Научная статья на тему 'Некоторые вопросы деятельности высших учебных заведений в условиях военного времени (на примере Чувашии)'

Некоторые вопросы деятельности высших учебных заведений в условиях военного времени (на примере Чувашии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНЧЕСТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / THE GREAT PATRIOTIC WAR / EDUCATIONAL PROCESS / STUDENTS / RESEARCH WORK / MATERIAL BASE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев Сергей Леонидович

Испытанием на жизнеспособность системы высшего образования Чувашии явилась Великая Отечественная война. Обстановка военного времени предъявила повышенные требования к работе высшей школы республики. Трудности военного времени не снимали с повестки дня основную задачу, стоявшую перед высшей школой Чувашии, - подготовку высококвалифицированных кадров и научно-исследовательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of the work of institutions of higher education in the war conditions (based on the Chuvash republic)

The article is devoted to the problem of higher education in Chuvashia during the Great Patriotic war. The situation of that time increased the demand for higher education in the Republic. In spire of the difficult war situation there was an important problem of the institutions of higher education in Chuvashia -to prepare high qualifized staff and to organize research work in the Republic.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы деятельности высших учебных заведений в условиях военного времени (на примере Чувашии)»

подчинена и формировалась избиравшимися напрямую местным населением по территориальному принципу городскими советами, имевшими круг определённых центром полномочий для самостоятельных действий, свою финансовую базу, на основе муниципальной, отделённую от государственного бюджета.

Ситуация Гражданской войны и крайнего истощения материальных и людских ресурсов привела к отходу вопросов организации мирной жизни на местах на второй план, усилению централизации. Коммунальные отделы всё в большей степени подчинялись распоряжениям «центра», нежели местного Совета. После окончания Гражданской войны центральная власть была вынуждена вновь вплотную заняться вопросом реорганизации управления городским хозяйством на советских началах.

Примечания.

1. Вятская правда. 1918. 14 янв.

2. Вятская правда. 1918. 30 янв.

3. Вятская правда. 1918. 30 янв.

4. ГАКО. Ф. Р.-897. Оп. 1. Д. 1-а. Л. 51-53.

5. Вятская правда. 1918. 9 марта.

6. Установление и упрочение Советской власти в Вятской губернии: сб. документов. Киров, 1957. С. 263264; Вятская правда. 1918. 9 марта.

7. Вятская правда. 1918. 9 марта.

8. ГАРФ. Ф. Р.-4041. Оп. 1. Д. 48. Л. 67.

9. ГАКО. Ф. Р.-897. Оп. 1. Д. 1-а. Л. 60, 65-65об.,

70.

10. Известия Вятского губисполкома. 1918. 8 июня.

11. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 3. Д. 107. Л. 142.

12. Вятское народное хозяйство. 1918. № 4-5. С. 38-40.

13. ГАКО. Ф. Р.-897. Оп. 1. Д. 1-а. Л. 193об., 203; ГАРФ. Ф. 393. Оп. 3. Д. 107. Л. 161об.

14. ГАКО. Ф. Р.-897. Оп. 1. Д. 6. Л. 68-69об.

15. Там же. Д. 4. Л. 66-66об.

16. Там же. Д. 6. Л. 81-81об.

17. Там же. Д. 9. Л. 27-28об.

18. Там же. Д. 5. Л. 364об.

19. Там же. Д. 1-а. Л. 220.

20. Там же. Д. 4. Л. 81.

21. Вятское народное хозяйство. 1919. № 5. 1 марта.

22. ГАКО. Ф. Р.-897. Оп. 1. Д. 10. Л. 12.

23. Там же. Д. 48. Л. 28-28об.

24. Власть Советов. 1919. № 8-9. С. 3-6.

УДК 378(470.344)«1941/1945»

С. А. Сергеев

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШИИ)

Испытанием на жизнеспособность системы высшего образования Чувашии явилась Великая Отечественная война. Обстановка военного времени предъявила повышенные требования к работе высшей школы республики. Трудности военного времени не снимали с повестки дня основную задачу, стоявшую перед высшей школой Чувашии, - подготовку высококвалифицированных кадров и научно-исследовательскую деятельность.

