Научная статья на тему 'Вклад энергетиков Куйбышевской области в победу СССР над фашистской Германией в период Великой Отечественной войны'

Вклад энергетиков Куйбышевской области в победу СССР над фашистской Германией в период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БАЗА / ЭНЕРГЕТИКИ / ТЭЦ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КУЙБЫШЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ENERGETIC BASE / SPECIALISTS IN ENERGETICS / OIL AND GAS INDUSTRY / KUJBYSHEV REGION / THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трухина Марина Дмитриевна

В статье анализируются состояние топливно-энергетического комплекса и самоотверженный труд энергетиков Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Трухина Марина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The condition of the energetic complex and selfless labour of Kujbyshev region specialists in energetics during the Great Patriotic War are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Вклад энергетиков Куйбышевской области в победу СССР над фашистской Германией в период Великой Отечественной войны»

УДК 94(47+57)“1941/45“:620.9 ББК Т3(2)6

М. Д. Трухина

ВКЛАД ЭНЕРГЕТИКОВ КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОБЕДУ СССР НАД ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: электроэнергетическая база, энергетики, ТЭЦ, нефтегазовая промышленность, Куйбышевская область, Великая Отечественная война.

В статье анализируются состояние топливно-энергетического комплекса и самоотверженный труд энергетиков Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны.

M. D. Truhina

THE CONTRIBUTION OF SPECIALISTS IN ENERGETICS OF KUJBYSHEV REGIONS INTO THE USSR VICTORY OVER THE FASCIST GERMANY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Key-words: energetic base, specialists in energetics, oil and gas industry, Kujbyshev region, the Great Patriotic War.

The condition of the energetic complex and selfless labour of Kujbyshev region specialists in energetics during the Great Patriotic War are analyzed in the article.

В Директивах третьей пятилетки ставилась задача: «В области электрохозяйства ликвидировать имеющуюся частичную диспропорцию между большим ростом промышленности и недостающим увеличением мощностей электростанций, с тем чтобы рост электростанций опережал не только рост промышленности, но и обеспечивал создание значительных резервов электрических мощностей»1. Предстояло создать в районе между Волгой и Уралом прочную нефтяную базу — «Второй Баку», где месторождение Самарской Луки занимало одно из первых мест в этой системе.

Вопрос «О развитии народного хозяйства Куйбышевской области в третьей пятилетке (1938—1942 гг.)» был обсужден на VII областной партконференции (25 февраля — 1 марта 1939 г.)2. Предполагалось развернуть строительство Волжской ГЭС, осуществить расширение Куйбышевской ГРЭС до 61 тыс. кВт, завершить строительство Сызранской ТЭЦ на 50 тыс. кВт, соорудить сеть мелких районных электростанций на базе местных энергетических ресурсов, с тем чтобы к

концу третьей пятилетки электрифицировать все районные центры области, ликвидировать отставание выработки электроэнергии от роста промышленного производства. Большие задачи были намечены по созданию топливного комплекса3.

Однако мирный труд советских людей был прерван фашистской агрессией, в борьбе с которой единым фронтом на защиту Родины встали все нации и народности, все экономические районы СССР.

Вследствие мощного экономического и культурного потенциала, географического и стратегического положения важная роль отводилась Самарскому Поволжью. 15 октября 1941 г. Государственный комитет обороны принял решение, учреждавшее, по сути, запасную столицу в Куйбышеве. Здесь значительное время будут находиться Президиум Верховного Совета СССР, часть правительства, дипломатический корпус.

С началом Великой Отечественной войны в Куйбышевской области, как и в других тыловых районах страны, началась огромная работа по перестройке народного хозяйства на военный лад. В

Куйбышев перебазируются из прифронтовых районов важные промышленные предприятия. Самые крупные из них, выпускавшие авиационную технику для обороны, разместили в недостроенных промышленных корпусах на окраине Куйбышева, вокруг небольшой железнодорожной станции Безымянка. Монтаж оборудования эвакуированных заводов шел прямо с платформ и немедленно налаживался выпуск жизненно важной для фронта продукции. Туда же спешно прокладывались трамвайные пути, строилась электрифицированная железная дорога.

