https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.9.37
Бондарева Надежда Ивановна
Вклад А. П. Дигби в архитектуру Астрахани
Цель исследования - изучить деятельность архитектора Александра Петровича Дигби, который успешно реализовал Генеральный план Астрахани 1769 г., разработанный "Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". В статье освещается положение иностранных архитекторов в России (XVIII-XIX вв.), даётся краткая характеристика архитектуры Астрахани XVIII в. Отмечается, что, работая в Астрахани в качестве губернского архитектора, А. П. Дигби сумел привнести в архитектурный облик города черты классицизма. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе творчества зодчего. В результате доказано, что своей деятельностью А. П. Дигби внес существенный вклад в архитектуру города, что позволяет считать его выдающимся зодчим Астрахани. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СВД/Э/ЗУ.^т!
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 9. C. 192-198. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Visual, Decorative and Applied Arts and Architecture
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.9.37 Дата поступления рукописи: 09.06.2020
Цель исследования - изучить деятельность архитектора Александра Петровича Дигби, который успешно реализовал Генеральный план Астрахани 1769 г., разработанный «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В статье освещается положение иностранных архитекторов в России (ХУШ-Х1Х вв.), даётся краткая характеристика архитектуры Астрахани XVIII в. Отмечается, что, работая в Астрахани в качестве губернского архитектора, А. П. Дигби сумел привнести в архитектурный облик города черты классицизма. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе творчества зодчего. В результате доказано, что своей деятельностью А. П. Дигби внес существенный вклад в архитектуру города, что позволяет считать его выдающимся зодчим Астрахани.
Ключевые слова и фразы: Александр Петрович Дигби; «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы»; Генеральный план Астрахани 1769 г.; классицизм.
Бондарева Надежда Ивановна, к. пед. н.
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет nadezhda27@mail. ги
Вклад А. П. Дигби в архитектуру Астрахани
Актуальность темы исследования обусловлена ощутимым вкладом Александра Петровича Дигби в развитие архитектуры Астрахани. Его деятельность в Астрахани пришлась на последние десятилетия XVIII в., которые ознаменованы беспрецедентными мероприятиями по изменению градостроительной структуры и архитектурного облика всех губернских и многих уездных российских городов. В этих процессах главенствующую позицию занимала «Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», созданная по указу Екатерины II. При этом предписания и рекомендации данной Комиссии выполняли конкретные зодчие, применяя свой опыт и творческий потенциал. Большую роль в этих процессах играли иностранные архитекторы, к которым относился в том числе и А. П. Дигби. Однако его деятельность так и не стала темой для комплексного исследования, что позволяет определить цель исследования, представленную выше.
Для реализации поставленной цели сформулированы задачи: во-первых, осветить положение иностранных архитекторов в России; во-вторых, кратко описать архитектуру Астрахани конца XVIII в.; в-третьих, дать краткую характеристику некоторым архитектурным объектам А. П. Дигби, осветить архитектурную деятельность зодчего с позиции влияния его творчества на архитектуру центральной части Астрахани.
Для осмысления вклада А. П. Дигби в архитектуру Астрахани применяются следующие методы исследования: общенаучный метод (анализ исторического и логического), искусствоведческие методики (формально-стилевой анализ), работа с архивными материалами, а также историко-архитектуроведческий подход в исследованиях.
Теоретической базой исследования стали труды А. П. Мюллера [22], В. Г. Долбнина [13], Л. А. Цыгановой [27], в которых рассматривается роль и деятельность иностранных архитекторов в России петровского и послепетровского периодов.
Практическая значимость исследования характеризуется определённым вкладом в формирование общей картины развития архитектуры Астрахани. Материалы исследования планируется использовать в педагогической деятельности для усовершенствования образовательного процесса. Также положения статьи будут представлены в ходе научных дискуссий и обсуждений на тему сохранения культурного наследия Астрахани.
