НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 37.018.15
А. А. Мимикина
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАТЕРИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-
ДОШКОЛЬНИКА
Представлены характерные признаки педагогического опыта матери, который рассматривается как критерий оценки компонентов компетентности матери в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста. Разворачивается идея, согласно которой педагогический опыт матери обусловлен собственной историей развития женщины. Отличительным признаком опыта матери является ее самостоятельная работа над имеющимися у нее знаниями и представлениями об особенностях воспитания ребенка в семье, а также над переживаниями, приобретенными ею в конкретных педагогических ситуациях. Наиболее эффективной формой работы матери над собственным педагогическим опытом, по мнению автора, является «дневник матери».
Ключевые слова: педагогический опыт, личный опыт педагога, развитие материнской сферы женщины, педагогический опыт матери.
Проблема компетентности родителей интенсивно разрабатывается в психологии и педагогике, выступая самостоятельным предметом исследования в работах С. С. Пиюковой (2002), В. Н. Буши-ной (2006), В. В. Селиной (2009), С. А. Акутиной (2010), И. А. Меркуль (2012) и др. Однако высоко оценивая проведенные научные исследования, важно констатировать, что в педагогической науке труды, посвященные проблеме образования матери как семейного педагога, развития ее способностей в воспитании детей, практически отсутствуют.
Ввиду этого изучение компетентности матерей и организация их образования были определены основными задачами данного исследования на тему «Материнское образование как средство развития компетентности в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста».
В связи с этим опыт воспитания как критерий оценки компонентов педагогической компетентности матери, рассматриваемый в контексте идей гуманно-личностного подхода (Ш. А. Амонашвили, В. Г. Александрова, Е. В. Бондаревская, И. Д. Де-макова, Е. С. Евдокимова, П. Ф. Каптерев, А. В. Маркова, В. А. Сухомлинский), стал предметом специального изучения.
Из-за отсутствия современного теоретического описания педагогического опыта матерей возникают следующие вопросы: из каких составляющих частей складывается педагогический опыт матери, воспитывающей ребенка раннего и младшего дошкольного возраста; каковы сущностные характеристики данного опыта?
В поиске ответов на интересующие вопросы обратились к мнению авторитетных в науке отечественных психологов и педагогов, рассматривающих проблемы изучения педагогического опыта, а также опыта материнского воспитания.
Во многих педагогических концепциях прослеживается идея о том, что ученик в процессе учения опирается на ранее полученные знания и практический опыт. При этом организация образования приобретает особую важность как процесс получения учеником нового опыта (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Кэлли, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт и др.).
С начала XX в. и до настоящего времени педагогический опыт становится объектом научного познания. В современных исследованиях, посвященных решению проблем профессионального развития педагога, опыт понимается как важный фактор, оказывающий влияние на развитие педагогического мастерства и профессиональной компетентности учителя (И. Ф. Исаев, Е. И. Рогов, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.).
По определению А. В. Стеганцева, автора структурной модели компетентности, применяемой в данном исследовании, опыт является средством обеспечения стабильности и экономичности реализации выбранного алгоритма педагогической деятельности [1].
В ходе исследования были обозначены соответствия педагогической деятельности матери в семье и профессиональной деятельности педагога раннего развития, описанные в статье «Мать как педагог и ее педагогическое образование: историческая ре-
троспектива» (Мимикина А. А., 2012 г.), что позволяет рассматривать в параллели педагогический опыт матери и опыт педагога.
Согласно теории формирования профессиональной педагогической компетентности учителя, педагогический опыт является одной из характеристик его профессиональной компетентности. Личный опыт педагога, согласно исследованиям Д. Ю. Ануфриевой, определяется как процесс и результат проживания явлений профессиональной действительности в системе взаимосвязанных между собой процессов восприятия, переживания, рефлексии и смыслополагания, является целостным образованием личности педагога, основанием его активности, способным актуализировать лич-ностно-профессиональное развитие [2, с. 23].
