Научная статья на тему 'Вклад Георгия Константиновича Праве в становление музейного дела в городе Ставрополе (начало XX века)'

Вклад Георгия Константиновича Праве в становление музейного дела в городе Ставрополе (начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интеллигенция / автобиография / структура музея / виды деятельности музея / музей учебных наглядных пособий / Intelligentsia / consolidation / autobiography / museum structure / museum activities / museum of educational visual aids / conceptual basis

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чесняк Марина Геннадьевна

Проводится анализ становления Г. К. Праве, как организатора музея и основоположника музейного дела в российском губернском городе начала XX века, определившего структуры и основные направления деятельности ставропольского музея. Автобиографические сведения представляют интерес для исследователей развития музейного дела в Майкопе, Ейске, Кропоткине, Краснодаре, Астрахани и Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF GEORGI KONSTANTINOVICH RIGHT TO THE ESTABLISHMENT OF MUSEUM WORK IN STAVROPOL (EARLY 20TH CENTURY)

The author analyzes the formation of G.K. Prave as the organizer of the museum and the founder of museum business in the Russian provincial city of the early 20th century. He laid the foundations of the structure and the main activities of the Stavropol museum. Autobiographical information is of interest to researchers of the development of museum business in Maikop, Eisk, Kropotkin, Krasnodar, Astrakhan and Moscow.

Текст научной работы на тему «Вклад Георгия Константиновича Праве в становление музейного дела в городе Ставрополе (начало XX века)»

RAR УДК 069 ББК 79

10.34685/HI.2020.28.1.009

ВКЛАД ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ПРАВЕ В СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В ГОРОДЕ СТАВРОПОЛЕ (НАЧАЛО XX ВЕКА)

Чесняк Марина Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, заведующий отделом культурно-образовательной деятельности и приёма посетителей, ГБУК СК «Ставропольский государственный музей-заповедник»,

e-mail: mchesnyak@mail.ru

Аннотация

Проводится анализ становления Г. К. Праве, как организатора музея и основоположника музейного дела в российском губернском городе начала XX века, определившего структуры и основные направления деятельности ставропольского музея. Автобиографические сведения представляют интерес для исследователей развития музейного дела в Майкопе, Ейске, Кропоткине, Краснодаре, Астрахани и Москве. .

Ключевые слова

Интеллигенция, автобиография, структура музея, виды деятельности музея, музей учебных наглядных пособий.

В начале XX века музеи создавались во многих российских городах. У истоков стояли энтузиасты, яркие личности, заложившие базис будущего развития.

В рамках статьи описаны результаты исследования, проведенного на основе изучения мировоззренческого и профессионального становления личности Георгия Константиновича Праве (1862-1925 гг.) - одного из основателей музейного дела в конце XIX - начале XX века на Юге России. Новизна исследования состоит в культурологическом подходе к анализу истории создания музея и развития музейного дела в Ставрополе. Источниковой базой исследования послужили материалы фонда Ставропольского государст-венного музея-заповедника.

Детско-юношеский период отражен Г. К. Праве в автобиографии (1925 г.), хранящейся в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника. (Фото 1).

Фото 1. Георгий Константинович Праве в рабочем кабинете (фонд Ставропольского государственного музея-заповедника).

71

Уроженец Петербурга, Георгий Константинович вспоминал занятия отца, губернского секретаря Санкт-Петербургского воспитательного дома, связанные с изготовлением восковых географических карт и моделей из дерева. Запомнившимися из детства книгами были: «Чудный домик» о строении человеческого тела, «Дядя и племянник» об устройстве зоологического сада из папье-маше-фигурок. В девять лет, под руководством отца, Праве собрал и оформил коллекцию насекомых. В 12-летнем возрасте, по воле случая, он получил доступ к библиотеке князя Урусова, и чтение книг расширило круг его инте-ресов1. Так семейное воспитание заложило основы личности будущего музейщика.

