Научная статья на тему 'Аспекты материнского воспитания в современном образовательном пространстве'

Аспекты материнского воспитания в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
884
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнайкова Галина Викторовна

Целью статьи является раскрыть современное состояние педагогической культуры матерей. Рассмотреть эффективные формы и технологии педагогического просвещения матерей в новых условиях становления семьи как субъекта образования в соответствии с законодательством в РФ. Возникновение в России новой социально-экономической ситуации в последние два десятилетия привели к падению жизненного уровня российской семьи. Что привело к обострению внутрисемейных отношений, снижению воспитательного потенциала семьи, ухудшению взаимодействия родителей и детей и, как следствие, возникновение многочисленных проблем детства (Л.Г. Колесова, Е.В. Малышева, М.Н. Недвецкая, O.A. Перегудова, Е.А. Чередова). В этой ситуации семья остро нуждается в квалифицированной помощи в области развития и воспитания детей. В последние годы в нормативно-правовых документах по модернизации российского образования формирование новой системы отношений образования с социумом рассматривается в качестве одной из основных задач. Образовательной организации делегирована функция развития педагогической культуры родителей. Реализация этой функции предусматривает взаимодействие образовательной организации и семьи, активизацию традиционных и поиск новых методов, форм и средств развития у родителей педагогических знаний, умений, соответствующих личностных качеств. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье ребёнок получает первый опыт социального взаимодействия. Осознание данного факта требует особого отношения к созданию полноценных условий для развития детей в семье. Нравственные установки и ценности закладываются у ребёнка в раннем детстве. Важная роль в этом процессе принадлежит значимым для ребенка взрослым. Наиболее близкие психологические и духовные связи устанавливаются между ребенком и матерью. Однако в современной ситуации наблюдается отчуждение матери и ребенка. Д. И. Фельдштейн отмечает: «Налицо серьезный дефицит внимания, уважения к ребенку… в результате у многих ребят развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния…» [4]. Поэтому актуально говорить о роли материнского воспитания в развитии ребёнка. На протяжении веков сохранялись и передавались от поколения к поколению традиции материнского воспитания малолетних детей. Но развитие общества повлекло за собой существенные изменения в культуре материнского воспитания, приобретение нового опыта «делегирования полномочий детскому саду оказалось достаточным, чтобы эти традиции были утрачены. Приоритеты сегодня принадлежат общественному воспитанию. Роль матери неоднозначно оценивалось государством и обществом на протяжении разных исторических периодов: от отрицания роли матери в воспитании ребенка до ее превознесения. Интерес к данной проблеме, попытки ее осмысления, отражены в трудах выдающихся отечественных педагогов и общественных деятелей: Е. Н. Водовозовой, П. Каптерева, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского. В развитии личности особое место занимают отношения матери и ребенка. Данная проблема нашла свое отражение в трудах А.И. Захарова, Е. И. Конради, М.И. Лисиной, С. Ю. Мещеряковой. Проведенное нами диссертационное исследование «Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е.И. Конради» показало, что под «материнским воспитанием» она понимала обеспечение наиболее полного удовлетворения эмоциональных и социальных потребностей ребенка, постепенное его включение в систему социальных отношений и усвоение им социальных ролей, а также передачу и освоение ребенком ценностей семейного воспитания и культурных традиций общества [1]. Данные науки и практики свидетельствуют о том, что систематические контакты матери и ребенка в первые месяцы и годы жизни являются чрезвычайно важными для правильной социализации ребенка. При этом материнское воспитание должно обеспечивать ребенку не только комфортное физиологическое существование, но и развивать в нем духовнонравственные качества. В настоящих условиях подготовка женщины к материнству оказывается недостаточной. Комплекс воспитательных задач, которые должна решать современная мать сложен и многообразен. Это создает новую воспитательную ситуацию. От уровня педагогической культуры матери зависит результативность процесса воспитания ребенка. Однако, формирование таковой у современных матерей происходит чаще стихийно, чем целенаправленно. Самообразование их часто осуществляется в разговорах возле песочницы или под влиянием средств массовой информации, где одни и те же авторы рассуждают о бизнесе, педагогике. Такие случайные «знания» могут лишь сформировать у молодых мам иллюзию психологической грамотности. Т.А. Куликова определяет «педагогическую культуру родителей как составную часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в семье» [2]. Основным условием развития педагогической культуры родителей выступает взаимодействие образовательной организации и семьи, что отвечает требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации», Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., положению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В организации работы по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания дошкольников важная роль принадлежит использованию современных практикоориентированных форм взаимодействия. Наиболее качественное взаимодействие осуществляется через активные формы организации деятельности, когда все участники становятся субъектами процесса. Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных способов воздействия на ребенка, чтобы использовать его, выстраивая новые детско-родительские взаимоотношения. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников. Наиболее эффективными являются: ситуационные ролевые и деловые игры, участие в совместной с детьми деятельности, семинары с элементами тренинга, создание видеофильмов, мастер-классы, включение родителей в организацию образовательного процесса, создание клубов по интересам; использование webсайта дошкольной организации и организованного в его рамках виртуального «Семейного Университета» и др. Так же разработаны технологии, способствующие повышению эффективности процесса семейного воспитания. Составлена и апробирована программа «Просвещённое материнство» для просветительской работы будущих родителей в период ожидания ребенка. Целью ее является ориентация современной молодой семьи на осознанный подход к материнству и отцовству [1]. Создана Программа раннего вмешательства программа ранней междисциплинарной семейноцентрированной помощи в дошкольном учреждении системы образования для обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп риска, отставания в развитии и их родителей [3]. Разработана программа «Познаю себя» для детей младенческого и раннего возраста, которая способствует возрождению культурной традиции пестования и обеспечивает ценностносмысловое содержание развития ребенка, а так же эмоционального и тактильного контакта с матерью в освоении ребенком собственной телесности. Указанные программы нацелены, в первую очередь, на повышение педагогической культуры матери. Таким образом, на современном этапе развития образовательного пространства актуализируются проблемы развития педагогической культуры родителей, в частности, матери, поиска путей оптимизации традиционных моделей семейного воспитания, с целью усиления их положительного влияния на личность и сведения к минимуму негативных сторон в условиях выраженных изменений современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнайкова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты материнского воспитания в современном образовательном пространстве»

