Научная статья на тему 'Владимир Эдуардович якоби (1926-2003) - основоположник авиационной и радарной орнитологии в СССР'

Владимир Эдуардович якоби (1926-2003) - основоположник авиационной и радарной орнитологии в СССР Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
231
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Эдуардович якоби (1926-2003) - основоположник авиационной и радарной орнитологии в СССР»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1798: 3287-3304

Владимир Эдуардович Якоби (1926-2003) -основоположник авиационной и радарной орнитологии в СССР

Е.Э.Шергалин

Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: zoolit@mail.ru Поступила в редакцию 18 апреля 2019

Вот уже целых 16 лет отделяют нас от ухода из жизни основоположника авиационной и радарной орнитологии в бывшем Советском Союзе - доктора биологических наук Владимира Эдуардовича Якоби (1926-2003). Однако за это время так и не было опубликовано более или менее полной его биографии. Попытаемся восполнить этот досадный пробел.

Владимир Эдуардович Якоби. 1976 год.

Владимир Эдуардович Якоби* появился на свет 14 сентября 1926 года в роддоме Грауэрмана на Арбате в Москве. Родителями Владимира были: папа - Эдуард Альфредович Якоби (1904-1981) из семьи обрусевших немцев, которые давно жили в Москве в большой квартире в Столовом переулке, и мама — Елена Петровна Якоби, в девичестве

* Ударение в фамилии Якоби ставится на втором слоге. Рус. орнитол. журн. 2019. Том 28. Экспресс-выпуск № 1798

3287

Петрова (1904-1976), русская, старшая дочь управляющего барским имением на Украине. Эдуард Альфредович работал начальником планового отдела на картонажной фабрике; Елена Петровна в молодости окончила Полтавский институт благородных девиц, знала в совершенстве немецкий язык, хорошо шила, а после замужества стала, как и многие женщины тогда, домохозяйкой. Через десять лет у Владимира появился младший брат Анатолий. Пополнившаяся семья по-прежнему жила в Столовом переулке рядом с Тверским бульваром.

5

к Л -1

Слева — Володя Якоби. 1931 год. Справа — семья Якоби: Володя, Эдуард Альфредович, Елена Петровна и Толя. 1937 год.

Володя Якоби. 1940 год.

После окончания с золотой медалью легендарной московской средней школы № 110 (сейчас школа № 2123 с испанским уклоном имени Мигеля Ирнандеса) Владимир по совету отца пошёл учиться в сталелитейный техникум и готовился стать инженером. Но в 16 лет, как и два его одноклассника, он заболел туберкулёзом. Одноклассники умерли, Владимир выжил, но работа на заводе ему была противопоказана.

В 1941 году началась война и Елена Петровна вместе с Владимиром и Анатолием были эвакуированы в Бугульму — городок на юго-востоке Татарстана в 300 километрах от Казани. Владимиру тогда было 15 лет. В эвакуации Владимир возил дрова для отопления школы, мама работала учительницей немецкого языка. Про эвакуацию Владимир Эдуардович вспоминал, в частности, такие случаи (записано по рассказам дочери):

«Первый раз поехал за дровами. Нагрузил лошадь, понукает, а она стоит. Не понимает, что нужно этому мальчику. А в школе ждут дрова. Подходит возчик и орёт на лошадь. Только после знакомых матерных слов лошадь обрадованно трогается с места».

« Война. Одни женщины. Одним из немногих мужчин был председатель колхоза, инвалид без носа. История его такая: однажды так напился, что валялся на обочине. Подошла свинья и откусила ему нос. Так и жил дальше без носа. На войну не взяли».

После возвращения в Москву из Бугульмы Владимир решил, что будет поступать на биофак Московского университета.

И

Владимир Якоби в 1947 году. В годы войны взрослели быстро.

Тогда биологический факультет университета располагался на Моховой улице. Студент добирался до места учёбы пешком. Старая профессура и совершенно особая обстановка тех лет сформировали Якоби как учёного, горячо влюблённого в зоологию и умеющего трудиться. До конца жизни Якоби продолжал вести полевые дневники, записывая

всё увиденное. Наблюдательность, точность записи были развиты в годы обучения в Московском университете. С теплотой вспоминал Владимир Эдуардович и профессоров, и однокурсников. Вспоминал и такие забавные случаи (записано по рассказам дочери).

«Лектор Орлов показывает картину, на которой изображены бегущие динозавры и говорит студентам: "На этой картине изображены тиранозавры, которые бегут за зарплатой"».

«Однажды студент, не доделав в университете практическую работу по анатомии человека, пошёл в общежитие неподалёку от старого здания, неся в авоське недопрепарированную человеческую ногу. И в итоге был задержан милицией».

Поступив в МГУ на кафедру сравнительной анатомии и зоологии позвоночных, В.Э.Якоби учился у выдающихся учёных Бориса Степановича Матвеева, Георгия Петровича Дементьева, Александра Николаевича Формозова и других, давших ему глубокие знания в области орнитологии и функциональной морфологии. Во время учёбы Владимир занимался темой переносчиков болезней, изучал грызунов и лисиц. Его дипломная работа была посвящена переносчикам бешенства. В 1962 году Владимир окончил с красным дипломом биологический факультет Московского университета по специальности «зоология».

