Обухов
Алексей Сергеевич,
кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ
Вера Федоровна Шмидт, начало 1920-х гг.
К 120-летию со дня (рождения академика Отто Юльевича Шмидта
Вклад семьи О.Ю. Шмидта в развитие психологии и педагогики: «Дневник матери» Веры Федоровны Шмидт
Первая жена Отто Юльевича Шмидта - Вера Федоровна Яницкая - сыграла большую роль в развитии дошкольного воспитания, а также стояла у истоков педологии. Сам О.Ю. Шмидт интересовался психоанализом и оказывал поддержку его внедрения в России в 1930-е годы. Вера Федоровна вела дневник, в котором содержатся очень интересные наблюдения за развитием сына. Этот объемный материал опубликовался в журнале «Развитие личности» с № 3/2002 по №4/2004, сейчас находится в открытом доступе сайта издания в разделе «Статьи» http://rl-online.ru/articles. html. Дневник был передан редакции Владимиром Оттови-чем Шмидтом (2 марта 1920 года - 25 декабря 2008 года) -старшим сыном Отто Юльевича.
Поднимая вопрос о вкладе семьи Шмидтов в психологию и педагогику, мы хотели бы обратить внимание читателей на этот, в определенном смысле исторический документ и высказать мнение о значении такого рода текстов в понимании реалий того времени.
Автор дневника — известный педагог, педолог, специалист в области дошкольного воспитания, одна из ключевых фигур в Русском психоаналитическом обществе в 1920-е годы, первая жена известного организатора отечественной науки, полярника, академика Отто Юльевича Шмидта - Вера Федоровна Шмидт (урож. Яницкая).
Вера Федоровна Яницкая родилась 27 июля (по старому стилю) 1889 г. на Украине в небольшом городке Староконстантино-ве Волынской губернии в семье военного полкового врача. Детские годы Веры прошли в Киеве, а школьные — в Одессе, где она окончила Мариинскую женскую гимназию с золотой медалью.
С ранней молодости Вера Федоровна выбрала педагогику своей будущей профессией, а дошкольное воспитание — сферой своих интересов. В 1908 году Вера Яницкая поступает на Высшие женские Бестужевские курсы в Петербурге, на которых знакомится с новыми течениями в педагогике, с деятельностью П.Ф. Лесгафта, проявляет интерес к возникающим
Обухов Алексей Сергеевич
в России народными детскими садами. Окончив ВЖК в 1912 г., становится вольнослушательницей Фребелевского педагогического института в Киеве, где в течение трех лет изучает педагогические дисциплины и ведет практические занятия с детьми. Позднее Вера Федоровна пополнила свое образование на курсах в Институте высшей нервной деятельности (1920-е гг.) и Университете марксизма-ленинизма (1936 г.).
В 1913 году Вера Федоровна выходит замуж за выпускника физико-математического факультета Киевского университета Отто Юльевича Шмидта, с которым летом 1917 года переезжает в Петроград, оказавшись в центре исторических событий. Работать Вера Федоровна начала сразу после революции октября 1917 года, поступив на работу в Дошкольный отдел Нарком-проса РСФСР. В 1918 году вместе с Наркомпросом В.Ф. Шмидт переезжает в Москву, где и живет до своей смерти от базедовой болезни в 1937 году.
Педагогическая и научная деятельность В.Ф. Шмидт за 20 лет (с 1917 по 1937 г.) претерпела ряд кардинальных изменений, что связано как с развитием ее интересов, так и с историческими процессами в стране. Первоначально большая часть внимания Веры Федоровны была уделена организации системы дошкольных учреждений и налаживанию в них научно обоснованной и методически грамотной педагогической работы. Являясь заместителем заведующей Дошкольного отдела Наркомпроса и в том числе отвечая за инструкторский подотдел, В.Ф. Шмидт проводила работу по подготовке кадров дошкольных работников, способствовала появлению дошкольной статистики. Деятельность Шмидт проходила в сотрудничестве с Д.А. Лазуркиной, А.В. Луначарским, Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и др.
Однако, стремясь к непосредственной работе с детьми, более глубоким научным исследованиям развития личности в детском возрасте и проблеме воспитания, В.Ф. Шмидт после рождения сына переходит работать в Детский дом-лабораторию при Государственном психоаналитическом институте сначала простой воспитательницей, а уже чуть позже в качестве научного сотрудника. В данное заведение Вера Федоровна поместила и собственного ребенка по идейно-педагогическим и научным соображениям.
