социология
удк 316.422.42+316(470)
вклад отечественной социологии в изучение проблемы социального прогресса
о. Г. Антонова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье рассматриваются теории и концепции общественного развития, идеи социального прогресса, представленные в трудах отечественных социологов на различных этапах развития социологической мысли. отмечается значение этих трудов для выработки целостной концепции развития, научно обоснованных перспектив современного российского общества. особое внимание уделяется вкладу отечественной социологии в развитие мировой социальной мысли. Подчеркивается актуальность исследований отечественных социологов прошлого по проблемам социальной динамики и прогресса для современного этапа функционирования россии.
Ключевые слова: отечественная социология, идеи социального прогресса, концепции развития, мировая социальная мысль, этапы развития социологической мысли, теории трансформации и модернизации, глобализация.
Contribution of Russian sociology to the study of social Progress
o. G. Antonova
The article discusses the theories and concepts of social development, the idea of social progress represented in the works of Russian sociologists at different stages of development of sociological thought. The importance of these works to develop a holistic concept of development, scientifically grounded perspectives of the modern Russian society is noted. Particular attention is paid to the contribution of sociology to the world of social thought. The author emphasizes the importance of research of Russian sociologists of the past on social dynamics and progress for the modern phase of Russia.
Key words: russian sociology, ideas of social progress, concept of development, world social thought, stages of development of sociological thought, theory of transformation and modernization, globalization.
Современная социология занимает особое место в системе гуманитарного знания, она призвана помочь людям более глубоко осознать свое место в мире, осмыслить сущность происходящих событий. Поэтому природа социологических знаний не может быть чужеродной ценностному содержанию, социальному обоснованию выбора различных парадигм, наиболее полно отражающих закономерные тенденции эволюции общества. В сегодняшних условиях политического взаимонедоверия и социальной поляризации общество как никогда нуждается в целостной концепции развития, выработке научно обоснованных перспектив. Актуальность переосмысления идей социального прогресса отечественных социологов обусловлена поиском путей трансформации и выхода из кризисного состояния современного российского общества. Эта проблема была в фокусе социальной мысли ХК в. и современного этапа функционирования России.
Социальный прогресс как общемировой процесс имеет некоторые общие, универсальные характеристики. Вместе с тем разработка проблемы в отечественной социологии дает основание утверждать, что в разных странах со своими уровнем развития, социальными предпосылками имеют место различные социальные последствия прогресса, что отмечается и в трудах российских социологов.
© Антонова О. Г, 2013
„Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 4
В условиях глобальной трансформации политических и социальных институтов, всей системы социальных отношений возрастает научный и практический интерес к теории и практике прогрессивных преобразований как зарубежного, так и особенно отечественного опыта.
Россия только в ХХ столетии предпринимала неоднократные попытки коренного изменения своего пути развития, опираясь на различные теоретические и идеологические идеи и воззрения, как правило, зарубежного происхождения.
Конечно, мировая социальная мысль наработала огромное число теорий и концепций, дающих разное толкование и видение путей прогрессивного развития, среди которых далеко не последнее место принадлежит социологическим воззрениям. Не является исключением и отечественная социология, обратившая свой взор к проблематике социального прогресса еще в конце XIX в.
Именно в кризисные моменты в обществе возникает повышенный спрос на социологические знания, особенно на те концепции, которые способствуют пониманию сущности и направленности социальной динамики. В этом отношении русскими социологами сделано немало. В летописи отечественной социологии значатся выдающиеся достижения, имена, которые могут быть предметом национальной гордости.
Проблемы социальной динамики и прогресса занимают особое - приоритетное - место на всех этапах развития отечественной социологии. О чем бы ни писали русские социологи, они неизменно возвращались к понятиям «эволюция», «прогресс», «развитие» и т. п. В плеяде замечательных мыслителей, внесших достойный вклад не только в отечественную, но и в мировую науку, видное место занимают П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. А. Кареев, М. М. Ковалевский, П. Н. Милюков, П. А. Сорокин, В. М. Хвостов и др. Выявляя закономерности и специфику общественного развития, они ставили и обосновывали конкретные задачи практической деятельности.
