Вклад российских ТНК с государственным участием в повышение конкурентоспособности экономики
УДК 339.94 Ирина Николаевна ПЛАТОНОВА,
ББК 65.298 доктор экономических наук, профессор, МГИМО (У) МИД России
П-375 (119454, г. Москва, пр. Вернадского, 76), кафедра МЭО и ВЭС им. Н.Н.
Ливенцева - зав. кафедрой, e-mail: [email protected];
Ольга КРЕЦУ (Молдова), МГИМО (У) МИД России (119454, г. Москва, пр. Вернадского, 76), кафедра МЭО и ВЭС им. Н.Н. Ливенцева - аспирантка 3 года обучения,
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье анализируется деятельность российских ТНК с государственным участием и раскрывается их вклад в изменение конкурентоспособности экономики страны. В условиях экономической неопределенности и геополитической напряженности все больше используется сочетание мер либерализации с усилением позиций государства. В России ТНК с государственным участием заняты в стратегически важных отраслях экономики страны и количественно представляют большинство российских транснациональных корпораций. Вклад российских ТНК состоит в том, что кроме реализации коммерческой деятельности, направляют значительные средства на социальные программы, которые и улучшают индекс конкурентоспособности страны с точки зрения социальной части индекса.
Ключевые слова: транснациональные корпорации с государственным участием, конкурентоспособность, российская экономика, индекс транснационализации.
How do Russian state-owned TNCs improve the country's competitiveness?
Irina Nikolaevna PLATONOVA,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia (76, Vernadskogo Ave., Moscow, 119454), Department of International Economic Relations and Foreign Relations,
Head of the Department, email: [email protected];
Olga CRETU (Moldova), Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University) (76, Ave. Vernadsky, Moscow, Russia, 119454) - 3d year Postgraduate student,
E-mail: [email protected]
3 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
7 Q
Abstract
In the article, the authors analyze Russian state-owned TNCs and their influence on the country's competitiveness. Due to economic uncertainty and geopolitical tensions the governments use politics focused on liberalization with elements of governmental control. In Russia state-owned TNCs conduct their business operations in the main industries of the economy and represent the majority of Russian multinationals. One of the main peculiarities of Russian state-owned TNCs is that they spend a great part of their budgets on socially oriented projects that improve health and education of their employees, country's infrastructure etc. All this aspects improve the country's competitiveness index, i.e. the pillars related to humanitarian aspects.
Keywords: state-owned TNCs, competitiveness, Russian economy, transnationality index.
Изменения, происходящие в мировой экономике, проявляющиеся в сохранении невысоких темпов ее развития, которые в соответствии с докладом ООН «Мировое экономическое положение и перспективы в 2020 г.» сократились в 2019 г. до самых низких за последнее десятилетие 2,3%, а в 2020 г. могут вырасти примерно до 2,5%1.
Как показывает мировая практика, все страны, как развитые, так и развивающиеся, стремятся обеспечить не только устойчивое развитие своей экономики, но и добиться повышения ее международной конкурентоспособности. Однако затянувшиеся торговые споры, сохранение высоких рисков в торговых и финансовых отношениях, состояние геополитической напряженности не способствуют расширению глобального сотрудничества. Поэтому все шире используется сочетание мер либерализации макроэкономической политики (снижение процентных ставок, налоговое стимулирование) с усилением позиций государства в расширении сферы воздействия на участников хозяйственной деятельности (требование по репатриации прибыли ТНК, более жесткие экологические стандарты). Стремление государственных властей усилить свое влияние на экономические процессы в стране и найти формы участия, обеспечивающие устойчивое развитие и экономический рост проявляется в расширении проникновения государственных капиталов в ТНК. Об этом свидетельствует то, что число ТНК с государственным участием за последние десять лет почти удвоилось. В соответствии с данными ЮНКТАД в 2010 г. насчитывалось примерно 650 ТНК с государственным участием с более 8500 иностранными филиалами2, а в 2019 г. их число достигло уже 1500 ТНК с более 86 тыс. иностранных филиалов по всему миру3.
Оценка деятельности ТНК с государственным участием в различных формах экономических отношений и их влияние на национальную и мировую экономику получила отражение в исследованиях зарубежных ученых (Cuervo-Cazurra A.,
^ 8
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2020
Inkpen A., Musacchio А., Kalotay К.) и отечественных экономистов (Волгина Н.А., Кузнецов А.В., Кондратов Д.И., Дементьева А.Г. и др.)
