Научная статья на тему 'Владимир Татлин: вектор развития русского авангарда'

Владимир Татлин: вектор развития русского авангарда Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
777
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ АВАНГАРД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ДИНАМИКА И КИНЕМАТИКА ФОРМЫ / RUSSIAN AVANT-GARDE / ART CONSTRUCTIVISM / ARCHITECTURAL HERITAGE / DYNAMIC AND KINETIC FORM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лапшина Елена Геннадьевна

Art constructivism potential is developed as avant-garde direction of modern art and architecture. Vladimir Tatlin heritage is researched. His role in Russian avant-garde development is interpreted. The principle of development of modern dynamic form is discussed. It is emphasized that this form was made in Russian avant-garde. The development of architectural dynamic form during XX-XXI century is indicated

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vladimir Tatlin: Direction of Development of Russian Avant-garde

Art constructivism potential is developed as avant-garde direction of modern art and architecture. Vladimir Tatlin heritage is researched. His role in Russian avant-garde development is interpreted. The principle of development of modern dynamic form is discussed. It is emphasized that this form was made in Russian avant-garde. The development of architectural dynamic form during XX-XXI century is indicated

Текст научной работы на тему «Владимир Татлин: вектор развития русского авангарда»

Владимир Татлин: вектор развития русского авангарда Е.Г.Лапшина

«Татлин - тайновидец лопастей И винта певец суровый Из отряда солнцеловов, Паутинный дол снастей Он железною подковой Рукой мертвой завязал В топ... Неслыханны и вещи Жестяною кистью вещи».

В.Хлебников

На протяжении ста лет художники нового искусства пытаются зафиксировать то, что всегда казалось неуловимым - свет, миг, жест, пустоту, атом. Затеяли эту интеллектуальную игру в начале XX века итальянские футуристы. Среди них - Умберто Боччони с работами «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (рис. 1.1) и «Развитие бутылки в пространстве» (рис. 1.2).

Их начинания подхватили русские футуристы, к деятельности которых можно отнести творчество Владимира Евгра-фовича Татлина. Художник стал лидером конструктивизма как течения русского авангарда, внутри которого и зародился архитектурный потенциал новой динамической формы.

С1905 по 1910 год В.Е.Татлин учился в Пензенском художественному училище им. Селиверстова. Тогда он увлекался футуризмом и кубизмом. Работая в Москве, стал изобретателем контр-рельефов как новой динамической формы художественного произведения (рис. 2.1, 2.2). Самый знаме-

нитый из контр-рельефов Татлина - рельеф повышенного типа, известный под именем «Памятник III Интернационала» (рис. 3.1). Его отечественная реконструкция [1] выполнена в 1993 году (рис. 3.2).

Остановим внимание на уникальном арт-объекте, называемом сегодня Башней Татлина. Ее форма отличается от привычной формы вертикали. В первую очередь она имеет динамичный наклон мачты. Кроме Башни Татлина нам известна только одна башня, имеющая наклон - это падающая Пи-занская башня, которая, конечно, таковой не была задумана и получила наклон в ходе эксплуатации.

Изобретенная Татлиным архитектурная форма обладает вращающимися телами - «зданиями», подвешенными «во чреве» пары взлетающих спиралей, закрученных из «мостовых ферм». Она - само воплощение движения и, следовательно, времени. Д.Н.Димаков предложил взглянуть на башню Татлина как на некий космический прибор, метроном, отсчитывающий события [1].

Действительно, динамика формы, выражающая движение, олицетворяет, улавливает время. Тогда становится вдруг понятно, что по существу время и есть движение, которое разворачивается в пространстве. Башня Татлина стала символом

Рис. 1.2

4 2010 43

Рис. 2.1

архитектуры XX века. Она - произведение художника, который не был архитектором, но стал художником динамичных форм, собранных из разных материалов, которые вступили в сложные отношения между собой, вылились в некую игру сил.

