Научная статья на тему 'Владимир Винниченко и Фридрих Ницше о роли инстинктов в жизни человека'

Владимир Винниченко и Фридрих Ницше о роли инстинктов в жизни человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
662
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИНКТ / ЖИЗНЬ / МОРАЛЬ / ЭМОЦИЯ / ЖЕЛАНИЕ / ИНТУИЦИЯ / ВОЛЯ / РАЗУМ / INSTINCT / LIFE / MORALITY / EMOTION / DESIRE / INTUITION / WILL / MIND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павлишин Л. Г.

В статье исследуются взгляды В. Винниченко и Ф. Ницше относительно роли инстинктов в жизнедеятельности человека, прослеживается общая позиция мыслителей, касающаяся данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Винниченко и Фридрих Ницше о роли инстинктов в жизни человека»

Павлишин Л.Г. ©

Канд. филос. наук, докторант ЦГО НАН Украины (г. Киев)

ВЛАДИМИР ВИННИЧЕНКО И ФРИДРИХ НИЦШЕ О РОЛИ ИНСТИНКТОВ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье исследуются взгляды В. Винниченко и Ф. Ницше относительно роли инстинктов в жизнедеятельности человека, прослеживается общая позиция мыслителей, касающаяся данной проблемы.

Ключевые слова: инстинкт, жизнь, мораль, эмоция, желание, интуиция, воля, разум.

Keywords: instinct, life, morality, emotion, desire, intuition, will, mind.

В творчестве В. Винниченко человеческая жизнь - это борьба между телом и душой, добром и злом, богатством и бедностью. Мнение украинского мыслителя по поводу этой правды жизни совпадает с позицией А. Шопенгауэра, который, как и В. Винниченко, рассматривал человеческую жизнь как непрерывную борьбу. Утверждая преимущество воли над разумом, иррационального над рациональным, Шопенгауэр считал, что разум дает только внешнее знание о мире, он не может постичь его глубины, поскольку на это способна только воля. Не воля подчиняется разуму, а разум -ей. Если классическая философия главным образом сосредоточила внимание на рациональной и чувственной сферах человеческой субъективности, то в центре внимания А. Шопенгауэра -бессознательный аспект психики, волевой компонент поведения человека. О соотношении рационального и иррационального, влиянии бессознательного, воли, чувств на жизнедеятельность человека вел речь также и В. Винниченко. Мыслитель считал, что «большая, тайная, неразгаданная человеческим разумом сила, что называется на человеческом языке инстинктом жизни, дала человеку любовь к самому себе как необходимое средство поддержания жизни в себе и вокруг себя. Человек, имеющий живой, свежий, здоровый инстинкт жизни, должен любить все, что дает ему эта жизнь, что сохраняет его, что восстанавливает, укрепляет жизненные его силы» [1, 73].

Если у человека возникнет желание понять цель своего существования, то она не должна совпадать ни с одной из категорий сознательной жизни, наоборот, она должна объяснять каждую из них, как средство, с помощью которого можно прийти к намеченной цели. А. Бергсон был убежден, что мысль в ее чистой логической форме не способна представить себе истинную природу жизни. Он указывал на то, что разум очень самоуверен, если считает будто владеет всеми элементами для познания истины. Если не умом, то с помощью чего можно познать природу жизни? Наверное, есть что-то более глубокое и мощное? Вне нашего сознания лежит темная, таинственная и глубокая сфера, которую озаряет свет сознания. Там скрыты наши инстинкты, которые по-своему откликаются на проявления жизни, лежит наше основное органическое ощущение жизни - его оценка не на основе умственных суждений, а на основе ощущений и инстинктов. Ницше считал, что тело является большим умом. Позади наших мыслей лежит повелитель и загадочный мудрец по имени «Сам». По Ницше, в человеческом теле больше разума, чем в нашей самой большой мудрости.

В. Винниченко, размышляя над проблемой человеческой жизни, утверждал, что «антипатию вызывают те люди, которые в обыденной, повседневной жизни проявляют малую живость инстинкта жизни. Они нас заражают своей скукой, ... однообразием и тем отталкивают от себя» [2, 361].

