ЛИТЕРАТУРА
1. Каспаров Э.В., Клеменков А. С., Кубушко И.В. и др. Маг-нитотерапия в комплексном восстановительном лечении больных коронарной болезнью сердца с нарушением ритма. — Красноярск-Томск-Москва. — Сибирь, 2002. — 172 с.
2 Клеменков С.В., Левицкий Е. Ф, Давыдова О.Б. Физиотерапия больных коронарной болезнью сердца с нарушением ритма. — Красноярск-Томск-Москва. — Сибирь, 2002. - 336 с.
3. Клеменков С.В., Чащин Н.Ф., Разумов А.Н., Левицкий Е. Ф. Оптимизация восстановительного лечения больных коронарной болезнью сердца с нарушением ритма преформированными физическими факторами и физическими тренировками. — Красноярск-Томск-Москва. - Сибирь, 2002. — 239 с.
4. Клеменков С.В., РаЗумов А.Н., Давыдова О.Б. и др. Бальнеотерапия и физические тренировки в восстановительном лечении больных коронарной болезнью сердца с нарушением ритма и проводимости. — Красноярск-Томск-Москва. — Сибирь, 2002. — 296 с.
5. Клеменков C.B., Явися A.M., Разумов А.Н. и др. Оптимизация восстановительного лечения больных коронарной болезнью сердца с нарушением ритма и проводимости длительным комбинированным применением бальнеотерапии и физических тренировок. — Красноярск-Москва. — Сибирь, 2002. — 125 с.
Клеменков C.B., Каспаров Э.В., Разумов А.Н. и др. Восстановительное лечение больных коронарной болезнью сердца с нарушением ритма и проводимости с помощью физических факторов. — Красноярск-Москва-
Томск-Пятигорск. — Т.1. — Кларетианум, 2003. — 332 с. Клеменков C.B., Разумов А.Н., Левицкий Е.Ф., Клеменков А. С. Восстановительное лечение больныгх коронарной болезнью сердца с нарушением ритма с помощью 1 изических факторов. — Красноярск-Москва-Томск-
ару- физиче
Си- Пятиго
|рск. — Т.2. — Кларетианум, 2003. — 276 с. Кубушко И.В., Каспаров Э.В., Клеменков C.B. и др. Оптимизация восстановительного лечения больнык ише-мической болезнью сердца с нарушением ритма ком-бинированныш применением бальнеотерапии с электротерапией или физическими тренировками. — Красноярск-Москва. — Сибирь, 2003. — 151 с.
9. Клеменков C.B., Каспаров Э.В., Петрова М.М. и др. Оптимизация восстановительного лечения коронарной болезнью сердца с нарушением ритма комбинированным применением электросна с психотерапией или углекислыми ваннами. — Красноярск: Кларетианум, 2004. - 144 с.
10. Клеменков C.B., Разумов А.Н., Каспаров Э.В. и др. Оптимизация восстановительного лечения больных ишеми
ческой болезнью сердца с нарушением ритма длительным применением бальнеотерапии в амбулаторных условиях. — Красноярск-Москва. — Кларетианум, 2004.
- 120 с.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
© ЛУБСАНДОРЖИЕВА П.Б., АЖУНОВА Т.А., ШАНТАНОВА Л.Н., НИКОЛАЕВ С.М., ЧУКАЕВ С.А., УНАГАЕВА А.А., МУХАНОВА Л.Х. -
ВКЛАД КАРОТИНОИДОВ В АНТИОКСИДАНТНУЮ АКТИВНОСТЬ АНТИЯЗВЕННОНО СРЕДСТВА ВЕНТРОФИТ IN VITRO
П.Б. Лубсандоржиева, Т.А. Ажунова, Л.Н. Шантанова, С.М. Николаев, С.А. Чукаев, A.A. Унагаева,
Л.Х.Муханова
(Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН, директор — проф. В.М.Корсунов, г.Улан-Удэ)
Резюме. Экспериментально установлено, что содержащиеся в экстрактах шиповника, календулы каротиноиды вносят существенный вклад в антиоксидантную активность антиязвенного средства Вентрофит при низких концентрациях (0,05-0,3 мг/мл) in vitro.
Ключевые слова. Каротиноиды, антиоксидантные свойства.