Аспекты материнского воспитания в современном образовательном пространстве

Гнайкова Галина Викторовна ГАУ ДПО "ВГАПО" г. Волгоград

Ключевые слова:

материнское воспитание, педагогическая культура родителей, модернизация образования

Целью статьи является - раскрыть современное состояние педагогической культуры матерей. Рассмотреть эффективные формы и технологии педагогического просвещения матерей в новых условиях становления семьи как субъекта образования в соответствии с законодательством в РФ.

Возникновение в России новой социально-экономической ситуации в последние два десятилетия привели к падению жизненного уровня российской семьи. Что привело к обострению внутрисемейных отношений, снижению воспитательного потенциала семьи, ухудшению взаимодействия родителей и детей и, как следствие, - возникновение многочисленных проблем детства (Л.Г. Колесова, Е.В. Малышева, М.Н. Недвецкая, O.A. Перегудова, Е.А. Чередова). В этой ситуации семья остро нуждается в квалифицированной помощи в области развития и воспитания детей.

В последние годы в нормативно-правовых документах по модернизации российского образования формирование новой системы отношений образования с социумом рассматривается в качестве одной из основных задач. Образовательной организации делегирована функция развития педагогической культуры родителей. Реализация этой функции предусматривает взаимодействие образовательной организации и семьи, активизацию традиционных и поиск новых методов, форм и средств развития у родителей педагогических знаний, умений, соответствующих личностных качеств.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье ребёнок получает первый опыт социального взаимодействия. Осознание данного факта требует особого отношения к созданию полноценных условий для развития детей в семье.

Нравственные установки и ценности закладываются у ребёнка в раннем детстве. Важная роль в этом процессе принадлежит значимым для ребенка взрослым. Наиболее близкие психологические и духовные связи устанавливаются между ребенком и матерью. Однако в современной ситуации наблюдается отчуждение матери и ребенка. Д. И. Фельдштейн отмечает: «Налицо серьезный дефицит внимания, уважения к ребенку... - в результате у многих ребят развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния.» [4]. Поэтому актуально говорить о роли материнского воспитания в развитии ребёнка.

На протяжении веков сохранялись и передавались от поколения к поколению традиции материнского воспитания малолетних детей. Но развитие общества повлекло за собой существенные изменения в культуре материнского воспитания, приобретение нового опыта «делегирования полномочий детскому саду оказалось достаточным, чтобы эти традиции были утрачены. Приоритеты сегодня принадлежат общественному воспитанию.

Роль матери неоднозначно оценивалось государством и обществом на протяжении разных исторических периодов: от отрицания роли матери в воспитании ребенка до ее превознесения.