В.Э.Якоби — выпускник биофака МГУ (с нагрудным университетским значком). 1956год.

Далее направление научных исследований В.Э.Якоби изменилось. В аспирантуре МГУ он выбрал орнитологию и через три года, в 1955 году, подготовил и защитил кандидатскую диссертацию по вопросам

изучения машущего полёта птиц. Его основным руководителем была Гали Сергеевна Шестакова, изучавшая полёт птиц и строение их крыльев. Работая вместе с ней, Владимир Эдуардович внёс много нового в изучение машущего полёта птиц.

Публикация на основе материалов кандидатской диссертации В.Э.Якоби.

После окончания аспирантуры Владимир Эдуардович был принят младшим научным сотрудником в Институт эволюционной морфологии и экологии животных имени А.Н.Северцова (ИЭМЭЖ, с 1994 года — Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н.Северцова РАН) и всю жизнь (более 40 лет) бессменно трудился в этом академическом учреждении, впоследствии став старшим научным сотрудником, а затем и доктором биологических наук в лаборатории экологии и управления поведением птиц под руководством профессора и доктора биологических наук Валерия Дмитриевича Ильичёва (1937-2013).

Произошли изменения и в личной жизни: во время обучения в аспирантуре Владимир Эдуардович познакомился с аспиранткой отделения микробиологии Ией Дмитриевной Рябовой и в 1956 году они сыграли свадьбу. В 1957 году у них родилась старшая дочь Ирина, а в 1963 году - младшая Наталья. Ия Дмитриевна (1932-2008) впоследствии стала заведовать лабораторией Института химии природных соединений АН СССР (ИХПС, ныне Институт биоорганической химии имени М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН).

В 1964 году семья переехала в небольшую «хрущёвку» на Болотниковской улице на юго-западе Москвы. В ней Владимир Эдуардович жил до конца дней, а сейчас там живёт его старшая внучка Анастасия.

Автору довелось неоднократно встречаться с Владимиром Эдуардовичем в разных городах и вести обильную и регулярную деловую переписку. В.Э.Якоби почти никогда и ничего не писал о личной жизни — в этом отношении он был довольно закрытым человеком, хотя о заграничных своих поездках и приключениях мог очень живо рассказывать часами. Тут не стоит, наверное, забывать, что сотрудничество с военно-воздушными силами в области орнитологического обеспечения безопасности полётов и испытаний остеклений пилотской кабины на птице-устойчивость, «допуски по форме номер 1» также не располагали к излишней разговорчивости. И всё же, неоднократно бывая в Таллинне у меня дома, я недоумевал, почему же от него никогда не поступало предложений об ответном визите. И только в самом конце нашего сотрудничества Владимир Эдуардович, извинившись, объяснил ситуацию: он жил в очень тесной маленькой квартире с высокой плотностью домочадцев и по этой причине стеснялся приглашать кого-либо в гости. При этом сам Владимир Эдуардович мог работать в любых условиях, невзирая на скученность и отсутствие личного пространства в малогабаритной квартире.

Летний сезон был посвящён выездам в «поле», экспедициям, осенью писались экспедиционные отчёты. Кроме того, Якоби брал подработку в виде реферирования журнальных статей в реферативном журнале «Биология». Хорошее знание немецкого языка и английского, выученного в аспирантуре на уровне чтения, помогало излагать на русском языке смысл иностранных статей. Владимир Эдуардович легко улавливал и пересказывал суть любой статьи.

В начале 1960-х годов бурно развивались авиация и космические полёты. Проблема столкновений летательных аппаратов с птицами стояла очень остро. По крылатому выражению журналистов, птицам и самолётам в небе стала тесно. Владимир Эдуардович живо интересовался этим прикладным направлением орнитологии, его инженерное мышление пригодилось при работе на военных аэродромах и при освоении работы с радиолокатором.

В 1964 году В.Э.Якоби начал исследования в области ориентации и навигации птиц. Он первым в Советском Союзе провёл радиолокационные наблюдения за миграцией птиц, став пионером в этой области. Он основал, развил и возглавил новое направление в советской прикладной орнитологии — авиационную орнитологию.

Остаётся только удивляться, как много удалось сделать В.Э.Якоби в условиях строго зарегулированной и жёстко структурированной административно-командной системы. Ведь Аэрофлот, или Гражданская авиация СССР, с которой он активно сотрудничал более четверти века, была режимной организацией, в которой каждый шаг определялся уставами, руководствами и наставлениями. Владимиру Эдуардовичу постоянно приходилось искать какие-то новые и нетривиальные ходы. Так, например, В.Э.Якоби любил рассказывать, как для того, чтобы получить официальное одобрение на письма-ходатайства от Академии наук перед предстоящими сложными экспедициями, требующими помощи от работников Аэрофлота на местах, он дважды записывался на приём по личным вопросам к министру гражданской авиации Борису Павловичу Бугаеву (1923-2007). Союзный министр от такой формы общения с гражданами никак не мог отказаться, а заручившись «добром» на самом верху, Владимиру Эдуардовичу было уже намного легче действовать дальше, особенно в регионах, удалённых от Москвы.