В этот период В.Ф. Шмидт также являлась секретарем Российского психоаналитического общества и представляла его на международных психоаналитических конгрессах в Австрии (1923) и Германии (1925), где встречалась с З. Фрейдом и другими известными психоаналитиками.
В дальнейшем научный путь Веры Федоровны был связан с первоначальной областью интересов — развитием и воспитание ребенка дошкольного возраста, но ракурсы рассмотрения
Вера Федоровна и Отто Юльевич Шмидта
В.Ф. Шмидт и Владимир, апрель 1922 года
К 120-летию со дня рождения академика Отто Юльевича Шмидта
В.Ф. и О.Ю. Шмидт с сыном Владимиром, 1926 г.
этих вопросов в связи со сменой работ порой приходилось принципиально изменять.
С 1925 по 1929 г. В.Ф. Шмидт, являясь сотрудником Института высшей нервной деятельности, проводила исследования влияния условных пищевых рефлексов на величину безусловной слюноотделительной реакции под руководством проф. Д.С. Фур-сикова, занималась вопросами рефлексологии и педагогики.
В 1929 г. В.Ф. Шмидт работала консультантом педагогической консультации для родителей, имеющих детей дошкольного возраста, при Отделе народного образования Фрунзенского района Москвы.
С 1930 до своей смерти в 1937 году Вера Федоровна работала научным сотрудником Экспериментального дефектологического института и под руководством Л.С. Выготского разрабатывает такие проблемы, как развитие ребенка-психоневротика, исследуя, какие нарушения вносит заболевание психоневрозом в общий ход развития ребенка; влияние конфликта на развитие ребенка, раскрывая роль конфликта в развитии детской трудновоспитуемости в различные возрастные периоды и др. Исследования имели не только теоретический, но и практический характер, выходя на вопросы воспитания и перевоспитания «трудных» детей.
Семья Шмидтов на Нико-линой горе, 1934 г.
Дневник матери как отражение детства в пространстве и времени
Дневник велся Верой Федоровной с 1922 по 1929 г. Первая часть (1920—1922) готовилась ею самой к публикации (то есть подвергалась авторской правке), но так и не была принята к печати. Остальные же части (1922—1926) существуют только в первоначальном рукописном варианте в тетрадях. Примечательно, что ряд сюжетов из дневника В.Ф. Шмидт вошли в известную книгу «От двух до пяти» (1928) К.И. Чуковского, с которым она поддерживала тесные научные связи.
Фокус внимания матери и исследовательницы сосредоточен на наблюдении за развитием сына Владимира - Волика, как называли его родители. В рукописях сохранилась специальная подборка записей (1920—1925), которые параллельно велись воспитателями детского дома-лаборатории при Государственном психоаналитическом институте, согласно его внутреннему распорядку. В 1925 г. по причине болезни сына Вера Федоровна забирает его из детского дома, а вскоре сам детский дом закрывается в связи с развернувшимися гонениями на педологию и психоанализ.
Это особенное время в нашей стране как в историческом, социальном, экономическом, так и научном и культурном плане.
Обухов Алексей Сергеевич
Наблюдения и дневниковые записи в педологии считались одним из основных методов изучения детской психологии.
Дневниковые записи начинаются еще до рождения ребенка и отражают ожидания будущей матери. С рождением сына В.Ф. Шмидт скрупулезно отмечает малейшие изменения, детали хода развития. Ее научные взгляды, безусловно, отразились и в ее дневниковых записях. Идеи психоанализа, занимавшие умы многих в то время, по-новому преломляются в записях матери, наблюдателя и ученого.
Информация фиксируется почти каждый день по заданным параметрам, определенным шаблонам. Впрочем, параметры гибко меняются автором на разных стадиях онтогенеза. В периодическом подведении итогов наблюдений отмечаются психические новообразования, особенности физического, двигательного, эмоционального, речевого и сексуального развития.
Вначале в центре внимания - сон, движение, зрение, слух, сосание (кормление). По мере развития фиксируются признаки «взросления»: улыбка, эмоции, разговор, узнавание, внимание и т.д. В конце каждого месяца подводятся итоги: отмечаются психические новообразования, особенности в развитии (физическом, двигательном, сексуальном).
По характеру описания дневник представляет попытку отстраненного наблюдения исследователя за развитием ребенка. Мать и отец упоминаются исключительно только в тех случаях, когда речь идет о реагировании на них младенца. Дневник ведется от первого лица, но при этом превалирует не личное отношение автора (матери) к своему сыну, а процессуальные моменты. Характерная черта этого дневника - пристальное, детальное внимание к малейшим изменениям в физическом развитии, двигательной сфере, реагировании на внешний мир и т.д.
