Научная статья на тему 'ВКЛАД ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ОРЕНБУРЖЬЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ'

ВКЛАД ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ОРЕНБУРЖЬЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / CREATIVE CLERISY / CREATIVE UNIONS / CULTURAL LIFE / IDEOLOGICAL AND MORAL EDUCATION / ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова А.Г., Заельская С.А.

В статье изучена роль творческой интеллигенции Оренбуржья в осуществлении социально-экономического и культурного строительства в первой половине 1980-х гг. Определена необходимость привлечения партийными организациями творческой интеллигенции к идеологической работе. Охарактеризованы основные направления культурной активности интеллигенции, включенность в решение вопросов идейно-нравственного воспитания населения. Выявлены проблемы социально-экономического и творчески-профессионального плана в деятельности творческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF THE CREATIVE CLERISY OF THE ORENBURG REGION TO THE SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF SOVIET SOCIETY IN THE SECOND HALF OF THE 1980 S

The article studies the role of the creative clerisy of the Orenburg region in the implementation of socio-economic and cultural construction in the first half of the 1980 s. The necessity of involving the political party associations of creative clerisy in ideological work is determined. The main directions of the cultural activity of the clerisy, involvement in the solution of issues of ideological and moral education of population are characterized. The problems of socio-economic and creative-professional aspects in the activities of creative associations are identified.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ОРЕНБУРЖЬЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ»

УДК 94(470.56) ИВАНОВА А.Г.

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Отечества и социально-политических теорий, Оренбургский государственный педагогический университет

E-mail: kaf_hist_otech@mail.ru ЗАЕЛЬСКАЯ С. А.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Отечества и социально-политических теорий, Оренбургский государственный педагогический университет

E-mail: sv_a_z@mai.ru

UDC 94(470.56) IVANOVA A.G.

Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of History of the National History and SocioPolitical Theories, Orenburg State Pedagogical University E-mail: kaf_hist_otech@mail.ru ZAELSKAYA S.A.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of the History of the National History and SocioPolitical Theories, Orenburg State Pedagogical University

E-mail: sv_a_z@mai.ru

ВКЛАД ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ОРЕНБУРЖЬЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ.

THE CONTRIBUTION OF THE CREATIVE CLERISY OF THE ORENBURG REGION

TO THE SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF SOVIET SOCIETY IN THE SECOND HALF OF THE 1980 S.

В статье изучена роль творческой интеллигенции Оренбуржья в осуществлении социально-экономического и культурного строительства в первой половине 1980-х гг. Определена необходимость привлечения партийными организациями творческой интеллигенции к идеологической работе. Охарактеризованы основные направления культурной активности интеллигенции, включенность в решение вопросов идейно-нравственного воспитания населения. Выявлены проблемы социально-экономического и творчески-профессионального плана в деятельности творческих организаций.

Ключевые слова: творческая интеллигенция, творческие союзы, культурная жизнь, идейно-нравственное воспитание, Оренбургская область.

The article studies the role of the creative clerisy of the Orenburg region in the implementation of socio-economic and cultural construction in the first half of the 1980 s. The necessity of involving the political party associations of creative clerisy in ideological work is determined. The main directions of the cultural activity of the clerisy, involvement in the solution of issues of ideological and moral education of population are characterized. The problems of socio-economic and creative-professional aspects in the activities of creative associations are identified.

Keywords: creative clerisy, creative unions, cultural life, ideological and moral education, the Orenburg region.

Первая половина 1980-х гг. характеризовалась усилением застойных явлений во всех сферах жизни советского общества. Наблюдалось дальнейшее снижение темпов экономического развития страны, которое носило противоречивый характер. Экономика страны остановилась в своем развитии, фиксируется товарный дефицит, сельское хозяйство оказалось в сильнейшем кризисе. Однако в стране отсутствовали социальные потрясения, увеличивалась продолжительность жизни.

