Научная статья на тему 'Вклад обдорского миссионера священника И. С. Шемановского в просвещение коренных народов Крайнего Севера'

Вклад обдорского миссионера священника И. С. Шемановского в просвещение коренных народов Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссионер / Обдорская миссия / музей / братство / культурно-просветительская деятельность / христианизация / коренные народы Севера / Missionary / Obdorsk Mission / Museum / Brotherhood / cultural and educational activities / Christianization / indigenous peoples of the North

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щурова Ольга Игоревна

В настоящее время ненцы, ханты, они же остяки, и селькупы нуждаются в повышении качества жизни и образования до уровня общемировых стандартов. Анализ деятельности одного из ярчайших деятелей просвещения и христианизации аборигенов священника Ивана Семеновича Шемановского (бывшего игумена Иринарха)1, являвшегося настоятелем Обдорской миссии в конце XIX — нач. XX в., позволяет выявить эффективные методы работы с северными народами. В статье рассматривается актуальная проблема распространения христианства и духовнопросветительская деятельность среди коренных малочисленных народов Ямала. Цель статьи — выявить достижения и результаты миссионерских трудов И. С. Шемановского, определить ключевые особенности его уникального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of Obdor Missionary, Priest I. S. Shemanovsky in Enlightenment of The Indigenous Peoples of the Far North

Today, Nenets, Khanty or Ostyaks, and Selkups need much higher standards of living and education, which should meet modern global standards. It seems paradoxically, but an analysis of activities of one of the most outstanding representatives of Aboriginal education and christianization, priest Ivan Semenovich Shemanovsky (former abbot Irinarch), who was the leader of the Obdorsk mission at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries, allows us to identify an effective approach to working with the northern peoples nowadays. This approach is very important in today’s rapidly changing world. The urgent problem of the spread of Christianity and spiritual education among the indigenous peoples of Yamal are analyzed in this article. Moreover, the achievements and results of the missionary are revealed in it. The purpose of the scientific article: to identify key features of the work of I. S. Shemanovsky, which distinguished him from his predecessors, to identify unique approaches to his activities. Result: the features of the successful activity of the Obdorsk mission during the leadership of the priest I. S. Shemanovsky were revealed.

Текст научной работы на тему «Вклад обдорского миссионера священника И. С. Шемановского в просвещение коренных народов Крайнего Севера»

DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10026

О. И. Щурова

Вклад овдорского миссионера священника И. С. Шемановского в просвещение коренных народов Крайнего Севера

Аннотация:

В настоящее время ненцы, ханты, они же остяки, и селькупы нуждаются в повышении качества жизни и образования до уровня общемировых стандартов. Анализ деятельности одного из ярчайших деятелей просвещения и христианизации аборигенов священника Ивана Семеновича Шемановского (бывшего игумена Иринарха)1, являвшегося настоятелем Обдорской миссии в конце XIX — нач. XX в., позволяет выявить эффективные методы работы с северными народами. В статье рассматривается актуальная проблема распространения христианства и духовно-просветительская деятельность среди коренных малочисленных народов Ямала. Цель статьи — выявить достижения и результаты миссионерских трудов И. С. Шемановского, определить ключевые особенности его уникального подхода.

Ключевые слова: миссионер, Обдорская миссия, музей, братство, культурно-просветительская деятельность, христианизация, коренные народы Севера

Прежде чем приступить к анализу просветительской и миссионерской деятельности Ивана Семеновича Шемановского, следует ответить на вопрос, почему Обдорская миссия не имела такого успеха за 60-70 лет до его приезда в Обдорск. В работе О. П. Цысь «К истории создания и упразднения Обдорской миссии в 20-х — 30-х гг. XIX в.» выделен целый ряд причин, а именно: отсутствие дорог, суровый климат, разбросанность селений, неподготовленность миссионеров к работе в непривычной и неблагоприятной обстановке, отсутствие яркой и сильной личности, способной взять на себя ответственность за проведение такой масштабной работы, сопротивление самих аборигенов, видевших в миссионерах угрозу привычному для них жизненному укладу [5, с. 164]. Все эти проблемы стали причиной отсутствия такого успеха миссии, который был достигнут в начале XX в. под руководством И. С. Шемановского.

1 После революции о. Иринарх отрекся от Церкви прямо во время богослужения, перешел на сторону большевиков и стал одним из борцов за советскую власть [6, т. 1, с. 9].