В 1974 году, после 10 лет полевых работ, на протяжении которых собиралась и обсчитывалась обширная информация и штудировалась литература по авиационной орнитологии, В.Э.Якоби написал и издал свою самую знаменитую книгу «Биологические основы предотвращения столкновений самолётов с птицами».

Вот какая характеристика дана книге В.Э.Якоби «Биологические основы предотвращения столкновений самолётов с птицами» на сайте

«Отпугивание» *: «"Биологические основы..." стали первой в мире работой из ряда обобщающих и основополагающих научных трудов по тематике предотвращения столкновений воздушных судов с птицами, что способствовало активизации изучения взаимоотношений птиц и авиационной техники в России и в других странах. В своей работе В.Э. Якоби дал обзор проблемы опасности, создаваемой птицами для самолётов, провёл детальный анализ большого числа конфликтных ситуаций, разработал системную стратегию и тактику проведения мероприятий по снижению вероятности столкновений, многие положения которой были успешно внедрены в практику эксплуатации советских гражданских и военных аэродромов. Он обосновал необходимость и важность биологического подхода к решению задач в рамках проблемы столкновений, опирающегося на прогнозирование появления птиц на путях следования самолётов и на управление поведением птиц с учётом их ответной реакции на самолёт как элемент окружающей среды».

Позже эта книга стала очень широко известна и была переведена на разные языки в Канаде, Чехии, ГДР и на Кубе. Даже сейчас, спустя почти полвека после её издания, трудно найти работы по авиационной орнитологии без ссылки на неё.

В 1973 году в Государственном НИИ ГА в Шереметьево был создан сектор авиационной орнитологии. Отношения с этим сектором складывались по-разному: с самого начала они были нормальными и продуктивными, но позже, как и следовало ожидать, осложнились — проблемой столкновения самолётов с птицами с тех пор стали заниматься параллельно и ведомственная наука (по линии ГосНИИ ГА) и академическая наука (по линии ИЭМЭЖ им. А.Н.Северцова). Однако мнение орнитологов-учёных всегда учитывалось.

В 1974 году, после подписания Договора между СССР и США об охране окружающей среды, В.Э.Якоби вошёл в число очень немногих учёных, кому в рамках этого соглашения удалось побывать в служебной командировке в США. В те годы любые поездки за рубеж и особенно в капиталистические страны стоили человеку больших усилий и воспринимались коллегами как полет на другую планету. В.Э.Якоби не занимал высокого поста и не был членом КПСС, однако получал многочисленные приглашения на участие в полевых проектах и конференциях, был экспертом по распознаванию останков птиц, извлечённых из двигателей самолётов.

Владимиру Эдуардовичу посчастливилось работать с Биллом Слей-деном, американцем английского происхождения, крупнейшим специалистом по водоплавающим птицам, и его помощницей Дайаной. По совместной программе советские и американские орнитологи коль-

* http://www.otpugivanie.narod.ru/history/yacoby.html 3294 Рус. орнитол. журн. 2019. Том 28. Экспресс-выпуск № 1798

цевали белых гусей, посетив места гнездовий и выполнив много полевых работ. Пунктами орнитологического раздела совместного проекта, помимо изучения миграций белых гусей, были прослеживание и выявление мест гнездования и зимовок малых лебедей и канадских журавлей. На снимках видно, что занятие общим делом не знает политических границ даже в самый разгар холодной войны.

Слева — В.Э.Якоби и Л.Г.Греммелл. Справа — В.Э.Якоби и Куртис Бохлен. США, 1974 год.

В.Э.Якоби (в центре) с ведущим мировым экспертом по лебедям Биллом Слейденом (1920-2017)

и его помощницей Даяной в США в 1974 году.

Вырезка из газеты статьи о поездке В.Э.Якоби по Соединенным Штатам.

Здесь хочется вспомнить ту дружескую атмосферу, которая царила тогда в орнитологии, в том круге специалистов, частью которого были Якоби, Слейден, Флемминг. Все они были прекрасными людьми, энтузиастами, которые часами лежали в траве, наблюдая за птицами, лезли на деревья, чтобы обследовать гнёзда, по полёту различали хищных птиц, когда те проплывали в небе (непрофессионалы удивлялись этому умению), днями и ночами сидели у радиолокатора, считая количество стай во время миграции, хранили записи с криками птиц, вели каждодневные записи. Светлая память всем им! Именно они создавали ту научную среду, находиться в которой — уже было счастье.

Дочь Владимира Эдуардовича вспоминает: «Папа, как и другие зоологи, считал, что все люди — братья. Он был абсолютно открытым человеком, всех собеседников воспринимал как друзей, и хотя плохо говорил по-английски и по-французски, нисколько этого не стеснялся. Интересно было наблюдать, как он изъяснялся с иностранцами. Папа что-то рассказывает, ему все равно, на каком языке говорить. Он учил немецкий, а тут нужен английский. Идёт контакт на энергетическом

уровне: машет руками, таращит горящие от энтузиазма глаза. Слышно жуткое смешение языков, идёт показ траектории полётов, сопровождаемый папиными жестами. Такой вот «полёт» общения. И иностранцы кивают. Папе важна мысль, а не язык. Главное — мысль. При этом все слушатели без труда понимают, о чём идёт речь, и папино произношение нисколько не мешает орнитологическому разговору».

