Научная статья на тему 'Включение адыгов в политико-административную систему Российской империи (Втор. Пол. Xix В. )'

Включение адыгов в политико-административную систему Российской империи (Втор. Пол. Xix В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
294
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМЕРИЯ / 19 ВЕК / АДЫГИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудаева Светлана Григорьевна

В истории адыгов в. стал переломным. Одной из центральных проблем, вобравшей в себя политическую, социальную и экономическую историю народа, явилась эмиграция большей части его в пределы Османской империи. Это прозошло в ходе Кавказской войны. Данная статья посвящена изучению политических и социально-экономических аспектов включения оставшихся на исторической родине адыгов в состав российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Включение адыгов в политико-административную систему Российской империи (Втор. Пол. Xix В. )»

Кудаева С Л, МГТУ, Майкоп

ВКЛЮЧЕНИЕ АДЫГОВ В ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНУЮ СИСТЕМУ

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ВТОР. ПОЛ. XIX В.)

В истории адыгов XIХв. стал переломным. Одной из центральных проблем, вобравшей в себя политическую, социальную и экономическую историю народа, явилась эмиграция большей части его в пределы Османской империи. Это произошло в ходе Кавказской войны. Данная статья посвящена изучению политических и социально-экономических аспектов включения оставшихся на исторической родине адыгов в состав Российской империи.

Изучение истории Российской империи невозможно без учета того, что каждый ее эпизод -это пример реализации (более или менее удачной) центрального принципа империи в любых конкретных обстоятельствах. Силу русской экспансии, как пишет С.В. Лурье, обеспечивала идеологема «Москва - Третий Рим - Святая Русь» в той комбинации ее реинтерпритаций, которая встречается в русской истории. Народам трех (Римской, Византийской, Российской) империй были свойственны отличные друг от друга модели колонизации, освоение пространства, восприятие иноэтнического населения. Эти империи существовали в различные эпохи, в различном полиэтническом и культурном окружении. Однако, автор отмечает что, их имперские доминанты во многом оставались схожими. Это означает то, что народ может воспринимать имперскую систему, лишь минимальным образом адаптируя ее к своим этнопсихологическим особенностям и условиям существования. Скорее он сам приспосабливается к этой системе. Эта система нелегкая ноша для него, это жесткие рамки, в которые он сам себя (и других) ставит. Именно эта идеологема обыгрывалась в ходе взаимодействия внуриэтнических групп. Она послужила основой государственной идеологии, предполагающей территориальную экспансию; она же сделала для народа психологически легким процесс переселения в регионы, где еще не было установлена или упрочена (как на завоеванных территориях) российская государственная юрисдикция. Она же обеспечивала силу религиозной экспансии и создавала предпосылки для культурной гомогенизации всей государственной территории. Основой этой гомогениза-

ции бьш. с одной стороны. государствеино-администрапшая структура, которая шла вслед за русскими переселенцами и православными монастырями, а с другой - эсхатологическая идея І Іраі*> стного царстл, единственного в чире ouwra истинсто Благочестия.

В свете этого центрального принципа включение в государство новых земель означало рісширение пределов Православного мира и увеличение численности православною народа. Происходила сакралимшия государства Русское переставало быть этнической характеристикой к становилось государственной: все. что служит процветанию Православного государства, лелієте* русским. Не русские - православный народ, а весь православный народ - русский, по имени православного государства. Национальность не била значимой категорией для русских государственных деятелей. Основной целью государственной политики было «Сделать как православных, так и мусульман одинаково полезными гражданами России».

Реализовать этот принцип в случае с адыгами Северо-Западного Кавказа не іфедставлио ии-шхЛ сложности, так как после вынужденной эмжрации значительной чвети адыгов в пределы О:-миской империи количество сстаишася в Закубанском крае адыгов составляло всегооколо 100 тыс. Омхо, следует отмстить, что особенности включения в государство новых земель в значительной стихии зависели от конкретной исторической обстановки в России в рассматриваемый период. К середине XIX в. явстпешю проявлялось отставание России от г передовых капиталистических государств в экономической и сошально-псхлнтнческой сферах. Международные события cepeomnj века пжтли се зиачигелыюе остаблеиие и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине ХІХв. было приведение экономической и содолмю-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Од»#оврсмеино внутренняя политика была »іаправлена на сохранение самодержавия и господствующего гюложеиия акры. Во внутренней политике России второй половины XIXв выделяются три этапа. Первый -гкиготоыса и осуществление крестьянской реформы. Второй проведение реформ 60-70-х гг. Третий - ичченение в 80-90-х гг. правительственного курса, усиление в нем консервативных текаеиций.