Каротиноиды — природные пигменты, синтезируемые растениями и микроорганизмами, поступают в организм с пищей. Особенностью строения каротино-идов является наличие у них цепочки двойных сопряженных связей, в которой п-электроны делокализова-ны по всей длине. Энергетические характеристики этой молекулярной структуры определяют ее антиоксидантные свойства, суть которых заключается в возможности передачи возбужденного неспаренного электрона с Ю2 или пероксирадикала на молекулу каротиноида. Функции каротиноидов, связанные с проявлением их антиоксидантной активности (АОА), зависят от распределения каротиноидов в органах и тканях, от характера их включения в клетки и внутриклеточные компоненты. По сравнению с другими соединениями, в липид-ной фазе каротиноиды обладают более высокой АОА, действуя, в основном, как ингибиторы пероксирадика-лов и синглетного кислорода [3]. В настоящее время имеется достаточно исследований, доказывающих необходимость применения антиоксидантов в качестве патогенетического лечения при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки [8].
Противоречивость данных по клиническому использованию наиболее используемых каротиноидов — Р-каротина, ликопина позволила выдвинуть версию и экспериментально доказать, что в тканях организма in vivo возможна концентрационная инверсия антиокси-дантных свойств Р-каротина в прооксидантные [5,6]. Дозозависимая активность каротинсодержащих препаратов была доказана на модели острого гастрита, вызванного бутадионом: при малых дозах (0,05 мг/кг) ка-ротиноиды предотвращали развитие гастрита, при увеличении дозы в 10 раз (0,5 мг/кг) не вызывали такого эффекта [1].
Цель данной работы — оценить вклад каротиноидов в антиоксидантную активность антиязвенного экстракта Вентрофит in vitro.
Материалы и методы
Антиязвенный экстракт (условное название — Вентрофит) состоит из сухих экстрактов следующих лекарственных растений в весовых частях: экстракт соцветий календулы лекарственной — 2,5 ч; экстракт плодов шиповника — 2,0 ч; экстракт листьев подорожника большого — 1,0 ч; экстракт травы сушеницы топяной — 0,5ч; экстракт корней солодки — 1,0 ч; экстракт корней девясила — 0,5 ч; экстракт плодов боярышника — 1,5 ч; экстракт плодов обле-
пихи — 0,5 ч; порошок плодов кориандра — 0,5 ч. Сухой экстракт из исходного антиязвенного сбора [7] получили трехкратной экстракцией 40%-ым этанолом При температуре 90°С в течение 1 часа, с последующей фильтрацией, удалением растворителя, сгущением экстракта и сушкой под вакуумом. Для удаления каротиноидов и других липо-фильных веществ сухие экстракты экстрагировали гекса-ном до осветления раствора. Полноту извлечения кароти-ноидов контролировали хроматографически на тонком слое силикагеля в системе растворителей бензол-ацетон (98:2), бензол-эфир (1:1).
Количественное содержание каротиноидов в экстрактах в пересчете на в-каротин определено спектрофотомет-рическим (табл. 1) методом [2].
Антиоксидантную активность (АОА) экстрактов определяли по методу, основанному на способности биологической жидкости тормозить накопление активных продуктов, реагирующих с тиобарбитуровой кислотой (ТБК) в суспензии желточныгх липопротеидов (ЖЛП), взятой в качестве модельной системы окисления [4].
Результаты и обсуждение При однократной экстракции Вентрофита гексаном в соотношении 1:20 извлекается 74,5%, при второй (соотношение сырье:экстрагент — 1:20) — извлекается 15,2% каротиноидов от содержания в исходном экст-
Таблица 1
Количественное содержание каротиноидов в Вентрофите и отдельных экстрактах
Наименование УФ спектр гексанового извлечения экстрактов, нм Содержание каротиноидов, мг%
Вентрофит 450 6,16+0,11
Экстракт сухой из:
антиязвенного сбора 410 0,90+0,01
плодов шиповника 450 15,98+0,56
соцветий календулы 450 5,49+0,01
подорожника большого 410, 435 2,94+0,07
плодов облепихи 450 2,17+0,03
плодов боярышника 425, 450 0,91+0,01
сят экстракты шиповника и календулы, гексановые извлечения который имеют максимум поглощения в УФ свете при длине волны 450 нм, совпадающую с тако-выш в-каротина.
АОА экстрактов составляет в (г/л)-1: Вентрофит — 11,1; после удаления каротиноидов — 1,7; экстракт из сбора — 2,1; экстракт шиповника — 4,2; после удаления каротиноидов — 2,5; экстракт календулы — 5,0; после удаления каротиноидов — 3,1.
