Научная статья на тему 'К вопросу о переселении части осетин-мусульман в Турцию'

К вопросу о переселении части осетин-мусульман в Турцию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
895
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСЕТИЯ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГОСУДАРСТВО / ИСЛАМ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ДИАСПОРА / КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА / OSSETIA / MIGRATION MOVEMENT / OTTOMAN EMPIRE / STATE / ISLAM / CONFESSIONAL POLITICS / DIASPORA / CAUCASIAN WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хамицаева А.А.

Статья посвящена исследованию комплекса причин, вызвавших переселение части осетин-мусульман в Турцию. Рассматриваются этапы формирования политики кавказских властей, позволяющие выявить корни социально-политических явлений, вызвавших переселение, анализируются внутренние и внешние причины этой миграции. Также рассматривается положение переселенцев в Турции и освещаются их попытки возвращения на родину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF RESETTLEMENT OF THE OSSETIANS-MUSLIMS IN TURKEY

The article is deals with the complex causes and characteristics of migration jf the Ossetian-Muslims in Turkey. Describes the formation of the Caucasian policy of the authorities, allowing to reveal the roots of the social and political phenomena that have caused displacement, represents the analysis of the internal and external causes of this migration. Also consider the situation of migrants in Turkey and highlights their attempt to return to their homeland.

Текст научной работы на тему «К вопросу о переселении части осетин-мусульман в Турцию»

УДК: 327 ББК: 67.2

Хамицаева А.А.

К ВОПРОСУ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ ЧАСТИ ОСЕТИН-МУСУЛЬМАН В ТУРЦИЮ

Khamitsaeva A.A.

ON THE ISSUE OF RESETTLEMENT OF THE OSSETIANS-MUSLIMS IN TURKEY

Ключевые слова: Осетия, переселенческое движение, Османская империя, государство, ислам, конфессиональная политика, диаспора, Кавказская война.

Keywords: Ossetia, migration movement, Ottoman Empire, state, islam, confessional politics, diaspora, Caucasian war.

Аннотация: статья посвящена исследованию комплекса причин, вызвавших переселение части осетин-мусульман в Турцию. Рассматриваются этапы формирования политики кавказских властей, позволяющие выявить корни социально-политических явлений, вызвавших переселение, анализируются внутренние и внешние причины этой миграции. Также рассматривается положение переселенцев в Турции и освещаются их попытки возвращения на родину.

Abstract: the article is deals with the complex causes and characteristics of migration jf the Osse-tian-Muslims in Turkey. Describes the formation of the Caucasian policy of the authorities, allowing to reveal the roots of the social and political phenomena that have caused displacement, represents the analysis of the internal and external causes of this migration. Also consider the situation of migrants in Turkey and highlights their attempt to return to their homeland.

В истории Северного Кавказа в XIX в. есть две ключевые и вместе с тем противоречивые и неоднозначные темы, до сих пор вызывающие горячие споры специалистов -Кавказская война и массовые переселения горцев в Турцию. Обе они тесно связаны друг с другом. Принято считать, что одним из самых трагических итогов многолетней Кавказской войны было переселение части горцев-мусульман в Турцию. Несмотря на то, что с выселения горцев прошло уже более полтораста лет, тема эта воспринимается на Северном Кавказе чрезвычайно болезненно. Особенно эмоционально к ней относятся на Северо-Западном Кавказе, большинство горского населения которого навсегда покинуло Кавказ, переселившись на земли Османской империи.

Сходный во многом процесс переселения горцев Северного Кавказа вылился в совершенно различные формы у разных народов, что нашло свое отражение в широте терминологического диапазона этого явления. В исторической литературе равноправно используются такие понятия, как эмиграция, переселение, мухаджирство, выселение, депортация и даже геноцид.

Семантическая нагрузка слова «мух-аджир» (иногда встречается транскрипция «махаджир») - от арабского «переселенец, эмигрант», претерпела определенные метаморфозы во времени. Первоначально этим термином обозначали сподвижников пророка Мухаммеда, ушедших с ним из Мекки в Медину в 622 г. хиджры (по-арабски «хиджра» -бегство, перемещение), отсюда «мухаджир» в

буквальном смысле - переселенец. Затем му-хаджирами стали называть горцев, вынужденных покинуть Кавказ после окончания Кавказской войны, и это название закрепилось за всем переселенческим движением.

