Научная статья на тему 'ВКЛАД КАЗАХСКОГО УЧЕНОГО АЛЬКЕЯ МАРГУЛАНА В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ КАЗАХСТАНА'

ВКЛАД КАЗАХСКОГО УЧЕНОГО АЛЬКЕЯ МАРГУЛАНА В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1358
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬКЕЙ МАРГУЛАН / АКАДЕМИК АН КАЗССР / НАРОДНЫЙ ЭПОС / АРХЕОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ КАЗАХСКОЙ ССР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шакиева Айсауле Сериккызы

Автор рассматривает деятельность казахского ученого, археолога, востоковеда, историка, литературоведа, искусствоведа академика Академии наук Казахской ССР Алькея Хакановича Маргулана и его вклад в развитие исторической культуры Казахстана. Комплексно анализируется его научная деятельность в Центральном Казахстане и его открытия на территории казахской земли. Алькей Хаканович Маргулан начал путь в области науки в тот период, когда на многих ученых оказывалось идеологическое давление. В статье прослеживается момент смены ученым исследовательского направления: от изучения казахского фольклора к исследованию памятников материальной культуры и древнего искусства. Отмечены заслуги академика Алькея Маргулана в организации археологических раскопок, раскрыта его деятельность как научного сотрудника в АН КазССР, участие в создании научного издания «История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней)». Он внес большой вклад в развитие археологии на территории Казахстана в трудные послевоенные годы. Отдельно рассматривается деятельность академика Алькея Маргулана как основателя археологии в Казахстане, а также влияние сталинских репрессий и идеологического прессинга на работу академика. Особое внимание обращено на изучение народного эпоса, а также влияние на судьбу ученого исследований по археологии. В статье использованы документы Центрального государственного архива Республики Казахстан, материалы периодической печати, научные труды. Автор проанализировал источники и историографию проблемы, посвященной исследуемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF KAZAKH SCIENTIST ALKEY MARGULAN TO THE HISTORICAL SCIENCE OF KAZAKHSTAN

In the article, the author examines the activities of Kazakh scientist, archaeologist, orientalist, historian, literary critic, art critic, and academician of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR, Alkey Khakanovich Margulan, and his contribution to the development of historical culture of Kazakhstan. The author comprehensively explores his scientific activity in Southern Kazakhstan and focuses on his contribution and new scientific discoveries on the territory of the Kazakh land. Alkey Khakanovich Margulan began his career in the field of science at a time when the ideological press was pressuring many scientists. The article considers the change of perspective from the study of Kazakh folk folklore to the study of monuments of material culture and ancient art, as well as his activities as a researcher at the Academy of Sciences of the Kazakh SSR, taking part in the creation of a scientific publication “The History of the Kazakh SSR (from ancient times to the present day)”. He made a great contribution to the development of archeology on the territory of Kazakhstan in the difficult post-war years. The author separately examines the activities of academician Alkey Margulan as the founder of archeology in Kazakhstan, as well as the influence of Stalinist repression and ideological pressure on the work of the academician. Special attention is paid to his study of the folk epic, and the influence on the future fate associated with the study of archaeology. The article uses documents of the central archives of the Republic of Kazakhstan, including the Central State Archive of the Republic of Kazakhstan and the archive of the President of the Republic of Kazakhstan, periodical press materials, scientific papers. The author studied the sources and historiography of the problem devoted to the topic under study.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД КАЗАХСКОГО УЧЕНОГО АЛЬКЕЯ МАРГУЛАНА В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ КАЗАХСТАНА»

Хроника научной жизни

УДК 929.5

вклад казахского ученого алькея маргулана в историческую науку казахстана

А. С. Шакиева

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Нур-Султан, Республика Казахстан

[email protected]