Деятельность ТНК с государственным капиталом не всегда оценивается только положительно. Встречаются суждения о подчинении национальных экономик транснациональным интересам хозяйствующих субъектов, представляющих крупные ТНК, о давлении на малый и средний бизнес, который не способен конкурировать на равных основаниях4. Однако ТНК с государственным участием в развивающихся странах рассматриваются как крупный работодатель, производящий продукцию не только для внутреннего потребления, а в значительном объеме для экспорта и получения необходимой для экономики валютной выручки5. Таким образом, противоречивая оценка современных ТНК с государственным участием, предполагает оценку их возможности оказывать влияние на развитие экономики страны.
Для России в условиях десятилетних низких темпов роста глобальной экономики и сохранения западных ограничений как для отдельных секторов экономики, так и отдельных компаний6. Исследование вклада российских ТНК с государственным участием в повышении конкурентоспособности отечественной экономики, которая в 2019 г. имела самые низкие темпы роста ВВП, составившие 1,3% по сравнению с 2,8% в 2017 г., имеет особое значение.
При определении позиций ТНК с государственным участием в мировой экономике ЮНКТАД в качестве критерия использует долю участия государства в размере 10% активов или же факт владения государством «золотой акцией», что вполне достаточно для контроля за деятельностью этих компании и их филиалов, находящихся за рубежом7. Это определение сущности ТНК с государственным участием расширил исследователь позиций ТНК с государственным участием в мировой экономике Калман Калотай, по мнению, которого такие ТНК должны соответствовать следующим критериям:
□ быть отдельными юридическими лицами и быть учреждены государством для реализации коммерческой деятельности;
□ должны проводить операции по прямым иностранным инвестициям (ПИИ), имея за рубежом филиалы или будучи вовлечены в международное производство без приобретения активов;
□ должны находиться под контролем правительства или правительственного субъекта, например, государственного агентства, Центрального Банка, национального инвестиционного фонда (исключая пенсионный фонд), с долей больше 10% владения, либо государственный субъект должен быть крупнейшим держателем акций или владельцем «золотых акций»8.
Российские ТНК с государственным участием полностью соответствуют этим критериям. Кроме этого, возможность российских ТНК с государственным капи-
3 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
9 Q
талом осуществлять свою деятельность за рубежом, позволяет им не только конкурировать с другими ТНК в глобальной экономике, но и способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики. В 2019 г. в списке «Forbes Global 2000» из представленных 22 российских компаний 12 компаний являются ТНК с государственным участием, т.е. 55% от общего числа российских компаний (см. таблицу 1).9
Таблица 1
Российские транснациональные корпорации, согласно списку «Forbes Global 2000» в 2019 г.
№ Рейтинг в списке Компания Продажи (млрд долл. США) Доходы (млрд долл. США) Активы (млрд долл. США) С государственным участием - V
1 40 Газпром 128,4 18,9 305,9 V
2 47 Сбербанк 51,6 13,3 449,7 V
3 52 Роснефть 112,9 8,7 191,3 V
4 97 Лукойл 127,9 9,9 82,6
5 330 Сургутнефтегаз 22,6 8,4 74,1
6 386 Транснефть 15,6 3,6 46 V
7 471 ВТБ Банк 23,6 2,8 212,8 V
8 500 НОВАТЭК 13,2 2,6 17,5
9 524 Татнефть 13,2 3,4 17,3 V
10 574 Норильский Никель 11,6 3 15,3
11 767 РОССЕТИ 16,3 1,4 36,7 V
12 791 НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат) 12,1 2,2 9,9
13 925 Северсталь 8,6 2,1 6
14 1189 ИНТЕР РАО 15,3 1,1 10,7 V
15 1237 ММК (Магнитогорский металлургический комбинат) 8,2 1,3 7,2
Q 10
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2020
№ Рейтинг в списке Компания Продажи (млрд долл. США) Доходы (млрд долл. США) Активы (млрд долл. США) С государственным участием - V
16 1327 АЛРОСА 4,7 1,4 5,9 V
17 1370 Магнит 19,7 0,539 8,8
18 1467 АФК Система 12,5 -0,731 21.1
19 1704 Московская биржа 0,634 0,314 58,9
20 1837 Московский кредитный банк 2,5 0,395 30,9
21 1895 Объединенная авиастроительная корпорация 7,7 -0,23 17,2 <
22 1957 РУСГИДРО 5,7 0,497 13,6 <
Источник: составлено по данным журнала Forbes. URL: https://www.forbes.com/glob-al2000/list/#header:country_country:Russia
В России государство является крупнейшим держателем акций на фондовом рынке. В индексе Московской Биржи доля компаний с государственным участием, которые раскрывают структуру владельцев, достигает почти 50%, что является достаточно большим показателем, по сравнению с аналогичными ТНК из развитых стран. Например, в мировой практике в крупнейшей ТНК с государственным участием Volkswagen Group, доля государства достигает 32%.10
В мировой практике ТНК с государственным участием более широко представлены в сфере финансовых, страховых, коммунальных услуг (обеспечение электричеством), транспорте (около 70%) в промышленности - 23%, а в первичном секторе - 7%11. В России сферой деятельности ТНК с государственным участием является добыча полезных ископаемых (энергоресурсов) - 36,4%, металлургия -22%, финансы - 18%, энергетика - 9% и другие отрасли - примерно 14,6%12.