Эмиграция горцев в Османскую империю была вызвана не только репрессивной переселенческой политикой российских военных властей, у мухаджирства была не одна, а целый комплекс причин. Периодизация и особенности переселения сильно различались на северо-западе, в центре и на северо-востоке региона. Наиболее широкие масштабы мух-аджирство приняло на Северо-Западном Кавказе. Переселенческое движение охватило подавляющее большинство местного горского населения. Гораздо менее пострадали от него горцы Центрального Кавказа - осетины и кабардинцы.

Главной причиной выезда в Османскую империю был насильственный сгон жителей Северо-Западного и ряда районов Центрального Кавказа с насиженных мест в горах и предгорьях. С назначением командующим войсками Кубанской области генерал-адъютанта гр. Н.И. Евдокимова был принят план вытеснения адыгов с прибрежных земель и занятия этих земель казаками.

Большинство горцев Закубанской Чер-кесии не могли прижиться на непривычных для них приморских равнинах. Резко изменился экономический и общественный быт региона, - целый ряд традиционных для горцев видов деятельности отошел в прошлое.

После «умиротворения» края, предложенную российским военным командованием

альтернативу: либо переселиться на заболоченную Прикубанскую низменность, т.н. маремму, либо эмигрировать в Турцию - адыги предпочли решить в пользу последней. Причем переселение адыгов происходило на фоне продолжавшейся Кавказской войны. Так, в 1860-1861 гг. в Турцию выселилось более 10 тыс. человек из Большой Кабарды.1 Всего же с 1858 по 1864 гг. общая численность адыгских народов, переселившихся в Турцию составила 398 955 человек, включая и 30 тыс. прикубанских ногайцев; одновременно с этим небольшая часть горцев, изъявивших покорность русским властям, переселилась с гор на болотистые Кубанские земли.

Несколько иначе дело обстояло на Восточном Кавказе. К тому моменту, когда от достаточно эпизодических хождений на богомолье горцы эмигрируют со все возрастающей численностью, военные действия на Восточном Кавказе после пленения Шамиля прекращаются и переселение здесь осуществляется в мирных условиях.

В проектах по «умиротворению» и «освоению» Северного Кавказа, подготовленных военными в 30-е - начале 60-х гг. XIX в., переселению и колонизации отводилось важное место. Российские власти не имели единого принципа переселенческой политики. Даже начальники разных участков Кавказской линии порой придерживались на этот счет противоположных взглядов. Противоречивым оставалось видение проблемы массовых миграций в придворном окружении и в среде высшей петербургской бюрократии. Начальники Главного штаба Кавказской армии А.П. Карцов, штаба войск Терской области И. Зотов и глава Кубанской области Н.И. Евдокимов выступали за сгон горцев из труднодоступных горных ущелий. Их поддерживал наместник Кавказский князь А.И. Барятинский. Другие влиятельные военные и чиновники считали необходимым сохранить за горцами хотя бы часть прежних земель во избежание новых волнений. Подобных взглядов придерживались начальники Правого крыла Кавказской линии Г.И. Филипсон, Кабардинского В.В. Орбелиани, советник российского посольства в Константинополе В.А. Франки-ни, военный министр генерал-фельдмаршал Д.А. Милютин.2

В 1860 г., после сдачи в плен Шамиля, во Владикавказе состоялось совещание командования армии, посвященное перспективам завершения войны на Северо-Западном Кавказе. На нем был принят разработанный

1 Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию -последствие Кавказской войны. Нальчик,1994. С. 11.

2 Северный Кавказ в составе Российской империи. М., 2007. С. 160.

Н.И. Евдокимовым план занятия русскими войсками непокорных районов Закубанской Черкесии. Он заключался в постепенном вытеснении горцев либо на открытые заболоченные равнины, либо в Османскую империю. Отнятые у них земли должны были быть заняты под казачьи станицы. Разделив горцев на «племена» более и менее «опасные» для российского владычества в регионе, Евдокимов советовал выслать первых поголовно в Турцию как «тайных врагов» России.3 При этом он предлагал администрации проводить политику двойных стандартов - на деле выдворяя горцев за пределы российский владений, но на словах всячески удерживая их на родине.

Поддержав этот проект, командующий армией наместник князь Барятинский признал «единственным средством прочного утверждения нашего в Закубанском крае... водворение казаков на передовых линиях, чтобы постепенно стеснять горцев и лишать их средств к жизни. Нет причины щадить те племена, которые упорно остаются враждебными, государственная необходимость требу-

4

ет отнятия у них земель».

