КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Вестн. Ом. ун-та. 2008. № 2. С. 107-112.
УДК 378 Л.В. Жилина
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ВКЛАД ЯПОНСКИХ МАСС-МЕДИА В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
О ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
This article is about the contribution of Japanese mass-media to creation of images of Russia and the Russians. It was written within the framework of Research Project “The Forming of Public Opinion of Japanese people about Russia and the Russians at the beginning of 21st century. Comparative studies” supported by The Japan Foundation in 2007.
По результатам опроса общественного мнения, обнародованного японской газетой «Иомиури», 92 % участников считают газеты необходимым источником информации. В исследовании, которое проводилось 6-7 октября 2007 г. по всей Японии, приняли участие 1 812 человек.
При этом о высокой или достаточно высокой степени доверия к печатному слову заявили 87 % респондентов.
Как выяснилось в ходе проведенного опроса, несмотря на широкое распространение Интернета, в среднем японцы больше проводят времени за газетой, а не перед монитором компьютера. От 10 минут до часа в день в Стране восходящего солнца с печатью знакомятся около 87 % читающих газеты, а Интернетом в такой же промежуток времени пользуются лишь 36 % участников опроса (45,2 % - вообще никогда не выходят в Глобальную сеть).
Одним из положительных качеств газет японские респонденты называли то, что они меньше, чем телевидение, вторгаются в частную жизнь. Так ответили 73 % опрошенных. Для телевидения эта цифра оказалась существенно ниже - 46 %. В общей сложности 63 % японских граждан полагают, что газеты формируют у молодежи интерес к жизни общества [1].
При поддержке Японского фонда в начале июня 2007 г. в рамках заявленного исследования «Формирование общественного мнения в Японии о России и русских в начале XXI в. Сравнительные исследования» нами было проведено анкетирование студентов в Japan Women's University1 (далее - JWU). Опрос охватил 400 респондентов из числа студентов JWU. Объем генеральной совокупности составил 6182 человека - количество студентов с первого по четвертый курс названного университета. Выборка составила 400 человек. Отбор проводился путем метода квот.
Учитывая то, что СМИ, включая газеты, журналы, телевидение и книги, позволяют современному молодому человеку по-настоящему полно
© Л.В. Жилина, 2008
осознать свое место в политическом пространстве, при этом взяв во внимание то, что вклад каждого фактора в этот процесс, очевидно, сильно различается для разных людей, в предложенной анкете на
первом месте стоял вопрос об источниках информации о России для студентов университета. Результаты, полученные в ходе опроса, показаны на рис. 1.
Рис. 1. Ответы студентов ^11 на вопрос «Какой источник информации о России Вы считаете для себя
основным?»
На рис. 1 можно увидеть, что, несомненно, телевидение сегодня является основным источником географических представлений японских студентов (42,1 %). Представляя тщательно отфильтрованную и отобранную информацию, оно проникает во все сегменты повседневной жизни японской молодежи. И именно телевидение делает это более оперативно, чем другие источники информации. Второе место в этом списке заняли газеты (31 %) и только третье - Интернет (12 %).
При всем разнообразии существующих источников информации, в том числе и газет, некоторые из них хорошо известны и авторитетны в определенных общественных группах. К их сообщениям люди относятся с большим доверием, чем к д ругим. Надежность, авторитет и высокий статус источника информации спо-
собствует принятию убеждающего сообщения. Статус, надежность и авторитет источника информации зависит от характера проблемы, конкретной ситуации, репутации источника и ряда других факторов, характеризующих особенности самой группы.
Исходя из этих соображений решено было выделить для анализа три самых популярные в Японии газеты - Уошшп БЫшЪип, ЛваЫ БЫшЪип, Ма1теЫ БЫш-Ьип, охватывающие наибольшую аудиторию читателей.
Проанализировав рис. 2, мы можем сказать, что каждую копию этих утренних газет читает не менее двух человек.
