Научная статья на тему 'Вклад востоковеда В. В. Вельяминова-Зернова в российское источниковедение'

Вклад востоковеда В. В. Вельяминова-Зернова в российское источниковедение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / ORIENTAL STUDIES / ТЮРКОЛОГИЯ / TURKOLOGY / В. В. ВЕЛЬЯМИНОВ-ЗЕРНОВ / V. V. VELYAMINOV-ZERNOV / МУСУЛЬМАНСКИЕ НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ / MUSLIM NARRATIVE SOURCES / ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ / TURKOTATAR EPIGRAPHIC MONUMENTS / ТАРХАННЫЕ ГРАМОТЫ / TARKHAN CHARTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калимуллина Фирдаус Галимовна

Статья посвящена источниковедческой деятельности известного российского востоковеда, тюрколога В. В. Вельяминова-Зернова. Основное внимание уделено мусульманским нарративным и эпиграфическим памятникам, которые впервые были введены ученым в научный оборот. Выявлены взгляды В. В. Вельяминова-Зернова на преемственность этнокультурных и религиозных традиций мусульман Среднего Поволжья, Южного Урала, Приуралья, Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The orientalist V. V. Veliaminov-Zernov’s contribution in Russian source studies

The article is devoted to studies of the works by the famous Russian orientalist and turkologist V. V. VeliaminovZernov. The focus is on the Muslim narrative and epigraphic monuments, which were first introduced by the scientists in the scientific circulation. The paper identifies V. V. Veliaminov-Zernov’s views on the continuity of cultural and religious traditions of the Muslims in the Middle Volga region, in Southern Urals, in Cisurals, in Central Asia, and in the Middle East.

Текст научной работы на тему «Вклад востоковеда В. В. Вельяминова-Зернова в российское источниковедение»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). История. Вып. 65. С. 115-119.

НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ Историография источниковедения

УДК 929.5

ББК 63. 1 (2) 52-8

Ф. Г. Калимуллина

ВКЛАД ВОСТОКОВЕДА В. В. ВЕЛЬЯМИНОВА-ЗЕРНОВА В РОССИЙСКОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

Статья посвящена источниковедческой деятельности известного российского востоковеда, тюрколога В. В. Вельяминова-Зернова. Основное внимание уделено мусульманским нарративным и эпиграфическим памятникам, которые впервые были введены ученым в научный оборот. Выявлены взгляды В. В. Вельяминова-Зернова на преемственность этнокультурных и религиозных традиций мусульман Среднего Поволжья, Южного Урала, Приуралья, Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Ключевые слова: востоковедение; тюркология; В. В. Вельяминов-Зернов; мусульманские нарративные источники; тюрко-татарские эпиграфические памятники; тарханные грамоты.

Владимир Владимирович Вельяминов-Зернов (1830-1904) - крупнейший российский востоковед, тюрколог, источниковед, академик, доктор турецко-татарской словесности. Ученый изучал историю мусульманских народов Поволжья, Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В российских и зарубежных архивах он выявлял важнейшие мусульманские нарративные источники, исследовал тюрко-татарские эпиграфические памятники, сравнивал их с данными русских летописей. «Его критическая проверка источников - мы не знаем другого примера в области исторических исследований о Востоке», - писал

0 данном таланте В. В. Вельяминова-Зернова его наставник В. В. Григорьев1.

В начале 1850-х гг. в Архиве областного правления оренбургских казахов В. В. Вельяминовым-Зерновым были обнаружены документы по тарханству, на основании которых позднее он опубликовал работу «Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями» (1864). На основе выявленных источников ученому удалось доказать факты выдачи тарханных грамот в России даже во второй половине ХУШ в., расширить круг лиц, которым давалось тарханство, определить существование нескольких его видов.

В том же архиве В. В. Вельяминов-Зернов обнаружил важный источник по истории Бухарского ханства и соседних стран - «Абдулла-наме»

1 См.: Григорьев В. В. Рецензия на книгу В. В. Вельяминова-Зернова... С. 5.