Ошибочно было бы предполагать, что переселение горцев в Османскую империю было вызвано только репрессивной политикой российских военных властей. Совершенно очевидно, что у миграционного процесса была не одна, а целый комплекс причин - социально-экономических и политических. Как справедливо заметил в свое время Н. Дубровин: «Только ознакомившись с бытом туземного населения, можно указать на причины, вызвавшие какое-либо распоряжение, то или иное историческое событие».

Экономическим источником мухаджир-ства стало растущее разорение знати и обезземеливание горцев после окончания Кавказской войны. В Кабарде и Дагестане кланы горских князей и знати так и не добились возвращения конфискованных у них во время Кавказской войны российскими военными владений. Потерявшие земли и имущество участники войны охотно уходили в Османскую империю с семьями.

Сознавая всю серьезность земельного вопроса на Северном Кавказе, правительство приступило к его урегулированию сразу же после окончания войны. По всему региону начали работать сословно-поземельные ко-

3 Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70 годы XIX в.). Сборник архивных документов. Нальчик, 2001, С. 73.

4 РГВИА. Ф.38. 0п.30/286. Д.2. Л.117

5 Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб.,1871. Т. 1. С. 3.

миссии. Однако подчас неумелые действия чиновников только усиливали брожение в горском обществе. Начавшиеся реформы второй половины 60-х гг. XIX в. вызывали, скорее, опасения местного населения. «Опасение владельцев лишиться своих крестьян вследствие распространенной между туземцами мысли о намерении нашего правительства ограничить крепостное право между ними» -являлось, как отмечали представители военной власти, одной из главных причин переселения в Турцию. Слухи об освобождении крестьян от всех повинностей резко усилили оппозиционные настроения местной знати и без того крайне возмущенных потерей административно-политических прав. «Объявление осетинам решения их поземельного вопроса имело на все население, - писал командующий войсками Терской области М.Т. Лорис-Меликов, - за исключением 100 семейств ал-дар и весьма немногих их приближенных, самое благоприятное влияние. Что же касается собственно алдар, то часть из них, проникнутая более других духом исламизма, вероятно, уйдет в Турцию, чему я, как делал и до сих пор, препятствовать не намерен».1 Алдары развернули активную агитационную деятельность в пользу переселения, надеясь угрозой массового выезда принудить власти сохранить их права на подвластных. Не добившись своих целей, они уезжали сами и увозили с собой зависимых людей, - кавдасардов и ку-маягов.

В еще большей степени, нежели представители местной элиты, переселенческому движению способствовало мусульманское духовенство. Так называемый религиозный фактор, по мнению ряда авторов, сыграл чуть ли не первостепенную роль как в самой Кавказской войне, так и в последовавшей за ней эмиграции горцев, в том числе и осетин. Именно «дух мусульманской религии», по мнению ген.-ад. кн. Меликова, являлся главным препятствием для «возбуждения в здешнем народе полного доверия к христианскому правительству».2 И как закономерное продолжение этого явления - ориентация горцев-мусульман на единоверную страну - Турцию, связи с которой у кавказских (особенно западных) горцев были давние. Кроме того, Оттоманская Порта и стоявшие за ее спиной Англия и Франция прилагали все силы к тому, чтобы использовать недовольство местного населения против России: на Северный Кавказ постоянно засылались многочисленные

1 Переселение горцев в Турцию. Сборник документов. Сост. Г.А.Дзагуров. Рн/Д ., 1925. С. 68.

2 Материалы для описания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на кавказско-малоазиатском театре. Тифлис, 1910. Т. VI. Ч. 2. С. 14.

турецкие эмиссары с различными прокламациями и воззваниями к горцам.

Сильным стимулом для эмиграции служили также многочисленные и самые невероятные слухи, циркулировавшие среди осетин-мусульман в неспокойное после окончания Кавказской войны время. Больше всего они боялись крещения и введения рекрутских наборов. Российские власти пытались разубедить своих подданных, опровергая эти слухи, но эти попытки, как правило, были безуспешны и цели своей не достигали.

Массовые переселения кавказских горцев, в том числе и осетин в Османские земли, начались вскоре после окончания Крымской войны (1853-1856 гг.), когда огромный милитаристский потенциал Российской империи был целиком направлен на покорение Восточного Кавказа и совершенствование военно-народного управления уже интегрированных в состав империи кавказских народов. Как писал С. Эсадзе, «Первоначально движение началось в Кубанской области, где правительство по политическим видам не имело причин его сдерживать; когда же подобное переселение перешло все ожидаемые пределы и отозвалось между осетинами, чеченцами, кабардинцами, кумыками, лезгинами правительство сочло нужным остановить его, не прибегая, однако, к каким-либо стеснительным мерам».3

Необходимо отметить, что северокавказская, главным образом черкесская диаспора, начала складываться в османской Турции еще в XVI в. В XVIII - первой половине XIX в. отдельные представители адыгской и дагестанской диаспоры сделали блестящую карьеру в Стамбуле.4 К 1840-м гг. некоторые ключевые посты в центральной османской администрации занимали бывшие черкесские мамлюки, которые впоследствии оказали немалую поддержку своим соотечественникам, оказавшимся в Османской империи.

