УДК 93.1(571.55)
ПАРТИЙНАЯ ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1953-1965 гг. © Н.А. Семенова1
Забайкальский государственный университет,
672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30.
Характеризуется роль партийной власти в развитии учреждений культуры и творческих союзов в период 1950-х -начала 1960-х гг. Рассматривается система управления культурой и ее функционирование в Читинской области. Отмечаются изменения в системе управления, а также особенности ее функционирования.
Табл. 1. Библиогр. 21 назв.
Ключевые слова: партийная власть; идеология; учреждения культуры; творческие союзы.
PARTY RULE AND CHITA REGION CULTURE CONTROL IN 1953-1965 N.A. Semenova
Trans-Baikal State University,
30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, 672039, Russia.
The article describes the role of the party hand in the development of cultural institutions and creative unions in the period from 1950s to early 1960s. It considers the system of culture management, changes in the management system and the features of its functioning in the Chita region.
1 table. 21 source.
Key words: party rule; ideology; cultural institutions; creative unions.
Государственная политика советской власти в области культуры 1950-х - начала 1960-х гг. подчинялась принципу преемственности по отношению к предыдущему периоду. Главным ее содержанием оставалось руководство и контроль в сфере культуры, сохранение цензурных и идеологических рамок, развитие творчества в рамках единого метода - социалистического реализма. Культура и искусство рассматривались как фактор воздействия на формирование личности.
После смерти И.В. Сталина начались организационные перестройки в системе управления. Новое руководство страны подвергло изменениям систему управления культурой. Реформирование государственных органов управления культурой началось с ликвидации громоздкого Комитета по делам искусств при Совете министров СССР и Союзно-
республиканского Министерства кинематографии. Взамен в 1953 г. было создано единое Министерство культуры СССР [1, л. 42].
Управление культурной сферой было построено по отраслевому принципу. В это время созданы республиканские министерства, краевые и областные
управления культуры, обеспечивающие развитие сферы культуры на местах. В Читинской области на основании решения № 452 облисполкома от 8 июня 1953 г. областное Управление кинофикации, отдел по делам искусств, отдел культурно-просветительной работы, управление по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли,
управление трудовых резервов, областной комитет радиофикации объединены в одно - областное
Управление культуры при исполнительном комитете Читинского областного Совета депутатов трудящихся [2, л. 2]. Управление занималось вопросами организации культурно-просветительской работы; организацией и контролем деятельности учреждений искусств, полиграфии, кинопроката; строительством, планированием и материально-техническим снабжением организаций культуры и искусства. Одновременно основаны городские отделы культуры при исполнительных комитетах городских советов депутатов трудящихся и районные отделы культуры при исполкомах районных советов депутатов трудящихся.
Деятельность местных органов Управления культуры в большей мере являлась отражением культурной политики центральной власти, определялась главным образом постановлениями, решениями пленумов и съездов КПСС, а также другими партийными документами. В большинстве своем приказы и указания Министерства культуры дублировались областным Управлением культуры. Приказ Министерства культуры № 1368 от 25.12.1953 г. «О спецсредствах» был полностью переписан Читинским облисполкомом и направлен в районы области. По причине не всегда четко поставленных задач, отсутствия контроля со стороны местных органов власти, учета региональных особенностей некоторые приказы и указания оставались не исполненными [3, л. 41].
Формы и методы работы партийной организации в 1950-е гг. существенно не изменились: определяющими в их работе оставались решения съездов и постановления пленумов ЦК КПСС. Однако в 1953-1954 гг. из-за прошедших изменений в системе управления
1Семенова Надежда Анатольевна, старший преподаватель кафедры истории, тел.: 89644643833, e-mail: semeno-va.nadia@mail.ru
Semenova Nadezhda, Senior Lecturer of the Department of History, tel. 89644643833, e-mail: Semenova.Nadia@mail.ru
культурными учреждениями зачастую отсутствовали инструкции и постановления центральных партийных и государственных органов, регламентирующие направления работы в сфере культуры. На местах стала раздаваться критика в адрес работы центральных государственных органов. В областной газете «Забайкальский рабочий» за 1953 г. неоднократно выходили статьи, в которых указывалось на недостатки в деятельности областного Управления культуры и подведомственных ему учреждений. Так, в статье «Мимо главного» от 26 октября 1953 г. говорилось о медленной перестройке работы Управления и его районных отделов: «...их деятельность стоит в стороне от решения задач, поставленных сентябрьским Пленумом 1953 года» [3, л. 1].
