Научная статья на тему 'ВКЛАД СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ-ЮРИСТОВ И ВУЗОВ В ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ'

ВКЛАД СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ-ЮРИСТОВ И ВУЗОВ В ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN / ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF LEGAL EDUCATION / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА В КАЗАХСТАНЕ / LEGAL SCIENCE IN KAZAKHSTAN / А.Т. БАЖАНОВ / М.П. ШАЛАМОВ / M.P. SHALAMOV / Г.М. МАСЛОВ / G.M. MASLOV / А.Н. АГЕЕВ / A.N. AGEEV / Н.И. КОНДРАТЬЕВА / SYSTEM OF LEGAL EDUCATION / A.T. ABZHANOV / N.Y. KONDRATYEVA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тлепина Шолпан Валерьевна

Становление и развитие юридического образования и науки в Казахстане имеет присущие только для этого государства свои особенности. Эти особенности обусловлены теми событиями, которые произошли в ХХ веке на всем том пространстве, которое занимал СССР. Поэтому исследование особенностей становления и развития юридического образования, а также и юридической науки в Казахстане неотделимо от той помощи, которая была оказана республике вузами советской России, а потом и СССР в подготовке профессиональных кадров-юристов, в организации юридических учебных заведений, в подготовке кадров ученых-юристов. Изучение процесса развития юридического образования и юридической науки также невозможно и без анализа научных интересов, профессиональной деятельности первых ученых-юристов, прибывших в Казахстан из ведущих советских вузов для организации профессионального юридического образования в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF SOVIET AND RUSSIAN SCHOLARS AND HIGH SCHOOLS TO THE FORMATION OF HIGHER LEGAL EDUCATION AND LEGAL SCIENCE IN KAZAKHSTAN

The formation and development of legal education and science in Kazakhstan has its own peculiar features only for this country. These features are due to those events that occurred in the twentieth century on all the space that occupied the USSR. Therefore, the study of the specifics of the formation and development of legal education, as well as legal science in Kazakhstan, is inseparable from the assistance rendered to the republic by the universities of Soviet Russia, and then the USSR in the training of professional legal staff, in the organization of law schools, in the training of scientists lawyers. The study of the development of legal education and legal science is also impossible without an analysis of scientific interests and professional activities of the first legal scholars who arrived in Kazakhstan from leading Soviet universities to organize professional legal education in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ-ЮРИСТОВ И ВУЗОВ В ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ»

УДК 340

ВКЛАД СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ-ЮРИСТОВ И ВУЗОВ В ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ

ТЛЕПИНА Шолпан Валерьевна

доктор юридических наук, профессор кафедры международного права юридического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан. E-mail: sholpanw@mail.ru

Становление и развитие юридического образования и науки в Казахстане имеет присущие только для этого государства свои особенности. Эти особенности обусловлены теми событиями, которые произошли в ХХ веке на всем том пространстве, которое занимал СССР. Поэтому исследование особенностей становления и развития юридического образования, а также и юридической науки в Казахстане неотделимо от той помощи, которая была оказана республике вузами советской России, а потом и СССР в подготовке профессиональных кадров-юристов, в организации юридических учебных заведений, в подготовке кадров ученых-юристов. Изучение процесса развития юридического образования и юридической науки также невозможно и без анализа научных интересов, профессиональной деятельности первых ученых-юристов, прибывших в Казахстан из ведущих советских вузов для организации профессионального юридического образования в Казахстане.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, история юридического образования, юридическая наука в Казахстане, А.Т. Бажанов, М.П. Ша-ламов, Г.М. Маслов, А.Н. Агеев, Н.И. Кондратьева.

THE CONTRIBUTION OF SOVIET AND RUSSIAN SCHOLARS AND HIGH SCHOOLS TO THE FORMATION OF HIGHER LEGAL EDUCATION AND LEGAL SCIENCE IN KAZAKHSTAN

TLEPINA Sholpan Valerevna

Doctor of Law, Professor of the Department of International Law of the Faculty of Law of L.N. Gumilyov Eurasian National University,

Astana, Kazakhstan.