Автор рассматривает деятельность казахского ученого, археолога, востоковеда, историка, литературоведа, искусствоведа академика Академии наук Казахской ССР Алькея Хакановича Маргулана и его вклад в развитие исторической культуры Казахстана. Комплексно анализируется его научная деятельность в Центральном Казахстане и его открытия на территории казахской земли. Алькей Хаканович Маргулан начал путь в области науки в тот период, когда на многих ученых оказывалось идеологическое давление. В статье прослеживается момент смены ученым исследовательского направления: от изучения казахского фольклора к исследованию памятников материальной культуры и древнего искусства. Отмечены заслуги академика Алькея Маргулана в организации археологических раскопок, раскрыта его деятельность как научного сотрудника в АН КазССР, участие в создании научного издания «История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней)». Он внес большой вклад в развитие археологии на территории Казахстана в трудные послевоенные годы. Отдельно рассматривается деятельность академика Алькея Маргулана как основателя археологии в Казахстане, а также влияние сталинских репрессий и идеологического прессинга на работу академика. Особое внимание обращено на изучение народного эпоса, а также влияние на судьбу ученого исследований по археологии. В статье использованы документы Центрального государственного архива Республики Казахстан, материалы периодической печати, научные труды. Автор проанализировал источники и историографию проблемы, посвященной исследуемой теме.

Ключевые слова: Алькей Маргулан, академик АН КазССР, народный эпос, археология, история Казахской ССР.

Для цитирования: Шакиева А. С. Вклад казахского ученого Алькея Маргулана в историческую науку Казахстана // Историческая этнология. 2022. Т. 7, № 1. С. 174-183. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-1.174-183

В советское время наука в Казахстане, как и в других национальных республиках, оказалась под идеологическим контролем государства. На это повлиял широкомасштабный проект Советского Союза в послевоен-

ные годы, а также сталинские репрессии. С распадом Союза стали доступны архивные материалы, у исследователей появилась возможность пролить свет на прежде сокрытые страницы истории. В мае 2022 г. исполнилось 118 лет со дня рождения доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Казахской ССР, видного ученого во многих областях знаний - в археологии, этнографии, востоковедении, истории филологии - Алькея Хакановича Маргулана. Маргу-лан многим известен прежде всего как археолог, изучавший материальные культуры Казахстана, но не как историк и исследователь казахского эпоса об Едигее. В этой статье на основании источников из личного архива, а также исследовательской и биографической литературы мы остановимся на деятельности академика Маргулана и оставленном им научном наследии. Цель статьи - проанализировать вклад казахстанского ученого в развитие исторической науки на примере его биографии, рассмотреть исследования в области истории культуры казахского народа.

Хотя личность Алькея Маргулана хорошо известна в научных кругах Казахстана, исследований о нем в современной казахстанской историографии крайне мало. Отсутствует обобщающий труд об Алькее Маргулане и его деятельности.

Первые биографические заметки о личности Маргулана встречаются в статье его дочери Данели Маргулан. Она пишет, что он родился 11 мая 1904 г. в ауле № 2 Акпеттинской волости (ныне Баянаульский район Павлодарской области). Начальное образование получил в местной школе. С 1915 г. учился в трехклассной русской школе, организованной обществом в Баянауле. В конце 1919 г. поступил на учительские курсы в г. Павлодар, окончив которые в 1920 г., возвратился в родной аул и работал учителем во второй Далбинской школе I ступени Баянаульского района. Желая продолжить образование, в 1921 г. он поступил в Семипалатинский педагогический техникум, который успешно окончил в 1925 г. (Маргулан 1984: 21).

В годы учебы в Семипалатинске Алькей Хаканович сотрудничал в редакциях журнала «Утро» («Тац») и газеты «Казахский язык» («Каза^ тш»). По совету М.О. Ауезова в 1925 г. Алькей Хаканович отправился на учебу в Ленинград, где поступил на отделение тюркологии Восточного института и одновременно прослушал курс лекций на историко-филологическом факультете в Ленинградском университете. Начиная с 1928 г. будущий академик посещал занятия в Институте истории искусств. Среди учителей А.Х. Маргулана - выдающиеся ученые своего времени: академик

Алькей Хаканович Маргулан (1904-1985)

B.В. Бартольд - по истории и археологии Средней Азии, академик

C.Ф. Ольденбург - по индийскому фольклору и искусству, академик Н.Я. Марр - по истории и теории языкознания, академик А.Н. Самойлович - по литературе тюркских народов Средней Азии, академики В.В. Струве, Б.Я. Владимирцов, И.И. Мещанинов, В.Л. Щерба, а также Е.Э. Бертельс, С.Е. Малов, Б.М. Эйхенбаум и др. (Маргулан 2004: 40). Несмотря на достаточно юный возраст, Маргулан не ограничивался слушанием лекций преподавателей, но и самостоятельно занимался научно-исследовательской работой. Запрет советских властей использовать в качестве источников архивные документы очень ограничивал изучение национальной истории СССР и истории национальных союзных республик.