Неизменным оставался принцип определяющей роли партийных органов власти при отборе руководителей учреждений культуры и творческих союзов. Утверждение на высшую должность происходило только после одобрения предложенной кандидатуры партийными органами. Для утверждения кандидатуры на должность проводилось заседание бюро обкома КПСС, на котором принималось постановление по данной кандидатуре, и бюро отправляло постановление в ЦК КПП с просьбой об утверждении принятого решения. В июне 1953 г. начальником Читинского областного управления культуры был назначен В.А. Панкратов, а инструктором отдела пропаганды и агитации Читинского обкома КПСС - В.Г. Корж [15, л. 40].
После детального обсуждения и утверждения кандидатуры на пленуме или заседании бюро обкома КПСС происходило назначение не только на высшие государственные должности, но и на должности председателей творческих союзов, руководителей художественной самодеятельности, редакторов газет.
В 1953 г. в ведении областного Управления культуры Читинской области находились все театральнозрелищные учреждения области: 265 библиотек, 28 районных домов культуры и 303 сельских клуба, 250 изб-читален, 203 киноустановки, 25 красных палаток, 3 музея, 2 театра, один парк культуры и отдыха [21, с. 17]. Городские и районные отделы культуры в свою очередь осуществляли руководство кинофикацией, музыкальными и художественными школами и училищами, библиотеками, а также театрами, действовавшими на их территории.
Партийные органы власти были главной инстанцией при открытии театров, проведении смотров художественной самодеятельности, выпуске новых газет, журналов и т.д. При жесткой централизации учреждений культуры именно органы КПСС координировали деятельность всех государственных и общественных организаций в сфере культуры.
Определенный интерес партийные власти проявляли к деятельности театров. В первую очередь это касалось репертуара, который по решению партийных органов власти мог быть изменен или дополнен. Ежегодно директора театров выступали перед обкомом КПСС с отчетным докладом по работе театра. По итогам этих отчетов выносилось решение, в котором указывались достижения, если имелись замечания,
назначались ответственные и устанавливались сроки для их устранения. В результате недолжного или несвоевременного выполнения решения руководство театров снималось с занимаемой должности. В 1953 г. директор Читинского областного драматического театра Н.Н. Орловский отчитался перед Читинским обкомом КПСС. В своем докладе он охарактеризовал работу театра как «неудовлетворительную» и представил новый репертуарный план театра на 1954-
1955 гг., в который в основном были включены пьесы советских драматургов, как того требовали органы власти. В итоге заседания бюро Читинского обкома КПСС было вынесено постановление: «Обязать начальника областного Управления культуры В.А. Панкратова, начальника Отдела искусств Мальцеву и директора Областного Драматического театра Н.Н. Орловского устранить недостатки и улучшить работу театра в новом театральном сезоне 1953-1954 года. Подготовить новые спектакли «Дорогой бессмертия» Г. Товстоногова, В. Брагина и «Приваловские миллионы» Д.Н. Мамина-Сибиряка, которыми открыть новый театральный сезон» [17, л. 16-17].
Традиционно для всего советского периода при оценке спектакля на первом месте стояла идеологическая выдержанность, приоритет отдавался пьесам советских драматургов. Но не всегда идеологические взгляды партийных работников и работников театра совпадали в вопросе репертуара. Результат был очевиден. На очередном заседании бюро Читинского Обкома КПСС И.М. Пинаев (директор) и Л.А. Лукацкий (главный режиссер Читинского Драматического театра) были сняты с занимаемых должностей. Главным режиссером был назначен М.М. Маламуд, заслуженный деятель искусств Киргизии, проработавший в этой должности до июня 1957 г. [18, л. 54].
