DOI: 10.23888/humJ2022104329-339
ВКЛАД ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ У ДЕТСКИХ ВРАЧЕЙ
THE CONTRIBUTION OF LOCUS OF CONTROL AND PREFERRED COPING STRATEGIES TO THE LEVEL OF JOB SATISFACTION AMONG PEDIATRICIANS
Сачкова М. Е., Долинская М. М.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация
Аннотация:
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение вклада локуса контроля и предпочитаемых копинг-стратегий в степень удовлетворенности трудом у детских врачей. Психодиагностический инструментарий исследования составили стандартизированные методики, адаптированные для российской выборки: опросник «Способ совпадающего поведения» (Р. Лазарус, в адаптации Т. Л. Крюковой), опросник «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд), методика «Интегральная удовлетворенность трудом» (А. В. Батаршев). В эмпирическом исследовании участвовали 119 педиатров различных профилей, работающих в детских городских поликлиниках Департамента Здравоохранения г. Москвы. В работе было сформулировано предположение о том, что локус контроля и копинг-стратегии у медицинских работников могут быть связаны с удовлетворенностью трудом, а также вносить вклад в изменчивость степени удовлетворенности трудом у детских врачей. В результате исследования было показано, что чем выше уровень интернальности и чем больше педиатры склонны использовать адаптивные копинг-
Sachkova M. E., Dolinskaya M. M.
The Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration,
Moscow, Russian Federation
Abstract:
The article shows the results of an empirical study which purpose was to examine the contribution of locus of control and preferred coping strategies to the level of job satisfaction among pediatricians. Psychodiagnostic tools of the research included standardised methods adapted for the Russian sample: questionnaire "Coping Behavior" (R. Lazarus, adapted by T. L. Kryukova), questionnaire "Level of Subjective Control" (E. F. Bazhin, E. A. Golynkina, A. M. Etkind), questionnaire "Integral Job Satisfaction" (A. V. Batarshev). The empirical study involved 119 pediatricians of various specialties working in municipal children's clinics of the Moscow Department of Health. A literature review showed that locus of control and coping strategies of medical workers may be related to job satisfaction and contribute to the variability of pediatrician's job satisfaction level. As a result of the study, it was shown that the higher the level of internality and the more pediatricians tend to use adaptive coping strategies aimed at solving the problem, the higher their level of job satisfaction they perform. At the same time, the locus of control mostly contributes to the variability of the job satisfaction level than adaptive or non-adaptive coping strategies.
329
стратегии, направленные на решение проблемы, тем выше у них уровень удовлетворенности трудом. При этом локус контроля вносит наибольший вклад в вариативность степени удовлетворенности трудом, нежели адаптивные или неадаптивные копинг-стратегии.
Ключевые слова:
удовлетворенность трудом; локус контроля; копинг-стратегии; личностные ресурсы; детские врачи
Keywords:
job satisfaction; locus of control; coping strategies; personal resources; pediatricians
Актуальность
Удовлетворенность трудом и эмоциональное благополучие являются одним из важнейших условий качества выполнения медицинскими работниками профессиональных задач, в том числе в современных условиях. Исследования О. Я. Пономаревой, А. В. Сосновских [1] и С. А. Дружилова [2] показали, что неудовлетворенность трудом может приводить к снижению вовлеченности в работу и ощущению несостоятельности себя как профессионала. Несомненно, такая ситуация может нести в себе риск возникновения врачебной ошибки, от чего напрямую зависит жизнь и здоровье пациентов.
При анализе современных научных работ по данной проблематике было обнаружено, что в основном в рамках исследования удовлетворенности трудом рассматривалась ее связь с различными внешними факторами, такими как условия труда, психологический климат в коллективе и прочее. Однако вопрос связи личностных характеристик с удовлетворенностью трудом на данный момент раскрыт недостаточно. Личностные характеристики могут выступать в качестве факторов, опосредующих оценку различных аспектов профессиональной деятельности, на основе которой и будет формироваться тот или иной уровень удовлетворенности трудом. В связи с этим было выдвинуто предположение, что из-за специфики профессиональной деятельности детских врачей именно локус контроля и копинг-стратегии могут быть связаны со степенью удовлетворенности трудом.
