УДК 338.242 DOI 10.12737/6706
Получено 17.08.2014 Одобрено 30.09.2014 Опубликовано 15.12.2014
Антонов С.А.
канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «ГУУ», г. Москва
e-mail: [email protected]
Вклад научно-образовательной школы менеджмента в образовательно-воспитательный потенциал Государственного университета управления
Аннотация
В статье рассматривается проблема снижения качества образования и уровня воспитания студентов. Выдвигается гипотеза об одной из причин происходящих процессов, заключающаяся во внутренней «раздробленности» профессиональной подготовки. Рассматривается вклад научной школы «Развитие концепции российского менеджмента» (предметная олимпиада по антикризисному управлению с программой и описанием основных заданий) в образовательно-воспитательный потенциал Государственного университета управления.
Ключевые слова:
Государственный университет управления, олимпиада, антикризисное управление, образовательно-воспитательная деятельность, научная школа.
Antonov S.A.
PhD of Economic Sciences, Associate professor, FSBEI HPE "State University of Management", Moscow
e-mail: [email protected]
Research and Educational School of Management of Thought and Its Contribution to the State University of Management Educational and Developmental Potential
Abstract
The paper considers the problem of downgrading the quality of education and level of personal development among the students. The hypothesis is put forward that such downgrading may possibly occur due to the "atomism" (inconsistency) inherent to the current vocational training. Also discussed are the ways through which the "Developing Concept of the Russian Management" School of thought (namely, the subject-oriented Academic Olympics on anti-crisis management, including description of its program and main assignments) enhances educational and developmental potential of the State University of Management.
Keywords:
State University of Management, subject-oriented Academic Olympics, anti-crisis management, educational activity, school of thought.
В связи с развивающимися процессами либерализации экономической и общественной жизни приходится отмечать некоторое снижение качества образования и уровня воспитания обучающейся молодежи . Хотя массово мы еще не столкнулись с социокультурными проблемами западноевропейских стран, первые их симптомы уже имеем . Причины снижения образовательно-воспитательного уровня требуют глубокого анализа. В данной статье рассмотрены потенциал образовательно-воспитательной деятельности Государственного университета управления и вклад научно-практической школы менеджмента» в решение этой проблемы
Подготовительная деятельность молодых людей к взрослой жизни в современных условиях реализуется, в основном, посредством родительского воспитания и ряда образовательных учреждений В ходе наблюдения за подготовительным процессом мы должны отметить, что сегодня он, по сути, подразделен на деятельность образовательную и воспитательную В частности, об этом свидетельствует подход «дома воспитывают, в учреждении учат» . Так, день образцового студента сегодня складывается обычно из учебного труда (посещение лекций, семинаров) и занятий либо своими увлечениями, либо «подработкой» . Образовательная деятельность студента обеспечивается педагогом на основе учеб-
ного плана основной образовательной программы, воспитательная деятельность реализуется либо руководителем секции (клуба), например туристического, либо руководителем на рабочем месте, в случае если студент трудоустроен . В результате первого направления студент получает диплом с присвоением квалификации, в результате второго — опыт, содержащий специальные знания, умения и навыки . Сложившаяся ситуация свидетельствует о некоторой неполноценности процесса подготовки молодого человека к взрослой жизни в рамках современной системы образования
Государственный университет управления в 2014 г. вел прием абитуриентов на следующие направления подготовки бакалавриата очной формы обучения: прикладная математика и информатика, экология и природопользование, прикладная информатика, инноватика, экономика, менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, бизнес-информатика, социология, юриспруденция, политология, реклама и связи с общественностью, гостиничное дело [8]. В рамках ряда направлений выделен перечень профилей и основных образовательных программ, что свидетельствует о достаточно широком спектре образовательных траекторий, предлагаемых абитуриентам Воспитательный процесс в Государственном университете управления обеспечивается различными структурами: совет по воспитательной работе во главе с проректором, совет заместителей директоров институтов и заведующих кафедрами по воспитательной работе, институт кураторов, центр учебно-воспитательных программ В центре действуют следующие кружки, объединения и клубы: лига КВН ГУУ; английский, иберо-американский и китайский клубы, клубы интернациональной дружбы, клуб «Дебаты ГУУ»; клуб исторической реконструкции и фехтования «Апейрон»; изостудия; фотостудия «Объектив»; театрально-танцевальный клуб «Студос»; школа уличных танцев; театр ГУУ; вокальная студия; кейс клуб ГУУ; студии бального, современного и клубного танцев; клуб любителей шахмат и шашек; клуб любителей современной музыки; клуб «Русская и мировая культура»; клуб «Что? Где? Когда?»; школа этикета; пресс-центр; команда по чирлидингу; китайская гимнастика; социально-психологическая служба Действуют неформальные объединения студентов по интересам