Архитектор Александр Петрович Дигби, урождённый Дигбий Алессандро Пьетро, служивший в Астрахани с 1786 г. по 1803 г., был итальянцем из Тосканы. А. П. Дигби, как и многие его соотечественники, стал одним из зарубежных архитекторов, активно прибывавших на службу в Российскую империю в начале
восьмидесятых годов XVIII в. Практика привлечения иностранных мастеров в Россию была известна ещё с её древних времён. Так, в XI в. были приглашены греческие архитекторы для возведения Софийского собора в Киеве. Позже особую известность получили Аристотель Феораванти (XV в.), архитекторы Фрязины (ХУ^УГ вв.). Также приглашались и другие иностранцы для строительства и обновления крепостей и кремлей. Приток иностранных художников (архитекторов, живописцев, скульпторов и т.д.) активизировался во время правления Петра I. Мастера из Франции, Италии, Голландии, Швеции и других европейских стран приезжали в Россию в поисках работы и в надежде на лучшую жизнь. Их доля в России складывалась по-разному. Одни обретали почёт и уважение, а другие испытывали притеснения, нехватку жалования, препятствия возвращению на родину. Но в целом иностранные мастера были обеспечены работой, жильём, дровами и продовольствием. После смерти Петра I на некоторое время положение иностранных художников ухудшилось, чему способствовало московское духовенство. Но уже при императрице Елизавете Петровне их жизнь и творчество в России постепенно обретали силу [22, с. 19].
Иностранные мастера в начале XVIII в. трудились в основном в Санкт-Петербурге и Москве. Их деятельность, проходившая под строгой государственной регламентацией, во многом зависела от Канцелярии от строений (до 1723 года именовалась как Канцелярия городовых дел), которая предоставляла заказы на создание архитектурных объектов, курировала и оценивала проекты, наблюдала за формированием команды специалистов, поступлением и расходованием строительных материалов и так далее. Это вынуждало иностранных зодчих подстраиваться под местные архитектурные вкусы и традиции, перерабатывать и пересматривать собственный творческий опыт [27, с. 37]. Особое место в развитии русского искусства, в том числе и архитектуры, занимали итальянские мастера. Архитекторы Д. Трезини, Н. Микетти, Г. Киавери, А. Алимари, М. Фонтана и другие, работавшие в России в первой половине XVIII века, являясь потомками ренессансной культуры, способствовали вхождению России в круг европейских традиций. Это выражалось как в разработке новых типов светских и общественных зданий, так и в создании новых приёмов и композиционных решений в русской архитектуре. Более того, итальянские и другие западноевропейские художники обучали русских мастеров. Осваивая русские художественные традиции, они активно перерабатывали и нарабатывали обновлённый художественный опыт и архитектурные подходы, привнося в русскую архитектуру характер ясности, простоты, практической целеустремленности [13, с. 50]. Открытие Императорской Академии художеств (1757) активизировало желание у иностранных мастеров укрепиться в России. Они претендовали не только на роль преподавателей Академии, но и на лидерство в ней. Несмотря на то, что все эти процессы проходили в условиях жёсткой конкуренции с местными мастерами и строгого надзора со стороны Канцелярии от строений, иностранцы укрепляли свои позиции в русском искусстве. Нередко они добивались покровительства знатнейших русских семейств, получая признание и высокий материальный достаток [22, с. 53]. Однако не все иностранные мастера добивались творческих успехов, славы и благополучия. Так, А. П. Дигби, попавший волею судеб на службу в Астрахань, пережил притеснения местных представителей власти, а Джакомо Кваренги, прибывший в Россию на два года позже Александра Дигби, записан в историю русской архитектуры золотыми буквами.