АОА Вентрофита выше таковой экстракта из сбора в диапазоне концентрации 0,05-1,0 мг/мл. Удаление каротиноидов и липофильных веществ в Вентрофите снижает его антиоксидантную активность на 31-42% в диапазоне средних концентраций (0,05-0,3 мг/мл), в экстрактах календулы и шиповника — на 5-20%. В этом же диапазоне концентрации экстракт из сбора с низким содержанием каротиноидов менее эффективен, чем Вентрофит: его АОА ниже на 17-32%. Концентрация Вентрофита, необходимая для ингибирования процессов ПОЛ в модели с ЖЛП на 50%, после удаления каротиноидов повышается в 6 раз, экстракта календулы и шиповника — в 1,6 и 1,7 раза соответственно. Эти данные указыта-ют на преимущественный вклад каротиноидов и других гидрофобных антиоксидантов, содержащихся в экстрактах, в суммарную АОА при малых дозах.
Антиоксидантные свойства каротиноидов в значительной степени обусловлены их способностью встраиваться в мембранные фос-фолипидно-белковые структуры. Благодаря гидрофобной природе и способности встраиваться в липопротеидную структуру, каро-
ракте. Третья экстракция (1:20) извлекает 9,0% кароти-ноидов, поэтому для максимального извлечения каро-тиноидов достаточно 2-кратной экстракции при соотношении сырье:экстрагент 1:20, первая экстракция проводится в течение 2 час., вторая — 0,5 час. Содержание каротиноидов в Вентрофите определено в разных сериях и составляет 5,98-6,50 мг%. Относительная ошибка среднего результата определения каротиноидов в суммарном экстракте составляет 1,18%, отдельного определения — 3,03%.
Хроматографи-ческий анализ на тонком слое силикагеля показал, что гексано-вые извлечения из экстрактов солодки, девясила, сушеницы, плодов кориандра не содержат каротинои-ды и в УФ-спектрах извлечений отсутствуют полосы поглощения, характерные для каротиноидов. Наибольший вклад в каротиноидный состав Вентрофита вно-
тиноиды первыми вступают в окислительные реакции и эффективно тормозят перекисное окисление липи-дов и расходуются прежде гидрофильных антиоксидантов. При высоких концентрациях АОА экстрактов, содержащих и несодержащих липофильные вещества, имеет одинаковые значения.
Таким образом, содержащиеся в экстрактах кароти-ноиды вносят существенный вклад в суммарную анти-оксидантную активность экстрактов при низких концентрациях (0,05-0,3 мг/мл).
Таблица 2
Антиоксидантная активность экстрактов
С ** 1/2 ' мг/мл Ингибирование образования МДА*, в %
Концентрация экстрактов, мг/мл
0,05 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 1,0 3,0
Вентрофит 0,09 36 51 54 59 60 61 66 84
Экстракт из сбора 0,47 7 19 33 42 47 51 61 84
Вентрофит, после удаления каротиноидов 0,60 2 9 19 28 35 61 67 84
Экстракт шиповника 0,24 20 38 47 52 57 60 67 85
Экстр. шиповника, после удал. каротин-дов 0,40 12 18 30 43 50 58 75 82
Экстракт календулы 0,20 15 36 50 56 62 67 84 87
Экстр. календулы, после удал. каротин-дов 0,32 10 15 31 47 56 64 80 85
Примечание: * МДА — малоновыш диальдегид, ** С1/2 (мг/мл) — концентрация экстракта,
необходимая для ингибирования образования МДА на 50%.
THE CONTRIBUTION OF ANTI-ULCEROGENIC DRUG VENTROPHYTE CAROTENOIDS TO
ANTIOXIDANT ACTIVITY IN VITRO
P.B.Lubsandorzhieva, TAAzhunova, L.N.Shantanova, S.M.Nicolayev, S.A.Chukayev, AAUnagaeva,
L.Kh.Mukhanova (The Institute of General and Experimental Biology, Ulan-Ude)
It is proved experimentally that carotenoids of Rosa and Calendula extracts may contribute to antioxidant activity Ventrophyte in vitro in low concentrations (0,05-0,3 mg/ml).
ЛИТЕРАТУРА
1. Буюклинская O.B., Ходасевич В. С., Крылов И.А. Превентивное действие каротинсодержащих препаратов на модели острого гастрита // Эксперим. и клинич. фармакология. - 2001. - Т.64, № 1. - С.53-56.
