Однако наличие названных кризисных явлений - это ещё не кризис. Большинство антиковедческих работ этого периода написаны в русле концепций предшествующего «классического» периода, а «работ-манифестов», призывающих к переосмыслению и в известной степени к отказу от устоявшихся методов изучения античности, было всё-таки меньшинство. Использование историками древности методов исследования других наук только начиналось и затронуло лишь меньшинство антиковедов. При этом потенциал ведущих антиковедческих школ конца XIX в. ещё не исчерпал себя.
Получается, что характеризовать развитие антиковедения в начале ХХ в. как кризис вряд ли возможно. По сравнению с другими отраслями исторического знания в антиковедении глубокий кризис научного мировоззрения, сопровождавшийся радикальными парадигмальными изменениями, имел место только в 1920-х гг., и привёл к утверждению в начале 1930-х гг. новых методологических направлений: умеренный релятивизм в англоязычном антиковедении и в среде русской эмиграции (Р.Ю. Виппер), «новая историческая наука» во Франции и марксизм в СССР, неопозитивизм в Германии и Италии.
Итак, антиковедение начала ХХ в., занимая особое место в исторической науке о древнем мире, представляло собой самостоятельный период историографии античной истории, завершавший классическую эпоху антиковедения, создавший предпосылки для перехода к новой, «современной» историографической эпохе антиковедения и до сих пор служащий основой для всех последующих изысканий в истории древнего Средиземноморья.
УДК 908.470
ББК 63.3 (2 Рос.-4)6-7
ВКЛАД БРАТСТВА ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ В РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ (ИЗ ОПЫТА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПРОВИНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.)
Д.А. Ивочкин, священник Епархиального управления Смоленской епархии Русской православной церкви, соискатель кафедры отечественной истории Смоленского государственного университета, (910) 7653713, iflim@mail.ru
Смоленская епархия во второй половине XIX в. приняла деятельное участие в развитии начального народного образования в губернии. Создание школ грамотности, церковноприходских школ под эгидой Церкви самым непосредственным образом сказалось на общем духовно-нравственном состоянии провинциального общества. Большое значение распространению просвещения придавало братство преподобного Авраамия Смоленского. Статья повествует об одном из просветительских направлений деятельности Русской православной церкви в провинции во второй половине XIX в. Братство на протяжении более десятка лет заботилось об увеличении количества школ духовного ведомства. Анализ используемых документов показал, что указанное направление просветительской деятельности епархии самым благотворным образом сказывалось на духовном климате Смоленщины.
Ключевые слова: Смоленская епархия, развитие просвещения, Русская православная церковь, Авраамий Смоленский.
THE CONTRIBUTION OF THE SAINT AVRAAMIY BROTHERHOOD TO EDUCATION DEVELOPMENT OF THE SMOLENSK PROVINCE (FROM EXPERIENCE OF EDUCATIONAL
ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN PROVINCE IN THE SECOND HALF
OF THE XIX CENTURY)
Ivochkin D.A.
The Smolensk diocese in the second half of XIX century has taken active part in development of initial national education in province. Creation of schools of literacy, church-parish schools under the
aegis of Church has directly affected the general spiritually-moral condition of a provincial society. The great value gave to education distribution Saint Avraamiy Smolenskiy's brotherhood. Article narrates about one of educational directions of activity of Russian Orthodox Church in a province in second half of the XIX century. The Brotherhood on an extent more than ten years cared of increase in quantity of schools of spiritual department. The analysis of used documents has shown that the specified direction of educational activity of a diocese affected in the most salutary way a spiritual climate of Smolensk province.
Keywords: Smolensk diocese, education development, Russian Orthodox Church, Avraamy Smolenskiy.
Традиционно исследователи выделяют четыре сферы деятельности православных братств: просветительскую, миссионерскую, церковно-устроительскую и благотворительную1. В рамках настоящей работы рассмотрим просветительскую Деятельность братства преподобного Авраамия Смоленского. Эта православная организация Смоленской епархии, как и подобные организации других регионов, много внимания уделяла именно вопросам просвещения.
Неслучайно после 1884 г. произошел всплеск братского движения. 13 июня 1884 г. вступили в действие новые правила для церковно-приходских школ. В результате в течение 1885 г. в разных уголках России было основано 11 братств2, среди них и Смоленское епархиальное братство преподобного Авраамия. Эти организации на протяжении своего существования главной задачей выдвигали распространение просвещения.
