Научная статья на тему 'Вклад губернатора И. Ф. Щербатского в развитие образования в Уфимской губернии'

Вклад губернатора И. Ф. Щербатского в развитие образования в Уфимской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУБЕРНАТОР / GOVERNOR / И. Ф. ЩЕРБАТСКИЙ / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / UFA PROVINCE / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / ГИМНАЗИЯ / GYMNASIUM / I. F. SHCHERBATSKIY / NORMAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кантимирова Резида Ильгизаровна

В данной статье рассматривается деятельность уфимского губернатора И. Ф. Щербатского (1873-1876 гг.) в области образования. В ходе исследования автор приходит к выводу, что чиновник для повышения грамотности населения предлагал открыть в губернии ряд учебных заведений: реальные училища, гимназии, прогимназии. Причины задержки в развитии образования уфимский губернатор видел в отсутствии грамотных учителей, для решения этой проблемы он предлагал открыть учительскую семинарию. Губернатор оказывал поддержку сельским школам, а также учебным заведениям в башкирских селениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOVERNOR I. F. SHCHERBATSKIY’S CONTRIBUTION INTO EDUCATION DEVELOPMENT IN UFA PROVINCE

The article examines the activity of Ufa governor I. F. Shcherbatskiy (1873-1876) in the sphere of education. The author concludes that the official proposed to open a number of educational institutions in the province (non-classical secondary schools, gymnasia, pro-gymnasia) with a view to raise the literacy level of the population. According to Ufa governor, the lack of competent teachers was the basic motive for delay in education development. To solve this problem he proposed to open a normal school. The governor gave assistance to rural schools and to educational institutions in Bashkir settlements.

Текст научной работы на тему «Вклад губернатора И. Ф. Щербатского в развитие образования в Уфимской губернии»

Кантимирова Резида Ильгизаровна

ВКЛАД ГУБЕРНАТОРА И. Ф. ЩЕРБАТСКОГО В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ

В данной статье рассматривается деятельность уфимского губернатора И. Ф. Щербатского (1873-1876 гг.) в области образования. В ходе исследования автор приходит к выводу, что чиновник для повышения грамотности населения предлагал открыть в губернии ряд учебных заведений: реальные училища, гимназии, прогимназии. Причины задержки в развитии образования уфимский губернатор видел в отсутствии грамотных учителей, для решения этой проблемы он предлагал открыть учительскую семинарию. Губернатор оказывал поддержку сельским школам, а также учебным заведениям в башкирских селениях. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/5/24.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 5(67) C. 96-99. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 433.908

Исторические науки и археология

В данной статье рассматривается деятельность уфимского губернатора И. Ф. Щербатского (1873-1876 гг.) в области образования. В ходе исследования автор приходит к выводу, что чиновник для повышения грамотности населения предлагал открыть в губернии ряд учебных заведений: реальные училища, гимназии, прогимназии. Причины задержки в развитии образования уфимский губернатор видел в отсутствии грамотных учителей, для решения этой проблемы он предлагал открыть учительскую семинарию. Губернатор оказывал поддержку сельским школам, а также учебным заведениям в башкирских селениях.

Ключевые слова и фразы: губернатор; И. Ф. Щербатский; Уфимская губерния; деятельность; учительская семинария; гимназия.

Кантимирова Резида Ильгизаровна, к.и.н., доцент

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета kantimirova. rezida@mail. гы

ВКЛАД ГУБЕРНАТОРА И. Ф. ЩЕРБАТСКОГО В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ

Уфимская губерния в разное время была под управлением многих незаурядных и неоднозначных начальников. Как и по всей России, это были губернаторы. С 1865 по 1917 годы из 14 руководителей края никто не пребывал в должности больше 6-7 лет [11, д. 428, л. 21]. Среди уфимских губернаторов были как военные (генерал-майор Л. Е. Норд и генерал-лейтенант И. Н. Соколовский), так и штатские - крупные гражданские чиновники и опытные администраторы. В 1873-1875 годы должность уфимского губернатора исполнял И. Ф. Щербатский, личность, достойная описания.

