Научная статья на тему 'Вклад местных археологов-краеведов и русских востоковедов в развитие археологической науки в Туркестане в конце XIX - начале XX века'

Вклад местных археологов-краеведов и русских востоковедов в развитие археологической науки в Туркестане в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
389
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРКЕСТАН / АРХЕОЛОГИЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВОСТОКОВЕДЫ / КРАЕВЕДЫ-КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ / НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА / АРТЕФАКТЫ / МОНЕТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алихожиев М. О., Манашева С. И.

В статье анализируется роль местной интеллигенции и русских востоковедов в развитие археологической и краеведческой науки в Туркестане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад местных археологов-краеведов и русских востоковедов в развитие археологической науки в Туркестане в конце XIX - начале XX века»

ВКЛАД МЕСТНЫХ АРХЕОЛОГОВ-КРАЕВЕДОВ

И РУССКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В РАЗВИТИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ТУРКЕСТАНЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

© Алихожиев М.О.*, Манашева С.И.*

Андижанский государственный университет, Республика Узбекистан, г. Андижан

В статье анализируется роль местной интеллигенции и русских востоковедов в развитие археологической и краеведческой науки в Туркестане.

Ключевые слова Туркестан, археология, археологические исследования, востоковеды, краеведы-коллекционеры, научные общества, артефакты, монеты.

Узбекистан - один из ярчайших культурных очагов цивилизации. Археологические памятники Узбекистана имеют огромное научное и художественное значение, свидетельствуют о древнейшем периоде становления человека, появлении различных обществ и государств на этой территории, где происходили синтез и взаимодействие различных этнических, социальных, культурных и религиозных явлений и традиций, оставивших глубокий след в истории не только Узбекистана, но и в Центральной Азии в целом. Многие археологические памятники Узбекистана включены в реестр шедевров мирового искусства.

Археологические раскопки и изучение древних памятников Узбекистана были начаты еще в XIX в. русскими учеными и продолжены узбекскими и русскими археологами.

Значительную роль в описании и изучении исторических памятников сыграли научные общественные организации. 11 декабря 1893 г. на заседании Туркестанского отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Н.П. Остроумов и В.В. Бартольд выступили с предложением об организации в Ташкенте археологического кружка. Устав «Туркестанского кружка любителей археологии» (ТКЛА) был утвержден Министерством народного просвещения 31 октября 1895 г.

Само существование Туркестанского кружка любителей археологии -первого востоковедческого научного центра в Центральной Азии, изучавшего, помимо археологии, историю, этнографию, географию, языки народов Туркестана и сопредельных стран, с момента его создания в декабре 1895 года и до роспуска в 1918 году составило целую эпоху среднеазиатской историографии.

На протяжении более чем двух десятилетий Туркестанский кружок был, по существу, специализированным исследовательским краеведческим институтом в области гуманитарных наук по изучению археологии Средней Азии [1].

* Старший преподаватель кафедры «История Узбекистана», кандидат исторических наук.

* Магистрант кафедры «История Узбекистана».

Археологические исследования в Узбекистане были начаты в последней четверти XIX века, после завоевание Туркестана России. Российская империя путём изучения прошлого Туркестана, древних рукописей, познания традиций и обычаев его народа преследовала цель колонизировать край. Изучение памятников древности Туркестана первоначально велось русскими археологами-любителями и краеведами. Как уже говорилось выше, в 1895 году по инициативе В.В. Бартольда был основан Туркестанский кружок любителей археологии, под контролем которого и велись археологические работы. По прибытии в Среднюю Азию Бартольд уделил большое внимание «осмотру имеющихся в «ране собраний рукописей как общественных, так и частных», обращая «главное внимание на сочинения по истории Средней Азии, составляющей предмет (его) специальных занятий». Так, в Ашхабаде он ознакомился в местном музее с персидскими рукописями, в Самарканде осмотрел богатое собрание рукописей, принадлежащее В.Л. Вятки-ну. Особое внимание Бартольда привлекла «стихотворная хроника подвигов Шейбани-хана до вторичного занятия им Самарканда и бегства Бабура в горы (1501 г.), без имени автора» (поэтический псевдоним - Шади). Бартольд воспроизвел по оригиналу отрывки из текста рукописи («Фатх-наме»), указав, что поэма написана при жизни Шейбани-хана, по его поручению, лицом, рекомендованным, возможно, братом Шейбани Махмуд-Султаном.

У разных владельцев рукописей - жителей Ташкента, Коканда, Марги-лана - Бартольд также осмотрел ряд ценных экземпляров, составил и краткое общее описание старых вакфных документов, хранившихся в Сырдарь-инском областном правлении [2].