Творческая интеллигенция Оренбуржья искренне поддерживала партийные инициативы. В составе союза писателей, художников, театральных деятелей, пяти профессиональных театрах, филармонии, музеях, 2640 дворцах культуры, клубах и библиотеках, в кинофикации, 70 музыкальных школах трудились более 11 тыс. человек, а также работали общества - музыкальные, книголюбов, охраны памятников и т.п. [7, с. 183] Вопросы совершенствования деятельности учреждений культуры, искусства и творческих союзов находились в

поле зрения областного комитета партии, исполкома областного Совета народных депутатов. Эти проблемы обсуждались на бюро обкома КПСС, проводились встречи с руководителями творческих союзов и организаций.

Для творческой интеллигенции это был период осознания надвигавшихся перемен, понимания застойных явлений во всех сферах жизни общества и необходимости решения не только вопросов художественного творчества, но и проблем социально-экономического развития региона. Так, на Пленуме Союза журналистов Оренбуржья П.М. Рыбаков отмечал, что «лучше бы нам сегодня обсуждать вопросы чисто творческие, например, о жанрах, о показе человека труда, раскрытии понятия «человеческий фактор», о критериях соревнования журналистских коллективов, но обстановка в области, в каждом сельскохозяйственном районе очень напряженная, требует нашего повседневного участия, а то и решительного вмешательства» [1, л. 6].

Определенную работу по решению проблем

© Иванова А.Г., Заельская С.А. © Ivanova A.G., Zaelskaya S.A.

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

социально-экономического развития региона проделали журналисты. Программу работы на селе перед журналистами определил состоявшийся в январе 1984 г. Пленум Оренбургского обкома КПСС, наметивший серьезные задачи перед журналистами. Решение Пленума обкома КПСС стало руководством к действию для районных комитетов партии. Так, бюро Саракташского райкома КПСС приняло развернутое постановление о необходимости критических публикациях районной газеты по вопросам внедрения хозрасчета и коллективного подряда на предприятиях, в колхозах и совхозах района [1, л. 20].

Средства массовой информации были включены в работу по выполнению решений пленума Оренбургского обкома партии. Более регулярно и оперативно в сравнении с другими газетами освещали заготовку кормов для животноводства журналистские коллективы газеты Сорочинского района «Коммунист» и Оренбургского района «Вперед к коммунизму» [1, л. 21].

На пленумах, заседаниях правлений творческих союзов регулярно обсуждались вопросы и отчеты об участии журналистов, писателей, художников Оренбуржья в решении социально-экономических проблем. Так, на пленуме областной журналисткой организации рассматривался вопрос «Об экономической, правовой и профессиональной учебе журналистов». При этом выступления членов пленума были проникнуты озабоченностью за состояние дел в экономике, сельском хозяйстве, социальной сфере.

Творческие союзы, осуществляя решения партийных съездов, Пленумов ЦК КПСС, проводили работу по повышению роли театрального и музыкального искусства, литературы, живописи и других средств художественного творчества в духовной жизни трудящихся оренбургской области, в их идейно-нравственном воспитании.

Большинство спектаклей театров было посвящено современности, раскрывало лучшие черты советского человека-труженика, принципы и нормы коммунистической морали, содействовали формированию у зрителей активной жизненной позиции. В течение года более одного миллиона человек посещали театры, 865 тыс. -концерты областной филармонии. Разностороннюю работу по нравственно-эстетическому воспитанию проводили Государственный Оренбургский русский народный хор, Орский городской театр драмы имени А.С. Пушкина, областные организации Союза писателей и художников. Партийные организации отмечали повышение идейно-художественного уровня многих спектаклей, произведений литературы и живописи, создаваемых представителями творческой интеллигенции. Происходило усиление творческих контактов деятелей искусств с производственными коллективами, улучшалось культурное обслуживание городского и сельского населения. Каждый третий спектакль и каждый второй концерт профессиональных коллективов демонстрировался для сельских зрителей, 82 творческих работника изучаемой области осуществляли культурное шефство

над сельскими районами, оказывали помощь 47 коллективам художественной самодеятельности [9, л. 17-18].

Богатый материал для своего творчества художники получали непосредственно от своих современников, жителей городов и сел Оренбуржья. Так, художники в изучаемый период побывали более чем в 20 районах области, изучая жизнь села, труд и образ жизни советского крестьянства. Несколько лет выезжали в село и на поля Оренбургского района живописцы А. Лященко, А. Преснов, Ю. Крикунов. В Сакмарском районе работали Ю. Григорьев, в Тюльганском районе - В. Фроленко, Г. Смородин, В. Горлач, Р. Яблоков. Творческие отчеты художников перед своими земляками проходили в выставочных залах, домах культуры, промышленных предприятиях, учебных заведениях. Итогом активных контактов профессиональных художников с сельской действительностью являлось большое количество работ, посвященных теме «Земля и люди», которые экспонировались на художественной областной выставке [2, л. 24].