Попытаемся создать примерную картину того, каким архитектурным обликом обладал город на момент приезда А. П. Дигби в Астрахань (1786). Кремль, являвшийся градостроительным ядром Астрахани, к этому времени имел роскошный пятиглавый, пятиапсидный двухъярусный кафедральный Успенский собор, совмещавший в себе черты русского средневекового зодчества и нарышкинского барокко. Ещё одной архитектурной доминантой Астраханского кремля был Троицкий монастырь, несущий на одном своём подклете церкви, трапезные, обходную галерею [2, с. 29]. На территории кремля располагались губернаторский и вице-губернаторские дворы, гауптвахта, губернаторская канцелярия, лаборатория, артиллерийский двор и пороховой погреб, артиллерийские и инженерные цейхгаузы и так далее. На востоке от кремля размещался Белый город. Его обветшавшие стены и башни к 1777 г. утратили свои оборонительные функции, в некоторых местах представляли собой унылые руины [17, с. 20]. Планировочная композиция Белого города имела практически прямоугольную сетку улиц, так как она в своё время была сформирована под влиянием его главной оси - улицы Большой Продольной (см. Илл. 1). На территории Белого города стояли храмы, монастыри, торговые подворья, гостиные дворы: Русский, Персидский, Армянский, Индийский [19, с. 23]. Вблизи восточных приделов Белого города располагался армянский Успенский собор с двухъярусной круглой колокольней [18, с. 48]. В юго-западной части от кремля находились Адмиралтейство, порт и верфи, которые в первой половине XVIII века были учреждены по приказу Петра I. В северной части Астрахани на правом берегу реки Кутум к приезду императора в первой четверти XVIII в. на голландский манер был построен Летний дворец Петра I с «регулярным» симметричным фасадом, увенчанным массивной балюстрадой [12, с. 220]. К 1769 г., по свидетельству С. Г. Гмелина, по берегу реки Кутум тянулись деревянные дома, пришедший в упадок Государев сад (бывший Птичий двор, устроенный по приказу Петра I), казармы, деревянный лазарет и дом аптекаря. Район к югу от кремля традиционно заселяли татары, там было сосредоточено несколько мечетей. Позже к востоку от него образовалась новая Армянская слобода с Армянской церковью святых апостолов Петра и Павла [5, с. 200]. Потом (1763-1771) она была перестроена в камне в классицистической стилистике [29, с. 84]. Центральную часть города окружали многочисленные слободы: Рыбачья, Морская слобода, Армянская, Бухарская, Персидская, Агрыжанская, Татарская, Безродная, Солдатская. Они размещались на буграх: Киселев, Паробичев, Ильинский, Собачий, Садовый, Рождественский, Казачий, Епанчинский [6, с. 172].
Во второй половине XVIII в. Астрахань была внесена в план градостроительной реформы Екатерины II. Большую роль в этом сыграл губернатор Н. А. Бекетов. При нём в центре города строились каменные казённые
и жилые дома по образцовым проектам, поставленные на красную линию улиц, а также обустраивались булыжные мостовые, избавляющие центр города от непролазной грязи [20, с. 20]. К шестидесятым годам XVIII в. в южной части города, которая была осложнена солончаками и болотами, было широко развёрнуто строительство канала. Он должен был способствовать осушению территории, а также выполнять судоходную функцию, создавая водное кольцо вокруг центра Астрахани, соединяя реки Волгу (по западу) и Кутум (по северу) [14, с. 80]. Опустошительные пожары (1767, 1777), разразившиеся в Астрахани, оставили после себя пепелища. Со временем выгоревшие участки превратились в пустыри, занимающие практически целые кварталы. Они как бы «расчистили» место для каменных построек, заявленных в Генеральном плане 1769 г. Этот план, составленный «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», должен был качественно изменить облик Астрахани. Из города, построенного по средневековому образцу, сохраняя старые трассировки улиц, он должен был превратиться в город с новыми каменными зданиями и площадями, образующими ансамблевую застройку, а также получить протяжённый центр и камерный классицистический характер архитектуры (см. Илл. 2). С северо-восточной части Астрахани, близ канала, к 1778 г. был построен Римско-католический костёл, прибавляя архитектурному облику города черты европейской архитектуры.
