Научная статья на тему 'Владимир Сорокин и ритуальное действие в его прозе'

Владимир Сорокин и ритуальное действие в его прозе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1243
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / КОНЦЕПТУАЛИЗМ / СОРОКИН / РИТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / EVEN SENTIMENTAL / THEATRICA / POETIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Беневоленская Нонна Петровна

В статье Н. П. Беневоленская демонстрирует новый взгляд на глубинное содержание творческого подхода современного русского прозаика Владимира Сорокина. Наблюдение над текстами современного писателя обнаруживает различные (диаметрально противоположные) авторские интенции: условные, театральные, ритуальные и вместе с тем реалистичные, правдоподобные, даже сентиментальные, свидетельствующие о сложной поэтической организации «эпатажной» прозы Сорокина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vladimir Sorokin and ritual action of his prose

Benevolenskaja Nonna demonstrates in her article the new look to deep content of the creation of modern russian novelist Vladimir Sorokin. The observation to the Sorokin's texts reveals different (contrast) author's intentions: conventional, theatrical, ritual and in the same time realistic, probable, even sentimental, which show the complexity of poetic organization of Sorokin's strange prose.

Текст научной работы на тему «Владимир Сорокин и ритуальное действие в его прозе»

Н. П. Беневоленская

ВЛАДИМИР СОРОКИН И РИТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЕГО ПРОЗЕ

Практически все, писавшие о прозе В. Сорокина, отмечали основной конструктивный принцип, который он использует с завидным постоянством. «Его обычный ход: начиная повествование как обычную пропись того или иного дискурса, завершить его одним из двух способов: либо нарастающими потоками непонятной речи <... > либо невероятным насилием» [1, с. 96]. «Строя тексты на отбросах социалистического реализма, он взрывает их неожиданным сломом повествования, матом, предельным сгущением текста-концентрата, состоящего из сексуальной патологии, тотального насилия, вплоть до каннибализма и некрофилии. Под коркой текста обнаруживается словесный хаос и бред» [2, с. 248]. Действительно, Сорокин сначала умело воспроизводит какой-то узнаваемый дискурс (чаще всего он использует соцреалистический материал, работая с текстами, созданными в лучшую для социалистического реализма пору: в 1940-1950-е годы), после чего происходит резкий семантический и стилевой сдвиг: далее следуют сцены чудовищного насилия, сексуальных патологий, мат, порой связная речь уступает место бессвязной и т. д.

Многие исследователи указывали на ту особую роль, которую у Сорокина в моменты «слома повествования» играют описания загадочных мистических ритуалов — порой комически-нелепых, а зачастую с сильным элементом садомазохизма, когда деформируется и разрушается, вплоть до каннибализма, человеческое тело. Уже само по себе бесконечное множество такого рода эпизодов, их навязчивое повторение неопровержимо доказывает их значимость и важность для сорокинского художественного мира. Порой трудно избавиться от ощущения, что перед нами сакральные, эзотерические действа, восходящие к каким-то мистериальным древним ритуалам. Герои, подчиняясь неведомым импульсам, совершают нечто чудовищное с точки зрения земных законов. Причем иногда эти акции им словно понятны и отвечают каким-то планам или правилам1, порой же остаются темными и необъяснимыми для самих участников. Разумеется, для читателя все и всегда остается загадочным.

Обратимся в этой связи к циклу рассказов «Первый субботник», поскольку именно на этом материале особенно удобно исследовать специфику интересующих нас ритуальных действ. В рассказе «Геологи» загадочный ритуал начинается после того, как опытный специалист Иван Тимофеевич предлагает зашедшим в тупик коллегам — участникам геологической партии—«помучмарить фонку» (с. 425)2. Обрадованные молодые геологи встают рядом с вышедшим на середину избы и присевшим на корточки Иваном Тимофеевичем и повторяют за ним непонятные слова: «Мысть, мысть, мысть, учкарное сопление» (с. 425). Главный же элемент ритуала состоит в том, что молодежь вытягивает вперед ладони, «образуя из них подобие корытца» (с. 425), а Ивана Тимофеевича рвет в это корытце, после чего геологи продолжают повторять свои заклинания, бережно удерживая в руках «густую, беловато-коричневую» (с. 425) рвотную массу.