Ницше понимал жизнь двояко. Во-первых, она предстает в широком или универсальном аспекте как форма бытия, содержит в себе специфическую волю к накоплению силы. Жизнь в данном случае есть воля к власти. Относительно другого аспекта, узкого или биологического, то здесь появляются силы, которые пытаются расширить область своей власти. Где не хватает воли к власти, там царит упадок, а жизнь является вечным стремлением подняться через борьбу и вражду. Течение жизни подобно гегелевским тезису, антитезису и синтезу. Ницше понимал, что этот синтез необходим для новой борьбы. XIX век был периодом упадка и слабости человека. Ницше вспоминает прошлое европейской культуры как результат победы «белокурого животного», смелого хищника, человека, который готов признать, что «нынешняя мораль выросла на почве господствующих племен и рас» [3, 270].

Ницше сравнивал человека современной ему эпохи и древнего грека. И что он видел перед собой, наблюдая эллина? Он, сильный и здоровый, был открыт для стихий жизни. Именно древние

© Павлишин Л.Г., 2013 г.

греки были воплощением воли к жизни. Они, эти люди далекой, но такой любимой им эпохи, приняли жизни со своими законами космоса, поклонялись и боготворили ее.

Наблюдая за тогдашними общественными реалиями, Винниченко считал, что вся деятельность человека на протяжении нескольких столетий предусматривала достижение универсальной идеи счастья. Он утверждал, что в современном ему мире живут морально больные люди. Человечество, которое страдает от этой тысячелетней хронической болезни, перестало учитывать духовность, значение чувств в жизни человека как носителя культурных ценностей. По Винниченко, человек с его эмоциями, желаниями, влечениями является индивидуальным и неповторимым. В связи с этим можно утверждать, что никакие математические формулы и рационалистические подходы не смогут исследовать его внутренний мир и способствовать гармонизации жизни. Винниченко указывал на падение нравов, дегуманизацию человеческих взаимоотношений, обесценивание личности.

Ницше считал вредными все нравственные законы, призывающие человека отказаться от своих жизненных инстинктов, ведь «его действие заключается: в недоверии к жизни вообще (поскольку тенденции последней воспринимаются как «безнравственные») - в бессодержательности (поскольку высшие ценности рассматриваются как находящиеся в противоречии с высшими инстинктами), - в вырождении и саморазрушении высших натур, потому что у них этот конфликт становится сознательным» [4, 176]. Такой точкой зрения Ницше отрицает не только христианскую мораль, но и категорический императив Канта, который требует от отдельного человека действий, которые можно ожидать от всех людей. По мнению Канта, это должно улучшить положение человечества. Мораль долга требует от человека постоянно держать себя в руках, не забывая выполнять все предписания. Шаг вправо или влево расценивался как отступление от установленных норм морали. Обязанность заставляет личность быть не властной не только над своими поступками, но и даже над мыслями. В связи с этим слова «ты должен», считал Ницше, нужно заменить на «я хочу». Тот, кто согласен действовать как все, по его мнению, и пяти шагов не сделал в самопознании, ибо в противном случае, он бы знал, что нет одинаковых действий. Михайловский подметил, что немецкий философ является создателем новой морали, и как строгий моралист наибольшей ценностью человека считает его деятельность, с помощью которой личность раскрывает свои возможности. «Верховным критерием моральной оценки у него есть не просто поддержание человеческого рода, а его улучшение» [5, 971].