E-mail: sholpanw@mail.ru

The formation and development of legal education and science in Kazakhstan has its own peculiar features only for this country. These features are due to those events that occurred in the twentieth century on all the space that occupied the USSR. Therefore, the study of the specifics of the formation and development of legal education, as well as legal science in Kazakhstan, is inseparable from the assistance rendered to the republic by the universities of Soviet Russia, and then the USSR in the training of professional legal staff, in the organization of law schools, in the training of scientists lawyers. The study of the development of legal education and legal science is also impossible without an analysis of scientific interests and professional activities of the first legal scholars who arrived in Kazakhstan from leading Soviet universities to organize professional legal education in Kazakhstan.

Key words: Russia, Kazakhstan, history of legal education, system of legal education, legal science in Kazakhstan, A.T. Abzhanov, M.P. Shalamov, G.M. Maslov, A.N. Ageev, N.Y. Kondratyeva.

Статья подготовлена в рамках «Проблемы истории юридической науки и создание энциклопедического биобиблиографического словаря „Видныеученые-юристы КазахстанаXX-XXI вв. "» по гранту 1887/ГФ 4

Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2015-2017 гг.

Процесс формирования высшего юридического образования и юридической науки в Казахстане, как и во всех государствах, появившихся в постсоветский период, имеет свои особенности. Тем не менее, в современных работах, посвященных исследованию вопросов, связанных с особенностями формирования и развития правовой и политической мысли Казахстана, недостаточно изученной остается специфика становления юридической науки и формирования высшего юридического образования в республике. При этом имеется огромный пласт исторических данных, значительный объем необработанной до сегодняшнего времени информации, отражающих специфику развития политического сознания и правовой мысли в Казахстане.

В постсоветский период вопросы истории юридической науки и юридического образования в Казахстане рассматривались в работах таких ученых-исследователей Казахстана, как Г.М. Алимжанова, К. Алимжан, Д.М. Бисенгалиева, А.Е. Даутбаева-Мухтарова, К.В. Ким, С.С. Сартаев, С.Ф. Ударцев и Ш.В. Тлепина и др. Также в разные годы на страницах различных периодических изданиях были опубликованы статьи, посвященные отдельным ученым-юристам, организаторам высшего юридического образования и юридической науки в республике.

В начале XXI века многие ранее опубликованные статьи и новые исследования, в которых содержался анализ деятельности видных ученых-юристов Казахстана, были систематизированы и опубликованы отдельными книгами. К ним мы относим издания, посвященные С.З. Зиманову, С.С. Сартаеву, М.Т. Баймаханову, Ю.Г. Басину, А.Н. Таукелеву, А.И. Худякову, Н.А. Шайкенову, М.С. Нарикбаеву, М.К. Сулейменову. К числу этих изданий относятся также очерки и воспоминания С.Ф. Ударцева, посвященные академикам Баймаханову, Зима-нову, Сапаргалиеву, Сартаеву, а также профессорам Басину, Дюкову, Нарикбаеву, Таукелеву, Узбекулы, Шайкенову, Булатову и Фуксу [1]. Все это свидетельствует о том, что история юридической науки Казахстана изучалась преимущественно в персонифицированном, мемуарном аспекте, основателям государственно-правовой науки республики посвящались международные и республиканские научно-теоретические конференции.

Однако проблема научного исследования особенностей формирования высшего юридического образования и юридической науки в Казахстане до сегодняшнего дня остается актуальной и требует основательного изучения.

Несомненно, в советский период тематика, подходы к исследованиям в области теории государства и права, истории политической и правовой мысли, истории государства и права, государственного (конституционного) права и советского строительства определялись рядом идеологических и политических факторов. В союзных республиках воздействие тогдашнего политического режима на изучение и решение проблем, вопросов, на выбор методов их исследования, методологических подходов ощущалось более явственно. Линия развития теоретических исследований проблем государства и права вырисовывалась под влиянием центральных всесоюзных научно-исследовательских учреждений в соответствии с политикой и идеологией партии. Тем не менее, в советский период во всех союзных республиках, в т ом числе и в Казахстане была заложена основа для становления и развития юридического образования, а в дальнейшем и для развития юридической науки.