В систему управления воспитательной работой также вовлечены молодежные структуры: студенческие советы институтов и университета, студенческий актив (молодые люди, не занимающие фор-
мальных должностей, но активно участвующие в общественной жизни институтов) во главе со старостами групп, члены стипендиальной комиссии Сформированы подразделения университета, обеспечивающие особые условия для развития общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников: совет молодых ученых; студенческое научное общество; музей истории, теории и практики управления; отдел содействия трудоустройству выпускников; социальный студенческий отряд «Лучик»; бизнес-инкубатор; клуб выпускников . В университете проводится ряд мероприятий, позволяющих студентам раскрыть свои таланты, например, студенческий музыкальный фестиваль «Винил», а также выездные тренировочные мероприятия, в частности «Курс Успешного Лидера», «Школа социальных проектов» Доброй традицией университета является «Посвящение в студенты», в рамках которого студенты-первокурсники имеют возможность поближе познакомиться с университетом и друг с другом, адаптируясь к новым социально-трудовым условиям Для студентов и сотрудников университета периодически организуются концерты классической музыки и вечера русских романсов
Рассмотрев многообразие направлений подготовки в рамках образовательной деятельности и условия для реализации воспитательной работы, можно отметить, что интеллектуально-нравственный потенциал университета достаточно развит Вместе с тем если все условия для развития личности студента созданы, почему мы продолжаем сталкиваться с неприятными фактами и тенденциями: неуважительное отношение студентов друг к другу и преподавателям, снижение активности в области студенческой научно-исследовательской работы? В университете предполагаемый контингент обучающихся на 2014/2015 учебный год по очной форме обучения составляет примерно 7076 человек, а участвуют в университетских учебно-воспитательных программах около 2 тыс человек (по данным УОУП и ЦУВП ГУУ на июнь 2014 г. ) . Отчего тот потенциал и те условия, которые созданы для студентов сегодня в университете, не востребованы или, будучи востребованными, не дают ожидаемого результата? «Анализ ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи регионального социума показал необходимость актуализации и поиска новых, более эффективных путей воспитания студентов в процессе их обучения в вузах» [7].
По нашему мнению, среди прочих причин сложившейся ситуации следует выделить заложенное в саму систему подготовки разделение образова-
тельно-воспитательной деятельности . Обратим внимание на утвержденный ученым советом университета 29 мая 2007 г. документ «Концепция воспитания студентов в Государственном университете управления», в нем определены основные направления воспитательной работы: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное Каждое из них актуально, однако друг без друга они не должны реализовываться, потому что это может породить отрицательные внешние эффекты: например, профессиональное поведение может быть безнравственным или правовой поступок — непрофессиональным . Представляется, что верно обозначена должность проректора по методической и учебно-воспитательной работе, в своем названии сочетающая виды деятельности, так как учить в нашем понимании — значит образовывать и воспитывать одновременно .
Студенческая жизнь сегодня демонстрирует иную картину: студент сначала занят одним делом (учеба), а потом часто совершенно другим (или работа, или увлечения и отдых), и, к сожалению, мы редко можем наблюдать их взаимное дополнение Существующий разрыв приводит к раздвоению в системе деятельности студента Труд молодого человека перестает носить целостный творческий характер, и трудовая личность усваивает «разделенную» модель: это я должен, это мне надо, это мне нравится, это мне хочется, что, по нашему мнению, пагубно сказывается на творческом потенциале трудовой личности в целом, ограничивая возможности профессиональной творческой реализации . «Образование как система воспроизводства образованного слоя, как организатор встречи новых поколений с культурой призвано не только обеспечить учащихся определенным набором знаний по различным дисциплинам, и не столько вооружить их продуктивными умениями самостоятельно применять эти знания, сколько стать "инкубатором" новых социальных деятель-ностей» [3].