Пути переселения с Северного Кавказа в Османскую империю были проложены еще в первую половину XIX века и окончательно установились ко второй половине 1850-х гг. Существовали морской (по Черному морю) и сухопутный (по Военно-Грузинской дороге) пути эмиграции. Через Закавказье предпочитали двигаться осетины, чеченцы, дагестанцы и ингуши. Проходя по Военно-Грузинской дороге через Владикавказ и Тифлис, они приходили к русско-турецкой границе через Эри-ванскую и Тифлисскую губернии. Этим путем шло особенно много нелегальных эмигрантов,

3 Эсадзе С.С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907. Т. 1. С. 196.

4 Северный Кавказ в составе Российской империи. С. 169.

пересекавших границу по ночам, небольшими группами. Полиция и кордонная стража регулярно задерживали их в Тифлисском и Алек-сандропольском уездах и по Военно-Грузинской дороге, но ограничить поток эмигрантов не могли.

В разных частях Северного Кавказа хронология, формы и пути переселения имели свои нюансы. Переселение осетин также имело свои особенности. Отличительной и, пожалуй, главной особенностью переселений осетин является их ненасильственный характер.

Первое незначительное переселение части осетин-мусульман произошло в 1859 году. Из Осетии переселились главным образом семьи алдаров и баделят - Тугановы, Абисало-вы и другие. Возглавил первую партию переселенцев дигорский феодал Абисалов.1 Эпизодические переселения осетин в Турцию происходили и в более ранние периоды, т.е. до 1859 г. Это были традиционные для мусульман «хождения на поклонение гробу пророка», которые являлись зачастую скрытой формой эмиграции, - осетины-мусульмане использовали хадж как предлог для того, чтобы «затем бесследно исчезнуть с кавказского горизонта». 2 К примеру, в 1860 -1861 гг. под предлогом «поклонения гробу Магомета» из Владикавказского округа в Турцию выехали офицеры царской армии: штабс-капитаны Хамурза Албегов, Касай Кусов, Кургок-Хаджи Абисалов, подпоручики Карасей и Симон Кусовы, Али-Мурза Абисалов, капитаны Эльзаруко и Ахмет Цаликовы, поручики Каспулат и Дудар Кануковы, Гагоз и Варах-мет Цаликовы, Темурко Бзаров.

Отношение российских властей на Кавказе к переселенцам в Турцию было неоднозначным. Главнокомандующий Кавказской армией генерал-фельдмаршал А.И. Барятинский в отзыве министру иностранных дел от 19 ноября 1859 г. подчеркивал, что «с давнего времени принято было на Кавказе за правило, по возможности затруднять увольнение мусульман в Турцию и Мекку, чтобы устранить то вредное влияние в крае, которое производят возвращающиеся на Кавказ горцы, выносящие из означенных мест дух религиозной нетерпимости и враждебное расположение к России». Здесь А.И. Барятинский выступает последователем политики А.П. Ермолова, который в свое время ходатайствовал перед императором о запрещении мусульманам Закавказья ходить в хадж, мотивируя это теми же

1 Тотоев М.С. К вопросу об общественно-политическом и культурном состоянии Осетии в 3040 гг. XIX в. // Известия Сев.-Осет. НИИ. Дзауджикау, 1948. Т^Ш. Вып. 1. С. 28.

2 Абрамов Я.В. Кавказские горцы. Краснодар, 1927. С. 12.

доводами.3 Однако А.И. Барятинский, будучи дальновидным политиком и знатоком кавказских реалий, хорошо понимал, что подобные ограничительные меры могут привести к эффекту противодействия, т.к. рассматривались мусульманами как «гонение их религии», что «давало оружие властолюбивым распространителям мюридизма». 4 Перепробовав с целью «умиротворения Кавказа» различные формы и методы политики, традиционно чередуя «кнут и пряник», кавказское командование в числе других мер решило несколько облегчить увольнение горцев за границу. Тут, по словам Барятинского, «произошло неожиданное движение в массах покорного населения. Турецкие эмиссары распространили на Кавказе молву, что государь император заключил с турецким султаном условие, по которому для взаимного размена иноверческих подданных дозволяет кавказским мусульманам переселиться в Турцию». Спровоцированные подобным образом сотни семейств устремились за море, «видя вместе с тем, что многолетняя религиозная война на Кавказе приняла решительный оборот - в пользу Русского государства».

