Научная статья на тему 'ВКЛАД ПРОФЕССОРА Н.П. ГУНДОБИНА В КЛИНИЧЕСКУЮ, НАУЧНУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ПЕДИАТРИЮ (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

ВКЛАД ПРОФЕССОРА Н.П. ГУНДОБИНА В КЛИНИЧЕСКУЮ, НАУЧНУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ПЕДИАТРИЮ (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
379
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Овсянников Д.Ю., Карпенко М.А., Брыксина Е.Ю.

В статье приведены сведения о жизни и профессиональной деятельности одного из основоположников российской педиатрии, возрастной морфологии и биохимии, школьной гигиены - профессора Н.П. Гундобина, его вкладе в клиническую, научную и социальную педиатрию. Представлены воззрения Н.П. Гундобина на обследование и лечение ребенка, закономерности роста и развития детей и их значение, профилактику заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSOR N.P. GUNDOBIN’S CONTRIBUTION TO CLINICAL, SCIENTIFIC AND SOCIAL PEDIATRICS (ON THE 160TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)

The article contains information about life and professional activity of one of the founders of Russian pediatrics, age-dependent morphology and biochemistry, school hygiene - Professor N.P. Gundobin, his contribution to clinical, scientific and social pediatrics. N.P. Gundobin’s views on child examination and treatment, regularities of growth and development of children and their significance, prevention of diseases are presented.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ПРОФЕССОРА Н.П. ГУНДОБИНА В КЛИНИЧЕСКУЮ, НАУЧНУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ПЕДИАТРИЮ (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

(сс)

doi: 10.21518/2079-701X-2020-18-180-183

Краткая биографическая статья / Short biography article

Вклад профессора Н.П. Гундобина в клиническую, научную и социальную педиатрию (к 160-летию со дня рождения)

Д.Ю. Овсянников1®, ORCID: 0000-0002-4961-384X, e-mail: mdovsyannikov@yahoo.com М.А. Карпенко1, ORCID: 0000-0001-7937-722X, e-mail: karpenko.ma@mail.ru Е.Ю. Брыксина2, e-mail: ey.bryksina81@list.ru

1 Российский университет дружбы народов; 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

2 Ростовский государственный медицинский университет; 344022, Россия, Ростов-на-Дону, Нахичеванский переулок, д. 29

В статье приведены сведения о жизни и профессиональной деятельности одного из основоположников российской педиатрии, возрастной морфологии и биохимии, школьной гигиены - профессора Н.П. Гундобина, его вкладе в клиническую, научную и социальную педиатрию. Представлены воззрения Н.П. Гундобина на обследование и лечение ребенка, закономерности роста и развития детей и их значение, профилактику заболеваний.

Professor N.P. Gundobin's contribution to clinical, scientific and social pediatrics (on the 160th anniversary of his birth)

Dmitriy Yu. Ovsyannikov1®, ORCID: 0000-0002-4961-384X, e-mail: mdovsyannikov@yahoo.com Maxim A. Karpenko1, ORCID: 0000-0001-7937-722X, e-mail: karpenko.ma@mail.ru Evgeniya Yu. Bryksina2, e-mail: ey.bryksina81@list.ru

1 Peoples' Friendship University of Russia; 6, Miklukho-Maklai St., Moscow, 117198, Russia

2 Rostov State Medical University; 29, Nakhichevan Lane, Rostov-on-Don, 344022, Russia

The article contains information about life and professional activity of one of the founders of Russian pediatrics, age-dependent morphology and biochemistry, school hygiene - Professor N.P. Gundobin, his contribution to clinical, scientific and social pediatrics. N.P. Gundobin's views on child examination and treatment, regularities of growth and development of children and their significance, prevention of diseases are presented.

Истинная наука состоит в беспрерывной работе и постоянном движении человеческой мысли в направлении, намеченном предварительными исследованиями.

Н.П. Гундобин, «Идеалы современной медицины» (1899 г.)