Система управления акциями, принадлежащими российскому государству достаточно децентрализована, поскольку номинальными владельцами акций, которые принадлежат государству, являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом («Росимущество»), подведомственное Правительству РФ, Центральный Банк. Также государство владеет компаниями через различные субъекты РФ и муниципальные органы. Например, у ПАО «Газпром», который за-
3 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
11 Q
нимает самые высокие позиции (40 место) в рейтинге среди других ТНК с государственным участием 38% акций находится в руках Росимущества и контролируемым им организациям: Роснефтегаз (11%) и Росгазификация (1%). Таким образом, общий пакет акций государства составляет несколько более 50%13, а у компании АЛРОСА, которая в рейтинге на 1327 месте совокупная доля государственного контроля составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу, 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики14.
Степень влияния российских ТНК с государственным участием на конкурентоспособность экономики России может быть выявлена в результате анализа изменения компонентов индекса конкурентоспособности страны, который рассчитывается ежегодно Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) в Давосе. В Докладе о глобальной конкурентоспособности в 2019 г. Россия заняла 43 строчку, как и в 2018 г., что на 5 позиций выше, чем в 2017 г.15. Индекс рассчитывается на основе показателей, которые собраны в 12 группах: институты, инфраструктура, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), макроэкономическая среда, здравоохранение и начальное образование, высшее образование и обучение, эффективность товарного рынка, эффективность рынка труда, развитие финансового рынка, размер рынка, сложность ведения бизнеса и инновации. Для данного исследования важно посмотреть как влияет на конкурентоспособность страны зарубежная деятельность транснациональных корпораций, которые благодаря выходу на новые рынки получают доступ не только к зарубежным рынкам сбыта, но и к природным ресурсам, зарубежным технологиям, имеют возможность нанимать высококвалифицированных специалистов и т. д.
ЗАРУБЕЖНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Для количественного анализа влияния ТНК с государственным участием на конкурентоспособность страны может быть использован индекс транснационализации (TNI - transnationality index) российских ТНК, в которых государство владеет значительным пакетом акций. Изменение индекса транснационализации компании, напрямую зависит от эффективности их зарубежной деятельности и свидетельствует о том насколько важны зарубежные филиалы на иностранных рынках для той или иной ТНК. Чем выше индекс, тем большее значение для компании имеет активность ее зарубежных филиалов.
Индекс транснационализации (TNI - transnationality index) рассчитывается по следующей формуле:
TNI=(FA/TA+FS/TS+FE/TE)/3*100%, где
• FA - зарубежные активы ТНК;
• TA - все активы ТНК;
^ 12
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2020
• - объем зарубежных продаж ТНК;
• Т8 - общий объем продаж ТНК;
• ББ - численность зарубежных сотрудников в ТНК;
• ТБ - общее количество сотрудников в ТНК
Следует учитывать, что не все компании предоставляют полную информацию, некоторые ссылаются на Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. №400 «Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Поэтому подсчет индекса стал возможным для большей части, но не для всех российских ТНК с государственным участием (см. таблицу 2).
Таблица 2
Индекс транснационализации компании для российских ТНК с государственным участием в 2018 г.
Компания Активы зарубежные (млн руб.) Активы всего (млн руб.) Продажи зарубежные (млн руб.) Продажи всего (млн руб.) Численность сотрудников (за рубежом) Численность сотрудников (всего) Индекс транснационализации, %
Газпром 1 660 990 15 736 141 5 479 600 8 224 200 26 600 466 100 28
Сбербанк 4 067 000 30 254 200 374 000 1 685 800 40 719 293 800 17
Роснефть 1 670 000 12 935 000 6 086 000 8 238 000 100 000 325 600 32
ВТБ Банк 5 166 500 14 761 600 331 500 828 500 6 500 77 000 26
Татнефть 175 000 1 201 288 392 687 910 534 1 200 45 574 20
Транснефть 968 890 3 229 648 344 768 980 000 1 160 115 100 22
Россети - 2 518 600 - 1 021 602 - 217 000 -
Интер РАО 13 928 740 701 15 961 753 809 4 000 48 450 12
Алроса 22 500 429 662 36 902 169 914 5 000 24 435 15
Московская биржа - 4 082 585 - 39 901 - 1 710 -
Русгидро - 931 931 - 358 770 - 69 700 -
Объединенная авиастроительная корпорация - 475 895 - 24 065 - 794 -
Источник: составлено и подсчитано по данным годовых и квартальных отчетов компаний, представленных в таблице.