Оказавшись первоначально застигнутым врасплох столь массовым движением, фельдмаршал А.И. Барятинский, тем не менее, был «вполне убежден в государственной пользе безусловного и открытого разрешения мусульманским племенам переселиться навсегда в Турцию» и при этом стремился облечь это движение в законную форму. 5 Поскольку российским подданным не дозволялось переходить в подданство иностранной державы под страхом лишения прав состояния и ссылки в Сибирь на поселение, а в землях, состоящих на военном положении, под опасением наказания как за измену, то, «желая умерить движение жителей за границу», главнокомандующий дозволил «увольнять желающих беспрепятственно», но не более 10-ти семейств, а позднее и до 40 семейств. При этом им объявлялось, что:

1. Разрешается отпуск, а не переселение в Турцию сроком не более, чем на 1 год.

2. Переход в подданство иностранной державы будет рассматриваться как измена и с виновниками будут поступать, как с изменниками; между тем имение их будет конфисковано, а подвластные крестьяне получат свободу.

3. Если уволенный в Турцию будет иметь надобность остаться там более срока данного ему отпуска (по болезни, по частным делам и т.д.), то он обязан просить разреше-

3 Эсадзе С.С. Историческая записка.. С. 35.

4 АКАК. Тифлис,1904. Т. 12, С. 51.

5 АКАК. Т. 12. С. 52.

ния на продолжение отпуска у консула.

4. С просрочившими отпуск без дозволения консула или без удостоверения его в уважительности отсрочки будет поступлено, как с переселяющимися в Турцию самовольно.

5. Отъезжающие в Турцию обязаны окончить или надлежащим образом уладить все тяжебные и исковые на них дела.

6. Позволять брать с собой семейства, а из крепостных людей только тех, которые сами пожелают того. 1

Как видим, кавказские власти на начальном этапе предприняли попытку регламентировать и тем самым несколько замедлить переселенческое движение. Однако уже к весне 1860 года становится понятным, что сделать это практически невозможно. Подобно нарастающему снежному кому, процесс этот охватил почти все народы, населяющие Северный Кавказ.

Вторая волна переселения части мусульманского населения Осетии в Турцию также относится к 1860 году. Главным организатором этого этапа переселения выступил куртатинский феодал Ахмет Цаликов. Однако и на этот раз количество переселенцев-осетин было весьма незначительным. В 1859-1861 гг. осетин-мусульман в Турцию переселилось, по приблизительным подсчетам, не более 300350 дворов. В числе переселенцев находилась семья Дудара Канукова, отца будущего поэта Инала Канукова, которому тогда было всего 9 лет. В том же 1860 году семья Кануковых вместе с 90 другими семьями, разочаровавшись в «прелестях жизни» в Турции, вернулась в Осетию.2

Позднее, в начале 70-х годов, когда еще продолжались спорадические переселения из Осетии, Инал Кануков, пытаясь образумить своих соотечественников, в своем очерке «Горцы-переселенцы» описал трагическое положение переселенцев-мухаджиров в Турции. Он писал, что горцы-мусульмане «знают только, что существует где-то в мире страна, называемая Стамбулом и что в том Стамбуле живут такие же мусульмане, как и они сами, -они стремятся туда так безотчетно потому, что обольщены ложными слухами, что им там (в Турции) будет хорошо и лучше даже, чем на старой Родине. Но, увы!... Какое разочарование постигло этих поистине несчастных переселенцев, и сколько раз слышались слова проклятий на голову тех, которые их увлекли, когда трудность дороги и действительности в Турции представали им воочию и раскрыли

1 АКАК. Т. 12. С. 52.

2 Осетия в кавказской политике Российской империи XIX в. Сборник документов и материалов. Сост. А.А. Хамицаева. Владикавказ, 2008. С. 188.

им глаза»... «Разочарование охватило их уже в пути и многие хотели вернуться, но боялись стыда и посрамления, что они струсили», -писал И. Кануков. 3

В 1861 году обратно в Россию вернулось еще несколько десятков осетинских семей.