2 Евдокимова О.В., Самылина И.А., Нестерова О.В. Определение содержания суммы фосфолипидов и каро-тиноидов в плодах некоторый видов боярышника / / Фармация. - 1992. - №№ 6. - С.70-72.
3. Капитанов А.Б., Пименов А.М. Каротиноиды как анти-оксидантные модуляторы клеточного метаболизма // Успехи современной биологии. - 1996. - Т.116, выш. 2. - С.179-193.
4. Клебанов Т.П., Бабенкова И.В., Теселкина Ю.О. и др. Оценка антиокислительной активности плазмы крови с применением желточныгх липопротеидов // Лаборат. дело. - 1988. - №№ 5. - С.59-62.
5. Кравченко Л.В., Морозов С.В., Бекетова Н.А. и др. Ан-
тиоксидантныи статус крыс, получавших разное количество ликопина// Бюлл. эксперим. биологии и медицины. - 2003. - Т. 135, № 4. - С414-418. Ланкин В.З., Тихазе А.К., Коновалова Г.Г., Козаченко А.И. Концентрационная зависимость антиоксидантного и прооксидантного деИствия Р-каротина в тканях in vivo // Бюлл. эксперим. биологии и медицины. — 1999. — Т.128, №№ 9. - С7314-316.
биологически активных веществ // Развитие тра^ил-ионной медицины в России. — Улан-Удэ, 2004.
Щербатых А.В.,Кулинский В.И., Болъшешапов A.A., Соколова С.В. Перекисное окисление липидов и антиоксидинтная система при язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и постгастрорезекционныгх синдромах // Сиб. мед. журн.
ОБРАЗЖИЗНИ, ЭКОЛОГИЯ
© ШПРАХ В.В., ВАСИЛЬЕВА H.A. -
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ЯКУТСКЕ ПО ДАННЫМ ОДНОМОМЕНТНОГО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В.В. Шпрах, H.A. Васильева
(Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н.,проф. A.A. Дзизинский, кафедра неврологиии и нейрохирургии, зав. — проф. В.В. Шпрах, Якутский научный центр РАМН и Правительства PC (Я),
директор — проф. А.И. Иванов)
Резюме. Представлены данные одномоментного скринирующего обследования неорганизованного населения Октябрьского округа г. Якутска. С целью выявления распространенности и структуры основных форм сосудистых заболеваний головного мозга обследованы случайные репрезентативные выборки мужского и женского населения в возрасте 2059 лет. Стандартизованный по возрасту показатель распространенности определенных случаев сосудистых заболеваний головного мозга у мужчин и женщин составил соответственно 15,10% и 19,92%. Ключевые слова. Сосудистые заболевания головного мозга, эпидемиология, Якутск.
Цереброваскулярные заболевания (ЦВЗ) по праву считаются важнейшей проблемой в клинической неврологии. Интерес к ним объясняется высокой заболеваемостью, нередко дебютом в трудоспособном возрасте и большой летальностью. Инсульт занимает второе место среди причин смертности населения и первое место по уровню инвалидизации (3,2 на 10 тыс. населения) в России [2,3,7].
В нашей стране показатели смертности от ЦВЗ — одни из наиболее высоких в мире и, в отличие от большинства экономически развшых стран, не имеют устойчивой тенденции к снижению [1]. В восточный регионах России число инсультов заметно больше, чем в западных. Так, ежегодный показатель заболеваемости инсультом в Европейской части России составил 2,5 на 1000 населения, в Западной Сибири —2,68, в Восточной Сибири — 3,16, на Дальнем Востоке — 4,25 соответственно [6].
Для выгаснения причин увеличения распространенности и «омоложения» ЦВЗ необходимо комплексное изучение факторов риска, особенностей клинического течения заболевания, а также оценка эффективности применяемых и разработка новых методов профилактики и лечения. В настоящее время возможности терапевтической и хирургической коррекции сосудистых заболеваний головного мозга остаются довольно скромными, поэтому наиболее перспективным направлением борьбы с ними остается первичная профилактика [4].
Систематические эпидемиологические исследования заболеваний сердечно-сосудистой системы, проведенные под эгидой Всемирной организации здравоохранения, показали, что случаи с резкой, умеренной и незначительной степенью выраженности сосудистых заболеваний встречались в различных географических зонах с различной частотой. Установлено значение в развитии сосудистой патологии климатических и гео-