В данном исследовании были применены структурные компоненты личного опыта педагога: цен-ностно-знаниевый, рефлексивный, интерпретационный и смысловой к личному опыту матери, воспитывающей ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. В контексте компетентност-ного подхода они характеризуются следующими особенностями:
1) ценностно-знаниевый компонент - наличием у матери собственного мнения и четким формулированием ответов по вопросам воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста; наличием убежденности в истинности идей в области семейной педагогики;
2) рефлексивный - способностью анализировать семейные педагогические ситуации, переосмысливать собственные стереотипы, касающиеся воспитательной деятельности; осознавать, оценивать приемы и методы своей воспитательной деятельности, а также ее недостатки; осмысливать затруднения, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности в семье; сравнивать собственную деятельность с эталонами педагогической деятельности других матерей и профессионалов;
3) интерпретационный - способностью представлять в той или иной форме и организовывать собственную педагогическую деятельность; переносить в свою работу методы и приемы работы других матерей и педагогов; формулировать собственное мнение по поводу целей и методов воспитания ребенка; ориентироваться в семейном воспитании на образец;
4) смысловой - способностью находить смысл в собственной семейной педагогической деятельности; отвечать на вопросы: зачем мне быть компетентной в воспитании матерью? что в себе нужно изменить, чтобы стать ею?
Семейная педагогика познается матерью в ее личном опыте, формирующемся на протяжении
всей жизни. Т. Л. Шиманская отмечает также влияние собственной жизненной истории женщины на характер материнского отношения [3]. Опыт непрерывен, так как позволяет обнаруживать связи, которые существовали и раньше, но не были осознаны матерью. Актуальные и последующие результаты, получаемые от воспитывающей деятельности в семье, раскрывают смысл предыдущих [2, с. 15].
Педагоги переживают свой личный профессиональный опыт регулярно, в процессе профессиональной деятельности, при взаимодействии с детьми, тем самым обогащая ценностно-знаниевый компонент опыта. У матерей же педагогические знания формируются в событиях их жизни, начиная с самого детства.
В современной работе Г. Г. Филипповой «Психология материнства» педагогический опыт матери прослеживается относительно описания развития материнской сферы женщины. В исследовании выделены события и процессы из жизни женщины, формирующие ее личный педагогический опыт. Это процесс взаимодействия девочки с собственной матерью, на основе которого формируются стиль эмоционального сопровождения, компоненты baby talk («сюсюканье» взрослых, или упрощенная речь [4]); игровая деятельность девочки с принятием на себя роли матери, этап нянченья и взаимодействие женщины с собственным ребенком [5].
Опыт взаимодействия со своей матерью женщина приобретает еще на ранних этапах развития. В младенчестве и раннем возрасте формируются первые образы восприятия материнско-дочерних отношений и первые переживания. В гештальте младенчества женщины могут быть сохранившиеся образы того, как мать когда-то кормила ее, пеленала, общалась с ней. Кроме того, в памяти остаются образы эмоционального состояния матери в ситуациях материнско-дочернего взаимодействия. Важно, испытывала ли мать от данного общения радость или же, напротив, - раздражение. Привязанность на ранних этапах развития и стиль эмоционального общения матери со своей дочерью характеризуют педагогический опыт повзрослевшей молодой женщины, на который она опирается при воспитании своего ребенка.
Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья» несут в себе элементы педагогического опыта. Активно играя, девочки не только запоминают увиденное и услышанное в воображаемой игровой ситуации, а также действия, совершаемые ими в роли матери, о чем свидетельствуют исследования Н. Н. Богомоловой, К. Н. Корнилова, Л. Б. Шнейдер и др.
Опыт нянченья, под которым подразумевается взаимодействие с младенцами в детском возрасте,
имеет возрастные границы, определяемые психологами: с 4,5 лет и до начала полового созревания. Данный опыт способствует освоению некоторых навыков ухода за ребенком, игрового, учебного и воспитывающего взаимодействия с ним. А также способствует появлению у девочки положительного эмоционального отношения к маленькому ребенку.
Опыт взаимодействия с собственным ребенком женщина начинает приобретать еще до его рождения, в период беременности. Г. Г. Филиппова подчеркивает важность отношения матери к беременности и к ребенку в этот период, переживания ощущений его шевеления. Стили переживания беременности (адекватный, тревожный, амбивалентный) соотносятся с ценностью ребенка для матери и представляют собой опыт отношения матери к ребенку.
В период новорожденности опыт взаимодействия матери с собственным ребенком продолжает обогащаться. На данном этапе мать в роли педагога стимулирует развитие деятельности ребенка, создавая при этом эмоциональную речевую среду, а также влияет на развитие детской личности, способствуя возникновению привязанности и «базового доверия к миру» (А. Я. Варга, М. В. Корепанова, Г. Г. Филиппова, М. Эйнсворт и др.).