Александр Петрович Дигби вместе с семьёй в возрасте сорока восьми лет прибыл в Астрахань в качестве губернского архитектора. До этого он, приехав из Италии, с двадцати четырёх лет жил и работал в России. Долгое время служил в штабе П. С. Потёмкина. За время пребывания в Астрахани (1786-1803) был в подчинении таких руководителей губернии, как И. С. Алексеев, С. А. Брянчанинов, П. М. Скаржинский, А. В. Алябьев, Н. Я. Аршеневский, И. С. Захаров, А. В. Повалишин. После работы в Астрахани занимался архитектурной деятельностью в Одессе, Керчи, Саратове [21, с. 80]. Жизнь в Астрахани у А. П. Дигби проходила в больших и плодотворных трудах, была отягощена определёнными трудностями. Он часто болел. Так, из-за болезни в 1792 г. зодчему пришлось отказаться от командировки в Москву [9, д. 284, л. 2]. В 1798 году он не смог исполнить приказ Астраханского руководства по обследованию и составлению сметы для ремонта Русского и Армянского гостиных дворов [7, д. 1128, л. 4]. Несмотря на активную, а чаще всего и напряжённую архитектурную деятельность, он даже не получил жалование за 1798 г. и вынужден был писать рапорт правителю Кавказского наместничества С. А. Брянчанинову о том, что испытывает нужду, не может приобрести бумагу и карандаши для работы [10, д. 31, л. 5]. Особые трудности архитектор испытал при губернаторе Д. В. Тенишеве, который обвинил его в превышении полномочий при проектировании приватных домов, а в дальнейшем подверг преследованиям и обрёк практически на нищету [22, с. 132]. После долгих прошений, жалоб и судебных разбирательств А. П. Дигби в мае 1803 г. добивается решения Сената, издавшего указ об увольнении архитектора [7, д. 2447, л. 1]. Однако он остаётся жить в Астрахани довольно долгое время, выполняя частные заказы, осуществляя поручения местных властей, заменяя заболевших мастеров. В дальнейшем его деятельность отражается в архитектуре Одессы, Херсона, Керчи, Саратова.
По прошествии нескольких столетий, основываясь на реально сохранившихся зримых архитектурно-градостроительных свидетельствах, можно с уверенностью сказать, что талант, профессионализм, усердность и трудолюбие зодчего позволяют считать его выдающимся архитектором Астрахани. Творческий метод А. П. Дигби основывается на принципах классицизма и разработке этого стиля в условиях южного города, построенного по средневековому образцу. Опираясь на идеи и концепции классицистической архитектуры, зодчий блестяще реализовал политические и культурные идеи своего времени. Это выразилось в перемещении градостроительного центра, которым изначально являлся старинный кремль, в пространство общественной площади, а также в замене главенства церковных строений на уверенное утверждение общественных и жилых зданий в архитектурном облике города. Примерами классицистического стиля в архитектуре центральной части Астрахани могут служить Московский торговый дом (воссоздан), здание мужской гимназии (утрачено), колокольня Входо-Иерусалимской церкви (утрачена), Армянское подворье, Астраханское Адмиралтейство (утрачено), приватные дома Варвация (утрачен), Дилянчеева, Коробекова и др.