И. С. Шемановский происходил из потомственных дворян. Он получил блестящее образование в Императорском Гатчинском Николаевском институте близ Петербурга, что, несомненно, явилось важным фактором успешной и эффективной просветительской работы. Хороший багаж знаний помог внести огромный вклад в просвещение людей, которым чужда была культура.

После окончания института и Новгородской семинарии Иван Семенович принял монашеский постриг с именем Иринарх и был определен в Об-дорскую миссию1 в качестве ее настоятеля по собственному прошению. Вскоре после прибытия в 1898 г. о. Иринарх на личные средства создал в Обдорске библиотеку. Спустя шесть лет им было основано Обдорское миссионерское братство во имя св. Гурия, которое вело деятельность в различных направлениях: здравоохранение, просвещение, образование, благотворительность, научные исследования по культуре коренного населения.

На деятельность братства необходимо обратить особое внимание. Это культурное учреждение способствовало поднятию духовно-нравственного уровня и материального благосостояния местного населения. Переводческие труды, печать листовок просветительского характера, разъяснительная работа о пользе школы, организация спектаклей, танцевальных вечеров, маскарадов, доход от которых шел на различные нужды и благотворительные цели, и т. д. — все это реализовывалось членами братства под руководством о. Иринарха [1, с. 31].

Настоятель Обдорской миссии писал: «Тринадцать лучших по идейности лет провел я в Обдорске, там, под Полярным кругом...» [6, т. 1, с. 9]. Шемановский сделал значительный вклад в науку: написал исторический труд «Хронологический обзор достопамятных событий в Березовском крае Тобольской губернии, 1032-1910 гг.», «История Обдорской духовной миссии 1854-1904 гг.», больше пяти статей в научные журналы. Он вел переписку с учеными, путешественниками и исследователями, помогал в сборе материалов о Севере, собрал коллекцию для будущего музея — предметы быта остяков. Примечателен тот факт, что одним из учеников Шемановского является писатель и первый ненецкий драматург Иван Федорович Ного, в чью честь названа одна из улиц города Салехард, на которой расположен собор в честь святых апостолов Петра и Павла [6, т. 1, с. 7].

Главным подходом в работе И. С. Шемановского являлось выстраивание собственной философии просвещения инородцев, в основе которой лежали уважение, доверие, адаптация к традиционному мировоззрению, стремление понять инородческую культуру изнутри, начать «мыслить их языком». Отец Иринарх проанализировал основную причину

1 Обдорск — современный город Салехард, административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа, в то время — центр Обдорской волости Березовского уезда Тобольской губернии.

«недолюбливания» одного народа другим: русские смотрят на инородцев свысока, воспринимают как неграмотных и примитивных, те же, в свою очередь, посмеиваются над приезжими, считая их неприспособленными, не умеющими созидать, тогда как сами научились делать очень многое при своем образе жизни [6, т. 1, с. 6-7].

Уникальной чертой Шемановского как миссионера и просветителя является уважение и простота, с которой он прислушивался к инородцам. Вот как он пишет в одном из очерков: «Я бессилен в своем воздействии на самоедов, доколе не познакомлюсь с их жизнью не по книгам, а на деле. Пока не приспособлюсь к их жизни и не научусь мыслить по-ихнему. Без этого я для самоедов ничто. А без любви к ним этого не достичь» [6, т. 1, с. 7].

На примере одного из эпизодов жизни Шемановского, описанного им в рассказе «Елка», можно увидеть желание просветителя найти подход к аборигенам, прислушаться к ним, попытаться понять.

«Для успеха своего дела я должен был стать человеком, могущим понимать чувства и душевное состояние всяких людей: богатых и бедных, честных и воров, счастливых и несчастных... И мне пришла на помощь елка, подружившая меня с детьми, влиявшими в мою пользу и на своих родите-лей...<...> Инородческой детворе объявлено было об устройстве для них особого праздника — елки. С интересом ожидали дети неведомой им елки. <...> Они сначала конфузились в необычной для них обстановке в присутствии многочисленных русских гостей. Поощряемые же гостями, становились увереннее и смелее. Выразительно сказывали басни, прекрасно произносили стихотворения, хорошо пели, и ими нельзя было не восхищаться. <...> Родители инородцы с расплывшимся на их лицах блаженством открыто заявляли, что их детишки совсем как русские. Но сами ребятишки не захотели вполне быть схожими с детьми русских обывателей. Окончив репертуар песен и стихотворений русских, повторив многие из них, развеселившаяся детвора перешла на пение своих отцовских песней и народные танцы. <...> В их пении сказывалась необъятная, тихая и грустная тундра. Борьба с природой, по прихотям которой гибли предки стоявших перед нами певцов... <...> Родные песни их всколыхнули. Раскрылись их сердца, крепко связанные с устоями отцовской жизни... <...> Они будто хотели доказать русским гостям, что обученные по-русски все же остались самоедами и остяками, остались самими собою, верными заветам своих отцов и дедов. <...> Родители, остяки и самоеды, довольные всем виденным и слышанным, не скрывали своего восхищения и высказывали, что такое учение их детей хорошо и полезно.». [6, т. 1, с. 84-93].

