Научная статья на тему 'Вклад И. А. Лопатина в географическую науку'

Вклад И. А. Лопатина в географическую науку Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1375
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жогова М. Л.

Изучена деятельность Иннокентия Александровича Лопатина ученогогеографа, жизнь которого тесно связана с Пензенским краем. Выделены результаты экспедиций И. А. Лопатина на Дальний Восток, в Забайкалье, в низовья Енисея, на Сахалин. И. А. Лопатин был первопроходцем, исследователем природы и населения, открывателем многих месторождений полезных ископаемых. Указано, что научная значимость исследований И. А. Лопатина заключалась в том, что он проводил комплексное обследование территорий. Приведены географические объекты, носящие имя И. А. Лопатина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад И. А. Лопатина в географическую науку»

УДК 910.4 (091)

ВКЛАД И. А. ЛОПАТИНА В ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ НАУКУ

М.л. ЖОГОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского Кафедра физической географии

Изучена деятельность Иннокентия Александровича Лопатина - ученого-географа, жизнь которого тесно связана с Пензенским краем. Выделены результаты экспедиций И. А. Лопатина на Дальний Восток, в Забайкалье, в низовья Енисея, на Сахалин. И. А. Лопатин был первопроходцем, исследователем природы и населения, открывателем многих месторождений полезных ископаемых. Указано, что научная значимость исследований И. А. Лопатина заключалась в том, что он проводил комплексное обследование территорий. Приведены географические объекты, носящие имя И. А. Лопатина.

С Пензенским краем связана судьба многих известных географов-путешественников XIX века. К ним относятся Л. А. Загоскин, А. А. Татаринов, Г. И. Невельской, И. А. Лопатин. Всех их объединяла одна цель: «сослужить России незабвенную службу, способствовать своими бескорыстными трудами познанию русской земли и русского народа, а равно и тех стран и народов, сношения с которыми обусловливают его развитие и благосостояние» [8].

Иннокентий Александрович Лопатин (1839-1909) посвятил свою жизнь исследованию Сибири и Дальнего Востока. Он был специалистом в области геологии, географии, археологии. В своих исследованиях Лопатин учитывал многосторонние связи природных компонентов между собой и с человеческой деятельностью, последовательно искал закономерности в природе, использовал сравнительно-географический метод. Его по праву можно считать представителем экспедиционной географической школы П.П. Семенова-Тян-Шанского.

Родился Иннокентий Александрович Лопатин в Красноярске в семье отставного губернского секретаря, который самостоятельно разрабатывал золотые прииски. Мать И. А. Лопатина, Екатерина Петровна Иванова, была родом из Пензенского края и приходилась двоюродной племянницей В. Г. Белинскому.

Иннокентий поступил в Петербургский институт корпуса горных инженеров. Все летние каникулы проводил на приисках отца, с увлечением помогал ему. Даже изобрел «песковоз» - устройство для транспортировки золотоносного песка, которое стали применять и на других приисках. После окончания института в 1860 г. молодой геолог получил назначение чиновником при горном отделении Главного управления Восточной Сибири. В чине поручика он занимался инспекцией деятельности нерчинских заводов, которые принадлежали кабинету российского императора.

За исследование последствий землетрясения 1862 г. в устье Селенги И. А. Лопатин был удостоен серебряной медали Русского географического общества и избрания в действительные члены.

Вскоре приказом генерал-губернатора Восточной Сибири Лопатин был переведен на Дальний Восток, так как развивающемуся краю требовались специалисты-исследователи природы [9]. Первым было задание по поиску золота на Дальнем Востоке. Молодой геолог доложил о бесперспективности поисков золота в этом регионе, а к рапорту приложил оставшиеся от экспе-