1 В подобных случаях сюжет строится как «последовательность очень внятных действий с совершенно невнятными мотивами» (В.Курицын).

2 Здесь и далее ссылки на рассказы Сорокина даются по [3] с указанием страниц в тексте.

© Н.П.Беневоленская, 2010

В «Заседании завкома» загадочное ритуальное действо начинает милиционер, который сперва высказывает предложение расстрелять нарушителя дисциплины, чье поведение рассматривалось на заседании, а затем, после недолгого отсутствия в зале, врывается туда вновь «с диким, нечеловеческим ревом» (с. 440). Вслед за милиционером и все остальные участники заседания начинают выкрикивать слово «Прорубоно!» (с. 440) и совершать чудовищные действия, преимущественно садистского и садомазохистского характера. Так, Симакову «вырвало на затылок Хохлова», Звягинцева «вцепилась себе ногтями в лицо и потянула руки вниз, разрывая лицо до крови» (с. 440), а затем «вложила дуло пистолета себе в рот и нажала спуск» (с. 443). Центральным же действом оказывается коллективное убийство уборщицы с помощью таинственного набора металлических труб, которые находятся в милицейском футляре вперемешку с кусками гниющей червивой плоти: «В одной половине лежала кувалда и несколько коротких металлических труб, другая половина была доверху заполнена червями, шевелящимися в коричневато-зеленой слизи. Из-под массы червей выглядывали останки полусгнившей плоти» (с. 441). Вбив все трубы в тело не сопротивляющейся уборщицы, все участники ритуала зачерпывают пригоршнями червей из футляра и закладывают их в образовавшиеся отверстия.

В рассказе «Соревнование» началом ритуальной акции оказывается прыжок в воду Лохова, ранее распилившего напарника, — этот поступок становится своего рода сигналом для трех ребятишек, удивших рыбу на берегу: «Один из мальчиков бросил удочку, подпрыгнул и, совершив в воздухе сложное движение, упал плашмя на землю. Двое других подбежали к нему, подняли на вытянутых руках, свистнули. Мальчика вырвало на голову другого мальчика. По телу другого мальчика прошла судорога, он ударил ногой в живот третьего мальчика» (с. 421). Главным же элементом акции оказывается монолог третьего мальчика (этим монологом и завершается текст), в котором речь идет о загадочных манипуляциях магического характера с животной и человеческой плотью, где прежде всего фигурируют две субстанции: «гной и сало» (с. 422). В рассказе «Обелиск» воспроизводятся действия двух героинь, матери и дочери, у братской могилы, где покоится их погибший в 1943 г. супруг и отец. В долгом причитании женщины отчитываются перед покойным о тех магических ритуальных действиях, которым он обучил их и которые завещал неуклонно исполнять. Исполняемые женой и дочерью акции связаны в основном с экскрементами, из которых отжимается и пьется сок (разумеется, фигурируют и неизменные черви), и ритуальными побоями: «После, родной мой папочка, когда сок говн отойдет к вечеру, я раздеваюся, становлюся на колени перед фотографией твоей и из кружки твоей заповедной пью сок говн мамочки моей родной, а мамочка бьет меня по спине палкою твоей...» (с. 549).

Менее очевиден в рассказах Сорокина ритуальный характер иррациональных или табуированных действий, когда они носят не коллективный, а индивидуальный характер. Так, например, поступки Соколова, съедающего экскременты своего любимого учителя («Сергей Андреевич»), или Саньки, совершающего половой акт с выкопанной из могилы возлюбленной («Санькина любовь»), можно скорее квалифицировать как патологические и извращенные. Точно так же и действия Степана Ильича Морозова, убившего свою любимую Валентину и совершившего суицид («Любовь»), или профессора Константина Филиппыча Воскресенского, внезапно и беспричинно избившего сначала жену, а потом и восьмилетнего мальчика-соседа («Тополиный пух»), или старика, вдруг начавшего блеять («Желудевая падь»), логично было бы объяснить состоянием аффекта. Однако при тщательном рассмотрении любая ситуация, связанная с появлением в сорокинском дискурсе чудовищной ан-

тинормы вместо добродетельной нормы, обнаруживает ритуально-мистическую подоплеку.