The article is devoted to the problem of higher education in Chuvashia during the Great Patriotic war. The situation of that time increased the demand for higher education in the Republic. In spire of the difficult war situation there was an important problem of the institutions of higher education in Chuvashia -to prepare high qualifized staff and to organize research work in the Republic.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, учебный процесс, студенчество, научно-исследовательская работа, материальная база.

Key words: the Great Patriotic war, educational process, students, research work, material base.

В период преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретает деятельность высших учебных заведений в экстремальных условиях военного времени. Обобщение опыта подготовки кадров в Великой Отечественной войне позволяет взять все ценное и положительное для модернизации образования. Помимо научной значимости данная работа имеет и патриотическую направленность. Кроме того, функционирование высшей школы Чувашии представляет научный интерес для всех, кто занимается изучением истории регионов в годы Великой Отечественной войны.

Нами изучены имеющиеся по теме исследования данные Государственного исторического архива, сборники документов и периодическая печать. В ходе исследования использованы проблемно-хронологический и описательные методы в сочетании с принципами объективности.

До начала Великой Отечественной войны в республике функционировали педагогический и сельскохозяйственный институты. В августе 1940 г. на заседании бюро Чувашского обкома ВКП(б) после рассмотрения вопроса «О комплектовании институтов Чувашской АССР профессорско-преподавательскими кадрами» было отмечено, что комплектование институтов профессорско-препо-

© Сергеев С. Л., 2011

давательским составом соответствующей квалификации осуществляется неудовлетворительно. Так, в пединституте не было принято дополнительных мер по созданию условий для повышения квалификации преподавательского состава: нет ни одного профессора, а на 50 вакантных должностей доцентов имеется лишь 12 кандидатов наук [1]. Дирекция института самоустранилась от руководства подготовкой научных кадров. В сельхозинституте средства, отпущенные на научные командировки, не использовались.

Великая Отечественная война привела к серьезным изменениям в непроизводственной сфере народного хозяйства, в частности в системе высшего образования. В связи с вышеизложенным важным представляется вопрос подготовки кадров высшей квалификации в обозначенный период. Указанный этап истории требует всестороннего изучения и адекватной оценки с современных методологических позиций.

Территория Чувашской АССР, где размещались вузы, рассматриваемые автором, не была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. В связи с этим военные действия их не затронули, тем не менее вузы испытали все тяготы войны.

Вследствие мобилизации на фронт многих преподавателей, сотрудников и студентов, остро встал вопрос организации учебного процесса. Отметим, что в институтах с учетом военного времени была проведена большая работа по перестройке учебного процесса. В 1941/42 учебном году первокурсники занимались по новым учебным планам, рассчитанным на овладение студентами не только профессией, но и прохождением военной подготовки. Корректировку учебных программ 1941/42 учебного года отличала патриотическая направленность, а с началом Великой Отечественной войны было усилено внимание процессу обучения студентов военной подготовке.

Профессорско-преподавательский состав и студенты высших учебных заведений Чувашии с первых же дней войны приняли активное участие в оказании помощи народному хозяйству страны. С 1 июля по 8 августа 1941 г. студенты пединститута трудились на строительстве завода № 320, работая ежедневно по 10—11 часов [2]. Многие ученые и студенты сельскохозяйственного института выезжали в районы республики, помогая колхозам в уборке урожая в качестве агрономов и механизаторов [3]. Так, доцент А. К. Ефейкин 11 июня 1941 г. выехал в распоряжение Аликовского райзо и проработал до 25 августа, потом вновь с 15 сентября по 20 сентября 1941 г., т. е. 52 дня, трудясь в качестве агронома [4]. Заведующий кафедрой П. А. Коренев с 8 августа по 25 сентября 1941 г. находился в Канаш-

ском районе, также выполняя обязанности агронома. Вследствие ухода в армию многих специалистов сельского хозяйства возникла необходимость восполнения этих кадров.