Планы колоиизаиии Северо-Западного Кавкхіа во многом определялись сложившейся внутри и внешнеполитической сиуацней в России. У адыгов не было другой хтьтериативы кроме как подчиниться планам Российского правительства. Гснсраз Карпов в письме военному министру Милютину писал, что «... все выходцы ит гор доведены войною до последней крайности и думают только о своем насущном пролитаиии. все они жаждут только спокойствия и иохоияют наши требования беї малейшего прекословия, доказательством чему служит, между' прочим, то. что они исполнили самое тяжелое для горца требование перестали носит», оружие». Карпов также отмечает, что при таком положении горского населения «совершенно от нас (Российского правительства - С. К.) зависит оставить его или заставить поголовно выселиться • Турцию, не употребляя ни втом, ни в другом случае никаких правительственных мер»».

В этом же письме генерал Кариов высказывает свои соображения по поводу возможных путей дальнейшего развития отношений с оставшимися адыгами. Он отмечает, что ««сети мы бу-хч продолжать показывать населению заботливость о его положении, распределив правильно земли для него предназначенные, будем защищать его от притеснений соседей казаков, что нередко приходится делать, оно охотно останется; если, напротив, оставим без внимания нужды кцода. не станем принимать мер к ограждению его от притеснений и особенно к прекращению рпкмх слухов, часто распространяемых о предстоящих будто-бы религиозных и других преследование*. ТО к концу будущего года девять десяток этого народа уйдет в Турцию. Т.е. оставшиеся черсесы практически не могли уже представлять какой-либо опасности. Данные о количественна и этническом составе адыгского населения в Кубанской области к началу 70-х тт. ХІХв. подтверждают это предположение. За 10 лет прошедшие с момента окончания Кавказской войны ОМГСЯОС население сократилось почти вдвое и составляло 60 тыс. человек.

Истинное отношение властей к проблеме переселения адыгов и освоения приобретенных земель ка Кавкаїе после «умиротворения» краї видно ю публикации в гаэете ««Русский инвалид» от 19 юаи 1864г. В статье говорился, что -потеря значительного населения весьма способного к репей-поо, конечно, не может быть выгодна дія России, но в то же время нельзя не заметить, что освобож-хине от необходимости вводить и У'страимтъ порядок в народе, в высшей степени против НК pov дрвжснн>м и легко подчиняющемся внешнему влиянию, имеет на своей стороне значительные прс-лошества. Как бы то ни было, но бедствия, испытываемые ныне черкесами, должны лежап. \к ка икзейсовести, а на совести тех. кто возбуждал к такому безрассудству. Что же ккэегся до опустелых хмели то нет сомнения, что завершившееся ныне умиротворение Кавказа вьповет добровольное ту-аа псрссе.тение отовсюду , а также привлечет в »«его множество новых переселенцев иг турецких и

ПСрСИЛСКИЧ ЛрчіН уже давно и искренно тоже желающих Во всяком случае. переселязощиеся ныне с Кавказа юрские племена составляют последних непримиримых врагов владычества России на Кавказе*». Петому по мере поступления просьб о переселении правительство «вынуждено» было или на некоторые >ступки Не риряим выселение открыто, оно (правительство - С. К) «дююмяо его ПОД вилом богомолья в Мекку, на сроки, но не принимаю никаких мер. осли паломники не возвращались обратно в Россию... Ил документов более позднего времени видно. что такая политика царского правительства по относпеиию к переселенню сохранялась вплоть до шчала XX в.

В середине 1864 г. Россия поселила на месте бывших черкесских аулов 90 казацких станиц с населением 103 тыс. А за период с 1861 по 1865 гг. за Кубанью были основаны 73 новых станицы и 8 поселков общей численностью 16 тмс. семейств. К концу 80-х гг. XIX в. ■ Кубанской области уже насчитывалось 176 станиц. К 1883г. на Кавказе проживало всего 56423 черкеса. из них 16000 абадзехов , 12000 бжедугов и только 2500 шапсугов. В то время как иногород-ных переселенцев в Кубанской облает к 1880г. уже числилось 287510 чел., а казаков 524986 чел., а через 20 лет. в 1900 г. казаков было 875218 чел. и иногородних переселенцев 1085583 чел. По данным 1901 г. в обпкм составе народонаселения Кубанской области кавказские горцы составляли 5.5 % всего населения. А в доку.'ментах за 1905г. в группу иноюродних отнесены и горские племена, находившиеся в Кубанской области...