диции деньги. Отчетов об истраченных суммах тогда не требовалось, никто и не спрашивал с него никаких денег. но Лопатин был щепетилен в денежных делах и вернул в казну 1232 рубля и 21 копейку с... половиной. Российскому Дальнему Востоку были необходимы точные данные о запасах каменного угля, который мог служить топливом для морских кораблей. И. А. Лопатину поручены геологические изыскания и поиски каменного угля в Уссурийском крае. В мае 1862 г. молодой ученый по реке Раздольной добрался до Амурского залива, а оттуда берегом дошел до залива Посьета, до заброшенных угольных копей. Эти копи забросили, когда вынули уголь, лежащий выше уровня моря. Лопатин определил, что лучшая часть пласта уходит под воды залива, а на поверхности остается некачественный уголь, который, однако, можно использовать в качестве топлива для судов. Возвращаясь к устью реки Раздольной, Лопатин проверил карту угольных месторождений, составленную за несколько лет до этого майором Н. Н. Хитрово. За найденное в Приморье месторождение угля в районе станицы ново-Ми-хайловской Лопатину был вручен орден Станислава третьей степени [9].

Молодой геолог занимался изучением перспективности поисков золота и свинцовых руд на Дальнем Востоке, исследованием соляных озер в районе Николаевска.

В 1864 году 25-летнему геологу поручается возглавить Витимскую экспедицию в Забайкалье. И. А. Лопатин получает такую рекомендацию: «Только при поручении экспедиции господину Лопатину можно будет поручиться за успех дела... и с уверенностью можно сказать, что этот истинный труженик науки вполне сумеет оправдать доверие» [4]. Пять месяцев продолжалось изучение географии и геологии бассейна Витима и Витимкана. За это время экспедиция прошла больше двух тысяч верст. Она собрала обширный материал по орографии, геологическому строению, современному оледенению, провела барометрические определения высот. Маршруты пролегли по труднодоступной местности, где никогда не ступала нога исследователя [4]. Южнее истоков Витима Лопатин обнаружил следы древних вулканов. Материалы экспедиции позволили прийти к выводу, всю площадь охватывает многолетняя мерзлота. Была составлена первая геологическая карта местности. Витимская экспедиция сделала Лопатина известным в научных кругах России.

ПЕРСОНАЛИИ ►►►►►

По заданию Сибирского отделения Географического общества в 1886 г. И. А. Лопатин отправляется в Туруханскую экспедицию. Её задачей было составление топографических карт и исследование геологическое строение нижнего течения Енисея. Интерес у Лопатина вызвало явление многолетней мерзлоты. Он подготовил статью о формах залегания мерзлоты в низовьях сибирской реки для Академии Наук.

В Туруханской экспедиции Иннокентий сдружился с Ф. Б. Шмидтом, будущим академиком, геологом, палеонтологом, ботаником. Дружба, возникшая в совместной экспедиции, связала их до конца жизни.

Уже в 1866 г. И. А. Лопатин и Ф. Б. Шмидт указывают на перспективность найденных в норильских горах месторождений меди. Лопатин посоветовал торговцу и промышленнику из дудинки Петру Сотни-кову начать специальную экспедицию. И Сотников действительно сумел получить двести пудов меди, но потом добыча прекратилась из-за трудностей заполярья. Прошло почти 100 лет, прежде чем она вновь возродилась. И теперь Норильские месторождения составляют богатства России. За Туруханскую и Ви-тимскую экспедиции Лопатин был награжден орденом Владимира четвертой степени.

В 1867 г. началась Сахалинская экспедиция И. А. Лопатина, за которой сохранилось название героической [6]. Целью Лопатина было специальное изучение Южного Сахалина для выяснения возможностей использования его недр [1].

В июне 1867 г. Лопатин отправился из Иркутска в Николаевск-на-Амуре [3]. Оттуда он вышел на пароходе в Ильинский пост, куда прибыл 15 августа. 21 августа он вышел в путь по острову Сахалин.

Пешком и на лодках в течение полутора месяцев он исследовал южную часть острова, в том числе и побережье залива Анива. Лопатин продвигался вдоль берега, осматривая береговые обнажения. Он не упускал случая проверить сведения о находимых прежде месторождениях руд или каменного угля. Обойдя почти все побережье Сахалина к югу от Ильинского поста, путешественник осенью возвратился в пост, который был им избран как база. Зиму провел в Ильинском посту за обработкой материалов и составлением отчета.