В 1865 году последовало новое переселение горцев Центрального Кавказа в Турцию. «В мае месяце нынешнего года, - писал начальник Терской области М.Т. Лорис-Меликов, - генерал-майор Кундухов высказал предложение о возможности восстановить между туземцами Терской области по примеру 1860-1861 гг. стремление к переселению в Турцию и предложил взять на себя выполнение этого дела».5 Идеолог и организатор этой волны переселения горцев-мусульман Мусса Кундухов надеялся увести из Осетии не менее 100 семейств, но реальное количество переселенцев оказалось значительно меньше. Согласно официальным данным в течение 1865 года в Турцию из Терской области переселились 4 тыс. 989 семейств или 23 тыс. 57 душ обоего пола. Указанные цифры включали в себя также 45 осетинских семейств и около 900 человек кабардинцев.6 По мнению некоторых современных исследователей, реальное число кавказских переселенцев 1865 года было значительно выше, поскольку многие из них покидали родину без официальной регистрации и размеры нелегальной эмиграции были очень высоки. Кроме того, зачастую на целую семью выдавался один паспорт (на главу семьи), и в списки переселенцев заносился один человек.

Мусса Кундухов (1818-1889) - сложная и неоднозначная фигура осетинской истории XIX века. Тагаурский алдар по происхождению, личность чрезвычайно амбициозная и тщеславная, Кундухов сделал блестящую карьеру в русской армии, дослужившись до генерал-майора, начальника Военно-Осетинского и Чеченского округов. Участвовал в Кавказской и Крымской войнах, в подавлении Краковского мятежа 1846 г. и Венгерской революции 1849 г., волнений на Северном Кавказе 1860-х гг.

В 1864 году Кундухов уходит в отставку и по согласованию с властями Кавказского наместничества организует переселение в Османскую империю более 5 тыс. семей че-

3 Кануков И.Д. Горцы-переселенцы // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1874. Вып. 9. С. 110.

4 Осетия в кавказской политике Российской империи XIX в. С. 212.

5 Там же. С. 208.

6 Тотоев М.С. К вопросу о переселении осетин в Турцию (1859-1865) // Известия СОНИИ. Т. XIII. Вып.1. Дзауджикау,1948. С. 38.

ченцев, ингушей и нескольких десятков осетин-мусульман. Вместе с ними уходит и вся семья Кундухова. За оставленные в Осетии имущество и земли он получил из казны компенсацию в размере 45 тыс. рублей серебром. 1

О противоречивости и конъюнктурно-сти взглядов и гражданской позиции Кунду-хова, изменявшихся в зависимости от политической ситуации, свидетельствует тот факт, что совсем незадолго до событий 1865 года, в 1860 году, Кундухов в своих соображениях относительно «воспрещения к переселению в Турцию жителей аула Магометанского» писал: «Борьба с фанатизмом туземных племен, продолжавшаяся более полустолетия, стою-щая нам много пролитой крови и многих миллионов государственной казны, ныне при помощи Бога кончившаяся всеобщим покорением, какой же будет иметь результат, если все племена как давно покоренные, так и вновь покоренные, вместо того, чтобы сделаться мирными гражданами по существу, то, чего от них ожидало правительство, оставив свое отечество, все поголовно перейдут в подданство другой державы?».2

В Турции М. Кундухов стал известен под именем Мусса-паши или Черкеса Мусса-паши и смог сделать не менее успешную военную карьеру. Уже на османской стороне он участвовал в русско-турецкой войне 18771878 гг. После войны командовал гарнизоном Эрзерума. В звании ферика (дивизионного генерала) вышел в отставку и прожил остаток

своих дней в Эрзеруме, где и умер в 1889 году.3

Из Осетии выехали в Турцию главным образом недовольные предстоящей крестьянской реформой алдары и баделята - Кундухо-вы, Мамсуровы, Тхостовы, Есеновы, Кануко-вы, Алдатовы и др. Кавказские власти не стали препятствовать этим намерениям, поскольку ясно осознавали, что «в виду поднятых и разрешаемых в Кабарде, Осетии и Кумыкском округе поземельных вопросов, .должны были... образоваться партии недовольных, теряющих при означенном перевороте часть прав своих». «Объявление осетинам решения их поземельного вопроса, - писал М.Т. Лорис-Меликов начальнику Главного штаба Кавказской армии А.П. Карцову, - имело на все население, за исключением 100 семейств ал-дар и весьма немногих их приближенных, са-

1 ЦГА РСО-А. Ф.12. Оп.8. Д.9. Л.68

2 Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1942. Т. 2. С. 333.

