Научная статья на тему 'ВКЛЮЧЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ В СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИХ СЕМЕЙ'

ВКЛЮЧЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ В СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИМУЛЯЦИЯ / СИМУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПСИХОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ДИАГНОСТИКА / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИНГ / СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рощина Галина Овсеповна, Русанова Лилия Сергеевна, Ермолина Анна Александровна, Быковская Анастасия Александровна

В статье рассматривается проблема включения имитационной практики в систему профессиональной подготовки по обеспечению раннего вмешательства для детей с ограниченными возможностями и их семей как одно из актуальных направлений развития современного профессионального образования и подготовки специалистов в области специальной педагогики в частности. Представлены результаты применения технологии практической подготовки студентов дефектологического профиля с использованием методов симуляционного обучения. Инновационным является вывод о том, что симуляционное обучение как инновационный метод для педагогического образования, отличающийся от профессиональных проб, ролевых и деловых игр направлен на отработку практических навыков использования определенных методик и технологий и основан на методе «зеркального обучения». В данной статье проведен анализ возможностей методов симуляционного обучения по отработке у студентов дефектологического профиля навыков проведения оценки психоречевого развития детей раннего возраста на основе психолого-педагогической диагностики «Маленькие ладошки». Показана уникальность и преимущества симуляционного обучения в практической подготовке студентов дефектологического профиля. Описаны принципы и алгоритм проведения практического занятия-тренинга в профессиональном педагогическом образовании с использованием методов симуляционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рощина Галина Овсеповна, Русанова Лилия Сергеевна, Ермолина Анна Александровна, Быковская Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION OF SIMULATION PRACTICE IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING TO ENSURE EARLY INTERVENTION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES AND THEIR FAMILIES

The article deals with the problem of inclusion of imitation practice in the system of vocational training to ensure early intervention for children with disabilities and their families as one of the current directions of development of modern vocational education and training of specialists in the field of special pedagogy in particular. The results of the application of the technology of practical training of students of the defectological profile using simulation training methods are presented. Innovative is the conclusion that simulation training as an innovative method for pedagogical education, which differs from professional trials, role-playing and business games, is aimed at developing practical skills in using certain techniques and technologies and is based on the “mirror learning” method. In this article, the analysis of the possibilities of simulation training methods for developing students’ defectological profile skills for assessing the psychorechological development of young children on the basis of psychological and pedagogical diagnostics “Small palms” is carried out. The uniqueness and advantages of simulation training in the practical training of students of the defectological profile are shown. The principles and algorithm of practical training in professional pedagogical education using simulation training methods are described.

Текст научной работы на тему «ВКЛЮЧЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ В СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИХ СЕМЕЙ»

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Включение имитационной практики в систему профессиональной подготовки по обеспечению раннего вмешательства для детей с ограниченными возможностями и их семей

Рощина Галина Овсеповна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико-биологических основ дефектологии и теории логопедии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» E-mail: g.roschina2020@mail.ru

Русанова Лилия Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры медико-биологических основ дефектологии и теории логопедии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» E-mail: lirusanova@yandex.ru

Ермолина Анна Александровна,

учитель-дефектолог, МДОУ «Детский сад 145» E-mail: Anna.ermolina2016@yandex.ru

Быковская Анастасия Александровна,

педагог-психолог, МДОУ «Детский сад 145» E-mail: Bykovskaya90@yandex.ru

В статье рассматривается проблема включения имитационной практики в систему профессиональной подготовки по обеспечению раннего вмешательства для детей с ограниченными возможностями и их семей как одно из актуальных направлений развития современного профессионального образования и подготовки специалистов в области специальной педагогики в частности. Представлены результаты применения технологии практической подготовки студентов дефектологического профиля с использованием методов симуляционного обучения. Инновационным является вывод о том, что симуляцион-ное обучение как инновационный метод для педагогического образования, отличающийся от профессиональных проб, ролевых и деловых игр направлен на отработку практических навыков использования определенных методик и технологий и основан на методе «зеркального обучения». В данной статье проведен анализ возможностей методов симуляционного обучения по отработке у студентов дефектологического профиля навыков проведения оценки психоречевого развития детей раннего возраста на основе психолого-педагогической диагностики «Маленькие ладошки». Показана уникальность и преимущества симуляционного обучения в практической подготовке студентов дефектологического профиля. Описаны принципы и алгоритм проведения практического занятия-тренинга в профессиональном педагогическом образовании с использованием методов симуляционного обучения.