В этом плане очень показательны поступки, совершаемые героиней романа «Тридцатая любовь Марины» накануне ее трансформации из диссидентствующей лесбиянки в ударницу коммунистического труда. Они могут показаться сугубо спонтанными и аффективными, но это лишь иллюзия, на самом деле финальной Марининой метаморфозе предшествуют три однотипных эпизода, где героиня, внезапно и беспричинно впадая в агрессивное состояние, жестоко избивает сначала любовницу Сашу, затем американского друга Тони, а потом и андеграундного рок-певца по прозвищу Г...о. Эти насильственные акции, направленные против персонажей, которые подчеркнуто представительствуют прежнюю, лесбийско-диссидентскую жизнь Марины, вне всякого сомнения, носят (как и в случае с вышеупомянутым профессором с «говорящей» фамилией Воскресенский из «Тополиного пуха») ритуально-очистительный характер, как бы подготавливая мистическое «воскресение» героини.

Вышеупомянутые действия, несмотря на все различия и модификации, обнаруживают общую природу, связанную с преодолением «человеческой» формы — как в духовнонравственном, так и в сугубо физиологическом смысле. Бросается в глаза особая роль, которую играют в большинстве интересующих нас эпизодов специфические субстанции, символизирующие у Сорокина низменность телесной стороны человеческого существования — экскременты, гной (с ними нередко связаны и черви) и рвотные массы. Кстати, приступы рвоты следует признать одним из основных атрибутов рассматриваемого инвариантного действа — по-видимому, тошнота персонажей нередко выполняет в сорокинском дискурсе очистительную функцию, знаменуя собой выход за рамки человеческой природы.

Можно уверенно констатировать, что идея преодоления материально-телесного начала является стержнем сорокинского творчества, своего рода невротическим инвариантом художественного мира писателя. Именно к ней Сорокин возвращается с маниакальной навязчивостью, ею структурированы почти все его романы, имеющие четкую сюжетно-событийную основу— «Тридцатая любовь Марины», «Роман», «Сердца четырех», «Голубое сало» и «Лед». Герои «Романа» и «Сердец четырех», истребив множество окружающих, включая и самых близких людей, совершают суицид — но не как жест отчаяния, а как продуманное действо магического характера, ведущее к вожделенной сакральной цели. При этом в обоих случаях в ходе зловещих и загадочных ритуалов человеческая плоть буквально кромсается на мелкие части ручным способом или с помощью специальных механизмов. В «Голубом сале» Сталин, достигнув пределов земного могущества, уничтожает себя и весь мир инъекцией магического сверхвещества. В «Тридцатой любви Марины» изображено сознательное самоуничтожение, хотя здесь героиня не совершает суицид в буквальном, физическом смысле. Марина устремлена к Небесной России, о которой читала в «Розе мира» Даниила Андреева и о которой твердит ей в символическом сновидении разгневанный кумир Солженицын. Однако вместо духовно-мистического преображения в финале романа происходит утрата героиней индивидуальности и пола, превращение в «товарища Алексееву», добровольное радостно-экстатическое растворение в коллективной стихии. Процесс фактического отказа от жизни трактуется как «воскресение». Предельно идея пробуждения-воскресения от псевдожизни через преодоление телесности эксплицирована в романе «Лед».

Во всех названных случаях процесс уничтожения индивида принимает форму его буквального поглощения некоей сверхтелесной безличной стихией («Тридцатая любовь

Марины», «Голубое сало», «Лед»), либо же нашинкованная плоть героя, смешиваясь с фрагментами других человеческих существ, образует подобие коллективного тела («Роман», «Сердца четырех»). Этот мотив восходит к ранней «Очереди», где очередь, конгломерат индивидов, начинает вести себя как единый сверхорганизм.

Интересно, что и в романе «Лед» поначалу все происходящее вполне укладывается в рамки знакомой по предшествующим сорокинским текстам парадигмы: ритуальные акции загадочных «блондинов», которые похищают людей и разбивают им грудные клетки ледяными молотами, требуя «говорить сердцем», кажутся не менее абсурдными и иррациональными, чем поведение персонажей «Геологов», «Заседания завкома» или «Сердец четырех». Однако затем эти действия обнаруживают высокий смысл, связанный с попыткой «духовных» индивидов, детей Света, освободиться из темницы мира и навсегда разрушить ее. Если изъять из текста романа «Лед» объяснения, касающиеся программных установок «людей-лучей» (прежде всего откровения Храм), то повествование мало чем будет отличаться от «Сердец четырех». И наоборот: довольно легко представить себе соответствующие «высокие» мотивировки акций, совершаемых персонажами этого произведения, равно как и других, скажем, романа «Роман».