Разумеется, разработка теории социальной динамики не является достоянием лишь русской социологии - это одна из главных проблем мировой социологии с момента ее возникновения. Социологическая мысль могла возникнуть и развиваться лишь при условии, что настоящее представляется людям не как нечто вечное и неизменное. Начало сознательного отношения человека к общественному развитию сопряжено именно с тем, что он понял: настоящий строй жизни отнюдь вечное состояние без начала и конца, а представляет собой определенный процесс изменений.
«Все течет, все изменяется, и ничто не остается на месте», - этими словами греческий философ Гераклит более двух тысяч лет назад обозначил основной принцип бытия. Можно сказать, что именно эта идея и легла в основу социологической науки, родившейся уже в XIX в. Уже тогда было
осознано, что развитие социальной мысли неразрывно связано с анализом прошлого, пониманием настоящего, а также с попытками решить вопрос о будущем, ибо глубокое проникновение в суть социальных процессов сопряжено с выяснением тенденций и открывающихся перспектив. Анализ объективных тенденций развития неизбежно ведет к постановке вопроса о пути в будущее и возможности активных действий человека ради реального достижения поставленных целей. Прошлое подготовило настоящее, которое, в свою очередь, чревато грядущим. Что могут и должны сделать люди для того, чтобы превратить возможность исторического прогресса в действительность? Ответ на этот вопрос и попытались дать основоположники социологии, разрабатывая учение о социальной динамике и прогрессе. Этот же мотив звучит в работах всех выдающихся русских социологов.
Следует подчеркнуть актуальность практической функции социологической науки, призванной быть существенным подспорьем в деле совершенствования социальных отношений. В нашем обществе сегодня назрела потребность в формировании целостной и действенной концепции, способной стать теоретическим базисом общественных преобразований. Эту задачу невозможно решить без обращения к опыту предшествующих поколений российских ученых. Освоение и умелое, эффективное использование достижений отечественной науки и культуры должно стать основой того творческого синтеза, в котором нуждается современная социология.
Идея «прогресса» стала ключевым, базовым понятием социологии XIX столетия. В предреволюционный период в России шла полемика между различными социологическими направлениями и школами по поводу перспектив развития России. Но в силу известных причин в советский период российской истории социология не получила должного развития в нашей стране, более того, многие годы она находилась под запретом; была нарушена преемственность ее развития; преданы забвению имена и труды основоположников отечественной социологии, которая вышла из общего русла развития мировой социологии.
Ситуация поиска начала XX столетия созвучна с современным этапом определения перспектив социального развития страны. Среди концепций социального прогресса в мировой социальной мысли, базирующихся на социальных изменениях, - эволюционные теории циклических изменений (О. Шпенглер, А. Тойнби), функциональные теории (Т. Парсонс, У. Ф. Огборн), теории конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф), концепции «столкновения цивилизаций» (С. Xантингтон, Дж. М. Олин), теории модернизации, трансформации обществ.
История развития идеи «прогресса» прошла свой сложный, противоречивый путь от формирования теорий, принимающих данное понятие в
6
Научный отдел
выявлении главного исторического направления прогресса (эволюционные теории), до теорий, отвергающих идею прогресса вообще.
Менялось представление о сущности социального прогресса, его критериях, источниках, механизмах и т. д., но неизменным оставался интерес мыслителей мировой и отечественной социологии к теории и практическому достижению социального прогресса.
Длительный период современной истории социальный прогресс связывался с промышленным развитием, с высокими темпами экономического роста и созданием машинной индустрии.
В условиях социализма генеральная линия общественного прогресса прямо связывалась со становлением нового, коммунистического типа прогресса, свободного от антагонистических противоречий прежних формаций.
