Научная статья на тему 'Включение экономического потенциала муниципальных образований в практике стратегирования социально-экономического развития городов'

Включение экономического потенциала муниципальных образований в практике стратегирования социально-экономического развития городов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОРОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латушко Н. А.

Одной из главных проблем социально-экономического развития России, трансформации ее общественно-экономических отношений, остается проблема обеспечения экономического роста и одновременно — сбалансированного развития регионов на огромном пространстве России.Одним из основных инструментов решения этой проблемы является модернизация государственной региональной экономической политики во взаимодействии с ее муниципальной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Латушко Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Включение экономического потенциала муниципальных образований в практике стратегирования социально-экономического развития городов»

подходящими стандартами для унификации требований к финансовой отчетности, без чего невозможно эффективное функционирование единого европейского фондового рынка.

Тем не менее, российские предприятия долгое время находились в стороне от процесса интернационализации хозяйственной деятельности. Сейчас в России продолжается активное формирование финансово-промышленных групп (ФПГ), объединяющих сопряженные предприятия. Кроме того, создаются стратегические альянсы российских и иностранных организаций (например, «Аэрофлот» и «Delta Airlines»), развиваются зарубежные производства российских компаний добывающей промышленности («Лукойл», «Тюменская нефтяная компания», РАО «Газпром»), энергетического комплекса (РАО «ЕЭС России»), металлургии («Северсталь», Новолипецкий металлургический комбинат, «Евраз-холдинг», «Мечел», «ММК») и банковского сектора.

Таким образом, текущий этап развития угольный компаний и холдингов непосредственным образом связан с выходом на мировые фондовые рынки. Применение МСФО необходимо угольным компаниям для создания финансовой отчетности, принятой в странах Евросоюза, в разных правовых системах, в разных культурах, позволит выйти на качественно новый уровень, привлечёт дополнительные инвестиции и повысит конкурентоспособность.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Буянова О., Чайкина Ю. Добычное дело // Коммерсантъ. 2006. № 85.

2. Палий В.Ф. Перспективы применения МСФО в российских организациях // Бухгалтерский учет. ^ 2003. № 8.

_ S

0

ЛАТУШКО H.A. h

N

ВКЛЮЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ g

В ПРАКТИКЕ СТРАТЕГИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ ГУ -

Одной из главных проблем социально-экономического развития России, трансформации ее об- о

щественно-экономических отношений, остается проблема обеспечения экономического роста и од- ®

новременно — сбалансированного развития регионов на огромном пространстве России.Одним из !

основных инструментов решения этой проблемы является модернизация государственной региональ- 0

1_

ной экономической политики во взаимодействии с ее муниципальной составляющей. о

Региональная политика в современном понимании — это совокупность идей, принципов, за- ®

ш

дач, намерений и действий, которые реализуется государством для достижения и сохранения опре- о

деленного пространственного социально-экономического равновесия страны с учетом соблюдения о

общенациональных, собственно региональных и местных интересов, которая призвана решать ши- ^

рокий круг проблем — от определения политического и экономического статуса регионов до вы- £2

работки конкретных действий по развитию национально-бытовых традиций. 2

Известно, что региональная политика структурирована в системе следующих уровней: макро- *

уровнь; мезоуровень — субъект РФ, округа, особые экономические зоны и др.; локальный уро- о

вень — местное самоуправление. Усложнение взаимосвязей экономических процессов, на макро, о

мезо, микроуровннях требует разработки новых подходов к поиску наиболее эффективных меха- ^

низмов взаимодействия, особенно и прежде всего — экономик регионов и муниципальных образо- i

ваний, где наметилось много «горячих» и сложных проблем. ф

ш

В силу практического отсутствия реального местного самоуправления региональная политика традиционно связывалась лишь с мероприятиями на уровне субъектов федерации или их внутрен- | них образований (город, район), или их объединений. Развитие местного самоуправления как од- ® ной из основных составляющих демократического процесса приводит к повышению роли муници- s палитетов. Ситуация на местах по-прежнему находится под контролем государственных органов g власти (прежде всего через механизм межбюджетных отношений), однако муниципалитеты уже <т)

n л

X

>

0

1_

O x x

имеют конституционно закрепленные полномочия принимать стратегические решения и формировать собственную политику в вопросах местного значения — муниципальную экономическую политику.