В Казахстане становление и развитие юридического образования прошло несколько этапов, начиная от деятельности одномесячных Юридических курсов НКЮ РСФСР (нач. 1920-х гг.) до организации юридических факультетов в университетах Казахской ССР (1955), создания высшего учебного заведения МВД Казахской ССР (1969).

Первыми преподавателями первого высшего юридического учебного заведения - Алма-Атинского ЮИ НКЮ СССР были: Т.М. Культелеев, Л.В. Дюков, А.Т. Бажанов, МП. Ша-ламов, Г.М. Маслов, А.Н. Агеев, Н.И. Кондратьева. Все они были учеными-юристами, преподавателями, получившими образование и научную подготовку в ведущих вузах СССР.

Например, А.Т. Бажанов (1898-1983) приехал в Алма-Ату из Казанского Института советского права, где работал заведующим учебной частью, заместителем директора института по учебной и научной работе (1933-37). Он выпускник факультета советского строитель-

ства и права Казанского государственного университета (1931), доктор юридических наук (1959), профессор (1962). А.Т. Бажанов был одним из талантливых руководителей и организаторов высшего юридического образования, образцом ученого и преподавателя [2].

М.П. Шаламов в Казахстан был направлен из Москвы НКЮ СССР. Он, будучи выпускником Московского института советского права (1935), доктором юридических наук (1957), профессором (1961), стал первым заведующим кафедрой уголовного права Алма-Атинского юридического института (1938-1943). При его активном участии в Алма-Атинском юридическом институте в 1939 г. была создана криминалистическая лаборатория, в которой проводились различные экспертизы и криминалистические исследования по заданиям правоохранительных органов не только Казахстана, но и Киргизии, Таджикистана и Алтайского края.

Г.М. Маслов (1905-1956) был выпускником 1-го Ленинградского юридического института (1937). После окончания аспирантуры был направлен в Алма-Атинский юридический институт (1940-1951). В 1951 г. Министерством высшего образования СССР назначен замдиректора Саратовского юридического института, позже он стал директором Саратовского юридического института им. Д.И. Курского (1952-1956).

А.Н. Агеев получил высшее образование в судебно-прокурорском отделении Ленинградского юридического института (1935), кандидат юридических наук (1938), доцент (1939), в Алма-Атинском юридическом институте работал заведующим кафедрой гражданского права и заместителем директора Института по учебной и научной части, впоследствии стал директором Алма-Атинского юридического института (1938-1950), позднее его назначили заместителем начальника главного управления юридических вузов СССР (1950).

Н.И. Кондратьева (1896-1953), кандидат исторических наук, доцент, профессор Алма-Атинского юридического института училась на социально-экономическом факультете Рабфака (1925-1928); в отделении советского строительства и права Коммунистической академии (1931-1933), в Институте Красной профессуры (1933-1936), в 1937 году была командирована в Казахстан и работала во многих вузах Казахстана: в Алма-Атинском институте советского строительства Казахского ЦИК (1937-1938), в Алма-Атинском юридическом институте (1938-1941), в Алма-Атинском филиале ВЮЗИ.

Их научно-педагогическая деятельность совпала с тем, что в 1930-е гг. началась планомерная подготовка кадров юристов в Казахстане с начальным юридическим образованием, и в этих целях при НКЮ Казахстана был организован сектор подготовки и переподготовки кадров. Хотя еще в начале 1920-х гг., когда главной задачей стала срочная первичная подготовка и переподготовка кадров юристов, начали создаваться Юридические курсы. Цель Юридических курсов - подготовка первого поколения советских кадров юристов через краткосрочные профессионально-образовательные программы. Эти Юридические курсы, на наш взгляд, и стали первым звеном в системе подготовки юридических кадров в Казахстане.