Ипполит Федорович Щербатский родился в 1827 году в дворянской семье и получил образование в Пажеском корпусе в Санкт-Петербурге. После окончания учебы 2 августа 1843 года он вступил в службу и был произведен в корнеты. В том же году получил звание поручика [8, д. 243, л. 2].

В 1849 году поручик И. Ф. Щербатский «находился в походах по случаю войны с Венгрией». Был участником и Крымской войны 1853-1856 годов. В военной службе преуспел и сделал карьеру. В 1859 году за особые заслуги ему было присвоено офицерское звание полковника. С 7 марта 1859 года по 24 апреля 1861 года И. Ф. Щербатский находился в отставке. Но впереди у него было немало ратных дел. С 60-х годов он служит в Царстве Польском [9, с. 604]. В то время в его семье происходят знаменательные события. В Польше в городе Кельни у Ипполита Федоровича и его супруги Екатерины Аполлинариевны рождается сын Федор (1866-1942), который станет известным исследователем буддийской философии и приват-доцентом кафедры санскритологии Санкт-Петербургского университета. В семье Щербатских позже появятся еще один сын и три дочери. Глава семейства дал всем детям прекрасное домашнее образование. Его сын Федор в совершенстве владел немецким, английским и французским языками. Дочь Мария станет женой С. Е. Крыжановского, государственного секретаря Российской империи начала XX века.

13 января 1870 года по Царству Польскому И. Ф. Щербатский был произведен за отличную службу в действительные статские советники [7, д. 32, л. 2]. За труды по устройству крестьян в Польше он был удостоен золотой медали. В память об усмирении польского мятежа (1863-1864 годы) получил в награду бронзовую медаль [3, д. 1438, л. 1-13]. 13 января 1870 года И. Ф. Щербатский был возведен в чин действительного статского советника. А с 1 января 1871 года он был причислен к Учредительному комитету.

Согласно указу от 2 марта 1873 года И. Ф. Щербатский был назначен уфимским губернатором с жалованием в 4600 рублей в год. И новый губернатор с семьей поселяется в Уфе на Губернаторской улице. Современники описывали его как высокого стройного брюнета, с усами и длинными «питерскими» бакенбардами [4, с. 25].

Будучи уфимским губернатором, И. Ф. Щербатский обозначил социально-экономические проблемы региона и определил пути их решения. Несмотря на то, что губерния обладала огромными пространствами, богатыми лесами, залежами руд, писал чиновник, горнозаводское дело развивалось недостаточно, а в фабричной промышленности наблюдался застой. Государственный деятель отмечал, что в губернии не было достаточного количества предприимчивых дельцов и мастеровых людей. Местные землевладельцы и заводчики не могли заниматься горным делом из-за того, что не имели крупных капиталов. Для улучшения социально-экономического состояния региона чиновник предлагал провести через Уфимскую губернию железнодорожные линии. Также он вел деятельность по взиманию казенных сборов и выкупных платежей, ходатайствовал о наделении заводского населения земельными наделами, что помогло бы в определенной степени решить проблему с голодом. Для улучшения обстановки в губернии указывал на необходимость принятия мер по совершенствованию полицейских органов.

Детально изучив состояние народного здравия в губернии, чиновник ходатайствовал об увеличении штата врачей и фельдшеров в губернии, предложил расширить больницы, открыть в них приемные покои [5, с. 94-98]. Особо выделял чиновник вопросы общественного крестьянского управления и отмечал недостатки, обусловленные, главным образом, низким уровнем образования и бедностью населения.

В сложившихся условиях, как считал губернатор, решить многие проблемы возможно при условии принятия определенных мер по повышению уровня образования населения Уфимской губернии. Он предлагал ввести обязательное изучение русского языка для всего многонационального населения Уфимской губернии. Здесь проживали представители более 20 народностей: башкиры, русские, татары, мари, чуваши, удмурты, мордва, поляки, латыши, немцы, евреи, эстонцы, туркмены и другие.