Важным шагом в исследовании наследия ученого стала публикация собрания его трудов, подготовленного его дочерью и наследницей, вице-президентом Международного фонда имени академика Алькея Маргулана (фонд основан в 1995 г.) - Данелей Маргулан. В 1998 г. она обнародовала много информации из жизни академика в собрании сочинений - Маргу-лан А.Х. Сочинения в 14 томах (Маргулан 1998).

В 1997 г. вышла статья Л.Р. Кызласова «Алькей Хаканович Маргулан. К портрету ученого и человека», где приводится следующая характеристика: «...человека Маргулана, как мне казалось, характеризуют три основные черты, каждая из которых является порождением предыдущих: во-первых, и главных, преданность родной земле и своему народу; во-вторых, преданность науке и, в-третьих, смелая устремленность в полевой разведке. Прирожденный всадник, он может часами скакать на верблюде, но предпочитает размеренного иноходца-тулпара» (Кызласов 1997: 163).

В 2021 г. была опубликована книга Д. Махат, Д. Маргулан, Т. Журт-бай «Сбор, систематизация и изучение научно-эпистолярного наследия академика Алькея Маргулана: отзывы, рецензии, письма» («Академик Элкей Марг^ланныц гылыми-эпистолярльщ м^расын жинау, жYЙелеу жэне зерттеу: пшрлер, рецензиялар, хаттар, ашыщ хаттар»). В ходе исследования семейного фонда Маргулана обнаружены 22 письма, свидетельствующих о его казахско-турецких научных связях в советский период. В его корреспонденции - 9 писем от Орхана Шайка Гекая, 3 письма от Еме-ля Есина, 3 письма от Тунджера Байкары, 2 письма - приглашения на съезды, 2 информационных письма, 3 письма по организационной работе, отчеты. Кроме того, имеется краткий путевой дневник Маргулана о его поездке Стамбул - Анкара.

В научном издании «Исторические личности» представлены данные о контактах Маргулана с его единомышленником и хорошим другом Маг-жаном Жумабаевым. В результате этой связи Маргулан долгие годы находился в «черном списке» и даже подвергался преследованиям. В частности, в 1934 г., после убийства С.М. Кирова, молодого аспиранта А.Х. Мар-гулана заключили в тюрьму, где он просидел несколько месяцев. В тюрь-

ме он подвергался различным пыткам, которые иногда продолжались сутки напролет, били по его ладоням и стопам ног (Маргулан 1998: 489).

Прекрасное образование академика А.Х. Маргулана, исключительное трудолюбие обеспечили ему почетное место во многих научных областях. Среди них - археология эпохи бронзы и раннего средневековья, история народов региона, культура и искусства, этнография и филология казахского народа. Результатом его исследований в области истории культуры казахского народа стала защита в 1945 г. докторской диссертации на тему «Эпические сказания казахского народа». Приступив к изучению эпических сказаний в 1930-е гг., помимо диссертации он также опубликовал ряд статей по данной теме (Маргулан 1984: 26).

В августе 1944 г. вышло Постановление «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». На основании этого постановления в истории татарского народа были выявлены серьезные несоответствия («ошибки») идеологии политического режима того времени (Галлямова 2019: 787). Наряду с татарским историописанием данный документ оказал влияние и на изучение эпоса казахского народа, вызвав соответствующие последствия для исследователей регионов, в которых получил распространение героический эпос о золотоордынском полководце Едиге, то есть среди поволжских, крымских, барабинских, таранчинских и сибирских татар, казахов, киргизов, ногайцев, башкир, каракалпаков, узбеков, горных алтайцев.