Главные потенции социального прогресса для советских ученых заключались в достижении «классового мира», гармонии интересов государства и населения, в достижении всеобщих благ, в удовлетворении потребностей трудящихся и всестороннем развитии самого человека.
В современной России переосмысливается само понимание социального прогресса. Основным его критерием становится приведение общественного устройства в соответствие не столько с развитием техники, сколько с естественной природой человека. На этом пути становится очевидным, что не может быть однофакторного подхода к социальному прогрессу.
Общественный прогресс, безусловно, является восходящим развитием всего общества как целостности, движением к совершенству всего социума. Но в историческом процессе социального движения меняются социально-исторические потребности, которые необходимы для воспроизводства и развития человека как социального субъекта.
Примечательно, что тема прогресса, социального развития присутствует в той или иной мере практически у каждого представителя классической отечественной социологии.
Еще в древности мыслители задумывались над перспективами будущего; в более поздние времена формируются теории светлого будущего (например, идеи утопического социализма); затем по мере развития обществоведческой мысли эти идеи приобретали все более научный характер. Социология, в том числе и отечественная, внесла свой вклад в интерпретацию и содержательную характеристику данной категории. Здесь назовем, в первую очередь, такие имена, как Ф. Бэкон, Вольтер, Тюрго, Гердер, Кондорсе (которого по праву называют родоначальником теории общественного прогресса1), Конт, Спенсер, Тойнби, Сорокин, Арон, Фурастье, Бернард. Среди отечественных ученых отметим П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, М. М. Ковалевского, П. А. Сорокина, А. П. Бутенко, В. И. Мишина, М. Н. Руткевича и др.
Следующий пласт исследований связан с изучением процессов трансформации и модернизации, в том числе и российского общества. Прежде всего, это работы Ш. Айзенштадта, А. Ахиезера, Ж. Баландье, Э. Гидденса, А. Турена, М. Фридмана и др. Из отечественных исследователей особого внимания заслуживают Л. Аверьянов, З. Голенкова, Т. Заславская, В. Иванов, В. Лапин, В. Наумова, Г. Осипов, В. Пантин, Л. Поляков, В. Ядов и многие другие.
История российской социологии, ее проблематика стала объектом внимания ученых относительно недавно. Тем не менее только в последние годы были изданы труды ряда дореволюционных отечественных социологов2; появились монографии, брошюры, статьи, освещающие различные страницы истории отечественной социологии. Значительный вклад в ее разработку внесли З. Т. Голенкова, И. А. Голосенко, Ю. Н. Давыдов, Е. И. Кукушкина, В. П. Култыгин, Э. А. Капитонов, А. Н. Медушевский, С. С. Новикова, Г. Я. Ми-ненков, Л. Н. Панкова, Б. А. Чагин и др.3
Проблема социального прогресса соотносится с глобализацией мира, которая обусловлена все прогрессирующей интернационализацией жизни стран и народов. Глобализация политических, социальных, экономических, культурных отношений связана не только с глобальными проблемами современности, но и с зависимостью развития той или другой страны от состояния и изменений в мире в целом. Современное человечество - принципиально новая социальная суперсистема.
Особо следует подчеркнуть высокую степень политизированности проблемы преобразований и прогресса в современных условиях, ибо это затрагивает непосредственно интересы всего без исключения населения: от сегодняшнего состояния общества напрямую зависят благосостояние и судьбы людей.
Итак, можно заключить, что отечественные социологи внесли в развитие теории прогресса ряд оригинальных подходов и перспективных идей. Их перспективность не только оправдала себя на протяжении почти столетия, но и обрела актуальность для России в современную эпоху. Акцент отечественных социологов на проблемах социальной динамики (эволюция и прогресс) был обусловлен поиском путей разрешения острых противоречий социального развития страны. Ныне, когда Россия опять мучительно ищет пути дальнейшего прогрессивного развития, весьма актуальным (и с точки зрения теории, и с практической точки зрения) является обращение к изучению наследия отечественных социологов прошлого по проблемам социальной динамики и прогресса.
