Н. В. Чумичева. Вклад В. В. Берви-Флеровского в формирование эмпирической социологии
УДК 316 (470) (09) + Pers. Берви-Флеровский
ВКЛАД В. В. БЕРВИ-ФЛЕРОВСКОГО В ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
Н. В. Чумичева
Саратовский государственный университет E-mail: BegininaIA@info. sgu. ru
В статье раскрывается роль выдающегося общественного деятеля и ученого В. В. Берви-Флеровского (1829-1918) в становлении отечественной эмпирической социологии. Особое внимание уделяется эффективному применению исследователем социально-типологического метода для анализа социальной структуры российского общества и выявления особенностей жизни, труда и быта различных социальных групп.
Ключевые слова: отечественная социология, эмпирическая социология, социально-типологический метод.
V. V. Bervi-Flerovsky's Contribution to Empirical Sociology Formation in Russia
N. V. Chumicheva
The paper exposes the role of the outstanding public figure and scientist V. V. Bervi-Flerovsky (1829-1918) in the establishment of domestic empirical sociology. Special attention is paid to his effective application of the social-typological method for analysis of the social structure of the Russian society and for revealing peculiarities of the life and labor of various social groups.
Key words: domestic sociology, empirical sociology, social-typological method.
Современная российская социология развивается в условиях глубоких и всесторонних общественных преобразований, она призвана помочь людям более четко осознать суть происходящих перемен, осмыслить историческую связь и преемственность поколений. Перед социологами встают новые, более сложные задачи, требующие расширения и укрепления ее методологических позиций, обновления арсенала эмпирических исследований. Этим и определяется необходимость обращения к богатейшему наследию, накопленному отечественной социологией. Одним из ее основоположников по праву можно считать Василия Васильевича Берви (1829-1918), который вошел в историю русской общественной мысли под псевдонимом «Флеровский».
Творчество Флеровского многогранно: он выступал как философ и политический мыслитель, писал по вопросам истории, юриспруденции, этики, экономической науки, был автором художественных произведений. Мы рассмотрим лишь один из аспектов его творческой деятельности - разработку методических и методологических основ эмпирических социологических исследований.
Само понятие «эмпирические исследования» (от греч. ешрета - опыт) указывает на получение какой-либо информации опытным путем посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий или иных фактов, характерных для изучаемых явлений, объектов и процессов. В деятельности конкретного ученого эмпирическое исследование непосредственно связано с его личным жизненным опытом, который формируется под воздействием множества объективных и субъективных факторов. В жизни Фле -ровского такими факторами явились полицейские гонения, которым он подвергался на протяжении четверти века. За годы вынужденных скитаний исследователь сумел собрать огромный материал о положении трудящегося населения России.
Флеровский был видным общественным деятелем пореформенной России, одним из идеологов и вдохновителей народничества как идейного течения и как политического движения. Интерес исследователя к изучению жизни народа, особенно многомиллионного крестьянства, определялся его демократическими убеждениями, идеями утопического социализма, которые он воспринял еще в юности. Немало наблюдений сделал будущий ученый и публицист, будучи еще чиновником особых поручений в министерстве юстиции, знакомясь с документами о жестоком обращении помещиков с крестьянами. Еще больше впечатлений о том, что творится в России, получил он когда был вынужден надеть халат арестанта. Почти всю свою жизнь он подвергался полицейским репрессиям. После ареста в 1862 г., в течение почти четверти века Флеровский изъездил и исходил всю Россию из края в край. В самых трудных жизненных ситуациях он был верен раз и навсегда избранному призванию: тщательно собирал данные о положении трудящихся, наблюдал и изучал жизнь, условия труда и быта самых различных классов и сословий русского народа. Результатом этой исследовательской работы стала книга «Положение рабочего класса в России» (1869 г.).
На читателей-современников книга произвела неизгладимое впечатление именного как отчет правдивого очевидца - в ней не было ни капли лжи, ибо автор писал о том, что видел собственными глазами, что знал досконально. Это не были записки любознательного путешественника, наблюдавшего жизнь народа из окна кареты, или умозрительные рассуждения кабинетного ученого. В книге на богатом фактическом материале правдиво и красочно были показаны состояние
© Чумичева Н. В., 2011
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология, вып. 2
экономики страны после 1861 г. и тяжелое положение крестьян, рабочих, кустарей, их изнурительный труд, нищета, бесправие, и не где-то в одной местности, а по всей России - от севера до юга, от западных губерний до Сибири.