В течение изучаемого периода в селах и районах области были организованы выставки в Домбаровском районе в доме культуры «Голубой факел» - «Жатва-82», графика М. Мешкова и Н. Митцева, «Художники - селу» Ф. Сабирзянова и Н. Ишмухаметова. В Кувандыкском районе в селе Чураево работала групповая рабочая выставка А. Власенко, В. Еременко, В. Газукина и С. Бочкарева. В этом же районе в селе Зиянчурино состоялась рабочая выставка Н. Болодурина и самодеятельного художника В. Возиянова. В Медногорском и Новотроицком клубах отчитывались художники города Орска [2, л. 25].

Исследуемый период характеризуется, с одной стороны - значительным усилением партийного контроля над деятельностью творческой интеллигенции, а с другой - активным их привлечением партийными органами к идеологической работе среди населения. Деятельность Союза художников в первой половине 1980-х годов была во многом обусловлена памятными датами, связанным с героической историей Советского государства, такими как пятидесятилетие Оренбургской области и сорокалетие Великой Победы. Следуя идеологическим установкам партии, художники основное внимание направили на создание произведений, в которых отразились славные страницы истории Оренбуржья, природа и богатства края, характеры, судьбы и трудовые дела земляков.

Значительное место в полотнах оренбургских художников заняли темы борьбы за мир, героического и трудового подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. Произведения живописи, скульптуры, графики оренбургских художников демонстрировались на 19 художественных выставках [3, л. 1].

Многогранный характер современника, богатый и сложный духовный мир личности представлен художниками Оренбуржья в портретах В. Просвирина, Н. Ерохина, Н. Соколова, А. Газизовой и скульптурных композициях заслуженного художника РСФСР Н. Петиной. Образы замечательных деятелей отече-

ственной культуры и науки, связанных своей биографией с Оренбуржьем - А. Пушкина, В. Даля, Л. Толстого, Ю. Гагарина предстали в замечательных гравюрах А. Преснова. Индустриальная тема нашла свое отражение в живописи М. Газизовой, Р. Яблокова, в географических листах орчан - В. Соперникова, М. Мешкова, Н. Митцева и плакатах К. Кузенова, П. Гергиленко, В. Иванова [3, л. 2].

Успешным оказалось участием оренбургских художников в больших выставках в стране и за рубежом в 1984 и 1985 гг. Широкому зрителю экспонировались работы Н. Ерышева, Р. Асаева, Ю. Рысухина, Н. Салимзянова, Д. Преснова, О.Федоровой. На зональной выставке «Урал социалистический», проходившей в апреле 1985 г. в Свердловске, экспонировалось около 100 работ оренбургских художников [3, л. 2].

Активной в изучаемый период в Оренбуржье была деятельность писательских организаций. Решения VIII Съезда писателей СССР стали для литераторов региона основой для создания более правдивых произведений, о чем неоднократно подчеркивалось на писательских собраниях, в выступлениях перед читателями, на страницах периодической печати, по радио и телевидению. За один только 1981 год было зарегистрировано 119 выступлений литераторов в трудовых коллективах, учебных заведениях, колхозах и совхозах. Дни литературы состоялись в Акбулакском, Кувандыкском, Гайском, Новоорском, Саракташском районах. В них принимали самое активное участие члены Союза писателей Г. Саталкин, Н. Струздюмов, В. Левановский, а также товарищи из литературного актива - В. Кузнецов, Г. Хомутов, В. Одноралов, Н. Емельянова. Члены писательской организации живо откликались на поручения обкома КПСС - в дни уборочной страды побывать на хлебных полях, а потом выступить в областной печати, по радио или телевидению с материалами о тружениках жатвы. С такими материалами выступали Л. Большаков, А. Горбачев, В. Левановский, Г. Саталкин, В. Кузнецов [8, л. 25]. Борис Бурлак побывал в Саракташском районе, Алексей Горбачев посетил Илецкий район. Все писатели выступили с очерками о героях уборки урожая со страниц газет, по радио, на телевидении [6, с. 15].