(«Книга шахского благородства») (конец XVI -начало XVII в.) Хафиза Таныша, современника хана Абдуллы. Источник позволил ученому восстановить наиболее полную картину последовательности правления бухарских ханов до начала XVII в.2

В Оренбургском крае тюрколог исследовал также эпиграфические памятники Приуралья. В 1856 г. вышла его статья «Памятник с арабо-татарскою надписью в Башкирии», в которой описан мавзолей (кэшэнэ) проповедника ислама XIV в. Хусейн-бека, расположенный недалеко от г. Уфа. Сравнивая традиции оформления архитектурных памятников Уфы и Среднего Поволжья, он высказал предположение, что мусульманство к башкирам пришло через Волжскую Булгарию. Рассматривая этот вопрос, В. В. Вельяминов-Зер-нов обратился и к тексту источника Хисамутдина бин Шарафутдин Булгари-Муслими «Таварих-и Булгария», в котором город Болгар описан как центр, из которого мусульманство проникло в Уфу и другие местности. Ученый сделал более точный перевод «Таварихи-и Булгария». Источник В. В. Вельяминовым-Зерновым был датирован XVI в. Здесь следует указать на заблуждение ученого по этому вопросу. Позднее было выявлено, что «Таварих-и Булгария» относится к более позднему периоду: концу XVIII - началу XIX в.3

2 Вельяминов-Зернов В. В. Монеты бухарские и хивинские. С. 328.

3 Усманов М. А. Татарские исторические источники. С. 134-167.

Изучая надгробные памятники казахских степей у берегов р. Сырдарья, В. В. Вельяминов-Зернов пришел к заключению, что булгарское влияние на распространение мусульманства имело место и в Западном Казахстане1. Более того, ученый выявил булгарские традиции и на мусульманских памятниках Среднего Востока (ныне территория современного Афганистана). Одной из их отличительных примет он считал огромные размеры (до 4 м в длину) захоронений в гробницах. Тюрколог обратил внимание, что эта тенденция наблюдалась не только при оформлении могил, но и в народных преданиях, в которых часто упоминались великаны2.

В конце 1850-х гг. в архиве МИД В. В. Велья-минов-Зернов обнаружил монгольскую летопись анонимного автора XVII в. «Алтан тобчи» («Золотой свод»), в которой, с привлечением более древних хроник, описана история монгольских ханов3. Этот источник является уникальным наследием монгольской историографии. В 1858 г. текст «Алтан тобчи» был опубликован в переводе Г. Гомбоева4. Привлекает внимание тот факт, что в советской историографии о первооткрывателе «Алтан тобчи» не упоминается, имя В. В. Велья-минова-Зернова остается в стороне5.

В начале 1860-х гг. В. В. Вельяминов-Зернов первым издал оригинальный текст важнейшего источника по истории курдов - «Шараф-наме» (конец XVI в.), написанного курдским ханом Ша-рафом Бидлиси6. В XIX в. многие европейские ученые интересовались им, и вклад В. В. Велья-минова-Зернова в его изучение очевиден7. Во время подготовки к изданию текста, летом 1860 г.,

B. В. Вельяминов-Зернов посетил Францию для сверки иранского списка источника «Шараф-на-ме» (приобретенного в 1854 г. Н. В. Ханыковым -русским генеральным консулом, двоюродным братом В. В. Вельяминова-Зернова) с парижским, хранящимся в Императорской (Национальной) библиотеке. В том же году в Лондонском Британском музее ученый ознакомился с исфаханским списком «Шараф-наме»8.

1 Вельяминов-Зернов В. В. О гробнице святого Хорхута на Сыр-Дарье... С. 283-284.

2 Землеведение К. Риттера... С. 615-635.

3 Веселовский Н. И. В. В. Вельяминов-Зернов. Некролог.

C. 201.

4 Анонимная - Алтан-Тобчи. Монгольская летопись.

5 Алтан тобчи // Советская историческая энциклопедия. М., 1961. Т. 1, стб. 416.

6 Veljaminof-Zernof V. Scheref-nameh ou histoire des Kourdes, par Scheref, Prince des Bidlis. St. Petersburg. Vol. 1. History of the Kurds, 1860; Vol. 2. History of the Ottomans, 1962.

7 Памятники письменности Востока. С. 23-30.

8 Записки Императорской Академии наук. СПб., 1863. Т. 3.