Начавшим действовать на новом месте предприятиям требовалась в большом количестве электроэнергия, которой в области не хватало. Поэтому в бесперебойной работе всех отраслей промышленности важнейшая роль отводилась электроэнергетике, топливно-энергетическому комплексу.

Преодолевая трудности, энергетики Куйбышевской области смогли во второй половине 1941 г. в 1,5 раза увеличить производство электрической энергии4. Однако с прибытием из оккупированных районов все новых и новых предприятий, потребность в электроэнергии стремительно обгоняла энергетические мощности. Это заставило куйбышевских энергетиков установить на Кашпирской ТЭЦ два новых котла, смонтировать электрогенератор на лесозаводе, развернуть строительство электростанции локомобильного завода.

Одновременно в пригороде Куйбышева стала создаваться крупная теплоэлектроцентраль, получившая название Безы-мянской. В период ее сооружения на большую безымянскую стройку электроэнергия подавалась с Куйбышевской ГРЭС, где еще до войны был создан резерв электрической мощности благодаря пуску нового турбоагрегата в 12 тыс. кВт. Но уже в конце августа 1941 г. весь этот резерв был выбран. Поэтому принимались все меры к пуску Безымянской ТЭЦ, открытие которой состоялось 18 октября

1941 г. Здесь была введена в эксплуатацию первая турбина типа АП-25 с генератором мощностью 25 тыс. кВт и котлом паропроизводительностью 200 т в час5.

С вводом в действие второй крупной электростанции появилась реальная возможность объединения централизованного управления параллельной работой основных электростанций, производством и распределением электрической и тепловой энергии. Для выполнения этих новых функций постановлением Совнаркома СССР от 18 ноября 1941 г. вместо Энергокомбината было образовано Куйбышевское районное энергетическое управление (Куйбышевэнерго) в составе Куйбышевской ГРЭС, Безымянской ТЭЦ, управлений электрических и тепловых сетей и энергосбыта. В связи с этим был сделан ряд назначений на ответственные руководящие посты Куйбышевэнерго. Управляющим РЭУ Куйбышевэнерго был назначен М. П. Морозов, главным инженером — М. И. Матюнин, директором Куйбышевской ГРЭС стал П. Т. Каков-кин, директором Безымянской ТЭЦ — В. И. Смирнов.

Оперативное управление работой агрегатов электростанций и электрических сетей было сосредоточено в созданной 10 декабря 1941 г. центральной диспетчерской службе, которую возглавил Б. И. Пономарев. Ведение графика нагрузок, обеспечение устойчивости объединенной системы, умение ликвидировать возникающие аварийные ситуации, разработка режимных мероприятий потребовали от работников службы освоения новых функций в кратчайшие сроки, а отсутствие опыта такой работы вынуждало часто идти путем проб и ошибок.

Обеспечить устойчивость системы без внедрения устройств релейной защиты и автоматики было невозможно, и 1 января 1942 г. создается центральная служба релейной защиты и автоматики. Ее возглавил М. И. Царев, крупный специалист в области релейной защиты, впоследствии начальник аналогичной службы Мосэнерго и руководитель лаборатории релейной защиты ВНИИЭ. Вновь созданная служба целенаправленно стала заниматься оснащением релейной защитой основной сети 35 кВ, связавшей Безымянскую ТЭЦ и Куйбышевскую ГРЭС. В те годы впервые включались автоматические регуляторы возбуждения на генераторах, уст-

ройства автоматического включения резервного питания в системе собственных нужд электростанции, автоматическое повторное включение линий. Служба занялась оснащением релейной защиты схем внешнего электроснабжения вновь вводимых и расширяющихся заводов. В конце 1942 г. начальником центральной службы релейной защиты и автоматики (ЦС РЗАИ) стал С. М. Прессман — талантливый инженер, организатор и воспитатель.

Управление возросшим энергетическим хозяйством потребовало создания специальной внутрисистемной связи со всеми электростанциями, районными и крупными потребительскими подстанциями, связи, позволяющей оперативно получать необходимую информацию и передавать команды диспетчера. Для выполнения этой важной задачи в 1942 г. была образована служба связи, обеспечивающая координацию работы местных служб и участков связи, монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию линий диспетчерской и технологической связи, работу современной по тем временам селекторной избирательной связи, ручных коммутаторов, аппаратов с индукторным вызовом. Большой вклад в становление и развитие данной службы внесли А. Н. Курушкин и Н. А. Уразов.