Полезно было бы сравнить результаты профессиональной подготовки студентов, разделяющих профессиональную подготовку, трудовую деятельность и творческую самореализацию с теми, кто совмещает эти направления . Например, студент увлекается музыкой и параллельно проходит подготовку по направлению «Менеджмент», работая администратором в музыкальном агентстве, или боец поискового отряда, обучающийся по направлению «Инноватика», в рамках своей профессиональной области избрал новые технологии организации и проведения поисковых работ, которые
финансируются в рамках государственного заказа Существующее разделение взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов образования, воспитания и труда, по нашему мнению, является существенным упущением в области качества подготовки будущих специалистов, которые, кроме всего прочего, четко не определились с областью и видом профессиональной деятельности Обучающиеся молодые люди, на первый взгляд, находятся в достаточно привлекательных условиях: широкая специализация, невысокая требовательность, пространство возможностей (а не обязанностей), однако в подобных условиях сформироваться творческой профессионально-трудовой личности молодого специалиста очень сложно
Сложившаяся система высшего профессионального образования, которая последние пять лет находится в условиях непрерывного реформирования, вряд ли вскоре позволит решить описанную проблему В связи с этим преподавателям учебных заведений предлагается, приняв во внимание существующее положение дел, реализовывать в своей деятельности следующий принцип: «обучая, воспитывай, а воспитывая, обучай», который, по нашему мнению, может позволить превратить интеллектуально-нравственный потенциал наших студентов в «точку роста» возрождающегося российского государства . Здесь уместно привести цитату Д . И . Менделеева: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, — не только бесполезен, но и прямо вреден. Он вселит в них дух мертвящего классицизма, схоластики, убьет в начинающих живое стремление» [1].
Продолжая анализировать проблему, необходимо отметить, что образовательная и воспитательная деятельности по факту сосуществуют в ряде подразделений и процессов университета В частности, международная деятельность, направленная на сотрудничество с мировым университетским сообществом посредством программ академической мобильности, позволяет студентам участвовать в культурно-образовательном обмене . Библиотека университета, обеспечивая развитие профессиональных, общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников, предоставляет в распоряжение студентов и сотрудников читальные залы и электронные ресурсы В отделе художественной литературы с февраля 2002 г действует литературная гостиная, куда студенты, преподаватели, аспиранты, сотрудники университета — ценители литературы и поэзии стали приносить собственные стихи и рассказы Иногда заседания литературной гостиной
проходят в виде тематических литературных и музыкальных вечеров, посвященных русским романсам, военным песням Постоянным организатором всех заседаний и хранительницей традиций литературной гостиной является главный библиотекарь Людмила Васильевна Дивина . В традиционно спортивном комплексе университета наряду с организацией практических учебных занятий по физической культуре проводятся лекции по теории физической подготовки . В рамках внеучебной спортивно-массовой работы функционируют различные спортивные секции: баскетбол, бокс, велоспорт, волейбол, карате, легкая атлетика, футбол, хоккей, художественная гимнастика . Ежегодно проводятся соревнования между институтами ГУУ, массовые соревнования по спортивным играм и другие мероприятия Устоявшимися являются чемпионаты по футболу, баскетболу, стритболу, шахматам и другим популярным видам спорта . В 2013 г. был открыт плавательный бассейн
Существуя в подразделениях, образовательно-воспитательная деятельность, по сути, остается разделенной Рассматривая инновационные направления педагогической работы, следует привести в пример факультативы, которые наиболее полноценно сочетают в себе образовательную и воспитательную деятельность
1. Уникальный театрально-сценический подход к управленческому образованию, сформированный на стыке методологической практики, театрального искусства и пространства антропологической проблематики, создан и развивается в Государственном университете управления под руководством А Е Ростовской До недавнего времени существовал лишь специальный курс «Управленческое мышление в сценической постановке», сегодня же функционирует Мастерская сценического действия в управлении, использующая сценическую площадку в практике органичного действия как ресурс профессионализации управленцев [5]
2 . Факультатив доктора экономических наук, профессора кафедры политической экономии Бориса Андреевича Денисова «Основы артбизнеса», в рамках которого рассматриваются вопросы ценности и цены произведений искусства, особенности торгов и аукционов По окончании обучения проходит настоящий тренинг — учебный аукцион произведений искусства в стенах университета с участием приглашенных лиц и студентов, прошедших подготовку в качестве организаторов мероприятия [10].