Сравнение индексов транснационализации российских корпораций с индексами транснационализации европейских ТНК с государственным участием показы-
3 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
13 ^
вает, что у последних этот индекс в 2-3 раза выше: Volkswagen Group - 60%, Enel SPA - 63,1%, Airbus SE - 60,3%16.
Повышение международной конкурентоспособности российской экономики предполагает расширение зарубежной деятельности российских ТНК с государственным участием для решения таких важных проблем, как переход на траекторию инвестиционного развития, повышение инновационной составляющей в экономике России, внедрение информационно-коммуникационных технологий.
Для компании ПАО «Газпром», крупнейшей ТНК России, 2018-2019 гг. стали пиком инвестиционного цикла, благодаря реализации крупных инвестиционных проектов. В 2018 г. получены полные комплекты разрешений на строительство газопроводов в России, Германии, Финляндии и Швеции. Продолжились работы по реализации инвестиционного проекта «Северный поток-2» на территории стран Европы. Газпром ведет производственную деятельность в более чем 20 странах мира и поставляет продукцию на рынки 130 стран17.
Компания «Роснефть» активно наращивает зарубежные активы и реализует зарубежные проекты в Африке, Латинской Америке и ЮВА. В Египте компании принадлежит 30% в проекте по разработке газового месторождения Зохр, реализуемом совместно с Eni, BP, Mubadala и египетской государственной нефтегазовой компанией EGAS. В Венесуэле Роснефть владеет 100% в проекте разработки месторождений Патао и Мельхионес и имеет право на экспорт газа. Во Вьетнаме есть доля в 35% в проекте по добыче газа и конденсата и 32,67% в газопроводе Нам Кон Сон. В Бразилии у компании также 100% участия в проекте по разработке газа в бассейне Солимойнс. В Латвии Роснефть владеет 10% в AS Latvijas Gaze - одной из крупнейших компаний, реализующих газ на рынках стран Балтии18.
Компания «Транснефть» в течение 2018 г. осуществляло доверительное управление находящимися в государственной собственности Российской Федерации 24% акций АО «КТК-Р» и АО «КТК-К» (КТК - Каспийский трубопроводный консорциум России (Р) и Казахстана (К) соответственно)19. В марте 2018 года в собственность ПАО «Транснефть» были переданы 100% акций компании «КТК Ком-пани», владеющей 7%-ми пакетами акций в АО «КТК-Р» и АО «КТК-К», а также 100% акций «КТК Инвестментс Компани», являющейся кредитором АО «КТК-Р».
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ РОССИЙСКИМИ ТНК С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
Влияние зарубежной деятельности российских ТНК с государственным участием на конкурентные позиции России в глобальной экономике проявляется в повышении уровня внедрения инноваций и высоких технологий, крайне важных для повышения производительности труда. В 2019 г. по такому показателю как внедрение информационно-коммуникационных технологий Россия заняла 25 место, набрав 72,1 балла20, а инновационные возможности России оценены в 50,7 балла - 36 место.
^ 14
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2020
Улучшение позиций России по этим показателям стало возможно в результате увеличения расходов на развитие инновационной экосистемы, которая включает средний балл за динамику бизнеса и за инновационный потенциал. Затраты России на НИОКР в 2018 г. выросли до 40,3 млрд долл. (то есть приблизительно 2,4 трлн руб.), по сравнению с 39,9 млрд долл. в 2016 г. и 24 млрд долларов (1,12% ВВП, т.е. 34-е место в мире) в 2012 г.- Однако при сравнении с затратами на НИОКР других экономик мира пока недостаточны в условиях перехода на Четвертый технологический уклад. Рейтинг крупнейших инвесторов в инновационное развитие возглавляют США с показателем 511 млрд долл., (2,74% в ВВП, т.е. 11 место) Китай - 451,2 млрд долл. (2,12% в ВВП - это 15-е место).
Тем важнее вклад российских ТНК с государственным участием в финансирование НИОКР (см. рисунок 1).
Рисунок 1
Затраты компаний на НИОКР в 2018 г. (млрд рублей)
Роснефть Россеги Газпром Транснефть Татнефть Русгидро Источник: составлено по данным годовых отчетов компаний.