Важную роль в педагогической направленности мировоззрения Праве сыграло обучение в Санкт-Петербургском коммерческом училище, включавшее курс по русской, французской, немецкой и английской литературе, химии и политической экономии. С признательностью вспоминал Г. К. Праве педагогов: Животовского, применявшего в обучении учебные наглядные пособия, профессора зоологии Э.К. Брандта, доктора ботаники А.Ф. Зельгейма, профессора словесности В. Д. Смирнова. По итогам обучения Георгий Константинович получил похвальный лист и звание кандидата коммерции, что давало ему право преподавания «коммерческих предметов» в средних учебных заведениях.

Георгий Константинович писал: «С детских лет и до окончания училища я постоянно пользовался малейшей возможностью посещать Зоологический музей Академии Наук и Сельскохозяйственный музей в Соляном городке, где получил очень много пригодившихся мне впоследствии знаний»2.

В Зоологическом музее Академии Наук экспозиции и выставки в то время отражали путешествия А. Д. Нордмана по Кавказу, К.М. Бэра - на Новую Землю и в Русскую Лапландию, И.Г. Вознесенского - по Дальнему Востоку и Северной Америке, А. Ф. Миддендорфа - по Восточной Сибири, Л.И. Шренка - по Амурскому краю и Сахалину,

1 Автобиография Георгия Константиновича Правее [Текст]// Материалы по изучению Ставропольского края. Выпуск 5. // Тр. / Ставропольский краевой музей и общество краеведения. Ставрополь : Ставропольское книжное издательство, 1953. С. 191-199.

2 Там же.

Н. А. Северцова - к Аральскому морю3. Возможно эти впечатления послужили тому, что Г. К. Праве будет собрана коллекция чучел животных, обитающих на различных материках, в морях и океанах. Ценными экспонатами станут работы препаратора-натуралиста, художника, создателя московской школы таксидермии Ф. К. Лоренца.

В Императорском сельскохозяйственном музее к тому времени было развернуто более 20 экспозиций. В них были представлены сельскохозяйственные машины и оборудование для обработки земли, мелиорации, посева, уборки урожая, переработки продукции животноводства, садоводства, шелководства и другие4. Влияние этого музея также найдет свое отражение в музее, созданном Г. К. Праве, о чем будет сказано ниже.

В тексте своей автобиографии Георгий Константинович не упоминает о Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке. Однако, он, скорее всего, посещал его, так как основная идея, реализованная Праве, - это музей учебных наглядных пособий. Педагогический музей в Соляном городке (Петербург), образованный в 1864 году, был первым музеем такого типа в России и в мире. Основу его коллекционного фонда составляли наглядные пособия по различным областям знаний. Использование наглядных пособий в образовании на тот момент являлось прогрессивным методом преподавания, способствующим развитию творческого и критического мышления. Модели и макеты, позволяли создавать условия для наблюдений и экспериментов, в результате учащиеся могли доказательно делать выводы. В начале XX века педагогические музеи развивались в двух основных направлениях: использование наглядных пособий в стационарных учебно-методических выставках и создание подвижного фонда пособий, выдаваемых во временное пользование в отдаленные сельские школы.

Так, Г. К. Праве в раннем детстве получил в своей семье первый пример создания учебных наглядных пособий и опыт сбора и оформления естественно-

Зоологический музей Зоологического института Российской Академии Наук [Электронный ресурс] -https://www.zin.ru/museum/history.html (дата обращения 11.11.2019).

Девейкис М. В. Императорский сельскохозяйственный музей: исторический опыт и новая концепция его возрождения [Текст] // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12. С. 102-104.

3

4

научной коллекции; экономическое образование позволяло ему заниматься преподавательской деятельностью; благодаря преподавателям он был знаком с передовыми педагогическими методиками, проявлял интерес к музеям естественнонаучной и технической направленности.