В период младенчества ребенка у матери формируется опыт совместно-разделенной деятельности с ним. Она «пробует» себя в роли семейного педагога, сотрудничая с ребенком. А в период раннего возраста мать на фоне заботы и пробуждающегося интереса к личности ребенка способствует развитию детской деятельности в контексте ситуативно-деловой формы общения.
Ценностно-знаниевый компонент педагогического опыта матери обогащается при поддержке специалистов, осуществляющих процесс образования родителей в различных формах (семинары, обучающие тренинги, родительские клубы, родительские гостиные, родительские университеты, академии материнства и др.), с опорой на программы педагогов теоретиков и практиков (Н. Е. Верак-са, А. Н. Веракса, Е. С. Евдокимовой, М. О. Ерми-хиной, М. В. Коркиной, А. А. Мимикиной и др.).
Таким образом, перечисленные процессы и события в жизни женщины позволяют накапливать образы восприятия и переживания педагогической действительности, обогащая личный педагогический опыт матери, и в первую очередь его ценност-но-знаниевый компонент.
В процессе взросления девочки формируется рефлексивный компонент структуры личного педагогического опыта матери, требующий способности осмысливать, анализировать, сравнивать, оценивать, осознавать. Данный компонент развивается на протяжении всей жизни и требует от матери,
согласно исследованиям Н. Н. Васягиной, Т. Л. Шиманской, самостоятельной работы над субъективным опытом, приобретенным в социокультурном пространстве [6, 3].
Рефлексивный компонент в структуре личного опыта педагога реализуется в самосозерцании, самоописании и концептуализации своего опыта посредством самонаблюдения и самоанализа, в соотнесении педагогом своего опыта с социальными, профессиональными нормативами на основе самооценки и самоконтроля [2, с. 23]. Для матерей является более привычным процесс соотнесения личного педагогического опыта с социальными нормативами семейного воспитания.
Осмысливать собственный педагогический опыт, накопленный в семье, помогают матерям дневниковые записи. Известно, что дневники - это личные записи, выполняемые ежедневно или время от времени. Кроме того, дневник является одним из ключевых средств самообразования матери, то есть самопостижения, самоотношения, выработки ею собственной идентичности.
В настоящее время существуют различные виды дневников, которые исследователи по определенным основаниям дифференцируют на группы. Например, рабочий дневник, научный, выделяют дневники, являющиеся жанром публицистики и др. [7, с.13].
Наиболее богато отображен материнский опыт воспитания детей раннего возраста в дневниках, относящихся к жанру публицистики. Известны дневники матерей, имеющих богатый опыт в воспитании детей в семье, это такие произведения как: «Дневник матери» (1920-1926) В. Ф. Шмидт, «Просто счастье...: записки матери» (1948) К. В. Маховой, «Девочки (дневник матери)» (19371955) Ф. А. Вигдоровой, «Дневник матери» (19591965) Н. Нефедовой, «Материнство» (1987) И. А. Стальковой и др.
К примеру, Нина Нефедова в своем дневнике затрагивает различные нравственные аспекты воспитания детей с их раннего возраста: воспитание в детях ответственности, нежности и заботы о близких, бескорыстия, трудолюбия, любви к красоте, отношения к вере и др. Описывая произошедшие с ней педагогические явления, она осмысливает затруднения, пережитые ею в роли матери-педагога, оценивает методы своей воспитывающей деятельности.
Интересен материнский опыт воспитания ребенка раннего возраста Веры Федоровны Шмидт. Ее дневник отражает опыт семейного воспитания с позиции образованной женщины и психоаналитика (1922).
Рефлексивный компонент структуры личного педагогического опыта матери пятерых детей
И. Л. Стальковой прослеживается в различных описаниях случившихся педагогических явлений, к примеру: «Как-то мой муж, рассердившись, сказал мне: „Ты готова все ребенку позволить. Если б он сказал тебе: „Поставь велосипед на стол", ты бы, не задумываясь, взгромоздила бы его". Меня его слова задели, и я стала думать: а в самом деле, вдруг бы сказал сын: „Поставь!" И пришла к выводу, что сделала бы так» [8]. В данном примере мы видим, как мать описывает разговор с супругом, не согласным с ее стилем взаимодействия с детьми. После она задумывается (рефлексирует) и выражает убежденность в правильности выбранного ею стиля.