3 . Клуб «Живые решения», созданный доктором экономических наук, профессором кафедры теории управления Эдуардом Александровичем Смирновым, который исследовал особенные факторы, влияющие на процесс принятия решений: освещение, запах, цветовая гамма и т.д . [6]. В данный момент, по словам профессора Э А Смирнова, клуб прекратил свое существование, так как завершился его жизненный цикл
Здесь перечислены лишь некоторые образовательно-воспитательные инициативы, которые являются далеко не полным списком достижений в области современной педагогики профессорско-преподавательского состава Государственного университета управления Однако проблема полностью не может быть решена ресурсами описанных инициатив в силу того, что имеет место факультативность (необязательность прохождения студентами) данных курсов Проявленный студентами интерес к каждому из факультативов с учетом общего контингента обучающихся в университете — незначителен
Другой вопрос, когда образовательно-воспитательная деятельность встроена в учебный процесс и преподаватель примером своего поведения, подготовленными материалами, стилем его подачи формирует определенные нормы и образцы участия в дискуссиях, оценки происходящих событий и явлений, оказывая живое воздействие, заключающее значительный воспитательно-образовательный потенциал В университете в разное время работали преподаватели, которые реализовывали оригинальные культурно-образовательные нововведения, непосредственно встраивая их в учебный процесс: Вера Ивановна Махнова (кафедра теории организации), преподавая политэкономию, рассматривала определенные проблемы через призму творчества А. С . Пушкина; Кирилл Львович Рожков (кафедра макроэкономики) давал творческие домашние задания (написать стихи, отражающие особенности существовавших общественно-экономических формаций); Григорий Григорьевич Квасов (кафедра философии) среди прочих тем рефератов включал, например, такую: «Жизненный и творческий путь Фредерика Шопена»; Людмила Николаевна Левко-вич проводила занятия в музеях и выезжала на экскурсии со студентами в рамках дисциплины «Культурология» Это малая часть того, что было реализовано преподавателями университета, обладающими значительным творческим потенциалом Поскольку данный материал не является основным предметом статьи, но ценен сам по себе, считаем, что целесообразно предпринять попытку организовать и про-
вести специальное исследование, позволяющее собрать воедино образовательно-воспитательные традиции и инициативы сотрудников университета, представив их в отдельной публикации (методической разработке или статье) . «Одной из задач теории и практики педагогики является осознание приоритета воспитания и восстановления главных его форм, особенно духовного и нравственного» [4].