В мае 1868 года предметом изысканий Лопатина стали районы Сахалина к северу от Ильинского поста. От него Лопатин перешел на восточное побережье Сахалина и начал осмотр к северу. дойдя до широты мыса дуэ, он снова перебрался на западный берег острова и здесь закончил свое путешествие.

В итоге им была составлена первая геологическая карта Сахалина, к сожалению, погибшая вместе с дневниками, и об ее содержании можно судить только по кратким публикациям об этой экспедиции [3,9].

За год работы на Сахалине Лопатин прошел 1600 верст. Он нашел месторождения угля, оценил их запасы и качество. В результате исследований было установлено, что возраст каменноугольных залежей на Северном Сахалине колеблется от мелового до плиоценового. Качество углей меняется в зависимости от возраста, от условий залегания и состава первоначального материала. По своему составу угли подразде-

лялись на 2 вида: полужирные коксующиеся и сухие длиннопламенные. Проведённые лабораторные исследования показали, что в сахалинском угле содержится 77,99 % углерода, 5,59 % водорода, 9,78 % азота и кислорода, 1,08 % воды и 5,56 % золы. Высокие качества угля были подтверждены практическими испытаниями в топках военных судов.

И.А. Лопатин и другие исследователи отмечали, что для широкого развития каменноугольной промышленности на Сахалине имеются благоприятные условия: наличие крепежного леса, горный характер местности, позволявший обходиться без дорогих подъемных и водоотливных приспособлений и разрабатывать уголь штольнями в несколько этажей.

Исследования Лопатина впервые позволили составить общую картину залежей каменного угля на Сахалине, и этими исследованиями было доказано промышленное значение сахалинского угля. Вскоре начались разработки сахалинских каменноугольных копей трудом ссыльнокаторжных и поселенцев.

Наряду с выполнением главной задачи И.А. Лопатин не оставлял в стороне географические наблюдения. В его отчетах представлены сведения о растительности, рельефе, климате, животном мире. На северном берегу залива Терпения путешественник обнаружил остатки древних земляных жилищ, обломки глиняных сосудов, топоры из камня. Он записал рассказы жителей-айнов о народе тойзи, ушедшем отсюда на север [6]. Побывал Лопатин и в южной части Сахалина, в районе поста Кусунай, с поселениями японцев. Наблюдения и коллекции Лопатина раскрывали особенности природопользования японцев.

Все сведения, собранные И. А. Лопатиным, составили начальную базу российской информации о природных богатствах острова Сахалин. За свой труд исследователь получил еще одну правительственную награду - орден Станислава второй степени. Отчеты И. А. Лопатина о Сахалине были высоко оценены географическим обществом. Замечаниями Лопатина пользовался А. П. Чехов, работая над путевыми заметками «Остров Сахалин».

Трудные экспедиции подорвали здоровье Лопатина, и в 28 лет он вышел в отставку. Но, несмотря на отставку, Лопатин не оставил исследования азиатской России. Он продолжал экспедиции в Сибири по поручению географического общества и Петербургской Академии Наук.

Материалы экспедиции в верховья Енисея (1873) позволили расширить представления о стратиграфии района. В 1874 г. экспедиция И.А. Лопатина прошла 600 км по нижнему течению Ангары, провела топографическую съемку и геологическую разведку территории, не исследованной ранее.

Экспедиция в бассейн реки Чулым (1875) имела целью составить научные рекомендации по строительству Обь-Енисейского канала.

Исследование бассейна Подкаменной Тунгуски расширило представления ученых о геологическом строении западной части Сибирской платформы. И. А. Лопатин интересовался вопросами покровного оледенения. Но оформлять свои исследования Ин-

нокентий Александрович не любил, у него не хватало времени. Как отмечал Н. М. Пржевальский, Лопатин не проявлял особого желания публиковать свои материалы [1]. Современники говорили про него: «Этот был редкий у нас тип исследователя природы, не прикованного ни к какому учреждению, ни к какому служебному месту».