С. 36.

Публикацию «Шараф-наме» особо тепло восприняли в мусульманских государствах. Учитывая ценность работы, турецкое правительство в 1868 г. наградило В. В. Вельяминова-Зернова орденом Меджидия 3-й степени. В 1869 г. персидский шах пожаловал ученому орден Льва и Солнца 2-й степени со звездой9.

После выхода в свет персидского текста «Ша-раф-наме» член-корреспондент Петербургской АН Ф. Б. Шармуа сделал его перевод на французский язык. В. В. Вельяминов-Зернов рецензировал оба тома; он являлся научным редактором 1-го тома, 1 и 2-я части которого были опубликованы в 1868, 1870 гг.10 В 1931 г. в Каире исследователь Мухаммад Али Ауни осуществил второе издание персидского текста «Шараф-наме». В начале книги он поместил арабский перевод предисловия В. В. Вельяминова-Зернова, подчеркнув тем самым вклад российского востоковеда в изучение этого источника11.

В. В. Вельяминов-Зернов детально изучил надписи и схемы построения эпиграфических памятников Касимовского ханства, расположенных в Рязанском крае. Материал лег в основу его фундаментального труда «Исследование о касимовских царях и царевичах» (СПб., ч. 1-4, 18631887), в котором достаточно подробно показана история Золотой Орды и постзолотоордынских татарских ханств12. В работе ученым проанализированы такие мусульманские письменные источники, как «Шейбани-наме» (XVI в.), «Сборник летописей» (1602) Кадыр-Али-бека, «Ассаб ас-Сейяр» («Семь планет») (середина XVIII в.) крымского историка Мухаммада Ризы, «Тарихи Рашиди» (1541-1547) персидского автора Мухаммада Хайдара. «Бабурнаме» (1520-е гг.) За-гретдина Бабура, двоюродного брата Мухаммада Хайдара, «Шаджараи тюрок» (XVII в.) Абулгази, «Тазкира-и Хаджиган» (1768-1769 гг.) Мухам-мад-Садыка Кашгари. В источниках содержится богатая информация о тюрко-татарских ханствах, представлены шаджара известных исторических личностей. В. В. Вельяминов-Зернов обнаружил и проанализировал духовные завещания касимовских жителей XVII в. Галикея-аталыка и Кишби-ка-бикач. Эти редкие сохранившиеся татарские акты представляют огромную научную ценность.

В 1864 г. под научным редакторством В. В. Ве-льяминова-Зернова увидел свет фундаментальный труд по источникам Крымского ханства, под-

9 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 121. Д. 323. Л. 7.

10 Charvoy F. B. Cheref-nameh ou fastes de la nation kourde...

11 Encyclopaedia of Islam. P. 1208.

12 Калимуллина Ф. Г. В. В. Вельяминов-Зернов...

готовленный в 1858 г. татарским ученым Х. Фа-изхановым 1. В книге представлены тексты около 400 татарских документов, помещены именной, географический и терминологический указатели. Работа остается основным материалом для ис-точниковедов, интересующихся средневековыми татарскими актами2. Эти первоисточники важны и для ученых, изучающих межгосударственные отношения средневековых тюркских государств. Известно, что В. В. Вельяминов-Зернов готовил русский перевод данной книги. Для этого ученый работал в Московском архиве. В частности, требовалось более точное восстановление русских и польских собственных имен, встречающихся в татарских текстах3. К сожалению, его разработки не были опубликованы.

В 1870-х гг. В. В. Вельяминов-Зернов продолжил изучение источников по истории Крымского ханства в архивах Италии, где, по его утверждению, имелся богатый материал по истории Крыма и данные по истории Османской империи4. Известно, что значительное количество татарских рукописей прошлых веков попало в библиотеки стран Западной Европы через купцов, паломников, путешественников, и они хранятся в архивах Англии, Австрии, Италии, Венгрии, Швеции, Франции и других стран5. Но завершить работу в Италии В. В. Вельяминову-Зернову помешала серьезная болезнь, из-за которой вскоре он был вынужден навсегда оставить науку. Ученый сильно переживал по поводу того, что ему пришлось отказаться от «смысла всей его жизни» - научных исследований6.