С 1943 г. топливно-транспортную службу возглавлял В. М. Семенов — высококвалифицированный специалист, талантливый партийный организатор. Высокая оперативность, глубокое знание реальной обстановки и положения дел на станциях позволяли ему в трудные военные и последующие годы успешно решать вопросы поставки топлива, организовывать бесперебойную работу топливно-транспортных цехов.

Надежность работы электротехнического оборудования во многом определялась состоянием изоляции, защитой от перенапряжений, испытанием которых занимался персонал электролабораторий. Рост энергосистемы, изменение условий работы изоляции в объединенной системе, возникновение и распространение переходных процессов, различных видов перенапряжений потребовали координации работ по испытаниям и защите электро-

оборудования от перенапряжений. 23 февраля 1943 г. была образована центральная служба грозозащиты и изоляции, которую возглавил Г. М. Гольдштейн, впоследствии работавший главным инженером управления электросетей, заместителем управляющего по капитальному строительству, главным инженером НИИ Оргэнергострой. В 1944—1945 гг. центральной службой грозозащиты и изоляции руководил С. Я. Еременко, сыгравший важную роль в ее дальнейшем развитии6.

И сразу же перед руководством вновь образованной Куйбышевской энергосистемы со всей остротой встали два вопроса — нехватка электрических и тепловых мощностей, топлива. Уже вскоре, через месяц после пуска, были полностью использованы мощности первого турбоагрегата Безымянской ТЭЦ. Полным ходом шли монтаж и отладка второго агрегата, продолжалось строительство цехов станции. Число занятых на стройке рабочих, при общей огромной нехватке людей, доходило до 7 тыс.

На электростанциях системы Куйбы-шевэнерго в 1942 г. рабочий день продолжался более 12 ч. Несмотря на введение брони, ощущался недостаток рабочих рук всех специальностей. Не хватало и техники, главным образом, вспомогательной (краны, экскаваторы, транспортеры). Все это приходилось компенсировать самоотверженным трудом. Так, на Безы-мянской станции в августе 1942 г. при разгрузке топлива требовалось 100, а работали лишь 28 чел.7

В январе 1942 г. на ТЭЦ был сдан в эксплуатацию второй турбогенератор с паровой турбиной АП-25 с промышленным отбором пара при давлении в 7 атм и паровой котел производительностью 200 т в час. В ноябре 1942 г. здесь был запущен третий турбогенератор с турбиной АТ-25, демонтированный с одной из Московских ТЭЦ, котел паропроизводи-тельностью 200 т/ч, изготовленный на Таганрогском котлостроительном заводе. К тому времени электрическая мощность Безымянской ТЭЦ достигла 75 тыс. кВт, а установленная мощность всей Куйбышевской энергосистемы равнялась

136 тыс. кВт по электрической энергии и 250 Гкал/ч — по тепловой энергии8.

Укрепление электроэнергетической базы безымянской стройки позволило Совнаркому СССР принять меры по дальнейшему развитию здесь пригородного сообщения. 24 ноября 1942 г. вышло распоряжение правительства «О строительстве троллейбусной линии Куйбышев — Безы-мянка» в четвертом квартале 1942 г. и первом квартале 1943 г. для обеспечения перевозки, рабочих и служащих заводов Наркомавиапрома. Сооружение троллейбусной линии, тяговых электроподстанций, троллейбусного депо и мастерских для ремонта троллейбусов было возложено на Наркомат авиации, Наркомстрой и Куйбышевский горисполком. Госплану СССР было поручено предусмотреть на первый квартал 1943 г. выделение необходимых ассигнований на это строительство9. Троллейбусное сообщение на данной линии было открыто во втором квартале 1943 г.