В исследованиях того времени имеется большая заслуга таких учёных, как В.В. Бартольд, В.Л. Вяткин1, Н.И. Веселовский2, Н.С. Лыко-

1 Востоковед, археолог Вяткин Василий Лаврентьевич (1869-1932 гг.) с 1880 г. жил и работал в Самарканде. Он вел длительные поиски в Самарканде местонахождения обсерватории Улугбека и в результате археологических раскопок в 1908 г. обнаружил остатки здания обсерватории. Участвовал и руководил раскопками городища Афросиаб до 1930 г. Собрал и опубликовал ряд народных легенд о прошлом Самарканда и о его памятниках, в том числе "Как арабы овладели Самаркандом" (1896 г.), "Шахи-Зинда" (1897 г.), 'Чупан-ата" (1897 г.) и др. Вяткин В.Л. также является автором научно-исследовательской работы "Городище Афросиаб" (1927 г.), автором "Учебника узбекского языка для русских школ" (1918 г.), "Учебника русского языка" (1918 г.), "Книги для чтения" (1918 г.).

2 Первым из ученых-специалистов, осуществивших археологические раскопки древних поселений на территории Средней Азии, был Веселовский Николай Иванович (1848-1918 гг.) - востоковед, археолог. В 1885 г. он вел раскопки развалин древнего Самарканда - Афросиаба, при этом было обнаружено множество различных предметов древности, в том числе глиняные черепки с изображением людей и животных, глиняные и кирпичные стены домов, колодцы, общественные хранилища воды (хаузы), водоотводные сооружения. В 1895 г. он продолжил эти раскопки на Афросиабе. С именем Н.И.Веселовского связано и проведение первых научных описании выдающихся историко-архитектурных памятников Самарканда. В 1895 г. он возглавил экспедицию ученых, архитекторов, художников, которая изготовила чертежи и рисунки мечети Биби-Ханым и мавзолея Гур-Эмир.

шин1 и др. Однако ввиду того, что археологические памятники не были всесторонне и широко изучены, в то время в истории Узбекистана эпоха первобытного строя и последующих периодов практически не были освещены. В изучении древних духовных и материальных памятников только делались первые шаги. Уже в 80-х гг. XIX в. в Туркестанском крае образуется целый ряд научных исторических обществ, в деятельности которых принимает участие интеллигенция из коренного населения. Среди местного населения появились такие любители краеведы, интересовавшиеся памятниками прошлого своего края и собиравшие артефакты и монеты, как Акрам полвон Аскаров, Мухаммад Вафо, Мирза Абдулла Бухорий, Мирзо Аб-дурахмон, Абутохирходжа, Мирзо Салимбек и др.

Акрам полвон Аскаров, будучи известным коллекционером своего времени, собрал различные археологические предметы и древние монеты. Только его нумизматическая коллекция состояла из более 15 тысяч монет (из них 17 золотых, 1498 серебряных и 13537 медных), ряда терракотовых изделий, образцов древней керамики, металлических предметов и др. 504 из них в настоящее время хранится в знаменитом музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Это были монеты царей Бактрии, саманидские, бухар-худатские, газневидские, хоразмшахские, илекские, чагатайские, тимуридские, шейба-нидские, мангитские, кашгарские, кокандские и др. Аскаров А. со своими археологическими и нумизматическими коллекциями принимал участие на выставке товаров сельского хозяйства и промышленности, открывшейся в 1890 году в Ташкенте. Акрамов сопровождал русских учёных в научных исследованиях в Средней Азии, в частности, в 1884 году был спутником русского историка Н.И. Веселовский, совершавшего научное путешествие по Сурхандарье, Ферганской и Зарафшанской долинах, а также по Бухаре. Веселовский Н.И., горячо отзывался об этом самородке - краеведе: «Для меня лично Аскаров оказал большую услугу во время археологических поездок в Сырдарьинской области, в Фергане и Бухарским ханстве. Все разведки производил он не ради одной только формальности, а с полным усердием к делу, которое занимало его самого» [3, с. 97].

Другой туркестановед - Н.С. Лыкошин считал Акрам Палван Аскарова «выдающимся собирателем археологических редкостей в Туркестане», которой «разбирался не хуже ученого - ориенталиста в мусульманской литературе».

Российское археологическое общество оценило его заслуги в отрасли науки и наградило его в 1887 году серебряной медалью.

1 Автором более 700 научно-краеведческих работ о Средней Азии, среди которых "Полжизни в Туркестане", был Лыкошин Нил Сергеевич (1860-1922 гг.) - тюрколог, переводчик. Он перевел на русский язык "Тарих-и Наршахи" - труд среднеазиатского историка Абу Бекра Наршахи (899-959 гг.), повествующий об истории Бухары.

Огромную коллекцию редкостей, предметов искусства и археологии собрал и другой археолог-краевед Мирзо Абдулло Бухари. Купец второй гильдин, владелец шелкоткацкий фабрики, Бухари экспонировал свою продукцию на Ташкентской выставке 1878 года, был удостоен золотой медали «за значительные усовершенстовования и обширное производство шелковых изделий», а в 1889 г. Участвовал в Харьковской сельскохозяйственной выставке.