Формирующейся тенденцией сегодня является то, что не только аудиторные занятия, но и учебные состязания (олимпиады, конкурсы, соревнования) реализуются в рамках целостной образовательно-воспитательной деятельности В частности, олимпиада по антикризисному управлению, проходящая в Государственном университете управления, автором и идейным вдохновителем которой является кандидат экономических наук, доцент Валентина Николаевна Лоханова, может служить примером развития этого направления . Творческой средой для появления и реализации подобной инициативы выступил коллектив научно-практической школы менеджмента под руководством доктора экономических наук, профессора, Почетного работника высшего образования Российской Федерации и заслуженного деятеля науки Российской Федерации Эдуарда Михайловича Короткова Научная школа действует более 20 лет За этот период была разработана парадигма, включающая типологию и проблематику российского менеджмента, определены система профессиональных знаний менеджера и ключевые категории концепции менеджмента, выявлены и обоснованы тенденции развития проблематики научной школы
В . Н . Лоханова, формируя задания к олимпиаде по антикризисному управлению, соединила теорию антикризисного управления, разработанную Э . М . Коротковым и членами его научной школы, с великими классическими произведениями русского литературного и художественного искусства, добавив исследовательские и творческие задания В университетах принято проводить олимпиады, в основном ориентированные на содержание предмета, в отличие от олимпиады по антикризисному управлению, которая ориентирована не только на предмет (теория антикризисного управления), но и на объекты конкурсных заданий (классические произведения российской литературы и изобразительного искусства) . Программа олимпиады, которая неоднократно была апробирована со студентами 4 курса специальности «Антикризисное управление» в 2012—2014 гг. [9], выглядит следующим образом
Блок I. Предварительные задания:
• проверка усвоения теоретического материала
1.1. Компьютерное тестирование по антикризисному управлению, в котором участвуют все студенты за час до олимпиады Рассчитывается средний балл за тест по каждой команде;
• задание на логическое мышление
1. 2 . Шахматное соревнование (по одному шахматисту от каждой команды)
Блок II. Представление домашнего задания:
• воспитательно-образовательные задания
2 .1. Презентация антикризисной программы российского региона (моногорода) — до 10 слайдов и до 10 минут. Студенты должны выделить региональные риски и конкурентные преимущества региона Антикризисная программа региона должна включать два блока — промышленный и социальный Студенты выбирали следующие регионы (моногорода): Набережные Челны, Тольятти, Кара-баш и др ;
2 . 2 . Диагностика кризиса по картине художника-классика (5 минут). Студентам были предложены следующие работы: «Боярыня Морозова» В И Сурикова и «Три богатыря» В М Васнецова;
2 . 3 . SWOT-aнaлиз и разработка антикризисной стратегии для известного литературного персонажа (5—7 минут) . Студентам были предложены следующие персонажи: Агафья Тихоновна из пьесы Н . В . Гоголя «Женитьба», Раскольников из романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание», Чичиков из поэмы Н В Гоголя «Мертвые души»;
• образовательно-творческие задания
2 . 4 . Новый экономический термин — дать определение новому термину с интерпретацией и примерами (команда предлагает своему сопернику определить смысл нового термина);
2 . 5 . Незнакомый предмет — команда предлагает своему сопернику возможность определить (или угадать) назначение предложенного предмета и осуществить его практическое использование
Блок III. Участие в выполнении аудиторных заданий:
3 1 Смекалка и находчивость: придумать и записать за три минуты как можно больше предложений, включающих три слова: для одной команды (кризис — университет — здоровье), а для другой (банкротство — семинар — цветы);
3 . 2 . Реклама традиционного национального товара: команде дается пять минут для того, чтобы сделать рекламу традиционному российскому товару (самовар, матрешка, механическая бритва «Спутник» и т п );
• воспитательно-творческие задания
3 3 Представить три русские пословицы, характеризующие диагностику кризиса, выход из кризиса, предупреждение кризиса;
3 . 4 . Представить три народные песни, характеризующие диагностику кризиса, выход из кризиса, предупреждение кризиса (за исполнение одного куплета песни — дополнительный балл)
Участие в конкурсных мероприятиях в рамках олимпиады формирует у студентов навыки командной работы и сотрудничества . «Идея сотрудничества объединяет людей, создает атмосферу взаимной поддержки, в которой проявляется большая готовность к групповой работе» [2]
Коллектив научно-практической школы менеджмента с 2006 по 2010 г. выполнял государственную бюджетную НИР «Менеджмент-образование в национальной модели управления», а через два года появилась олимпиада по антикризисному управлению, являя собой факт внедрения ряда научных результатов в образовательно-воспитательный процесс Обращение к ценностям русского классического фольклора, литературы и живописи содержит в себе воспитательный потенциал, о чем может свидетельствовать, например, гимн специальности «Антикризисное управление», написанный студентами в ходе подготовки материалов к олимпиаде и после редакции преподавателей традиционно исполняемый на выпускном вечере студентов 5 курса одноименной специальности