Ключевые слова: симуляционное обучение, симуляция, симу-ляционная технология, психоречевое развитие, диагностика, ранний возраст, профессиональная подготовка, тренинг, ситуация.

Введение

В условиях современного глобального переустройства всех систем, включая систему образования, особую актуальность приобретает практико-ориентированный подход в профессиональном образовании, новым инструментом в котором играет симуляционное обучение, в основе которого лежит модель клинической ситуации в которой, методом зеркального обучения воспроизводятся педагогические ситуации. Данный метод позволяет сделать процесс обучения интерактивным, отработать диагностические и коррекционно-развивающие приемы с помощью «механических и электронных виртуальных моделей» [7]. Помощь детям младенческого и раннего возраста с нарушениями в развитии - дефицитарная область дефектологического образования, которая становится заметной на государственном уровне, принимаются и реализуются Федеральные Программы и Проекты. Например, отражением Федерального проекта «Современная школа» в Ярославской области является региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей», который реализуется с 2019 года. В государственном общеобразовательном учреждении Ярославской области «Центр помощи детям» создана сетевая «Служба помощи родителям», включающая 144 образовательные организации, работающая на создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах образования и воспитания, в том числе в возрасте до трех лет [10].Анализ работы «Службы помощи родителям» показал, что ее деятельность востребована и имеет множество затруднений. Так, в 2021 году в Службу обратилось 1725 родителей, более 2000 детей раннего возраста прошли комплексное обследование в психолого-медико-педагогических комиссиях и нуждаются в обучении и воспитании по адаптированным образовательным программам, создании специальных условий.

В то же время, по данным мониторинга оказания ранней помощи в 144 базовых организациях Ярославской области, проведенном в 2021 году, 75% специалистов испытывают трудности в оказании помощи детям раннего возраста различных нозологических групп. Особенно трудной является работа с детьми с сенсорными, интеллектуальными и тяжелыми множественными нарушениями

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

развития. Помощь в основном оказывается детям от 1 года 6 месяцев до 3 лет, младенческий возраст практически не охвачен на консультационных пунктах. Многие специалисты отмечают, что при оказании помощи семье с ребенком раннего возраста ограничиваются лишь консультацией без дальнейшей организации и планировании коррекционно-развивающей, реабилитационной и абилитационной работы в виду недостатка необходимых практических навыков как в проведении феноменологической дифференциальной диагностики, так и в психолого-медико-педагогическом сопровождении. В процессе диагностики развития детей раннего возраста имеются трудности: недостаточно сформированные навыки определения особенностей психо-физического состояния, речи и средств коммуникации у малышей, существует недостаток современного диагностического инструментария для проведения диагностики. Основными причинами трудностей являются: быстрая истощаемость психики детей, что требует четких, выверенных действий от диагноста; практически отсутствие речи и несформированность других понятных средств общения; несоответствие возрастным нормам психоречевого развития детей раннего возраста и адекватности окружающих предметов в жизни ребенка того стимульного материала, который имеется в арсенале специалистов; отсутствие у начинающих педагогов практических навыков, как в проведении процедуры диагностики, так и в правильной количественно-качественной оценке ее результатов. Важна проблема дифференциации собственно речевого и общеинтеллектуального развития ребенка, выявление первичности и вторичности речевых нарушений в процессе диагностики при определении специальных условий и программы обучения и воспитания детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях. В виду вышесказанного возникает необходимость использования педагогами новых диагностических методик для оценки психоречевого развития детей раннего возраста и отработка практических навыков по их использованию в работе с детьми раннего возраста [4]. В комплексном сопровождении детей младенческого и ясельного возраста и их семей, важным является качественная педагогическая помощь и подготовка будущих педагогов, владеющих современными методами и технологиями раннего вмешательства, домашнего визитирования, диагностической и коррекционно-развивающей работы, взаимодействия с ребенком в естественных жизненных ситуациях, и обладающих инициативностью, навыками критического мышления, гибкостью, умением решать нестандартные задачи в сложных педагогических ситуациях [2].

