© Коллектив авторов., 2006 УДК 612+615](092)
ВКЛАД ПАТОФИЗИОЛОГОВ РОССИИ В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ
Г.В. Порядин, В.В. Давыдов, Ю.Ю. Бяловский
Российский государственный медицинский университет Российский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Представлены краткие сведения о выдающихся и известных патофизиологах России, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, беззаветно и эффективно трудились на полях фронтов, в прифронтовой зоне и в тылу и внесли ощутимый вклад в приближение Победы над фашистскими оккупантами.
Ведущий вклад в Победу в Великой Отечественной войне (ВОВ) внесли народы Советского Союза, особенно России, потеряв огромное число человеческих жизней и материальных ценностей [1-5].
Именно благодаря невероятным совместным усилиям многих людей, включая военнослужащих, партизан, рабочих, крестьян, интеллигенции, медицинских работников, стала возможной долгожданная Победа в ВОВ.
Еще до начала войны патофизиологи, как и остальные граждане России, делали все, возможное для укрепления страны и совершенствования медицины. Под руководством П.Н. Весёлкина (в последующем академика АМН СССР, крупного специалиста по проблеме лихорадки) в нашей стране впервые 1936г. было проведено и опубликовано важное исследование, посвященное изучению этиологии и патогенеза травматического шока в эксперименте [1,2,4]. Начальником кафедры патофизиологии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (ВМА) проф. И.Р. Петровым (в последующем- академика АМН СССР, председатель Всесоюзного и Ленинградского общества патофизиологов, генерал-майор мед. службы) проводи-
лись исследования по оживлению организма при электротравмах, интоксикациях и других экстремальных воздействиях. Выполнявшиеся на кафедре работы по кислородному голоданию имели большое значение в развитии авиационной медицины. П.П. Гончаровым (в последующем - профессор, начальник ВМА, генерал-полковник медицинской службы) доказана возможность успешной эвакуации раненных на самолетах. Еще до войны с участием патофизиолога Н.А. Крыловой были созданы отечественные сорта кетгута, не уступавшие по своим качествам зарубежным и т.д. Патофизиологи участвовали и в боевых действиях на Халхин-Голе (В.Б. Кози-нер из Москвы и др.) ив Финляндии (В.А. Буков - из Ленинграда, Н.И. Лосев - из Москвы и др.).
В период ВОВ патофизиологи активно участвовали как на полях фронтов, так и в тылу, обеспечивая ускоренными темпами страну и медицинскими кадрами, и научными разработками, крайне необходимыми для сохранения жизни военных и гражданских лиц во имя скорейшего приближения Победы.
В первые дни ВОВ многие патофизиологи были призваны в действующие войска в качестве организаторов меди-
цинской службы (дивизионных, бригадных, полковых врачей и др.). Некоторые патофизиологи были направлены в армии хирургами, начальниками клинических лабораторий, эпидемиологами. Часть патофизиологов была оставлена в госпиталях, больницах и на кафедрах вузов.
Ряд патофизиологов в начале войны добровольно вступили в народные ополчения, но вскоре были возвращены для продолжения работы по специальности в вузах и научных учреждениях.
Врачами различных воинских частей во время войны были известные патофизиологи В.А. Буков, А.И. Айвазян, Б.М. Федоров, И.А. Ойвин и др.
Во время войны В.А. Буков проявил себя и как героическая личность, и как талантливый организатор медицинской службы не только дивизии, но и армии, успешно пройдя весь путь до Берлина, за что был награжден многими орденами и медалями. Им было опубликовано 10 работ по организации и тактике мед. службы, внесено много рационализаторских предложений, что позволило облегчить и улучшить оказание медицинской помощи раненым [1,2].
А.И. Айвазян ушел на фронт будучи кандидатом мед. наук, ассистентом кафедры патофизиологии I ЛМИ им. акад. И.П. Павлова. Находясь в действующей армии, он проявил большие не только врачебные, но и организаторские способности. Награжден орденом Красной звезды, двумя орденами Отечественной войны II степени и тремя медалями [2].
Многие патофизиологи во время ВОВ [2] возглавляли военные городские, армейские и фронтовые, в том числе хирургические, госпитали (М.М. ПавловН.Н., Транквилитати, Н.М. Ми-щук, Ф.М. Супоницкая, Л.М. Гольберг и др.), работали хирургами (В.С. Галкин, Н.Т. Шутова, Н.Н. Транквилитати и
др.), врачами других специальностей (Н.Ф. Крутько, И. А. Пионтковский, Н.Н. Седина, Н.Н. Константинова и др.), начальниками и врачами клинических лабораторий и санэпидотрядов (М.М. Смык, Н.Л. Гармашова, М.Е. Рай-скина, З.И. Арлазоров и др.).
