УДК 323.328:913(571)"17/18"
Е. В. Комлева
Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия)
ВКЛАД СИБИРСКИХ КУПЦОВ В ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII — XIX В.)
В статье проанализирована роль сибирского купечества в открытии и изучении новых и малоисследованных территорий Северной Евразии во второй половине XVIII — XIX в. Рассмотрены мотивы, лежавшие в основе активной деятельности купечества в этой области. Показано, как с течением времени изменялись формы участия купцов в исследовании новых земель — от плаваний на промысловых судах до организации, финансирования и проведения крупных научно-исследовательских экспедиций под руководством ученых. Внимание акцентировано не только на широко известных личностях, но и на тех, чьи имена уже практически забыты.
Ключевые слова: сибирское купечество, Северная Евразия, изучение региона, промысловые и научно-исследовательские экспедиции, Северный морской путь, взаимодействие с властью.
Начиная с конца XVI в. служилые и торгово-промышленные люди, кто по долгу службы, кто движимый стремлением к обогащению или любознательностью, проникали все глубже в неисследованные области Северной Евразии. В XVIII в. в этот процесс активно включается сибирское купечество, которое внесло большой вклад не только в экономическое развитие региона, но ив изучение его обширной территории. Затрачивая немалые силы и средства, купцы достигали самых отдаленных и труднодоступных уголков в надежде получить новые возможности для промысла пушных и морских зверей, обнаружить залежи полезных ископаемых, расширить рынки сбыта товаров, проложить более короткие и выгодные пути сообщения. В публикациях последних лет подробно освещается деятельность Г. И. Шелихова1, А. М. Сибирякова2, М. К. Сидо-
3
рова , посвятивших свою жизнь исследованию сибирского Севера и Аляски. Однако кроме этих, бесспорно, выдающихся личностей свой след в истории изучения и освоения Северной Евразии оставили и другие представители купечества, имена которых сегодня мало кто помнит. Рассмотрим деятельность сибирских купцов по осво-
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 4 (10).
© Е. В. Комлева, 2017
1 См. об этом: Ситников Л. А. Григорий Шелихов. Иркутск, 1990 ; Книга о Шелехове / ред.-сост. : И. И. Козлов, Г. А. Исайченко. Иркутск, 1997.
2 См. об этом: Гаврилова Н. И. Купеческий род Сибиря-ковых: страницы истории. Иркутск, 2017. С. 69—86.
3 См. об этом: Ламин В. А., Ноздрин Г. А. Сибирский ку-
пец Михаил Константинович Сидоров // Личность в истории
Сибири XVIII—XX веков. Новосибирск, 2007. С. 113—123 ; Гончаров А. Е. Михаил Константинович Сидоров и неразрешенная проблема сибирского Севера // Енисейский Север: история и современность. Красноярск, 2011. Вып. 1. С. 73—82.
ению новых и малоизвестных земель на протяжении второй половины XVIII — XIX в.
Началом массового участия купцов в изучении северо-восточных окраин России стали 1740—1780-е гг., которые можно назвать эпохой великих плаваний по водам Северного Ледовитого и Тихого океанов. В 1760-х гг. на Тихом океане действовало более 20 купеческих промысловых компаний, образованных как жителями европейской части страны, так и сибиряками4. Пайщики закупали необходимые продукты питания, товары первой необходимости, одежду, мануфактуру и все, что могло понадобиться в суровых северных условиях, и посылали заготовленное с приказчиками в главный русский дальневосточный порт — Охотск, где снаряжались отправлявшиеся далее на северо-восток промысловые экспедиции.
