ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2009. № 3
ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАЙЦЕВ
В мае 2009 г. свой славный 80-летний юбилей отметил один из старейших ученых главного университета России, заслуженный профессор МГУ, профессор кафедры истории русской литературы ХХ века филологического факультета Владислав Алексеевич Зайцев.
В.А. Зайцев с отличием окончил филологический факультет в 1952 г. и был рекомендован в аспирантуру. В 1958 г. состоялась защита его кандидатской диссертации на тему «Язык и стиль поэмы В. Маяковского "Хорошо!"». С тех пор Владислав Алексеевич постепенно становится одним из ведущих специалистов по истории отечественной поэзии ХХ в. О широте диапазона творческих интересов ученого свидетельствует и проблематика защищенной им в 1984 г. докторской диссертации «Русская советская поэзия 60-х - 70-х гг. (жанрово-стилевые искания и тенденции)».
На кафедре В.А. Зайцев прошел более чем полувековой путь от рядового преподавателя до заслуженного профессора и снискал глубокое уважение со стороны коллег, студентов, аспирантов, многочисленных учеников. Педагог по призванию, специалист широкого профиля, он подготовил не одно поколение филологов. Под его руководством были защищены 12 кандидатских диссертаций, две докторские, несколько десятков дипломных работ, обращенных главным образом к постижению творчества крупнейших поэтов ушедшего столетия: В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, С. Есенина, А. Твардовского, И. Бродского, Н. Заболоцкого, Ю. Кузнецова, Н. Рубцова, Б. Ахмадулиной и др. Студенты разных поколений высоко ценили и ценят содержательность читаемых В.А. Зайцевым общих и специальных лекционных курсов: «История советской литературы», «История русской литературы ХХ века», «Современная русская поэзия», «Русская поэзия второй половины ХХ века», «Поэзия русского зарубежья второй и третьей волны эмиграции», «Русские поэты ХХ века».
Зримым воплощением научных и педагогических трудов ученого стали его публикации, общее число которых достигает полутора сотен. Среди них особенно выделяются книги и учебные пособия: «Современная советская поэзия» (1969), «Индивидуальные стили и стилевые течения в русской советской поэзии 60-х годов» (1973), «Русская советская поэзия. 1960-1970-е годы (стилевые поиски и тенденции)» (1984), «Современная русская советская поэзия (70-е -начало 80-х годов)» (1986), «Поэтическое открытие современности: советская поэзия 50-80-х годов» (1988), «Русская поэзия ХХ века:
1940-1990-е годы» (2001), «Николай Рубцов» (2002), «Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции» (2003), «История русской литературы второй половины ХХ века» (в соавторстве с А.П. Герасименко, 2004, 2006).
В.А. Зайцев за долгие годы литературоведческих исследований обращался к творчеству не только крупнейших, но и самых разных поэтов, да и прозаиков. Его знания, касающиеся русской литературы второй половины ХХ в., буквально неисчерпаемы: в книгах В.А. Зайцева встречаются имена, которые не всякий, даже опытный, филолог-русист может сразу вспомнить. Более того, порой оказывается, что Владислав Алексеевич отлично знаком и с биографией писателей -так, прозаик А. Костюнин, лауреат премии «Лучшая книга 2007 года», с удовольствием вспоминал беседу с профессором о рыбалке.
Будучи уже известным вузовским исследователем советской «официальной» поэзии, Владислав Алексеевич обратился к авторской песне. Его книга «Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции» охватывает вопросы поэтики и жанрового своеобразия творчества перечисленных бардов, связей с традициями отечественной литературы Х1Х-ХХ вв., взаимоотношений с поэтами-современниками. Одной книгой об авторской песне Владислав Алексеевич не ограничился, он участвовал в конференциях (постоянно состоял в оргкомитете этих конференций), проводившихся в 1990-х - начале 2000-х гг. в Государственном культурном центре-музее В.С. Высоцкого. Его доклады всегда принимались с большим интересом и не терялись на фоне множества выступлений ярких исследователей авторской песни. Более того, именно В.А. Зайцев всерьез поднял вопрос об изучении творчества Владимира Высоцкого в контексте поэзии 1950-1980-х гг.
В сфере его научных интересов - характерные стилевые тенденции в развитии лирики и поэмы, рок-поэзии, вопросы формирования и развития различных течений и групп, ориентирующихся на опыт искусства авангарда и постмодернизма, а также литературный процесс середины и второй половины ХХ столетия - пути развития и эволюция русской поэзии в «метрополии» и зарубежье в свете художественных открытий отечественного и мирового искусства.
Семинары профессора В.А. Зайцева пронизаны своеобразным артистизмом, творческим подходом к изображаемому материалу, точностью в описании деталей и в то же время масштабностью филологической мысли. Факты литературной критики и теории, истории и жизненной практики соединяются в единое целое, развертывая перед слушателем прекрасный и удивительный мир, столь бережно хранимый и тонко прочувствованный Владиславом Алексеевичем. Не изложение «общих мест», не сухой перечень дат, а отрефлектирован-188
ная сознанием автора неоднозначная эпоха - вот что принципиально характеризует его курсы лекций.
Важно и то, что лекции и семинарские занятия профессора Зайцева имеют непреходящее значение как своеобразный документ эпохи, как монументальное обобщение преподавательского, научного и человеческого опыта автора. Это тот редкий случай, поразительный феномен единения, когда лектор и аудитория соединяются в общем порыве познать неизведанное, сопровождающемся «выходами» в почти запредельное инобытие - сферу прекрасного, вновь и вновь коллективно размышляют над заветами символизма, акмеизма и футуризма, жанровыми разновидностями авторской песни, поэзией А. Ахматовой и Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и А. Твардовского, Л. Мартынова и А. Тарковского, А. Вознесенского и Н. Рубцова, Д. Самойлова и Б. Окуджавы, В. Высоцкого и Ю. Кузнецова, И. Елагина и И. Бродского, а также многих других.
Благодаря особому дару В.А. Зайцева - виртуозному искусству декламирования стихотворений - на практических занятиях воссоздается атмосфера «второй реальности», сопричастности поэтическим шедеврам ХХ в.; поэзия «выносится» в жизнь, претворяясь в новые образы и наполняясь новым содержанием и звучанием. Таким образом, создается благоприятная обстановка активного сотворчества, приоритет отдается духу коллегиальности, что способствует интенсивному усвоению материала, а также облегчает его восприятие.
Коллеги и ученики сердечно поздравляют заслуженного юбиляра со знаменательной датой, от всей души желают ему крепкого здоровья и неослабевающей творческой энергии.
Е.И. Жукова, И.Б. Ничипоров, К.Э. Слабких