Русский авангард в архитектуре подхватил возникшее в новом искусстве движение. Он был представлен в 1920-1930-е годы произведениями многих архитекторов и не только отечественных мастеров. После революции 1917 года в новую советскую Россию устремились архитекторы всего мира. Мастера прибывали с надеждой осуществить свои самые радикальные замыслы. Основанием для развития нового направления в искусстве и, в частности, в архитектуре, стало стремительное и беспрецедентное социальное и политическое преобразование России. Страна стала гигантской экспериментальной площадкой.

Появились новые творческие мастерские. Известной школой авангарда стали созданные почти одновременно со школой Баухаус в Германии Высшие художественные мастерские в Москве - ВХУТЕМАС (1920). Направление конструктивизма развивали братья Веснины. Александр Веснин возглавил творческий союз ОСА (1925) - Объединение современных архитекторов. Направление рационализма создал Николай Ла-довский, который стал лидером Ассоциации новых архитекторов - АСНОВА (1923). Тем или иным образом все они развивали идею динамики новой архитектурной формы.

Целью художественного движения в архитектуре стало формальное воплощение облика нового быта, поиск языка, соответствующего обществу нового типа. Здания, построенные в Москве, Петрограде (Ленинграде) и других городах СССР в первые годы после Октябрьской революции, выражали триумф победы нового мира над старым. В социальной сфере этот этап называли коммунизмом. В производственной

сфере - научно-техническим прогрессом. Теперь это время можно рассматривать как начало новой, техногенной эпохи развития цивилизации в мире.

Акцент был сделан на технической индустриализации в организации жизни в целом и в строительстве в частности. Архитекторы предложили новые типы зданий, обеспечивавшие новую культуру проживания и досуга. Это дома-коммуны и рабочие клубы, полностью механизированные фабрики-кухни, школы и спортивные сооружения, правительственные здания и министерства, радио и телебашни, кинотеатры, здания для новых видов транспорта, в том числе гаражи и аэропорты, каналы и шлюзы, электростанции.

Примером нового авангардного направления в архитектуре стала изобретенная К.Мельниковым динамичная форма здания московского отделения «Ленинградской правды» (рис. 4).

Проект Мельникова выполнен на конкурсной основе в 1924 году и продолжил идею Татлина. Он был необычен своим кинетическим решением: четыре верхних этажа из пяти могли двигаться вокруг неподвижного ядра, включающего лестницу, лифт и коммуникации, по часовой стрелке или против нее. Двигающиеся части, косоугольные в плане, напоминают лопасти, а вся конструкция, особенно при виде сверху - пропеллер. Формы запроектированы в облегченной конструкции из стального каркаса с застеклением. Подразумевалось, что работники «Ленинградской правды» могли сами приводить в движение «свой этаж», становясь не пассивными наблюдателями, а участниками той самой агитации в движении, которая задумывалась в проекте.

Мельников писал: «Пятиэтажное сооружение дано мною в облегченной, стального каркаса, конструкции, с тем чтобы иметь твердое убеждение в реальном осуществлении возникшей у меня и поразившей меня же самого идеи - «Живой Архитектуры». Павильон Московского отделения «Лен-

44 4 2010

правды», несомненно, имеет элементы реклам, и это натолкнуло меня ввести действие реклам в организм самого сооружения. На круглую статичную сердцевину (с лестницей и подъемником) нанизаны этажи со свободным вращением их в любом направлении: бесконечная феерия и разнообразие архитектурного силуэта - еще не испробованная сила архитектурной динамики...» [2].

В 1929 году появился еще один кинетический проект Мельникова, на сей раз ставший всемирно известным - памятник Христофору Колумбу, приводимый в движение за счет сил ветра и воды.