В плаваниях по Охотскому и Берингову морям помимо знаменитого «Колумба российского» — рыльского и иркутского купца Г. И. Шелихова, который «поставил себе главнейшей целью упрочить за Россией новооткрытые острова, привести их обитателей в ее подданство, завести оседлости, где только будет к тому возможность, а потом уже заботиться о собственных выгодах»5, участвовали также сибирские купцы: иркутсткие М. М. Авдеев, В. Балин, А. И. Безруков, И. С. Бе-чевин, Ф. Ф. и М. Ф. Киселевы, М. А. Лебедев, Н. П. Мыльников, М. В. Неводчиков, Я. Я. Протасов, Н. Трапезников, А. Шапошников, входившие в купечество Иркутска и Якутска Е. Югов
4 См.: Попов Р. И. Купечество Европейской России в освоении Восточной Сибири во второй половине XVIII — первой четверти XIX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2011. С. 77.
5 Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032—1882 гг. Сургут, 1993. С. 187.
и П. Протодьяконов, якутский купец П. С. Лебедев-Ласточкин, селенгинский купец А. Толстых, камчатские — С. Красильников и С. Новиков, енисейский купец К. Самойлов, томский купец А. Аркашев, тобольские — Л. Т. Алин, П. Осо-кин, И. М. Соловьев, И. Мухин. Всего за вторую половину XVIII в. к берегам Северной Америки было организовано около 100 экспедиций1, в ходе которых удалось обнаружить и обследовать ранее неизвестные земли. Изучением Северного Ледовитого океана во второй половине XVIII в. занимались якутские купцы И. Ляхов, П. Протодьяконов и Н. Шалауров, архангельский и енисейский купец Д. И. Лобанов.
Обратно корабли возвращались с трюмами, набитыми пушниной, большая часть которой сбывалась через Кяхту в Китай (в 1790 г. на пушнину приходилось 85 %, в 1800 г. — 70 % от продававшихся в Кяхте товаров2). В случае благополучного исхода стоимость добытых шкурок исчислялась десятками, а иногда и сотнями тысяч рублей. Среди наиболее удачливых промысловиков можно назвать Н. Трапезникова и его компаньона — сержанта Е. Басова, которые в 1745 г. вывезли пушнины на 112 220 руб., И. Соловьева с товарищами, которые в 1773 г. доставили груз, оцененный в 140 760 руб., Г. И. Шелихова и П. С. Лебедева-Ласточкина, добыча которых в 1782 г. составила 100 950 руб., Я. Я. Протасова, доставившего в 1791 г. груз на 171 914 руб.3 Якутскому купцу Ивану Ляхову посчастливилось обнаружить множество высоко ценившихся мамонтовых костей (в 1750 г. — между устьями рек Хатанги и Анабары, а в 1770-х гг. — на нескольких островах в Северном Ледовитом океане)4. При этом нередко в погоне за наживой промысловики не церемонились с «островскими жителями», делая им немало «разных грабительств, су-ровостей и безчеловечий». Для прекращения безобразий в 1787 г. вышел указ «О воспрещении промышленникам на островах Восточного океана чинить жестокости и грабительства местным природным жителям»5.
Уверенные в том, что освоение новых территорий не только служит их личным интересам, но и идет на пользу государству, некоторые промышленники пытались заручиться поддержкой властей и использовать административные ресурсы. Именно так поступил И. С. Бечевин, обратившись в 1757 г. к сибирскому губернатору с предложением снарядить за свой счет экспедицию «к полуденным и северным странам», но при этом прося помочь в наборе экипажа, выделить переводчика, плотника, выдать пушки, порох
1 См.: Ермолаев А. Н. Российско-Американская компания // Энцикл. словарь по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск, 2013. Т. 2. С. 219.
2 См.: Захаров В. П. Пушной промысел и торговля в Якутии (конец XIX — начало XX в.). Новосибирск, 1995. С. 81.
3 См.: Восточно-сибирский календарь на 1875 год. Иркутск, 1874. С. 227—231.
4 См.: Щеглов И. В. Указ. соч. С. 158, 184—185.
5 ПСЗ РИ. Т. XXII. С. 881. № 16563.