Обвинения в адрес Маргулана вышли на новый виток в 1947 г. в связи с выходом постановления ЦК ВКП(б) Казахстана от 21 января 1947 г. «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР» (Степанов 1947: 35). Это постановление ЦК КП(б) Казахстана вносило ясность в идеологические вопросы, которые следовало решать в соответствии с политикой большевистской партии и общественной наукой Казахской ССР. С сожалением, мы обнаруживаем, отрыв настоящей национальной истории от работ исследователей того времени, а также чрезмерный интерес к определенным темам. Б. Степанов опубликовал статью «Об идеологических ошибках работников наук Казахстана», где подверг резкой критике книгу А. Маргулана «Едыге в истории и преданиях» (1944 г.). По мнению автора, «доктор филологических наук Маргулан наделяет Эдыге (Едиге - прим. ред.) - этого злейшего врага русского народа - всеми лучшими чертами казахского народа, называет его истинным представителем народа. В целях искажения исторической правды автор идет на прямую фальсификацию» (Степанов 1947: 41). К примеру, по мнению Степанова, Маргулан неправомерно цитирует труд Карамзина «История государства Российского», когда сообщает, что Карамзин подтверждал «органическую близость Едиге к тогдашней Руси» на основании следующих слов: «Едыгей, сподвижник Тамерланов, победитель Витовта, князь Василий (Василий Дмитриевич - великий князь Московский. - Б.С.) давал ему ласковое имя сына». Однако, как считает Сте-

панов, в действительности Едиге никогда не был другом России, а был ее коварным врагом и вероломным провокатором.

Книга, вызвав бурю эмоций у Степанова, была названа им порочной и страдающей однобокостью. Степанов пришел к выводу, что Маргулан, исказив цитату, сделал абсолютно противоречащее фактам заключение. Фальсифицируя историю, Маргулан превратил врага русского и казахского народов - в героя казахского народа. Разгромная критика Степанова послужила своеобразным толчком для формирования скептического отношения к исследованию Алькея Маргулана, которое сохранялось вплоть до середины 50-х годов.

В последующие годы в различных печатных изданиях то и дело появлялась информация о «неправильной оценке» Алькеем Маргуланом образа Едиге. Это продолжалось и впоследствии, даже после его «ухода» в археологию в 1946 г. По мнению московского археолога Леонида Кызласо-ва, Маргулан уцелел лишь благодаря тому, что единственный экземпляр рукописи его диссертации «Эпические сказания казахского народа» «вовремя исчез» из фондов Ленинской библиотеки.

Академик Маргулан был гениальным ученым, широко и глубоко ценившим этническую историю, материальную и духовную культуру казахского народа. Начавшиеся на него гонения подорвали его здоровье и заставили сменить сферу научных интересов и полностью «уйти» в археологию.

В библиографических материалах, посвященных археологу Маргула-ну, имеется немало информации о тяжелых периодах его жизни. Например, «в конце 40-х гг. было немало заметок на страницах газет о казахском национализме, оклеветавших и считавших врагами народа Е. Бекмаханова, Б. Сулейменова, Е. Исмаилова, К. Жумалиева. Шел активный процесс чистки рядов молодых ученых, истинных патриотов. В конце 40-х - начале 50-х гг. сотни казахских граждан, в том числе грамотных и образованных, стали жертвами политических репрессий» (Маргулан 2004: 40). Так или иначе, обвинения были организованы советской властью с целью контроля. Подобные политические мероприятия начались еще в далеких 20-х гг. и продолжались в отношении интеллигенции до середины 50-х гг., до смерти Сталина. Как и в случае со многими другими представителями интеллигенции, в голове Маргулана не укладывались причины уничтожения казахской науки.

Занявшись археологией, Маргелан организовывал археологические экспедиции по всему Центральному Казахстану. Наиболее важные исследования были проведены им совместно с учениками и затрагивали бронзовый век; было опубликовано немало работ.