Из имеющихся исследований в рамках данной тематики стоит отметить работы A. M. Richardsen, R. J. Burke. Исследование связи профессионального стресса и удовлетворенности работой на выборке канадских врачей показало, что ряд стрессоров значимо способствует неудовлетворенности врачей своей работой [3]. Авторы выдвинули предположение, что высокий уровень удовлетворенности трудом связан с тем, насколько успешно врачи справляются со стрессом в процессе выполнения профессиональных задач. V. E. Fisher и J. V. Hanna в своем исследовании также пришли к выводу, что эмоциональная неприспособленность может стать причиной неудовлетворенности трудом [4]. В случае с медицинскими работниками не всегда представляется возможным устранить различные факторы стресса, поэтому должны быть задействованы эффективные способы (стратегии совладания), позволяющие справляться с ними.
Используемые стратегии совладания условно разделяются на адаптивные и неадаптивные, где адаптивными стратегиями считаются те, которые предполагают направление фокуса внимания на проблемную ситуацию, анализ с целью ее разрешения, удержание от импульсивных действий, а неадаптивными стратегиями считаются те, которые предполагают уход от проблемной ситуации, отрицание с целью снизить ее значимость и давление [5,6]. Ряд исследований о вопросе применения и эффективности копинг-стратегий показывает, что копинг-стратегии, направленные на решение проблемы, являются более продуктивными и способствуют лучшей адаптации, чем стратегии, связанные с эмоциональным реагированием, избеганием ситуации [7].
Кроме того, при рассмотрении удовлетворенности трудом можно выделить увлеченность работой, которая выступает в качестве одного из компонентов удовлетворенности трудом. В то же время, важными составляющими увлеченности работой выступают личностные ресурсы, отражающие способность контролировать и влиять на собственную жизнь и рабочее пространство, а также понимание и осознание собственных возможностей планирования действий для продуктивного решения возникающих задач [8]. Таким личностным ресурсом может выступать локус субъективного контроля. S. Folkman выделяет локус контроля в качестве личностного копинг-ресурса [9]. Н. В. Чистякова и П. С. Фролова в своих работах описывают локус контроля как компонент ресурсного потенциала личности [10]. Высокая степень рабочей нагрузки, в свою очередь, актуализирует личностные ресурсы, что также может проявиться у детских врачей в связи с определенной спецификой их профессиональной деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время необходимо провести ряд дополнительных исследований с целью раскрытия вопроса о вкладе в удовлетворенность трудом таких переменных, как локус контроля и предпочитаемые копинг-стратегии. В психологической науке пока нет точных сведений, каким образом связаны изучаемые переменные с удовлетворенностью трудом у врачей.
В качестве гипотез были выдвинуты следующие предположения:
- Уровень удовлетворенности трудом у детских врачей положительно взаимосвязан с уровнем интернальности.
- Уровень удовлетворенности трудом у детских врачей положительно взаимосвязан с адаптивными стратегиями.
- Уровень удовлетворенности трудом у детских врачей отрицательно взаимосвязан с неадаптивными стратегиями.
- Локус контроля вносит наибольший вклад в удовлетворенность трудом у детских врачей в сравнении с копинг-стратегиями.
Цель и задачи
Целью исследования стало определение вклада локуса контроля и предпочитаемых копинг-стратегий в уровень удовлетворенности трудом у детских врачей.
В ходе работы решались задачи, связанные с определением специфики труда детских врачей, выявления выраженности психологических показателей, определение
взаимосвязей и затем вклада локуса контроля и адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий в удовлетворенность работой у педиатров.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 119 педиатров различных профилей, работающих в детских городских поликлиниках Департамента Здравоохранения г. Москвы. Возраст респондентов составил от 22 до 73 лет, средний возраст - 44 года (M = 44,06, SD = 11,88). Профессиональный стаж респондентов составил от 2 до 45 лет, средний стаж - около 18 лет (M = 18,55, SD = 11,52). Среди респондентов было только 5 мужчин и 114 женщин, однако, данная выборка репрезентативно отражает генеральную совокупность. В настоящее время в России достаточно сильно выражено неравное распределение мужчин и женщин на рабочих позициях в медицинской сфере, в том числе - в педиатрии. Согласно проведенным исследованиям, педиатрия входит в число врачебных должностей, преимущественно занятых женщинами. Доля специалистов-женщин в педиатрическом профиле составляет около 94%, а средний возраст медицинских работников составляет 46 лет [11]. Таким образом, в исследовании соблюдено практически такое же соотношение мужчин и женщин, как и в генеральной совокупности.