Тенденции, выявленные на основе мониторинга, соответствуют задачам национальной системы учительского роста, которая предполагает овладением профессиональными компетенциями. Компетенция, как интегральная характеристика включает сумму не только знаний, но и практиче-

ских навыков, отношений, способностей педагога, а также уровень его мотивации. Градация уровней компетенций требует новых подходов к подготовке профессиональных педагогических кадров, специалиста «со знаком качества». Поэтому неотъемлемой задачей современного профессионального образования является: развитие у студентов навыков взаимодействия с ребенком младенческого и ясельного возраста; освоение разнообразных стилей педагогического общения с родителями, и включенными в процесс диагностики и коррекции участников коррекционно-развивающего процесса. В связи с этим актуализируется проблема внедрения симуляционного обучения в систему профессионального педагогического образования и практику оказания ранней помощи младенцам, детям ясельного возраста и их семьям.

Методология исследования

Основу исследования составили практико-ориентированный, антропологический и системно-кибернетический подходы. Комплексное использование данных подходов было обусловлено единством целей, задач и позволили разработать технологию практической подготовки студентов дефектологического профиля с использованием методов симуляционного обучения. В отечественной и зарубежной науке исследования применения симуляционного обучения в системе профессионального образования и послевузовской подготовки выполнены в предметном поле медицины, инженерии, а также при обучении военных, летчиков и космонавтов. Особенности применения симуляционных методов обучения в подготовке студентов дефектологического профиля изучено недостаточно. В настоящее время под симуляцией понимается моделирование рабочего процесса. Некоторые ученые описывают симуляционное обучение как интерактивную технологию обучения и оценки практических навыков, умений и знаний будущего специалиста [1;6]. В нашем исследовании мы также опирались на положение о том, что симуляция - это техника, которая позволяет заместить или обогатить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной ситуации, которая отражает и воспроизводит проблемы, имеющие место в реальном мире в полностью интерактивной манере(Д. Габа, 2004).

Симуляционное обучение распространяется как профессиональном обучении, так и в общем. В образовательную практику школы начинают внедряться системы ClassVR, которые представляют собой комплект оборудования, позволяющий через погружение в виртуальную реальность получить практический опыт, не выходя их класса. Работа предполагает два режима: с учителем и самостоятельно. Симуляционное обучение представляет собой активный процесс, в ходе которого обучающийся связывает теоретические знания и практические навыки. Использование симуля-ционных технологий в процессе обучения позволяет создать условия, максимально приближен-

ные к реальной профессиональной деятельности, обеспечить объективный контроль правильности выполнения обучающимися конкретного профессионального действия и его корректировку в процессе обучения. Поэтому основополагающей задачей действующей системы профессионального образования является создание условий, способствующих развитию у студентов и начинающих педагогов прочных практических навыков и необходимых профессиональных компетенций. Одним из эффективных способов отработки практических навыков и умений являются виртуальные инновационные технологии, среди которых первостепенно важным является применение симуляци-онных технологий, которые полностью имитируют реальные ситуации взаимодействия с ребенком раннего возраста и интеграция симуляционно-го обучения в действующую систему профессионального образования и педагогическую практику оказания ранней помощи детям и их семьям [2].

Результаты исследования

Исследование заключается в разработке и апробации технологии практической подготовки студентов дефектологического профиля с использованием методов симуляционного обучения. Проведен анализ возможностей симуляционного обучения в отработке у студентов дефектологического профиля навыков проведения оценки психоречевого

120 100 80 60 40 20 0

Медицина Космонавтика Инжениринг Педагогика

Рис. 1

развития детей раннего возраста. Было подтверждено, что уникальность симуляционного обучения проявляется: в возможности оценки параметров развития детей раннего возраста с помощью многократного повторения инструкций в различных заданиях; в оказании педагогической помощи ребенку на предметных симуляторах; в закреплении практического навыка виртуального взаимодействия с ребенком; в формировании точности и быстроты исполнения навыка с учетом особенностей детского развития [8].

При анализе возможностей технологии симуляционного обучения по отработке у студентов дефектологического профиля навыков проведения оценки психоречевого развития детей раннего возраста основными методами установления фактических значений показателей являлись экспертиза полученных данных, анализ и интерпретация полученных результатов. Процедуры анкетирования, измерения, экспертизы определяют комплекс используемых методик внешней и внутренней оценки возможностей симуляционного обучения. Анализ использования симуляционных технологий в 47 вузах в 34 регионах России показывает приоритетное их значение в таких сферах, как медицина, космонавтика, инжениринг, включая летное дело. Однако, методы симуляционного обучения в сфере «человек-человек» в отечественной педагогике, в том числе в дефектологии практически не используются (рис. 1).