Крупные ТНК активно инвестируют в научные исследования и разработки и добиваются значительных результатов. Например, количество патентов на объекты патентных прав, принадлежащих ПАО «Газпром» в 2018 г. достигло 2554 патента. В апреле 2018 г. в компании утвердили Программу инновационного развития до 2025 года. Расходы на НИОКР в 2018 г. достигли 9 млрд руб., а экономический эффект от данных инвестиций компания оценивает в 12,3 млрд руб.21
3 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
15 Q
Крупнейшим инвестором в НИОКР среди российских ТНК в 2018 г. стала компания «Роснефть», затраты которой превысили 32 млрд руб. (см. рисунок 1). Компания имеет 29 корпоративных научно-исследовательских и проектных институтов, в которых работают более 13,5 тыс. высококвалифицированных специалистов, около 5% из них имеют ученые степени докторов и кандидатов наук. В 2018 г. компания внедрила всего 92 новых технологий, в результате чего было заключено 10 лицензионных договоров на передачу программного обеспечения и технологий на сумму 66,8 млн руб., в том числе для обучения студентов специализированных российских вузов22.
В 2018 г. компания «Россети» потратила внушительные 10,9 млрд руб. на НИОКР. Компания оформила 46 охранных документов на результаты НИОКР. Удалось заключить 11 лицензионных договоров, общей суммой лицензионных платежей в 10 млн рублей, также 14 результатов НИОКР переданы в опытно-промышленную эксплуатацию, а 11 результатов НИОКР внедрены на объектах компаний группы «Россети»23.
Компания «Алроса» начала в 2018 г. реализацию программы цифровой трансформации производственных объектов. Запланированы к реализации перспективные проекты, связанные с цифровым рудником, цифровыми двойниками элементов производственного цикла, внедрением беспилотных летательных аппаратов в соответствии с государственной программой «Цифровая экономика Российской Федерации». Видео- и фотофиксация производственных объектов проводится с использованием беспилотного летательного аппарата PHANTOM 4 24.
Больших достижений в сфере внедрения цифровых технологий добился ПАО «Сбербанк», который открыл новый Центр обработки данных в инновационном центре «Сколково» - самого большого центра обработки данных в России и одного из крупнейших в Европе. Одним из достижений «Сбербанка» является получение сертификата Uptime Institute TIER III, который подтверждает соответствие международным стандартам безопасности и надёжности. С 2018 г. Банк широко использует искусственный интеллект при выдаче займов для корпоративных клиентов. За счет роботизации процессов и сокращения ручного труда на 25% повысилась эффективность бэк-офиса. В 53 процессах Банка участвуют вместо сотрудников роботы, которые извлекают данные из электронных документов и верифицируют подписи на основе искусственного интеллекта25. Сбербанк широко использует технологию блокчейна для проведения сделок РЕПО на базе как английской правовой практики, так и российского законодательства.
^ 16
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2020
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИЙСКИХ ТНК С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ
Особенностью российских ТНК стали социально-ориентированные проекты, которые обычно реализуют не частные фирмы, а государство. Российские ТНК с госучастием реализуют принцип социальной корпоративной ответственности, отличаясь «ответственным поведением» предполагающим не только своевременную уплату налогов в государственный бюджет, увеличение занятости в регионах присутствия, но и активное участие в улучшении условий труда, отдыха, охраны здоровья и повышение профессионального уровня трудящихся26.
Участие российского государства в капитале корпораций сказывается на их деятельности. В 2019 г. Россия по показателю «здравоохранение» заняла 97 место в мире, а по квалификации рабочей силы - 54 место. Это средние показатели для России, так как хуже в стране обстоят дела с институтами (74 место), качеством товарного рынка (87 место) и финансовой системой (95 место) 27. ТНК с государственным участием способствуют улучшению социальных показателей, ведь уделяют значительные средства на обучение персонала и поддержания их здоровья. Примером корпоративного университета является 100% дочерняя структура ПАО «Сбербанк» «Корпоративный университет Сбербанка», который был учрежден в марте 2012 г. В 2018 г. более 34 тыс. руководителей прошли обучение на курсах Корпоративного университета Сбербанка и более 213 тыс. специалистов на программах развития компании28.
Большое внимание подготовке квалифицированных специалистов уделяет компания «Транснефть», которая имеет корпоративные образовательные учреждения в Москве, Ухте, Уфе, Тюмени, Самаре, Томске, в стенах которых в 2018 г. прошли обучение и повысили квалификацию боле 106,6 тыс. сотрудников29. Среди достоинств ПАО «Газпром» является постоянная работа с молодежью. В компании действует Школа подготовки молодых специалистов и Координационный молодежный совет дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром». В 2018 г. более 380 тыс. сотрудников прошли обучение для повышения квалификации.