Также хочется привести пример наличия рефлексивного компонента структуры личного педагогического опыта Ф. А. Вигдоровой. Фрида Абрамовна, описывая особенности детской личности дочери Гали, задумывается и о собственном стиле общения в семье: «Очень незлобива, быстро прощает резкое слово, крик, даже если стукнуть. К моему истерически-визгливому тону привыкла, даже, кажется, немножко усмехается иной раз» [9].
Все названные дневники матерей в той или иной степени содержат описания, характеризующие рефлексивный компонент их педагогического опыта.
Анализировать свои переживания стремились не только матери, способные вести дневники, но и те, для которых подобная форма работы над опытом была затруднительна. Матери хранили воспоминания о пережитых педагогических ситуациях в семье, пересказывали и анализировали их. Появлялись более простые формы сохранения в памяти семейных событий.
В конце XX - начале XXI в. среди большого числа российских матерей возникла тенденция вести дневники наблюдений развития ребенка. В форме записной книжки-фотоальбома матери отображали свои наблюдения за развитием ребенка младенческого, раннего и дошкольного возраста. Такие тематические фотоальбомы могли называться: «Наш малыш» (издательства: Астрель, АСТ, ПРЕМЬЕРА; 2001 г.), «Мои первые шаги» (издательства: АСТ, Астрель; 2011 г.) и др. В них фиксировались показатели физического развития ребенка, записи, отражающие наиболее яркие события из жизни малыша в семье, фотографии, поздравительные открытки и пр. Они остаются востребованными и в наши дни.
Данная форма позволяет более надежно сохранять в памяти педагогические явления и моменты, состоявшиеся в семье. Однако рефлексивный, интерпретационный и смысловой компоненты могут развиваться при условии, если мать будет продолжать осмысливать пережитый практический опыт во внутренней и/или внешней речи.
Интерпретационный компонент личного профессионального опыта педагогов развивается при соблюдении правил организации труда. В частности, обязательство педагогов планировать свою деятельность отражается в подробных календарных планах, конспектах занятий. В них педагоги конструируют предстоящую деятельность, обогащая ее методами и приемами работы других педагогов-профессионалов.
Матери не обязаны работать над подобными планами, и лишь те, у которых возникает желание и потребность записывать педагогические цели, делают это. К мысли планировать педагогические процессы в семье приводят тематические ежедневники на заданные темы, появившиеся в настоящее время в числе печатных изданий. Среди них можно встретить «Ежедневник будущей мамы» (автор Фадеева В. В., издательства: АСТ, Астрель, Времена 2, 2011 г.), «Дневник будущей мамы» (автор Свир-ская Е. В., издательство: Питер, 2014 г.), «Ежедневник счастливой мамы» (автор Ивантер З. И., издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013 г.). Ведение матерями данных ежедневников помогает женщинам создавать образ собственной воспитывающей деятельности в семье. По сути, тематические ежедневники являются средством, позволяющим развиваться интерпретационному компоненту, конструировать предстоящую педагогическую деятельность. А более трудоемкой, но результативной является работа матери над сочинениями, письмами и дневниками, отражающими ее личные представления о воспитательной деятельности в семье, ее собственный идеальный образ мамы - семейного педагога.
В дневнике Ф. А. Вигдоровой можно проследить элементы образа идеального родителя, в частности, берущего на себя ответственность за речевое развитие ребенка раннего возраста: «У Саши есть ровесник и жених Алеша. Ему тоже год и 4 месяца, но он говорит все. Мы сами были свидетелями того, как Алеша на вопрос, чьи это туфельки, внятно ответил: „Сашенькины туфелькины..." Мы очень завидуем. У нас есть только одно оправдание: коклюш!» [9].