Во второй половине XIX века к местным заведениям и учреждениям министерства народного просвещения относились начальные, средние и профессиональные школы, а с 1874 г. - мектебы и медресе. Школьная политика правительства России в Уфимской губернии вела, с одной стороны, к расширению государственной сети школ, а с другой - к «огосударствлению» национальных школ - мектебов и медресе и подчинению их интересам государства. Расширение государственной школьной сети в крае шло путем учреждения так называемых «русско-инородческих» школ для местного населения и организации учебных заведений для пришлого нерусского населения. В основу организации школ для нерусских народов легла педагогическая система Н. И. Ильминского, направленная на усиление идеологического воздействия самодержавия на «инородцев» и подготовку из них преданных чиновников для проведения колониальной политики [10, с. 36-52].

В Оренбургском учебном округе в 1875 году была учреждена должность инспектора татарских, башкирских и казахских школ. Особое внимание инспектор обращал на открытие при мектебах и медресе, так называемых, русских классов. Положением от 25 мая 1874 года на училищные советы было возложено «попечение об удовлетворении потребностей населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном направлении оного». Этим же законом для заведования учебной частью народных училищ в каждой губернии была создана дирекция народных училищ, состоящая из директора и двух, подчиненных ему, инспекторов. На училищные советы возлагались управление начальными учебными заведениями, согласование деятельности различных ведомств по народному образованию.

В 1874-1875 годах в Оренбургском учебном округе была образована Уфимская дирекция народных училищ. Направление обучения правительственные чиновники сводили к воспитанию юношества в духе православия и верноподданичества. Одна из главных задач новообразованной школьной администрации в губернии состояла в усилении «христианизаторско-цивилизаторской» роли правительства среди местных народов путем увеличения числа прочно организованных русско-национальных школ [Там же, с. 44-45].

Уфимский губернатор И. Ф. Щербатский полностью поддерживал правительственный курс в вопросах народного образования и проводил русификаторскую политику среди местного населения. В 1874 году чиновник писал в отчете государю, что в Уфимской губернии необходимо открывать школы, прежде всего среди языческого населения, а оно было многочисленное - 74 000 человек. Языческое население, утверждал губернатор, окружено мусульманами и быстро осваивает исламскую религию. Поэтому начальник края предлагал вести политику сближения народа с началами русской христианской цивилизации, чтобы помешать распространению ислама среди язычников. Попечитель Оренбургского ученого округа собирал сведения о том, насколько подвержено влиянию мусульманской пропаганды языческое население, чтобы в дальнейшем воспрепятствовать этому процессу.

Однако с 1865 по 1874 годы в Уфимской губернии в православие из язычников обратился всего 81 человек. Губернатор твердо был убежден в том, что «чтобы внести свет христианства в темные массы языческого населения, существенно необходимо предварительно подготовить его к сознательному усвоению христианских истин, необходимо поднять умственный и нравственный уровень путем постепенного сближения с началами русского образования и христианской цивилизации вообще» [11, д. 1680, л. 10-11].

Государственный деятель считал, что главными причинами, которые тормозили развитие народного образования в губернии, были: недостаток финансовых средств в селениях и городах, отсутствие опытных и способных учителей для народных школ и специального учебного надзора за народными школами. В 1873 году губернатор указывал, что народное образование не удовлетворяет потребности населения в получении образования и не поддерживает его стремление к просвещению, так как в губернии не хватало учреждений образования, в частности, насчитывалась всего 151 начальная школа, в которых обучалось 5 528 учеников [Там же, д. 1679, л. 99].