Процедура исследования заключалась в прохождении респондентами самоотчетных методик. Опросники раздавались непосредственно участникам исследования. Для заполнения опросников формировались группы по 10 человек, респонденты проходили исследование в отдельном кабинете с целью ограничить шумовые, отвлекающие факторы. Респонденты были проинформированы о том, что полученные данные используются исключительно в исследовательских целях, и опросники заполняются анонимно.
В исследовании был использован следующий комплекс методик: опросник «Способ совпадающего поведения» (Р. Лазарус, в адаптации Т. Л. Крюковой) [12], опросник «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд) [13], методика «Интегральная удовлетворенность трудом» (А. В. Батаршев) [14]. Для обработки и анализа собранных данных были использованы корреляционный и регрессионный анализ. Расчет статистических критериев проводился с использованием статистического пакета SPSS.
Результаты
На первом этапе нашего исследования мы рассмотрели распределение изучаемых показателей. У большинства респондентов (97 человек) была диагностирована высокая степень удовлетворенности трудом, 17 респондентов демонстрируют среднюю степень удовлетворенности трудом, и только 5 респондентов демонстрируют низкий уровень удовлетворенности своим трудом. Распределение по уровням интернальности среди детских врачей было следующим: большинство респондентов (97 человек) попали в категорию со средним уровнем интернальности, 22 респондента продемонстрировали высокий уровень по показателю интернальности. При этом ни один из респондентов не показал низкий уровень интернальности.
332
Что касается распределения по показателю выраженности копинг-стратегий, наибольшую выраженность (67%) среди детских врачей имеет стратегия «планирование решения проблемы». Врачи в большей степени ориентированы решать встающие перед ними проблемы. На наш взгляд, это во многом связано с профессиональной спецификой, врач несет ответственность за своих пациентов и должен принимать решения в сложных и кризисных ситуациях.
Весьма высоко оказалась также выражена копинг-стратегия «самоконтроль» (60%). Речь идет о подавлении эмоций, уменьшении их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии собственного поведения, снижении вероятности импульсивных действий. Также высоко выражен копинг поиска социальной поддержки (59%). Наименьшую выраженность имеют такие копинг-стратегии, как конфронтационный копинг (43%) и бегство-избегание (41%).
Перед проверкой выдвинутых гипотез была произведена проверка степени соответствия распределения изучаемых переменных нормальному с помощью критерия Колмогорова-Смирнова (критерий выбран в связи с объемом выборки более пятидесяти человек). Распределение по шкалам «Поиск социальной поддержки» (p = 0,200), «Бегство-избегание» (p = 0,200), «Положительная переоценка» (p = 0,200) и «Локус контроля» (p = 0,054) соответствовало нормальному. Распределение остальных шкал отличалось от нормального. В связи с этим, для проверки первой гипотезы о связи локуса контроля и удовлетворенности трудом у детских врачей был задействован непараметрический метод - коэффициент корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты корреляционного анализа между удовлетворенностью трудом и локусом контроля
Удовлетворенность трудом
r p-value
Локус контроля 0,606 0,000
Между локусом контроля и удовлетворенностью трудом у детских врачей обнаружена значимая умеренная положительная корреляция. В связи с этим, мы можем говорить о подтверждении первой гипотезы.
Для проверки гипотез о связи двух типов копинг-стратегий с удовлетворенностью трудом был также применен коэффициент корреляции Спирмена (Табл. 2).