Николай Петрович Гундобин родился 30 ноября 1860 г. в старинном русском городе Шуе (ныне Ивановская область) в купеческой семье [1]. Его отец - Петр Ильич Гундобин занимался русскими древностями и составил замечательную коллекцию, был членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества, членом Русского географического общества и автором значительного количества статей по истории, этнографии, нумизматике, археологии, активно занимался исследованиями, что, по-видимому, повлияло на последующий интерес и приверженность сына к самостоятельной научно-исследовательской работе [2]. Когда Н.П. Гун-добину было 11 лет, отец умер от тифа. Достигнув 14 лет, в 1874 г. Н.П. Гундобин поступил во 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с золотой медалью. Уже в гимназии у Н.П. Гундобина появился интерес к естественным наукам, и в 1880 г. он становится студентом медицинского факультета Императорского Московского университета. В начале 80-х гг. XIX в. медицинский факультет обладал прекрасным составом про-фессуры,особен но клиническихкафедр.Терапевтическими

180 I МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ I 2020;(18):180-183

клиниками руководили такие выдающиеся клиницисты, как профессора Г.А. Захарьин и А.А. Остроумов, хирургической клиникой руководил профессор Н.В. Склифо-совский, курс детских болезней читал профессор Н.А. Тольский, в клинике которого Н.П. Гундобин по окончании обучения работал ординатором в течение 3 лет. С первых дней ординатуры Н.П. Гундобин приступил к научно-исследовательской работе и под руководством профессора Н.А. Тольского опубликовал несколько клинических работ («Место сердечного толчка у детей», «Блуждающая печень и подвижная селезенка», «О промываниях желудка в терапии грудных детей» и др.). О качестве первых научных трудов Н.П. Гундобина может свидетельствовать тот факт, что Н.Ф. Филатов уже в первом издании «Семиотики и диагностики детских болезней» (1890 г.) дважды ссылается на работы Н.П. Гундобина. По завершении ординатуры в 1889 г. Н.П. Гундобин переезжает в Санкт-Петербург и начинает работать в должности врача при Министерстве иностранных дел и одновременно в Александровской барачной больнице как клиницист и патологоанатом, параллельно под руководством приват-доцента по патологической анатомии Императорской военно-медицинской академии (ИВМА) Н.В. Ускова он приступает к работе над докторской диссертацией «Строение кишечника у детей», которую успешно защищает в 1891 г. После защиты диссертации Н.П. Гундобин продолжил активно заниматься исследова-

© Овсянников Д.Ю., Карпенко М.А., Брыксина Е.Ю., 2020

тельской работой. Под руководством Н.В. Ускова он издает в 1892 г. работу «О морфологии и патологии крови детей», в которой впервые были описаны особенности гемограммы у детей в зависимости от возраста (впервые в мире установлено, что для детей грудного и раннего возраста характерен лимфоцитоз), физиологических и патологических состояний.

Спустя год после защиты докторской диссертации, в 1892 г., на конференции ИВМА Н.П. Гундобин был единогласно избран в приват-доценты по кафедре детских болезней, а в 1897 г. утвержден экстраординарным профессором и приступил к исполнению обязанностей руководителя кафедры педиатрии. Н.П. Гундобин так сформулировал свои задачи: «три главные задачи, выполнение которых лежит на каждом профессоре: во-первых, деятельность чисто преподавательская; во-вторых, нравственное влияние на слушателей и, в-третьих, не только лечение больных, но и как в клинике, так и в лаборатории разработка научных вопросов, имеющих непосредственное отношение к данной специальности». По воспоминаниям Э.Э. Гортье, «Н.П. Гундобин сам много работал и умел заставлять работать и других; как прекрасный и талантливый руководитель, он живым интересом к делу, увлекаясь сам, увлекал и других; своим же приветливым характером он очаровывал всех, кто только имел возможность сблизиться с ним».