В последующие годы продолжалось участие Владимира Эдуардовича в качестве эксперта в работах, проводимых как в России, так и в других странах мира: в Германии, Франции, Чехословакии, Польше, Великобритании. В.Э.Якоби был участником четырёх Международных орнитологических конгрессов, многих Международных конференций, совещаний Европейского комитета по опасности птиц для самолётов (BSCE) и аналогичного международного комитета (IBSC) и других.

Из воспоминаний дочери; «Папа приезжает из командировки. Открывает чемодан. Книги! Цветаева, Гумилёв, Ахматова. Мне — прекрасный англо-русский словарь Вебстера. Художественные книги потом читают с мамой. Книги их всегда объединяли. Это то, что они всю жизнь любили. Когда Слейден приезжал в Москву, папа зашёл к нему в гостиничный номер, потом пошли с ним гулять по Москве. Холодно, а Слейден одет легко, не по погоде. Папа дал ему свою ушанку. Возвращаются обратно в гостиницу «Россия», а Слейдена не пропускают. Из-за ушанки — думают, что он не иностранец».

Но вернёмся к работам Якоби. Не только авиационная и радарная орнитология занимали Владимира Эдуардовича. Отпугивание птиц от других хозяйственно важных объектов и привлечение птиц в качестве биологического метода борьбы с нежелательными насекомыми также входили в круг его интересов.

Владимира Эдуардовича занимали как теоретические основы этих методов, так и практические нюансы. Стационарная биоакустическая установка, размещённая по инициативе и под руководством В.Э.Якоби вдоль взлётно-посадочной полосы Таллинского аэродрома в 1969 году, работала до начала 1990-х — времени капитальной реконструкции всего аэропорта. Дома у Якоби стоял магнитофон размером с чемодан с бобинами, на которых были записи криков птиц: Владимир Эдуардович считал, что активное использование языка взрослых птиц для обучения молодых особей поможет предотвращению столкновений.

Дочь вспоминает: «Прихожу домой после школы. Из коридора слышу испуганные крики, мне кажется, что пытают маленькое животное. На кухне магнитофон, старый, с вращающимися кругляшами кассет. "Папа, что это!? — папа спокойным голосом, — Это запись крика страха, чтобы отпугивать птиц от аэродрома. Пусть слётки учатся"».

В конце 1988 года, уже во времена перестройки, Владимир Эдуардович вновь отправился за океан, но в этот раз — на Кубу. Кубинские

коллеги попросили проконсультировать его по вопросам орнитологического обеспечения безопасности полётов. Для островов эта проблема стояла очень остро из-за обилия морских и околоводных колониальных птиц. Сохранилось несколько маленьких фотографий этой поездки.

16 декабря 1988 года. Куба, Гавана, район Санта-Фе, недалеко от Морской Академии. Смена лопнувшего колеса на ГАЗ-69. В.Э.Якоби, кубинские коллеги Эстебан Гудинес и Лорено Санчес, водитель Марица.

На протяжении всей своей научной деятельности В.Э.Якоби активно публиковал результаты своих исследований. Всего им написано более 200 научных публикаций, в том числе двух монографий. Работал он почти всё время, даже в отпуске. Уже после смерти отца дочь пригласили в бухгалтерию института и выплатили 32 тысячи рублей папиных «недогулянных» отпускных.

В 1988 году Владимир Эдуардович (через 33 года после защиты кандидатской диссертации) наконец-таки представил диссертационному совету свою давно ожидаемую докторскую диссертацию. Вполне естественно, что она называлась «Биологические основы предупреждения столкновений птиц с самолётами». Защита прошла блестяще. Все коллеги понимали, что это лишь пустая формальность, а соискатель в реальности уже давно был доктором биологических наук.

Я начал работу инженером по авиационной орнитологии в Эстонском управлении гражданской авиации летом 1982 года, а уже осенью стало известно, что на обзорный радиолокатор П-35 таллинского аэродрома, расположенный чуть поодаль от аэропорта на плато Ласнамяэ, в очередной раз приехал знаменитый доктор В.Э.Якоби. Кстати сказать, многие сотрудники гражданской авиации очень часто называли Владимира Эдуардовича профессором, хотя профессором он на самом деле не был. С этим радаром он был хорошо знаком, так как проработал на нём ни один полевой сезон. После многократного перечитывания до дыр его «Биологических основ...» воображение перед первой встречей рисовало облик недоступного и высокомерного столичного академика с окладистой бородой в очках и галстуке. В тёмном и тесном помещении радиолактора я увидел улыбающегося добродушного простого человека в домашней фланелевой рубашке без очков и гал-

стука. Через 10 первых минут общения от воображаемого образа недоступного «академика» не осталось и следа.