В. В. Вельяминов-Зернов интересовался также исламской нумизматикой и почерками на оружии. В 1859 г. вышла его монография «Монеты бухарские и хивинские», в которой рассматривалась история Бухарского и Хивинского ханств. Благодаря нумизматическому материалу были восстановлены некоторые пробелы в последовательности правления ханов. На 4-м международном съезде ориенталистов, прошедшем в сентябре 1878 г. во Флоренции, В. В. Вельяминов-Зернов представил свою коллекцию восточного оружия. Коллекцию составляло персидское оружие, принадлежавшее эпохе династии Сефевидов

1 Материалы для истории Крымского ханства.

2 Усманов М. А. Заветная мечта Х. Фаизханова. С. 78.

3 Архив Российской АН. СПбО. Ф. 2. Оп. 1-1859. Д. 5. Л. 4244.

4 Записки Императорской Академии наук. СПб., 1873. Т. 13. С. 143.

5 Каримуллин А. К. У истоков татарской книги. С. 31.

6 Веселовский Н. И. В. В. Вельяминов-Зернов. Некролог.

С. 212.

(1502-1736 гг.)7. До конца своих дней ученый собирал коллекции восточных монет и оружия. После своей смерти нумизматическую коллекцию ученый завещал минц-кабинету Эрмитажа в Петербурге8.

Введенные в научный оборот В. В. Вельяминовым-Зерновым восточные источники позволили выявить много новых фактов в истории мусульманских народов России, Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. К сожалению, некоторые разработки ученого так и не увидели свет в связи с болезнью, оборвавшей его научно-исследовательскую деятельность. Рукописи его неопубликованных исследований не сохранились.

В. В. Вельяминов-Зернов выявил и опубликовал новые тарханные грамоты, жалованные башкирам, внося новизну в рассмотрение данного вопроса. Благодаря изучению исламской нумизматики ученый выявил особенности исторического развития среднеазиатских ханств. Он исследовал множество эпиграфических памятников, обнаружил их сходство в разных географических регионах, благодаря чему выдвинул свою версию булгарского влияния в распространении ислама в Западном Казахстане. Источниковедческая работа российского тюрколога не потеряла своей научной значимости до настоящего времени.

В. В. Вельяминов-Зернов продуктивно работал в архивохранилищах Франции, Англии, Италии. Вопрос дальнейшего исследования тюркоя-зычных источников, хранящихся в зарубежных архивах, остается открытым и сегодня.

Список литературы

1. Алтан тобчи // Советская историческая энциклопедия. - М., 1961. - Т. 1. - Стб. 416.

2. Анонимная - Алтан-Тобчи. Монгольская летопись в подлинном тексте и переводом Галса-на Гомбоева // Труды Восточного отделения Археологического общества. - СПб., 1858. - Ч. 6. -73 с.

3. Вельяминов-Зернов, В. В. Монеты бухарские и хивинские / В. В. Вельяминов-Зернов // Труды Восточного отделения Императорского Археологического общества. - СПб., 1859. -Ч. 4. - С. 328.

4. Вельяминов-Зернов, В. В. О гробнице святого Хорхута на Сыр-Дарье / В. В. Вельяминов-Зернов // Труды Восточного отделения Русско-

7 Вельяминов-Зернов, В. В. Четвертый международный съезд ориенталистов. С. 1-12.

8 РГИА. Ф. 468. Оп. 14. Ед. хр. 1387. 14 л.

го Археологического общества. - СПб., 1859. -Ч. IV. - С. 283-284.

5. Вельяминов-Зернов, В. В. Четвертый международный съезд ориенталистов во Флоренции / В. В. Вельяминов-Зернов // Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1879. -Ч. 201. - С. 1-12.

6. Веселовский, Н. И. В. В. Вельяминов-Зер-нов. Некролог / Н. И. Веселовский // Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1904. - Ч. 352. - С. 200-212.

7. Григорьев, В. В. Рецензия на книгу В. В. Вельяминова-Зернова «Исследование о касимовских царях и царевичах» / В. В. Григорьев. - СПб., 1863. - Ч. I // День. - СПб., 1863. - № 29. - С. 5.