3 Чочиев Г.В. Кавказский лидер на службе

султанского правительства: ожидания и разочаро-

вания генерала М.Кундухова в Османской империи // Б.А. Калоев и проблемы современного кавказоведения. Владикавказ, 2006. С. 282-283.

мое благотворное влияние. Что же касается собственно алдар, то часть из них, проникнутая более других духом исламизма, вероятно, уйдет в Турцию, чему я, как делал и до сих пор, препятствовать не намерен». «Осетины, кумыки, кабардинцы и жители Надтеречного наибства к 1 января 1866 года или все будут расселены правильно и платить нам подать, -настаивал М.Т. Лорис-Меликов в другом своем донесении А.П. Карцову, - или недовольная из них часть уйдет в Турцию».4 Э.С. Андреевский, служивший на Кавказе при наместнике князе М.С. Воронцове и автор интереснейших «Записок», оценивая ситуацию, создавшуюся на Кавказе в связи с переселением горцев в Турцию также обратил внимание на то, что среди переселенцев было невелико число соотечественников Муссы Кунду-хова - главного вдохновителя переселения.

Он писал: «Переселение это объемлет теперь пять тысяч семейств, из этих 5 тыс. семейств едва ли найдется тысяча, которые говорят языком Кундухова, принадлежащего к очень незначительному осетинскому племени. Утрата осетинских племен для нас, по-моему мнению, большая потеря. Осетины -народ смышленый, трудолюбивый, доступный образованию на европейский лад. Осетины - хорошие хозяева. ».

О переселении осетин-мусульман в Турцию и чрезвычайной для России его нежелательности Э.С. Андреевский писал далее: «Осетины никогда не были мусульманами-фанатиками. Они скорее оказывали склонность к христианскому вероисповеданию, чтили древние христианские храмы, уважали крест. жаль, что черкесов переселили, жаль будет, если переселят чеченцев, но переселение осетинского племени, которое едва ли имелось в виду и при самых смелых политических соображениях, будет для нас (России-А^.) совершенным несчастьем. Когда началось, оно не приостановится на одних дигор-цах, тагаурцах, назрановцах, ингушах и кара-булаках, но может захватить и осетин южного поката..., тогда взятки будут гладки и мы образуем огромную пустошь между Россией и Закавказьем. Закавказье отделится материально своими интересами, утеряет свое преобладающее значение, приобретенное во время русского владычества и начнет поглядывать в сторону». 5

В Турции осетины-переселенцы были поселены в основном вокруг Карса, на российско-турецкой границе. По некоторым данным, к началу XX века в пяти вилайетах (про-

4 Осетия в кавказской политике Российской империи XIX в. С. 245.

5 Записки Э.С. Андреевского. Одесса, 1914. Т. 2. С. 41.

винциях) Турции насчитывалось до 15 осетинских селений с общим числом населения примерно в 3,5 тыс. человек.

Мухаджиров в Турции расселяли в «горячих точках», там, где была необходима организованная военная сила для подавления антиосманского сопротивления. Из курдов и северокавказских мухаджиров были созданы полки иррегулярной кавалерии. По имени правившего тогда султана Абдул^амида II (1876-1909) они получили название Xамидие. Эти подразделения использовали для усмирения повстанческих движений на окраинах Османской империи. Согласно предположению современного исследователя Б.Р. Авакяна, проект создания Xамидие был разработан в 1878 году при деятельном участии Муссы Кундухова и сына Шамиля Гази-Мухаммеда, переселившегося в Турцию в 1871 году.1 Кроме этого, мухаджиров охотно использовали в жандармерии.

Судьба горцев в Турции, несмотря на обещания османского правительства, оказалась трагической. Масса переселенцев, разочаровавшись в прелестях жизни на чужбине, все же смогла вернуться на родину, несмотря на про-тиводейственные меры, предпринимаемые российским правительством. К примеру, циркуляр начальника Главного управления наместника Кавказского от 20 февраля 1861 года предписывал применять «всевозможные меры для воспрепятствования» намерению горцев возвращаться на родину. Горцы же, которые несмотря на запрет, возвращались в родные места, должны были подвергаться аресту и ссылаться во внутренние губернии России на постоянное поселение, а в случае принадлежности возвращающихся к непокорным горским обществам, таковых в течение 3-х месяцев пытались обменять на пленных русских солдат, и если обмен не состоялся, то их отсылали в Сибирь также на постоянное поселение.