В поле зрения местных партийных органов были не только вопросы творчества, но и вопросы материального обеспечения сотрудников и учреждений культуры. Обкомы ходатайствовали перед центральными партийными и государственными ведомствами о строительстве новых культурных центров, помогали решать вопросы обеспечения работников культуры жильем, необходимым инвентарем. По ходатайству обкома в апреле 1953 г. на заседании исполнительного комитета Читинского областного Совета депутатов трудящихся № 262 было принято решение об улучшении жилищно-бытовых условий актеров, а также постановление «обязать Читинский горисполком в доме № 37 по ул. Калинина закончить в 1953 г. ремонт крыши и фасада, подключить дом к городскому водопроводу и переселить в него актеров» [8, л. 205].
Проведение крупных мероприятий, решение кадровых вопросов, проблем материально-технического развития учреждений культуры - эти вопросы непременно рассматривались на заседаниях партийных органов первоначально. На заседании бюро Читинского областного комитета КПСС в сентябре 1953 г. решался вопрос о проведении семинара для редакторов окружной, а также городских, районных и многотиражных газет. По итогам заседания было вынесено положительное решение, ответственным за проведение
семинара был назначен отдел пропаганды и агитации обкома КПСС. На заседании бюро также утверждали план проведения семинара, количество участников, тему, источник финансирования и т.д. [16, л. 125].
Местные органы власти не только поддерживали деятельность профессиональной культуры, но и способствовали развитию художественной самодеятельности. В связи с этим ежегодно проводились смотры и конкурсы среди самодеятельных коллективов и исполнителей. Для вовлечения наибольшего количества населения и внедрения в репертуар коллективов лучших произведений писателей, поэтов и композиторов проводились ежегодные сельские, районные, областные, республиканские и всесоюзные смотры художественной самодеятельности. На местном уровне для проведения сельских, районных и областных смотров исполнительный комитет устанавливал сроки проведения смотров, назначал ответственных и формировал организационный комитет. На очередном ноябрьском заседании исполкома Читинского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение «разрешить областному Управлению культуры провести смотры художественной самодеятельности: сельские - с 1 по 30 января 1954 года; районные - с 5 по 25 февраля; областной - в марте 1954 года». Здесь же было принято решение об организационном комитете смотра. В него было включено 13 человек. Среди них: председатель комиссии: Матвеева - заместитель председателя облисполкома; заместитель председателя комиссии: В.А. Панкратов - начальник областного управления культуры; Пономарев - редактор газеты «Забайкальский рабочий»; Н. Семенова - директор областного Дома народного творчества; Покровская -член правления Читинского отделения ССП; Свирский - директор музыкальной школы; М.М. Маламуд -главный режиссер областного драматического театра и др.
Для проведения любого рода мероприятий требовались средства. Кроме средств из местного бюджета по ходатайству обкома КПСС средства выделяло Министерство культуры РСФСР. Для проведения смотра художественной самодеятельности 1954 г. Читинской области было выделено 200 тыс. руб. [7, л. 100-101].
Повышенное внимание со стороны партийного руководства в середине 1950-х гг. уделялось и работе кинотеатров. Это было связано с тем, что кинематограф активно использовалась партийным руководством в целях пропаганды. На экраны выходят новые фильмы, увеличивается количество кинотеатров и сеансов. В 1955 г. в городах и селах Читинской области имелось 392 киноустановки [19, с. 137],, а к 1964 г. их количество увеличилось до 920 [20, с. 145]. В 1955 г. в Забайкалье работало 212 стационарных киноустановки, а в 1958 г. - 269 [20, с. 145].
С 1953 по 1964 гг. в Восточном Забайкалье было построено около 20 кинотеатров: «Спутник», «Мир», «Октябрь» (г. Чита); «Космос», «Восток» (г. Балей); «Экран» (пгт Карымская); «Авангард» (пгт Кокуй); «Мир» (г. Шилка); «Кристал» (пгт Вершино-Дарасунский) и др. [21, с. 343]. В 1955 г. начал работу первый в Читинской области крупный двухзальный
кинотеатр «Родина» на 800 мест [4, л. 1]. Его директором был назначен В.Н. Шабельников. Новый проект кинотеатра, строительство которого было возобновлено в 1952 г., был разработан архитектором В.А. Ко-рольниковой, а через четыре года он открыл двери для зрителей. Его сдача в эксплуатацию была приурочена ко дню открытия XX съезда КПСС, по случаю чего был продемонстрирован цветной документальный фильм «Дружба великих народов», рассказывающий о пребывании в Индии председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганина и члена Президиума Верховного Совета СССР Н.С. Хрущева. Первый показ художественного фильма, посвященный 38-ой годовщине Октябрьской революции, состоялся в ноябре
1955 г.