Книга Флеровского - не только яркое публицистическое произведение, выражающее страстный протест против угнетения трудящихся, чиновничьего произвола и всех видов социальной несправедливости. Это социологическое исследование, отвечающее самым строгим требованиям объективности и достоверности.
Труд Флеровского можно рассматривать как краеугольный камень, заложенный в основание отечественной эмпирической социологии. Важной заслугой автора является разработка оригинальной комплексной методики эмпирических исследований, позволяющей не только собирать, но и обобщать, систематизировать огромный фактический материал.
Флеровский поставил перед собой задачу: объективно показать жизнь людей труда со всеми их проблемами, заботами и чаяниями. Понятие «рабочий класс» у него имеет широкое значение
- оно охватывает всех трудящихся - и рабочих, и крестьян, и тех, кто пашет землю, и тех, кто работает на фабрике или роет золото в горах. Но это отнюдь не однородная масса, исследователь выделяет в ней ряд групп, слоев, значительно отличающихся друг от друга по условиям труда и повседневной жизни. Анализируя особенности различных групп, Флеровский, по сути дела, впервые в отечественной литературе применяет метод группировки социальных объектов.
Различные виды типологизации широко используются в современной социологии. Однако во времена Флеровского, когда социологическая наука переживала «младенческий» период, примеров применения этого метода фактически не было. И здесь Флеровский также выступает первопроходцем. «Желая разъяснить великую солидарность интересов в нашей общественной жизни, - писал он, - я брал только самые крупные группы и описывал их в великих отличительных чертах их жизни»1. Типическое в его понимании
- это такие явления, которые с наибольшей полнотой и яркостью выражают сущность какого-либо социального процесса или важной сферы общественной жизни.
Структура книги «Положение рабочего класса в России» соответствует социально-типологическому принципу, и это во многом определяет объективность и убедительность изложения. Начинается книга с главы, в которой дан социологический портрет сибирского работника-бродяги. Когда приходится ехать по большому сибирскому тракту, повествует автор, то по пути постоянно встречаются люди жалкого, оборванного вида. Это странствующие работники, представители самой обездоленной, самой бесправной, часто обреченной на голодную смерть части населения. Многие
бродяги пробираются в Россию, но большинство из них бродят по Сибири в поисках случайных заработков. Среди них немало бывших арестантов и беглых ссыльных, но многие из этих оборванцев-люмпенов - разорившиеся крестьяне из западных губерний, пришедшие искать счастливую долю в «вольной стороне». Но почти всех их ждет жалкая участь, поскольку они становились объектом самой жестокой, бессовестной эксплуатации со стороны местных предпринимателей и кулаков.
От жизнеописания несчастных люмпенов автор переходит к изображению труда и быта сибирских крестьян, участь которых также незавидна. С восхищением пишет Флеровский о красоте и изобилии сибирской земли, о ее несметных природных богатствах. Там ли не быть земледельцу богатым? Чего только в Сибири нет? Почва плодородна, реки обильны рыбой, много лесов, полных дичи и ягод, недра богаты различными ископаемыми. Там, говорит автор, следовало бы встретить развитое сельское хозяйство и промышленность, увидеть живущее в довольстве население. Но ничего подобного он не встретил. Каждое село начиналось и кончалось жалкими лачугами, с бычьим пузырем в окне вместо стекла, часто без пристроек для скота, который мерзнет на улице. Только в середине села дома кулаков, попа и исправника выглядели богато. Земель у крестьян было мало, доходы ничтожны, а налоги большие. Большинство крестьян не в силах своевременно уплатить подати, «но уплатить надо немедленно, им грозят розгами, им грозят продажей имущества... При подобном положении, - делает вывод автор, - крестьяне будут нищими на самой богатой почве и при самой роскошной земледельческой производительности»2.
Не менее грустные картины приходится изображать Флеровскому, исследуя жизненные условия уральских разнорабочих, астраханских рыболовов и жителей Русского Севера, крестьян-общинников на государственных и помещичьих землях. Яркие, художественные описания труда и быта подкрепляются тщательно подобранными и достоверными статистическими материалами.