Интерпретационный компонент педагогического опыта И. Л. Стальковой прослеживается в примере, раскрывающем ее собственное мнение о методах и приемах развития любви ребенка к книгам и чтению: «Прихожу с работы - сидит четырехлетняя Ася и листает громадный альбом Тициана. Но она листает его аккуратно! Уже научилась -на тех бедных книжках, что листала в год, в два. Она уже понимает, что читать книгу - пользуясь современным словечком - престижно. Как старшие дети, как мама - читает (т. е. сама себе рассказывает, что где нарисовано). Есть у меня время -
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 4 (169)
я ей скажу: "Смотри, как красиво нарисовано", нет - по головке поглажу и побегу на кухню. Книга должна быть частью жизни ребенка до того, как он научится читать, тогда и не будет проблем, как приохотить к чтению» [8].
Смысловой компонент педагогического опыта матери, как и другие компоненты, непрерывно развивается в течение жизни.
Педагоги раннего развития, профессионалы, отвечают на вопросы, касающиеся значения их деятельности при работе над непосредственным описанием педагогического опыта, эссе, сочинениями, портфолио и пр. Матери же, осуществляя роль семейного педагога, отвечают на смыслопоисковые вопросы, такие как: зачем мне быть компетентной в воспитании? зачем мне это необходимо знать?, осмысливая опыт, излагая его в устной и письменной речи.
Так, например, в дневнике матери Н. Нефедова раскрывает свое отношение к материнству, что характеризует смысловой компонент ее личной педагогической компетентности: «Как знать, не зависит ли ход мировой истории и от нас - многомиллионной армии матерей? Дети - творцы будущего. Но первые-то семена добра и зла закладываем в их души мы - матери» [10].
И. Л. Сталькова многократно в дневнике матери задает себе вопросы о смысле материнства, семейного воспитания, того или иного ее переживания в конкретном педагогическом явлении: «Миг педагогической победы - удача, улыбка. Он пройдет, и окажется, что в следующий раз надо начинать сначала. Настоящий результат складывается из тысячи однотипных и бесконечно разнообразных решений, а принцип у всех них один: мать поверила в лучшее в своем ребенке, и он стал лучше» [8].
Личный педагогический опыт матери понимается как процесс и результат проживания явлений педагогической действительности в семье. Нака-
пливается педагогический опыт матери (в процессе присвоения социального педагогического опыта) в образах восприятия, переживаниях и развивается в процессах его осмысления, которые протекают наиболее интенсивно при самостоятельной работе матерью над опытом, а именно - ведении дневников и тематических ежедневников.
Таким образом, к составляющим элементам педагогического опыта матерей, воспитывающих детей раннего и младшего дошкольного возраста, в контексте компетентностного подхода можно отнести структурные компоненты: ценностно-знани-евый, рефлексивный, интерпретационный и смысловой.
Характеризуя опыт воспитания ребенка раннего и младшего дошкольного возраста педагогически компетентной матерью, выделяются следующие признаки:
- имеет или стремится создать гармоничный стиль взаимодействия с собственной матерью;
- имеет опыт детских игр, предполагающих принятие на себя роли матери-воспитательницы;
- имеет опыт нянченья или же стремится его приобрести с целью освоения некоторых навыков обращения с ребенком, его обучения и воспитания, пробуждения положительно-эмоционального отношения к нему;
- имеет опыт подготовки к будущему материнству еще на этапе собственной беременности с целью профилактики неэффективного материнского отношения (тревожного, или амбивалентного стиля реагирования на собственную беременность и роды);
- имеет опыт совместно-разделенной деятельности с малышом в период его младенчества и раннего возраста.
Кроме того, компетентная в воспитании ребенка раннего и младшего дошкольного возраста мать осуществляет работу над собственным опытом -фиксирует, описывает и осмысливает его.
Список литературы
1. Стеганцев А. В. Компетентностный подход: от профессионального образования к образованию профессионалов. URL: http://epo.ucoz. com/publ/znanie_sila/tekhnologii/kompetentnostnyj_podkhod_obrazovanie_professionalov/18-1-0-67 (дата обращения: 26.11.2015).
2. Ануфриева Д. Ю. Развитие личного опыта педагога в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2010. 40 с.
3. Шиманская Т. Л. Аутопсихологическая компетентность беременных женщин как фактор эффективных отношений «мать-дитя»: авто-реф. дис. . канд. психол. наук. М., 2008. 22 с.
4. Универсальный русско-английский словарь // Академик, 2000-2014. URL: http://translate.academic.ru/blankie%20 [baby%20talk] /ru/en/1 (дата обращения: 26.11.2015).
5. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.
6. Васягина Н. Н. Субъективное становление матери в современном социокультурном пространстве России. Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. 309 с.