В середине 1950-х гг. кинопрокат страны познакомил зрителей с такими выдающимися работами, как «Тихий Дон», «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Идиот» и др. В 1958 г. киностудии Советского Союза выпустили 102 новых художественных фильма. Эти картины вызвали большой интерес у населения, в результате чего пополнилась зрительская аудитория. Жители области с большим интересом посещали кинотеатры, об этом свидетельствуют записи в книге «Отзывов и предложений».
Все кинотеатры обязывали в фойе устанавливать стенды и проводить лекции, активно участвовать в подготовке к выборам в местные Советы. Накануне проводимых мероприятий в кинотеатрах демонстрировались тематические фильмы: «Великие люди нашей страны», «Ленин в октябре», «Броненосец «Потемкин», «Человек с ружьем» и др. [5, л. 41].
Деятельность театров и кинотеатров по всей стране оценивалась по экономической рентабельности. Для отчета в Министерство культуры и Совет министров направлялись три основных показателя деятельности учреждений культуры: «план по сеансу», «план по зрителю» и «план по валовому сбору» [5, л. 5]. Введение принципа хозрасчета было опробовано и в отношении учреждений культуры Восточного Забайкалья. Выполняя производственные показатели за
1956 г. по областному театру драмы, область не смогла достичь 100%-го результата. Основная причина виделась в недостаточном количестве зрителя, незаинтересованности теми спектаклями, которые предлагал Читинский областной драматический театр. В связи с невыполнением производственного плана за 1956 г., убытки театра составили 450 тыс. руб., тогда как по плану была предусмотрена безубыточная деятельность. Вследствие этого органы партийной власти и областное Управление культуры предложило администрации театра пересмотреть репертуарный план и внести соответствующие коррективы в творческую работу. Примером выполнения репертуарных планов могут служить производственные показатели областного Драматического театра за 1956 г., приведенные в таблице.
Партийная власть не только выполняла функции контроля, но и старалась оказывать помощь учреждениям культуры для их плодотворного функционирования. На местном уровне это выражалось в заключении
Производственные показатели областного Читинского драматического театра за 1956 г. ___________________________________[9, л. 40,118]________________________________
За I полугодие За год
Показатель по плану фактически % выполнения по плану фактически % выполнения
Количество спектаклей 274 270 98,5 464 446 96,1
Количество зрителей 95,4 70,1 73,4 165 130 79,1
Валовый сбор 828,3 563,5 68 1381 1109 80,3
целевых договоров на проведение спектаклей, улучшении работы городского транспорта перед и после представлений, выступлении в качестве посредника между учреждениями и государственными органами. Местные органы власти ходатайствовали о выделении дополнительного финансирования и дотаций, о повышении статуса культурного учреждения. По просьбе администрации театра обком КПСС ходатайствовал перед Советом Министров СССР «о включении в 1957 году Читинского областного драматического театра в число театров, получающих дотацию из республиканского бюджета» [7, л. 115]. Хоть и не всегда, но в большей степени подобные ходатайства удовлетворялись. Это было связано, прежде всего, с сохранением учреждений культуры в отдаленных регионах страны.