Одним из самых значимых архитектурных объектов зодчего, которые решены в классицистической стилистике, является дом купца Минаса Дилянчеева. В рапорте, датируемом 1789 г., А. П. Дигби пишет, что по его проекту был возведён дом М. Дилянчеева [10, д. 31, л. 1-2]. В «Сводном перечне памятников истории и культуры, расположенных на территории Астраханской области» этот объект записан как Дом генерал-губернатора [23]. Строительство дома, заказчиком которого был армянский купец, таможенных дел советник Минас Дилянчеев, начиналось в 1786 г. [15, с. 81]. Перед губернским архитектором А. П. Дигби стояла сложная задача: увязать частный заказ влиятельного богатого купца, добившегося выгодного места для строительства дома, с генеральным планом Астрахани, связанным с общероссийскими градостроительными реформами (см. Илл. 3-4). Однако в полной мере замысел не был реализован, так как М. Дилянчеев по определённым причинам не смог финансировать этот проект, который в итоге пришлось приостановить на довольно долгое время. Только в 1827 г. под руководством архитектора К. Л. Депедри проект дома достраивался уже как резиденция губернатора. Возведённый в традициях русского классицизма Губернаторский дом представлял собой двухэтажное каменное здание. Его первый этаж решён 150-метровой аркадой, которая проходила по всему уличному фасаду. Главный объём дома с южной стороны и небольшой объём флигеля с северной стороны соединялись полуциркульной галереей, которая была утрачена в советское время. В 2000 г. на её месте построен трёхэтажный торговый центр, повторяющий полуциркульное очертание аркады. Архитектура нового трёхэтажного полуциркульного в плане объёма весьма корректно вписалась в исторический образ Губернаторского дома, так как была выдержана в архитектурной стилистике А. П. Дигби.
Дом губернатора является несомненным подтверждением таланта зодчего. Во-первых, объёмы дома играют второстепенную роль по отношению к линии его фасада, полукружье которого раскрывается навстречу Плац-парадной площади (ныне Братский сад), организуя и гармонизируя её. Во-вторых, ясная планировочная классицистическая схема, разумный отбор художественных средств и общее единство архитектуры здания ставят его в ряд выдающихся архитектурных объектов Астрахани.
А. П. Дигби активно занимался «расчищением» от ветхих построек центральной части Астрахани. Он выполнял обмеры старинных памятников, составлял планы по замене аварийных зданий. Также архитектор осуществлял демонтаж каменных стен Белого города. В своём донесении от 1789 г. астраханскому городничему С. Г. Сумбатову архитектор пишет, что такие строения, как каменный Русский гостиный двор, здание губернской канцелярии, деревянная Таможня, стали ветхими и назначены на ломку, а стены Белого города не только неприглядны, но и опасны, так как с них падает кирпич [11, д. 17, л. 5-6].
А. П. Дигби как губернский архитектор неукоснительно выполнял и разумно усовершенствовал предписания «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Данная комиссия занималась реконструкцией, проектированием планировки и застройки провинциальных городов на принципах регулярности [26, с. 6]. Зодчий уделял большое внимание созданию каменных корпусов, которые строились по красной линии улиц. Будучи руководителем Астраханской строительной экспедиции, А. П. Дигби создавал и выдавал так называемые план-билеты на строительство каменных домов, осуществляя в дальнейшем надзор за их строительством. По сути дела, это были «образцовые проекты», традиционно отличающиеся симметричной композицией фасада (см. Илл. 5).
А. П. Дигби удалось самостоятельно проявить себя в качестве гидротехника. Он проектировал и курировал строительство канала, получившего название Скаржинский, тянувшегося по песчаной косе от места впадения реки Кутум в Волгу до Никольской пристани, а далее до затона в районе Адмиралтейства. Через Скаржинский канал было переброшено три моста [8, д. 30, л. 18]. Песчаная Горянская коса, из-за которой пришлось рыть Скаржинский канал, стала обрастать застройкой, спроектированной А. П. Дигби [25, с. 343]. Ныне это место является историческим районом Астрахани, получившим название «Коса».
Глядя на план Астрахани 1801 г. (см. Илл. 6), можно сделать выводы об активной градостроительной деятельности А. П. Дигби. Ему не только удалось максимально точно реализовать Генеральный план 1769 г., предписанный Комиссией от строений, но и внести свою лепту в развитие градостроительной структуры Астрахани. По плану 1801 года видно, что под руководством А. П. Дигби осуществляются разбивка и устройство Рождественской площади. Её круглый план, декларирующий представления об идеальной форме пространства, отвечал идеям классицизма в градостроительстве. Также эта площадь, сформированная вокруг стоявшего здесь с XVII века храма Рождества Богородицы, стала выполнять функции «площади-узла», «площади-перекрёстка», так как в её пространство впадали улицы Екатерининская и Рождественская.
