Научная статья на тему 'Вклад преподавателей и студентов чувашского государственного педагогического института в Победу в Великой отечественной войне'

Вклад преподавателей и студентов чувашского государственного педагогического института в Победу в Великой отечественной войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сухова Елена Васильевна

Исследована тема вклада преподавателей и студентов Чувашского государственного педагогического института (ЧГПИ) в Победу, их боевых подвигов, научной работы, участия в политической работе с населением и всенародном движении помощи фронту, подготовки учителей в период войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад преподавателей и студентов чувашского государственного педагогического института в Победу в Великой отечественной войне»

УДК 378(470.344)"1941/1945"

ВКЛАД ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

CONTRIBUTION OF THE TEACHING STAFF AND STUDENTS OF THE CHUVASH STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE TO THE VICTORY IN THE GREAT PATRIOTIC WAR

Е. В. Сухова

Y. V. Sukhova

Филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический

университет» в г. Чебоксары

Аннотация. Исследована тема вклада преподавателей и студентов Чувашского государственного педагогического института (ЧГПИ) в Победу, их боевых подвигов, научной работы, участия в политической работе с населением и всенародном движении помощи фронту, подготовки учителей в период войны.

Abstract. The contribution of the teachers and students of the Chuvash State Pedagogical Institute to the Victory, their heroic deeds, scientific work, participation in the political work with the people, national movement of army support, teachers training during war period are researched.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Чувашский государственный педагогический институт.

Keywords: the Great Patriotic War, the Chuvash State Pedagogical Institute.

Актуальность исследуемой проблемы. Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны, боевой и трудовой героизм советского народа, подготовка педагогических кадров в условиях военного времени рассматриваются в качестве вклада в Победу отечественной высшей школы. Целью настоящей работы является исследование этих проблем на примере Чувашского государственного педагогического института (ЧГПИ), в настоящее время преобразованного в Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева.

Материал и методика исследований. Тема исследована на материале ранее опубликованных научных работ, архивных и печатных источников, мемуаров. Методологической основой являются принципы историзма, системности, объективного анализа конкретных событий и фактов.

Результаты исследований и их обсуждение. В ответ на вероломное нападение гитлеровцев вся страна немедленно превратилась в единый военный лагерь. Вместе со всем советским народом на призыв дать отпор врагу горячо откликнулся коллектив пер-

венца высшего образования Чувашии - ЧГПИ. В первый же день войны десятки преподавателей и студентов подали заявления с просьбой направить их добровольцами на фронт. В июне-сентябре 1941 г. на фронт ушли сотни преподавателей и студентов, в том числе директор института А. В. Хрусталев, ставший комиссаром одной из частей и вскоре погибший смертью храбрых, декан исторического факультета Г. В. Васильев, преподаватели К. С. Семенов, И. М. Михайлов и другие, 8 отважных комсомольцев - студенты И. М. Артюшин, П. З. Белов, В. С. Дженин, Г. С. Ерлаков, В. Л. Кузьмин, П. А. Макары-чев, П. В. Миллин, Е. И. Семенов стали политбойцами: их боевой путь начался с участия в обороне Москвы, а в дальнейшем они сражались в составе гвардейской танковой бригады, авиатор И. М. Артюшин участвовал в защите Ленинграда, В. Л. Кузьмин служил в авиабригаде особого назначения, выполнял специальное задание по приемке по ленд-лизу американских самолетов и перегонке их с Аляски на Дальневосточный фронт. В дальнейшем он стал историком, автором-составителем сборника документов и воспоминаний «Вспоминают политбойцы» [1, 5-22].

В дальнейшем студенты и преподаватели также призывались в армию. Так, со студенческой скамьи ушел на фронт и храбро прошел боевой путь от форсирования Днепра до Кенигсберга известный историк В. Д. Димитриев - автор книги воспоминаний о войне [6].

Студенты, в том числе девушки, проходили военную подготовку. В течение месяца, начиная с 1 июля 1941 г., они по 10-11 часов в день без отдыха трудились на строительстве оборонного предприятия - завода № 320 (резинотехнических изделий).