Важнейшим событием в жизни писательской организации Оренбуржья было обсуждение ее работы на заседании бюро областного комитета партии. На бюро были отмечены положительные стороны деятельности литераторов области, названы их книги и публикации в периодической печати. Но вместе с тем, в постановлении бюро обкома КПСС было указано на серьезные упущения и недочеты в работе писательской организации, на недостаточно прочную связь литераторов с жизнью тружеников области. Отмечалось, что редко появляются в печати очерки, зарисовки о передовиках производства, написанные оренбургскими литераторами. Писательской организации было вменено в обязанность улучшить работу с молодыми писателями. Постановление бюро обкома было руководством к

действию писательской организации. Оно было обсуждено на открытом партийном собрании литераторов области. Собрание приняло решение исправить имеющиеся недостатки в работе писательской организации [4, л. 4].

Писатели Оренбуржья ответили на решение Пленума обкома КПСС созданием своих произведений. Книги прозаиков и поэтов области - Георгия Саталкина, Николая Струдзюмова, Алексея Шилова, Ильи Елина, Валерия Левановского, Валерия Кузнецова, Геннадия Хомутова, Анатолия Тепляшина и другие -несли на себе зримый отсвет степного Оренбуржья, написаны большей частью на живом материале [5, л. 20].

Вместе с тем в изучаемый период в театральной, музыкально-концертной и выставочной деятельности, работе творческих союзов и организаций имелись существенные недостатки и упущения. Отдельные театральные коллективы работали не в полную силу, не выполняли свои репертуарные планы, не заботились о высоком качестве новых постановок. Нередко на сцену проникали слабые в идейном и художественном отношения произведения. В репертуаре драматических театров отсутствовали масштабные спектакли с ярким, социально активным героем. Не уделялось должного внимания отбору пьес на военно-патриотическую тему, о жизни современного села. Крайне мало было сценических работ для молодежи, особенно подростков. Театры не развивали связи с местными писателями и драматургами, почти не имели спектаклей об Оренбуржье.

Эти и подобные недостатки, по мнению обкома КПСС, являлись следствием того, что управление культуры облисполкома, Оренбургский, Орский, Бугурусланский горкомы КПСС не проявляли должной настойчивости в воспитании у руководителей творческих коллективов чувства ответственности за порученное дело, не предъявляли высокой требовательности к формированию репертуара. Понижена роль художественных советов, в составе которых было мало представителей общественности. Порой предпочтение отдавалось постановкам развлекательного характера, в то же время ряд спектаклей на актуальные темы, включенные в репертуар, показывались редко. Зрителям предлагались иные произведения, где на первый план выступали жизненные неурядицы, мелкие семейно-бытовые конфликты, персонажи, с низким уровнем духовности, не находящие места в жизни [9, л. 17].

Серьезные упущения имелись в руководстве филармонической деятельности. Недостаточная требовательность порой предъявлялась к выступлениям эстрадных исполнителей, что наносило немалый ущерб делу воспитания здоровых, нравственно-эстетических вкусов зрителей. Партийные организации, руководители, главные специалисты творческих коллективов не всегда своевременно реагировали на идейную нечеткость иных пьес, режиссерских решений, не проявляли необходимой принципиальности и взыскательности в отборе репертуара, художественных полотен, литературных и музыкальных произведений. В театрах и филармонии

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

не была налажена широкая реклама, творческие коллективы редко выступали в отдаленных районах, малонаселенных пунктах. Некоторые художники снизили свою творческую активность, продолжительное время не посещая предприятия и стройки, колхозы и совхозы. Областная писательская организация не поддерживала достаточно тесные контакты с другими творческими союзами и обществами, слабо участвовала в пропаганде достижений советской литературы. Члены Союза писателей нерегулярно встречались с читателями, участниками литературных объединений, редко выступали в областной печати с яркими публицистическими произведениями и очерками о тружениках Оренбуржья [9, л. 18].