В октябре 1989 года В.Э.Якоби принял участие в рабочем совещании стран СЭВ по прикладной орнитологии, которое проходило в городе Брно в Чехословакии. В нём участвовали также коллеги В.Э.Якоби по ИЭМЭЖу и ГосНИИ ГА и автор статьи.

Девяностые годы подарили В.Э. Якоби замечательную возможность побывать в Арктике: в 1994 году он принял участие в совместной шведско-русской комплексной экспедиции «Экология тундр», посвящённой 130-летию экспедиции А.Э.Норденшельда (который в 1864 году провёл съёмку архипелага Шпицберген). Как рассказывает участник экспедиции Алексей Анатольевич Романов, финансирование было со стороны Швеции, транспорт предоставлен Россией. Маршрут ледокола «Фёдоров» начинался от Санкт-Петербурга и заканчивался на острове Врангеля. Экспедиция проходила с июня по август 1994 года и была разбита на три этапа; на каждом этапе участники менялись в зависимости от задач. Состав участников был биолого-географическим: в экспедицию привлекались и метеорологи, и почвоведы, и орнитологи, и териологи. Результаты экспедиции внесли весомый вклад в исследование состояния арктических и тундровых земель.

§

В 2002 году В.Э.Якоби приехал к родным на дачу в посёлок Сычёво Волоколамского района Московской области и показал внукам находившийся неподалёку питомник парнокопытных млекопитающих.

На пенсию В.Э.Якоби вышел, как и все, в 60 лет, но продолжал активно работать. Помимо занятости в ИЭМЭЖе прибавилось участие в диссертационном совете. Высокую активность он сохранил до своих последних дней. Много времени и сил отдавал воспитанию трёх любимых наследников: внучки Насти и внуков Георгия и Тимофея. Дедушка был их кумиром, они, открыв рты, слушали его рассказы.

В 2002 году здоровье стало давать сбои: перенесённый в молодости туберкулёз напомнил о себе эмфиземой лёгких. Болезнь не поддавалась лечению, однако Владимир Эдуардович не унывал. Как все люди, перенёсшие войну, он терпеливо относился к нездоровью, хотя понимал, каким будет конец. Он начал раздавать свои экспедиционные вещи, разобрал многолетние записи, оставил завещание на дачу родным.

Владимир Эдуардович умер у себя дома утром 14 января 2003 года в возрасте 76 лет.

Дочь вспоминает, что кармашке рубашки, которая была на папе во время смерти, лежала небольшая бумажка. А на ней список дел, как всегда, его чётким почерком. В списке: 1) заметки о статье, 2) отдать вещи. Потом записана мысль: «Кто-то едет в поезде, и думает о другом, а тот чувствует, что едущий о нём думает». Папа интересовался, как передаются чувства живых существ на расстоянии.

Владимир Эдуардович похоронен со всеми родными на Введенском (Немецком) кладбище на участке № 21.

По воспоминаниям дочери: «Папа умел собирать книги, имел вкус к подбору книг. Его специальные книги хотели отдать в институт, но там уже всё разваливалось. Передали много книг по краеведению и охоте (Формозова, например) на кафедру биогеографии и в библиотеку географического факультета МГУ. Мне не хотелось, чтобы целостная библиотека развалилась на отдельные экземпляры. И я спросила у Людмилы Георгиевны Емельяновой, доцента кафедры биогеографии, есть ли на примете человек, который заинтересуется орнитологической тематикой. И произошло удивительное событие. Мама уже договорилась, что книги по орнитологии заберёт шофёр из ИМЭЖа, а я в тот же день получила от Емельяновой ответ, что Олег Черников, выпускник кафедры биогеографии, работающий орнитологом в аэропорту Шереметьево, готов подъехать к нам. У шофёра ИМЭЖа заглохла новая машина и он не смог подъехать, а Черников быстро приехал, посмотрел книги, потом увлёкся, и стал просматривать и папину картотеку по случаям столкновений. Потом с восхищением полистал определители, и, слава Богу, не разрушив библиотеки, взял все книги и карточки, поместив их в Шереметьевском аэропорту в один шкаф. Честно говоря, я рада, что папины книги нашли хорошего хозяина».

В 2009 году Институт проблем экологии и эволюции организовал и провёл в Москве первую (после перестройки) конференцию по авиационной орнитологии. Вступительный доклад Серафима Григорьевича Финкеля был посвящён памяти друга и коллеги В.Э.Якоби. Присутствующие в зале почтили Память Владимира Эдуардовича вставанием.

В воспоминаниях друзей и коллег он остался добродушным, скромным и трудолюбивым человеком, влюблённым в семью и науку. Светлая ему память!

Автор благодарен младшему брату Анатолию Эдуардовичу Якоби и его жене Нине

Митиной, а также дочерям Владимира Эдуардовича Якоби Ирине и Наталье Рябовым

за помощь в написании этой статьи и за предоставленные фотографии из семейного

альбома.

Основные публикации В.Э.Якоби

Костюченко А.В., Якоби В.Э. 1974. Птицы и авиация // Материалы 6-й Всесоюз. орнитол. конф. М., 1: 11-12.