8. Записки Императорской Академии наук. -СПб., 1863. - Т. 3. - С. 36.

9. Записки Императорской Академии наук. -СПб., 1873. - Т. 13. - С. 143.

10. Землеведение К. Риттера // Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1867. -Ч. 34.- С. 615-635.

11. Калимуллина, Ф. Г. В. В. Вельяминов-Зер-нов как историк Касимовского ханства / Ф. Г. Ка-лимуллина. - Казань, 2014.

12. Каримуллин, А. К. У истоков татарской книги / А. К. Каримуллин. - Казань, 1992. - С. 31.

13. Материалы для истории Крымского ханства, по распоряжению императорской Академии наук из Московского главного архива Министерства иностранных дел. - СПб., 1864. - 953 с.

14. Памятники письменности Востока. Ша-раф-наме / пер., предисл., прим. Е. И. Васильевой. - Т. 1. - М., 1967. - С. 23-30.

15. Усманов, М. А. Заветная мечта Х. Фаизха-нова. Повесть о жизни и деятельности / М. А. Усманов. - Казань, 1980. - С. 78.

16. Усманов, М. А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. / М. А. Усманов. - Казань, 1972. - С. 134-167.

17. Encyclopaedia of Islam. New ed. - Leiden, 1986. - Vol. I. - P. 1208.

18. Veliaminof-Zernof, V. V. Scheref-nameh ou histoire des Kourdes, par Scheref, Prince des Bidlis / V. V. Veliaminof-Zernof. - St. Petersburg. - Vol. 1. History of the Kurds, 1860; vol. 2. History of the Ottomans, 1962.

19. Charmoy, F. B. Cheref-nameh ou fastes de la nation kourde par Cheref-ou'ddine, prince de Bildis, dans mated' Arzeroume. Trad, du persan et commentes par / F. B. Charmoy. - T. I-II. - St. Petersburg, 1868-1875 [t. I, pt. I, 1868; t. I, pt. II, 1870; t. II, pt. I, 1873; t. II, pt. II, 1875].

Сведения об авторе

Калимуллина Фирдаус Галимовна - кандидат исторических наук, старший научный струдник отдела истории и общественной мысли Института Татарской энциклопедии Академии наук Республики Татарстан (Казань). kfirdaus@list.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 16 (371). History. Issue 65. P. 115-119.

THE ORIENTALIST V. V. VELIAMINOV-ZERNOV'S CONTRIBUTION

IN RUSSIAN SOURCE STUDIES

F. G. Kalimullina

Candidate of Historical Sciences, Department of History and Social Thought, the Institute of the Academy

of Science of the Tatar Encyclopaedia. kfirdaus@list.ru

The article is devoted to studies of the works by the famous Russian orientalist and turkologist V. V. Ve-liaminov-Zernov. The focus is on the Muslim narrative and epigraphic monuments, which were first introduced by the scientists in the scientific circulation. The paper identifies V. V. Veliaminov-Zernov's views on the continuity of cultural and religious traditions of the Muslims in the Middle Volga region, in Southern Urals, in Cisurals, in Central Asia, and in the Middle East.

Keywords: oriental studies; turkology; V. V. Velyaminov-Zernov; Muslim narrative sources; Turko-Tatar epigraphic monuments; tarkhan charters.

References

1. Altan tobchi [Altan tobchi]. Sovetskaya istoricheskaya ehnciklopediya [Soviet historical encyclopedia]. Moscow, 1961. T. 1, stb. 416. (In Russ.).

2. Anonimnaya - Altan-Tobchi. Mongol'skaya letopis' v podlinnom tekste i perevodom Galsana Gombo-eva [Anonymous - Altan-Tobchi. Mongolian chronicle in the original text and in the translation by Galthan Gomboev]. Trudy Vostochnogo otdeleniya Arheologicheskogo obshchestva [Works of the Eastern branch of the Archaeological society], part. 6. SPb., 1858. 73 p. (In Russ.).

3. Vel'yaminov-Zernov V. V. Monety buharskie i hivinskie [Coins of Bukhara and Khiva]. Trudy Vostochnogo otdeleniya Imperatorskogo Arheologicheskogo obshchestva [Works of the Eastern branch of the Archaeological society], part. 4. SPb., 1859. P. 328. (In Russ.).