I Бакалавриат Магистратура/ординатура Повышение квалификации

В Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского создана научно-практическая лаборатория «Симуля-ционный центр как инновационная площадка по отработке практических навыков по обучению и развитию детей с особыми образовательными потребностями» с целью изучения взаимосвязи симуляционного обучения студентов, педагогов с эффективностью и качеством выполнением практических и коммуникативных навыков, повышением их самооценки своей компетенции, мастерства и уровня психоэмоциональной напряженности, устойчивости к стрессу. Симуляцион-ные технологии активно применяются в обучении студентов дефектологического профиля. Данный вид деятельности предполагают применение практических методов обучения, симуляционного оборудования, виртуальных тренажеров для создания реальной среды, что позволяет обогатить практический опыт студентов посредством искусственного создания ситуации в полной инте-

рактивной манере, имеющей место в реальном мире. Преимущества симуляционных технологий состоят в том, что с их помощью можно формировать конкретные виды деятельности; способствовать эффективным формам общения в процессе деятельности; развивать способности к обучению [5]. Сравнительный анализ изучения профессиональных диагностических компетенций у студентов различного профиля и педагогов, проведенный на основе методик Т.Н. Ильиной «Мотивация обучения в вузе», К. Замфир «Мотивация профессиональной деятеяльности» и методики самоэффективности А. Бандуры, показал, что лишь 34% педагогов и 23% студентов оценивают свою мотивацию к приобретению практических навыков владения новыми методами высокой, а свои профессиональные диагностические компетенции сформированными на высоком уровне (таблица 1).

Поэтому, основополагающей задачей технологии практической подготовки студентов является

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

повышение эффективности образования за счёт создания благоприятного эмоционального фона на занятиях, мотивационной составляющей, возможности многократного повторения предметно-практических действий и минимизации психофизического риска в критических нестандартных ситуациях или при первом реальном практическом опыте взаимодействия с ребенком раннего воз-

раста [9]. При этом принципиальное отличие использования симуляционных методов от других приемов обучения заключается в том, что благодаря им можно: 1) развивать способности к обучению; 2) формировать конкретные практико-ориентированные виды деятельности; 3) способствовать эффективным формам общения в процессе этой деятельности.

Таблица 1. Сравнительный анализ по шкалам между группами респондентов

№ п/п Группы респондентов Мотивация Проблемы Самоэффективность

1. Студенты выпускных курсов дефектологического профиля 3,214=0,648* 3,317=0,637* 3,753=0,785

2. Педагоги со стажем работы менее трех лет 3,895=0,468 3,392=0,541* 3,748=0,735

3. Педагоги со стажем работы более трех лет 2,458=0,623 3,081=0,589* 3,520=0,698*

Таблица 2. Оценка речевого развития ребенка ясельного возраста в системе ВПФ

№ п/п Параметры оценки речевого развития ребенка ясельного возраста в системе ВПФ

2 года - 2 года 6 месяцев 2 года 6 месяцев - 3 года

1. Целостное восприятие предметного изображения на картинке.

2. Зрительно-моторная координация. Ориентировка на величину.

3. Ориентировка на цвет.

4. Ориентировка на форму.

5. Зрительное восприятие трех предметных изображений. Зрительное восприятие и классификация трех предметных изображений, отличающихся цветом.

6. Понимание обращенной речи - пассивный словарный запас (слова, предложения из двух слов).

7. Использование в речи существительных, обозначающих предметы бытового назначения - активный словарный запас.

8. Использование в речи существительных, обозначающих названия животных.

9. Выделение отдельных частей предмета (части тела/лица - голова, руки, ноги, живот (глаза, нос, рот, уши).

10. Использование в речи глаголов.

11. Употребление в речи слов различной слоговой структуры.

12. Понимание предлогов «в», «на», «под». Понимание предлогов «в», «на», «под», «за».

13. Употребление в речи предложений из двух-трех слов.

14. Употребление и понимание вопросительных слов «где?», «куда?».

15. Понимание и дифференциация существительных единственного и множественного числа. Понимание слов с уменьшительно-ласкательным значением.