и ядра6. Добивался поддержки власть имущих и Никита Шалауров — «русский Норденшельд», как назовут его в XIX в. С 1755 по 1764 г. он истратил все свои личные средства на снаряжение судна для «отыскания по Северному морю пути в Камчатку» и отправился в Москву, «ходил, просил, кланялся, надоедал» до тех пор, пока не получил возможность организовать новую экспедицию7.
Далеко не всем предприимчивым мореплавателям удавалось благополучно возвратиться из далекого путешествия. Сколько опасностей их поджидало, видно из следующих фактов: в 1765 г. на пути с Курил разбилось судно «Петр» с А. Толстых8, в 1774 г. — потерпел крушение корабль П. Осокина, в 1777 г. — плававший на Алеутские острова «Андрей Первозванный»9. Погибли и три судна Никифора Трапезникова, после чего он «не смог расплатиться с кредиторами, разорился и умер»10. Е. Югов погиб на о. Беринга во время плавания на боте «Иоанн»11. Неудача постигла и экспедицию Д. И. Лобанова, отправившуюся в 1775 г. из Енисейска к Архангельску, когда во время зимовки среди ее участников разразилась цинга12. Она же стала причиной смерти Никиты Шалаурова, окончившего свои дни во время зимовки на востоке от самой северной части Чукотки — мыса Шелагский13.
О тяжелых условиях, в которых оказывались участники экспедиций, рассказал в своем «Журнале о странствовании и путешествии» плававший в 1794—1798 гг. на судах компании Г. И. Шелихова и И. Л. Голикова «горной науки унтер-офицер» Д. Тархов: «...[1]795-го году. по требованию на Кадьяк 6-го числа прибыл, 9-го числа на ложку с протчими лес добывал, [с] 12-го апреля до 15-го числа на соловарне ушатом рос[с]ол носил из моря, из оного варил соль, дрова рубил, на себе таскал и колол. С 15-го июня до 2-го числа находился в кузнице в работе — бил молотом боевым. 2-го числа в разных работах: ездил в байдарах за лесом и тесом, которой из лесу на себе носили сажен 4-х и 5-ти в отрубе от 8-ми и 10-ти верхов. для домовых построек и крепости. То ж за дровами, за угольем и в разные артели. <...> Претерпевал дожжи и разные [встречающиеся ненас[т]ья. И нередко трафляло иметь в пустых местах без приюту... У Г-на правителя (имеется в виду А. А. Баранов. — Е. К.) ослушным быть не мог находитца, кроме [как]
6 См.: Зуев А. С. Бечевин Иван Степанович // Энцикл. словарь по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск, 2012. Т. 1. С. 79.
7 См.: Майнов В. Н. Норденшельд и его последнее путешествие // Историч. вестн. СПб., 1880. Т. II. С. 268—392, 280—281.
8 См.: Резун Д. Я. Толстых Андреян // Энцикл. словарь по истории купечества. Т. 2. С. 321.
9 См.: Комлева Е. В., Резун Д. Я. Самойловы // Там же. Т. 2. С. 237.
10 См.: Гаврилова Н. И., Зуева Е. А. Трапезниковы // Там же. С. 327.
11 См.: Гаврилова Н. И., Резун Д. Я. Югов Емельян // Там же. С. 442.
12 См.: Щеглов И. В. Указ. соч. С. 186.
13 См.: Майнов В. Н. Указ. соч. С. 280—281.
с покорностию во всех ево повелениях. А от во-яжных принимал в оном великие притеснения, ругания с проклятием»1.
В первой половине XIX в. в деятельности сибирских купцов по освоению территории Северной Евразии появилось новое направление, связанное с поисками золота и других полезных ископаемых. Начавшаяся в 1830-х гг. золотая лихорадка, подтолкнула многих из них отправиться на поиски удачи в дебри сибирской тайги. Первооткрывателями золота стали верхотурские купцы А. Я. и Ф. И. Поповы. Последний в 1823— 1825 гг. снарядил для поиска золота в Мариин-скую тайгу 40 партий, сам участвовал в экспедициях и во время одной из них провалился в холодную воду, заболел чахоткой и умер2.