Имелись и недостатки и недоработки в деятельности ряда изданий районной прессы. Так, на пленуме Оренбургской областной организации журналистов звучали критические замечания в адрес отдельных районных газет. В стороне от важнейших задач заготовки кормов оказалась газета Тоцкого района «Авангард», публикующая редкие заметки на указанную тему, не затрагивающая острых и актуальных вопросов социально-экономического развития региона. Ослабила оперативность своих материалов по подготовке технике к уборке зерновых культур газета Соль-Илецкого района «За коммунистический труд» [1, л. 20].

Журналисты многих газет области не поспевали за происходящими переменами, недостатки порой замалчивали. К примеру, Тоцкая, Бузулукская, Новосергиевская, Соль-Илецкая районные газеты не отражали критические аспекты своей работы с нерадивыми руководителями [1, л. 7].

Управление культуры облисполкома, горкомы

КПСС, правления областных организаций Союза художников, писателей, журналистов, театральных деятелей недостаточно эффективно влияли на деятельность творческих коллективов, не проявляли должной заботы о дальнейшем профессиональном и идейно-политическом росте художественной интеллигенции, особенно творческой молодежи, допускали ошибки в подборе руководящих кадров. Мало уделялось внимания укреплению материально-технической базы учреждений искусств. Отсутствовали стационарные помещения Бугурусланского городского театра драмы имени Н. В. Гоголя, областного музея изобразительных искусств [9, л. 19].

Таким образом, высокая социальная активность творческой интеллигенции выходила за рамки проблем культурной деятельности и побуждала ее представителей включаться в решение проблем социально-экономического развития региона. Погружаясь в оказание помощи по выполнению народнохозяйственных планов, творческая интеллигенция все больше осознавала необходимость усиления социальной направленности своего художественного творчества. Многоплановость деятельности была характерна для интеллигенции Оренбуржья, побуждая ее решать, помимо вышеперечисленных, задачи духовно плана, идейно-нравственного воспитания населения. Несмотря на проблемы и сложности управленческого, идейного, профессионального и материально-технического плана, творческая интеллигенция вносила существенный вклад в формирование культурного пространства региона, решение задачи духовно-нравственного воспитания общества.

Библиографический список

1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. Р-1861. Оп. 1. Д. 77.

2. ГАОО. Ф. Р-2801. Оп. 1. Д. 168.

3. ГАОО. Ф. Р-2801. Оп. 1. Д. 171.

4. ГАОО. Ф. Р-2872. Оп. 1. Д. 145.

5. ГАОО. Ф. Р-2872. Оп. 1. Д. 151.

6. ИвановаА.Г., Заельская С.А. Творческая деятельность писателей Урала в эпоху общественного застоя // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 9 (2). С. 12 - 16.

7. Культурное строительство в Оренбуржье: Документы и материалы, 1942 - 1987 / Сост: В.И. Швидченко, Т.В. Костова, А.Е. Акиньшина и др. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1989. 192 с.

8. Оренбургский государственный архив социально-политической истории (ОГАСПИ). Ф. 371. Оп. 48. Д. 69.

9. ОГАСПИ. Ф. 371. Оп. 83. Д. 29.

References

1. Gosudarstvennyi arkhiv Orenburgskoi oblasti [State Archive of the Orenburg Region] (GAOO). F. R-1861. Op. 1. D. 77.

2. GAOO. F. R-2801. Op. 1. D. 168.

3. GAOO. F. R-2801. Op. 1. D. 171.

4. GAOO. F. P-2872. Op. 1. D. 145.

5. GAOO. F. P-2872. Op. 1. D. 151.

6. IvanovaA.G., Zaelskaya S.A. Creative activity of Ural writers in the era of social stagnation // Research Journal of International Studies. 2013. No. 9 (2). S. 12 - 16.

7. Cultural construction in the Orenburg region: Documents and materials, 1942 - 1987 / Comp.: V.I. Shvidchenko, T.V. Kostova, A.E. Akinshina et al. Chelyabinsk: South Ural. Prince Publishing House, 1989. 192 p.

8. Оrenburgskii gosudarstvennyi arkhiv sotsial'no-polinicheskoi istorii [Orenburg State Archive of Socio-Political History] (OGASPI). F. 371. Op. 48. D. 69.

9. OGASPI. F. 371. Op. 83. D. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.