Далее в ходе нашего анализа мы обратились к анализу половозрастной аудитории этих газет.
I Readers per copy (National, Morning edition)
1 perMrt грагїйПі
(W)
Asahl
п-го.геи:
Mainichi
(П-5.72':
^1-20.617}
(Ґ|=3,13Є>
Nikkei
<n.5,626>
3 persorild
10.6 44.1 24.1 13.4 5.1
0.1
10.1 42,6 £4.5 14.9 5.6
0.0
9.4 43.8 23.5 15.9 4,9
0.0
13,2 43.3 21,4 14.5 5.5
0.0
37,3 44,0 11,1 5,0
4 рв-ІОГІЇ
5 Of more persons 0 person (Jr*oown
Average (рвгвоп)
0.6
CO
Рис. 2. Процент читателей каждой копии газет [2]
Audience composition of 5 national dailies by gender and age
- Female
»15-19
20-29
30 39
15-19 2Q-2B
ЭЗ 39
4СМЭ
£Д-5в
4Й-40
Asahi
(n-2D.333)
Mainichi
(г-ІТН)
Yomiuri
(П-20.650)
(П-Э.М7)
Nikkei
(n.S.ftTS)
№59
№¿6
60-B9
3_в 6.4 8.4 7.7 9.9 9.3 Э.4 8.5 3.0 1 8.9 ■ 12,7 9:9
3,4 7,9 7.1 7,4 11.7 8,9 i М 9,0 8.3 9,0 13.1 11.1
80 9-2 8-4 10-8 8-6 Э-7 9-0 9-5 8-7 11-0 9.4
6.S 7.8 І Й.1 ■ 12.5 10.7 4.3 і 8,5 7.8 9.6 11.1 9.5
2.3 11.3 12.3 9.S 11.7 &.Є 2.7 8.1 8.9 7.0 10.3 7.0
Рис. 3. Читательская аудитория газет, разделенная по половому и возрастному принципу [2]
Поскольку мы проводили опрос в женском университете, то решили обратить внимание на женскую аудиторию «студенческого возраста». Как можно увидеть на рис. 3, студенческая аудитория Уошшп БЫшЪип больше других возрастных групп, читающих эту газету. Что же касается Ма1теЫ БЫшЪип - только «5059-летняя» женская группа читательниц оказалась больше (13,1 %), чем так называемая студенческая женская аудитория названной газеты. АваЫ БЫшЪип: только
«50-59-летняя» группа читательниц оказалась больше (12,7%) чем «студенческая женская аудитория». Таким образом, мы можем предположить, что «студенческая женская аудитория» газет Уошшп БЫш-Ъип, АваЫ БЫшЪип, МатгсЫ БЫшЪип весьма внушительна.
Теперь обратимся к образовательному уровню читателей газет (см. рис. 4).
I Educational background ot readers
Unknown 0.7
Unknown 0.9
Juntor
high etfmol afl k> schfto) h
Э.9 /X 89
Higti school 29.9
Asa hi
<п=20.ЭН)
№1
Junior college 20.0
j University, tfaduate! £1,0
Junior gti sell о 8,1
Other
newspapers
(ft=6S,3i5>
№
Junior college
18.4
High school 41.7
■ Subscription rate among college and university graduates
01-гг,59Э) '
(%)
Asa hi 29.9
Mamichi | 6.4
Yomlurl 212
Sankei 3,0
Nikkei 11.9
Рис. 4. Образовательный уровень читателей газет [2]
Анализируя рис. 4, мы можем предположить, что университетская аудитория газет весьма велика и составляет от 33,2 % до 21,0 % всей читательской аудитории.
Выборка
Мы проанализировали 1588 публикаций за период 30.07.2006-30.07.2007: в Уошшп БЫшЪип (315), АваЫ БЫшЪип (637), Ма1теЫ БЫшЪип (636).
