Научная статья на тему 'Вклад Бориса Никифоровича Митюрова (1910-2007 гг. ) в Развитие отечественной истории педагогики'

Вклад Бориса Никифоровича Митюрова (1910-2007 гг. ) в Развитие отечественной истории педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРИС НИКИФОРОВИЧ МИТЮРОВ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / BORIS NIKIFOROVICH MITYUROV / NATIONAL HISTORY OF PEDAGOGY / CREATIVE HERITAGE / PEDAGOGICAL THOUGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чередняк Юлия Николаевна

В статье проанализировано творческое наследие современного педагога Бориса Никифоровича Митюрова, показан его вклад в развитие отечественной истории педагогики, охарактеризированы основные труды педагога: «Развитие школы и педагогической мысли на Украине и Белоруссии (XVI-XVII вв.)», «Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв.», «Школа и народное образование на Ровенщине ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад Бориса Никифоровича Митюрова (1910-2007 гг. ) в Развитие отечественной истории педагогики»

Вклад Бориса Никифоровича Митюрова (1910-2007 гг.) в развитие отечественной истории педагогики Чередняк Ю. Н.

Чередняк Юлия Николаевна / Cherednyak Yulia Nikolaevna - аспирант, кафедра общей и социальной педагогики управления образованием, психолого-естественный факультет,

Ровенский государственный гуманитарный университет, г. Ровно, Украина

Аннотация: в статье проанализировано творческое наследие современного педагога Бориса Никифоровича Митюрова, показан его вклад в развитие отечественной истории педагогики, охарактеризированы основные труды педагога: «Развитие школы и педагогической мысли на Украине и Белоруссии (XVI-XVII вв.)», «Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв.», «Школа и народное образование на Ровенщине».

Abstract: the author analyzes the creative heritage of the modern teacher Boris Nikiforovich Mityurov, shows his contribution to the development of the national history of pedagogy. Therefore, we characterized major works of the teacher: "The development of school and thinking in Ukraine and Belarus (XVI-XVII centuries)", "Anthology of educational thought of ancient Russia and the Russian state XIV-XVII centuries", "School and public education in Rivne region".

Ключевые слова: Борис Никифорович Митюров, отечественная история педагогики, творческое наследие, педагогическая мысль.

Keywords: Boris Nikiforovich Mityurov, national history of pedagogy, creative heritage, pedagogical thought.

Борис Никифорович Митюров родился 29 мая 1910 года в станице Урупской Армавирского района Краснодарского края в крестьянской семье. Его отец занимался пчеловодством, мать была, по словам самого педагога, «искренней казачкой», а сам он считал себя кубанским казаком. В его воспитании большую роль сыграла бабушка Ксения, положительно повлиявшая на сознание юноши, на формирование у него положительных черт характера, физической и умственной деятельности.

Борис Митюров окончил двуклассную школу для казаков в станице Бесскорбной на Кубани. Старшим товарищем и мудрым советчиком, наставником Бориса Митюрова была первая учительница Мария Христофоровна. Именно она, как упоминал педагог, направила его интерес на познание окружающего мира, на саморазвитие. В 1928 г. Борис Митюров окончил школу II степени с педагогическим уклоном. В 1933 году вступил в Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт на педагогический факультет по специальности «Педагогика». В 1937 году закончил это учебное заведение, получив диплом о высшем образовании с присвоением ему квалификации преподавателя педучилищ.

Всю свою жизнь педагог много читал, делал выписки, вырезки, вел дневники, где описывал свои впечатления от прочитанного. Особо педагог любил творчество М. Ю. Лермонтова. Сборник произведений поэта - первая настольная книга Б. Н. Митюрова. Считаем, что литература, произведения выдающихся писателей стали духовной основой становления педагога, ведь именно благодаря литературе у Бориса Никифоровича сформировалась любовь к Родине, патриотизм.

Свой трудовой путь Борис Никифорович начал учителем (1928-1930 гг.). С 1930 года работал заведующим школой I степени станицы Хомутовская Мечетинского района Ростовской области. С августа 1937 года по август 1941 года преподавал в Серкурском педучилище Марийской АССР. Трудовую деятельность педагога прервала война. В августе 1941 г. Б. Митюров был призван в ряды Советской Армии.

25

Победу встретил в горах Татры в Словакии, демобилизовался в январе 1946 года. Б. Н. Митюров награжден многими военными медалями и орденами, среди них: Орден Отечественной войны I степени; Медаль Жукова; Орден Б. Хмельницкого; Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне»; многими юбилейными медалями. После демобилизации в 1946-1948 гг. Б. Митюров работал инспектором, методистом отдела школ Львовской железной дороги и по совместительству - заведующим детским домом № 2 г. Львова. С января 1948 года по август 1952 года работал завучем неполной средней школы № 25 станции Холодные Воды Львовской железной дороги, при этом уже в 1951 г. начал работать в Львовском государственном пединституте. С 1957 по 1960 гг. - заведующий кафедрой педагогики этого института. В феврале 1960 года Львовский педагогический институт перевели в прикарпатский городок Дрогобыч, где Б. Н. Митюров работал до 1973 года заведующим кафедрой педагогики и психологии Дрогобычского государственного педагогического института им. И. Франко. С 1973 г. по 1986 год Б. Н. Митюров заведовал кафедрой педагогики Ровенского государственного педагогического института им. Д. З. Мануильского, с 1986 г. по 1994 г. - профессор этой кафедры, а с 1994 г. и до смерти - профессор кафедры педагогики Международного университета «Ровенский экономико-гуманитарный институт» им. Степана Демьянчука.