см см

Отработка у студентов практических навыков проведения оценки психоречевого развития детей раннего возраста осуществлялась на основе методики психолого-педагогической диагностики «Ма-

ленькие ладошки» [9]. Исследование показало, что при использовании методов симуляционного обучения важными являются следующие принципы: обучение начинается с простейших предметно-практических действий; зеркальное обучение - копирование действий опытного педагога; постоянная рефлексия, разбор действий. Структура технологии практической подготовки студентов дефектологического профиля с использованием методов симуляционного обучения имеет несколько последовательных этапов. 1-й этап: Теоретический. Предварительное знакомство студентов с методикой оценки психоречевого развития детей раннего возраста на лекционных занятиях. 2-ой этап: Визуальный. Проведение брифинга с демонстрацией эталонного проведения диагностики уровня психоречевого развития детей раннего возраста с учетом параметров оценки развития ребенка ясельного возраста, представленных в таблице 2.

3-ий этап: Организационный. Распределение ролей при отработке у студентов практических навыков проведения оценки психоречевого развития детей раннего возраста: педагог, ребенок, родитель, эксперт. Знакомство с оценочным листом, включающим поэтапное выполнение определенных операций, которые необходимо выполнить студенту. 4-ый: Мануальный. Выполнение симуля-ционного задания, отработка практических навыков на основе реалистичного моделирования, имитации проведения психолого-педагогической диагностики ребенка раннего возраста. Погружение студентов в педагогические условия, максимально приближенные к реальной практической ситуации.

Алгоритм отработки практических навыков включает 3 основных направления: 1) Предъявление заданий и инструкций с использованием разработанного стимульного материала с учетом нозологического профиля и возраста ребенка раннего возраста. 2) Заполнение протокола по результатам отработки практических навыков и результатам диагностики. 3) Определение состояния уровня психоречевого развития ребенка раннего возраста и разработка рекомендаций по результатам обследования. 5) Реактивный. Анализ и об-

суждение реакций ребенка на типовые действия педагога методом проб и ошибок. Просмотр видеозаписи реального обследования ребенка раннего возраста с последующим анализом и выполнением студентами практических действий.6) Итоговое выполнение симуляционного задания. Результатом симуляционного обучения является освоение студентами практических действий, самооценки правильности выполнения обучающимся профессионального действия, выбор стиля профессионального общения с учетом эмоциональной и содержательной ролевой нагрузки. Симуляционное обучение, таким образом, является «обучением под «ключ».Исследование показало следующие преимущества технологии практической подготовки студентов с использованием симуляционных методов: приобретение опыта диагностической работы, отработка практико-ориентированных действий без риска для ребенка раннего возраста и его семьи; возможность неограниченного многократного числа повторов при отработке практических навыков использования психолого-педагогической диагностики в педагогической деятельности; объективная оценка достигнутого уровня практической подготовки студента с учетом его психоэмоционального состояния.

Выводы

Проведенное исследование может быть представлено следующими выводами:1.Технология практической подготовки студентов дефектологического профиля с использованием методов симуляционного обучения позволяет более эффективно осваивать новые методы и технологии, в том числе, методику проведения психолого-педагогической диагностики психоречевого развития детей раннего возраста. 2.Ис-пользование симуляционного обучения позволяет без участия в образовательном процессе реальных детей на допедагогическом этапе освоить практические навыки, что в дальнейшем позволит более эффективно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста и его семьи. 3. Включение симуляционного обучения в действующую систему профессионального образования и педагогическую практику оказания ранней помощи детям и их семьям необходима, но данный вид обучения рассматривается как дополнительный, и должен предусматривать возможность взаимодействия с реальными детьми раннего возраста. Таким образом, технология практической подготовки студентов дефектологического профиля с использованием методов симуляционного обучения позволяет моделировать педагогические ситуации и способствует повышению мотивации к обучению, формированию профессиональных и общекультурных компетенций у будущих педагогов.

Литература

1. Ваганова О.И., Хохленкова Л.А., Воронина И.Р. возможности симуляционных технологий / Azi-

muth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32). С. 56-60.

2. Гущин А.В. Дидактические условия реализации методологии развития информационно-технологического обеспечения педагогического образования // Приволжский научный журнал. 2013. № 4 (28). С. 235-239.

3. Конева Е.В., Русанова Л.С. Речевое развитие детей как предмет психолого-педагогической экспертизы /Е.В. Конева, Л.С. Русанова // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 8-10 октября 2020 г. / отв. ред. А.В. Карпов. - Ярославль: ЯрГУ; Филигрань, 2020. С.601-605.

4. Кормилицына Т.В. Новая педагогика и электронное обучение: история и современность / Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 3. С. 8-14.