Как на передовой, так и в медсанбатах и госпиталях круглосуточно шла напряженная и опасная работа по спасению раненых и возвращению их в строй. Перегрузка медиков была невероятной. Главврач госпиталя проф. Н.Н. Транквилитати пишет: «В период наступательных боев госпиталь, рассчитанный на 200 коек, обслуживал 1500 раненых. Медперсонал по несколько суток оставался без сна и отдыха, а нередко и без света» [2].
Описывая работу медсанбата 387-й стрелковой дивизии патофизиолог А.Ю. Тилис пишет: «Когда передовым отделением медсанбата была развернута операционная в единственно уцелевшем доме и хирурги начали операцию, здание окружили фашисты. Врачи прервали операцию и с оружием в руках вступили в бой и защищали раненых до тех пор, пока не подоспела помощь» и т. д. После войны А.Ю. Тилис возглавил кафедру патофизиологии Семипалатинского мед. института [2].
Крупный вклад в совершенствование медицинской службы во время ВОВ внесли патофизиологи вузов, научноисследовательских институтов и лабораторий страны.
Под руководством проф. И.Р. Петрова сотрудниками кафедры патофизиологии ВМА и патофизиологической лаборатории института переливания крови г. Ленинграда была предложена «кровезамещающая жидкость Петрова», которая успешно была перелита 47,2 % всех трансфузий во время ВОВ И.Р. Петров вместе со своими сотрудниками (М.Г. Данилов, Т.Е. Петкун-Кудрицкая, П.Н. Весёлкин) неоднократно выезжали
на фронт для изучения патогенеза, клиники и эффективности лечения шока и кровопотери, в том числе для испытания в условиях прифронтовых медсанбатов разработанных в лабораторных условиях противошоковых растворов. Было установлено, что избыточная аф-ферентация и значительное уменьшение ОЦК являются важнейшими патогенетическими факторами развития шока.
На кафедре патофизиологии, руководимой патофизиологом-нейрохирур-гом проф. В.С. Галкиным, во вновь организованной в Ленинграде в 1940 году Военно-морской медицинской академии, разрабатывались методы профилактики гипоксии и лечения нервной системы, каузалгий, огнестрельных ранений и ожогов, а также, а также изучалось действие на организм боевых отравляющих веществ, электротравмы, гипербарии, гипоксии и охлаждения (2). В период ВОВ проф. В.С. Галкин был флагманским нейрохирургом Краснознаменного Балтийского Флота.
Неоценимый вклад внесли клинико-патофизиологические исследования сотрудников Центрального института переливания крови под руководством-проф. Н.А. Федорова (в последующем - академик АМН СССР) по разработке кровезаменителей, наркозно-
противошоковой жидкости, по изучению патогенеза и поиску эффективных (в том числе трансфузионных) методов лечения острой кровопотери и шока [2,4]. Н.А. Федоров был организатором и руководителем противошоковой врачебной бригады, изучавшей эффективность различных средств лечения травматического шока на базах медсанбатов Западного фронта.
Для устранения избыточной болевой афферентации, играющей важную патогенетическую роль в развитии шока и повреждений жизненно важных органов и систем, особенно при ранениях грудной клетки, выдающимся патофи-
зиологом академиком АН СССР А.Д. Сперанским и известным военным хирургом А.В. Вишневским (в последующем - академик АМН СССР) был разработан и широко внедрен в военных условиях метод новокаиновой вагосим-патической блокады, спасший жизни многим раненым и больным как на фронте, так и в тылу [2]. А. Д. Сперанский с первых дней ВОВ надел военную шинель. Обладая большим умом, горячим сердцем, необыкновенной жизненной энергией, организаторскими способностями А. Д. Сперанский грамотно и быстро выполнял различные поручения военного командования, проявлял разумную инициативу, участвовал на местах сражений, в работе госпиталей дивизий и армий, на конференциях и семинарах военных врачей. Своими словами и делами, несмотря ни на обстрелы, ни на бомбежки, ни на лишения военного времени, он поднимал и у военнослужащих, и у гражданских лиц дух и уверенность в Победе.
Академик АН СССР А.А. Богомолец со своими сотрудниками провели [2,3,5]. многочисленные исследования по разработке и влиянию на организм анти-ретикулярной цитотоксической сыворотки (АЦС). Это послужило основой для внедрения ее в работе военных госпиталей. Им была разработана оригинальная теория механизма действия переливаемой крови. А.А. Богомолец эффективно осуществлял консультативное руководство всей службой крови в СССР, а также внес значимый вклад в организацию медицинской помощи раненым в госпиталях и медсанбатах, являясь грамотным консультантом в Главном медицинском управлении Советской Армии. За создание ценнейших препаратов для лечения ран и переломов костей, широко используемых в стране, особенно на фронте, А.А. Богомольцу 4 января 1944 года было присвоено звание Героя социалистического труда.