Сложные научно-технические задачи, которые ставила война, успешно решали куйбышевские ученые-теплоэнергетики индустриального института. Перевод неф-тедвигателей на предприятиях Среднего Поволжья с жидкого топлива на газ, осуществленный в 1942—1943 гг. группой научных работников и инженеров под руководством профессора Б. Л. Сурвилло и доцента В. П. Михеева, избавил местную промышленность от «нефтяного голода» и дал огромный экономический эффект. Основным содержанием работ заслуженного деятеля науки и техники РСФСР Г. Ф. Кнорре, дважды лауреата Государственной премии Э. И. Ромма профессора Э. Л. Одельского являлось повышение производительности и экономичности котельных установок.

Ученые инженерно-строительного института освоили технологический процесс изготовления из местного сырья изоляторов для промышленных электропечей и керамических деталей к ним.

Академик М. Д. Миллионщиков (позднее вице-президент АН СССР) исследованиями по гидродинамике способствовал повышению эффективности нефтеразра-ботки и росту нефтедобычи в районах «Второго Баку»10.

После сдачи в эксплуатацию третьего турбогенератора на Безымянской ТЭЦ электрическая мощность в Куйбышевэ-нерго не увеличивалась до завершения войны. В то же время потребности в энергии, а также в промышленном и коммунальном тепле возрастали. Единственным путем их обязательного удовлетворения стала разумная экономия. Этот вопрос постоянно находился в центре внимания руководства РЭУ Куйбы-шевэнерго и области, коллективов предприятий.

Первым мероприятием явилась разработка и внедрение энергосистемой графиков ограничений потребления электроэнергии, тепла и топлива. Такое решение было правильным, но его оказалось недостаточно для достижения поставленной цели. Тогда коллектив Куйбышевэнерго выступил с инициативой по организации в области социалистического соревнования за экономное расходование энергии и топлива. Первыми заключили договор о соревновании Куйбышевская ГРЭС и Бе-зымянская ТЭЦ.

В мае 1942 г. ЦК ВКП (б) и ГКО учредили переходящие Красные знамена за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании. В конце того же года ГКО постановил увеличить на 63 % заработную плату рабочим и ИТР энергопромышленности. Для них возросла норма отпуска продуктов питания, установлены другие льготы.

В четвертом квартале 1942 г. производственный план по Куйбышевэнерго был выполнен на 112 %. По итогам года энергосистеме как победителю соревнования было вручено переходящее Красное знамя области, а Безымянской ТЭЦ — Красное знамя ГКО. Лучшими в соревновании за экономию энергоресурсов были названы машинист А. Я. Иерусалимов, сменный мастер В. Я. Сидоров, старший кочегар П. С. Юринов. Старший кочегар Безымянской ТЭЦ У. Д. Ермолаев сэкономил за месяц 50 т угля. Его товарищи Я. И. Самохин и И. А. Медведев, а также машинист А. И. Махотин записали на лицевой счет экономии 15—16 т угля каждый. Рабочие и служащие Безымянской ТЭЦ намного снизили потребление элект-

роэнергии на внутристанционные нужды и сэкономили 2,5 млн кВт. час11.

Куйбышевская ГРЭС заняла третье призовое место в соревновании энергопредприятий страны.

Все передовики производства были премированы. Но еще большее значение имело для этих людей всеобщее признание, что они самоотверженным трудом помогают фронту. Девиз «Все для фронта! Все для победы над врагом!» был важнейшим стимулом соревнования тружеников тыла. На Куйбышевском авиационном заводе, выпускавшем боевые самолеты, экономия энергии за 1943 г. составила 8 млн кВт.^ч. В мастерских завода рабочие восстановили 124 тыс. вышедших из строя электроламп12.

В последующие годы войны соревнование за экономию энергоресурсов и топлива приняло еще более массовый характер. Были учреждены звания «Лучший кочегар», «Лучший машинист», «Лучший мастер». В социалистическом соревновании активно проявили себя комсомольские и молодежные бригады. Их девизом в труде стали призывы: «В труде как в бою!», «Трудись за себя и за ушедшего на фронт!». В этом патриотическом движении участвовали сотни женщин, многие из которых овладели профессиями своих отцов, мужей, братьев.

Передовым бригадам присваивалось звание фронтовых. Работали они действительно по-боевому. Так, на Безымянской ТЭЦ молодежная фронтовая бригада слесарей, руководимая В. Л. Варламовым, в 1944 г. выполнила производственную программу на 170 %, а ремонтная бригада В. И. Усова — на 210 %13.