В 1898 г. Шемановский сам ухаживает за больными скарлатиной инородческими детьми, о чем сообщает в письме в Тобольскую епархию [6, т. 1, с. 6].

Многочисленные путешествия по тундре также являлись связующим звеном между о. Иринархом и инородцами. Одна из поездок ярко описывает трудности жизни миссионера в Обдорском крае. Однажды летом ему с самоедами пришлось побывать в долине реки Надым для поиска миссионерского стана. Шемановский писал: «Комары, щадившие нас днем на реке, напали на нас на суше с страшным ожесточением, <...> облепляли целыми тысячами» [6, т. 1, с. 57]. Лицо о. Иринарха было все в крови от раздавленных комаров; ряса ощутимо подгорела от костра — неэффективного, но все же способа защиты от комаров.

Как уже было сказано выше, Шемановский способствовал делу сохранения и защиты северной культуры через создание библиотеки в первый год пребывания в Обдорске. Главной особенностью библиотеки был северный отдел, насчитывающий около 200 рукописей и книг о Севере. Кроме того, в 1906 г. о. Иринархом был создан первый в Обдорском крае и Березовском уезде музей, названный хранилищем коллекций по этнографии инородцев Обдорского Севера. Этот музей до сих пор является главным музеем Ямала и носит фамилию Шемановского. Примечательно то, что созданию библиотеки и музея способствовало изучение миссионером «душевных запросов инородцев», их мировоззрения для возможности сближения и влияния на них.

Кроме вышеперечисленного, под руководством Шемановского в первый год его миссионерства в Обдорске был открыт инородческий пансион со школой, а также создан кружок изучения инородцев крайнего северо-запада Сибири. Отец Иринарх проводил богослужения на ненецком языке, переводил религиозную и обучающую литературу на ненецкий и хантыйский. Все это является бесценным вкладом И. С. Шемановского в просвещение народов Севера.

Черты успешной деятельности Обдорской миссии в период с 1898 по 1911 г. можно сформулировать следующим образом:

1. Миссионер и просветитель Обдорского края священник И. С. Шемановский проявил себя как яркая и сильная личность, обладавшая высоким уровнем образования и способностью взять на себя ответственность за проведение масштабной работы, умением повести за собой и заинтересовать языческие народы, желанием ставить их благо выше собственного благополучия.

2. Одной из главных причин успеха деятельности миссионера является личный подход И. С. Шемановского через близкое знакомство с культурой, искреннее желание понять и помочь, стремление к завоеванию уважения инородцев, чуткое и бережное отношение к их жизни.

3. Шемановский вел не только дело христианизации населения, но и просветительскую, светскую деятельность миссионера. Как педагог,

он осуществлял культурное, духовно-нравственное просвещение через учреждение библиотеки с читальней, пансиона для мальчиков, интерната для девочек и малолетних, училища для инородцев.

4. И. С. Шемановский на практике реализовывал свою концепцию этнокультурологического образования в миссионерской деятельности. Он содействовал сохранению культур коренных малочисленных народов через создание библиотеки и первого в Обдорском крае музея, начало которому положила его этнографическая коллекция, собранная в результате поездок по стойбищам оленеводов в тундре.

Вклад Шемановского в культурное и религиозное просвещение Обдорского края поистине значителен. Его деятельность основывалась на личном изучении проблем и желании проникнуть в сознание коренных народов, что позволило его планам эффективно реализоваться на практике.

Источники и литература

1. Карзанова, Г. А. И. С. Шемановский: миссионер и просветитель Тобольского Севера / Г. А. Карзанова // Вестник СПбГУКИ. 2013. № 1. С. 28-33.