5. Косаговская И.И., Мадьянова В.В., Королева Ю.В. Современные подходы к симуляцион-ному обучению медицинских кадров (часть 1) / Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2016. № 5-6. С. 22-28

6. Куделко К.С. Симуляционное обучение как фактор формирования профессиональных компетенций обучающихся. Медицинское образование. 2022. № 3. С. 45-51.

7. Кузина Н.В., Кузина Л.Б., Сулимов К.Т. Симу-ляционное обучение при подготовке кадров высшей квалификации и в дополнительном профессиональном образовании: К вопросу о дефинициях и структуре процесса // Современное образование. 2018. № 2. С. 118-139.

8. Паспорт федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fcprc.ru/wp-con-tent/uploads/2019/06/1.-Pasport-FP-Podderzhka-semei-imeyushhih-detei-.pdf (дата обраще-ния:10.10.2022).

9. Русанова Л.С., Рабина Е.Ф. «Маленькие ладошки»: педагогическая диагностика психоречевого развития детей раннего возраста: учебное пособие / Л.С. Русанова, Е.Ф. Рабина: - Ярославль: Аппарель-Полиграфия, 2021. - 128 с.

INCLUSION OF SIMULATION PRACTICE IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING TO ENSURE EARLY INTERVENTION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES AND THEIR FAMILIES

Roschina G.O., Rusanova L.S., Ermolina A.A., Bykovskaya A.A.

Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky

The article deals with the problem of inclusion of imitation practice in the system of vocational training to ensure early intervention for children with disabilities and their families as one of the current directions of development of modern vocational education and training of specialists in the field of special pedagogy in particular. The results of the application of the technology of practical training of students

СЭ

о

CO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

of the defectological profile using simulation training methods are presented. Innovative is the conclusion that simulation training as an innovative method for pedagogical education, which differs from professional trials, role-playing and business games, is aimed at developing practical skills in using certain techniques and technologies and is based on the "mirror learning" method. In this article, the analysis of the possibilities of simulation training methods for developing students' defectological profile skills for assessing the psychorecho-logical development of young children on the basis of psychological and pedagogical diagnostics "Small palms" is carried out. The uniqueness and advantages of simulation training in the practical training of students of the defectological profile are shown. The principles and algorithm of practical training in professional pedagogical education using simulation training methods are described.

Keywords: simulation training, simulation, simulation technology, psychorechological development, diagnostics, early age, professional training, training, situation.

References

1. Vaganova O.I., Khokhlenkova L.A., Voronina I.R. possibilities of simulation technologies / Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Vol. 9. No. 3(32). pp. 56-60.

2. Gushchin A.V. Didactic conditions for the implementation of the methodology for the development of information technology support for pedagogical education // Volga Scientific Journal. 2013. No. 4 (28). pp. 235-239.

3. Koneva E.V., Rusanova L.S. Speech development of children as a subject of psychological and pedagogical expertise /E.V.

Koneva, L.S. Rusanova // Yaroslavl psychological school: history, modernity, prospects: collection of materials of the All-Russian Scientific Conference. YarSU, October 8-10, 2020 / ed. by A.V. Karpov. - Yaroslavl: YarSU; Filigree, 2020. pp. 601605.

4. Kormilitsyna T.V. New pedagogy and e-learning: history and modernity / Scientific research and development. Socio-human-itarian research and technology. 2018. Vol. 7. No. 3. pp. 8-14.

5. Kosagovskaya I.I., Madyanova V.V., Koroleva Yu.V. Modern approaches to simulation training of medical personnel (part 1) / Problems of standardization in healthcare. 2016. No. 5-6. pp. 22-28

6. Kudelko K.S. Simulation training as a factor in the formation of professional competencies of students. Medical education. 2022. No.3. pp.45-51.

7. Kuzina N.V., Kuzina L.B., Sulimov K.T. Simulation training in the training of highly qualified personnel and in additional professional education: On the issue of definitions and structure of the process // Modern education. 2018. No. 2. pp. 118-139.

8. Passport of the federal project "Support for families with children" Appendix to the minutes of the meeting of the project committee on the national project "Education" dated 07.12.2018 No.3 [Electronic resource] Access mode: https://fcprc.ru/ wp-content/uploads/2019/06/1.-Pasport-FP-Podderzhka-semei-imeyushhih-detei-.pdf (date of application:12.10.2022).

9. Rusanova L.S., Rabina E.F. "Little palms": pedagogical diagnostics of psychorechological development of young children: textbook / L.S. Rusanova, E.F. Rabina: - Yaroslavl: Ramp-Polygraphy, 2021. - 128 p.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.