Идеи русского авангарда дали толчок развитию современной динамической формы в архитектуре. Так, одноэтажное здание «Врашаюшийся дом из алюминия» (Revolving Aluminum House) архитектора Флойда Д'Анжело (Floyd D'Angelo) и инженера Гарри Конрея (Harry Conrey), построен-

ное в 1962 году в Калифорнии (рис. 5.1), работает по принципу «головы совы» и благодаря гибкой подводке коммуникаций может поворачиваться на 120 градусов относительно начального положения. Идея была проста и позволяла получить максимум света или, наоборот, укрыться от него, а также насладиться разнообразными горными видами [3].

Еще дальше пошел архитектор Дэвид Фишер (David Fisher). Ему явилась головокружительная мысль: заставить современные небоскребы танцевать «синхронные» танцы с солнцем. На крепкий фундамент должно быть установлено ядро с последовательно прикрепленными этажами (рис 5.2). Осевым элементом высотки Фишера является инженерная артерия. Между этажами расположатся специальные лопасти - улавливатели ветра. Вращаясь под воздействием потоков воздуха, лопасти будут вырабатывать энергию и приведут в движение этажи. Первые семьдесят этажей будут управляться из еди-

Рис. 5.2

Рис. 3.1

Рис. 3.2

Рис. 4

4 2010 45

АД i'xjbífrtí г«*»'«

•мим>'.

ной диспетчерской, и только десять последних этажей получат полную свободу движения. Экономия энергии и экологически чистые технологии - самые важные условия в проектировании небоскреба.

Для идеи поэтажного вращения характерно то, что фасад будет меняться каждое мгновение. Формы здания могут быть самые невероятные, в зависимости от конфигурации каждого этажа и скорости вращения. Фишер утверждает, что время одного полного оборота этажа будет составлять около 90 минут.

Проект Dynamic Tower (Дубай, 2008) предполагался и для реализации в Москве [3]. В случае исполнения принятого решения мы бы получили реализацию идеи Татлина почти столетней давности о динамичной архитектурной форме. Правда, Татлин предлагал вращение целого здания, а не только его этажа.

Идеи русского авангарда до сих пор обладают поразительной жизненной силой. Любопытно отметить отдельные попытки реализации в современных условиях не воплощенных в свое время проектов. Например, в Москве Ю.П.Волчком были предложены к осуществлению проекты Ивана Леонидова (рис. 6.1). Японским архитектором Такехико Нагакура сделана попытка увидеть в Санкт-Петербурге 400-метровую Башню Татлина (рис. 6.2).

Русский авангард, возникший в России в начале XX века, проявился прежде всего в новой художественной форме -динамической. Сегодня это направление искусства остается в стране как наследие, зафиксировавшее начало новой эры в истории человечества. Вектор развития русского авангарда и его ответвления - конструктивизма был связан на протяжении XX века с культурой Европы и Америки. Сегодня он перемещается в культуру стран Востока.

Литература

1. Dimakov D., Lapshina Е. Build the Tower of the Time: The Hours of Mankind // Quaderni Fiorentini. N2, Le citta dell'Est.-Florence, 2005 // www.bancadellacultura.it/static/gfl.htm

2. Стригалев А., Коккинаки И. Константин Степанович Мельников: архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / М., «Искусство», 1985.

3. Константин Мельников. Кинетическая архитектура: back to the 20ties 'Solo Architect in a Mass Society' (S. Frederick Starr)//http://community.livejournal.com/k_melnikov/8033. html

Vladimir Tatlin: Direction of Development of Russian

Avant-garde. By E.G.Lapshina

Art constructivism potential is developed as avant-garde direction of modern art and architecture. Vladimir Tatlin heritage is researched. His role in Russian avant-garde development is interpreted. The principle of development of modern dynamic form is discussed. It is emphasized that this form was made in Russian avant-garde. The development of architectural dynamic form during XX-XXI century is indicated.

Ключевые слова: русский авангард художественный конструктивизм, архитектурное наследие, динамика и кинематика формы.

Key words: Russian Avant-garde, Art Constructivism, Architectural Heritage, Dynamic and Kinetic Form.

t

46 4 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.