Важное место в деятельности сельхозинститута занимало обучение тружеников сельского хозяйства научным методам работы и повышение их квалификации на различных курсах работников сельского хозяйства: председателей колхозов, бригадиров-полеводов и животноводства, комбайнеров, трактористов. Из числа студентов старших курсов создавались группы по овладению сельскохозяйственными специальностями, что позволило обеспечить сельское хозяйство республики в 1942 г. специалистами почти в три раза больше, чем в 1941 г. [5] Была усовершенствована система подготовки специалистов аграрного сектора. Полевые работы велись студентами наряду с весенней зачётно-экзаменационной сессией. Прохождение производственной практики было построено с учетом проведения сельскохозяйственных работ в колхозах и совхозах.

В условиях военного времени учебные планы были пересмотрены с таким расчетом, чтобы как можно скорее обеспечить народное хозяйство специалистами. В связи с военной обстановкой, однако, выполнение учебных планов 1941/42 учебного года было связано с рядом трудностей, а именно: изменение численного состава преподавателей кафедр; переезд вузов в другие учебные учреждения; необходимость пересмотра учебных планов и нагрузок преподавателей из-за введения ряда новых дисциплин, приблизивших учебный процесс к условиям военного времени [6]. Так, в процессе обучения химии особое внимание студентов обращалось на химические элементы, использовавшиеся в военной технике, в курсе специальностей растениеводства усиливалось изучение тех растений, продукция которых имела значение для нужд военной промышленности [7].

В 1941 г. для размещения эвакуированных оборонных предприятий в г. Чебоксары чувашские вузы были вынуждены передать им свою учебно-материальную базу. В связи с отсутствием соответствующих помещений в г. Чебоксары педагогический институт вынужден был передислоцироваться с октября 1941 г. до окончания войны в г. Мариинский Посад, а сельскохозяйственный институт в первый год Великой Отечественной войны ютился в здании школы № 3, проводя занятия в третью смену. Изменения возможностей материальной базы вузов Чувашии поставили их в крайне тяжелые условия в деле подготовки кадров высшей квалификации. Переезд педагогического института в г. Мариинский Посад и размещение его в неподготовленных

помещениях создал дополнительные трудности в проведении учебного процесса. В помещениях общежития, учебных кабинетах и аудиториях царил страшный холод. Преподавателям приходилось читать лекции и проводить практические занятия в верхней одежде. Чернила замерзали в чернильницах. Не хватало учебников и тетрадей. Писать приходилось на том, что придется: между строк старых книг, на обороте старых плакатов, на обрывках бумаги и т. д. Из-за перебоев в снабжении керосином занятия в вечернее время часто не проводились.

В состав Чувашского сельскохозяйственного института в начале войны влился эвакуированный с оккупированной территории Смоленский сельскохозяйственный вуз [8]. В числе прибывших из западных областей научных работников в вузы Чувашии оказались профессора Н. М. Найденов, В. А. Дорфман, Н. М. Замятин, П. В. Дудель, В. И. Касаточкин, А. С. Турчанинов и др. [9]

Руководство высших учебных заведений систематически ставило перед вышестоящими органами вопросы обеспечения вузов дополнительными высококвалифицированными специалистами.

Штатным расписанием в начале 1942/43 учебного года на 12 кафедрах и двух объединенных самостоятельных дисциплинах педагогического института было утверждено 50 преподавателей, а фактически работали лишь 46 человек. По причине призыва на фронт за учебный год выбыли

10 преподавателей. В связи с этим остро ощущался недостаток преподавателей по философии, истории СССР и ряду других дисциплин. Все это привело к перегрузке отдельных преподавателей и переносу курсов первого полугодия на второе полугодие и даже на 1943/44 учебный год [10]. Из-за мобилизации преподавателей на фронт срывались занятия по ряду дисциплин, что вынуждало руководство вузов приглашать преподавателей на условиях почасовой оплаты, а это в свою очередь вызывало дополнительные расходы, не предусмотренные сметой. Так, штатным расписанием по профессорско-преподавательскому составу сельскохозяйственному институту на 1942/43 учебный год были утверждены 22 штатные единицы и

11 совместителей [11]. Некоторые преподаватели сельхозинститута в связи с сокращением штатных единиц были переведены на полставки в качестве совместителей.