При определении мест поселения непременным условием правительство ставило переселение на кубанскую равнину. В секретном отношении русскому посланнику в Турции начальник Главного штаба Кавказской армии поясняет, что требование тто обусловлено высочайшим повелением, чтобы весь восточный берег Черное о моря должен быть занят ру сским и казачьим населением. По стратегическим соображениям алы гое расселяли раздробленно и со всех сторон их селения были охвачены цепью казачьих станиц. Кроме того, казачьи станицы располатхлись на возвышенности, а адыгские аулы на низменности.

Земельные преобразования проходили в ходе отмены крепостного права. 1 ноября 1868 г. горские крестьяне Кубанской области объявлялись освобожденными. Самые большие разногласия вызвал вопрос о разделе кресла некой» имущества и размеры выкупных сумм. Вопрос о наделении земельными участками простого народа решался крайне медленно В первую очередь крупными хмельными > чалкам и были наделены феодалы той части адыгов, которые уже сложили оружие и не оказывали сопротивления царским войскам. Так. семья Султан Аднль-Гирея получила 13 тыс. десятин. Мамат-Гирей Лоов - 1 Зтыс. десяти и. Магомст-Гирсй Лоов - 2.3 тыс. десяти и тл.

В Майкопском и Баталшшинском отдетхх Кубанской области земельная реформа была завершай к кош<у 70-х тт. XIX в. В Ккятерижиарском отделе Кубанской облает земельная реформа приняла затяжной характер. Проект о налелеиии землей горского населения был состаяхи тслъюо в 1881 г. и корректировался вплоть до 1889 г. Окмтчатслышй вариант бььл представлен главнокомаи-духхдему на Кавказе тамо в 1901 г. Сам процесс отмежевания земель завершился в основном к кожцу первого дс-огтзетия XXв. Можно с уверенностью сказать. что земстьная реформа из Ссверо-Затвдюм Кавказе удовлетворяла в основном интересы воензкьчииовничьсто аппарата и феодалов.

Размеры выкупных сухім определялись следующим образом: для пшитлей (крс1юстных) -мужчин от 20 до 40 лег - 150 р.; с 41 до 54 лет плата уменьшалась (от 5 до 15р.). Таким же был размер выкупной платы и для осов-мужчин (феодалыю-завнеимые). Унауты-мужчины (хаюлы) от

7 до 45 лет обязывались в течение двух лет оставаться временнообязанными, после чего вносити определенную законом сумму . Заключение соглашений и решение спорных вопросов между феодалами и крестьянами осуществляли мировые посредники. Путем заключения добровольных сделок было освобождено 11403 крестьянина, примерно 72% всех крепостных крестьян. Реформа продлилась до коти 1889г. и по ее результатам было освобождаю 16500 горских крестьян.

Без)словно, проводя крестьянскую реформу, царизм стремился удовлетворить в первую очередь запросы феодалов. Реформа, провелен»«ая на выгодных для феодалов условиях, еще более закабалила горскюс крестьян, они постучит и земли гораздо меньшее количество, чем имени до освобождения Недовольство крестьян принимало форму открытых выступлений. Недовольство проявляли и некоторые представители адыгской лил ти и духовенства, чьи родовые права были значительно ущемлены в ходе реформ 60-70-х гг. XIX в. Волнения крестьян усилились к 70-м п\ XIX и продолжались вплоть до начала XX в. Правительство вместо того, чтобы предпринять действия по у лучшения положения крестьян, еше более ужесточило меры наказания

В 1873 г высту пление крестьян было подавлено с помощью военной силы. Требования крестьян не были удовлетворены. Все зто вызвало яновь усиление переселенческого движения. В 70х гг. XIX в. возобновилась массовая подача заявлений с просьбой разрешить переселиться

аСкмаискую империю и если л 1874 г. было указание царя о запрете переселения. то позже отношение царского правительства к переселенческому движению заметно изменилось. Политика российского правительства четко просматривалась я высказываниях царских чиновников, что если «часть нынешнего населения гор не пожелает подчиниться нашим требованиям и удалиться в Турцию...чем больше окажется таких переселенцев, тем меньше затруднений мы буваєм иметь при дальнейшем устройстве покоренного края».