Кузнецов Ю.К., Якоби В.Э. 1984. Эксперименты по определению дальности обнаружения одиночно летящей птицы обзорным радиолокатром П-35 // Защита материалов и технических устройств от птиц. Биологические повреждения. М.: 219-223.

Мантейфель Б.П., Наумов Н.П., Якоби В.Э. 1965. Ориентация и навигация животных: важнейшие направления бионических исследований // Природа 2: 26-32.

Мантейфель Б.П., Якоби В.Э. 1967. Современные проблемы бионических исследований и ориентации мигрирующих животных // Вопросы бионики. М.: 468-475.

Никитин В.А., Якоби В.Э. 1974. Птицы и авиация // Материалы 6-й Всесоюз. орнитол. конф. М., 1: 11-13.

Никитин В.А., Якоби В.Э. 1975. Орнитология и предотвращение столкновений самолётов с птицами: (Авиацонно-орнитологическое направление в работе Координационного совета) // Ориентация и навигация птиц. М.: 179-184.

Никольский И.Д., Якоби В.Э. 1976. Методические рекомендации по отпугиванию птиц акустическими репеллентами. М.: 1-12 (деп. Нр. 2715-76).

Рыльский Г., Якоби В. 1967. Осторожно: по курсу птицы! // Авиация и космонавтика 8: 49-52.

Якоби В.Э. 1959. Гнездование ястребиных птиц в связи с особенностями их полёта // Тр. 3-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс: 339-346.

Якоби В.Э. 1959. К вопросу об аэродинамике фигурного полёта птиц // Биофизика 4, 5: 614-617.

Якоби В.Э. 1959. О щелевом строении вершины крыла у ястребиных птиц // Зоол. журн. 38, 12: 1850-1855.

Якоби В.Э. 1959. Об одной аналогии в устройстве вершины крыла птиц-парителей и самолётов // Биофизика 4, 6: 755-756.

Якоби В.Э. 1959. Перелёты ястребиных птиц как показатель особенностей их полёта // 2-я Всесоюз. орнитол. конф: Тез. докл. М., 1: 41-42.

Якоби В.Э. 1959. Связь гнездования ястребиных птиц с особенностями их полёта // Орнитология 2: 35-40.

Якоби В.Э. 1960. Морфо-функциональные исследования полёта птиц семейства ястребиных // Тр. Ин-та морфологии животных АН СССР 32: 142-214.

Якоби В.Э. 1960. Опыт использования киносъёмки для определения скорости полёта птиц // 4-я Молодёжная науч. конф: Тез. докл. М.: 68-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Якоби В.Э. 1961. Об использовании эколого-морфологического метода в целях систематики // Экология и миграции птиц Прибалтики. Рига: 343-344.

Якоби В.Э. 1962. Новый для СССР род и вид птицы - Passerella iliaca // Зоол. журн. 41, 9: 1433.

Якоби В.Э. 1962. Эколого-морфологический метод изучения перелётов птиц [пеликаны] // Материалы 3-й Всесоюз. орнитол. конф. Львов, 2: 259-260.

Якоби В.Э. 1963. О приспособительном значении стайного поведения птиц // Тез. докл. 5-й Прибалт. орнитол. конф. Тарту: 206-208.

Якоби В.Э. 1964. К изучению полёта птиц // Биофизика 9, 1: 118-121.

Якоби В.Э. 1964. Птицы как объект бионических исследований // Якоби В.Э., Кокшай-ский Н.В., Бородулина Т.Л. Функциональная морфология птиц. М.: 3-14.

Якоби В.Э. 1964. Эколого-морфологические исследования полёта диких и домашних голубей // Якоби В.Э., Кокшайский Н.В., Бородулина Т.Л. Функциональная морфология птиц. М.: 15-32.

Якоби В.Э. 1965. Вероятный механизм приобретения навигационных навыков у птиц на перелёте // Бионика. М.: 349-355.

Якоби В.Э. 1965. Стайность и ориентация птиц // Новости орнитологии: Материалы 4-й Всесоюз. орнитол. конф. Алма-Ата: 438-439.

Якоби В.Э. 1966. Механизация и автоматика крыла птиц // Механизмы полёта и ориентации птиц. М.: 27-50.

Якоби В.Э. 1966. Морфо-экологические приспособления к скоростному полёту у птиц // Механизмы полёта и ориентации птиц. М.: 64-81.

Якоби В.Э. 1966. Об ориентации птиц на перелёте // Механизмы полёта и ориентации птиц. М.: 146-168.

Якоби В.Э. 1966. Радиолокационные и визуальные наблюдения перелёта птиц осенью 1964 г. в Прибалтике // Материалы 6-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс: 167-168.

Якоби В.Э. 1966. Чтобы не было столкновений самолётов с птицами: (Выводы и рекомендации на основании обследования) // Авиация и космонавтика 9: 85.

Якоби В.Э. 1967. XIV Международный орнитологический конгресс // Зоол. журн. 46, 3: 454-455.

Якоби В.Э. 1967. О приспособительном значении стайного поведения птиц // Итоги орнитологических исследований в Прибалтике. Таллин: 144-151.