7. Чулюкина М. Г. Дневник как жанр публицистики: предметно-функциональные особенности: автореф. дис. ... канд. филолог. наук. Казань, 2009. 22 с.
8. Сталькова И. Л. Материнство. М.: Знание, 1987. 96 с.
9. Вигдорова Ф. А. Девочки (дневник матери). М.: АСТ 2014. 352 с.
10. Нефедова Н. Дневник матери. М.: Просвещение, 1966. 301 с.
Мимикина А. А., соискатель.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет.
Пр. им. В. И. Ленина, 27, Волгоград, Россия, 400066. E-mail: mimikina@mail.ru
Материал поступил в редакциию 27.11.2015.
A. A. Mimikina
THE CHARACTERISTICS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF MOTHERS WITH CHILDREN PRESCHOOLER
Presents characteristic features of the teaching experience of the mother; the experience is seen as a measure of component competence of the mother in the education of children of early and preschool age. Mothers teaching experience and professional experience of the teacher are considered in parallel. Personal life of women from birth affects their educational experience. The distinctive feature of experience is the individual work of the mother on their existing knowledge and ideas about the education of children in the family. In addition, it is a reflection on those experiences that were in her life, in specific teaching situations. The activity of the mother includes: self-observation, self-analysis, the assessment itself in the role of family educator. The most effective form of mother's work on their own pedagogical experience, the author believes, is "mother's diary".
Key words: teaching experience, personal experience of the teacher, development of women s maternal scope, teaching experience mothers.
References
1. Styogantsev A. V. Kompetentnostnyy podkhod: ot professional'nogo obrazovaniya k obrazovaniyu professionalov [Competency building: from professional education to the education of professionals]. Available at: http://epo.ucoz.com/publ/znanie_sila/tekhnologii/kompetentnostnyj_ podkhod_obrazovanie_professionalov/18-1-0-67 (accessed 26 November 2015) (in Russian).
2. Anufrieva D. Y. Razvitiye lichnogo opytapedagoga vprotsesse ego professional'noypodgotovki. Avtoref. dis. d-ra psikhol. nauk [The development of the personal experience of the teacher during his training. Abstract of thesis doct. psych. sci.]. Moscow, 2010. 40 p. (in Russian).
3. Shimanskaya T. L. Autopsikhologicheskaya kompetentnost' beremennykh zhenshchin kak faktor effektivnykh otnosheniy "mat'-ditya". Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Autopsikhological competence of pregnant women as a factor of effective relations "mother-child". Abstract of thesis cand. psych. sci.]. Moscow, 2008. 22 p. (in Russian).
4. Universal'nyy russko-angliyskiy slovar' [Universal Russian-English dictionary]. Akademik [Academician], 2000-2014. URL: http://translate. academic.ru/blankie%20 [baby%20talk] /ru/en/1 (accessed 26 November 2015).
5. Filippova G. G. Psikhologiyamaterinstva [The psychology of motherhood]. Moscow, Izd-vo Instituta psikhoterapii Publ., 2002. 240 p. (in Russian).
6. Vasyagina N. N. Sub'ektivnoye stanovleniye materi vsovremennom sotsiokul'turnom prostranstve Rossii [Subjective formation of the mother in modern socio-cultural space of Russia]. Ekaterinburg, Ural. gos. ped. un-t Publ., 2013. 309 p. (in Russian).
7. Chulyukina M. G. Dnevnik kakzhanrpublitsistiki:predmetno-funktsional'nye osobennosti. Avtoref. dis. kand. philol. nauk [The diary as a genre of journalism: subject - functional features. Abstract of thesis. cand. philol. sci.]. Kazan, 2009. 22 p. (in Russian).
8. Stal'kova I. L. Materinstvo [Motherhood]. Moscow, Znaniye Publ., 1987. 96 p. (in Russian).
9. Vigdorova F. A. Devochki(dnevnikmateri) [Girls (mother's diary)]. Moscow, AST Publ., 2014. 352 p. (in Russian).
10. Nefedova N. Dnevnik materi [Mother's diary]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1966. 301 p. (in Russian).
Mimickina A. A.
Volgograd State Socio-Pedagogical University.
Pr. im V. I. Lenina, 27, Volgograd, Russia, 400131. E-mail: mimikina@mail.ru