Несмотря на трудности со средствами, стройматериалами и техникой, в годы войны в Куйбышевской области осуществлялось строительство сельских электростанций. Так, осенью 1942 г. была введена в строй Подбельская ГЭС на р. Ки-нель. На электростанции установили две гидротурбины мощностью по 300 л. с., соорудили линию электропередачи от ГЭС к близлежащим колхозам. Ее пуск позволил электрифицировать предприятия местной промышленности, осветить и радиофицировать район14.

С начала Великой Отечественной войны куйбышевские энергетики были озабочены топливной проблемой. Нехватка топлива на Куйбышевской ГРЭС стала ощущаться уже в августе 1941 г. из-за перебоев доставки донецкого угля АШ. Достаточного количества мазута на станции не было. Его выделяли только на растопку и подсвечивание в аварийном режиме. В критических ситуациях на ГРЭС сжигали отработанные масла и сырую нефть. Но и это топливо отпускалось в исключительных случаях, когда возникала реальная угроза полной остановки ГРЭС. Оккупация Донбасса приостановила поставку угля, к сжиганию которого были приспособлены котлы станции. По проекту такой же уголь предполагалось использовать на Безымянской ТЭЦ. В конце 1941 г. обе станции были переведены на карагандинский уголь, сжигание которого заставило энергетиков срочно решить ряд сложных технических задач по реконструкции пылесистем, горелочных устройств, топок котлов. Разгрузка угля из вагонов осуществлялась вручную.

Положение с топливом на Безымян-ской ТЭЦ несколько улучшилось, когда в конце 1943 г. сюда пошел по 165-километровой трассе газ из Бугуруслана, а на Куйбышевскую ГРЭС стала поступать сырая нефть. Рационализаторы станции усовершенствовали деаэраторную установку мазутных котлов, приспособив для перегонки сырой нефти, с извлечением из нее легких фракций, в частности, бензина. Это была по существу первая в Куйбышеве нефтеперегонная промышленная установка. В топки котлов пошла безопасная нефть, стал производиться бензин, столь дефицитный в годы войны. На Бе-зымянской ТЭЦ рационализаторы смонтировали установку по извлечению бензина из газа. Когда же на ТЭЦ стал ощущаться острый недостаток извести для химической водоочистки, в торцовом отсеке материального склада станции была сооружена обжигательная печь по химво-доочистке, успешно проработавшая все военные годы.

Прилагались все силы к удовлетворению потребителей области в нефти, которая использовалась не только как топли-

во, но и как сырье для выработки горюче-смазочных материалов, крайне необходимых фронту. Нефтяники быстрыми темпами наращивали ее производство. В

1942 г. в области было добыто «черного золота» в 2,7 раза больше, чем в 1940 г., и в 1,3 раза больше, чем в 1941 г. ГКО поставил перед Куйбышевским нефтеком-бинатом задачу — увеличить в 1943 г. добычу нефти на 60,8 % по сравнению с предыдущим годом. Задание было выполнено уже в августе. Добыча нефти в Куйбышевской области за годы войны увеличилась в пять раз, производство бензина — вдвое.

Для переработки нефти в рекорднокороткий срок был построен Сызранский нефтеперерабатывающий завод. Первый эшелон с бензином отсюда был отправлен на Сталинградский фронт 20 июля 1942 г. Более тысячи мощных танков ежесуточно заправлялись куйбышевско-сызранским топливом. В производстве топлива для фронта отличилось немало волжан: операторы В. С. Хлебников, Г. В. Филиппов, Н. М. Бурянова, диспетчер С. Д. Евтушенко, начальники цехов Н. П. Савин, Ш. М. Штейнбак, директор В. Г. Попков, приехавший с Грозненского нефтеперегонного предприятия15.