М.С. Сапаргалиев пишет, что «еще в 1918 г. намечалась организация месячных юридических курсов в Омске, Семипалатинске, Верном и Астрахани. Но с началом гражданской войны эти мероприятия не могли осуществиться», он относит первый год открытия краткосрочных юридических курсов к 1922-1924 годам» [3]. Юридические курсы подразделялись по территориальному признаку: областные, краевые, высшие; по срокам обучения 3-6 месячные, годичные; по квалификационной подготовке: следователей, судей, прокуроров, юрисконсультов, нотариусов, секретарей судов, для арбитража. Юридические курсы осуществляли подготовку не только для НКЮ и НКВД, но и для гражданской правовой службы, не было разделения на ведомственные и гражданские Юридические курсы.

Позднее, например, в 1934 году основное внимание было уделено подготовке судебных исполнителей, а в 1935 году секретарей судов, а в 1936 году появилась возможность обратить внимание и на вопросы подготовки секретарей судов и нотариусов.

Следующим звеном в системе подготовки специалистов-юристов уже более высшего порядка стала Алма-Атинская юридическая школа. Для нее характерно строгое соблюдение ведомственной дисциплины в силу подчиненности Народному комиссариату юстиции, а за-

тем Министерству юстиции Казахстана. При этом нужно отметить, что образовательный уровень абитуриентов Алма-Атинской юридической школы не всегда соответствовал тогдашним требованиям, что требовало дополнительной работы с этими людьми. Это объяснялось тем, что большинство из них были выходцы из дальних областей и районов Казахстана, окончившие аульно-кишлачные школы, редко - школы повышенного типа (к ним относились 7-9-летки), школы-коммуны, а иногда направляли и безграмотных. При подборе абитуриентом предпочтение отдавалось не уровню грамотности, а практическому опыту, преданности партии и ее вождю.

При всем этом, Алма-Атинская юридическая школа внесла достойный вклад в развитие профессионального юридического образования в Казахстане. Политико-правовая ситуация в государстве обусловила квалификационную характеристику и профессиональное предназначение выпускников Алма-Атинской юридической школы. Поколение новых специалистов встало на смену первым советским сотрудникам органов юстиции, прошедшим подготовку на Юридических курсах.

Однако жизнь продолжалась и сложившаяся государственно-правовом строительстве республики ситуация потребовала внесения качественных изменений в систему подготовки юридических кадров. Ход исторического времени по ставил задачу организации высшего профессионального юридического образования на территории Республики.

Изученные документы подтверждают, что советское государство, учреждая Алма-Атинскую юридическую школу, ставило задачу подготовки практических работников. Деятельность Алма-Атинской юридической школы соответствовала выполнению этой задачи на основе политико-правовой идеологии периода 1930-х - начала 1950-х годов. Данной задаче были подчинены структура, преподавательский состав, методика преподавания учебных дисциплин, учебный процесс, библиотечный фонд, работа педагогического совета, распределение выпускников.

Можно говорить о том, что при всем этом Алма-Атинская юридическая школа не оказывала прямого влияния на развитие юридической науки. Но наш интерес к Алма-Атинской юридической школе объясняется тем, что в ней начинали работать будущие выдающиеся ученые Казахстана. Их деятельность в Алма-Атинская юридической школе послужила промежуточным этапом в становлении их профессиональных взглядов, утверждении научных интересов, которые позднее оформились в научные школы, сформировали основные направления юридической науки Казахстана. В Алма-Атинской юридической школе вели занятия будущие организаторы, руководители, авторы первых казахстанских юридических учебников; ее функционирование в определенной степени генерировало рост национальных кадров-преподавателей профессиональных учебных заведений и создание учебных пособий. В свою очередь, подготовка учебников связано с систематизацией выводов, аккумулированных в теоретических исследованиях.

Поэтому, по нашему мнению, Алма-Атинская юридическая школа, несомненно, сыграла большую роль в становлении системы юридического образования, ее деятельность стала одним из основных этапов в организационно-институциональном развитии системы юридического образования, а позднее и юридической науки в Казахстане. Однако, если учесть то обстоятельство, что начало становления юридического образования в Казахстане связано с деятельностью советского государства в данном направлении, то нельзя не обратить внимания на проблему подготовки юридических кадров для Казахстана.