Из всех органов власти именно местное самоуправление является наиболее социально ориентированным, так как призвано обеспечивать самостоятельное решение населением проблем местного значения для жизнеобеспечения населения. В период углубления рыночных отношений в стране наиболее активные российские местные власти (и прежде всего в городах) нацеливаются на создание благоприятной городской среды в ее широком понимании, то есть стремятся к созданию условий для комфортного проживания в городе и созданию благоприятных условий для хозяйственной деятельности на его территории. И именно в этом — в создании благоприятного экономического климата — усматривается главная миссия местной власти в развитии территорий. Качественная городская среда подразумевает создание надежной налоговой базы для муниципального бюджета и рабочие места, что позволяет реализовывать необходимые социальные программы.

При этом социально-экономическое развитие муниципальных образований невозможно без реального применения стратегического планирования, как формы общественного взаимодействия и совместного участия всех уровней власти, бизнеса и местного сообщества, как некая обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев и эффективного использования имеющихся территориальных ресурсов в интересах

ь не только отдельно взятого территориального образования, но и всего региона в целом. и Причины, определяющие необходимость стратегического планирования на местном уровне,

состоят в следующем: объективной необходимостью интеграции ресурсов региона и муниципаль-^ ных образований во имя социального развития территорий; востребованностью инструментария ^ действенного стимулирования опоры на собственные возможности и территориальные факторы и ресурсы (организационные и финансовые); возросшей конкуренцией между территориями за по-о лучение доходов в условиях ограниченных возможностей; повышением деловой активности и ин-ституционализацией процесса привлечения ресурсов частного сектора для достижения целей, ори-q ентированных на развитие местного сообщества.

□ В настоящее время стратегическое планирование муниципальных образований развивается в ус-

^ ловиях перехода федеральной региональной политики от концепции сглаживания межрайонных различий в бюджетных расходах к концепции обустройства территории и развития инфраструктуры, его D устойчивого развития, то есть перехода от «экономики использования ресурсов» к экономике их сис-® темного воспроизводства [1, с. 8]. При этом роль ведущего звена в экономической системе устойчиво-о го развития должны уже играть не предприятия, а регионы и города как специализированные воспро-® изводственные системы. Кроме этого в новых экономических условиях, перед всеми участниками экономических отношений, стоит задача поиска наиболее результативных методов использования и включения всех имеющихся ресурсов территорий, методами эффективного взаимодействия муниципальных и региональных экономик посредством механизмов стратегического планирования. ф На примере г. Ростова-на-Дону проанализировано практическое взаимодействие муниципаль-

ш

о ных и региональных экономик. Ростов-на-Дону — крупный индустриальный (в его структуре до-о минируют машиностроение и пищевая промышленность) и культурный центр Юга России. U Основные направления развития промышленности Ростовской области реализуются в рамках 2 Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006гг (Програм-2 ма утверждена Областным законом от 17.12.03 № 55-ЗС, в редакции областных законов от 08.06.05 ¡j № 331-3C, от 28.12.05 № 440-ЗС). Комплекс программных мероприятий в промышленности направо лен на повышение конкурентоспособности региональной продукции, диверсификацию производства, о замещение импорта, совершенствование структуры промышленности за счет внедрения инноваци-

Q-

^ онных технологий.

х В настоящее время в экономике реального сектора области и города имеется большой сегмент

ф устаревших технологий, морально и физически изношенных капитальных активов (основных фон-

ш

дов). Поэтому на данном этапе выходят на первый план реструктуризация и перевооружение от-| раслей производства, модернизация производственных процессов.

® Подпрограмма «Промышленность» предусматривает следующие мероприятия финансирования

(из всех источников) градообразующих предприятий города Ростова-на-Дону в рамках Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 гг. [4]: техническое перевооружение производства ОАО «Ростсельмаш» общей стоимостью 818,8 млн. руб; разработка кон-

о

X

О

О

струкции комбайнов «РСМ-091», «Дон- 1500»; техническое перевооружение ОАО «Колфа» 4,7 млн. руб; замена технологического оборудования ЗАО ПФК «Элегант» 43,6 млн. руб; техническое перевооружение предприятия ОАО «412 Авиаремонтный завод» 25 млн. руб; создание импортозамещающих производств: строительство приборостроительного завода ЗАО «Арсенал» 61,2 млн. руб.