В секретом созыве начальника Терской области ипвбу Кавкдхкосо военного округа от 11 шріа 1893г. говорится «...что не только не следовало бы всслреишь желающим туземцам перле ления в Турс&оо. но в некоторых случаях гхххпрт. тихое переселение; при этом ни под какими вилами нельзя дотстнть обратзюго персссхиия из Т>риик->. Переселение адыгов ирэдолжаххь вплоть ж» началі XX в и обусловлено оно было целым ралом вышеизложенных обстоятельств.

К 80-м гг. XIX в. система иалогооблажсиия стала более грабительской, чем в предшествующий период. Население Кубанской области облагалось поземельным. подымным, подуш-югм и воинским налогами. Кроме того, горские феодалы еіце больше усилили социальный гоет. стремясь »«е допустить у щемления их интересов и родовых прав. Всеми силами они пытались отодвинуть реформу. Крестьяне, в свою очередь, в ожидании скорого освобождения стами оказывать неповиновение владельцам.

Были проведены и терршсриалыю^сгминисгративнмс пресбраэоваиия. В 1860 г. по указу Александра П были образованы Кубанская и Тержая области. В Кубанскую об.хасть кнши земли правого к^ы.за Кавказской ликни - Чсрномории, Черноморской береговой линии. Старой линии и Зік\бжье, т.с. от северо-восточного берега Черного моря до верховілв р. Малки. Левое крыло Кав-ххкхей линии стало именоваться Терской областью. Вое пространство, занимаемое Кубанской. Терской областями и Сліврополі-ской губернией оп«ыне называлось Северным Кавкаюм. Таким сюра-хв*. упраздни.ись Кавказская линия. В этом же году Черноморское іюйско было переименовано в КЧбіжкое казачье войско. Окончательно границы Кубанской области сюжклнсь к 1864 г. А в 186$ г. было утверждено «Положение о Кавказском горском упрввлсмию>. Кубанская о&тасть была рше.хна на пять воєнно-народных спрутов - І ІсекуткхкЙ. Лабинекий. Урутккий, іеленчукский и Эльбруссалй Западные аіьіго вошли в состав І Ісекутіского и Лабинскосо округов, а вссточиме аділи (чсрсесы), абазинцы, ногайцы, карачаевцы вошли в состав трех остальных окрутов.

С 1868 г. вошло в действие новое положение об у стройстве Кубанской и Терской об.гк-тей. чпразднявшес особые учреждения, существовавшие для управления гражданским, казачьим и горским населением и создало общие административные и судебные органы Во главе округе* стояли армейские офицеры, в основном русской национальности. Округа делились на >ч»стхи Управление осуществлялось аульными правлениями, подчинявшимися участковым начальникам по горским делом, которые назначались Кубанским войсковым начальством, также преимущественно русских офицеров.

Общественное управление аулами было введено в 1868 г. в соответствии с законом от 19 февраля 1861 г. по усгроЛлву сельских сословий В докладе канцелярии главноиачальствузоше-го гражданской частью на Кавказе, датированным 1885 г.. отмечаюсь, что закон по общественному чттрьжлеиию встутпсз в силу «когда опыт указал, что разноплеменное горское население Кубажкой сблісти слилось в аульные общества и достаточно свыклось со своим новым положением... Положения тти составлены совершенно на тех самых началах, как в наших волостях, сравнивая в правах все категории лиц городских свободных сословий, которые участвуют одинаково во всех государственных и общественных повинностях».

С 1871 г. вместо военных округов были организованы уезды. Адыгп Псекупского рай-«а вошли в Екатерииодарский уезд. Лабинского- в Майкопский. Зеденчукскосо и Эльбрусского- в Баталпашинский уезд. К этому времени в Екатеринодарском уезде проживало 16629 адыгов. в Майкопском - 25620. в Батал пашине ком - 44507. Всего в кубанской области насчитывалось 86756 человек, что составляло 5,4 % всего населения.

В «Положении об устройстве аульских обществ» предусматривалась выборность стар-кии. но через два года выборность была ликвидирована. По «Положению» 1901 г. не только старшины, но и их помощники утверждались начальником области и округа. Старшины наделялись широкими правами, которые были оговорены в «Положении о сельских (аульских) обществах, их общественном управлении и о государственных и общественных повинностях в горском населении - Кубанской области». С начала 1888 г. управление Кубанской областью псииостъю перешло в веление казачьего атамана Кавказских казачьих войск и командующего войсками Кавказского военного округа Т.с., было у становлено военно-казачье управление.