Объектом его исследований в области археологии становились богатые древними памятниками культуры степные пространства Центрального Казахстана, которые долгое время оставались «белыми пятнами» в истории Казахстана. Известно, что по истории раннего средневековья сохранилось мало источников, содержащих ценную информацию. Неизучен-

ность этой территории послужила истоком интереса академика Маргулана. Из материалов об археологической работе ученого известно, что экспедиция, возглавляемая Маргуланом, в одном только Центральном Казахстане исследовала более 60 мест поселений. Благодаря археологу и его ученикам удалось открыть Центральный Казахстан как носитель древнейшей культуры и крупнейший очаг цивилизации, один из важнейших центров древнего скотоводства и металлургии, который долгое время был «необитаемым Срединным морем, наглухо закрытым между древнейшими цивилизациями Алтая и Причерноморских степей» (Маргулан 2004: 48). Дочь академика пишет: «А.Х. Маргулан прошел маршрутами древних караванных путей кочевок казахов тысячи километров, отыскал и выявил десятки археологических памятников и, опираясь на многолетние археологические изыскания, доказал, что уже во II тысячелетии до н. э. на территории Казахстана существовали цивилизации с самобытной высокоразвитой культурой» (Маргулан 2010: 33).

Из воспоминаний и данных личного фонда академика известна причина его исследований в сфере археологии: «предложение А.Х. Маргулану работать в сфере археологии было неслучайным. Солидное образование, его необычайный интерес к казахской истории, пытливый ум и трудолюбие, огромный опыт работы с архивными материалами - все эти качества отца обусловили предложение К.И. Сатпаева возглавить археологию в Казахстане» (Маргулан 2019: 7).

Алькей Маргулан принимал активное участие в обсуждениях научного издания «История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней)». Талантливый ученый, академик Маргулан успешно сочетал свою научно-преподавательскую деятельность с организаторскими способностями. Таким образом, он много лет возглавлял отдел этнографии, координационный совет по этногенезу казахского народа. Первые годы он активно проявлял несогласие с мнениями историков по отношению к периоду монголо-татар. В статье Н. Ситько «Великий степняк Маргулан» сохранились сведения о его участии в подготовке академического собрания сочинений великого казахского ученого-просветителя Ч.Ч. Валиханова (Ситько 1997).

30 января 1951 года вышел приказ по Институту истории, археологии и этнографии АН КССР, в котором сообщалось: «Маргулана А.Х. - члена-корреспондента АН КазССР с 1-го февраля текущего года от занимаемой должности зав. Сектором археологии освободить по состоянию здоровья и назначить в должность старшего научного сотрудника. Основанием стал протокол распорядительного заседания Президиума АН КазССР № 1 от 18 января 1951» (ЦГА РК. Ф. Р-2415. Д. 505. Л. 1). Согласно воспоминаниям дочери, ученого Данели Маргулан, причиной выходу этого приказа послужил донос младшего научного сотрудника Е.И. Агеева. Как мы знаем, в тот период отдельные представители научной интеллигенции прибегали к доносам как к средству в борьбе за должности и прочие «блага».

Имея огромное желание посвятить себя исследованию актуальных проблем отечественной науки, Маргулан подготовил заявление с просьбой о переводе его с 1 сентября 1953 г. в Институт архитектуры и стройматериалов АН КазССР, тем самым отменив постановление президиума АН КазССР от 14 марта 1953 года (ЦГА РК. Ф. Р-2415. Д. 528. Л. 1-2).

За годы своей работы Маргулан опубликовал более 300 научных и научно-популярных публикаций. Он является автором более 100 статей в Большой советской и Казахской советской энциклопедиях. Также известно, что за свою научную деятельность он был награжден орденами В.И. Ленина, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1961 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки Казахской ССР (Маргулан 1984: 28).

На протяжении более трех десятилетий под руководством опытного археолога, ученого и академика велись археологические исследования. К настоящему времени благодаря его многочисленным работам установлены основные этапы генезиса номадизма, процессы эволюции культуры, открытия в области материальной культуры и методы по исследованию Бе-газы-Дандыбаевской культуры. Благодаря многолетнему труду археолога установлено, что генетическим родственником андроновской культуры была сакская культура, в пределах которой образовалось скотоводческое хозяйство древних предков Казахстана, а ключевым звеном служила Бега-зы-Дандыбаевская культура.

Итогом долгой научной жизни стали монографии «Древняя культура Центрального Казахстана» (написана под его руководством и при непосредственном участии, в 1967 г. удостоена премии им. Ч.Ч. Валиханова), «Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана» и «История Казахской ССР» в пяти томах (Маргулан 2004: 48).