Слов, выражающих эмоции, довольно мало: отсутствуют эпитеты, выражение восхищения, умилительные комментарии и т.д. Однако пристальное внимание ко всем деталям поведения и стремление их осмыслить показывают глубокую эмоциональную погруженность матери в процесс воспитания.
«Дневник» писался в период научной деятельности В.Ф. Шмидт в области психоанализа и педологии, что, безусловно, отражается в ее записях, в характере того, на что в первую очередь обращается внимание, как описываются и интерпретируются те или иные проявления поведения и развития ребенка, на особенности материнской позиции по отношению к сыну. Наиболее ярко психоаналитические взгляды В.Ф. Шмидт проявляются в рассмотрении сексуального развития ребенка: в поиске проявлений сексуальности на каждом возрастном этапе, начиная с младенчества (сексуальность при
В.Ф. и О.Ю. Шмидт - встречи полярников, 1934 г.
Семья Шмидтов, 1930-е гг.
К 120-летию со дня рождения академика Отто Юльевича Шмидта
В.Ф. Шмидт с сыном Владимиром, август 1929 г.
В.Ф. Шмидт, 1931 г.
этом явно трактуется именно с позиций психоанализа), в наиболее подробной фиксации взгляда наблюдателя на интерес мальчика к вопросам пола и т.п.
Данный текст позволяет увидеть специфику материнства и, если рассматривать их не только с психологической точки зрения, но и с исторической. Особенности мировоззрения, жизненный путь, поступки и действия человека трудно полноценно понять и объяснить вне исторических связей. Дневник В.Ф. Шмидт может выступать материалом для объединений усилий истории и психологии в научных изысканиях при попытках познать проблемы бытия и развития человека в контексте времени, эпохи, во взаимосвязи с историческими событиями.
В дневниках бытие человека отражается в неразрывной связи со временем и презентируется как событийный ряд. Жизненный путь выстраивается в контексте конкретной исторической эпохи и социальной среды. Он чем-то схож с жизненным путем других людей, но при этом всегда остается уникальным.
Развитие личности обусловлено рядом закономерностей, которые во многом детерминированы особенностями среды. Благодаря дневникам разных лет можно увидеть этот процесс во взаимосвязи с социокультурными и историческими условиями. Дневник матери в этом отношении - особое явление: здесь основным событийным рядом выступает развитие ребенка, те или иные новшества и происшествия в жизни дитя. Дневниковые записи позволяют увидеть жизнь ребенка глазами женщины: через ее отношение, реагирование, радости и печали.
Дневники, с одной стороны, форма «обыденной» или «наивной» литературы. С другой стороны, дневниковые наблюдения могут выступать как способ самоисследования. В дневнике обывателя отражен поток его мыслей, наблюдений, отношение к миру, к другим, к самому себе. Дневник наблюдения ученого - материалы, претендующие на отстраненную фиксацию изменений во внешнем мире, происходящих вне влияния самого исследователя. Дневник матери-ученого в этом отношении особая, промежуточная или, точнее, синтетическая форма. Мать всегда остается матерью. Когда она при этом еще занимает позицию ученого, то на свет появляются особого рода тексты, один из которых - «Дневник матери» В.Ф. Шмидт. Такие дневники являют собой особого рода синтез обыденного сознания матери и отстраненной фиксации происходящего ученым. Наследие же Веры Федоровны отражает и особенности времени, ментальности эпохи, и историческую специфику науки, и действительные закономерности развития ребенка.
Обухов Алексей Сергеевич
Материнские дневники различаются по характеру интерпретации содержания (событий в развитии ребенка) в зависимости от: 1 - культурной, научной и интеллектуальной позиции матери; 2 - особенностей акцентирования в дневниках на проблемных моментах в развитии ребенка; 3 - особенностей внимания к тем или иным психическим новообразованиям ребенка.
Как и многие другие вопросы, затрагивающие проблему развития личности, понимание материнства и детства невозможно вне конкретики времени, социального пространства, культурного контекста. На долю любого поколения выпадают те или иные события, и этот опыт переживается всеми по-разному. Каждый человек живет и мыслит созвучно своему времени. Понимание эпохи возможно не только через познание перипетий и деталей внешнего событийного ряда, но и посредством попыток понять конкретную личность, ее взгляд на мир (в нашем случае на своего ребенка) в контексте истории. Дневниковые записи - достойный материал для исследования личности в пространстве прошедших эпох.