Уже будучи доцентом, Н.П. Гундобин формирует основные взгляды на задачи педиатрии, которые в дальнейшем определяют его научную деятельность. По его словам, «педиатр должен быть хорошо знаком с анатомией и физиологией растущего организма, но, к сожалению, это необходимое знакомство затрудняется неполнотой и несовершенством тех данных, которые существуют в означенных науках относительно детского организма» [1]. Данная проблема и стала концепцией развития научно-исследовательской работы кафедры детских болезней ИВХА, которую Н.П. Гундобин возглавлял в течение 11 лет (1897-1908 гг.). В 1896 г. из-под пера Н.П. Гундобина выходит капитальное руководство «Общая и частная терапия болезней детского возраста», переизданное в 1900 и 1907 гг. Уже в этом руководстве огромное внимание уделено возрастным анатомо-физиологическим особенностям всех систем органов детского организма в связи с вопросами диагностики и терапии. Помимо научной работы, Н.П. Гундобин продолжал работать в детской больнице св. Марии Магдалины и регулярно посещал лекции по патологической анатомии в Клиническом институте Великой княжны Елены Павловны. Своим примером Н.П. Гундобин подчеркивал важность для врача

Николай Петрович Гундобин

продолжать учиться и повышать свою квалификацию на протяжении всей жизни.

Особое внимание Н.П. Гундобин уделял общению с пациентом, он писал: «современная медицина в погоне за микроскопическими величинами - бактериями - упускает иногда из вида величину макроскопическую - больного» [3]. Несмотря на стремительное развитие лабораторной и инструментальной диагностики, он обращал внимание на важность проведения тщательного сбора анамнеза и объективного осмотра пациента: «Пренебрегать анамнезом или стеснять его ограниченным временем я считаю непозволительным. Время, потраченное на расспросы больного, не может считаться потерянным, даже при полной неудаче в ответах; в это время опытный врач незаметно изучает ребенка и мать... Признавая и высоко оценивая всю пользу научного развития методики клинического исследования, я позволю себе заметить, что означенные методы при всем их совершенстве не должны и не могут освобождать врача от детального исследования больного, не должны переносить клинику в лабораторию. Только клиническое наблюдение у постели больного научит вас ставить диагноз и предсказание, научит назначать правильную терапию и оценить по достоинству как главные признаки болезни, так и особенности данного случая. Что касается диагноза в целом, то он ставится путем мышления индуктивного, и никогда не будет настоящим врачом тот, который подходит к кровати больного с готовым мнением или известным предубеждением. Путь индуктивный -единственный в клинике. Одно дело лечить болезнь и совершенно иное - лечить самого больного. А в последнем обстоятельстве и заключается вся обязанность врача и клинициста.» [4]. В этих словах можно видеть предпосылки для современной концепции персонифицированной (4П) медицины [5]; они созвучны также взглядам основоположника русской клинической медицины, выдающегося терапевта С.П. Боткина, который писал: «Индивидуализация каждого случая, основанная на осязательных научных данных, и составляет задачу клинической медицины и вместе с тем самое твердое основание лечения, направленного не против болезни, а против страдания больного» [6]. Спустя столетие, в эпоху многообразия и доступности лабораторных и инструментальных методов исследования, когда очень часто не хватает времени для сбора анамнеза или анамнез собирается формально, по шаблону, с помощью автоматизированных компьютерных программ, эти слова Н.П. Гундобина звучат чрезвычайно актуально, ведь установление диагноза более чем на 70% определяется правильно собранным анамнезом.

2020;(18):180-183 МЕРП^МБЮУ БОУЕТ 181

Одним из первых Н.П. Гундобин поставил другую актуальную проблему - проблему полипрагмазии. «Из медицинских журналов легко убедиться, что врачи больше и охотнее применяют новые средства, чем разрабатывают клинические вопросы. Слишком быстрое увлечение первым успехом всякого врачебного средства и немедленное широкое рекламирование последнего легко может не только повредить самим врачам, но, что еще важнее, дискредитировать и самую науку. Здесь, в моей клинике, более 2 средств ни у одного больного вы не увидите. Клиническая терапия должна быть простой и то же время рациональной», - указывал он [4]. Действительно, порой обойтись двумя препаратами в лечении ребенка довольно сложно, однако стоит попробовать придерживаться принципа «рациональной простоты», не бояться лечения минимальным объемом лекарств с доказанной эффективностью, а не набором хорошо разрекламированных.