Одной из главных тем второй половины 1950-х гг. было разоблачение «культа личности» Сталина. На XX съезде КПСС в феврале 1956 г. прозвучал доклад Н.С. Хрущева «О культе личности И.В. Сталина», в июне 1956 г. вышло постановление «О преодолении культа личности и его последствий». Прошедшие политические события в стране способствовали усилению действенности идеолого-воспитательной работы. Были созданы определенные периодические издания, главной задачей которых была популяризация решений новой администрации, оказание помощи лекторам и пропагандистам. В августе 1956 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об издании журнала «Агитатор», а в сентябре 1957 г. было возобновлено ежегодное издание «Справочника партийного работника», который включал резолюции и постановления съездов партии, пленумов ЦК КПСС, отдельные решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР, документы, отражающие международную деятельность ЦК КПСС и Советского правительства, законы, указы Президиума Верховного Совета СССР, важнейшие документы ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
В Читинской области вся лекционная работа осуществлялась через Читинское отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Должность ответственного секретаря Читинского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний в 1950-е г. занимал Евстропов. С увеличением количества лекторов возникла необходимость в обеспечении их соответствующей литературой. В Восточном Забайкалье
основной книгой пропагандистов являлся журнал «Блокнот агитатора». Его тираж в 5 тыс. экз. оказался недостаточным и в 1956 г. по решению обкома КПСС был увеличен в два раза [13, л. 55].
Культурно-массовая работа на селе строго планировалась. Более того, культурно-массовые мероприятия включались в планы посевной или уборочной. Создавались агитбригады, которые выступали с концертной программой на полевых станах. Используя эту форму работы, партийные органы власти включали в программу выступлений агитбригад лекторов, которые перед началом выступлений читали доклады. В плане работы отдела пропаганды и агитации обкома КПСС на 1958 г. было предусмотрено совместно с агитбригадами направить в районы области 15 пропагандистов [12, л. 2].
Агитационно-художественные бригады организовывались при районных домах культуры, а работа изб-читален и сельских клубов переносилась в поле. Ответственность за организацию этих мероприятий возлагали на райкомы, отдел пропаганды и агитации обкома КПСС и исполком областного Совета депутатов трудящихся Читинской области [14, л. 105].
В июле 1957 г. в Чите прошел Первый областной съезд работников культуры, но котором были подведены итоги работы учреждений культуры за последнее пятилетие. Главной темой Съезда стал вопрос подъема культуры села. Съезд открылся выступлениями секретаря обкома КПСС Л.П. Данилюка, директора областного Дома народного творчества Н. Семеновой и заведующего Агинским окружным отделом культуры Ж. Доржиева. На Съезде были отмечены такие проблемы отрасли, как вопросы финансирования, отсутствие единства в системе управления учреждениями культуры, материальное обеспечение, проблемы кадров. В заключительном выступлении участников Съезда прозвучало обращение ко всем работникам культуры Читинской области, в котором звучал призыв оказывать практическую помощь учреждениям культуры, коллективам художественной самодеятельности, поддержку передовым колхозам по строительству и благоустройству сельских очагов культуры.
В конце 1950-х гг. произошли видимые изменения в политической и социально-экономической областях, однако методы руководства в сфере культуры оставались практически неизменными. По-прежнему проведение совещаний работников культуры проходило
только с разрешения обкома КПСС. Бюро Читинского Обкома КПСС от 21 января 1958 г. дало разрешение на проведение 23-25 февраля 1958 г. областного совещания заведующих отделами культуры и их заместителей. На заседании бюро была утверждена повестка дня: доклад на тему «О задачах культурнопросветительных учреждений в связи с решениями Февральского Пленума ЦК КПСС и первой сессии Верховного Совета СССР пятого созыва» [6, л. 158].
Практика утверждения повестки дня, состава участников и докладчиков на подобных мероприятиях сохранялась и далее. Областным партийным органам рекомендовалось присутствовать на совещаниях представителей периодической печати. В таком же режиме проводились совещания районных отделов культуры, заседания творческих союзов и т.д.
Партийная власть оказывала серьезное влияние не только на учреждения культуры, но и на творческие союзы, таким образом также распространялись и утверждались идеологические взгляды. Основным партийным требованием второй половины 1950-х гг. было увеличение количества произведений на современные темы (в партийной лексике тех лет термин «современность» подразумевал производственные проблемы). Всем творческим работникам рекомендовалось отражать в своих работах производственную тематику, для чего предполагалось выезжать на производство: в колхозы, на предприятия, организации, стройки.