Местные древности собирались Мирзо Бухари на протяжении многих лет. Посетивший Самарканд в 1883 г. Н.И. Веселовский, восхищенный коллекцией Бухари, приобрел у него 1202 предметов, в том числе 11 золотых монет, 77 серебряных и 951 медную монету и другие предметы древности.

Энергичный Бухари посетил, кроме Харькова, Москву, Петербург и другие города России. Мирзо Бухари отправил в Петербург 6300 монет и других предметов древности. «Предметы из его коллекции поступившие в 1883-1891 годах, - пишет Б.В. Лунин, - занимали тогда одно из первых мест в составе среднеазиатских собраний Эрмитажа» [4, с. 121].

Столь же существенной страницей является история установления связей русский ученых с местными любителями истории и древностей и знатоками восточной письменности из среды коренного населения (Мирза Абд-ар-Рахман, Абу Сайд Махзум, Акрам-Палван Аскаров, Мирза Бухари, Сат-тархан, Абдулла Ниязов и другие), выступавшими в роли деятельных помощников специалистов-востоковедов и являвших собой прообраз зарождавшейся тогда местной национальной интеллигенции. Общение Акрама Аскарова, Мирзы Бухари, Абу Сайд Махзума с Н.И. Веселовским, Абд ар-Рахмана с А.Л. Куном и другими учеными, Абу Сайд Махзума с В.В. Бар-тольдом, Мукими и Баяни с А.Н. Самойловичем, Ахмеда Дониша с П.И. Па-шино, Фурката с В.П. Наливкиным, Саттархана с В.В. Григорьевым, сотрудничество ряда узбеков, таджиков, казахов с Е.Ф. Калем, В.А. Жуковским и т.д; образуют важную и все еще недостаточно изученную страницу в истории русско-среднеазиатских научных, культурных и литературных связей.

Список литературы:

1. См: Лунин Б.В. Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане. Туркестанский кружок любителей археологии (1895-1917 гг.). -Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1958. - 320 с; Литвинский Б.А. К истории Закаспийского кружка любителей археологии и истории Востока // Известия Академии наук Таджикской ССР. Отделение общественных наук. - 1957. -Вып. 14. - С. 157-167; Лунин Б.В. Библиографический, именной и географический указатели к протоколам и сообщениям ТКЛА (1895-1917 гг.) // История материальной культуры Узбекистана. Вып. I. - Т., 1959. - С. 231256; Узбекистан Миллий энциклопедияси. 8-жилд. - Тошкент: УзМЭ, 2004. -Б. 649; Германов В.А. Туркестанский кружок любителей археологии: при-

мат науки или геополитики? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mytashkent.uz/2010/02/25/turkestanskiy-kruzhok-lyubiteley-arheologii/.

2. Лунин Б.В. Жизнь и деятельность академика В.В. Бартольда. - Ташкент: Фан, 1981.

3. Историография общественных наук в Узбекистане. - Ташкент, 1985; См: Хамидов Ж. Плеяда первых таджикских краеведов // Вестник ТГУПБП. -2010. - № 4 (44). - С. 117.

4. Историография общественных наук в Узбекистане. - Ташкент, 1985.

ОСВЕЩЕНИЕ В «ТУРКЕСТАНСКОМ СБОРНИКЕ»1 ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АНДИЖАНСКОГО УЕЗДА

© Базаров К.*

Андижанский государственный университет, Республика Узбекистан, г. Андижан

Статья посвящена положению сельского хозяйства в Андижанском уезде и освещению процесса его развития в «Туркестанском сборнике» в период правления царской России в Средней Азии.

Ключевые слова Туркестанский сборник, оседлый образ, земледелие, скотоводство, зерноводство, хлопок, красная пшеница, черная пшеница.

Согласно археологическим данным, Ферганская долина и, в частности, Андижанская область является одним из древнейших земледельческих регионов Туркестана. Это подтверждается фактом появления в бронзовом веке в данном регионе чустской и дальварзинской культуры, связанной в основном с земледелием и скотоводством [1, с. 21-22]. В последующие периоды в долине продолжили своё развитие такие отрасли, как земледелие, скотоводство и садоводство, андижанские же дехкане ещё более упрочили свою славу мастеров, в совершенстве овладевшими секретами данных отраслей.

1 «Туркестанский сборник» (полное название "Туркестанский сборник сочинений и статей, относящихся до Средней Азии вообще и Туркестанскому краю в особенности") состоит из 594 томов и издавалось с 1868-1939 годам. Сборник состоит из книг, журналов, газетных статей и их вырезков. Туркестанский сборник является универсальной энциклопедией относящейся к Центральной Азии, это результат многолетних исследований и научного труда. Основная часть «Туркестанского сборника» (тома с 1 по 416) была подготовлена в Санкт-Петербурге под руководством известного русского библиографа Владимира Межова с 1867 по 1887 годы. Эта уникальная подборка материалов по Туркестану в настоящее время находится в собрании Государственной Библиотеки Узбекистана им. А. Навои.

* Старший преподаватель кафедры «История Узбекистана».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.