Уделяя большое внимание клинике и вопросам преподавания, Н.П. Гундобин не мыслил жизни кафедры без широко развернутой научной работы. За время руководства кафедрой детских болезней ИВМА в тяжелых условиях нехватки финансирования, сложностей с организацией клинической работы, недостатка коечного фонда под руководством Н.П. Гундобина было выполнено более 100 докторских диссертаций, результаты большинства из которых вошли в его фундаментальный труд «Особенности детского возраста: основные факты к изучению детских болезней», опубликованный в Санкт-Петербурге в 1906 г. Данная работа Н.П. Гундобина получила всемирную известность, книга сразу же вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии, была издана в Берлине на немецком языке в 1912 г. и являлась настольной не только для русских, но и для европейских педиатров на протяжении десятилетий, фундаментом предмета пропедевтики детских болезней, ибо в ней впервые в мире подробно описаны возрастные анатомо-физиологические особенности всех систем детского организма, включая период ново-рожденности, и их клиническое значение [7]. В предисловии книги автор так формулирует цель работы: «изучить рост всех органов у детей по возрастам, выявить микроскопические и химические особенности различных органов в детском возрасте и указать клиническое значение этих особенностей». Н.П Гундобин подчеркивает: «весьма важно, чтобы все особенности детского возраста были изучены применительно к целям клинического исследова-

СТР0ЕН1Е КИШЕЧНИКА Н. П. Гундвймиъ,

И. И. Гуидобии).

УДИТЕИ

оооыш мости

вднишшшя ЛЬТСКАГО ВОЗРАСТА.

И 171)1' и ПЯШ КП ЦШШ ССкШНСЙ

Г---- Г""*"' 4Т.Г1КЛЧ1 ШМГАГГА

—- -

Работы Н.П. Гундобина

182 I МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ I 2020;(18):180-183

ния ребенка» [8]. Впервые в мировой науке Н.П. Гундобин, которого справедливо можно считать основоположником возрастной морфологии и биохимии, обосновал необходимость изучения биохимических и анатомо-физиологи-ческих особенностей детского организма на всех этапах его развития [9]. Он показал, что «анатомо-физиологиче-ский фундамент» должен стать исходным уровнем в клинической оценке патологии у детей, позволяя и правильно диагностировать, и лечить те или иные заболевания. Обобщая во введении монографии значение полученных им и его многочисленными учениками результатов, касающихся установленных закономерностей роста и развития детей («у детей рост органов не идет параллельно с их развитием»), периодизации детского возраста, Н.П. Гун-добин пишет: «не только этиология некоторых хронических страданий взрослых, но и объяснение многих индивидуальных особенностей в течении у них болезней нередко остаются темными, благодаря лишь недостаточному знакомству врачей со специальностью детских болезней <...> Когда детский врач приступает к постели ребенка и желает изучить больного, а не ограничиться назначением лекарств, то он должен знать: 1) соответствует ли физическое развитие данного ребенка его возрасту; 2) в каком периоде роста находятся отдельные органы тела; 3) какую опасность представляет данная болезнь не только для жизни ребенка, но и для дальнейшего развития отдельных органов» [8]. Блестящее развитие идеи Н.П. Гундобина по возрастной анатомии получили в нашей стране в работах В.П Штефко [10, 11].

Следует отметить, что исследованиями, проведенными под руководством Н.П. Гундобина, было не только установлено огромное количество новых фактов, но и опровергнут ряд существовавших в педиатрии ошибочных положений, основанных на недостаточном количественно или методически неполноценном материале. Н.П. Гундобин огромное внимание при планировании исследования и интерпретации полученных данных уделял методологии. Можно восхищаться его проницательностью в оценке анализа обмена веществ у детей: «в первые дни жизни ребенка обмен веществ в его организме несовершенен и .каждый новорожденный находится в интоксикации недоокисленными продуктами собственного обмена веществ» [8]. Это было написано за десятилетия до установления таких хорошо известных в настоящее время транзиторных особенностей обмена веществ у новорожденных, как активированный липолиз, ацидоз, активация перекисного окисления липидов [12].