Такие критерии применялись в первую очередь к творчеству художников и писателей, которых в целом хвалили за «повышение идейно-художественного уровня» их произведений. Но, в тоже время указывали на необходимость более глубоко изучать жизнь колхозников, а также «чаще отражать в своих произведениях передовиков и новаторов сельскохозяйственного производства».
Первичные партийные организации творческих союзов устраивали семинары по изучению постановлений ЦК КПСС. Практически в каждом протоколе первичной партийной организации Читинского отделения Союза Советских писателей в 1950-е гг. на повестку дня выносился вопрос «О политической учебе писателей». Члены творческих союзов неохотно шли во всевозможные кружки по изучению партийных постановлений, большое количество представителей творческой интеллигенции области были беспартийными, а значит, в какой-то степени «неуязвимыми» при прохождении обязательной политучебы. В этих случаях применялись иные формы воздействия, связанные с перспективами творчества, представлением к наградам, улучшением бытовых условий и т.д. [22, с. 122].
На заседаниях первичных партийных организаций заслушивались творческие отчеты деятелей области. Партийная организация давала характеристику, которая была определяющей при переходе с одного места работы на другое, а также, например, при издании книги, пьесы, организации выставки. По итогам заседания правления Читинского отделения Союза художников РСФСР решили ходатайствовать перед обко-
мом КПСС о приглашении художника Скруберта для работы в Читинское отделение Союза художников [11, л. 9].
С конца 1950-х гг. писатели и художники Читинской области периодически выезжали в районы. На местах кроме творческой деятельности они проводили идеологическую пропаганду, разъясняя решения XXII съезда КПСС, оказывали помощь клубным работникам, коллективам художественной самодеятельности. В период 1958-1963 гг. сотрудники ЧОСП СССР выступили с докладами и лекциями более чем 500 раз, побывали почти во всех уголках края. В Чите сотрудником газеты «Комсомолец Забайкалья» Г. Граубиным совместно с М. Войновым и А. Ульзутуевым была создана писательско-журналистская группа «Грауволь». Эта бригада выезжала в районы области, где проводила встречи с молодежью, читала лекции, рецензировала произведения молодых писателей и поэтов [10, л. 8-9].
Существовала многоступенчатая система контроля над профессиональной деятельностью и политической учебой творческих деятелей Восточного Забайкалья, начиная от первичной партийной организации союза и заканчивая Читинским обкомом КПСС. С политической «выдержанностью» деятелей литературы и искусства связывалось идейное содержание произведений.
В 1962 г. прошел Второй областной съезд работников сельских учреждений культуры. В докладе председателя облисполкома Н.И. Дмитриева подчеркивалось, что сельские учреждения культуры являются «опорными базами первичных партийных организаций по воспитанию рабочих и колхозников, их культурному обслуживанию и удовлетворению возрастающих духовных потребностей». По количеству сельских библиотек на тысячу населения Читинская область занимала одно из первых мест в РСФСР, а в практике работы сельских учреждений применялись более разнообразные формы работы [21, с. 255]. Это позволяет сделать вывод, что в этот период в области сельским учреждениям культуры стало уделяться больше внимания.
Таким образом, в 1950-е - начало 1960-х гг. наблюдались некоторые противоречия. На первый взгляд происходила некоторая либерализация общественной жизни советского общества. Духовное состояние общества также претерпевало определенные изменения, преодолевался страх, появлялись надежды. Прежде всего, эти изменения касались именно духовной сферы, настроения интеллигенции. В то же время роль коммунистической партии оставалась неизменно ведущей и направляющей, руководящей всеми сферами жизни страны и общества, следовательно, неизменно и место партийных органов в системе советского руководства, в том числе и в сфере культуры. Формы и методы партийного руководства культурной жизнью страны в этот период стали разнообразнее, однако это не изменило сущности партийного руководства институтами культуры, традиционно служащими инструментом проведения партийных решений. Главной функцией оставалась идеологиче-
ская, а целью - воспитание советского человека в рамках господствующей идеологии.