Банк «ВТБ» проводит программы по обучению персонала - «Академия переговоров ВТБ», «Проектное мышление», «Новая энергия лидерства» и «Алгоритмы управления». У компании «Русгидро» также появился собственный университет, в 2017 г. получил лицензию «Корпоративный университет гидроэнергетики» и в 2018 г. было разработано 10 программ профессиональной переподготовки и 44 программы повышения квалификации30. В ПАО «Роснефть» 47% общего объема
3 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
17 0
обучения обеспечивается внутренними ресурсами - собственными учебными центрами, внутренними тренерами, экспертами и наставниками на производстве31. В 2018 г. было направлено 213,6 млн руб. на развитие образовательной и инфраструктурной кооперации со школами и вузами.
Глобальный инновационный индекс 2019 оценивает показатели 129 стран и экономик всего мира в качестве специальной темы рассматривает технологические аспекты здравоохранения, внедрение инноваций в медицину32. Поэтому при оценке конкурентоспособности российской экономики целесообразно учитывать вклад российских ТНК с государственным участием в решение проблем здравоохранения. Учитывая, что здоровье работников - это основа производительности труда, ТНК с государственным участием не экономят на медицинском страховании работников и переоснащении поликлиник современным высокотехнологичным оборудованием. В Сбербанке работники имеют право на добровольное медицинское страхование (ДМС) и обслуживание в частных клиниках, к тому же этими услугами могут пользоваться все члены семьи сотрудника. В остальных компаниях также действует корпоративная система ДМС, а в Газпроме имеются собственные поликлиники и больницы. С 2013 г. у компании «Русгидро» действует собственная социальная поликлиника. Кроме того, у компании есть негосударственное пенсионное обеспечение.
Важным условием повышения международной конкурентоспособности российской экономики является достижение ее устойчивого развития особенно в период нарушения стабильности и существенных сбоев в мировой экономике. Как отмечается в Докладе ВЭФ о глобальной конкурентоспособности 2019, необходимость устойчивого роста производительности имеет решающее значение для повышения уровня жизни. Кроме того, устойчивый экономический рост остается самым надежным выходом из бедности и основной движущей силой человеческого развития33. Поэтому вклад российских ТНК с государственным участием в социальную политику, которая включает наряду с образованием и здравоохранением, меры по дополнительной социальной политике, поддерживающие население в ходе четвертой промышленной революции. Примеров тому много. Крупнейшая корпорация России, ПАО «Газпром», выделяет много средств для реализации социальных проектов, так в 2018 г. поддержала более 2,6 тыс. благотворительных проектов и более 200 спонсорских проектов и мероприятий34. ПАО «Газпром» пока единственная компания России, которая реализует столь масштабный социальный проект, ориентированный на поддержку детей. За период с 2007 г. по 2018 г. были построены 1659 культурных и спортивных объектов для детей (стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы с бассейнами, манежи и даже конноспортивная школа).
^ 18
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2020
Компания «Транснефть» потратила в 2018 г. на благотворительность 9,9 млрд руб.35 Среди значимых проектов: лаборатории для 46 школ в 24 регионах России, реставрация Успенского собора Московского Кремля и реконструкция зданий Государственной Третьяковской галереи и др. Компания Роснефть потратила на благотворительность в 2018 г. 11,5 млрд руб., в основном на развитие спорта (40%), инфраструктуры областей и районов России (33%), образование и наука (11,4%), здравоохранение (4,7%), культура (4,3%), детские сады (2,2%) и др.36. На спонсорскую деятельность компания Роснефть направила в 2018 г. 2,1 млрд руб., в основном это культурные мероприятия и фестивали, а также бизнес-форумы и конференции.
ВЫВОДЫ
□ ТНК с государственным участием - это акционерные компании, которые владеют производственными мощностями в двух и более странах, при этом государство владеет мажоритарным пакетом акций, напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ. Это предоставляет им права на получение части прибыли от деятельности в виде дивидендов, а также на участие в управлении акционерной компанией. Методология оценки количества ТНК с государственным участием все еще совершенствуется, поэтому их точное число постоянно уточняется.
□ Исторически сложилось, что в России ТНК с государственным участием являются государственными изначально, т. е. государственные компании со временем стали транснациональными. Следовательно, индекс их транснационализации еще не настолько значим, как у крупнейших ТНК с государственным участием и длительной историей их существования из Европы. Однако благодаря международной деятельности вклад российских ТНК с госучастием в повышение конкурентоспособности российской экономики можно определить как существенный при решении таких важных задач, как переход на траекторию инвестиционного развития, повышение инновационной составляющей в экономике России, внедрение информационно-коммуникационных технологий.