Наряду с изучением особенностей детского возраста, весьма успешно под руководством Н.П. Гундобина разрабатывались вопросы социальной педиатрии, школьной гигиены, организации детского здравоохранения и ряд других. В частности, он совместно с Д.А. Соколовым впервые в мире разработал проект отделения (приюта) для выхаживания недоношенных детей. Н.П. Гундобин внес также существенный вклад в организацию и деятельность Союза борьбы с детской смертностью (1904-1917 гг.), в своем докладе в 1903 г. на петербургской выставке «Детский мир» Н.П. Гундобин привел впечатляющую статистику дет-

ской смертности в России, явившись идеологом данной частной общероссийской благотворительной организации. Целью Союза была провозглашена организация борьбы с детской смертностью и содействие общественным учреждениям и частным лицам в этой борьбе. Уставными задачами были ходатайство об открытии местных отделов по России; сбор статистических сведений о детской смертности и мерах борьбы с ней; распространение сведений о гигиене и способах борьбы с детской смертностью путем издания брошюр и сочинений, лекций, народных чтений, организации практических курсов, музеев, выставок; организация приютов для женщин до и после родов, яслей, амбулаторий и санаториев для хронически больных детей; помощь роженицам на дому; доставка доброкачественного молока новорожденным. По инициативе Н.П. Гундобина в Санкт-Петербургском отделе Союза были организованы бесплатная амбулатория для детей и молочная кухня [13]. Н.П. Гундобин также предполагал организовать при городской детской больнице курсы усовершенствования врачей по педиатрии, однако эти его планы не были реализованы из-за ранней кончины и, вероятно, недостатка финансирования. Н.П. Гундобин в 1904-1905 гг. был председателем Общества детских врачей Санкт-Петербурга, председателем отделения гигиены воспитания и образования, а также школьной гигиены Русского общества охраны народного здравия (1900 г.), издал первую книгу по школьной гигиене для преподавателей начальных школ (1902 г.), а также пользовавшуюся широкой популярностью у матерей научно-популярную книгу «Воспитание и лечение ребенка до семилетнего возраста» (1907, 1909, 1913 гг.) [7]. Ему принадлежит приоритет в изучении психологии и темперамента грудных детей [14-16].

Aliis inserviendo consumor, что в переводе с латинского языка означает: «Светя другим - сгораю сам». 15 сентября 1908 г. Н.П. Гундобин скончался от гнойного перитонита в возрасте 47 лет в полном расцвете сил, в разгаре научной, практической и общественной деятельности. Н.П. Гундобин - потомственный дворянин в первом поколении, действительный статский советник, награжденный орденами Святого Станислава 2-й степени (1901 г.), Святой Анны 2-й степени (1903 г.), похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры рядом

с могилой своего предшественника по заведыванию кафедрой профессора Н.И. Быстрова.