Примечания
1 См.: Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.
Социология
7
Ивестт Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 4
2 См., например: Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996 ; Сорокин П. А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.
3 См. например: Голенкова З. Т. Историко-социологиче-ская проблематика // Социология в России : 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. А. Язова. М., 1998 ; Голосен-ко И. А., Козловский В. В. История русской социологии Х1Х-ХХ вв. М., 1995 ; КукушкинаЕ. И. Русская социо-
удк 316.43
логия Х1Х - начала ХХ вв. М., 1993 ; Култыгин В. И. История российской социологии. М., 1994 ; Капитонов Э. А. Социология ХХ века. История и технологии. Ростов н/Д, 1996 ; Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993 ; Миненков Г. Я., Новикова С. С. История развития социологии в России. М., 1996 ; Чагин Б. А. Очерки истории социологической мысли в СССР. Л., 1971 ; Антология русской классической социологии / под ред. Л. Н. Панковой. М., 1995.
экспертиза эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в ракурсе ценностно-ориентированного подхода
с. В. ситникова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье представлены результаты опроса экспертов об эффективности реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. отмечены основные достижения и трудности данного процесса. разработаны рекомендации по корректировке модернизационной программы. материал исследования может быть полезен представительствам управленческих структур в системе образования, занимающихся разработкой, корректировкой, диагностикой успешности реализации программ реформирования системы образования в россии, а также исследователям, занимающимся данной проблематикой. Ключевые слова: процесс перехода на ФгоС, эффективность реализации новых образовательных стандартов.
Review of Effectiveness of Federal state Educational standards Implementation in the Framework of Value-focused Approach
s. V. sitnikova
The article contains the results of interview of experts about the effectiveness of federal state educational standards implementation. The article describes the main accomplishments and difficulties of this process, it contains the recommendations about how to correct the modernization program. The research material can be useful for the representatives of administration in educational system who work out, correct and diagnose the success of implementation of reforms in Russian education system, for the researchers who study this problem.
Key words: process of implementing federal state educational standards, effectiveness of realization of new educational standards.
Идеи модернизации системы образования в России сегодня уже не новы, поскольку реформирование осуществляется не первый год. Этот процесс охватил и систему профессионального образования. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, подготовка и реализация новых Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС), внедрение новых подходов и технологий в образовании и многое другое протекает не всегда гладко. Именно поэтому необходима лонгитюдная диагностика результатов реформирования с целью корректировки данного процесса. В 2012 г. Министерством образования и науки РФ инициирован общероссийский мониторинг эффективности внедрения ФГОС. Саратовская область, и в частности СГУ им. Н. Г. Чернышевского, были участниками исследования1. Одной из задач исследования было выявление экспертных оценок качества реформирования системы профессионального образования в Саратовской области. Представим эти оценки в ракурсе ценностно-ориентированного подхода. Поясним, в чем его суть и значимость для нашего исследования. «В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение и эвристика»2. Реализация этих компонентов возможна только при решении проблемы ориентации личности в мире ценностей. Актуальность ценностно-ориентированного подхода определяется тем, что в современном образовании существует острая потребность в выделении и формировании системы ценностных ориентаций как основы определения учащимся и учителем целей обучения, поскольку мотивация и положительное отношение к предмету является важнейшим условием активизации процесса обучения, учебно-познавательной деятельности.
Еще одним фактором, определяющим актуальность данного подхода, является то, что ценностные ориентации как составная часть мировоззрения личности обеспечивают ей высокий уровень адаптации к современным условиям3. Основными понятиями ценностно-ориентированного подхода являются «личность», «ценность» и «ценностные ориентации». Ориентация как
© Ситникова С. В., 2013