При этом становление юридического образования в различных республиках СССР связано со становлением системы юридического образования в целом по всей стране. В частности, подготовка специалистов-юристов для Казахстана в юридических вузах советской России осуществлялась в 1920-е -1930-е годы. В конце 1920-х гг. также сложилась новая форма организации высшего образования - заочная. Первая попытка по ее внедрению была предпринята в октябре 1927 г. в I МГУ [4]. Потом появились Центральные заочные курсы советского права (ЦЗКСП), которые действовали в составе Московского института советского

права на правах отделения (1933). Одним из первых был образован Заочный институт советского права.

Обучение в Заочном институте советского права было платным. Осуществление набора студентов, учащихся, слушателей, курсантов всегда сопровождалось организационными мероприятиями со стороны НКЮ РСФСР: ход кампании по комплектованию Института освещался в периодической печати; отборочные комиссии по мере поступления материалов абитуриентов направляли их в Центральную приемную комиссию в Москву и отчитывались перед отделом кадров НКЮ; устанавливалась персональная ответственность руководителей органов суда, прокуратуры, юстиции за набор студентов [5].

Заочное обучение было организовано и в Казанском Институте советского права, куда был прикреплен Казахстан. Абитуриенты из Казахстана направлялись также на юридический факультет Иркутского университета [6].

В подготовке юристов для Казахстана большую роль сыграла Всесоюзная правовая академия при ЦИК СССР, где были организованы Высшие академические курсы, куда принимались судьи, прокурорские работники, следователи не старше 35 лет, имеющие не менее трех лет практической работы в органах юстиции или на ответственной хозяйственной, профсоюзной или политической работе [7].

В числе центральных учебных заведений, бывших в ведении НКЮ РСФСР и осуществлявших подготовку кадров юристов, следует назвать и Заочные Высшие юридические курсы, Высшие юридические курсы для руководящих работников [8].

Среди всех высших учебных заведений, сыгравших большую роль в подготовке юридических кадров для Казахстана особое место занимает Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ), который впоследствии стал МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА). Постановлением СНК СССР от 29 марта 1937 г. на базе ЦЗПИ, ЦЮЗИ был организован ВЮЗИ. Ему были переданы заочные отделения и сектора, которые существовали до этого при стационарных юридических институтах в Москве, Ленинграде, Казани, Свердловске и Саратове, 8 филиалов в столицах союзных республик и 38 консультационных пунктов на территории РСФСР. А в августе 1937 года и в Алма-Ате был образован консультационный пункт ВЮЗИ для подготовки юристов в Казахстане. Выпускниками ВЮЗИ и его филиалов являются многие известные ученые, которые стали основателями государственно-правовой науки Казахстана, среди которых можно назвать имена академика, д.ю.н., профессора С.З. Зиманова, д.ю.н., профессора В.А. Кима, д.ю.н., профессора К.Ф. Котова.

Исследование особенностей формирования системы юридического образования в Казахстане было бы не полным, если бы мы не обратили внимание и на мероприятия по повышению квалификации руководящих работников суда и прокуратуры. В этом направлении важная роль отводилась Факультету Особого назначения при Институте Красной профессуры. При этом необходимо отметить и то, что советские высшие учебные заведения - Заочный институт советского права, Казанский Институт советского права, Всесоюзная правовая академия, Высшие академические курсы Всесоюзной правовой академии при ЦИК СССР, ВЮЗИ, Коммунистическая академия и Институт Красной Профессуры, так же, как и юридические учебные заведения, сосредоточенные на территории самого Казахстана, в полной мере способствовали становлению и развитию высшего юридического образования и юридической науки в Казахстане.