Больше всего учебных заведений среди городов губернии к 1873 году функционировало в Уфе: две гимназии, одна семинария, три училища (два приходских, уездное и городское), а также инородческая учительская семинария и миссионерская школа для детей язычников. В Мензелинске в 1873 году действовали две прогимназии, два училища (уездное и приходское). В Бирске женское население обучалось в прогимназии, а еще были три училища (уездное и два приходских). Стерлитамак имел свое городское училище, а Белебей - приходское училище. В Златоусте с населением 17 600 человек действовало окружное училище и школы -две частные, заводская, женская, единоверческая и немецкая. Но губернатор считал, что для населения Златоуста этих учебных заведений недостаточно и настаивал на открытии новых. Чиновник предлагал учредить здесь еще реальное училище или гимназию. В 1873 году было представлено ходатайство о преобразовании окружного училища в Златоусте в прогимназию или реальное училище в каменном здании бывшего заводского госпиталя [Там же, л. 100]. Но ходатайство было оставлено без внимания. В Златоустовском уезде потребность в начальном и среднем образовании ощущалась сильнее, потому что здесь существовала значительная прослойка зажиточных крестьян, мещан, заводских чиновников и служащих. Поэтому на очередном земском собрании был вновь поднят вопрос об учреждении в Златоусте гимназии или реального училища. В результате управе было поручено разработать план организации ремесленного четырехклассного городского училища. Позже в Златоусте были открыты ремесленное, а затем и четырехклассное городское училища [2, с. 68].

Преобразования коснулись и Стерлитамака. В 1873 году начальник губернии предложил преобразовать здешнее приходское училище в четырехклассное городское училище. В 1874 году Стерлитамакское двухклассное

училище ходатайствовало перед правительством об учреждении мужской прогимназии для того, чтобы при содействии земских учреждений преобразовать прогимназию в классическую гимназию [6, д. 3794, л. 7].

В 1875 году Стерлитамакское уездное земское собрание совместно с местными органами самоуправления ходатайствовало об открытии в городе четырехклассной мужской прогимназии, выделив на постройку здания 4 000 рублей и взяв обязательство ежегодно отпускать на содержание 3 000 рублей. Министерство просвещения со своей стороны обязалось выделять с 1876 года на содержание Стерлитамакской прогимназии 7 550 руб. в год [11, д. 1680, л. 8].

С 70-х годов XIX в. правительство страны стало больше внимания уделять организации педагогического образования в стране. Широкая общественная, прежде всего земская, инициатива в этой области вынудила Министерство просвещения открыть государственные педагогические учебные заведения [10, с. 132]. Губернатор Уфимской губернии также считал, что одной из причин, «задержавших распространение и успех народного образования в губернии, было отсутствие опытных и способных учителей для народных школ, которые в большинстве малограмотные и совершенно неспособны к разумному ведению школьного дела».

В 1873 году И. Ф. Щербатский и уфимское губернское земское собрание ходатайствовали об учреждении в Уфимской губернии учительской семинарии. В результате доклада министра просвещения император Александр II 11 октября 1875 года повелел открыть учительскую семинарию в селе Елизаветино Белебеев-ского уезда. Уфимское губернское земское собрание назначило 10 стипендиатов для обучения в этой семинарии. В том же году Уфимское губернское земское собрание ходатайствовало об открытии педагогических курсов при Благовещенском училище с расходом 5 060 руб. в год [6, д. 3857, л. 7]. Благовещенская учительская семинария была открыта в 1876 году [10, с. 132].

В плачевном состоянии находились сельские школы, которые существовали исключительно за счет скудных средств крестьян. У них не хватало помещений, учебников, классной мебели. Изучив обстановку, И. Ф. Щербат-ский отмечал, что «неудовлетворительное положение народного образования в Уфимской губернии, в особенности в сельском населении, побудило меня обратиться ко всем лицам, стоящим во главе городских и крестьянских управлений, и к самим обществам с приглашением об учреждении училищ и народных школ. Такое приглашение встречено было сочувственно и с полным осознанием пользы и необходимости учреждения в настоящее время училищ. Сочувствие это выразилось в приговорах многих обществ и пожертвованиях» [6, д. 3726, л. 104].