Отметим, что наличие большого числа совместителей в сельскохозяйственном институте отрицательно сказывалось на проведении учебного процесса. Дело в том, что научные работники, переведенные на полставки и почасовую оплату, были вынуждены устраиваться на работу в наркомат земледелия (НКЗ) Чувашской АССР, которая была связана с частыми командировками в

районы республики. Командировки отрывали преподавателей-совместителей от учебных занятий, что вызывало пересмотр расписаний и вносило дезорганизацию в нормальный ход учебного процесса. Кроме того, совместителей трудно было привлечь к выполнению политико-воспитательных и других работ со студентами, что, в конечном итоге, негативно отражалось на качестве учебно-воспитательной работы. К тому же штат преподавательского состава в первой половине 1943 г. уменьшился в связи с переводом профессора Н. М. Замятина в Новосибирский сельскохозяйственный институт и доцента В. А. Соловьева в Москву [12].

На 1943/44 учебный год количество штатных преподавателей сельскохозяйственного института было увеличено до 38 единиц и 4 совместителей. Таким образом, утвержденный штат на 1943/ 44 учебный год удовлетворял требованиям учебного процесса и дал возможность почти полностью ликвидировать совместительство преподавателей. Однако в течение учебного года из штата преподавателей сельскохозяйственного института переводятся: профессор Н. М. Найденов в Белорусскую академию наук; П. П. Герасимовский в Совнарком ЧАССР; доцент О. А. Желиговский в Главвуз НКЗ СССР; доцент П. И. Заболоцкий в Воронежский сельхозинститут [13], что значительно снизило обеспеченность учебного заведения квалифицированными кадрами. Штатное расписание 1944/45 учебного года предусматривало наличие 37 штатных и 8 единиц совместителей, но полностью укомплектовать имеющиеся вакансии научно-педагогическими кадрами не удалось. Одной из причин стал перевод в конце учебного года из института ряда профессорско-преподавательских кадров в порядке реэвакуации в различные вузы страны. Например, исполняющий обязанности заведующего кафедрой организации социалистического сельского хозяйства предприятий доцент П. А. Коренев был переведен в Кишиневский сельхозинститут; старший преподаватель кафедры иностранных языков Т. Ю. Мар-кон выбыл в Ригу; преподаватель военной подготовки Л. А. Алинов уволился в связи с переездом в Москву [14].

В условиях Великой Отечественной войны особое значение в деле подъема сельского хозяйства и мобилизации внутренних ресурсов для обеспечения фронта продуктами питания и сырьем основное значение приобрела научно-исследовательская деятельность институтов, пересмотренная кафедрами вузов Чувашии. Вследствие мобилизации ряда преподавателей на фронт в первый год Великой Отечественной войны планы научных работ вузами не были выполнены.

В период Великой Отечественной войны научно-исследовательская деятельность ученых

была направлена на укрепление обороной мощи страны, пропаганду передовых научных знаний. В апреле 1942 г. в Чувашском педагогическом институте на кафедре марксизма-ленинизма был организован кружок для преподавателей по вопросу Великой Отечественной войны, которым руководил профессор А. И. Лурье. Увеличилось количество лекций и докладов о патриотической борьбе русского народа против иноземных захватчиков.

Отметим, что в годы войны институты не располагали необходимой материальной базой для экспериментальной работы по химии, физике и другим дисциплинам. Научно-исследовательскую работу затрудняло отсутствие бумаги и недостаточное ассигнование на выполнение научных исследований. К отрицательным факторам медленного развития научной работы следует также отнести перегрузку учебными занятиями преподавателей, отсутствие приборов и слабое обеспечение научными пособиями, исследованиями и т. д.

Большая работа развернулась в вузах над актуальными темами гуманитарного и патриотического характера. В целях патриотического воспитания и подъема морального духа, преподавателями пединститута в республиканской печати публикуются статьи о героическом прошлом нашей страны: И. Е. Тарле «Вулкан, готовый взорваться в любой момент» [15]; К. В. Кудряшова «О наших великих предках» [16] и др. В октябре 1942 г. на факультете истории педагогического института была проведена научная конференция на тему «Наши мужественные предки», где студенты выступали с докладами об Александре Невском, Дмитрии Донском, Александре Суворове, Михаиле Кутузове и других великих предках нашей Родины [17].