Все это обусловило то, что в Алма-Атинском юридическом институте, например, сложилось особое отношение к науке уже с момента его организации, с первых лет деятельности преподавательского коллектива этого учебного заведения. Наши исследования позволяют говорить о том, что в развитии юридической науки Казахстана большую роль сыграли ученые -юристы, стоявшие у истоков данного института, - первые преподаватели, молодые ученые, приехавшие из Москвы, Ленинграда, Казани и других городов СССР. Значительную роль сыграла также и эвакуация московских ученых в Алма-Ату в годы Великой отечественной войны. В послевоенный период Институт стал центром научных правовых исследований, на

его основе был создан Сектор права АН Казахской ССР. С приходом директора С.З. Зиманова научно-исследовательская работа преподавателей и студентов получила новый импульс, более строгий контроль [9]. В 1955 году был издан первый номер «Ученых записок» Института [10].

Таким образом, формирование и развитие высшего юридического образования в Казахстане в период с середины 1930-х по 1991 гг. осуществлялась через деятельность советских российских юридических вузов и факультетов, Алма-Атинского института советского строительства при КазЦИК, Алма-Атинского филиала ВЮЗИ, Алма-Атинского ЮИ НКЮ Казахской ССР, юридических факультетов КазГУ и КарГУ, Высшую Школу МВД Казахской ССР (г. Караганда). Кроме того, в педагогических вузах республики готовили преподавателей по специальности «Основы советского государства и права», «История и советское право». Безусловно, каждый из названных вузов, особенно юридический факультет КазГУ, имеют большое значение в истории юридического образования Казахстана. На протяжении всего существования Советского государства юридическому образованию отводилось особое место, его проблемы неоднократно обсуждались на уровне ЦК ВКП (б), ЦК КПСС, СНК и СМ СССР, а также высшими органами власти и управления в союзных республиках, учеными [11; 12; 13; 14; 15; 16]. Государственная политика в области юридического образования в основном имела практические задачи. Во многом советские государственные органы, особенно силовые и правоохранительные структуры, формировались из юридических кадров, развитие функциональных возможностей этих государственных органов во многом определялось качественными и количественными показателями в подготовке кадров юристов. При всем этом становление и развитие юридического образования в Казахстане шло параллельно с развитием юридической науки. Все это способствовало последующему развитию правовой мысли в Казахстане и имеет неоценимое значение для дальнейшего развития системы юридического образования и юридической науки в Казахстане.

Библиографические ссылки

1. Ударцев С.Ф. Учителя и коллеги. Из истории юридической мысли Казахстана ХХ-нач. XXI вв. Астана, 2011.

2. Юридический факультет Казанского университета: третий век образования, науки и воспитания / науч. ред. Тарханов И.А. Казань : Казан. гос. ун-т, 2009.

3. Сапаргалиев М. История народных судов Казахстана (1917-1965 гг.). Алма-Ата : Казахстан, 1966.

4. Герцензон А. Московский юридический и 185-летие высшего юридического образования // Советское государство и право. 1940. № 2. С. 133-147.

5. Центральный государственный архив Республики Казахстан (далее - ЦГА РК), ф. 1380, оп. 2, д. 398, л. 156-159.

6. ЦГА РК, ф. 1380, оп. 2, д. 398, л. 43.

7. ЦГА РК, ф. 1380, оп. 2, д. 515, л. 9.

8. ЦГА РК, ф. 1380, оп. 2, д. 515, л. 4.

9. Архив Президента Республики Казахстан (Далее - АП РК), ф. 708, оп. 27, д. 1530, л. 1-8, 10-16, 18-23.

10. Евсеев С. Об «Ученых записках» юридических вузов // Советское государство и право. 1953. № 2-3.

11. В ЦК ВКП (б). О расширении и улучшении юридического образования в стране // Советское государство и право. 1946. № 11-12. С. 50-52.

12. Приказ министра высшего образования СССР (г. Москва, № 614, 5 ноября 1946 г.) «О мероприятиях по реализации постановления ЦК ВКП (б)» от 5 октября 1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» // Советское государство и право. 1947. № 1. С. 73-75.

13. За улучшение юридического образования в СССР // Советское государство и право. 19 56. № 8. С. 3-12.

14. Совещание по вопросам высшего юридического образования в СССР // Советское государство и право. 1957. № 6. С. 130.

15. Шебанов А.Ф. Высшее юридическое образование - на уровень новых задач // Советское государство и право. 1958. № 11. С. 27-36.