Изображая жизненные контрасты, Винниченко в своих произведениях прибегает к противопоставлению сильных духовно людей - слабым. Эта ноша под названием «жизнь» отнюдь не радует их. Они не знают, как жить, что делать в тех или иных обстоятельствах, не видят выхода из сложных ситуаций, в которых оказались. Примерами таких людей есть Грицько и Ольга с «Дисгармонии», Остап из «Великого Молоха», Жорж из «Ступеней жизни». Все они дисгармоничные люди, которые, подавляя свои желания, не умеют наслаждаться жизнью. По Винниченко, причиной их несчастной жизни есть дисгармония между желаниями и обязанностями. В Грицько -дисгармония между нравственным идеалом социалиста и социалиста в действительности, у Ольги -между духовной любовью к мужу и телесной к Мартину. Только Мартин - сильный человек с твердым характером - решил преодолеть дисгармонию, объявив войну тогдашней правящей морали, пытающейся подчинить себе его волю, разрушить жажду жизни. Он не хочет обуздывать свои желания, хочет делать то, что диктует ему его воля. Вместо «ты должен» Мартин руководствуется в жизни принципом «я хочу». В этом он похож на героя драмы «Великий Молох» Зинка, который считает моральными только те поступки, которые одобряют его воля, ум и сердце.

Герой драмы Винниченко «Ступени жизни» Мирон Антонович стремится жить вопреки общепринятым нормам морали, пытаясь освободиться от всего, что ограничивает его душу. Двигаясь ступень за ступенью, он пытается достичь желанную - «честность с собой». Мирон Антонович -индивидуалист, искатель новой морали, - утверждал, что широкая жизнь невозможна без больших широких ступеней.

Каждая личность неповторима, поэтому и дела ее будут такими же. Однородность действий различных людей приводит к потери их «Я». «Общий долг направлен не на действие, а на максиму действия, на практический закон, управляющий действиями человека» [6, 112]. По мнению Ницше, человек, подчиняясь моральному долгу не сможет сохранить свое лицо, быть личностью в полном смысле этого слова. Мораль обязанности накладывает тяжелый отпечаток на душу человека, изнемогающего под прессом приказов и правил. Не всегда он может выполнить то, что требует от него мораль, и поэтому он находится в постоянном состоянии недовольства собой. Постепенно такой человек превращается в неуверенное в себе существо, изнывает от ненависти к жизненным

инстинктам. Чувство долга отбирает у человека свободу воли. Считая, что основой жизни является воля к власти, Ницше отрицал теорию Дарвина, который говорил, что в ходе борьбы за существование слабые вымирают, а выживают сильные. Ницше, не соглашаясь с таким мнением, говорил, что сильные погибают быстрее, чем слабые. Только в борьбе за власть, являющейся основой всякой борьбы, сильные получают господствующее положение и благодаря этому выживают. Сильные духом люди способны найти свое счастье там, где бы слабые погибли. Счастье их скрытое в лабиринтах запутанных путей таинственной Вселенной, а также в строгом отношении как к себе, так и к другим. «Счастье сильного человека заключается в свободе, или, говоря другими словами, для него счастье и является свободой» [7, 492]. Воля, в отличие от свободы, не является традиционным, содержательным знанием, а есть принципом незнания как бесконечного процесса самоотторжения знания. Поэтому воля является чистым действием и нигилистической по отношению к познанию.

Однако это не совсем верно. В философии Ницше воля к власти является сущностью бытия. Становление - это существование этой сущности, а жизнь - своеобразный синтез сущности и существования мира.

Еще в XIX в. В. Винниченко сосредоточил внимание на проблемах, которые являются чрезвычайно актуальными сегодня. Процесс цивилизации, научно-техническая революция, с одной стороны, способствовали развитию человека, обогатили его знаниями, сделали осведомленным в компьютерных технологиях, однако, с другой стороны, в погоне за новыми знаниями и открытиями он забывает интересоваться собственной душой. Винниченко, рассматривая проблемы человеческого одиночества, духовной немощи, неоднократно подчеркивал, что человек должен уметь согласовывать ценности жизни, среди которых есть разум, эмоции, любовь, чувства, желания и тому подобное. Не умаляя значения науки в жизни общества, Винниченко несмотря на это считал, что человек должен уметь прислушиваться к своим инстинктам, голосу своего «Я». Указывая на гармонию, царящую в природе, мыслитель таким образом хотел напомнить человеку, что он является частью природы, которая не страдает эгоизмом и пессимизмом, коварством или несправедливостью, ибо она является протестантом «...против лицемерия старшего брата своего - человека» [8, 498].