Методология
При работе с материалами печати мы столкнулись с таким фактором, как большой объем изучаемой информации, источниковой базы. Даже при условии ограниченности числа изданий серьезно осложняет работу и разноплановость представленных в прессе материалов. В этом смысле мы находились в непростом положении.
Поскольку наше исследование связано с изучением формирования общественного мнения по определенной россий-
ской тематике, в данном случае необходимо было учитывать, что исходным пунктом процесса формирования общественного мнения является информированность, т. е. обладание определенными знаниями по проблеме. Вот почему важно было вычленить, какую именно информацию несут выделенные нами издания по интересующим нас темам о России. Другими словами: какая именно информация реально может попасть к читателю.
Для изучения возможной эффективности того или иного текста нам представилось, что одним из путей разрешения описанных выше сложностей при анализе газетных статей является использование такого метода, как контент-анализ. Мы использовали компьютер, так как большой объем информации, передаваемой современными СМИ, определил необходимость автоматизации этих методик на
основе последних достижений вычислительной техники2.
В современной науке наблюдается два полюса восприятия метода контент-анализа: количественный, интересую-
щийся в первую очередь частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания; качественный, позволяющий делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.
Мы искали статьи со словами «Россия» и «русские» в заголовках. Они были опубликованы в период 01.08.2006-01.08.2007. Все эти статьи были классифицированы и проанализированы нами.
Выявленные ключевые позиции
Выборка составила 1588 статей со словами «Россия» и «русские» в заголовках проанализированных трех газет Японии.
Опираясь на данные, полученные в ходе исследования, можно сказать, что не менее 1 % всех статей, публикуемых в данный период в Уошіигі БЫшЪип, ЛваЫ БЫшЪип, МаіпіеЬі БЫшЪип, содержали в своих заголовках слова «Россия» и «русские»3.
Эти три газеты публиковали по меньшей мере одну-две статьи в день с искомыми словами в заголовках.
В газетах встречалась следующая тематика статей со словами «Россия» или «русские» в заголовках:
1. Политическая жизнь.
2. Экономическая жизнь.
3. Общество.
4. Спорт.
5. Культура.
6. Инциденты-происшествия.
7. Другое.
Например, в Уошіигі БЫшЪип было выявлено 315 статей, содержащих в заголовках слова «Россия» или «русские»4. 71 из них была отнесена к политической жизни и включала следующие темы: «Выборы», «Дипломатические дела с Японией», «Война», «Администрация», «Военные дела», а также «Юридические темы».
94 статьи были об экономической жизни России и включали следующие темы: «Финансы», «Предприятия», «Техника и технологии», «Торговля», «Бизнесе», «Информация и новости», т. д.
68 статей рассказывали об обществе и освещали такие темы, как «Труд», «Де-
ти», «Гражданские движения», «Общест-
венная безопасность», «Женщина», «Образование».
28 статей имели отношение к теме «Спорт».
40 статей освещали тему «Культура» с подтемами: «Искусство», «Литература», «Балет», «Музыка», «Театры», и т. д.
132 (!) «Инциденты-происшествия»:
криминал, пожары и т. д.
Присутствовала тематика международная, Восточной Европы и бывшего Советского Союза, науки. Совсем немного затрагивали тему здоровья, религии, праздников, кухни.
Очень много статей публиковались без подписи автора. Можно сказать, что это является типичным для японской прессы.
Мы нашли подписи авторов в таких рубриках, как «Мое мнение» в АваЫ БЫшЪип или «Глаза писателя» в МатгсЫ БЫшЪип.
Было выявлено, что наиболее популярны темы, связанные с бизнесом и происшествиями-инцидентами. Темы
варьировались от информации о новых технологиях до рыболовства на Южных Курилах.
Статьи на тему «Культура» были много короче и встречались редко по сравнению с экономическими дискуссиями на страницах этих газет.
Что касается общего тона рассмотренных статей, то он был весьма сдержанным.
Иногда японские масс-медиа излишне заостряли внимание на негативных событиях в российском обществе.