Когда в 1885 году Георгий Константинович приехал из Петербурга в губернский Ставрополь на службу в местное отделение Крестьянского банка, он начал заниматься коллекционированием. За последующие пять лет, к 1890 году, им были собраны довольно обширные зоологическая и ботаническая коллекции. С предложением о создании музея на базе этих коллекций Г. К. Праве неоднократно обращался в Городскую думу. В 1904 году коллекция была принята городом в дар. А 1905 году официально учрежден городской музей учебных наглядных пособий5.

В конце XIX века во многих губернских городах музеи создавались подобным образом. Инициаторами создания музеев были представители городской интеллигенции, движимые идеей всенародного знания, как условия духовного, экономического и социального подъема. Г.К. Праве перечисляет тех, с кем тесно сотрудничал: энтомологи К.А. Запасник и В.Н. Лучник, педагог и общественный деятель И.П. Кувшинский, ученый-краевед, основатель школы ставропольских физико-географов В. Г. Гниловской, управляющие Ставропольским отделением Крестьянского банка Л.Д. Иванов и Д.Н. Никитин6.

Некоторое представление о городской интеллигенции того периода даёт описание общественной деятельности Георгия Константиновича. В течение 35 лет он был гласным Городской думы. Основной его заботой было содействие распространению внешкольного образования среди народа. Праве принимал участие в городской комиссии по народному образованию; был членом, а затем председателем правления «Общества для содействия распространению народного образования» в Ставрополе; участвовал в распространении в городе и губернии воскресных школ, библиотек, народных чтений с «туманными картинами»

Колесникова, М. Е. Ставропольское Общество для изучения Северо-Кавказского края: исследовательские практики начала XX века [Текст] /М. Е. Колесникова // Гуманитарные и юридические исследования. Исторические науки и археология, 2016. С.82-87.

(проецирование) и в учреждении народного университета; вместе с Я. В. Абрамовым организовал первую бесплатную народную библиотеку на окраине города.

Кроме того, Г. К. Праве был инициатором, председателем правления и почетным членом Общества для изучения Северо-Кавказского края. Общество объединяло известных ученых-кавказоведов: зоолог Н.Я. Динник, ботаники А.П. Норман и М. И. Бржезицкий, энтомолог В. Н. Лучник, геологи В. В. Богачев и С. А. Гатуев, палеонтолог И. Хоменко, статистик А. С. Собриевский, историк и археолог Г.Н. Прозрителев. Наряду с учеными в общество входили любители-краеведы Б.П. Уваров, А.Ф. Хандурин, А. А. Казанский, И. В. Лаго-да, П.Е. Шмурло, И. А. Ковалевский, А. А. Эргарт, В.А. Баженов, М. П. Усков, Ю. Гросман, А. В. Динник и другие7.

Г. К. Праве входил в состав Русского Энтомологического общества; был избран почетным членом Общества ставропольских врачей «за распространение врачебно-гигиенических знаний среди народа», профессором педагогики Сельскохозяйственного института. В советское время Георгий Константинович входил в секцию Городского Совета по внешкольному образованию, взаимодействовал с комиссаром просвещения Северо-Кавказской республики М. К. Вально8.

На этом перечень не заканчивается. Но и приведенное выше показывает масштабность и разноплановость деятельности Г.К. Праве, как одного из ярких представителей городской интеллигенции конца XIX - начала XX века.

При этом, одной из первоочередных забот Георгия Константиновича была работа по развитию музейного дела: сбор и научное описание экспонатов, классификация коллекций, совершенствование учета, формирование структуры музея, развитие форм его популяризации и форм подачи музейной информации. Учеб-

6 Там же.

Колесникова, М. Е. Ставропольское Общество для изучения Северо-Кавказского края: исследовательские практики начала XX века [Текст] /М. Е. Колесникова // Гуманитарные и юридические исследования. Исторические науки и археология, 2016. С.82-87.

Автобиография Георгия Константиновича Правее [Текст]// Материалы по изучению Ставропольского края. Выпуск 5. // Тр. / Ставропольский краевой музей и общество краеведения. Ставрополь : Ставропольское книжное издательство, 1953. С. 191-199.