Три из четырех, отнесенных к адаптивным, копинг-стратегии, а именно самоконтроль (r = 0,479, p < 0,01), поиск социальной поддержки (r = 0,251, p < 0,01), планирование решения проблемы (r = 0,321, p < 0,01), показали положительную взаимосвязь с удовлетворенностью трудом. Вместе с тем, четвертая стратегия, принятие ответственности, не показала значимой корреляции с удовлетворенностью трудом. Таким образом, мы можем считать вторую гипотезу частично подтвержденной. Одна из четырех, отнесен-
Таблица 2. Результаты корреляционного анализа между удовлетворенностью трудом и копинг-стратегиями
Удовлетворенность трудом
Копинг -стратегии г p-value
Конфронтация -0,115 0,212
Дистанцирование -0,195 0,034
Самоконтроль 0,479 0,000
Поиск социальной поддержки 0,251 0,006
Принятие ответственности 0,114 0,219
Бегство - избегание -0,125 0,176
Планирование решения проблемы 0,321 0,000
Положительная переоценка -0,277 0,002
ных к неадаптивным, копинг-стратегий, а именно положительная переоценка (г = -0,277, р < 0,01), отрицательно коррелирует с удовлетворенностью трудом. Остальные три копинг-стратегии, конфронтация, дистанцирование и бегство-избегание, не показали значимой корреляции. Таким образом, данная гипотеза не подтвердилась.
Наибольший процент матерей (67%), дети которых склонны к самоповреждающему поведению, указали на наличие у них неуверенности в отношении воспитания ребенка, что свидетельствует о нарушении ролевых позиций. Ребенок при таком воспитании способен своим поведением влиять и манипулировать взрослыми. Воспитательная неуверенность также характерна для 60% матерей, дети которых страдают аллергией неясного генеза, что свидетельствует о том, что мама способна менять свои решения в пользу ребенка, опасаясь совершить ошибку. Таким образом создается фон для развития истерической личности. Часто такие матери транслируют ипохондрическую боязнь за ребенка. Матери относительно здоровых детей указали на наличие воспитательной неуверенности в 33% случаев.
Для проверки четвертой гипотезы о вкладе локуса контроля и копинг-стратегий в степень удовлетворенности трудом у детских врачей был использован регрессионный анализ пошаговым методом. Пошаговый метод состоял из трех этапов постепенного включения значимых переменных, и финальная модель содержит в итоге три предиктора (Табл. 3-5). На первом этапе была включена переменная «Локус контроля», на втором этапе была добавлена копинг-стратегия «Положительная переоценка», и на третьем этапе была включена копинг-стратегия «Самоконтроль».
Исходя из представленных результатов, можно утверждать, что 42% изменчивости показателя удовлетворенности трудом у детских врачей обусловливаются изучаемыми психологическими феноменами. Значимые результаты были получены по следующим переменным: локус контроля (р = 0,000), положительная переоценка (р = 0,000) и самоконтроль (р = 0,004). Существенность вклада переменной «Локус контроля» (р = 0,370) в
Таблица 3. Результаты регрессионого анализа. Сводка для модели
Модель R R-квадрат Скорректированный R-квадрат Стандартная ошибка оценки
1 0,581 0,338 0,332 2,88274
2 0,619 0,384 0,373 2,79351
3 0,653 0,426 0,411 2,70699
Таблица 4. Результаты регрессионого анализа. ANOVA
Модель Сумма квадратов ст.св. Средний квадрат F Значимость
Регрессия 496,263 1 496,263 59,717 0,000
1 Остаток 972,292 117 8,310
Всего 1468,555 118
Регрессия 563,326 2 281,663 36,093 0,000
2 Остаток 905,229 116 7,804
Всего 1468,555 118
Регрессия 625,860 3 208,620 28,470 0,000
3 Остаток 842,694 115 7,328
Всего 1468,555 118
Таблица 5. Результаты регрессионого анализа. Коэффициенты
Модель Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты т Значимость
B Стандартная ошибка Бета
1 (Константа) 12,834 1,366 9,393 0,000
Локус 0,383 0,050 0,581 7,728 0,000
2 (Константа) 15,785 1,663 9,490 0,000
Локус 0,373 0,048 0,566 7,748 0,000
Положительная переоценка -4,645 1,584 -0,214 -2,932 0,004