16. Юридическая наука и правовые учреждения в союзных республиках // Советское государство и право. 1962. № 12. С. 98-99.

References

1. Udartsev S.F. Uchitelya i kollegi. Iz istorii yuridicheskoi mysli Kazakhstana XX-nach. XXI vv (Teachers and colleagues. From the history of juridical thought of Kazakhstan XX-beg. XXI centuries). Astana, 2011.

2. Yuridicheskii fakul'tet Kazanskogo universiteta: tretii vek obrazovaniya, nauki i vospitaniya (Faculty of Law of Kazan University: the third century of education, science and education), nauch. red. Tarkhanov I.A. Kazan': Kazan. gos. un-t, 2009.

3. Sapargaliev M. Istoriya narodnykh sudov Kazakhstana (1917-1965 gg.) (History of People's Courts of Kazakhstan (1917-1965)). Alma-Ata. Kazakh-stan, 1966.

4. Gertsenzon A. Moskovskii yuridicheskii i 185-letie vysshego yuridicheskogo obrazovaniya (Moscow law and the 185th anniversary of higher legal education), Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1940. No. 2. Pp. 133-147.

5. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Kazakhstan (dalee - TsGA RK) (The Central State Archives of the Republic of Kazakhstan (hereinafter referred to as CSA RK)), f. 1380, op. 2, d. 398, l. 156-159.

6. TsGA RK (CSA RK), f. 1380, op. 2, d. 398, l. 43.

7. TsGA RK (CSA Rk), f. 1380, op. 2, d. 515, l. 9.

8. TsGA RK (CSA Rk), f. 1380, op. 2, d. 515, l. 4.

9. Arkhiv Prezidenta Respubliki Kazakhstan (Dalee - AP RK) (Archive of the President of the Republic of Kazakhstan (hereinafter - AP RK)), f. 708, op. 27, d. 1530, l. 1-8, 10-16, 18-23.

10. Evseev S. Ob «Uchenykh zapiskakh» yuridicheskikh vuzov (On "Scholastic scrapbooks" of law schools), Sovetskoe gosudarstvo ipravo. 1953. No. 2-3.

11. V TsK VKP (b). O rasshirenii i uluchshenii yuridicheskogo obrazovaniya v strane (The Central Committee of the CPSU (b). On the expansion and improvement of legal education in the country), Sovetskoe gosudarstvo ipravo. 1946. No. 11-12. Pp. 50-52.

12. Prikaz ministra vysshego obrazovaniya SSSR (g. Moskva, № 614, 5 noyabrya 1946 g.) «O meropriyatiyakh po realizatsii postanovleniya TsK VKP (b)» ot 5 oktyabrya 1946 g. «O rasshi-renii i uluchshenii yuridicheskogo obrazovaniya v strane» (Order of the Minister of Higher Education of the USSR (Moscow, No. 614, November 5, 1946) "On measures to implement the resolution of the Central Committee of the CPSU (b)" of October 5, 1946 "On the expansion and improvement of legal education in the country "), Sovetskoe gosudarstvo ipravo. 1947. No. 1. Pp. 73-75.

13. Za uluchshenie yuridicheskogo obrazovaniya v SSSR (For the improvement of legal education in the USSR), Sovetskoe gosudarstvo ipravo. 1956. No. 8. Pp. 3-12.

14. Soveshchanie po voprosam vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v SSSR (Meeting on the issues of higher legal education in the USSR), Sovetskoe gosudarstvo ipravo. 1957. No. 6. Pp. 130.

15. Shebanov A.F. Vysshee yuridicheskoe obrazovanie - na uroven' novykh zadach (Higher legal education - to the level of new tasks), Sovetskoe gosudarstvo ipravo. 1958. No. 11. Pp. 27-36.

16. Yuridicheskaya nauka i pravovye uchrezhdeniya v soyuznykh respublikakh (Juridical science and legal institutions in union republics), Sovetskoe gosudarstvo ipravo. 1962. No. 12. Pp. 98-99.

Дата поступления: 17.06.2017 Received: 17.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.