73

7

5

8

ные наглядные пособия бесплатно выдавались в учебные заведения города, в педагогические классы и народные школы губернии.

В фонде Ставропольского государственного музея-заповедника сохранилась «Пояснительная записка к проекту «Музей-фургон» (1924 г.) для проведения музеем выездных лекций с показом учебных наглядных пособий9. В записке подробно описывается обустройство гужевого фургона, оснащенного плакатным материалом, проецирующей установкой. В такой форме была реализована идея Подвижного музея наглядных пособий, в свое время созданного практикующими педагогами (Санкт-Петербург, 1892 г.) с целью оказания методической помощи школам и отдельным учителям, не имеющим возможности, в силу географической отдаленности, посетить столичный музей, или не располагавшими материальными средствами для приобретения учебных наглядных пособий в постоянное пользование10.

История создания музея в Ставрополе отражает общероссийскую тенденцию того времени. В 1912 году на Предварительном съезде музейных деятелей в Москве было отмечено, что в России около 500 публичных музеев, решавших научные и просветительные задачи. Были сформулированы основные принципы музейной работы, комплектования собраний, их хранения и экспонирования, определены основные формы работы с посетителями (экскурсия и лекция). На съезде обсуждались вопросы сущности музея, музейной терминологии, классификации, практики музейной работы. Это сыграло свою роль в развитии музейного дела на региональном уровне11.

Так, в 1925 году структура ставропольского музея учебных наглядных пособий включала пять отделов: «стационарный и научный музеи»; «музей учебных наглядных пособий»; «публич-

9 СГМЗ, ОФ.4, ед. хр. 38, 41.

10 Лелина, Е. И. Педагогические музеи в России второй половины XIX - начала XX веков: история становления и развития [Текст] : дис. ... канд.истор.наук: 07.00.02 / Лелина Елена Ивановна. СПб, 2008. 369 с.

11 Большая российская энциклопедия [Электронный ре-

сурс] - https://bigenc.ru/text/5075067 (дата обращения

11.11.2019)

ная библиотека»; «ремонтно-монтировочная мастерская»; «выставочный отдел».

Стационарный музей объединял отделы: художественный, этнографический, археологический, культурно-исторический и другие.

В научном музее была собрана коллекция преимущественно краеведческого естественно-исторического материала (60 000 ед.). (Фото 2).

Фото 2. Зоологическая экспозиция «научного музея» (фонд Ставропольского государственного музея-заповедника.).

Стационарная экспозиция имела довольно широкую тематику: химия, физика, ботаника, зоология, анатомия, физиология, география, астрономия, геология, этнография, археология, сельское хозяйство, промышленность. В экспозиции были представлены приборы, препараты, предметы, таблицы, макеты (1914). В палеонтологических коллекциях музея за первые десять лет его существования было собрано несколько сотен предметов. Около 2 000 видов ботанических коллекций включали более чем 10 000 экземпляров растений12.

В экспозиционной работе Г. К. Праве использовал прием, определяемый сегодня как овеществление источников с помощью дополнительного наглядного материала. Так, рядом с приборами, измеряющими физические величины, размеща-

12 Автобиография Георгия Константиновича Правее [Текст]// Материалы по изучению Ставропольского края. Выпуск 5. // Тр. / Ставропольский краевой музей и общество краеведения. Ставрополь : Ставропольское книжное издательство, 1953. С. 191-199.

лись модели машин, действие которых основано на соответствующем явлении природы; удобрения экспонировались рядом с образцами почв.

Фото 3. Кабинет «музея учебных наглядных пособий» (фонд Ставропольского государственного музея-заповедника.)

В коллекции учебных наглядных пособий насчитывалось более 34 000 единиц. (Фото 3).

В нее входило более 10 000 таблиц и рисунков, 2 600 диапозитивов, 11 «волшебных фонарей», 1 500 стереоскопических картин, 18 стереоскопов, 6 микроскопов, более 1 000 микроскопических препаратов и других материалов .