Особенно заметна деятельность земских органов Уфимской губернии, направленная на развитие образования. Земства выделяли бюджетные средства на благоустройство школ, земские органы пытались лучше организовать учебный процесс, влиять на качество и содержание обучения [2, с. 59]. В 1875 году Мензелинское земское собрание ассигновало по 2 000 рублей ежегодного пособия на учреждения женской прогимназии. Бирское и Белебеевское земские собрания выделили по 500 рублей на содержание пансиона в Полежаев-ском приюте для бедных гимназистов и 800 рублей - Уфимскому попечительному комитету о бедных на благоустройство помещения приюта. Уфимский губернский предводитель дворянства В. А. Новиков ходатайствовал о покупке двухэтажного дома на 50-70 учащихся [1, с. 11]. В целом, в 1875 году губернскими и уездными земскими собраниями на народное образование было ассигновано 101 702 рубля [6, д. 3857, л. 9].

В 1873 году в башкирских селениях для строительства школьных учреждений с преподаванием русского языка были пожертвованы участки вотчинной земли площадью в 15 357 десятин. В том же году было потрачено 11 000 руб. для обучения воспитанниц и воспитанников из числа башкирского населения в гимназиях, прогимназиях, уездных и приходских училищах [11, д. 1679, л. 105]. Кроме того, в 1874 году 40 русских, инородческих и башкирских обществ заявили ходатайства об открытии школ и училищ за собственный счет и частично за счет правительства. Губернатор И. Ф. Щербатский все ходатайства направил в Министерство просвещения, но многие из них не получили денежных средств.

Таким образом, уфимский губернатор считал, что многие социально-экономические проблемы можно решить, повышая уровень образования населения в губернии. Он предлагал открыть в губернии ряд учебных заведений: реальные училища, гимназии, прогимназии, учительскую семинарию. Начальник края проводил политику против распространения мусульманской веры среди языческого населения, им ставилась цель - сближение народа с основами русской христианской цивилизации, воспитание юношества в духе православия и верноподданичества. Местным властям предписывалось открывать новые учебные заведения только с обязательным изучением русского языка, что ущемляло права других национальностей. При этом действия губернатора имели большое значение для повышения грамотности населения.

Список литературы

1. Адрес-календарь служащих в Уфимской губернии: к памятной книжке Уфимской губернии / сост. П. Г. Рязанцев. Уфа, 1873. 11 с.

2. Азаматова Г. Б. Уфимское земство (1874-1917): социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. Уфа: Гилем, 2005. 252 с.

3. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 6. Оп. 6.

4. Добротворский П. Губернаторская ревизия (из истории голодных годов). Уфа: Печатня И. К. Блохина, 1907. 39 с.

5. Кантимирова Р. И., Павлова О. С. Деятельность уфимского губернатора И. Ф. Щербатского по развитию медицины в крае // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11 (65). Ч. 2. С. 94-98.

6. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1263. Оп. 1.

7. РГИА. Ф. 1284. Оп. 49.

8. РГИА. Ф. 1284. Оп. 50.

9. Список гражданским чинам 4 класса. Исправлен по 1 октября 1880 г. СПб.: Тип. Правительствующего Сената, 1897. 1011 с.

10. Фархшатов М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в. М.: Наука, 1994. 144 с.

11. Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. 9. Оп. 1.

THE GOVERNOR I. F. SHCHERBATSKIY'S CONTRIBUTION INTO EDUCATION DEVELOPMENT IN UFA PROVINCE

Kantimirova Rezida Il'gizarovna, Ph. D. in History, Associate Professor Sterlitamak Branch of Bashkir State University kantimirova. rezida@mail. ru

The article examines the activity of Ufa governor I. F. Shcherbatskiy (1873-1876) in the sphere of education. The author concludes that the official proposed to open a number of educational institutions in the province (non-classical secondary schools, gymnasia, pro-gymnasia) with a view to raise the literacy level of the population. According to Ufa governor, the lack of competent teachers was the basic motive for delay in education development. To solve this problem he proposed to open a normal school. The governor gave assistance to rural schools and to educational institutions in Bashkir settlements.