Большую практическую помощь сельскому хозяйству республики своей научно-исследовательской работой оказал коллектив сельскохозяйственного института. В тематике исследований ученых охватывался ряд важнейших вопросов сельского хозяйства Чувашской Республики того периода, таких, как «К посеву масляничных культур», «Обмен опытом на курсах», «Использовать все резервы местных удобрений» и др. [18] Расширился и объем научно-исследовательской работы преподавателей института. К примеру, если в 1942 г. в вузе разрабатывались 4 темы, то в 1943 г. работа проводилась уже по 19 комплексным и отдельным темам. Помощь научных кадров и студенчества республики внесли существенный вклад в дело подъема сельского хозяйства и мобилизации всех внутренних ресурсов для обеспечения обороноспособности страны продуктами питания и сырьем для военной промышленности.

Несмотря на суровые испытания, продолжилась работа по повышению научной квалификации преподавательских кадров высшей школы. Общение с эвакуированными в республику крупными научными специалистами весьма положительно сказалось на учебном процессе, развитии научных исследований в институтах и связях с производством. Так, за годы Великой Отечественной войны преподавателями педагогического института Г. И. Чавкой, И. Н. Сутягиным, Т. М. Тейтельбаумом были успешно защищены кандидатские диссертации.

С первых дней войны жизнь высших учебных заведений Чувашской Республики, как и жизнь всей страны, была подчинена интересам обороны. Условия для учебы и жизни были поначалу чрезвычайно тяжелыми. Несмотря на объективные трудности военного времени, когда учебные заведения особенно остро нуждались в помещениях, топливе, освещении и письменных принадлежностях, институты не прекращали свою учебную и научную деятельность. Институты вынуждены были заново организовывать учебный процесс на новых местах. Ухудшение учебной базы, сокращение сроков обучения, текучесть научно-педагогических кадров, введение военных дисциплин в учебный процесс, увеличение женского контингента в составе обучающихся вносили постоянные коррективы в организацию учебного процесса. Тем не менее высшая школа Чувашии с честью справилась с трудностями военного времени и выпустила из своих стен за годы войны 2967 учителей и 163 специалиста высшей квалификации для сельского хозяйства страны.

Исследования ученых, выполненные на конкретном материале Чувашской АССР, оказывали практическую помощь народному хозяйству страны. Подчеркнем, что коллективами высшей школы Чувашии был внесен существенный вклад в укрепление обороноспособности страны, необходимый для победы в Великой Отечественной войне.

Примечания

1. Тимофеев В. В. Республики Волго-Вятского региона накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938-1945 гг.). Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2010. С. 82.

2. Дмитриев В. Д. В годы Великой Отечественной войны и послевоенной службы в армии: воспоминания. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. С. 8.

3. Калинцев Г. И. Наша помощь колхозному производству // Красная Чувашия. 1941. № 165(6360). 15 июля. С. 3.

4. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 1512. Оп. 3. Д. 11. Л. 55.

5. Шорнов И. Массовое обучение специалистов // Красная Чувашия. 1941. № 308(6503). 28 дек. С. 2.

6. ГИА ЧР. Ф. 1335. Оп. 7. Д. 17. Л. 1.

7. ГИА ЧР. Ф. 1335. Оп. 7. Д. 16. Л. 18.

8. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР). Ф. 1. Оп. 23. Д. 110. Л. 23.

9. Сергеев Т. С. Деятельность образовательных учреждений Чувашии в годы Великой Отечественной войны // Российская цивилизация в условиях модернизации (2000-2010 гг.): сб. статей межвуз. студ. науч. конф. Ч. 1. Чебоксары, 2000. С. 167.

10. ГИА ЧР. Ф. 1335. Оп. 6. Д. 6. Л. 5.

11. ГИА ЧР. Ф. 1512. Оп. 3. Д. 42. Л. 4.