Якоби В.Э. 1968. Визуальные и радиолокационные наблюдения весеннего перелёта пеликанов в юго-восточной Туркмении // Механизмы передвижения и ориентации животных. Киев: 142-148.

Якоби В.Э. 1969. Биологические основы предупреждения столкновений птиц с самолётами // Итоги науки. Зоология. М.: 52-87.

Якоби В.Э. 1969. Изучение миграций птиц с помощью радара // Итоги науки. Зоология. М.: 31-51.

Якоби В.Э. 1969. Проблема столкновений самолётов с птицами и задачи орнитологических исследований в этой области // Орнитология в СССР. Ашхабад, 1, 2: 749-752.

Якоби В.Э. 1970. Международная конференция по опасности птиц для самолётов // Зоол. журн. 49, 6: 947-949.

Якоби В.Э. 1970. Проблема столкновений самолётов с птицами на аэродромах Прибалтики // Материалы 7-й Прибалт. орнитол. конф. Рига, 3: 97-100.

Якоби В.Э. 1970. Скворцы - человек - техника // Природа 1: 109.

Якоби В.Э. 1970. Столкновения самолётов с птицами // Природа 9: 99-100.

Якоби В.Э. 1971. Акустические репелленты и их использование в практических целях // Анализаторные системы и ориентационное поведение птиц: Материалы симпозиума. М.: 41-43.

Якоби В.Э. 1971. Радиолокация и ориентация птиц // Анализаторские системы и ори-ентационное поведение птиц. М.: 116-118.

Якоби В.Э. 1972. Поведение птиц и техника // Журн. общ. биол. 33, 3: 261-263.

Якоби В.Э. 1974. Биологические основы предотвращения столкновений самолётов с птицами. М.: 1-166.

Якоби В.Э. 1974. Оценка орнитологической обстановки с помощью РЛС // Методические рекомендации метеоподразделениям авиации вооружённых сил СССР. М.: 66-77.

Якоби В.Э. 1974. Радиолокационные наблюдения за миграцией птиц // Научно-организационные и методические вопросы изучения миграций птиц Волжско-Уральского региона: Материалы рабочего совещ. Спасск: 8-9.

Якоби В.Э. 1975. Радиолокация в орнитологических исследованиях // Ориентация и миграция птиц. М.: 143-149.

Якоби В.Э. 1976. Миграции птиц и авиация // Итоги науки и техники. Зоология позвоночных. Т. 9. Миграции птиц. М.: 219-252.

Якоби В.Э. 1976. Мигрирующие птицы и их опасность для самолётов // Миграции птиц. Таллин: 227-232.

Якоби В.Э. 1977. Итоги радарной орнитологии за рубежом и перспективы её развития в СССР // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 10: 16-31.

Якоби В.Э. 1977. Конкретизация авиационно-орнитологических исследований — основа для внедрения их в практику // Методы изучения миграций птиц. М.: 231-240.

Якоби В.Э. 1977. Экология поведения птиц и техника //Докл. участн. 2-й Всесоюз. конф. по поведению животных. М.: 336-338.

Якоби В.Э. 1978. Привлекает или отпугивает птиц ночью свет посадочных фар самолётов? // Зоол. журн. 57, 2: 304.

Якоби В.Э. 1979. О видовой самостоятельности индийского воробья (Passer indicus Jerd. & Selby) // Зоол. журн. 58, 1: 136.

Якоби В.Э. 1980. Миграции, ночные полёты и залёты чёрных стрижей (Apus apus) по данным анализа столкновения с самолётами // Зоол. журн. 59, 3: 472-473.

Якоби В.Э. 1981. Экстраполяция скорости и направления перемещения у птиц // Журн. общ. биол. 42, 2: 266-275.

Якоби В.Э. 1983. XVI заседание Европейского комитета по опасности птиц для самолётов (ЕКОПС) // Зоол. журн. 62, 8: 1291.

Якоби В.Э. 1983. Поведение птиц и техника: технические и практические аспекты // Материалы 3-й Всесоюз. конф. по поведению животных. М., 3: 95-97.

Якоби В.Э. 1983. Радиолокационные и визуальные наблюдения за весенним перелётом морских уток на западном побережье Эстонии // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 16: 24-37.

Якоби В.Э. 1983. Эффективность различных средств предотвращения столкновений самолётов с птицами на аэродромах // Практическое использование и охрана птиц Уральского региона. Уфа, 3: 21-25.

Якоби В.Э. 1984. Обнаружение птиц на пути самолётов — важный этап предупреждения конфликтных ситуаций // Защита материалов и технических устройств от птиц. Биологические повреждения. М.: 189-199.

Якоби В.Э. 1985. Адаптивные особенности ориентации птиц при миграции через экологически неблагоприятные пространства // Журн. общ. биол. 46, 2: 255-264.

Якоби В.Э. 1985. Реакция птиц на акустические репелленты и повышение эффективности их действия на аэродромах // Звуковая среда как симулирующий и воздействующий фактор: Методические рекомендации. М.: 29-34.

Якоби В.Э. 1986. Птицы против самолётов // Наука в СССР 4 (34): 110-118.