В 1943 г. увеличил добычу «черного золота» в два раза трест Кинельнефть, а его подземный газ пошел на предприятия Куйбышева и области. Пробуренная в июле 1944 г. бригадой мастера В. А. Ракова в Яблоневом овраге Жигулей скважина № 41 дала первый в СССР мощный фонтан девонской нефти — 500 т в сутки. За открытие девонской нефти в восточных районах страны А. Н. Муста-финов, Г. М. Рыжов, И. С. Квиквидзе и другие нефтяники были удостоены звания лауреатов Государственной премии, а буровой мастер В. А. Раков был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Но самым примечательным событием в куйбышевском нефтяном тылу стало открытие фонтанной нефти в Зольном овраге Жигулей, где скважина № 1, пробуренная бригадой мастера Г. Д. Толсто-ухова 31 декабря 1943 г., вскрыла средний нефтеносный этаж (каменноугольная система) с суточным дебетом в 200 т.

Этот первый нефтяной фонтан на Самарской Луке явился замечательным трудовым подарком волжан для наступающей Красной армии16.

В военные годы в Куйбышевской области создана газовая индустрия. В 1942—1943 гг. здесь был построен самый крупный в стране газопровод Бугурус-лан—Куйбышев, сданный в эксплуатацию 15 сентября 1943 г. Его протяженность составила 165 км, а общая пропускная способность — 220 млн куб. м природного газа в год. Это событие ознаменовало собой рождение в СССР новой отрасли — газовой индустрии. С сентября 1943 по июль 1945 г. промышленные предприятия Куйбышева получили несколько сот миллионов куб. м газа, что позволило сберечь до 370 тыс. т дальнепривозного каменного угля и высвободить 20 тыс. вагонов с твердым топливом17.

Росла добыча торфа в Приволжском, Сергеевском, Кинельском и других районах.

Прочная электроэнергетическая база области позволила укрепить и увеличить здесь средства электросвязи, крайне необходимые для непрерывной связи тыла с фронтом. Расширились телеграфно-телефонная и радиотрансляционная сеть области. Куйбышевский телеграф по технической оснащенности достиг третьего места в СССР, его пропускная способность возросла вдвое, а суточный обмен с 30 тыс. возрос до 90 тыс. телеграмм в сутки. Введены в эксплуатацию новейшие виды связи: системы тонального телеграфа, фотосвязь, буквопечатающая аппаратура «Советский телетайп». На междугородной телефонной станции против 1940 г. количество магистраль-телефонных связей увеличилось с 21 до 57. Установлена аппаратура, позволяющая по одной и той же паре бронзовых проводов осуществлять одновременно 18 передач телеграмм и междугородных телефонных переговоров. Значительно увеличилась сеть внутриобластной телефонной связи: количество цепей с 13 возросло до 22, усилительных пунктов — с 8 до 1118.

Электрификация Куйбышевской области способствовала развитию в регионе киносети, призванной мобилизовать мас-

сы на укрепление тыла и оказание всемерной помощи фронту. Уже в 1941 г. в Куйбышевской области действовали 274 киноустановки, которыми было обслужено свыше 10 млн зрителей, из них около 2 млн — в сельской местности. Управлением кинофикации и Главкинопрокатом было обращено серьезное внимание на продвижение на экраны кинокартин оборонного и антифашистского характера, а также эпизодов с фронтов. Кроме того, в ряде городов области был организован показ инструктивно-оборонных кинофильмов по противовоздушной и противохимической обороне: «Как защищаться от отравляющих веществ», «Как бороться с зажигательными бомбами» и др.19

Таким образом, куйбышевские энергетики и энергостроители, труженики нефтегазовой промышленности в годы Великой Отечественной войны с честью выполнили задание Родины по созданию прочной электроэнергетической базы и непрерывному обеспечению энергией и топливом огромного промышленного комплекса Средней Волги по выпуску высококачественной боевой техники. В целом за войну мощность электростанций Куйбышевэнерго выросла в 2,5 раза. Почти во столько же увеличилась протяженность основных линий электропередач, втрое — длина теплосети. Производство электроэнергии выросло в 3,8 раза, отпуск тепла потребителям увеличился в 6 раз20. Однако к концу войны на электростанциях области стала сказываться изношенность оборудования.