К 1795 г. под руководством А. П. Дигби было завершено создание ансамбля Плац-парадной площади (см. Илл. 7). Несмотря на то, что площадь располагалась в исторически сложившемся планировочном пространстве старорусского города вблизи кремля, зодчему удалось решить её в классицистической стилистике, предписанной Генеральным планом, составленным столичной Комиссией от строений [16, с. 106]. Площадь имела прямоугольную форму, по её сторонам тянулись главные улицы города: Екатерининская (по югу) и Полицейская (по востоку). Пространство площади со всех сторон фланкировали двухэтажные постройки в стиле классицизма: Дом Дилянчеева с востока (позже, в 1803 г., стал Губернаторским домом) с полуциркульным фасадом, по югу - высокая стройная классицистическая колокольня Входо-Иерусалимской церкви и Московский торговый дом с колоннадой. По западной линии Плац-парадной площади располагались торговые сооружения в выдержанной строгой стилистике. В центре Плац-парадной площади находилась важня-весовая. Всё это тонко и гармонично было увязано между собой в пропорциональном отношении, утверждая устойчивый характер идей классицизма в градостроительном деле.
Формулируя выводы исследования, отметим следующее. Во-первых, А. П. Дигби был в числе многочисленных иностранных художников, прибывавших в Россию из Европы в XVIII-XIX вв. в поисках работы и лучшей жизни. Жизнь и профессиональная деятельность иностранных мастеров строго регулировались Канцелярией от строений и самым благоприятным образом влияли на развитие русской архитектуры, обогащая её идеями европейского классицизма.
Во-вторых, архитектура Астрахани, заложенная по образцу русского средневекового города, в XVIII в. стала претерпевать определённые изменения, которые были связанны с привлечением европейских художественных традиций в русское зодчество. Эти процессы усилились к концу XVIII в., т.к. были связаны со знаменитыми административно-территориальными реформами екатерининского времени. Генеральный план Астрахани 1769 г., разработанный «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», предписывал развернуть структуру и облик средневековой Астрахани к городу европейского образца. Основную роль в этом сыграл А. П. Дигби, творческий метод которого основывался на принципах классицизма и регуляторства.
В-третьих, опираясь на архивные документы, планы Астрахани (1764, 1769, 1801) и сохранившуюся застройку центральной части города, можно прийти к выводу, что А. П. Дигби удалось блестяще реализовать Генеральный план Астрахани 1769 г., переместив его центр из старинного кремля в пространство общественной площади. Зодчему удалось существенно снизить главенство церковных строений, выделив в облике города многочисленные общественные и жилые здания, построенные по образцовым проектам архитектора. Особое место среди многочисленных построек А. П. Дигби занимает Дом губернатора, который посредством
ясной планировочной классицистической схемы и точно-выверенными художественными средствами организует Плац-парадную площадь (ныне Братский сад). Разбивка и устройство круглой в плане Рождественской площади дополняют в образной структуре города идеи классицизма.
Подводя итог исследования, можно с уверенностью сказать, что Александр Петрович Дигби внёс существенный вклад в развитие Астрахани, став её выдающимся архитектором.
Иллюстрация 1. Шведский план Астрахани 1750 г.
Иллюстрация 2. Генеральный план Астрахани 1769 г.
Иллюстрация 3-4. Дом генерал-губернатора. Астрахань. Генеральный план. Центральный фасад.
Выполнила Н. И. Бондарева. 10.06.2020
Цлчн билгт на 1гпр*>итеЛоИПЛи 2-.ИткжтНп гашгннйЛЬ Аш^нишй Аст/ШЛИН-
{кв™ ¿мрои/млгчой >кн '.н'-гч нвдворнему вмтиыку Зуйму 0 I лч'г.