ну 403 семьи или примерно 3800 человек.2

В 1862 году было разрешено вернуться во Владикавказский округ 600 осетинам, переселившимся в Турцию в 1861 году. Чуть позже, в том же 1862 году, вернулись еще 15 семей осетин, которые были «поселены на прежних местах их жительства, а именно: первые 12-ть в ауле Заманкуле, а последние в Эльхоте».3

В 1863 году делегаты от 100 осетинских дворов Бимбулат Згоев, Гебош Джанги-Оглы и Джордж Бадов обратились к российским властям с просьбой разрешить им вернуться на Кавказ и согласились поселиться в Ставропольской губернии на условиях, предложенных возвратившимся из Турции ногайцам.4

Положение кавказских переселенцев в Турции было настолько тяжелым, что в 1864 году российский консул в Трапезунде А.П. Мошнин доносил начальнику Главного штаба Кавказской армии А.П. Карцову, что «некоторые горцы просятся назад с условием принять христианство».

Несмотря на то, что в 1865 году предписанием императора Александра II вопрос о возвращении в Россию кавказских переселенцев был снят с повестки дня, единичные разрешения на возвращение на родину «во внимание к бедственному положению, претерпеваемому ими в Турции», выдавались осетинам и в 70-80 гг. XIX в.

Логическим завершением переселения части осетин-мусульман в Турцию стало образование диаспоры. Оторванная от своего субстрата осетинская диаспора была подвержена сильному инокультурному влиянию. По разному складывалась судьба различных представителей этой диаспоры. Сохранить в чистоте свой язык удалось далеко не всем ее представителям, хотя осетинской диаспоре по сей день удается сохранить свое национальное лицо и самобытность. Однако перспективы этого процесса не вселяют надежду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кумыков Т^. Выселение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны. - Нальчик,

1994.

2. Северный Кавказ в составе Российской империи. - М., 2007.

3. Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70 годы XIX в.). Сборник архивных документов. - Нальчик, 2001.

4. РГВИА. Ф.38. Оп. 30/286. Д. 2.

Тем не менее из переселившихся из Терской области в Турцию в 1861 году 685 семей, или 8 тыс. человек, вернулось на роди-

1 Авакян Б.Р. Черкесский фактор в Османской Турции (вторая половина XIX-первая четверть XX в.). Ереван, 2001. С. 168-169.

2 Осетия в кавказской политике Российской империи XIX в. С. 183.

3 Там же. С. 191.

4 История народов Северного Кавказа (конец 18 в.- 1917). М., 1988. С. 210.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (19) 2015

5. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. - СПб., 1871. Т.1.

6. Переселение горцев в Турцию. Сборник документов / сост. Г.А. Дзагуров. - Ростов н/Д.,

1925.

7. Материалы для описания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на кавказско-малоазиатском театре. - Тифлис, 1910. Т. VI. Ч.2.

8. Эсадзе С.С. Историческая записка об управлении Кавказом. - Тифлис,1907. Т.1.

9. Тотоев М.С. К вопросу об общественно-политическом и культурном состоянии Осетии в 30-40 гг. XIX в. // Известия Сев.-Осет. НИИ. - Дзауджикау, 1948. Т^Ш. Вып. 1.

10. Абрамов Я.В. Кавказские горцы. - Краснодар, 1927.

11. АКАК. - Тифлис, 1904. Т.12.

12. Осетия в кавказской политике Российской империи XIX в. Сборник документов и материалов / сост. А.А. Xамицаева. - Владикавказ, 2008.

13. Кануков И.Д. Горцы-переселенцы // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1874. Вып.9.

14. Тотоев М.С. К вопросу о переселении осетин в Турцию (1859-1865) // Известия СО-НИИ. Т. XIII. Вып.1. - Дзауджикау, 1948.

15. ЦГА РСО-А. Ф.12. Оп.8. Д.9.

16. Материалы по истории осетинского народа. - Орджоникидзе, 1942. Т.2.

17. Чочиев Г.В. Кавказский лидер на службе султанского правительства: ожидания и разочарования генерала М. Кундухова в Османской империи // Б.А. Калоев и проблемы современного кавказоведения. - Владикавказ, 2006.

18. Записки Э.С. Андреевского. - Одесса, 1914. Т.2.

19. История Северо-Осетинской АССР. - М., 1959.

20. Авакян Б.Р. Черкесский фактор в Османской Турции (вторая половина XIX-первая четверть XX в.). - Ереван, 2001. - С. 168-169.

21. ЦГА РСО-А. Ф.12. Оп.5. Д.20.

22. История народов Северного Кавказа (конец 18 в.- 1917). - М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.