12. Там же. Д. 46. Л. 3.

13. Там же. Д. 63. Л. 5.

14. Там же. Д. 87. Л. 5.

15. Тарле Е. И. Вулкан, готовый взорваться в любой момент // Красная Чувашия. 1941. № 299(6494).

18 дек. С. 2.

16. Кудряшов К. О наших великих предках // Красная Чувашия. 1942. № 1(6507). 1 янв. С. 2.

17. ГИА ЧР. Ф. 1335. Оп. 7. Д. 16. Л. 8.

18. Пельцих А. А. К посеву масляничных культур // Красная Чувашия. 1943. № 21(6829). 28 янв. С. 2; Рыжов И. А. Обмен опытом на курсах // Красная Чувашия. 1943. № 45(6853). 25 февр. С. 2; Кру-жилин Т. А. Использовать все резервы местных удобрений // Красная Чувашия. 1943. № 250(7058).

19 дек. С. 2.

УДК 343.264

Д. А. Калинина

ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОЙ ССЫЛКИ В ОЦЕНКАХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ

В данной статье был проведен сравнительный анализ оценок системы политической ссылки, предложенных учеными и политическими деятелями дореволюционного, советского и современного этапов. Подобное рассмотрение даёт возможность понять, какой именно ссылка должна была быть по первоначальному замыслу и как она изменялась при воплощении на практике.

The comparative analysis of assessments of political exile suggested by scientists and statesmen of pre-revolutionary, Soviet and modern period is given in the article. This analysis gives an opportunity to understand what was meant by exile initially and how it has been converting when realizing practically.

Ключевые слова: политическая ссылка, государственные преступники, административная политическая ссылка, система наказания, политическая оппозиция.

Keywords: political exile, state criminals, administrative political exile, system of punishment, political opposition.

Одной из самых значимых отличительных черт государства как политического института с момента его зарождения и до сего дня остается право на законное применение насилия. Только государство в случае нарушения установленных в обществе правил поведения может использо-

© Калинина Д. А., 2011 42

вать наказание в виде ограничения тех или иных прав и свобод гражданина. Трактовка института наказания присутствует в одной из работ К. Маркса, который отмечал, что «наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования, каковы бы ни были эти условия» [1].

Реализация механизма законного применения насилия занимает центральное место в политике любого государства, и трансформация данного механизма свидетельствует об изменениях в развитии общества, особенностях диалога между органами государственной власти и обществом. Благодаря своему краеугольному положению, а также тесной взаимозависимости с особенностями социально-экономического и политического развития государства вопрос об эволюции системы наказания и методах его исполнения является одним из наиболее актуальных.

Важная роль института наказания предопределила большое внимание к нему со стороны государства, разработавшего широкий спектр методов ее исполнения. Среди данных методов, известных в России еще с древности, особое место занимала ссылка, которая трактовалась как принудительное водворение преступника в специально отведенную для того местность под надзор полиции и подчинение его определенной системе правил и ограничений [2]. В зависимости от видов совершаемых преступлений она подразделялась на уголовную и политическую. Среди этих видов особый интерес вызывает политическая ссылка, выступающая способом защиты существующего строя. Она вызывала множество откликов в обществе, подвергалась оценке и активно обсуждалась учеными, представителями государственной власти и политических партий. В конце XIX — начале XX в. упомянутый вид наказания становится главным инструментом борьбы с оп-позицией.В период с 1894 по 1903 г. количество преступлений против государства выросло в 12 раз и в более 60% случаев в качестве наказания назначалась ссылка [3].

По методам осуществления применялась ссылка на каторжные работы, на поселение, на жительство, на водворение. Отдельно выделялась административная ссылка, при которой государственный преступник признавался виновным и высылался под гласный надзор полиции внесудебным порядком: высочайшим повелением или решением министра внутренних дел.

В конце XIX — начале XX в. подавляющее количество дел о государственных преступлениях разрешались в административном порядке [3]. В дореволюционный период о заметном месте административной ссылки в системе законодательства говорили правоведы В. М. Гессен, В. В. Еси-пов, И. Я. Фойницкий [4]. Известный политичес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.