Со временем для изучения интересных с точки зрения добычи полезных ископаемых районов богатые купцы стали вкладывать деньги в финансирование крупных научно-исследовательских экспедиций под руководством профессиональных ученых. Так, крупный золотопромышленник, тарский, верхнеудинский и кяхтинский купец 1-й гильдии Я. А. Немчинов в 1885 г. профинансировал экспедицию И. А. Стриженова на Витимские пороги3.
Залежи каменной соли, угля, графита, золота, железных и медных руд в Туруханском крае удалось обнаружить благодаря усилиям выдающегося красноярского купца М. К. Сидорова, с конца 1850-х гг. ежегодно отправлявшего отряды для исследования низовьев Енисея. Поиском и разработкой природного сырья в северных районах Сибири занимались также енисейский купец П. М. Сотников, который первым решил наладить промышленную выплавку меди из норильских руд4, красноярские купцы Н. И. Савельев и Н. Н. Гада-лов5. Происходивший из купеческой семьи Красноярска горный инженер и предприниматель И. А. Лопатин изучал месторождения полезных ископаемых в Норильских горах, на Сахалине и Подкаменной Тунгуске6. Иркутские купцы Громовы вели поиск угля по рекам Алдан, Булун-кан и Вилюй7. Тобольский купец А. А. Сыромятников в 1892 г. снарядил и лично возглавил экспедицию на Северный Урал для поисков медной руды8. Енисейская купчиха В. А. Баландина стала
1 См.: Отдел рукописей РНБ. Ф. 550 (ОСРК). Q. IV. 311. Л. 3 об., 5.
2 См.: Поповы — сибирские купцы / Н. М. Дмитриенко, Т. С. Мамсик, Г. А. Ноздрин, Д. Я. Резун // Энцикл. словарь по истории купечества. Т. 2. С. 179.
3 См.: Жиров А. А. Немчиновы // Там же. С. 87.
4 См.: Башкатова З. В., Дацышен В. Г., Погребняк А. И. Сотниковы // Там же. С. 282.
5 См.: Зиновьев В. П., Киселев А. Г., Погребняк А. И. Савельевы // Там же. С. 233.
6 См.: Зиновьев В. П. Лопатины // Там же. Т. 1. С. 443.
7 См.: Зимина В. Ю., Гаврилова Н. И., Петров П. П. Громовы // Там же. С. 176.
8 См.: Сыромятниковы / З. В. Башкатова, В. В. Кирил-
лов, А. Г. Киселев, Т. В. Копцева // Там же. Т. 2. С. 300.
главным инициатором поиска каменного угля под Минусинском9.
Сделанные открытия, наряду с развитием промышленности в России и европейских странах, обусловили особую актуальность поиска надежного и дешевого транспортного сообщения, которое позволило бы с прибылью вывозить сибирское сырье за Урал.
Еще в дореформенный период предпринимались неоднократные, но безрезультатные попытки соединить Обской бассейн с Волжским: в 1815 г. купец Г. Ф. Зотов начал прокладывать канал между реками Топкой (приток р. Чусовой) и Решеткой, в 1839 г. рассматривался проект о соединении рек Чусовой и Сысерти10. В 1820— 1850-х гг. весьма настойчиво, но безрезультатно добивался получения привилегии на открытие порта на р. Печоре для развития «заморской торговли» и вологодский мещанин (в 1820-х гг. — купец, автор опубликованных в 1831 г. записок)
A. И. Деньгин11. В поданном в 1850 г. на имя Александра I проекте он перечислял выгоды, которые могли бы проистекать от реализации задуманного им плана: «.в необитаемом месте откроется торговый порт и устроится оный без всяких издержек со стороны казны; увеличится русский купеческий флот новым там кораблестроением и опытными моряками; сибирско-заморская торговля будет деятельно производить вывоз за границу невывозимых доселе сибирских, малоценных на месте, продуктов и товаров; малолюдная страна Печоры умножится народонаселением и обогатится заведением разных фабрик и заводов, от чего неминуемо возникнут там города, сооружатся храмы Господни, и торговля внутренняя и внешняя разовьется на Печоре к пользе и славе России»11.