Key words and phrases: governor; I. F. Shcherbatskiy; Ufa province; activity; normal school; gymnasium.

УДК 7.07

Искусствоведение

Статья посвящена рассмотрению феномена появления женской драматургии в период застоя в результате актуализации в творческих интенциях писательниц желания вступить в диалог с художниками-мужчинами. Использованные в исследовании гендерный подход и метод сопоставительного анализа творчества драматургов и драматургесс позволили выявить специфику идейного содержания и эмоциональный настрой женской драмы 70-80-х годов XX века, а также показать их жесткую обусловленность смыслами, заложенными в мужском творчестве.

Ключевые слова и фразы: гендерный диалог; драматургическое творчество; драматурги; драматургессы; женская судьба.

Карпова Татьяна Николаевна, к. искусствоведения

Ярославский государственный театральный институт tatiana-n-karpova@rambler. гы

ЖЕНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ ПЕРИОДА ЗАСТОЯ В АСПЕКТЕ ТЕНДЕРНОГО ДИАЛОГА

Женская драматургия периода застоя, представленная творчеством Л. Петрушевской, Л. Разумовской,

A. Соколовой, Н. Садур, Н. Птушкиной, Л. Улицкой, осознаваемая сейчас как безусловный культурный феномен, заявила о себе на рубеже 60-70-х годов прошлого столетия после долгого, полувекового, перерыва.

Ее появление было вызвано целым рядом причин, важнейшей из которых видится актуализация в сознании писательниц диалогического фактора, спровоцировавшего их желание вступить в диалог с художниками-мужчинами. Из выделенных М. М. Бахтиным разновидностей творческой активности - «вопрошающей, провоцирующей, отвечающей, соглашающейся, возражающей» [9, с. 310] - в женском драматургическом творчестве периода застоя превалировали отвечающая и возражающая.

Заявляя свою позицию как полемичную по отношению к мужской точке зрения, драматургессы изначально выступали в возникшем гендерном диалоге в роли адресата - не они, а мужчины явились инициаторами этой творческой дискуссии. То есть женская драматургия эпохи застоя есть ответ драматургесс драматургам.

Как следует из содержания пьес, созданных писательницами в 70-80-е годы XX века, объектом диалога с авторами-мужчинами стал тот ракурс, в котором дан образ женщины и ее судьба в мужской драме периодов оттепели и застоя.

Артефакты творчества мужчин 60-80-х годов XX века, фокусирующих внимание на обозначенной, «женской», проблематике, многочисленны. Наиболее показательными из них являются пьесы «Вечно живые»

B. Розова, «Иркутская история», «Мой бедный Марат», «Победительница» А. Арбузова, «Сто четыре страницы про любовь», «Чуть-чуть о женщине» Э. Радзинского, «Варшавская мелодия» Л. Зорина, «Фабричная девчонка», «Старшая сестра» А. Володина; театральные постановки «Медея» Н. Охлопкова, «Идиот» Г. Товстоногова, «Сто четыре страницы про любовь» А. Эфроса; киноэкранизации «Анна Каренина» А. Зархи, «Идиот» И. Пырьева, «Старшая сестра», «Еще раз про любовь» Г. Натансона, «Женщины» П. Любимова и другие.

Художники-мужчины, создав произведения о женщине, попытавшись выразить свое видение ее характера, судьбы, взаимоотношений с мужчиной, представили определенное творческое высказывание, суть которого возможно сформулировать в ряде положений, а именно:

1) женщина, преодолев все перипетии судьбы, всегда (или почти всегда) обретает личное счастье (см. «Старшая сестра» [12], «Пять вечеров» [11] А. Володина, «Иркутская история» [2], «Мой бедный Марат» [3]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.