Основные направления деятельности местных органов власти в области культуры на территории Читинской области в значительной степени определялись теми же изменениями, которые наметились в духовной жизни Советского общества в стране. В духовной сфере формировалось положительное восприятие экономических и политических преобразований. Культура играла определяющую роль в форми-
ровании общественного сознания, однако учреждения культуры, общественные организации, самодеятельность финансировались все еще не достаточно. Удаленность региона, климатические условия, слабая материально-жилищная база не позволяла учреждениям культуры Восточного Забайкалья идти в ногу с учреждениями культуры центральных регионов страны.
Статья поступила 28.10.2013 г.
Библиографический список
1. Государственный архив РФ. Ф. А-501. О. 1. Д. 4305. Л. 42.
2. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. Р-6. О. 1. Д. 2658. Л. 2.
3. ГАЗК Ф. Р-6. О. 1. Д. 2857. Л. 1, 41.
4. ГАЗК Ф. Р-6. О. 1. Д. 2860. Л. 1.
5. ГАЗК Ф. Р-6. О. 1. Д. 3192. Л. 5, 41.
6. ГАЗК Ф. Р-6. О. 1. Д. 3213. Л. 158.
7. ГАЗК Ф. Р-90. О. 1. Д. 2013. Т. 1. Л. 100-101, 115.
8. ГАЗК Ф. Р-90. О. 1. Д. 2013. Т. 2. Л. 205.
9. ГАЗК Ф. Р-90. О. 1. Д. 2626. Л. 40, 118.
10. ГАЗК Ф. Р-265. О. 2. Д. 19. Л. 8-9.
11. ГАЗК Ф. Р-1905. О. 1. Д. 23. Л. 9.
12. Партийный архив Забайкальского края (ПАЗК). Ф. П-3. О. 4. Д. 241. Л. 2.
13. ПАЗК Ф. П-3. О. 4. Д. 2051. Л. 55.
14. ПАЗК Ф. П-3. О. 4. Д. 2058. Л. 105.
15. ГАЗК Ф. П-3. О. 4. Д. 2066. Л. 40.
16. ПАЗК Ф. П-3. О. 4. Д. 2071. Л. 125.
17. ПАЗК Ф. П-3. О. 4. Д. 2073. Л. 16-17.
18. ПАЗК Ф. П-3. О. 4. Д. 2075. Л. 54.
19. Народное хозяйство Читинской области: стат. сб. кутск, 1956.
20. Народное хозяйство Читинской области: стат. сб. кутск, 1960.
21. Малая энциклопедия Забайкалья. Культура / под ред. Р.Ф. Гениатулина. В 2 т. Новосибирск, 2009. Т. 1. 343 с.
22. Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-1960-е годы. М.: Диалог-МГУ, 1999. 398 с.
Ир-
Ир-
УДК 165.193
ДОГОВОРЫ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ОБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
© О.Г. Степаненко1
Иркутский государственный технический университет,
664074, Россия, г. Иркутск ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается договор об отчуждении исключительного права на объекты авторских прав как разновидность договоров распоряжения исключительным правом на интеллектуальную собственность.
Билблиогр. 10 назв.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность; распоряжение исключительным правом; коммерциализация; объекты авторских прав; правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных.
CONTRACTS OF ALIENATION OF EXCLUSIVE RIGHTS TO COPYRIGHT ITEMS O.G. Stepanenko
Irkutsk State Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the contract of alienation of exclusive rights to copyright items as a type of disposition contracts of exclusive right to intellectual property.
10 sources.
Key words: intellectual property; disposition of exclusive rights; commercialization; copyright item; legal protection of application software and databases.
«Одним из главных направлений государственной научно-технической политики в РФ является провозглашенная на рубеже XX-XXI столетий политика вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот... Стратегической целью такой политики является перевод российской экономики с сырье-
вого на инновационный путь развития» [7, с. 11]. Согласимся с мнением В.И. Мухопада, так как, действительно, для России неотступное проведение такой политики является одним из немногих шансов не остаться сырьевым придатком.
Э.П. Гаврилов отмечает, что термин интеллекту-
1Степаненко Ольга Геннадьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, тел.: 89025126039, e-mail: ols-tep@yandex.ru
Stepanenko Olga, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Civil and Legal Disciplines, tel.: 89025126039, e-mail: ols-tep@yandex.ru