Патофизиолог Н.И. Вылегжанин
успешно совмещал в условиях войны деятельность в Казанском институте усовершенствования врачей с работой старшего врача Военно-полевого строительства укрепленных районов, на котором было занято свыше 25 тысяч рабочих [2]. Несмотря на суровую зиму, врачам этого строительства удалось уберечь многих людей от массовых отморожений и предотвратить вспышки заболеваемости сыпным тифом.
Профессор Р.Е. Кавецкий (в последующем - академик АМН УССР), выполняя обязанности консультанта эвакогоспиталя Юго-Западного, а затем Сталинградского фронтов, успешно организовал в 20 госпиталях по повышению эффективности переливания крови и применения АЦС, по совершенствованию методов работы госпиталей в условиях применения боевых отравляющих веществ [2].
Особо больших успехов добился ассистент кафедры патофизиологии и руководитель лаборатории по оживлению организма 2-го Московского мед. института (ныне РГМУ им. Н.И. Пирогова) В.А. Неговский (в последующем - академик АМН СССР, лауреат Гос. премий, организатор и директор НИИ реаниматологии РАМН в г. Москве) [2]. На основании экспериментальных исследований он сформулировал основные принципы и методы оживления, блестяще зарекомендовавшие себя в период ВОВ. В конце 1943 г. по инициативе В.А. Неговского была организована бригада врачей, которую он возглавил, и в задачу которой входила апробация методов реанимации в условиях полевых медсанбатов и госпиталей. За свою героическую деятельность на фронте и за успешное внедрение методов оживления организма в боевых условиях В. А. Негов-ский был награжден боевым орденом Красной Звезды.
Важный вклад в решение проблемы анаэробной инфекции внес патофизиолог Н.Н. Сиротинин (в последующем -академик АМН СССР, член-корреспондент АН УССР, заслуженный деятель наук УССР, лидер в области изучения гипоксии и ее влияния на организм человека). Результаты его исследований были успешно использованы в разработке и проведении разных мероприятий в период ВОВ [2].
Многие патофизиологи изучали раневой процесс и проводили поиск эффективных методов и средств ускорения заживления ран (И.М. Нейман, Д.И.Гольдберг, С.М. Лейтес, Д.Е. Аль-перн, И.В. Колпаков и др.).
Патофизиолог А.Н. Чернух, являвшийся аспирантом академика А. Д. Сперанского (в последующем - академик и вице-президент АМН СССР, председатель Всесоюзного общества патофизиологов, директор института общей патологии и патофизиологии АМН СССР) [2], был направлен на работу в качестве заведующего невропатологическим отделением и консультанта эвакогоспиталя при Кузнецком металлургическом комбинате и других лечебных учреждений г. Сталинска (Кузнецка). Изучал патогенез заболевания нервной системы и уже в 1946 г. защитил кандидатскую диссертацию.
Проф. Н.Н. Горев (в последующем - академик АМН СССР) в начале войны создал в Киеве донорские пункты, а после эвакуации в Уфу был назначен консультантом наркомздрава Башкирской республики и эффективно руководил работой врачей и лаборантов эвакогоспиталей, курсами по повышению квалификации медицинских работников [2].
Крайне трудной была работа и жизнь патофизиологов не только на фронте и в прифронтовой зоне, но и в тылу. Некоторые патофизиологи (проф. В.В. Воронин, доц. В.Г. Будылин и др.) работали консультантами в госпиталях.
Проф. П.Д. Горизонтов во время войны заведовал кафедрой патофизиологии I Московского медицинского института (I ММИ, ныне ММА им. И.М. Сеченова), был зам. директора по научной работе, а после 1942 г. одновременно исполнял обязанности директора частично эвакуированного в Уфу института [2]. В последующем П. Д. Горизонтов - академик АМН СССР, руководитель вновь созданного института биофизики МЗ СССР.
Коллектив кафедры патофизиологии Казанского мединститута под руководством проф. А. Д. Адо (в последующем -академик АМН СССР, руководитель первой в СССР лаборатории и центра аллергологии) изучал аллергию, различные формы сепсиса, разрабатывал и исследовал совместно с хирургами и институтом вакцин и сывороток противогангреноз-ные сыворотки, а также методы остеосинтеза при переломах костей [2].
Проф. С.С. Халатов и руководимые им кафедра патофизиологии и ЦНИЛ I ММИ (как в Москве, так и в эвакуации), сыграли большую роль для выполнения специальных исследований, имеющих важное оборонное значение, проводили испытания лечебных средств, используемых для ускорения заживления ран, остановки кровотечений, лечения острых перитонитов, а также исследовали патологию липидного обмена [2].