Владимир Винниченко принадлежит к тем мыслителям, которые особенно остро сосредотачивали свое внимание на проблемах морали, философии, психологии, интересовались идеями представителей «философии жизни». Предпочитая иррациональные факторы, он обращал особое внимание на интуицию, инстинкты. Винниченко отмечал, что движущей силой человека являются его желания, а потому у кого сильные, четко очерченные желания, тот имеет сильную волю. Он склонялся к мысли, что интуиция, инстинкты являются проявлением подсознания. За Винниченко, иррациональное может способствовать внутренней гармонии человека, оно управляет его жизнью, помогает чувственно реагировать на мир, окружающих людей, жить чувствами, а не только умом, который не способен проникнуть в самые потаенные уголки человеческой души, познавать и исследовать ее. Мыслитель пытался донести людям свою точку зрения относительно того, что необходимо находиться в как можно большем согласовании как внутри себя, так и в природе. Человек, ощущающий гармонию с собой и миром, способен поддерживать в норме физическое и духовное здоровье, имеет все шансы для развития своих способностей, а в его организме-коммуне, по словам Винниченко, разум находиться в сочетании с инстинктами, волей, наклонностями. Для него разум и инстинкты - не две автономные силы, а их сочетание. Мыслитель отмечал, что нет вредных инстинктов, поскольку «вред не в инстинктах, а в их несогласованности между собой, в их искривлении, в выпячивании одной из них на роль диктатора, в иерархии» [9, 118].

Судьба Ф. Ницше содержала драматизм переходной эпохи на рубеже Х1Х-ХХ веков. Он является одновременно и олицетворением всей западноевропейской философской традиции, и первым декадентом. В своей работе «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше говорит о разрушительном действии науки и разума относительно жизни. На ранних этапах развития человечества только искусство, по мнению Ницше, сыграло гораздо более важную, по сравнению с наукой, роль в жизни общества. Именно искусство является воплощением настоящей жизни, стихийным, ничем неограниченным, кроме воли и инстинктов. «Рождение трагедии из духа музыки» - это своеобразный ключ, с помощью которого можно раскрыть тайну всей творческой деятельности мыслителя. В этой работе сформирована основная проблема философии Ницше, которая полностью воплощена в книге «Так говорил Заратустра», а именно: каким образом создать такую культуру, которая смогла бы помочь человеку обогатить свой внутренний мир и усовершенствовать себя.

Литература

1. Винниченко В. Відродження нації (історія української революції марець 1917 - грудень 1919)/ В. Винниченко. - К.-Відень, 1920. - Ч. 1. - 348 с.

2. Винниченко В. Щоденник / В. Винниченко; ред., вступ. ст. і прим. Г. Костюка. - Едмонтон-Нью-Йорк : Вид-во Канадського ін-ту, 1980. - Т. 1 : 1911-1920. - 500 с.

3. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. / Ницше Ф.; пер. с нем.; сост., ред. и авт. прим. К. А. Свасьян - М.: Мысль,

1990. - Т.2. - 829 с.

4. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ницше Ф.; пер. с нем. Е. Герцык и др. - М.: Культурная Революция, 2005. - 880 с.

5. Михайловский Н. К. Литературные воспоминания / Михайловский Н. К. // Полн. собр. соч. - СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1909. - Т. 7. - С. 923-975.

6. Авксентьев Н. Сверхчеловек. Культурно-этический идеал Ницше / Авксентьев Н. - Спб.: Север, 1906 -267 с.

7. Чиж В. Ф. Ницше как моралист / Чиж В. Ф. // Вопросы философии и психологии. - 1908. - №. 95. - С. 480512.

8. Винниченко В. Краса і сила / В. Винниченко. - К. : Дніпро, 1989. - 752 с.

9. Винниченко В. Конкордизм / В. Винниченко // Хроніка-2000. - 2010. - Вип. 82 : Невідомий Винниченко. -

С. 26-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.