Интерес к данной проблеме, попытки ее осмысления, отражены в трудах выдающихся отечественных педагогов и общественных деятелей: Е. Н. Водовозовой, П. Каптерева, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского.

В развитии личности особое место занимают отношения матери и ребенка. Данная проблема нашла свое отражение в трудах А.И. Захарова, Е. И. Конради, М.И. Лисиной, С. Ю.

Мещеряковой.

Проведенное нами диссертационное исследование «Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е.И. Конради» показало, что под «материнским воспитанием» она понимала обеспечение наиболее полного удовлетворения эмоциональных и социальных потребностей ребенка, постепенное его включение в

систему социальных отношений и усвоение им социальных ролей, а также передачу и освоение ребенком ценностей семейного воспитания и культурных традиций общества [1].

Данные науки и практики свидетельствуют о том, что систематические контакты матери и ребенка в первые месяцы и годы жизни являются чрезвычайно важными для правильной социализации ребенка. При этом материнское воспитание должно обеспечивать ребенку не только комфортное физиологическое существование, но и развивать в нем духовно-нравственные качества.

В настоящих условиях подготовка женщины к материнству оказывается недостаточной. Комплекс воспитательных задач, которые должна решать современная мать сложен и многообразен. Это создает новую воспитательную ситуацию.

От уровня педагогической культуры матери зависит результативность процесса воспитания ребенка. Однако, формирование таковой у современных матерей происходит чаще стихийно, чем целенаправленно. Самообразование их часто осуществляется в разговорах возле песочницы или под влиянием средств массовой информации, где одни и те же авторы рассуждают о бизнесе, педагогике. Такие случайные «знания» могут лишь сформировать у молодых мам иллюзию психологической грамотности.

Т.А. Куликова определяет «педагогическую культуру родителей как составную часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в семье» [2].

Основным условием развития педагогической культуры родителей выступает взаимодействие образовательной организации и семьи, что отвечает требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации», Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., положению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В организации работы по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания дошкольников важная роль принадлежит использованию современных практико-ориентированных форм взаимодействия. Наиболее качественное взаимодействие осуществляется через активные формы организации деятельности, когда все участники становятся субъектами процесса. Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных способов воздействия на ребенка, чтобы использовать его, выстраивая новые детско-родительские взаимоотношения.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников. Наиболее эффективными являются: ситуационные ролевые и деловые игры, участие в совместной с детьми деятельности, семинары с элементами тренинга, создание видеофильмов, мастер-классы, включение родителей в организацию образовательного процесса, создание клубов по интересам; использование web-сайта дошкольной организации и организованного в его рамках виртуального «Семейного Университета» и др.

Так же разработаны технологии, способствующие повышению эффективности процесса семейного воспитания. Составлена и апробирована программа «Просвещённое материнство» для просветительской работы будущих родителей в период ожидания ребенка. Целью ее является ориентация современной молодой семьи на осознанный подход к материнству и отцовству [1].

Создана Программа раннего вмешательства - программа ранней междисциплинарной семейно-центрированной помощи в дошкольном учреждении системы образования для обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп риска, отставания в развитии и их родителей [3].

Разработана программа «Познаю себя» для детей младенческого и раннего возраста, которая способствует возрождению культурной традиции пестования и обеспечивает ценностно-смысловое содержание развития ребенка, а так же

эмоционального и тактильного контакта с матерью в освоении ребенком собственной телесности.

Указанные программы нацелены, в первую очередь, на повышение педагогической культуры матери.

Таким образом, на современном этапе развития образовательного пространства актуализируются проблемы развития педагогической культуры родителей, в частности, матери, поиска путей оптимизации традиционных моделей семейного воспитания, с целью усиления их положительного влияния на личность и сведения к минимуму негативных сторон в условиях выраженных изменений современного российского общества.

Список литературы:

1. Гнайкова Г.В. 2004. Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е.И. Конради: Дис. канд. пед. наук. Волгоград.

2. Куликова Т.А. 2000. Семейная педагогика и домашнее воспитание М.: - 232с.

3. Мухамедрахимов Р.Ж. 2001. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. Спб.- 288 с.

4. Фельдштейн, Д. И. 1997. Социальное развитие в пространстве - времени - детства. - М.: - 160 с.