Есть все основания уверенно утверждать, что проблема преодоления человеческой природы является главной для писателя Владимира Сорокина. Размышления, и вполне серьезные, на эту тему обнаруживаются без особого труда в большинстве его художественных текстов. И соответствующие комментарии, содержащиеся в многочисленных сорокинских интервью, не похожи на хитроумный концептуалистский эпатаж. Так, например, в диалоге с И. Смирновым Сорокин высказывает ряд любопытных суждений по поводу интересующей нас проблематики: «... У человечества, у человеческой культуры наблюдается некая усталость восприятия, усталость человека от самого себя. В принципе это совпадает с идеологическим крахом антропоморфизма; слоган “человек более не есть мера всех вещей” становится актуальным. Это следствие и движения зеленых, и опытов в области генетики, а также некоторой пробуксовки культуры. <... > Идеологически человечество готово выйти за рамки человеческого; “человеческое, слишком человеческое” надоело человеку. <... > Другое дело, получится ли это преодоление человеческой природы, о котором сейчас говорят на каждом углу? Не будет ли это новой утопией? <... > Попытка преодоления человеческой природы тянется еще с Руссо и через Ницше проникает в наш век. Наверное, ХХ в. был веком первого подхода к воплощению этих идей, но быстро выяснилось, что коллективистский подход не породил нового человека. Попытка навалиться на человеческую природу всем миром не удалась, потому что человеческая природа сильнее коллектива, о нее разбились все тоталитарные системы, и человек, хоть и достаточно изуродованный, остался по-прежнему homo sapiens. Наверное, сейчас будет другой подход. Например, генная инженерия — одна из отмычек к исследованию человеческой природы. Мне кажется, очень перспективно и заманчиво слияние генной инженерии и мультимедиальных и наркотических миров. Наверное, в этом направлении и будет двигаться человечество. <... > Я думаю, что человек будет стремиться к симбиозу с другим, с нечеловеческим. Идеологически мы к этому готовы» [4, с. 110-112]. Аналогичным образом и по поводу последних своих произведений, посвященных людям-лучам, Сорокин высказывается следующим недвусмысленным образом: «И “Лед”, и “Путь Бро”, и завершающий третий роман “23 000”, над которым я сейчас работаю, вовсе не поле для “вычурной и манерной игры”, затеянной автором для насмешки над читателем, а попытка потолковать о homo sapiens, о тотальной разобщенности людей, о Бытии и Времени, о мучительно-утопическом счастье» [5, с. 134-135].

Но, разумеется, перед нами творчество постмодерниста-концептуалиста, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все ранее сформулированные утверждения, касающиеся эзотерического, мистического аспекта сорокинского творчества необходимо сопроводить понятными оговорками, ибо всякое постмодернистское pro всегда нейтрализуется соответствующим contra — и сорокинский дискурс вовсе не исключение.

Соответственно, мистический «романтизм» Сорокина весьма специфичен. Мотив преодоления «человеческого, слишком человеческого» предстает в его художественном мире всецело амбивалентным: это одновременно и эзотерический полет к божественным вершинам, и всецело деструктивный путь в никуда. Насколько силен порыв за горизонты земного бытия, настолько же очевидна бесперспективность и бессмысленность любых попыток такого рода преодоления человеческой природы. Все оборачивается либо деградацией и кровавым месивом, либо тоталитарным суррогатом истинного приобщения к «Небесной России», либо, как в «Голубом сале», переходом, в рамках дурной бесконечности, от одной фазы абсурдного существования к другой.

Сорокинский дискурс являет собой апологию духовно-мистического преображения человека и одновременно его развенчание. Поэтому и загадочные ритуальные действа, которыми в произведениях Сорокина зачастую маркирован «слом» повествования, носят одновременно и эзотерический, и игровой, пародийно-иронический характер.

Литература

1. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2001.

2. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе. М., 1996.

3. Сорокин В. Собр. соч.: В 2 т. М., 1998. Т. 1.

4. Смирнов И. Свидетельства и догадки. СПб., 1999. С. 110-112.

5. Соколов Б. Моя книга о Владимире Сорокине. М., 2005.

Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.