3 (Константа) 16,127 1,616 9,979 0,000
Локус 0,244 0,064 0,370 3,798 0,000
Положительная переоценка -5,659 1,574 -0,261 -3,595 0,000
Самоконтроль 6,198 2,122 0,286 2,921 0,004
335
зависимую переменную «Удовлетворенность трудом» показала больший уровень, чем существенность вклада переменных «Самоконтроль» (ß = 0,286) и «Положительная переоценка» (ß = -0,261). Обе стратегии, вошедшие в регрессионную модель, при этом принадлежат двум разным типам копинг-стратегий: положительная переоценка относится к неадаптивным копинг-стратегиям, а самоконтроль - к адаптивным. Оба вида копинг-стратегий уступают локусу контроля по весомости и ценности вклада в вариативность степени удовлетворенности трудом. Соответственно, локус контроля вносит умеренный вклад и действительно выступает ведущим предиктором, в сравнении с другими изучаемыми переменными. Для демонстрации более высокой степени удовлетворенности трудом необходимо иметь более высокую интернальность, чем преобладание таких стратегий, как самоконтроль и положительная переоценка. Таким образом, можно заключить, что четвертая гипотеза о наибольшем вкладе локуса контроля в степень удовлетворенности трудом, в сравнении с копинг-стратегиями, подтвердилась.
Обсуждение
Согласно результатам исследования, детские врачи в большей степени удовлетворены своим трудом, если они имеют высокий уровень субъективного контроля (при интернальном локусе), и в меньшей степени удовлетворены трудом при низком уровне субъективного контроля (при экстернальном локусе). Люди с внутренним локусом контроля, как правило, более адаптивны в решении проблем, связанных с рабочими задачами, а, следовательно, менее подвержены переживанию профессионально стресса, и степень удовлетворенности трудом у таких сотрудников значительно выше. Сотрудники с высоким уровнем интернальности также имеют более высокий уровень когнитивной активности и социальной адаптации, что позволяет им сохранять вовлеченность в выполнение профессиональных задач, готовность преодолевать сложности и планировать собственные действия по разрешению возникающих затруднений в работе. Все это способствует большей степени увлеченности работой и профессиональной идентичности и, как следствие, большей степени удовлетворенности трудом. Стоит также отметить, что использование стратегии поиска социальной поддержки происходит за счет привлечения ресурсов для решения проблемы извне: это может быть как эмоциональная поддержка со стороны, так и практическая помощь. В случае с педиатрами это будет, в том числе, проявляться в обращении за поддержкой и профессиональным советом к коллегам. Данный результат также согласуется с результатом исследований A. M. Richardsen, R. J. Burke, которые выявили, что поддерживающие отношения между коллегами и возможность работать в атмосфере сотрудничества и взаимной поддержки, являются одними из ключевых компонентов, связанных с положительной оценкой собственной работы и эффективной профессиональной деятельностью [3]. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня положительных эмоций как дополнительного ресурса в противостоянии трудностям.
Из многообразия феноменов, связанных с удовлетворенностью трудом, именно локус контроля в большей степени связан с удовлетворенностью. Работа детских врачей включает в себя серьезные эмоциональные и психические нагрузки, а также высокий
уровень ответственности в экстремальных ситуациях. Стоит также учитывать фактор не только взаимодействия с пациентами и их родителями, но и взаимоотношения с руководством и внутри коллектива. На основе оценки всех этих ситуаций формируется субъективное представление о вкладе собственных действий в складывающиеся обстоятельства и процесс выполнения профессиональных задач. От выбора той или иной стратегии совла-дания с возникающим напряжением или стрессом будут зависеть как сфера взаимоотношений с коллективом, так и способность разрешить возникающие трудности.