Якоби В.Э. 1986. Этологические аспекты защиты самолётов от птиц // Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 2: 362-363.

Якоби В.Э. 1988. Биологические основы предупреждения столкновений птиц с самолётами. Автореф. дис. ... докт. биол. наук. М.: 1-42.

Якоби В.Э. 1991. К использованию средств предотвращения столкновений самолётов с птицами // Инженерная этология, биоакустика и биолингвистика птиц. М.: 47-50.

Якоби В.Э. 1991. Эколого-этологические факторы в авиационной орнитологии // Инженерная этология, биоакустика и биолингвистика птиц. М.: 17-25.

Якоби В.Э. 2016. Связь гнездования ястребиных птиц с особенностями их полёта // Рус. орнитол. журн. 25 (1360): 4285-4292.

Якоби В.Э., Батуров А.А. 1974. Фоторегистрация экрана радиолокатора для изучения миграций птиц // Зоол. журн. 53: 1397-1401.

Якоби В.Э., Беклова М., Пикула И. 1982. Экологические и технические аспекты биоакустического отпугивания озёрных чаек // Зоол. журн. 61, 1: 90-96.

Якоби В.Э., Горячев В.А. 1972. О критериях испытаний птицестойкости двигателей самолётов гражданской авиации СССР // Автореф. Докл. 2-го Всесоюз. симпоз. по биол. повреждению и обрастанию материалов, изделий и сооружений. М.: 136-138.

и

Якоби В.Э., Иыги А.И. 1970. Радиолокационные и визуальные наблюдения перелёта синьги на линьку // Материалы 7-й Прибалт. орнитол. конф. Рига, 3: 101-104.

Якоби В.Э., Иыги А.И. 1972. Радиолокационные и визуальные наблюдения перелёта синьги на линьку // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 7: 118-119.

Якоби В.Э., Кокшайский Н.В., Бородулина Т.Л. 1964. Функциональная морфология птиц. М.: 1-94.

Якоби В.Э., Лебединский В.И. 1974. Птицы и птицестойкость остекления самолётов // Материалы 6-й Всесоюз. орнитол. конф. М., 2: 234-236.

Якоби В.Э., Липинский И.Ф. 1969. Предотвращение столкновений самолётов гражданской авиации с птицами. М.: 1-59.

Якоби В.Э., Насиковская Ю.И., Эрик В.В. 1960. Анализ отлова большой ловушкой птиц на осеннем перелёте как показатель лётных особенностей птиц // Тез. докл. 4-й Прибалт. орнитол. конф. Рига: 111-112.

Якоби В.Э., Насиковская Ю.И., Эрик В.В. 1961. Анализ отлова большой ловушкой птиц на осеннем перелёте как показатель лётных особенностей птиц // Экология и миграции птиц Прибалтики. Рига: 289-294.

Якоби В.Э., Небабин В.Г. 1986. Радиолокация птиц. Методические и практические аспекты. М.: 1-113.

Beklova M., Jacoby V.E. 1981. Can the pilot of an aircraft prevent a collision with birds? // Proc. 15th Meet. Bird Strike Comm. Europe. Brussel: 7.

Beklova M., Pikula I., Yacoby V.E. 1981. Ecological and technical aspects of bioacoustics flushing //Folia zool. 30, 4: 353-361.

Jacoby V.E. 1969. Bird strikes in the USSR // Proc. World Conference Bird Hazard to Aircraft. Kingston: 101-109.

Jacoby V.E., Goryachev V.A. 1974. Bird strike analysis in civil aviation of the USSR; biological and technical aspects // Proc. 9th Meeting Bird Strike Committee Europe (BSCE). Frankfurt/Main: 5.

Jacoby V.E. 1974. Flocking orientation of the birds // Abstracts 16th Int. Ornith. Congr. Canberra: 113-114.

Jacoby V.E. 1976. Migrating birds and their danger for airplanes // Proc. 11th Meet. Bird Strike Committee Europe. London: 9.

Jacoby V.E. 1978. Bird's group orientation // Abstracts. 17th Congr. Intern. Ornithol. Berlin (West): 26-27.

Jacoby V.E. 1978. Plane as a deterrent and attractant // Proc. 12th Bird Strike Comm. Europe. Paris: 6.

Jacoby V.E. 1979. Is it necessary to destroy birds on aerodromes? // Proc. 14th Meet. Bird Strike Comm. Europe. Hague: 5.

Jacoby V.E. 1982. Sphere of action and efficiency of the means on aerodromes for the prevention of collision between birds and aircraft // Proc. 16th Meet. Bird Strike Comm. Europe. Moscow: 7.

Jacoby V.E. 1983. Radar and visual observation of spring migration of sea ducks on the western coast of Estonia // Ornis fenn. Suppl. 3: 44-45.

Jacoby V.E. 1984. Possibility to use precision approach radars for bird strike prevention // Proc. 17th Meet BSCE. Rome: 9.

Jacoby V.E., Zhalakyavichus M.M. 1980. Radar studies of bird migration in Soviet Baltic Republics // Ring 9: 160-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.