В 1840-х гг. красноярский купец В. Н. Лат-кин совершил несколько путешествий по Уралу и Западной Сибири в поисках кратчайшего пути из Печоры в Обь и настойчиво добивался поддержки задуманного им предприятия со стороны правительства. Несмотря на удачный опыт вывоза Печорской компанией, одним из основателей которой он являлся, курейского графита на шхуне «Таз» к Печорскому порту и даже успешное участие в 1862 г. во Всемирной выставке в Лондоне, где экспонировались богатства Севера России, организовать постоянное сообщение между Енисеем и Печорским портом так и не удалось. Дело
B. Н. Латкина продолжил его сын Николай, изучавший сибирские пути сообщения, особенно выделяя при этом перспективы, связанные с открытием Северного морского пути в Сибирь12.
Об одной из таких попыток приводит сведения вышеупомянутый А. И. Деньгин, согласно
9 См.: Погребняк А. И., Комлева Е. В. Баландины // Энцикл. словарь по истории купечества. Т. 1. С. 46.
10 См.: Щеглов И. В. Указ. соч. С. 238.
11 См.: Отдел рукописей РНБ. Ф. 550 (ОСРК). д. II. 128. Л. 2—2 об.
12 См.: Зиновьев В. П., Комлева Е. В. Латкины // Энцикл. словарь по истории купечества. Т. 1. С. 428.
которому некоему «купцу Бранту в 1833 году была Всемилостивейше дарована двадцатипятилетняя привилегия для торговли с Сибирью морским путем чрез Карскую и Хайпутырскую губы (близ Печоры) и реку Енисей; но со смертию Бранта это предприятие осталось невыполнен-ным»1. Несмотря на энтузиазм предпринимателей, подобных Бранту, в начале 1870-х гг. в обществе господствовало мнение о невозможности сообщения с Сибирью по морю2.
М. К. Сидоров, будучи одним из наиболее активных сторонников открытия Северного морского пути между Сибирью и Европой, считал это «жизненным вопросом для Сибири и имеющим важное государственное значение»3. Для достижения поставленной цели он потратил более 1 700 тыс. руб.: снаряжал экспедиции, приобретал пароходы в бассейнах Оби и Енисея, обещал выдать премию в 2 тыс. фунтов стерлингов тому, кто первый пройдет из Европы в устье Оби или Енисея. Благодаря энергии М. К. Сидорова в 1874—1877 гг. наконец-то удалось совершить ряд удачных плаваний через Карское море и открыть морской путь в Обь и Енисей4.
За необходимость налаживания «прямых экономических связей Сибири с Западной Европой» через северные моря выступал и крупнейший тарский купец А. И. Щербаков. В 1880-х гг. он предпринял неудачную попытку доставить европейские товары на нанятых им в Лондоне четырех судах к Обской губе, где их должны были встретить нагруженные пшеницей баржи тюменских и томских купцов Тюфиных5. Сторонниками использования Северного морского пути для торговых связей Сибири с Европой были также: красноярские купцы П. И. Гада-лов, Е. Г. Гарин и Т. Д. Леонов, енисейский купец И. П. Кытманов, иркутский первогильдеец А. М. Сибиряков. Иркутская купчиха А. И. Громова после смерти мужа материально поддерживала экспедиции Э. Толля и Н. Норденшельда в Северный Ледовитый океан6.
Говоря об изучении Севера, нельзя не отметить тот вклад, который внесли в него богатейшие иркутские купцы — братья Александр Михайлович и Иннокентий Михайлович Сибиря-ковы, затратившие большие средства на финансирование целого ряда крупных северных научно-исследовательских экспедиций. В частности, они спонсировали экспедиции Н. Норденшельда, А. В. Григорьева, Дж. Де Лонга, Г. Н. Потанина.