Педиатр с интернальным локусом контроля оценивает свои профессиональные достижения через призму собственных личностных характеристик, таких как компетентность, целеустремленность и уровень способностей. Врачи с высокой степенью интер-нальности склонны использовать проблемно-ориентированные стратегии совладания с возникающими трудными ситуациями. Они более ответственны в выполнении профессиональных задач, последовательны в формировании стратегии достижения целей, в меньшей степени зависимы от внешних обстоятельств и не нацелены на избегание возникающих в процессе трудностей. Соответственно, они проявляют большую продуктивность в профессиональной деятельности, и, как следствие более удовлетворены своим трудом. Педиатры с экстернальным локусом контроля оценивают свою профессиональную деятельность (как успехи, так и неудачи) через призму внешних факторов и условий. Они склонны сомневаться в собственных способностях, в связи с чем могут откладывать осуществление тех или иных задач. Люди с экстернальным локусом контроля чаще предпочитают эмоциональные копинг-стратегии, стараются всячески избегать проблемной ситуации или менять свое отношение к ней, поскольку слабо верят в свои силы и способность решить и повлиять на сложившуюся ситуацию, ведь их усилия могут быть нивелированы действием внешних обстоятельств. Таким образом, педиатры с низким уровнем интернальности в меньшей степени соотносят собственные качества с содержанием выполняемой ими работой, что также снижает степень удовлетворенности трудом.
Выводы
Детские врачи с более высоким уровнем интернальности в большей степени готовы прилагать усилия и предпринимать различные действия для решения сложившихся трудностей в профессиональной деятельности, благодаря чему сохраняют заинтересованность в выполнении рабочих задач, и, как следствие, в большей степени удовлетворены трудом.
Высокий уровень удовлетворенности трудом у детских врачей сопровождается склонностью оценивать происходящие события через призму собственных личностных характеристик, усилий и действий. Высокий уровень удовлетворенности сопровождается стремлением найти наиболее благоприятные решения для ситуаций, вызывающих дистресс.
Для достижения более высокой степени удовлетворенности трудом важнее иметь более высокую интернальность, чем обладать определенным типом копинг-стратегий.
Результаты данного исследования могут быть использованы при организации мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности трудом у врачей, а
также служить основой для подготовки психологических программ по профилактике профессионального выгорания у работников медицинской сферы.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Пономарева О.Я., Сосновских А.В. От неудовлетворенности трудом к демотивации: как избежать потери кадров // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. №1. С. 47-61. doi: 10.25198/2077-7175-2022-1-47
2. Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171-178.
3. Richardsen A.M., Burke R.J. Occupational stress and job satisfaction among Canadian physicians // Work & Stress. 1991. Vol. 5, № 4. P. 301-313. doi: 10.1080/02678379108257028
4. Fisher V.E., Hanna, J.V. The dissatisfied worker. N.-Y.: Macmillan; 1931.
5. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. 2007. № 12. С. 15-25.
6. Безуглова А.А., Васильева О.С., Правдина Л.Р. Особенности социально-психологической адаптации у лиц с разными стратегиями совладающего поведения // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, №4. С. 180-204. doi: 10.21702/rpj.2017.4.9
7. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. Т. 4, № 17. doi: 10.54359/ps.v4i17.850
8. Мандрикова Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников // Организационная психология. 2012. Т. 2, № 4. С. 2-22.
9. Folkman S., Lazarus R.S. Stress, Appraisal and Coping. N.-Y.: Springer Publishing House; 1984.
10. Чистякова Н.В., Фролова П.С. Субъективный контроль поведения как копинг-ресурс в период пандемии COVID-19 // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 3. С. 53-57. doi: 10.17513/mjeo.11965
11. Леонов С.А., Матвеев Э.Н., Акишкин В.Г., и др. Характеристика врачебных кадров разного профиля в субъектах Российской Федерации //
REFERENCES:
1. Ponomareva OY, Sosnovskikh AV. From dissatisfaction with labor to demotivation: how to avoid the loss of personnel. Intellect. Innovations. Investments. 2022;(1):47-61. (In Russ). doi: 10.25198/2077-7175-2022-1-47
2. Druzhilov SA. Professional deformations as indicators of infringement of adaptation and psychological trouble of the person. Siberian Pedagogical Journal. 2010;(6):171-8. (In Russ).