□ Индекс конкурентоспособности страны базируется на показателях, которые показывают уровень производительности страны, а российские ТНК с государственным участием владеют крупными ресурсами для внедрения ИКТ и инноваций, инфраструктуры, а также для улучшения качества внутренних рынков товаров и услуг, рабочей силы, финансового сектора, повышения уровня жизни населения.
□ По сравнению с крупнейшими ТНК с государственным участием в мире, российские корпорации выделяют значительные средства на социальные программы и на благотворительность, что помогает улучшить социальную составляющую индекса конкурентоспособности страны.
3 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
19 0
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 World Economic Situation and Prospects, 2020. UN, New York, URL: https://www.un.org/ development/desa/dpad/publication/world-economic-situation-and-prospects-2020/
2 World investment report 2011: Non-equity modes of international production and development/UNCTAD, UN, New York, Geneva. URL: http://unctad.org/en/publicationslibrary/ wir2011_en.pdf, 251 с.
3 World Investment report 2019: special economic zones /UNCTAD, UN, New York, Geneva. URL: https://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/wir2019_en.pdf, 222 c.
4 Musacchio Aldo, Lazzarin Sergio G. State-owned enterprises as Multinationals: Theory and Research Directions, October, 2018. (Доступ с сайта Researchgate.net)
5 Cuervo-Cazurra A., Inkpen A., Musacchio A., Ramaswamy K. Governments as owners: state-owned multinational companies. URL: https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/15787971/ chervo-cazurra%
6 Платонова И.Н., Гурова И.Н. Финансовые санкции ЕС против России: сфера применения. //Российский внешнеэкономический вестник. 2015, № 5. С. 50-51.
7 World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan. UNCTAD, NY & Geneva, 2014. -Р.20
8 State-owned multinationals: an emerging market phenomenon? Kalman Kalotay. 9 December 2017, Kyoto, Japan. Электронный ресурс: https://www.researchgate.net/ publication/321966032_State-owned_multinationals_an_emerging_market_phenomenon
9 Forbes Global 2000- The World's Largest Public Companies, 2019. URL: https://www. forbes.com/global2000/list/#header:country_country:Russia (Дата обращения 23.02.2020)
10 World Investment Report 2019: special economic zones/ UNCTAD, UN, New York, Geneva. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2019_en.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
11 Крецу О. Деятельность ТНК с государственным участием на современном этапе. // Экономические науки. 2019, № 10. С. 137. (Дата обращения 23.02.2020)
12 Forbes Global 2000- The World's Largest Public Companies, 2019. URL: https://www. forbes.com/global2000/list/#header:country_country:Russia (Дата обращения 23.02.2020)
13 См. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2018 год. URL: https://www.gazprom.ru/f/ posts/01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf (Дата обращения 23.02.2020);
14 Годовой отчет АЛРОСА за 2018 год. URL: http://www.alrosa.ru/wp-content/uploads/20 19/06/%D0%93%D0%9E_2018_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB_ %D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
15 The Global Competitiveness Report 2019. Klaus Schwab, World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
16 World investment report: annex tables. Annex table 19. The world"s top 100 non-financial MNEs, ranked by foreign assets, 2018. URL: https://unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20 Investment%20Report/Annex-Tables.aspx (Дата обращения 23.02.2020)
17 Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2018 год. URL: https://www.gazprom.ru/f/ posts/01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
18 Годовой ответ ПАО «Роснефть» за 2018 год. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/ document_file/a_report_2018.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
^ 20
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2020
19 Годовой отчет ПАО «Транснефть» за 2018 г. URL: https://www.transneft.ru/u/section_ file/40031/2019.06.30_go_2018.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
20 The Global Competitiveness Report 2019. Klaus Schwab, World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
21 Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2018 год. URL: https://www.gazprom.ru/f/ posts/01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
22 Годовой ответ ПАО «Роснефть» за 2018 год. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/ document_file/a_report_2018.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
23 Годовой отчет ПАО «Россети» за 2018 год. URL: https://chart.rsf.ru/put.phtml/ MRKH_2018_RUS.pdf (стр.56) (Дата обращения 23.02.2020)