В последнее время увеличилось число статей со спортивной тематикой, в связи с Олимпийскими играми, которые пройдут в Сочи в 2014 г.
Тема рыболовства на Южных Курилах часто освещается и подается с разных позиций, поэтому она была отнесена в разные разделы: «Политика», «Экономика», «Инциденты»5.
Большинство из этих материалов -новости о политических и экономических событиях, связанных с Россией. Но стоит учитывать, что функция новостей - это представить факты, показать связь между ними.
Каждый из источников информации в конкретной борьбе за аудиторию, рекламное время (площадь) старается опере-
дить других и завоевать внимание аудитории. В такой ситуации совсем не просто овладеть вниманием аудитории. Большая часть сообщений проходит мимо ушей (глаз) аудитории или попросту игнорируется ею. Для того чтобы аудитория обратила внимание на сообщение, оно должно чем-то выделяться среди множества других, быть неординарным, ярким. Причем это едва ли не в одинаковой мере касается как содержания, так и формы сообщения. Надежда на то, что читатели обратят внимание на сообщение, прямо пропорциональна тому, насколько сообщение: а) актуально, своевременно; б) несет
новую, неизвестную ранее группам информацию; в) связано с интересами данной группы читателей.
Воздействие на общественное мнение, такое как изменение позиции (знака оценки) по проблеме и формирование общественного мнения, когда у аудитории оно не сформировано, - вот главная задача СМИ. И в том, и другом случае формирование общественного мнения связано с использованием убеждающих сообщений, эффект которых зависит от состояния каждого звена коммуникационной модели: источник информации - сообщение - передающий канал, получатели сообщения (аудитория) - социальное окружение. Вот почему при анализе общественного мнения первостепенное внимание уделяется двум обстоятельствам, двум процессам: тому, как граждане узнают о вещах, которые по большей части находятся за пределами их непосредственного опыта, и как получаемая информация преобразуется во мнение.
И здесь на первый план выступает газетная публицистика, которая представляет собой средство оперативного воздействия на массовую аудиторию в целях ее политической, идеологической и социальной ориентации. Она рассчитана на оперативность и «разовость» массовой социальной отдачи, на создание общественного настроения, подчас нестойкого и переходящего, но не проходящего без следа. Разовые воздействия наслаиваются друг на друга, последовательность их, целенаправленно ориентированная на достижения актуального действия, имеет значительную глубину, затрагивает мировоззренческие основы личности.
Общественное мнение анализируется для того, чтобы его учитывать при обращении к целевой аудитории. Другое дело, как его учитывать и с какой целью. В нашем исследовании мы обратились к студенческой аудитории, которая, на наш взгляд, является наиболее перспективной для работы в плане формирования общественного мнения в отношении зарубежных стран в том числе. Ведь насколько правильно будет выбрано направление работы по формированию общественного мнения, настолько мы реально сможем продвинуться на пути взаимопонимания и сотрудничества наших двух стран -Японии и России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Japan Women's University - это японский женский университет, один из старейших частных университетов в г. Токио.
2 Появились компьютерные технологии контент-анализа, которые открыли новые перспективы в первую очередь за счет резкого увеличения объемов, глубины, скорости и оперативности обработки исходных данных.
3 В период с 01.08.2006 по 01.08.2007 Asahi
Shimbun 151489 - 100 % 637 - 0,42 %;Yomiuri
Shimbun 164011 - 100 %; 315 - 0,19 %; Mainichi Shimbun 147512 - 100 %; 636 - 0,43 %.
4 Общее число статей отличается от всех статей в сумме, так как некоторые статьи были отнесены в разные разделы одновременно.
5 7,5% студентов JWU ассоциировали «Россию» с негативными фактами.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Сайт новостей http://www.vz.ru/news/2007/10/
14/117213.html
[2] Официальный сайт газеты «Асахи»: http://adv.asahi.com/english/media_kit/gender.html