Выставочным отделом создавались актуальные выставки: Первая мировая война; борьба с пьянством, с заразными болезнями; уход за грудным ребенком (1915 г.) и так далее.

Георгий Константинович отмечал оригинальность технических приспособлений в музее, «вместилищ» и методов монтировки учебных наглядных пособий, а также системы регистрации музейных предметов, «указателей» в залах. Г.К. Праве обосновал организационную структуру отделов музея и разработал систему экспонирования материала. Опыт организации ставропольского музея использовался при создании новых музеев13. Георгий Константинов отметил в автобиографии, что оказывал методическую помощь («инструктировал») в ходе создания

музеев в Астрахани, Кропоткине, Краснодаре, Ейске, Майкопе, а также музея учебных наглядных пособий в Москве14. Возможно, это были музеи: в Астрахани - Петровский музей (1897 г.); в Краснодаре - Кубанский Войсковой этнографический и естественно-исторический музей (1879 г.) и историко-этнографический музей (1925 г.); Музей наглядных пособий воскресных школ при Московском комитете грамотности (1893 г.); музей наглядных пособий в Ейске (1910 г.)15.

Публичная библиотека ставропольского музея, отмечал Г. К. Праве, насчитывала 70 000 томов и включала старинные и редкие издания по истории, русской литературе, естествознанию, энциклопедии и словари, изданные в России, иностранные атласы. Георгием Константиновичем была собрана «довольно полная литература по Ставрополю» и «другим местностям СевероКавказского края» и составлен указатель. Им был составлен «алфавитный указатель гербария Ставропольского округа с указанием местных великорусских и малорусских названий 1098 видов дикорастущих растений». То есть Г.К. Праве занимался составлением краеведческой библиографии. Он писал о том, что в библиотеке была введена международная десятичная система. Известно, что десятичная классификация была утверждена Вторым Международным библиографическим конгрессом (1909 г.). Профессор Б. С. Боднарский, ознакомившийся с клас-

14

15

Колесникова, М. Е. Музейное дело на Ставрополье: страницы истории [Текст] / М. Е. Колесникова // Наука. Инновации. Технологии, 2006. С. 20-27.

Автобиография Георгия Константиновича Правее [Текст]// Материалы по изучению Ставропольского края. Выпуск 5. // Тр. / Ставропольский краевой музей и общество краеведения.- Ставрополь, Ставропольское книжное издательство, 1953. С. 191-199.

О музее [Электронный ресурс] // Ейский истори-ко-краеведческий музей им. В. В. Самсонова - http:// muzeisamsonova.ru/ (дата обращения 11.11.2019) О музее [Электронный ресурс] // Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник - http://astrakhan-musei.ru/ (дата обращения 11.11.2019)

О музее [Электронный ресурс] // Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына - https://felicina.ru/ (дата обращения 11.11.2019)

О музее [Электронный ресурс] // Национальный музей Республики Адыгея - http://adyg-museum.ru/ru/about/ (дата обращения 11.11.2019)

75

сификацией в Брюсселе, пропагандировал ее в Росси16 .

Проведенное исследование на примере личности Г. К. Праве и истории создания городского музея в Ставрополе показало, что представители городской интеллигенции рубежа XIX-XX веков вели обширную общественную работу по распространению знаний среди народа (через бесплатные лекции, чтения, воскресные школы, библиотеки, общества). Городской публичный музей был культурным центром. Музей соединял в себе постоянные экспозиции, стационарные и передвижные выставки и лектории, и библиотеку. Теоретические основы музейного дела выстраивались на основе практической деятельности, на стыке зарождающейся музееведческой науки и естественнонаучного знания. Георгием Константиновичем Праве были выработаны основные направления музейной деятельности:

- фондовая (регистрация, создание системы учета и научное описание экспонатов, хранение экспонатов, собирание и классификация коллекций);

- организационная (разработка структуры музея);

- экспозиционная (система экспонирования, экспозиционные приемы, техническое обеспечение, разработка системы указателей);

- выставочная (подбор актуальных тематических материалов, оформление выставок);

- библиотечная и библиографическая (формирование библиотечного фонда, составление библиографических описаний, классификация и учет);

- просветительная (формы популяризации музея, подачи музейной информации).