Дневник матери дает возможность увидеть развитие конкретного ребенка посредством взора конкретной матери в определенных исторических и социальных обстоятельствах. Особый мир детства, в котором действуют свои законы и который подчинен своей особой логике, раскрывается другому в большей степени не посредством научной литературы, а через такие записи. Ценность дневников в том, что они передают нам информацию о непосредственном восприятии происходящих изменений в развитии: мы получаем возможность увидеть, что происходит с ребенком через призму видения самой матери, чувствуя ее переживания, волнения и радости. И именно то, как она рассматривает реальную ситуацию развития, на чем заостряется ее интерес, а что остается незамеченным - оказывается значимым для понимания материнства и детства.
В детской психологии и психологии развития многое открыто именно на основе наблюдений родителей за своими детьми (Прейер В., Пиаже Ж., Штерн В., Гвоздев А.Н., Кечки М., Ладыгина-Котс Н.Н., Менчинская Н.А., Мухина В.С., Рыбников Н.А., Шмидт В.Ф. и др.). Душевное развитие ребенка, по словам В.С. Мухиной, возможно лишь двумя способами: один - ретроспективный анализ своего собственного детства, а другой - «посредством включенного наблюдения и дневниковых записей многообразных повседневных проявлений ребенка. Любя малыша, иные взрослые способны терпеливо и последовательно наблюдать его развитие день за днем, в течении таких долгих и таких быстро ускользающих в прошлое лет неповторимой и удивительной поры детства»1.
В.Ф. Шмидт с сыном Владимиром, июнь 1934 г.
1
Мухина В.С. Таинство детства. В 2-х тт. СПб., 2000. Т.1. С. 10-11.
К 120-летию со дня рождения академика Отто Юльевича Шмидта
Педологический детский дом летом
Ценность таких дневниковых материалов - в их документальности. Они доподлинно свидетельствуют о том, что не обходит вниманием мать в конкретную историческую эпоху, в определенной культурной среде, ярко свидетельствуют о веянии времени, о бытующих тенденциях в воспитании, развитии, кормлении и пеленании ребенка и т.д. Через дневники можно отследить, как в материнской позиции отражаются те или иные культурные стереотипы, что в поведении диктуется ими, а что является особым, индивидуальным, и не зависит от внешних условий.
При общей теме материнских дневников - развитие ребенка - они, безусловно, сильно отличаются друг от друга по стилистике, форме изложения, тому, на что автор обращает большее внимание: для кого-то это физическое развитие, для кого-то развитие интеллекта, а кому-то более значимы собственные переживания и ощущения от родительства. И именно этот материал может быть бесценным источником информации о жизни не только отдельной семьи, но и целой страны, чему примером является личная история Веры Федоровны Шмидт и близких ей людей. СТ
Съезд психоаналитиков в 1925 г.
и
/>«{£,&ja Ü^CMM*
¿tU^AiV í? Ht.n-UJl" jfrttofttí**lt(
/¿L¿t*-< na . НАГ .j ^^
í WÍHÍÍW ¡W í-íi'c - ,t*iJ¿r 'HM V»,l A>f А^чиш
rf ^yti ^ tt&jia+irt * •
- Xy, A'irf .* , ^ ; ^ -¿мл**,
ce^Lif u&^Ati
f^r*
iitt^Mi* /ii+tutU li-wíV ___
л6*?± f лШм. ípeÁt и л^/тЛ-^+Л-*»*/.
¿jpM** 'f*-*',
Mt^âiM^. * ft«».
f&.jtftAjm«** Ач» * íts fti «yytítrfi3 JbriUpr-
ßti£*y*e* M* ¿ftÁiAíf ri, W Stfu\
¿лил* MLja.f-w/yb feus.* W
'ГЛ* ■*•< bf i-íi.' H -'^¡Ц
Arftíf /гиж/ , "SJkU # ¿¿fiAtU-U' ¡f&S*? ? tur," Jtt ¿4 Ht Utj-iy», fifi \ AVf Ж^к
/«JM '/'/bí ußc--"- *" ^yw
/Íí»«rt№t /Se* ¿¿f-f+r i-es/
иЛфа,АЧм tfbV tíipt ¿Jtfsjvi.
¿y yit^W
Ам^Л ** Al ftUtA, S.-r&fn*