В 1885 г. в Смоленске определился круг лиц, заинтересованных в деле религиозно-нравственного просвещения и воспитания народа. Они стали учредителями братства, которое решили посвятить преподобному Авраамию Смоленскому, выдающемуся ученому XIII в. После доработок Устав был утвержден 15 октября 1885 г. Таким образом, днем основания братства преподобного Авраамия Смоленского можно считать указанную дату.
Из анализа Устава братства преподобного Авраамия следует, что перед учрежденным братством открывались широкие перспективы деятельности, в первую очередь, просветительской.
20 октября 1885 г. состоялось официальное открытие братства. Оно разместилось при Спасо-Авраамиевом монастыре Смоленска.
Предметом особого попечения братства со дня его основания стали школы духовного ведомства. Совет братства занимался распределением 1500 рублей, ассигнованных Святейшим Синодом на поддержку школ. Кроме того, совет распространял учебную литературу (5400 экз.), присылаемую Синодом. В 1885/86 уч. году совет из собственных средств выдавал денежное пособие некоторым школам епархии. Для достаточного комплектования учебными книгами церковно-приходских школ совет постановил ежегодно из средств братства приобретать необходимое количество литературы. Для координации этого процесса совет организовал комиссию, состоящую из духовных и светских лиц. На комиссию возлагалась обязанность составлять список книг, необходимых для рассылки в церковные школы. Желая, чтобы во всех школах преподавание велось по программе, утвержденной Синодом, комиссия заказала в типографии 1000 экз. программы. Это было сделано для того, чтобы каждый учитель мог иметь ее у себя для руководства в работе3.
Непосредственное руководство церковно-приходскими школами и школами грамоты в Смоленской епархии осуществлял епархиальный училищный совет, образованный 25 июля
1 Носова Т.А. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX - начале ХХ века. Дисс...канд. ист. наук. - Сыктывкар, 2006. - С. 96
2Там же
3Отчет о состоянии и деятельности братства преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца, за второй год его существования с 1 декабря 1886 года по 31 декабря 1887 года. - Смоленск, 1888. - С. 12
1884 г. Возглавил новый орган управления протоиерей И. Афонский, членами были назначены священнослужители и светские лица епархии1. На первых порах училищным советом не было разработано определенной программы действий, поэтому его члены занимались обсуждением тех дел, которые передавались совету архиереем. В основном это были вопросы, связанные с церковно-приходскими школами, то есть та сфера деятельности, которой было призвано заниматься братство преподобного Авраамия в силу своего возникновения. В связи с этим заседания училищного совета и совета братства вначале проводились совместно. 11 марта 1886 г. права епархиального училищного совета по благословению епископа Нестора были переданы совету братства2.
С предоставлением братству прав училищного совета его деятельность значительно расширилась. По ходатайству местного духовенства и общественных представителей совет предлагал епископу положения об открытии и утверждении церковно-приходских школ, о переименовании школ грамоты в церковно-приходские, назначал учителей, распределял и рассылал деньги и литературу3. Предоставление прав епархиального училищного совета совету братства дало положительные результаты. Число школ в епархии начало постепенно увеличиваться; школы начали получать прочную организацию и устройство, а также материальную поддержку.
Содействие Авраамиевскому братству в просветительской деятельности оказывали открытые на местах в 1888 г. отделения епархиального училищного совета. В 1888 г. они появились в уездных городах Смоленщины. Содействие отделений братству выражалась в руководстве школьными делами. 1889 г. стал пробным годом совместной работы отделений и совета братства преподобного Авраамия Смоленского. Епархиальное начальство, видя положительные плоды совместной деятельности уездных отделений, учебного совета и братства преподобного Авраамия, в 1890 г. переименовало отделения в уездные отделения братства, с предоставлением всех полномочий, предусмотренных в уставе последнего4.
С переименованием уездных отделений епархиального училищного совета в отделения Авраамиевского братства деятельность этой православной организации значительно расширилась. Анализ документов позволяет подразделить работу братства на две части -деятельность совета и его уездных отделений. Совет рассматривал журналы заседаний отделений, входил с ними в переписку о педагогических кадрах, об открытии школ, рассматривал экзаменационные ведомости учеников, их письменные работы. В компетенцию совета входило также наблюдение за состоянием школ и устранение замеченных в них недостатков, поощрение наиболее усердных преподавателей почетными наградами. Как и раньше, совет рассылал по школам книги, выдавал пособия нуждающимся учителям и учащимся5.