3. Richardsen AM, Burke RJ. Occupational stress and job satisfaction among Canadian physicians. Work & Stress. 1 991 ;5 (4): 30 1 -13. doi: 10.1080/02678379108257028
4. Fisher VE, Hanna JV. The dissatisfied worker. New-York: Macmillan; 1931.
5. Malkina-Pykh IG. Strategii povedeniya pri stresse. Moskovskii Psikhologicheskii Zhurnal. 2007;(12):15-25. (In Russ).
6. Bezuglova AA,Vasil'eva OS, Pravdina LR. Socio-Psychological Adaptation in Individuals with Different Coping Strategies. Russian Psychological Journal. 2017;14(4): 180-204. (In Russ). doi: 10.21702/rpj.2017.4.9
7. Rasskazova E,Gordeeva T. Coping strategies in the psychology of stress: approaches, methods, perspectives. Psychological Studies. 2011;4(17). (In Russ). doi: 10.54359/ps.v4i17.850
8. Mandrikova EY,Gorbunova AA. Vzaimosvyaz' uvlechennosti rabotoy, lichnostnykh resursov i udovletvorennosti trudom sotrudnikov. Organi-zatsionnayapsikhologiya. 2012;2(4):2-22. (In Russ).
9. Folkman S, Lazarus RS. Stress, Appraisal and Coping. New-York: Springer Publishing House; 1984.
10. Chistyakova NV, Frolova PS. Subjective behaviour control as coping resource in COVID-19. International Journal of Experimental Education. 2020;(3):53-57. (In Russ). doi: 10.17513/mjeo.11965
11. Leonov SA, Matveev EN, Akishkin VG, et. al. Characteristic of the medical staff of various profile in the subjects of the Russian Federation. Sotsial'nye
Социальные аспекты здоровья населения. 2010. Т. 1, № 13. doi: 10.18821/1681-3456-2016-15-2-102-107
12. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 57-76.
13. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. М.; 1996.
14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии; 2002.
15. Ларин Н.А. К вопросу современного исследования эмоционального выгорания // Наука молодых (Ех^Шо ^етаит). 2015. № 4. С. 116-120.
aspekty zdorov'ya naseleniya. 2010;13(1). (In Russ). doi: 10.18821/1681-3456-2016-15-2-102-107
12. Kryukova TL, Kuftyak EV. Questionnaire ways of coping (adaptation of WCQ). Psychological Diagnostics. 2005;(3):57-76. (In Russ).
13. Pashukova TI, Dopira AI, D'yakonov GV. Praktikum po obshchey psikhologii. Moscow: 1996. (In Russ).
14. Fetiskin NP, Kozlov VV, Manuylov GM. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. Moscow: Izdatel'stvo Instituta Psikhoterapii; 2002. (In Russ).
15. Larin NA. The question of contemporary research emotional burnout. Nauka Molodykh (Eruditio Juvenium). 2015;(4):116-20. (In Russ).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Сачкова Марианна Евгеньевна — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, факультет психологии, Институт общественных наук. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2982-8410. E-mail: sachkova@list.ru
Долинская Марта Михайловна — магистр психологии, факультет психологии, Институт общественных наук. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7442-7790. E-mail: dolinskaya.marta@yandex.ru
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 10.10.2022 . ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 25.11.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 07.12.2022.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Сачкова М.Е., Долинская М.М. Вклад локуса контроля и предпочитаемых копинг-стратегий в удовлетворенность трудом у детских врачей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 4 (39). С. 329-339. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=544. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022104329-339
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Marianna E. Sachkova — Dr. Sci. (Psych), Professor, Professor of the Department of General Psychology, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences. ORCID: https://orad.org/0000-0003-2982-8410. E-mail: sachkova@list.ru
Marta M. Dolinskaya—Master of Psychology, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7442-7790. E-mail: dolinskaya.marta@yandex.ru
PAPER RECEIVED: 10.10.2022 . PAPER REVISED: 25.11.2022. PAPER ACCEPTED: 07.12.2022.
FOR CITATION:
Sachkova ME, Dolinskaya MM. The contribution of locus of control and preferred coping strategies to the level of job satisfaction among pediatricians. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(4):329-339. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=544. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022104329-339