Так сложилось, что наша олимпиада проходит в марте—апреле каждого года, предшествуя межвузовской олимпиаде по менеджменту, проводимой ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический
университет» В результате проведения внутриву-зовской олимпиады формируется команда, которая представляет наш университет на межвузовском уровне Команда Государственного университета управления с символическим названием «Антикризисное управление» дважды принимала участие в межвузовской олимпиаде: в 2013 г. , заняв I место, при сопровождении кандидата философских наук, доцента, члена научной школы Т. Ю . Кротенко; в 2014 г. , заняв III место, при сопровождении кандидата экономических наук, доцента, члена научной школы В . Н . Лохановой . Таким образом, реализуется классическая модель, в рамках которой внутренняя олимпиада выступает одновременно и как мероприятие по отбору кандидатов для участия в межвузовских состязаниях
Отметим, что в Государственном университете управления создана не только система управления, но и уникальная инфраструктура образовательно-воспитательной деятельности, которая способствует развитию личности, позволяет регулировать социально-культурные процессы, укрепляющие нравственные, гражданские и общекультурные качества студентов, где имеют место инновационные педагогические находки, развивающиеся в рамках университетских научных школ В данной статье мы попытались охарактеризовать конкретный вклад научно-практической школы менеджмента в образовательно-воспитательный потенциал Государственного университета управления с учетом проблемы снижения качества образования и уровня воспитания обучающейся молодежи . Рассмотренные педагогические инициативы лежат в русле развития национальной научно-образовательной модели России .
Литература
1. Д.И. Менделеев — великий метролог и экономист [Текст]: сборник / Федеральное бюджетное учреждение «Гос. региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской обл. (ФБУ «Тест-С.-Петербург») ; ред.-сост. и авт. вступ. ст. — В.В. Окрепилов. СПб.: Тест-С.-Пе-тербруг, 2014. — 524 с.
2. Жернакова М.Б. Формирование социальной среды преобразований // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 1. С. 294-301.
3. Интернет-сайт клуба «Живые решения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://alive-decisions. narod.ru.
4. Кротенко Т.Ю. Образование преобразователей // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 1. С. 251-258.
References
1. D.I. Mendeleev — velikiy meteorolog i economist [DI Mendeleev — the great economist and Metrology]. Saint Petersburg, Test-S.-Peterburg Publ., 2014. 524 p.
2. Zhernakova M.B. Formation of the social environment transformations. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [University Bulletin (State university of management)]. 2009, I. 1, pp. 294—301. (in Russian)
3. Internet-saytkluba «Zhivye resheniya» (Website Club "Living Solutions"). Available at: http://alive-decisions.narod.ru.
4. Krotenko T.Yu. Education of converters. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [University Bulletin (State university of management)]. 2009, I. 1, pp. 251—258. (in Russian)
5. Ofitsial'nyy internet-sayt Gosudarstvennogo universiteta upravleniya dlya abiturientov [The official web site of the State University of Management for students]. Available at:
5. Официальный интернет-сайт Государственного университета управления для абитуриентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://priem.guu.ru/content/ File/abitur/2014/napr2014.pdf
6. Официальный интернет-сайт кафедры менеджмента и инновационных технологий управления Государственного университета управления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.management.guu.ru
7. Официальный интернет-сайт кафедры политической экономии Государственного университета управления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. politecguu.ru/artbiz.php
8. Педагогика России с древнейших времен до начала XX века [Текст]: хрестоматия / сост.: В.А. Штурба, Е.В. Штурба, С.С. Васильев. — Краснодар: Кубань-Академия, 2013. — 246 с.
9. Ростовская А.Е., Толкачева Е.В. Управление непредвиденным: возможности театрально-сценического подхода к бизнес образованию // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. Т. 3. № 24. С. 125-130.
10. Смирнов Э.А. Технология живых решений как составляющая инструментальной компетенции специалиста // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. Т. 3. № 24. С. 63-67.
11. Ценности и ценностные ориентации студенческой молодежи Поволжья [Текст]: монография / Г.Б. Кошар-ная, Л.Т. Толубаева, Н.В. Корж ; под ред. Г.Б. Кошар-ной; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенский гос. ун-т» (ПГУ). Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. — 164 с.