В соответствии с постановлением СНК ЧАССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 6 сентября 1941 г. учебный корпус ЧГПИ был передан для размещения эвакуированного оборонного завода № 654 (Чебоксарского электроаппаратного), а сам институт временно размещен в г. Мариинский Посад. С 9 ноября 250 студентов были мобилизованы на строительство земляных сооружений на Волжском рубеже на территории Марпосадского и Октябрьского районов Чувашской АССР. Рабочий день продолжался с 7 до 19 часов. В труднейших условиях студенты - почти все они были комсомольцы -проявляли самоотверженность, стойкость, мужество. В. Д. Димитриев вспоминает: «Мы рыли в течение двух месяцев глубокий противотанковый ров, здесь же устраивали блиндажи, траншеи и т. п. Зима была очень холодной, морозы доходили до 40 градусов. Несмотря на морозы, мы работали изо всех сил. Вместе с нами работали и преподаватели» [6, 127]. Наиболее отличившиеся на строительстве оборонительных сооружений преподаватели - В. С. Дмитриев, З. Н. Дерюгина, Я. Н. Мыскар, М. Г. Мотуз - были отмечены в 1942 г. высшей правительственной наградой Чувашии - Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЧАССР.

Перед институтом стояла ответственная задача подготовки новых педагогических кадров, что было крайне необходимо для замены специалистов, особенно сельских, ушедших на фронт, и уменьшения дефицита учителей.

Были перестроены учебные планы факультетов в связи с сокращением срока обучения до трех лет. Однако, как подчеркивал директор ЧГПИ Н. И. Бокарев в августе 1941 г., «сокращение сроков обучения не отразится на качестве подготовки будущих специалистов. Это будет достигнуто как за счет частичного увеличения занятий студентов, так и за счет более рационального распланирования учебного материала» [7].

Институт столкнулся с новыми проблемами, вызванными условиями военного времени. Кадровую проблему, связанную с уходом на войну преподавателей, удалось решить за счет пополнения профессорско-преподавательского состава эвакуированными специалистами. Заведующими кафедрами были назначены А. И. Лурье (из Минского государственного университета), профессор, доктор биологических наук В. А. Дорфман (из Всесоюзного института экспериментальной медицины), доктор химических наук, профессор Московского института цветных металлов В. И. Касаточкин, прибывший из Ленинградского государственного университета кандидат исторических наук К. В. Кудряш и др. Таким образом, профессорско-преподавательский состав ЧГПИ укрепился представителями лучших вузов и научных учреждений [10, 74]. К началу 1942 г., когда учебные занятия после временного перерыва в связи с переездом и мобилизацией на строительство оборонных сооружений были возобновлены, фактически на 12 кафедрах ЧГПИ работали 6 профессоров, 24 доцента, 3 старших преподавателя, 3 преподавателя, 3 ассистента - всего 50 человек. Всеми кафедрами заведовали профессора (5 чел) или доценты (7 чел).

Другой проблемой была плохая материальная база, не позволявшая обеспечить учебные занятия достаточным количеством учебных комнат, несмотря на то, что в Мар-посаде, где ЧГПИ размещался вплоть до 1945 г., ему были переданы все учебные здания, общежитие, столовая, клуб лесотехникума, а также помещения местного Дома культуры. На 33 учебные группы институт располагал только 23 учебными комнатами. Аудиторий для объединенных лекций не было вовсе. Особенно значительными были трудности с освещением и водоснабжением. Институт не получал необходимого количества керосина, да и керосиновых ламп было всего 4. Зимой с наступлением темноты студенты и преподаватели были вынуждены прекращать работу. Отсутствие электричества не давало возможности провести ряд лабораторных работ. Не хватало мебели [2].

Тем не менее, даже в таких условиях внимание преподавателей ЧГПИ было сосредоточено в первую очередь на обеспечении высокого уровня профессиональной подготовки будущих учителей. Первый в условиях военного времени досрочный выпуск студентов состоялся 5 февраля 1942 г. 83 молодых специалиста были направлены в школы Чувашии.