2. Кочеткова, Е. И. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви во второй пол. XIX — нач. XX в. (К историографии вопроса, 60-е гг. XX — нач. XXI в.) / Е. И. Кочеткова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 75-83.

3. Набок, И. Л. Педагогика межнационального общения: проблемы формирования этнокультурной идентичности / И. Л. Набок // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 3. С. 42-51.

4. Соколовская, И. Э. Духовно-нравственная компетентность в межконфессиональном общении / И. Э. Соколовская // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2. С. 117-119.

5. Цысь, О. П. К истории создания и упразднения Обдорской миссии в 20-х — 30-х гг. XIX в. / О. П. Цысь // Вестник угроведения. 2017. № 4. С. 158-167.

6. Шемановский, И. С. Избранные труды: в 2 т. / И. С. Шемановский ; сост. и авт. вступ. ст. и послесл. Л. Ф. Липатова // ГБУ «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского». М., 2011. Т. 1-2.

References

1. Karzanova G. A. I. S. Shemanovskii: missioner iprosvetitel' Tobol'skogo Severa [I. S. She-manovsky: Missionary and Enlightener of the Tobolsk North]. Vestnik SPbGUKI — Bulletin of Saint-Petersburg State University of Culture and Art. 2013. No. 1. P. 28-33.

2. Kochetkova E. I. Missionerskaia deiatel'nost' Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi vo vtoroi po-lovineXIX — nach. XX v. (K istoriografii voprosa, 60-e gg. XX — nach. XXI v.) [Missionary Activity of the Russian Orthodox Church in the Second Half of the XIX — Early XX Century (On the Historiography of the Issue, 60s of XX — Beginning of XXI Century)]. Izvestiia TulGU. Gumanitarnye nauki — News of Tula State University. Humanities. 2010. No. 2. P. 75-83.

3. Nabok I. L. Pedagogikamezhnatsional'nogoobshcheniia:problemy formirovaniiaetnokul'-turnoi identichnosti [Pedagogy of Interethnic Communication: Problems of the Formation

of Ethnocultural Identity]. Universum : Vestnik Gertsenovskogo universiteta — Universum : Bulletin of the Herzen University. 2010. No. 3. P. 42-51.

4. Sokolovskaia I. E. Dukhovno-nravstvennaia kompetentnost' v mezhkonfessional'nom obshchenii [Spiritual and Moral Competence in Interfaith Communication]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia — The World of Science, Culture, Education. 2012. No. 2. P. 117119.

5. Cys' O. P. istorii sozdaniia i uprazdneniia Obdorskoi missii v 20-kh — 30-kh gg. XIX v. [On the History of the Creation and Abolition of the Obdorsky Mission in the 20s — 30s of the XIX Century]. Vestnik ugrovedeniia — Bulletin of Ugric Studies. 2017. No. 4. P. 158-167.

6. Shemanovskii I. S. Izbrannye trudy: v 2 t. [Selected Works: in 2 vols.]. Moscow, 2011.

O. I. Shchurova

vklad obdorskogo missionera sviashchennika i. s. shemanovskogo v prosveshchenie korennykh narodov krainego severa

[Contribution of Obdor Missionary, Priest i. s. Shemanovsky in Enlightenment of The Indigenous Peoples of the Far North]

Abstract:

Today, Nenets, Khanty or Ostyaks, and Selkups need much higher standards of living and education, which should meet modern global standards. It seems paradoxically, but an analysis of activities of one of the most outstanding representatives of Aboriginal education and christianization, priest Ivan Semenovich Shemanovsky (former abbot Irinarch), who was the leader of the Obdorsk mission at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries, allows us to identify an effective approach to working with the northern peoples nowadays. This approach is very important in today's rapidly changing world. The urgent problem of the spread of Christianity and spiritual education among the indigenous peoples of Yamal are analyzed in this article. Moreover, the achievements and results of the missionary are revealed in it. The purpose of the scientific article: to identify key features of the work of I. S. Shemanovsky, which distinguished him from his predecessors, to identify unique approaches to his activities. Result: the features of the successful activity of the Obdorsk mission during the leadership of the priest I. S. Shemanovsky were revealed.

Keywords: Missionary, Obdorsk Mission, Museum, Brotherhood, cultural and educational activities, Christianization, indigenous peoples of the North

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.