1 Отдел рукописей РНБ. Ф. 550 (ОСРК). д. II. 128. Л. 12 об.
2 См.: Гончаров А. Е. Михаил Константинович Сидоров и неразрешенная проблема сибирского Севера // Енисейский Север: история и современность. Красноярск, 2011. Вып. 1. С. 76, 78.
3 См.: Там же. С. 81.
4 См.: Траектории проектов в высоких широтах. Новосибирск, 2011. С. 78—82.
5 См.: Щербаковы / З. В. Башкатова, Ю. М. Гончаров, А. А. Жиров, А. Г. Киселев, М. И. Корсакова // Энцикл. словарь по истории купечества. Т. 2. С. 438.
6 См.: Зимина В. Ю., Гаврилова Н. И., Петров П. П.
Указ. соч. С. 176.
За активную поддержку исследований А. М. Сибиряков был награжден шведским королем почетным Крестом Полярной Звезды, французским правительством — знаком отличия «Пальмовая ветвь», удостоен серебряной медали Императорского Русского географического общества. А. М. Сибиряков пытался найти и более экономичный сухопутный маршрут из европейской части России в Сибирь, выступал за соединение Сибири «посредством водных артерий и волок в единый хозяйственный организм», за открытие портов «для активизации внешней торговли Си-
бири»7.
Надо сказать, что предложения частных лиц по разным причинам далеко не всегда поддерживались властями, довольно часто смелые начинания отдельных купцов наталкивались на противодействие чиновников и оставались нереализованными. Безуспешно пытались добиться выделения земли для разработки Ухтинского месторождения нефти, каменного угля и горючих сланцев предприниматели Сидоров, Можаров и Ло-манов. М. К. Сидорову было отказано и в предложении на собственные средства соединить каналом реки Таз и Турухан, также было отклонено предложение за свой счет проложить железную дорогу между Печорой и Обью8.
Помимо северных областей во второй половине XIX в. сибирские купцы проявляли большой интерес к исследованию Дальнего Востока, что открывало новые перспективы для развития торговли. Предпринятые в этой области усилия восточносибирского генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского поддержали многие известные купцы: С. Ф. Соловьев, Н. М. Игумнов, А. В. Белоголовый, наследники Е. А. Кузнецова, П. И. Пахолков, П. И. Кузнецов9. Последний, будучи красноярским городским головой, в 1854 г. принял участие в организованном Н. Н. Муравьевым первом сплаве по Амуру10.
Вклад в изучение Центральной Азии внесли: нерчинский купец М. Д. Бутин, награжденный серебряной медалью Императорского Русского географического общества за предпринятую в 1870 г. «торгово-ученую экспедицию» из Нерчинска через Монголию в Пекин и Тяньц-зин11, забайкальские купцы Иннокентий и Александр Лушниковы, путешествовавшие по Монголии, составлявшие карты, собиравшие этнографический материал для музея Академии наук12.
7 Гаврилова Н. И. Купеческий род Сибиряковых: страницы истории. С. 72—80.
8 См.: Ноздрин Г. А. Сидоров Михаил Константинович // Энцикл. словарь по истории купечества. Т. 2. С. 261.
9 См.: Матханова Н. П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири середины XIX века: В. Я. Руперт, Н. Н. Муравьев-Амурский, М. С. Корсаков. Новосибирск, 1998. С. 169, 179—180.
10 См.: Сысоева Л. А. Во славу любезного Отечества: Семья Кузнецовых в истории Красноярска и России. Красноярск, 2010. С. 58.
11 См.: Зуев А. С. Бутин Михаил Дмитриевич // Энцикл. словарь по истории купечества. Т. 1. С. 103.
12 См.: Лушниковы / В. Ю. Зимина, Г. А. Ноздрин, А. В. Старцев, З. В. Башкатова // Там же. С. 447.