При подготовке данной статьи широко использовались материалы официального сайта Государственного университета управления (www.guu.ru), а также рукопись основной образовательной программы «Антикризисное управление» 2012 г. (авторы: члены научной школы «Развитие концепции российского менеджмента», сотрудники кафедры менеджмента и инновационных технологий управления: зав. кафедрой менеджмента и инновационных технологий управления, д-р экон. наук, проф. Коротков Э.М., д-р экон. наук, доц. Слиняков Ю.В., д-р экон. наук, проф. Беляев А.А., д-р экон. наук, проф. Пудич В.С., д-р экон. наук, проф. Тихомирова А.В., канд. экон. наук, доц. Лоханова В.Н., канд. экон. наук, доц. Жернакова М.Б., канд. экон. наук, доц. Александрова О.Н., канд. экон. наук, доц. Румянцева И.А., канд. фи-лос. наук, доц. Кротенко Т.Ю., канд. экон. наук, доц. Савченко А.В., канд. экон. наук, Соклакова И.В., канд. экон. наук, доц. Кузьмина Е.Ю., ст. преподаватель Кислицина И.П., ст. преподаватель Пруданова Е.В., канд. экон. наук Антонов С.А.)
http://priem.guu.ru/content/File/abitur/2014/napr2014. pdf
6. Ofitsial'nyy internet-sayt kafedry menedzhmenta i innovatsionnykh tekhnologiy upravleniya Gosudarstvennogo universiteta upravleniya [The official web site of the Department of Management and innovative tech-nology Department of the State University of Management]. Available at: http://www.management.guu.ru
7. Ofitsial'nyy internet-sayt kafedry politicheskoy ekonomii Gosudarstvennogo universiteta upravleniya [The official web site of the Department of Political Economy of the State University of Management]. Available at: http://www. politecguu.ru/artbiz.php
8. Pedagogika Rossiis drevneyshikh vremen do nachalaXXveka [Pedagogy of Russia from ancient times to the beginning of the XX century]. Krasnodar, Kuban'-Akademiya Publ., 2013. 246 p.
9. Rostovskaya A.E., Tolkacheva E.V. Managing unforeseen: opportunities theatrical stage approach to business education. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [University Bulletin (State university of management)]. 2008. V. 3, I. 24, pp. 125-130. (in Russian)
10. Smirnov E.A. Technology solutions as part of the living-term instrumental competence specialist. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [University Bulletin (State university of management)]. 2008., V. 3, I. 24, pp. 63-67. (in Russian)
11. Tsennosti i tsennostnye orientatsii studencheskoy molodezhi Povolzhya [Values and value orientations of student youth of the Volga region]. Penza, PGU Publ., 2013. 164 p.
The paper is written based on extensive use of content, published at the official site of the State University of Management (www. guu . ru), and also wide quotations from the "Anti-crisis Management" concentration program scripture as of 2012 . Authors, members to the "Developing concept of the Russian management" school of thought, Department of Management and Innovative Managerial Techniques personnel to be mentioned namely are:
Head of the Department of Management and Innovative Managerial Techniques, Prof. Korotkov E . M . (Doctor of Sciences, Econ . ); Associate Professor Sliniakov Yu . D . (Doctor of Sciences, Econ. ); Professor Beliaev A.A. (Doctor of Sciences, Econ . ); Professor Pudich V.S . (Doctor of Sciences, Econ . ); Professor Tikhomirova A.V. (Doctor of Sciences, Econ . ); Associate Professor Lokhanova V N . (Candidate of Sciences, Econ . ); Associate Professor Jernakova M . B . (Candidate of Sciences, Econ . ); Associate Professor Aleksandrova O . N . (Candidate of Sciences, Econ .); Associate Professor Rumyantseva I A (Candidate of Sciences, Econ ); Associate Professor Krotenko T Yu (Candidate of Sciences, Pedagogy); Associate Professor Savchenko A V (Candidate of Sciences, Econ . ); Soklakova I .V. (Candidate of Sciences, Econ. ); Associate Professor Kuz'mina E . Yu . (Candidate of Sciences, Econ. ); Assistant Professor Kislitsina I . P. , Assistant Professor Prudanova E .V. , Antonov S .A. (Candidate of Sciences, Econ . )