Проф. В.В. Парин в период ВОВ был директором Свердловского, затем 1 ММИ. С 1942 по 1945 год являлся заместителем наркома здравоохранения СССР. Как представитель уполномоченного Гос. Комитета Обороны страны принимал активное участие в предотвращении эпидемий в стране и организации эвакуации медицинских учреждений. Проводил большую работу по созданию в 1944 году АМН СССР, был ее первым ученым секретарем. В последующем являлся вице-президентом
АМН СССР и директором института нормальной и патологической физиологии АМН СССР [2,3,5].
Легендарный патофизиолог-
клиницист проф. Ф.А. Андреев, всю войну проработал в эвакуации в г. Свердловске (2). Здесь он совмещал работу в военном госпитале с проведением исследований по актуальным проблемам военного времени. Исследовал жизнедеятельность ЦНС, особенности кровопотерь в условиях интоксикации организма, процессы умирания и реанимации организма, патогенез развития алиментарной дистрофии. В 1945 г. опубликовал труд «О восстановлении жизненных функций организма».
Следует отметить, что работа в вузах (в том числе и глубоком тылу) продолжалась ежедневно по 14-16 часов в сутки. Занятия со студентами проводились в крайне тяжелых условиях, часто в неотапливаемых помещениях и с перебоями в снабжении водой и светом.
Особенно трудна была работа в блокадном Ленинграде, когда прекратилась эвакуация из города раненых и больных [2,3]. Последние госпитализировались в палаты, организованные даже на кафедрах вузов. В условиях холода, голода, отсутствия электроэнергии и воды самоотверженно работали известные (профессора М.М. Павлов, Л.Р. Перельман, Н.В. Весёлкин) известные, а так же будущие известные патофизиологи (Н.Н. Зайко, Я.Г. Ужанский, Д.А. Лапицкий, Н.Н. Мищук, Н.С. Седина,
Н.Н. Константинова).
Многие из прошедших войну солдатом, сержантом, кадровым офицером, фельдшером или врачом, в последующем стали патофизиологами.
В.К. Кулагин в ноябре 1941 г. после окончания средней школы с золотой медалью был призван в особый коммунистический батальон, отправлен на фронт, но уже в 1942 году был тяжело ранен. Сразу после войны поступил в
ВМА. В дальнейшем он стал профессором, начальником кафедры патофизиологии ВМА, командиром института военной медицины МО СССР, генерал -майором мед. службы, академиком АМН СССР, председателем Ленинградского и членом правления Всесоюзного обществ патофизиологов.
Г.Н. Крыжановский, являясь студентом Одесского мединститута, в июне 1941 г. ушел на войну в составе истребительного батальона. В период ВОВ служил в действующей армии. Возвратился в мед. институт, который был эвакуирован в г. Ташкент. Всю жизнь посвятил изучению роли нервной систем в патологии. В последующем стал доктором мед. наук, профессором, академиком АМН СССР (рАмН), ученым секретарем медико-биологического отделения РАМН, директором НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, председателем Всесоюзного и Всероссийского общества патофизиологов и первым президентом Международного общества патофизиологов.
Выводы
Анализ многогранной деятельности патофизиологов России в период тяжелейшей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, позволяет утверждать, что вклад патофизиологов в медицинское
обеспечение войск и гражданского населения, а также в разработку различных научных проблем патофизиологии, патологии и в целом медицины, а значит и в Победу нашей страны над фашистскими агрессорами достаточно велик. Этого нельзя забывать. Это должно остаться в памяти всех поколений медицинских работников и студентов о наших тружениках патофизиологах, ощутимо приблизивших Победу в Великой Отечественной Войне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Весёлкин П.Н. К 100-летию кафедры
патологической физиологии ордена Ленина Краснознаменной военно-
медицинской академии им. С.М. Кирова // Пат. физиол. и эксперим. тер. - 1980. - № 4. - С. 3-10.
2. Кулагин В.К. Вклад патофизиологов в Победу Советского народа в Великой отечественной войне // Пат. физиол. и эксперим. тер. - 1975. - № 3. С. 3-10.
3. К 50-летию СССР // Пат. физиол. и эксперим. тер. - 1972. - № 6. - С. 3-12.
4. Петров И.Р. Краткий обзор исследований советских патофизиологов по проблеме травматического шока за 50 лет // Пат. физиол. и эксперим. тер. -1967. -№ 1. - С. 3-11.
5. Пионтковский И. А. Медицинские исследования в академии наук СССР (к 250-летию) // Пат. физиол. и эксперим. тер. - 1974. - № 5 . - С. 3-12.
CONTRIBUTION OF PATHOPHYSIOLOGISTS TO VICTORY IN GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945
G.V. Poryadin, V.V. Davydov, Yu.Yu. Byalovsky
In this review a brief information is given about outstanding and well-known Russian pathophysiologists who devotedly and efficiently worked in the battlefield, in the pre-front zones and in the home front during the Great Patriotic War of 1941-1945 and made an appreciable contribution to the Victory over fascists invaders.