Вторым увлечением в жизни Лопатина была археология. Еще будучи в экспедиции на Дальнем Востоке, он составил первое описание археологических памятников этого края. В Туруханской экспедиции он, помимо геологических образцов, собирал древние предметы. Уйдя в отставку, Лопатин получил в Археологической комиссии России разрешение вести археологические раскопки там, где он сочтет нужным. Раскопки он вел в долине реки Абакан, у села кавказского, в окрестностях Минусинска и на территории нынешней Тувы. Начиная с 1871 года, И. А. Лопатин каждый год выезжал в Минусинск и на свои средства проводил археологические раскопки на степных пространствах [2]. Археологией он занимался с такой же основательностью и самоотдачей, что и географией и геологией. Лопатин собрал самую полную по тем временам коллекцию поздней бронзы. Она экспонировалась в Эрмитаже и вызвала восхищение ценителей древностей. Именно эта коллекция была взята академиком В.В. Радловым за основу научной классификации бронзового века Сибири.

Лопатину предлагали продать археологическую коллекцию. Но он отказался это сделать, предложив экспонирование своей коллекции в витринах Исторического музея. Проценты с суммы, получаемой за демонстрацию коллекции, Лопатин решил направлять на раскопки курганов в окрестностях Минусинска. Лопатин указывал на огромное количество могильных курганов в районе впадения реки Абакан в Енисей. «Вероятно, что предлагаемый мною план будет полезней, чем простая покупка у меня коллекции, которая по всей вероятности впоследствии, после моей смерти, поступит в какой-нибудь общественный музей» [2]. Так и произошло. После смерти Иннокентия Александровича его сестра Анна передала в Археологическую комиссию коллекцию древностей бронзового века, собранную Лопатиным. В 1885 г. по совету врачей И. А. Лопатин переехал на родину родителей - в Пензенскую губернию. В Нижнем Ломове Лопатин купил имение, разбил сад. он стал почетным членом Пензенской ученой архивной комиссии и действительным членом губернского статистического комитета. Этим организациям ученый передал часть своих минералогических коллекций [5]. Скончался И. А. Лопатин в красноярске, куда он приехал для ведения дел на принадлежащих ему приисках.

Российская наука оценила самоотверженный труд путешественника и ученого. Его имя носят следующие географические объекты: высшая точка острова Сахалин - гора Лопатина в Восточно-Сахалинских горах (1609 м ), мыс Лопатина в южной части западного побережья Сахалина, поселок Лопатино в Томаринском районе, поселок Лопатино в Невельском районе, река Лопатинка в Невельском районе, река Лопатинка в Углегорском районе Сахалинской области, а также ручей Лопатина в Сибири. По имени Лопатина названы ископаемые моллюски, найденные им в Сибири. Вместе с тем неверно связывать названия районного центра и села в Городищенском районе Пензенской области с именем И. А. Лопатина [7].

Научная значимость исследований И. А. Лопатина заключалась в том, что он проводил комплексное изучение территорий, включавшее не только геологические и географические аспекты, но и сбор археологического материала, и составление этнографических характеристик. Научные исследования И. А. Лопатина отличались высоким профессиональным уровнем, точностью и широтой научного подхода.

Имя нашего земляка Иннокентия Александровича Лопатина стоит в одном ряду с именами таких выдающихся ученых, как В. А. Обручев, А. Л. Чекановский, И. Д. Черский.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А. Русские географические исследования на Дальнем Востоке и в Северной Америке. (XIX - начало XX в.). - М.: Наука, 1976. С. 59-60.

2. Калеменева Н. Заметки в общественно-политической газете «Надежда» // hope-minuza/narod/ru/now/3.htm.

3. Костанов А. Освоение Сахалина русскими людьми. Южно-Сахалинск, 1991. 78 с.

4. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. Т. 4. М.: Просвещение, 1985. С. 96-98.

5. Максяшев П. Ф. Лопатин Иннокентий Александрович // Пензенская энциклопедия. М.: изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2001. С. 310.

6. Марков С. Вечные следы. Книга о землепроходцах и мореходах. М.: Молодая гвардия, 1973. С. 418.

7. Полубояров М. Мокша, Сура и другие... Материалы к историко-топонимическому словарю Пензенской области. М., 1992. 199 с.

8. Саушкин Ю. Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение, 1980. 270 с.

9. Хисамутдинов А. А. Terra incognita или хроника русских путешествий по Приморью и Дальнему Востоку. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1989. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.