Алькей Маргулан всегда имел много научных планов, работал над решением нескольких проблем одновременно, имел собственную точку зрения об истории казахского народа. В поле интересов ученого всегда оказывалось изучение истории культуры Казахстана. Он пользовался большим авторитетом среди деятелей науки и поэтому приглашался оппонировать диссертационные работы в Москву, Ленинград, Новосибирск, Ташкент, Фрунзе и Душанбе. Под его руководством было защищено 50 кандидатских и докторских диссертаций. Он охотно делился своим научным опытом, читал лекции студентам, занимался популяризацией археологических находок.

Таким образом, ученый Алькей Хаканович Маргулан внес большой вклад в развитие археологии и изучение истории Казахстана. Даже в самые тяжелые дни, несмотря на возникавшие трудности, он трудился на благо своей родины. Его работа по изучению «Бегазы-Дандыбаевской культуры Центрального Казахстана» занимает важное место среди исследований по археологии Казахстана. Современная археология очень обога-

тилась благодаря работам Маргулана, вписавшего свое имя в историю Казахстана как имя известного археолога и исследователя. Ученый многим запомнился как разносторонняя личность, наделенная высоким интеллектом, широкой эрудицией; тот, кто чтил традиции казахского народа и был истинным патриотом, заслужившим признание в Казахстане.

ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

ЦГА РК - Центральный государственный архив Республики Казахстан. Ф. Р-2415. Оп. 1. Д. 505.

ЦГА РК. Ф. Р-2415. Оп. 1. Д. 528.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алькей Хаканович Маргулан / под ред. З.А. Ахметова, Ж.М. Абдильдина. Алматы: «Наука» Казахской ССР, 1984.

Алькей Маргулан (1904-1985) // Казахи: девятитомный популярный справочник / отв. ред. Е. Абен. Алматы, 1998. Т. 2: Исторические личности С. 488490.

Галлямова А.Г. «Расправа над Золотой Ордой» в середине ХХ в.: идеологический дискурс в татарской медиевистике в свете августовского Постановления 1944 г. // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 4. С. 784-797.

Кызласов Л.Р. Алькей Хаканович Маргулан. К портрету ученого и человека // Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. 1997. № 3 (19). С. 161-167.

Маргулан А.Х. Материалы к библиографии ученых Казахстана. Павлодар,

2004.

Маргулан А.Х. Сочинения. Алматы: Атамура, 1998. Т. 1: Бегазы-Данды-баевская культура Центрального Казахстана.

Маргулан Д.А. К.И. Сатпаев и А.Х. Маргулан - история сотрудничества // Казахстан археологиясы. 2019. № 3 (5). С. 7-23.

Маргулан Д. Алькей Маргулан. Прикосновение к творческому наследию // Nomad Kazakhstan. 2010. № 1. С. 32-36.

Ситько Н. Великий степняк Маргулан: об ученом-археологе А. Маргулане // Наука Казахстана. 1997. № 1.

Степанов Б. Об идеологических ошибках работников общественных наук Казахстана // Большевик Казахстана. 1947. № 1. С. 35-47.

Сведения об авторе: Шакиева Айсауле Сериккызы - докторант 2-го курса Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (010000, ул. Пушкина, 11, Нур-Султан, Республика Казахстан); [email protected]

Поступила 24.05.2022 Принята к публикации 14.06.2022

CONTRIBUTION OF KAZAKH SCIENTIST ALKEY MARGULAN TO THE HISTORICAL SCIENCE OF KAZAKHSTAN

A.S. Shakiyeva

L.N. Gumilyov Eurasian National University

Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan

aisaule_10@mail. ru

In the article, the author examines the activities of Kazakh scientist, archaeologist, orientalist, historian, literary critic, art critic, and academician of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR, Alkey Khakanovich Margulan, and his contribution to the development of historical culture of Kazakhstan. The author comprehensively explores his scientific activity in Southern Kazakhstan and focuses on his contribution and new scientific discoveries on the territory of the Kazakh land. Alkey Khakanovich Margulan began his career in the field of science at a time when the ideological press was pressuring many scientists. The article considers the change of perspective from the study of Kazakh folk folklore to the study of monuments of material culture and ancient art, as well as his activities as a researcher at the Academy of Sciences of the Kazakh SSR, taking part in the creation of a scientific publication "The History of the Kazakh SSR (from ancient times to the present day)". He made a great contribution to the development of archeology on the territory of Kazakhstan in the difficult post-war years. The author separately examines the activities of academician Alkey Margulan as the founder of archeology in Kazakhstan, as well as the influence of Stalinist repression and ideological pressure on the work of the academician. Special attention is paid to his study of the folk epic, and the influence on the future fate associated with the study of archaeology. The article uses documents of the central archives of the Republic of Kazakhstan, including the Central State Archive of the Republic of Kazakhstan and the archive of the President of the Republic of Kazakhstan, periodical press materials, scientific papers. The author studied the sources and historiography of the problem devoted to the topic under study.