Логическим продолжением промышленной политики Ростовской области является подписание многосторонних соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с участием Администрации Ростовской области, г. Ростова-на-Дону, собственников и менеджмента ведущих промышленных предприятий. Данный договор является инструментом, помогающим обозначить, а в последствии эффективно регулировать взаимоотношения в социально-экономической сфере между всеми участниками. Порядок заключения соглашений основывается на постановлении Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 1.03.99 №65 «О порядке заключения, выполнения и прекращения Соглашений с участием Администрации Ростовской области».

В 2003 и 2004 годах соглашения были подписаны Администрациями Ростовской области и г. Ростовом-на-Дону с крупными градообразующими предприятиями города ОАО «Ростсельмаш», ЗАО «Эмпилс» (по данным Госкомстата РФ завод выпускает самое большое количество ЛКМ в стране — 16,2% от общероссийского объема). Областные власти обязались оказать поддержку инвестиционным проектам, реализуемым на предприятиях, содействовать росту конкурентоспособности за счет снижения энергетической составляющей в себестоимости продукции, а также в решении целого ряда оперативных вопросов, возникающих в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятий. «Эмпилс» и «Ростсельмаш» обязались проводить свою социально-экономическую политику прежде всего в интересах Ростовской области. В Соглашениях зафиксированы мероприятия, которые будут способствовать росту объемов производства, развитию персонала, повышению уровня жизни работников ЗАО «Эмпилс» и ОАО «Ростсельмаш».

Оценивая итоги 2004 года можно отметить позитивные результаты, достигнутые при реализа- о ции Соглашений: предприятия значительно нарастили объемы производства и реализации продукции в ЗАО «Эмпилс» — с 460 млн.руб. в 2003 до 730 млн.руб. в 2004 г. Средняя заработная плата □ увеличена ЗАО «Эмпилс» — с 4990 руб. до 6300 руб. Увеличился размер начисленных и уплачен- О ных налогов. Реализованы обширные инвестиционные программы в 2003г. в т.ч. : ОАО «Ростсельмаш» в рамках реорганизации производственных процессов осуществлены инвестиции в размере ^ $10 млн. в приобретение линий лазерного раскроя металла и гибочных комплексов. В 2004 г. в о техническую модернизацию «Эмпилса» и «Ростсельмаша» инвестировано не менее 320 млн. руб. £

Объемы реализации продукции «Эмпилса» и «Ростсельмаша» внесли в консолидированный о бюджет Ростовской области в 2004 году 312 млн. руб. («Эмпилс» — 31,3 млн.руб, «Ростсельмаш» — ^ 280,7 млн. руб.) [3]. х

В результате согласованных действий администраций Ростовской области и г. Ростова-на-Дону, о финансовой, нормативно-правовой, административной, консультативной помощи в городе создана

Ш

о

х

благоприятная обстановка для развития малого предпринимательства.

Более 40% предприятий малого бизнеса Ростовской области расположено в г. Ростове-на-Дону. о Сохранение положительной динамики развития малого предпринимательства зависит то конкрет- о

ных мер, принимаемых органами регионального и муниципального управления. Основной целью «Муниципальной комплексной программы поддержки малого предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2003-2005» и «Областной целевой программы развития малого предприниматель- 2 ства в Ростовской области на 203-2005»1 является создание оптимальных организационно-право- о

ш

вых условий для повышения устойчивости и динамичного развития малого предпринимательства,

решение проблем экономического подъема территории и занятости населения за счет развития о

малого предпринимательства. ^

Объем произведенной продукции в сопоставимых ценах к концу 2005года по прогнозным дан- ^

ным возрастет на 18,5% и составит 4923240,5 млн. руб. Наибольший удельный вес в общем объеме ф произведенной продукции (работ, услуг) приходится на сферу промышленности и сферу торговли

и общественного питания. ^

Одной из основных задач в решении социально-экономических проблем развития малого пред- ®

принимательства является содействие росту инвестиционного потенциала города Ростова-на-Дону. 2

Данные программы пролонгируются на 2006-2008 гг. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.