Используя статистику и результаты собственных наблюдений, Флеровский убедительно обосновывает тезис о том, что положение русских трудящихся, занятых как в сельскохозяйственном, так и в промышленном производстве, гораздо хуже, тяжелее, чем положение пролетариата в зарубежной Европе или в Америке. Сопоставляя данные о доходах, благосостоянии и смертности населения, исследователь приходит к горестному выводу о том, что положение работящего, терпеливого сибирского крестьянства нельзя сравнить не только с положением пролетариата Германии или Франции XIX в., но и положением французского работника накануне революции XVIII в. «После этих сравнений я думал сравнить положение нашего крестьянина с положением бывших рабов-негров Соединенных Штатов, но оставил
50
Научный отдел
И. Ю. Саяпина. Анализ глобальной дискурсивной практики СМИ
эту мысль. Что могло выйти из этого сравнения?.. Я не мог вынести мысль, что сравнение это может кончиться в пользу рабов - о Боже!»3.
Руководствуясь высокими гуманистическими идеалами и принципами научной объективности, Флеровский поставил перед собой задачу написать правду о жизни трудового народа, вопреки дифирамбам идеологов охранительно-консервативного направления, лицемерно прославлявших «благосостояние» страны и «благодетельное» управление ею. Решал он эту задачу, используя и сухой язык цифр и фактов, и живое, страстное слово публициста, не скрывающего свое сочувствие к угнетенному народу и гневный протест против произвола и эксплуатации. Этим определяется огромная общественная роль, которую сыграла в тот исторический период кровью сердца написанная книга «Положение рабочего класса в России». И роль ее не ограничивается узкими историческими рамками. Произведение это было подлинно новаторским не только потому, что автор взял на вооружение такие исследовательские методы, которые до него никто не применяя, но и потому, что ему удалось наметить ряд важных линий и тенденций развития эмпирической социологии на многие годы и десятилетия вперед.
Эстафету эмпирических исследований уже при жизни Флеровского подхватили такие выдающиеся историки и социологи народнического направления, как С. Н. Южаков, В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниель-сон, В. И. Семевский, Н. М. Ядринцев4. Целые пласты социально-экономической проблематики, ранее почти не затронутые «плугом» исследователя, получили глубокую разработку именно в народнической социологии. Важно отметить, что ее представители восприняли не только методологические подходы
УДК 316.772.4(470+571)
АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНОЙ ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКИ СМИ
И.Ю. Саяпина
Саратовский государственный университет E-mail: ynd@yandex. ru
Статья посвящена анализу функционирования СМИ в контексте глобализации. Предпринята попытка определить некоторые типы глобальной дискурсивной практики СМИ, которые являются рамками глобального дискурса СМИ, а также способствуют формированию современной социальной реальности. Ключевые слова: СМИ, глобализация, глобальный контекст, дискурсивная практика, манипулирование аудиторией.
The Analysis of Global Discursive Practice of Mass Media
I. Yu. Sayapina
The article covers the issue of functioning of mass media in the context of globalization. The attempts are made to define some of the
Флеровского, но и его идеологические концепции. Так, Н. Даниельсон писал о возможности демократического пути развития России: «Русскому обществу предстоит решение великой задачи, крайне трудной, но не невозможной, - развить производительные силы населения в такой форме, чтобы ими могло воспользоваться не незначительное меньшинство, а весь народ»5.
Современники высоко оценивали личность Флеровского как самоотверженного борца против социального зла, страстного поборника свободы и справедливости, «учителя жизни» для демократической молодежи. Для нас особое значение имеет его деятельность как исследователя-новатора, разработавшего оригинальные методологические подходы к исследованию социальной жизни. Именно поэтому социологическое творчество Флеровского не утратило своей актуальности и в наши дни, когда решаются задачи дальнейшего плодотворного развития отечественной социологии.
Примечания
1 Берви-Флеровский В. В. Избранные экономические произведения : в 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 33.
2 Там же. С. 80-81.
3 Там же. С. 91-92.
4 См.: Южаков С. Вопросы экономического развития в России // Рус. богатство. 1893. № 1-12 ; В. В.Воронцов) Судьбы капитализма в России. СПб., 1892 ; Николай - он (Даниельсон). Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства. СПб., 1893 ; Семевский В. И. Рабочие на Сибирских золотых приисках. СПб., 1870-1898. Т. 1-2 ; Ядринцев Н. М. Сибирь как колония. СПб., 1882.
5 Николай - он. Указ. соч. С. 343.
types of global discursive practice of mass media which signify the discursive frame of global media and enable the present-day social reality to be constructed.
Key words: mass media, globalization, global context, discursive practice, audience manipulation.
Сегодня в России, как и во многих других странах мира, в сферах экономики, политики, культуры, информации и др. происходит процесс глобализации, сущность которого сводится к формированию транснациональных социальных пространств и форм жизни. Данный процесс означает идеологию господства мирового рынка, снижение роли национального государства в
© Саяпина И. Ю., 2011