Свое первое основательное научное исследование Борис Никифорович выполнил под руководством действительного члена АПН, доктора педагогических наук, профессора Е. Н. Медынского в 1955 году: защитил диссертацию «Развитие педагогической мысли в Украине в XVI-XVII ст.» и получил ученую степень кандидата педагогических наук. В 1970 году Б. Н. Митюров защитил докторскую диссертацию на тему «Развитие школы и педагогической мысли в Украине и Белоруссии в XVI-XVII ст.» [4]. В 1971 году ему присвоено научное звание профессора со специальности «Педагогика». В июне 1995 года Б. Н. Митюров был избран действительным членом Академии педагогических и социальных наук (г. Москва).

Борис Никифорович Митюров исследовал проблемы развития образования, школы, педагогической мысли в Украине в XVI-XVII ст.; ему принадлежит основательное исследование деятельности Львовской братской школы, которая осуществила огромное влияние на развитие педагогической мысли в Украине. Он впервые системно проанализировал педагогические взгляды учителей братских школ, преподавателей Киевской коллегии, а также известных общественных деятелей Украины XVI-XVII ст. И. Вишенского, К. Ставровецкого, С. Зизания, С. Яворского, И. Краковского, И. Горбацкого, И. Гизеля и др. [2].

Б. Н. Митюров сосредоточил свое внимание на малоисследованных в историко -педагогической науке вопросах влияния идей гуманизма и Реформации на деятельность школ Украины, влияния опыта братских школ на педагогические взгляды Я. А. Коменского [2].

Б. Н. Митюров был одним из авторов «Антологии педагогической мысли Древней Руси и Российского государства XVI-XVII ст.», его вклад в это издание заслуживает высокой оценки. В «Антологии» в третьем разделе подаются материалы, собранные и систематизированные Б. Н. Митюровым [1]. Здесь представлены тексты грамот, отрывки из летописей, государственных документов, в которых упоминается об образовании и воспитании. В то время педагогические идеи присутствовали во всей древнерусской культуре - устном народном творчестве, живописи, музыкальном искусстве, традициях, обычаях, обрядах. Педагогические идеи и опыт воспитания многих поколений включались в летописи, поучение, жития и т.п.; в древнерусских книгах встречается много выражений, советов, афоризмов, благословений и рекомендаций по воспитанию детей, который систематизировал Борис Митюров.

Особое значение профессор Б. Н. Митюров предавал краеведческой деятельности. В его работе «Школа и народное образование на Ровенщине» (1918-1944), которая

26

вышла в 1988 году, Борис Никифорович Митюров на конкретных примерах, архивных и статистических данных довел, что 30-40% детей из сельской местности Ровенщины лишь считались в списках школьных журналов, а уроки не посещали, а те, что ходили в школу, делали это нерегулярно. Не было у сельских детей необходимой обуви, одежды, чтобы зимой идти в школу. Большинство из них постоянно были второгодниками и т.д. И это полностью удовлетворяло польских чиновников [5]. В методическом пособии «Развитие школы и народного образования на Ровенщине» ученый собрал материалы, охватывающие значительный исторический период в развитии школы и образования на Ровенщине с 1945 по 1985 гг. Представленные документы (воспоминания учителей, культурных деятелей о тяжелом военном периоде, отрывки из докладов учителей по вопросам развития школы и образования, из указов президиума Верховной Рады Украины, списки заслуженных учителей Украины в Ровенской области, статистические данные о школьной сети этого периода) свидетельствуют о состоянии школы, образования на Ровенщине в 1945-1985 гг. [3].

В своей научной деятельности Б. Н. Митюров не раз поднимал проблему патриотического, гражданского воспитания, поднимал тему войны и мира. Он приложил много усилий сбору материалов об учителях - Героях Советского Союза. Ученый собрал данные о 576 учителях, которым присвоено звание Героя Советского Союза и на основе этих материалов издал книгу «Подвигу жить вечно» (2001) [6].

Педагогическое наследие и образовательная деятельность профессора, доктора педагогических наук Бориса Никифоровича Митюрова являются ценным достоянием современной истории педагогики.

Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М.: Педагогика, 1985. - 367с.

2. Митюров Б. Н. Развитие педагогической мысли на Украине в 16-17 вв. / Б. Н. Митюров. - К.: Радянська школа, 1985. - 318 с.

3. Митюров Б. Н. Развитие школы и народного образования на Ровенщине (19451985) / Б. Н. Митюров. - Ровно: РГПИ, 1988. - 54с.

4. Митюров Б. Н. Развитие школы и педагогической мысли на Украине и Белоруссии (XVI-XVII вв.) : автореф. дисс. на соискание учен. степени докт. пед. наук : спец. 13.730 «Теория педагогики» / Б. Н. Митюров. - Ленинград, 1970. - 34 с.

5. Митюров Б. Н. Школа и народное образование на Ровенщине (1917-1945) / Б. Н. Митюров. - Ровно: РГПИ, 1988. - 32 с.

6. Мтюров Б. Н. Подвигу жити вiчно ... / Б. Н. Мггюров - Рiвне: РЕГ1, 2001. - 42 с.

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.