Благодаря прочной электроэнергетической базе тут родились и окрепли новые отрасли промышленности: авиационная, автомобильная, подшипниковая, нефтедобывающая, газовая и др. Область пережила промышленную революцию и превратилась в один из крупнейших индустриальных районов страны. В целом объем промышленного производства области за годы войны увеличился в 7 раз, а по Куйбышеву — в 11 раз21.

В военный период здесь впервые был применен метод ремонта линий электропередач под напряжением, без отключения потребителей. Такой метод был особенно ценен, поскольку промышленность области работала с предельной нагрузкой на оборону страны. С этой же целью обеспечения максимальной надежности электроснабжения была разработана система повторного включения электролиний при их выключении от незначительных повреждений. Меры по укреплению и расширению энергетической базы сопровождались интенсивной работой по экономии электрической и тепловой энергии.

Значительный вклад в разгром врага внесли рабочие, ИТР и служащие нефтегазовой промышленности области, принявшие активное участие в создание «Второго Баку».

Вклад тружеников электроэнергетической промышленности, топливного комплекса и других отраслей Куйбышевского тыла в победу над врагом в годы Великой Отечественной войны был значительным, достойным их трудовой и гражданской доблести.

Примечания

1 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1967. Т. 2 (1929—1940). С. 685.

2 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 30. Д. 499. Л. 6; Кряжимский С. В., Фадеев А. Д. По пути электрификации: очерки истории электрификации Куйбышевской области. Куйбышев, 1980. С. 41.

3 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 3. Д. 84. С. 1—14; Самарское Поволжье в ХХ веке: сб. док. и материалов / ред. кол.: Кабытов П. С. (гл. ред.), Васильев И. Б. (зам. гл. ред.), Дубман Э. Л., Смирнов Ю. Н., Храмков Л. В. Самара, 2000. С. 284.

4 См.: Кряжимский С. В., Фадеев А. Д. Указ. соч. С. 43.

5 См.: Ступени роста: 50 лет Куйбышевэнерго. Автор-составитель старейший энергетик страны М. И. Матюнин / ред. кол.: Букин Г. И., Бундова М. А., Вислобоков Ю. К., Гохман Ю. Я., Линт Г. Э., Матюнин М. И., Михайлов Д. Л., Павлов М. К., Терентьев Ю. Н., Ягудин Б. М.; лит. обраб. Самарина Г. И. Куйбышев, 1983. С. 16.

6 См.: Там же.

7 См.: Кряжимский С. В., Фадеев А. Д. Указ. соч. С. 48.

8 См.: Ступени роста. 50 лет Куйбышевэнерго. С. 18.

9 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 20. Д. 44. Л. 242; Самарское Поволжье в ХХ веке. С. 369.

10 ГАСО. Ф. 2521. Оп. 1. Д. 76. Л. 142—145; История Куйбышевской области (1917—1980 гг.) / под ред. проф. Рябова В. В., Храмкова Л. В. Саратов, 1981. С. 121, 123.

11 См: Ступени роста. 50 лет Куйбышевэнерго. С. 21.

12 См: Там же.

13 См: Там же. С. 22.

14 См: Кряжимский С. В., Фадеев А. Д. Указ. соч. С. 51.

15 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 9. Д. 175. Л. 3; ГАСО. Ф. 2558. Оп. 7. Д. 866. Л. 92-93; Стулов Ф. П. В

тылу, как на фронте // Краевед. записки. Куйбышев, 1979. Вып. 5. С. 90-91; История Куйбышевской области (1917-1980 гг.). С. 113.

16 Там же.

17 Там же.

18 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 13. Д. 163. Л. 191; Самарское Поволжье в XX веке. С. 373.

19 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 33. Д. 73. Л. 95-97; Самарское Поволжье в XX веке. С. 395.

20 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 9. Д. 184. Л. 10; Д. 193. Л. 44.

21 Там же; История Куйбышевской области (1917-1980 гг.). С. 115; Самарское Поволжье в XX веке. С. 340.

Поступила в редакцию 14.02.2011.

Сведения об авторе

Трухина Марина Дмитриевна - соискатель кафедры экономической истории Самарского государственного экономического университета (Самара). Область научных интересов - историко-экономический анализ развития электроэнергетики Среднего Поволжья Российской Федерации. Автор 5 научных работ. e-mail: Tsizkinamarina20@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.