24 Годовой отчет АЛРОСА за 2018 год. URL: http://www.alrosa.ru/wp-content/uploads/2 019/06/%D0%93%D0%9E_2018_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB _%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB.pdf (стр.31)(Дата обращения 23.02.2020)
25 Годовой отчет Сбербанка за 2018 год. URL: https://www.sberbank.com/common/img/ uploaded/redirected/com/gosa2019/docs/sberbank-annual_report_2018_rus.pdf (стр. 56) (Дата обращения 23.02.2020)
26 Подробно о комплекс мер в сфере корпоративной социальной отчетности раскрыт в докладе экспертов ЮНКТАД «Представление информации о влиянии корпораций на общество: текущие тенденции и вопросы» ООН Нью-Йорк и Женева, 2004 г. URL: https:// unctad.org/ru/docs/iteteb20037_ru.pdf
27 The Global Competitiveness Report 2019. Klaus Schwab, World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
28 Годовой отчет Сбербанка за 2018 год. URL: https://www.sberbank.com/common/img/ uploaded/redirected/com/gosa2019/docs/sberbank-annual_report_2018_rus.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
29 Годовой отчет ПАО «Транснефть» за 2018 г. URL: https://www.transneft.ru/u/section_ file/40031/2019.06.30_go_2018.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
30 Годовой отчет ПАО «Русгидро» за 2018 год. URL: http://www.rushydro.ru/upload/ iblock/7d9/GO-za-2018-god.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
31 Годовой ответ ПАО «Роснефть» за 2018 год. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/ document_file/a report2018.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
32 Global Innovation Index 2019. Creating Healthy Lives—The Future of Medical Innovation. INSEAD, WIPO. URL: https://www.wipo.int/publications/en/details.jsp?id=4434 (Дата обращения 20.02.2020)
33 The Global Competitiveness Report 2019. Klaus Schwab, World Economic Forum. URL: https://www.wefomm.org/reports/how-to-end-a-decade-of-lost-productivity-growth
34 Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2018 год. URL: https://www.gazprom.ru/fZ posts/01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
35 Годовой отчет ПАО «Транснефть» за 2018 г. URL: https://www.transneft.ru/u/section_ file/40031/2019.06.30_go_2018.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
36 Годовой отчет ПАО «Роснефть» за 2018 год. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/ document_file/a_report_2018.pdf (Дата обращения 23.02.2020)
3 - 2020
Российский внешнеэкономический вестник
21 Q
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Волгина Н.А. Государственные ТНК на мировом рынке прямых иностранных инвестиций. // Вестник РУДН, серия Экономика, 2015, № 1. С. 65 - 70.
2. Крецу О. Деятельность ТНК с государственным участием на современном этапе. // Экономические науки. 2019, № 10. С. 135 - 139.
3. Кузнецов А.В. Транснациональные корпорации стран БРИКС. // Мировая экономика и международные отношения. 2012, № 3. С. 3-11.
4. Платонова И.Н., Гурова И.Н. Финансовые санкции ЕС против России: сфера применения. // Российский внешнеэкономический вестник. 2015, № 5. С. 49 - 62
5. Cuervo-Cazurra A., Inkpen A., Musacchio A., Ramaswamy K. Governments as owners: state-owned multinational companies. URL: https://dash.harvard.edu/bitstream/han-dle/1/15787971/chervo-cazurra%
6. Kalman Kalotay. State-owned multinationals :an emerging market phenomenon? 9 December 2017, Kyoto, Japan. Электронный адрес: https://www.researchgate. net/publica-tion/321966032_State-owned_multinationals_an_emerging_market_ phenomenon
7. Musacchio Aldo, Lazzarin Sergio G. State-owned enterprises as Multinationals: Theory and Research Directions, October, 2018. (Доступ с сайта Researchgate.net)
BIBLIOGRAFIYA:
1. Volgina N.A. Gosudarstvennye TNK na mirovom ry'nke pryamyx inostrannyx investicij. // Vestnik RUDN, seriya Fkonomika, 2015, № 1. S. 65 - 70.
2. Kreczu O. DeyateFnosf TNK s gosudarstvenny'm uchastiem na sovremennom e'tape. // Fkonomicheskie nauki. 2019, № 10. S. 135 - 139.
3. Kuzneczov A.V. TransnacionaFny'e korporacii stran BRIKS. // Mirovaya e'konomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2012, № 3. S. 3-11.
4. Platonova I.N., Gurova I.N. Finansovy'e sankcii ES protiv Rossii: sfera primeneniya. // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. 2015, № 5. S. 49 - 62
5. Cuervo-Cazurra A., Inkpen A., Musacchio A., Ramaswamy K. Governments as owners: state-owned multinational companies. URL: https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/15787971/ chervo-cazurra%
6. Kalman Kalotay. State-owned multinationals:an emerging market phenomenon? 9 December 2017, Kyoto, Japan. ETektronny'j adres: https://www.researchgate. net/publication/321966032_ State-owned_multinationals_an_emerging_market_ phenomenon
7. Musacchio Aldo, Lazzarin Sergio G. State-owned enterprises as Multinationals: Theory and Research Directions, October, 2018. (Dostup s sajta Researchgate.net)
^ 22
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2020