограмма) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Час_пик (телепрограмма) (дата обращения 12.03.2020).

18. Убийство Владислава Листьева [Электронный ресурс]. URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Убийство_Владислава_Листьева (дата обращения 13.03.2020).

19. Лихие девяностые [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лихие_девяностые (дата обращения 14.03.2020).

20. 25 лет без Владислава Листьева: факты и версии, кто его убрал [Электронный ресурс]. URL: https://www.anews.com/p/124770885-25-let-bez-vladislava-listeva-fakty-i-versii-kto-ego-ubral/ (дата обращения 16.03.2020).

21. Скуратов Ю.И. Кто убил Влада Листьева? / Ю.И. Скуратов. - Москва, 2011. - 381 c.

22. Собчак, Пивоваров и Чепель просят возобновить расследование убийства Листьева [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/7873733 (дата обращения 17.04.2020).

23. «Взгляд» (телепрограмма) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org /шЫ/Взгляд_(телепрограмма) (дата обращ. 18.03.2020).

24. «Колесо Фортуны» (телеигра) [Электронный ресурс]. URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Колесо_Фортуны_(телеигра) (дата обращения 19.03.2020).

© Цуриков А Н., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.