Роль Н.П. Гундобина в развитии педиатрии исключительно велика. «Нам кажется не менее интересным заглянуть немного вперед, чем повторять то, что многократно писалось во всех странах», - указывал Н.П. Гундобин еще в годы приват-доцентуры, и, действительно, вся научная деятельность его и его сотрудников была в высшей степени оригинальна и инновационна [1]. Как писал в 1936 г. о Н.П. Гундобине академик М.С. Маслов: «Несмотря на уже значительное развитие клинической педиатрии как у нас, так и за границей, до него всегда чувствовалась шаткость и неустойчивость из-за отсутствия научного фундамента. Отдельные робкие попытки изучения анатомо-физиологи-ческих особенностей, в частности желудочно-кишечного тракта, конечно, были и раньше, но изучение всего детского организма в возрастном аспекте во всей полноте впервые представлено только Николаем Петровичем. С его именем данные русской педиатрии вошли в мировую научную сокровищницу и послужили и еще долго будут служить источником для понимания патологии и для развития новых работ в этом направлении» [17]. Действительно, на протяжении практически 20 лет после издания «Особенностей детского возраста» данная монография была практически единственным источником знаний в области возрастной анатомии [1]. В связи с этим вполне заслужено считать Н.В. Гундобина основоположником научной педиатрии. Вместе с тем все его работы, безусловно, носили ярко выраженную клиническую направленность, явились основанием для широкой общественной, просветительской деятельности. Как завещание звучат его слова из публичной лекции «О призрении и воспитании молодого поколения» (1901 г.), проникнутой болью о высокой младенческой смертности, состоянии физического и психического здоровья современных ему детей, недостаточности знаний о детской гигиене, их распространении и внедрении в Российской империи: «в наших детях будущность великой нации <...> не каждому дано совершить великое дело, но каждый может принести посильную пользу и облегчить страдания детей <...> В этой совокупной работе, в покровительстве и охранении нарождающегося поколения лежит одна из главных задач человеческой жизни» [18].

- Список литературы -

1. Вайль В.С. Один из основоположников научной педиатрии Н.П. Гундобин. Сталинабад; 1957. 128 с.

2. Сазонова Е.И., Смирнов Ю.М., Купряшина Т.Б. (ред.). Из истории рода муромских купцов Гундобиных. Сообщения Муромского музея - 2012: Материалы отчетной конференции МИХМ. Владимир; 2014:40-75.

3. Гундобин Н.П. Значение медицины в деле воспитания. Журнал общества охранения народного здравия. 1897;2:73-91.

4. Гундобин Н.П. Клиническое исследование и лечение больного ребенка. Мед. журн. Окса. 1901;1:3-17.

5. FLores M., Glusman G., Brogaard K., Price N.D., Hood L. P4 medicine: how systems medicine will transform the healthcare sector and society. Per Med. 2013;10(6):565-576.

6. Менье Л. История медицины. С приложением очерка истории русской медицины. Пер. с фр. 2-е изд. М.: Ленанд; 2017. 328 с.

7. Шабалов Н.П. Николай Петрович Гундобин - один из основоположников российской научной и клинической педиатрии: к 110-летию со дня смерти. Педиатрия (Прил. к журн. Consilium Medicum). 2018;(2):109-112.

8. Гундобин Н.П. Особенности детского возраста: основные факты к изучению детских болезней. Практическая медицина. 1906;12:480.

9. Свистунов Н.И. Николай Петрович Гундобин - основоположник возрастной анатомии. Педиатрия. 1990;11:104-107.

10. Серов В.В. Владимир Германович Штефко - биолог, анатом, антрополог и патолог (к 100-летию со дня рождения). Архив патологии. 1995;1:76-78.

11. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. М.: ФОН; 1996. 220 с.

12. Шабалов Н.П. Перинатальный опыт адаптации к внеутробной жизни. Актовая речь (Санкт-Петербург, 10 января 2019 г.). Неонатология: новости, мнения, обучение. 2019;7(2):9-21.

13. Макаревский М.И. На борьбу с детскою смертностью: Учреждение «Союза для борьбы с детскою смертностью в России» - 12 декабря 1904 г. СПб.; 1905.

14. Гундобин Н.П. Душевная жизнь грудного ребенка. Фельдшер. 1894;(20):537-551.

15. Гундобин Н.П. Характер и темперамент ребенка. Фельдшер. 1897;(9):257-262.

16. Гундобин Н.П. Характер и темперамент ребенка. Фельдшер. 1897;(10):295-301.

17. Маслов М.С. К 75-летию со дня рождения Н.П. Гундобина. Вопросы педиатрии. 1936;VIII(3):133-137.

18. Гундобин Н.П. О призрении и воспитании молодого поколения. СПб.: Народная польза; 1901. 31 с.

2020;(18):180-183 MEDITSINSKIY SOVET 183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.