Выходец из семьи иркутских купцов геолог и горный инженер С. П. Перетолчин неоднократно лично принимал участие в научных экспедициях по Сибири и Монголии, в одной из которых и погиб1. Бийский купец И. П. Котельников, пионер русской торговли в Северо-Западной Монголии, владевший монгольским языком, был знаком с Н. М. Ядринцевым и Г. Н. Потаниным, вел с ними переписку, обменивался литературой, помогал последнему в пересылке газет в экспедиции по северо-западным округам Монголии2. Бийские купцы Н. И. Ассанов, А. Д. Васенев и Г. Г. Бодунов в 1910 г. финансировали монгольскую экспедицию профессоров Томского университета М. И. Боголепова и М. Н. Соболева3. А. Д. Васенев оказывал также помощь многим отечественным и зарубежным востоковедам, состоял в переписке с Г. Н. Потаниным, Д. А. Кле-менцем, А. М. Поздеевым, Жаном Шаффанжо-ном, У. Рокхилем и другими учеными и путешественниками, приобретал для них китайские и монгольские документы4. Минусинский купец Г. П. Сафьянов, крупнейший предприниматель в Туве, «граф урянхайский», как его именовали современники, выезжал с дипломатическими заданиями в Ургу, Улясутай, помогал исследователям Ф. Я. Кону, М. Н. Соболеву, М. И. Боголепо-ву, Г. Н. Потанину, А. В. Адрианову, П. Н. Крылову, Г. Е. Грум-Гржимайло, В. М. Родевичу, Н. Ф. Катанову, Д. А. Клеменцу5. Иркутский и кяхтинский купец М. А. Коковин поддерживал экспедиции Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, В. А. Обручева6.
Расширение кругозора и интересов купцов, многие из которых во второй половине XIX в. получали высшее образование в лучших вузах России и Западной Европы, их отход от узко прагматических целей — все это проявилось и в таких сферах, связанных с изучением Северной Евразии, как геология, история, археология, этнография, биология. Развитию научных исследований во многом способствовали всероссийские и региональные научные сообщества, членами которых становились сибирские купцы: Императорское Русское географическое общество, его Восточно-Сибирский и ЗападноСибирский отделы, Московское общество сельского хозяйства, Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, Московское археологическое общество, Общество исследователей Западной Сибири, Томское церковное историко-археоло-
1 См.: Зуева Е. А. Перетолчины // Энцикл. словарь по истории купечества. Т. 2. С. 149.
2 См.: Старцев А. В., Зимина В. Ю. Котельников Иван Петрович // Там же. Т. 1. С. 361.
3 См.: Старцев А. В. Асановы // Там же. С. 28.
4 См.: Старцев А. В. Васенев Алексей Данилович // Там же. С. 112.
5 См.: Зиновьев В. П. Сафьяновы // Там же. Т. 2. С. 240—241.
6 См.: Коковины / В. В. Бараев, А. С. Зуев, Е. А. Зуева,
В. А. Скубневский // Там же. Т. 1. С. 325.
гическое общество, Петербургское общество изучения Сибири и улучшения ее быта.
Некоторые высокообразованные купцы на первое место среди своих занятий ставили увлечение литературой, наукой, коллекционированием, а предпринимательство рассматривали лишь как средство обеспечить свою семью и реализовать намеченные планы. Именно так поступал знаменитый ачинский, минусинский, красноярский и петергофский купец и библиофил Г. В. Юдин, тративший заработанные деньги на путешествия и коллекционирование книг и исторических материалов7. Другой пример широко эрудированного и любознательного купца — житель Енисейска А. И. Кытманов, проявивший себя в области геологии, истории, ботаники и ставший одним из организаторов Енисейского краеведческого музея8.
Особенную популярность во второй половине XIX в. приобрели археологические изыскания. Купцы не только финансировали и организовывали археологические экспедиции, но и лично принимали в них участие. Раскопками занимались тарский купец Е. И. Малахов9, верхнеудин-ский М. Г. Шевелев10, красноярский И. П. Кузнецов-Красноярский11. Собранные представителями сибирского купечества экспонаты впоследствии пополнили фонды сибирских краеведческих музеев. В области археологии проявили себя и вышедшие из купеческой среды выдающиеся исследователи Сибири: уже упоминавшийся И. Л. Лопатин, а также И. Т. Савенков, Н. М. Ядринцев.