Наряду с административными преобразованиями были проведены военные, судебные и др>тис реформы. С введением гражданского управления были проведены значительные изменения и в судопроизводстве. Устранялись «исключительно судебные права высших сословий и духовенства». Если раньше в основе судопроизводства лежали длатные положения, то теперь в работе горских судов постепенно стали преобладать правила мировых судов, лежавших в основе деятельности российских судебных органов.

В горских округах, вместо общсимперских. утверждались «горские словесные суды». Они рассматривали гражданские и уголовные дела. Политические дела рассматривались лосиными судами. Горские словесные суды руководствовались адатом, но иногда использовалось общеимперское судебное законодательство. Со временем и адаты. и горские словесные суды были заменены русским законодательством. Суды всех категорий практически не защищали права народа. В их деятельности отсутствовала четко ортанизоваиная аппеляционная инстанция. Освободив судебное дело от произвола горских феодалов. Кавказская администрация под-чинила их колонизаторской политике царизма.

Таким образом, специфика включения оставшейся части адыгов в административную и социально-экономическую структу ры России заключалась в следующем.

Обязательным условием было переселение ка Ку бале кую равнину, при этом адыгов расселяли раздробленно и на низменных местах. Адыгские аулы были охвачены цепью казачьих станиц,

В холе крсстъяжжой реформы адыгские крестьяне были освобождены от личной зависихюсти. но размеры выкупа были настолько велики, что они еще долгое время оставались в чависимссти от своих феодалов. Еще более усилилось іімушсствсннсс и социальное расслоение. В руках феодальной верхушки сосредогачикі. іись огромные земельные владения. Судебные преобрисванш проявились в введении «гореккх словесных судов». Те. су дебная власть была отделена от гражданской и воемжЛ

Особенностью нового админилрэтивного устройства стал его воскимолотштьмий характер. Управление округами, участками осуществлялось арме&хими офицерами. К концу XIX в. прзктзтчсски на всей завоеванной территории было установлено аоенжьказачье управление. Те. послевоенные преобразовании бояи нанриклены на установление системы юданжлыюго гостюдстти России ь регионе и подчинения адыгов основным законам государства. Крестьянская реформа и администрспивно-судсГмпае преобраюішоїя второй половины XIX в. заверши. їй процесс вовлечения алы гое Севсро-Захшного Кавказа в гк»лкпгкскую и соііиальїіоокономичсскую структуру России.

Литература:

1. Лурье С.В. Историческая этнология. М.. 1997. С. 275.

2. РГВНА. Ф. 400 Оп. 263 / 916а. Д. 1. Л. 175-176 // Трагические последствия кавказской войны для адыгов. С. 121.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгием Н.Г., Сивохииа Т.А. История России М. 1999. С 267.

4. ЦГИАРГ. Ф 416 Оп. 3. А 156. Л. 5-5об.

5. Фелиции Е. Статистические народонаселения а Кубанской области за 7 лет, с 1871 -1877 гг. //Сборники сведений о Кавказе Т.2. Тифлис. 1880. С. 568-569

6. Русский инвалид. 1864. 19 июля. №161 // Трагические последствия кавкаккой войны для адыгов.

7. РГВИА. Ф- 400. Оп. Азиат, часть. Д 8. Л. 1-9 //Трагические последствия Кавказской войны для адыгов. С. 272-273.

8 Кубанский сборник. 1883. Т. 1. С. 73-74.

9 Авакян Д.Г. Черкесский фактор в Османской империи и Турции (вторая половина XIX- первая четверть ХХвв. Ереван. 2001. С. 115.

10. Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957. С. 423.

11. ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 5299. Л. 21.

12. Очерки истории Адыгеи. С.423.

13. АВПР. Главный архив. 1-9. 1863. Оп. 1. Д. 19. Л. 28-30 // Трагические последствия Кавказской войны адыгов. С. 124-125.

14. Кубанский календарь 1900. Екатеринодар, 1899. Т.6. С. 95.

15. ГАКК. Ф. 744 Оп. 1. Д 372. Л. 647-795.

16. Прошлое и настоящее Кубаїоі в курсе отечественной историк Краснодар. 1994.4-І. С. 131.

17. Очерки истории Адыгеи. С. 408.

18. Джимов Б.М. Социально-Экономическое и политическое положение адыгов в XIX в. Майкоп, 1982. С. 109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.