Г. К. Праве в первые десятилетия XX века были заложены концептуальные основы развития музея в Ставрополе, что оказало созидательное влияние на становление музейного дела и в других городах на Юге России.

Список литературы

1. Автобиография Георгия Константиновича Правее [Текст]// Материалы по изучению Ставропольского края. Выпуск 5. // Тр. / Ставропольский краевой музей и общество краеведения.

16 Быкова, В. В. Библиотечное дело на Кубани во второй половине XIX - первой половине XX вв. [Текст]: дис. ... канд. истор. наук : 07.00.02 / Быкова Валентина Викторовна. Армавир, 2010. 334 с.

- Ставрополь, Ставропольское книжное издательство, 1953.С. 191-199.

2. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] - https://bigenc.ru/text/5075067 (дата обращения 11.11.2019)

3. Быкова, В. В. Библиотечное дело на Кубани во второй половине XIX - первой половине XX вв. [Текст]: дисс. ... канд. истор. наук : 07.00.02 / Быкова Валентина Викторовна. Армавир, 2010. 334 с.

4. Девейкис, М. В. Императорский сельскохозяйственный музей: исторический опыт и новая концепция его возрождения [Текст] / М. В. Де-вейкис // Международный научно-исследовательский журнал, 2016, № 12. С. 102-104.

5. Зоологический музей Зоологического института Российской Академии Наук [Электронный ресурс] - https://www.zin.ru/museum/history. html (дата обращения 11.11.2019)

6. Колесникова, М. Е. Музейное дело на Ставрополье: страницы истории [Текст] / М. Е. Колесникова // Наука. Инновации. Технологии, 2006. С. 20-27.

7. Колесникова, М. Е. Ставропольское Общество для изучения Северо-Кавказского края: исследовательские практики начала XX века [Текст] / М. Е. Колесникова // Гуманитарные и юридические исследования. Исторические науки и археология, 2016. С.82-87.

8. Лелина, Е. И. Педагогические музеи в России второй половины XIX - начала XX веков: история становления и развития [Текст] : дисс. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Лелина Елена Ивановна. СПб, 2008. 369 с.

9. О музее [Электронный ресурс] // Астраханский государственный объединенный исто-рико-архитектурный музей-заповедник - http:// astrakhan-musei.ru/ (дата обращения 11.11.2019).

10. О музее [Электронный ресурс] // Ейский историко-краеведческий музей им. В. В. Самсо-нова - http://muzeisamsonova.ru/ (дата обращения 11.11.2019).

11. О музее [Электронный ресурс] // Краснодарский государственный историко-археоло-гический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- https://felicina.ru/ (дата обращения 11.11.2019).

12. О музее [Электронный ресурс] // Национальный музей Республики Адыгея - http:// adyg-museum.ru/ru/about/ (дата обращения 11.11.2019).

13. СГМЗ, ОФ.4, ед. хр. 38, 41.

CONTRIBUTION OF GEORGI KONSTANTINOVICH RIGHT TO THE ESTABLISHMENT OF MUSEUM WORK IN STAVROPOL (EARLY 20TH CENTURY)

Chesniak Marina Gennadyevna,

PhD, Head of the Department of Cultural and Educational Activities and Reception of Visitors of the Stavropol State Museum-Reserve, e-mail: mchesnyak@mail.ru

Аbstract

The author analyzes the formation of G.K. Prave as the organizer of the museum and the founder of museum business in the Russian provincial city of the early 20th century. He laid the foundations of the structure and the main activities of the Stavropol museum. Autobiographical information is of interest to researchers of the development of museum business in Maikop, Eisk, Kropotkin, Krasnodar, Astrakhan and Moscow.

Keywords

Intelligentsia, consolidation, autobiography, museum structure, museum activities, museum of educational visual aids, conceptual basis.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.