Особенности функционирования системы защиты детей от насилия в России

Голубь Марина Сергеевна

Кубанский государственный университет

Ключевые слова:

Семейный Кодекс, кризисные центры, детские приюты, социальная защита детства

В России наметился переход от карательных мер к социальному поддерживающему и профилактическому воздействию, в частности, работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами, например, повсеместно, созданы кризисные центры-убежища стационарного и дневного пребывания, телефоны доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, налажено комплексное социальное обслуживание населения.

В Семейном кодексе РФ закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов. Но сообщать об этом нужно не в органы социальной защиты по месту нахождения ребенка, а в органы опеки и попечительства, так как именно органы опеки и попечительства принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Следует отметить, что органы опеки начинают работать только со случаями, принимающими крайние, необратимые формы, и никак не влияют на возможность их предупреждения и устранения.

Известно, что во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют не правоохранительные органы в сотрудничестве с органами опеки попечительства, местного самоуправления, а специалисты по социальной работе. Именно у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому его работа оказывается профессиональной и эффективной.

Для России одной из важнейших остается проблема получения достоверной информации о распространенности насилия над детьми. К сожалению, сегодня мы не располагаем этой информацией. Несмотря на то, что существуют ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации», где зафиксированы негативные тенденции, характеризующие положение детей в современной России (рост количества детей, оставшихся без попечения родителей; рост количества детей с задержкой психического развития; высокий уровень количества детей и подростков, совершивших преступления и стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; рост наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних), прямых показателей распространенности тех или иных видов насилия над детьми в этих материалах нет.

В ряде документов приводятся данные о распространенности насилия над детьми, но они не всегда валидны и часто не могут служить основанием для принятия управленческих решений. В настоящее время результатом различных международных исследований по проблеме насилия над детьми (она была затронута в ряде документов, представленных Комитету по правам человека в формате исследования Организации Объединенных Наций по вопросам насилия в отношении детей в 2005г.) стал вывод о том, что достоверной официальной статистики о распространенности разных видов насилия в отношении детей в Российской Федерации нет либо эта информация недоступна специалистам, работающим над данной проблемой.

Как показывает опыт, для эффективного функционирования системы защиты детей от насилия необходимо наличие следующих служб помощи , профилактики и реабилитации:

-службы кризисного реагирования(кризисные центры временного пребывания, кризисный телефон доверия);

-службы, несущие функции опеки и попечительства (детские дома, интернаты, дома ребенка, приемные семьи);

-службы реабилитации и помощи (социально-психологические центры, юридические консультации, поликлиники, детские больницы, центры социальной реабилитации);

-службы организации досуга (детские клубы, дома творчества, музыкальные школы, спортивные секции).

Большинство из указанных служб в России существует. Однако рост и развитие этих служб неоднородны. Наблюдается увеличение детских домов и интернатов, центров социальной реабилитации детей и подростков, но сокращается число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий и учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, уменьшается число не только специализированных детских больниц, но и врачей-педиатров. Крайне мало служб кризисного реагирования, телефонов доверия, кризисных центров, специализированных приютов для детей - жертв насилия.

С сожалением можно констатировать, что деятельность большинства имеющихся служб при всей своей важности и позитивности не лишена недостатков, к которым можно отнести:

- рассогласованность (методологическую, организационную и методическую) в деятельности множества существующих и вновь открывающихся центров, организаций, служб и др.;

- ведомственные барьеры, препятствующие решению проблемы предотвращения насилия над детьми;

-ограниченный опыт взаимодействия специалистов разных профилей; -неразработанность подходов к подготовке квалифицированных кадров этих служб; -отсутствие у специалистов навыков работы «под задачу»,командой; -неумение распределять и нести коллективную ответственность;

-недостаточное количество этих служб в пересчете на количество детского населения России;

- недоступность служб для части населения в силу территориальной удаленности или платности предоставляемых услуг.

В качестве положительного примера приведем сведения об эффективной деятельности одного из Краснодарских центров. С момента создания Центр является инициатором и активным участником работы над проблемой насилия над детьми в Краснодарском крае.

Начиная с 2010 года Краснодарский ресурсный центр реализовывал программы социального назначения, осуществление которых в рамках деятельности государственных организаций не всегда представляется возможным.

Основными источниками финансирования служат грантовая поддержка зарубежных фондов и хозрасчетная деятельность. К приоритетным и постоянно действующим направлениям деятельности центра относятся:

- обучение специалистов, работающих над проблемой насилия над детьми; -организация и проведение исследований распространенности насилия над детьми; -создание информационной базы данных по проблеме насилия и жестокого обращения с детьми;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.