Деятельность уездных отделений выражалась в обсуждении и решении текущих дел по школам своего уезда, в оказании материальной помощи беднейшим школам, назначении и увольнении учителей и т.п., то есть практически копировала работу совета Авраамиевского братства в своих уездах6.
В последующие годы деятельность совета и отделений братства носила подобный характер,
1 Краткий очерк Смоленского епархиального училищного совета и совета братства преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца, и их деятельности на пользу церковных школ за время с 1884 по 1908 г. - Смоленск, 1909. - С. 2
2Там же. - С. 5
3Там же
4Отчет о состоянии и деятельности братства преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца, за пятый год его существования с 1-го января по 31-е декабря 1890 года. - Смоленск, 1891. - С. 1-2; 13
Государственный архив Смоленской области (ГАСО). - Ф. 1106. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 1-12
6ГАСО. - Ф. 47. - Оп. 1. - Д. 278. - Л. 1-6
направленный на подержание школ духовного ведомства1.
В конце 1896 г. епархиальный училищный совет был восстановлен вместе с уездными отделениями в силу Высочайше утвержденного «Положения об управлении школами ведомства православного исповедания»2. По этому документу непосредственное управление церковно-приходскими школами и школами грамоты было поручено епархиальному училищному совету и его отделениям. С тех пор до 1917 г. оба учреждения существовали отдельно и независимо друг от друга. На долю Смоленского братства преподобного Авраамия оставалось лишь попечение о материальной помощи школам в «случае нужды».
Таким образом, Авраамиевское братство непосредственно ведало делами церковных школ 10 лет (1886-1896). За этот период времени совет братства оказал школьному делу значительную помощь. Он начал заведовать школьным делом в то время, когда еще практически не было ни самих школ, ни средств на их содержание, ни установившихся норм для учебного процесса, ни подготовленных педагогических кадров. Кроме того, не наблюдалось сочувствия общества церковным школам. Совету братства удалось найти средства на содержание существовавших и открытие новых учебных заведений, подготовить сочувствие общества. Для этого братство организовало правильное управление и наблюдение за школой, создало новую школу почти из ничего, т. к. пособие школьному делу из Синода выделялось самое незначительное (2-3 тысячи рублей). Приняв в 1886 г. в свое ведение 69 церковно-приходских школ и 200 школ грамоты, в большинстве своем неустроенных, совет братства в 1896 г. передал епархиальному училищному совету 199 церковно-приходских школ и 484 школы грамоты3. Поднялся образовательный уровень, как школьников, так и преподавательского контингента; при всех учебных заведениях епархии имелись библиотеки. Значительно увеличилось финансирование школ. За все время управления школами советом Авраамиевского братства на образовательные нужды поступило свыше 285000 рублей, в том числе непосредственно от братства - 31000 рублей4.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что братство преподобного Авраамия Смоленского в значительной мере справилось с принятыми на себя задачами по поддержке школ духовного ведомства и внесло определенный вклад в развитие народного образования на Смоленщине в рассматриваемый период.
УДК 93/94 ББК 63.3(2)
ПРОЦЕССЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКУЮ ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ЭЛИТУ (1988-1990-Е ГГ.)
Т.В. Олейник, кандидат экономических наук, доцент Академии сферы социальных отношений, (495) 7889406
Автор исследует проблемы трансформации теневой экономики в условиях перехода к
1 Отчет о состоянии и деятельности братства преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца, за третий год его существования с 1-го января по 31 декабря 1888 г. - Смоленск, 1889; Отчет о состоянии и деятельности братства преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца, за шестой год его существования с 1 января по 31 декабря 1891 года. - Смоленск, 1893; Отчет о состоянии и деятельности братства преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца, за 1892 г. (седьмой год существования). -Смоленск, 1894; Отчет о состоянии и деятельности братства преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца, за 1894 г. - Смоленск, 1896
2 Краткий очерк Смоленского епархиального училищного совета и совета братства преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца и их деятельности на пользу церковных школ за время с 1884 по 1908 г. - Смоленск, 1909. - С. 28
3Там же. - С. 29
4Там же. - С. 30