Студенты имели высокие показатели по успеваемости, что свидетельствовало о положительной тенденции. Так, по итогам весенней сессии 1943 г. успеваемость по сравнению с показателями 1941/42 уч. года повысилась с 65,4 до 79,7 %, количество студентов, имевших отличные и хорошие оценки, - с 19,1 до 44 %, причем 12 студентов получили по итогам сессии только отличные оценки. По 66 предметам из 87 студенты показали стопроцентную успеваемость. Успеваемость по итогам педпрактики также составила 100 %, при этом 80,6 % студентов получили хорошие и отличные оценки [3]. Это был результат совершенствования учебного процесса. Не меньшее внимание уделялось политической, воспитательной работе, в которой огромную роль играли партийная и комсомольская организации института. Была усилена патриотическая направленность в преподавании всех дисциплин. Особое внимание уделялось военной подготовке студентов. Была успешно решена первоочередная задача - подготовка сандружинниц (298 из 306 обучавшихся в институте в 1942/43 уч. году были девушки). В соответствии с постановлением ГКО в институте действовала созданная в январе 1942 г. группа самозащиты.

Всего за время войны институт подготовил 538 учителей. К концу войны в ЧГПИ 525 студентов обучались на 4 факультетах: историческом, русского, чувашского языка и литературы, физико-математическом, естествознания. Кроме того действовал учительский институт с двухлетним сроком обучения и с отделениями историко-филологическим, физико-математическим, естествознания. Выпускники направлялись не только в школы Чувашии, но и за ее пределы. Так, в 1944 г. 11 молодых специалистов были распределены в школы Кабардино-Балкарской и Дагестанской АССР [9].

Велась активная научная работа. Так, в 1942 г. преподаватели ЧГПИ разрабатывали 41 тему, из которых 12 относились к проблемам, актуальным для обороны, 15 - к вопросам народного хозяйства и культуры Чувашии, 14 - к педагогической тематике. Только в том году ими были изданы 16 монографий, 5 учебников и учебных пособий, разработаны рекомендации по повышению эффективности функционирования экономических механизмов в условиях военного времени, выполнен ряд работ, имевших важное народнохозяйственное значение [4].

Преподаватели института оказывали методическую помощь местным учителям, выступали с политическими докладами (так, за 1942 г. было прочитано более 90 лекций и докладов), организовали лекторий для родителей, создали новые избы-читальни.

Все студенты, преподаватели и служащие активно участвовали во всенародном движении помощи фронту, подписывались на военные займы, вносили средства в фонд обороны. Только за 1942/43 уч. год из заработанных на 16 воскресниках средств в фонд обороны было перечислено свыше 5 тыс. рублей. Еще 10 тыс. руб. собрано на подарки бойцам к 25-й годовщине Красной Армии [5]. В июле 1944 г. коллектив ЧГПИ направил И. В. Сталину телеграмму, в которой сообщал о том, что студенты, преподаватели и служащие института вносят из своих личных сбережений на постройку боевой техники 100033 руб., и получил ответную благодарственную телеграмму [8].

Резюме. В тяжелейших условиях войны ЧГПИ, многие преподаватели, сотрудники и студенты которого доблестно сражались на фронте, продолжал обеспечивать высокий уровень подготовки специалистов народного образования, вести плодотворную научно-исследовательскую и просветительскую работу; его коллектив, сплотившись еще больше, активно участвовал в патриотическом движении всенародной помощи фронту, в строительстве оборонительных сооружений. Эта страница истории ЧГПИ - яркий пример единства фронта и тыла, ставшего важнейшим фактором нашей Победы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вспоминают политбойцы : сборник документов и воспоминаний / сост. В. Л. Кузьмин. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1985. - 272 с.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф. 1335. - Оп. 6. -Д. 232-а. - Л. 4, 5.

3. ГИА ЧР. - Ф. 1335. - Оп. 6. - Д. 232-а. - Л. 35

4. ГИА ЧР. - Ф. 1335. - Оп. 6. - Д. 232-а. - Л. 38, 39.

5. ГИА ЧР. - Ф. 1335. - Оп. 6. - Д. 232-а. - Л. 19.

6. Димитриев, В. Д. В годы Великой Отечественной войны и послевоенной службы в армии. Воспоминания / В. Д. Димитриев. - Чебоксары, 2000. - 160 с.

7. Красная Чувашия. - 1941. - от 16 сентября.

8. Красная Чувашия. - 1944. - от 12 июля.

9. Красная Чувашия. - 1945. - от 12 июня.

10. Первенец высшего образования Чувашской Республики: 70 лет в датах, событиях, фактах и цифрах / под ред. Г. Н. Григорьева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2000. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.