4. Vel'yaminov-Zernov V. V. O grobnice svyatogo Horhuta na Syr-Dar'e [About the tomb of the Holy Horchata on the Syr Darya]. Trudy Vostochnogo otdeleniya Russkogo Arheologicheskogo obshchestva [Works of the Eastern branch of the Russian Archaeological society], part. IV. SPb., 1859. Pp. 283-284. (In Russ).

5. Vel'yaminov-Zernov V. V. Chetvertyj mezhdunarodnyj s'ezd orientalistov vo Florencii [Fourth international Congress of Orientalists in Florence]. ZHurnalMinisterstva narodnogoprosveshcheniya [Journal of the Ministry of national education], part. 201. SPb., 1879. Pp. 1-12. (In Russ.).

6. Veselovskij N. I. V.V. Vel'yaminov-Zernov. Nekrolog [V. V. Velyaminov-Zernov. Obituary]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Journal of the Ministry of national education], part. 352. SPb., 1904. Pp. 200-212. (In Russ.).

7. Grigor'ev V. V. Recenziya na knigu V. V. Vel'yaminova-Zernova «Issledovanie o kasimovskih tsaryah i tsarevichah» [Review of V. V. Velyaminov-Zernov's "Study of Kasimov kings and princes"]. SPb., prt. I. Den' [Day]. SPb., 1863, № 29, p. 5. (In Russ.).

8. Zapiski Imperatorskoj Akademii nauk [Notes of the Imperial Academy of Sciences], t. 3. SPb., 1863. P. 36. (In Russ.).

9. Zapiski Imperatorskoj Akademii nauk [Notes of the Imperial Academy of Sciences], t. 13. SPb., 1873. P. 143. (In Russ.).

10. Zemlevedenie K. Rittera [Geography of K. Ritter]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Journal of the Ministry of national education], prt. 34. SPb., 1867. Pp. 615-635. (In Russ.).

11. Kalimullina F. G. V. V. Vel'yaminov-Zernov kak istorik Kasimovskogo hanstva [V. V. Velyaminov-Zernov as a historian of Qasim khanate]. Kazan', 2014. 240 p. (In Russ.).

12. Karimullin A. K. Uistokov tatarskojknigi [Sources of the Tatar book]. Kazan', 1992. P. 31. (In Russ.).

13. Materialy dlya istorii Krymskogo hanstva, po rasporyazheniyu imperatorskoj Akademii nauk iz Mos-kovskogo glavnogo arhiva Ministerstva inostrannyh del [Materials for the history of the Crimean Khanate, at an order from the Imperial Academy of Sciences of the Moscow Main Archive of the Ministry of Foreign Affairs.]. SPb., 1864. 953 p. (In Russ.).

14. Pamyatnikipis'mennosti Vostoka. SHaraf-name [The written monuments of the East. Sharaf-nameh], t. 1. Moscow, 1967. Pp. 23-30. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Usmanov M. A. Zavetnaya mechtaH. Faizkhanova. Povest' o zhizni i deyatel'nosti [Cherished dream of H. Faizkhanov. The story of life and work]. Kazan', 1980. P. 78. (In Russ.).

16. Usmanov M. A. Tatarskie istoricheskie istochniki XVII-XVIII vv. [Tatar historical sources of XVII-XVIII centuries]. Kazan', 1972. Pp. 134-167. (In Russ.).

17. Encyclopaedia of Islam, new ed. Leiden, 1986, vol. I, p. 1208.

18. Veliaminof-Zernof V. V. Scheref-nameh ou histoire des Kourdes, par Scheref, Prince des Bidlis. St. Petersburg, 1860-1862, vol. 1: History of the Kurds, 1860, vol. 2: History of the Ottomans.

19. Charmoy F. B. Cheref-nameh ou fastes de la nation kourde par Cheref-ouddine, prince de Bildis, dans Pllated' Arzeroume. Trad, du persan et corn-mentes par, t. I-II. St. Petersburg, 1868-1875 [t. I, pt. I, 1868; t. I, pt. II, 1870; t. II, pt. I, 1873; t. II, pt. II, 1875] (In French).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.