На протяжении второй половины XVIII — XIX в. представители сибирского купечества внесли большой вклад в изучение и освоение различных районов Северной Евразии. Недаром имена некоторых из них увековечены на географических картах: в честь самого богатого жителя Иркутска середины XVIII в. — И. С. Бечевина — назван залив на Аляске, фамилии енисейских купцов П. Е. Фунтосова и П. М. Сотникова можно увидеть на лоцманской карте Енисея, именем красноярского купеческого сына, ставшего горным инженером, И. А. Лопатина названы гора на о. Сахалин и мыс Лопата, фамилию якутского купца Ивана Ляхова по указу Екатерины II получили острова в Северном Ледовитом океане, а о А. М. Сибирякове напоминает остров в Енисейском заливе. При этом основным стимулом для представителей частного капитала выступала их заинтересованность в получении прибыли от
7 См.: Юдины / Ю. М. Гончаров, А. А. Жиров, А. Г. Киселев, Е. В. Комлева, А. И. Погребняк, В. Н. Разгон, Д. Я. Резун // Энцикл. словарь по истории купечества. Т. 2. С. 444.
8 См.: Кытмановы / А. И. Погребняк, А. С. Зуев, Е. В. Комлева, О. Н. Разумов // Там же. Т. 1. С. 412.
9 См.: Жиров А. А. Малахов Ефим Иванович // Там же. Т. 2. С. 12 ; Жук А. В. Очерк истории археологического изучения территории Омской области в ее нынешних границах до начала 1960-х годов // Источники по археологии Западной Сибири. Сургут, 2005. С. 12.
10 См.: Мамсик Т. С., Резун Д. Я. Шевелевы // Энцикл. словарь по истории купечества. Т. 2. С. 413.
11 См.: Сысоева Л. А. Указ. соч. С. 72.
добычи пушнины, разработке залежей полезных ископаемых, освоении новых рынков сбыта. Однако с течением времени, по мере повышения культурно-образовательного уровня купцов и расширения круга их интересов, в побуждающих их мотивах все большую роль начинает играть стремление к просветительской и научной деятельности. В значительной степени благодаря усилиям купцов и выходцев из купеческих семей на территории Сибири в XIX в. начали быстрыми темпами развиваться история, археология, этнография, геология, музейное дело. Огромное значение имели и их усилия, направленные на ис-
следование водных и сухопутных коммуникаций и открытие Северного морского пути. В трудном деле изучения новых и малоисследованных земель проявлявшим инициативу купцам нередко приходилось сталкиваться с противодействием местных властей, идти наперекор обстоятельствам, и многих из них на этом пути ожидали лишь разочарование и разорение. И все же в значительной мере именно благодаря энтузиастам из купеческой среды за полтора столетия в исследовании и описании пространств Северной Евразии удалось достичь впечатляющих результатов, в последующем развитых в XX в.
E. V. Komleva
CONTRIBUTION OF SIBERIAN MERCHANTS TO THE STUDY OF THE TERRITORY OF NORTHERN EURASIA (THE SECOND HALF OF 18TH — 19TH CENTURY)
The article is analyzed the role of the Siberian merchantry in the discovery and study of new and scantily explored territories of Northern Eurasia in the second half of 18th — 19th century. The motives of merchants' vigorous activities in this field are considered. It's shown how the forms of participation of merchants in the study of new lands have changed with time: from the voyages on vessels to the organization, supporting and implementation of large research expeditions under the guidance of professional scientists. Attention is focused not only on well-known personalities, but also on those whose names have almost been forgotten.
Keywords: Siberian merchantry, Northern Eurasia, study of the region, commercial and research expeditions, Northern sea route, interaction with the authorities.