Keywords: Alkey Margulan, academician of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR, Folk Epic, Archeology, History of the Kazakh SSR.

For citation: Shakiyeva A.S. Vklad kazakhskogo uchenogo Al'keya Margulana v istoricheskuyu nauku Kazakhstana [Contribution of Kazakh scientist Alkey Margulan to the Historical Science of Kazakhstan]. Istoricheskaya etnologiya, 2022, vol. 7, no. 1, pp. 174-183. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-1.174-183 (In Russian)

REFERENCES

Al'key Khakanovich Margulan [Alkey Khakanovich Margulan]. Pod red. Z.A. Akhmetova, Zh.M. Abdil'dina. Almaty, «Nauka» Kazahskoj SSR, 1984. (In Russian)

Al'kej Margulan (1904-1985) [Alkey Margulan]. Kazahi: Devjatitomnyj populjarnyj spravochnik. Vol. 2. Istoricheskie lichnosti. Otv. red. E. Aben. Almaty, 1998, рр. 488-490. (In Russian)

Galljamova A.G. «Rasprava nad Zolotoj Ordoj» v seredine XX v.: Ideologicheskij diskurs v tatarskoj medievistike v svete avgustovskogo Postanovlenija 1944 g. ["The Violence over the Golden Horde" in the Middle of the twentieth Century: Ideological Discourse in Tatar Medieval Studies in the Light of the August 1944 Decree]. Zolotoordynskoe obozrenie. 2019. no. 7, № 4, pp. 784-797. (In Russian)

Kyzlasov L. R. Al'kej Hakanovich Margulan. K portretu uchenogo i cheloveka [Alkey Khakanovich Margulan. To the portrait of a scientist and a man]. Evrazijskoe soobshhestvo: jekonomika, politika, bezopasnost'. 1997. no. 3(19), pp. 161-167. (In Russian)

Margulan A.H. Materialy k bibliografii uchenyh Kazahstana [Materials for the bibliography of scientists of Kazakhstan]. Pavlodar, 2004. (In Russian)

Margulan A.H. Sochinenija: No.1: Begazy-Dandybaevskaja kul'tura Central'nogo Kazahstana [Essays: Vol.1: Begazy-Dandybayev culture of Central Kazakhstan]. Almaty: Atamura, 1998. (In Russian)

Margulan D.A. K.I. Satpaev i A.H. Margulan - istorija sotrudnichestva [K.I. Satpayev and A.H. Margulan - the history of cooperation]. Qazaqstan arheologijasy. 2019. no 3 (5), pp. 7-23. (In Russian)

Margulan D. Al'kej Margulan. Prikosnovenie k tvorcheskomu naslediju [Alkey Margulan. Touching the creative heritage]. Nomad Kazakhstan. 2010, no. 1, рр. 32-36. (In Russian)

Sit'ko N. Velikij stepnjak Margulan: Ob uchenom-arheologe A. Margulane [The Great Steppe Margulan: About the scientist-archaeologist A.Margulan]. Nauka Kazahstana. 1997, no. 1. (In Russian)

Stepanov B. Ob ideologicheskih oshibkah rabotnikov obshhestvennyh nauk Kazahstana [About ideological mistakes of workers of social sciences of Kazakhstan]. Bol'shevik Kazahstana. 1947, no. 1, pp. 35-47 (In Russian)

About the author: Aisaule S. Shakiyeva, 2nd year doctoral student, L.N. Gumilyov Eurasian National University (11 Pushkin St., Nur-Sultan 010000, Republic of Kazakhstan); [email protected]

Received May 24, 2022 Accepted for publication June 14, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.