Иллюстрация 5. План-билет на строительство 2-этажного дома, выданный Астраханской строительной экспедицией надвратному советнику Зубову в 1796 г.
Иллюстрация 6. Генеральный план 1801 г. Из книги И. В. Равинского «Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской Губерний...»
Иллюстрация 7. Астрахань, Плац-парадная площадь (1838). Акварель братьев Н. и Г. Чернецовых
Список источников
1. Астрахань, Плац-парадная площадь (1838). Акварель братьев Н. и Г. Чернецовых [Электронный ресурс]. URL: https://www.pinterest.it/pin/123286108521624008/ (дата обращения: 22.06.2020).
2. Воробьев А. В. Астраханский кремль. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1968. 48 с.
3. Генеральный план Астрахани 1769 г. [Электронный ресурс] // Старые карты городов России и зарубежья. URL: http://retromap.ru/select.html?kw (дата обращения: 22.06.2020).
4. Генеральный план Астрахани 1801 г. [Электронный ресурс] // Старые карты Астрахани. URL: http://astrakhan. pp.ru/maps.php (дата обращения: 22.06.2020).
5. Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы: в 3-х ч. СПб.: Имп. Акад. наук, 1777. Ч. 2. 361 с.
6. Голикова Н. Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII в. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 215 с.
7. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 1. Оп. 1.
8. ГААО. Ф. 2. Оп. 1.
9. ГААО. Ф. 476. Оп. 1.
10. ГААО. Ф. 476. Оп. 4.
11. ГААО. Ф. 476. Оп. 5.
12. Гусарова Е. В. Астраханские находки. История, архитектура, градостроительство Астрахани XVI-XVIII вв. по документам из собраний Петербурга. СПб.: Нестор-История, 2009. 492 с.
13. Долбнин В. Г. Творческая жизнь архитектора Н. Микетти: дисс. ... к. арх. Л., 1982. 206 с.
14. История Астраханского края: монография / гл. ред. Н. М. Ушаков. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.
15. Кугрышева Э. В. История армян в Астрахани. Астрахань: Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 2007. 288 с.
16. Малометова З. А. От Плац-парадной до Эспланадной // Малометова З. А. «...Для удовлетворения любознательных умов к дальнейшему образованию.»: очерки из истории библиотеки им. Н. К. Крупской, 1838-2008. Астрахань: Чилим; Астраханская областная научная библиотека им. Н. К. Крупской, 2008. С. 106-126.
17. Марков А. С. Варвакис: документальное повествование. Астрахань: Волга, 2000. 304 с.
18. Марков А. С., Львов С. Г. Астрахань на старинных открытках. Астрахань: Волга, 1999. 171 с.
19. Материалы к Своду памятников истории и культуры. Астрахань и Астраханская область. М.: Росреставрация, 1990. 65 с.
20. Меркулов Б. Г. Село Началово, Черепаха тож. Астрахань: Новая Линия, 2018. 388 с.
21. Михайлова М. Б. Александр Дигби - зодчий классицизма на юге России // Архитектурное наследство. 1980. № 28. С. 80-88.
22. Мюллер А. П. Быт иностранных художников в России. Л.: Academia, 1927. 160 с.
23. О перечне памятников истории и культуры, расположенных на территории Астраханской области (с изменениями на 29.11.2005) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/438943528 (дата обращения: 08.06.2020).
24. План-билет на строительство 2-этажного дома, выданный Астраханской строительной экспедицией надвратно-му советнику Зубову в 1796 г. // Методические материалы кафедры дизайна и реставрации архитектурного факультета Астраханского государственного архитектурно-строительного университета: неопубликованные документы.
25. Рубцова С. С. Градостроительная эволюция Астрахани: в 2-х кн. Ульяновск: Ульяновский дом печати, 2017. Кн. 1. 448 с.
26. Смирнов Г. К. Общественная архитектура второй половины XVIII века в провинциальных городах России: автореф. дисс. ... к. иск. М., 2003. 34 с.
27. Цыганова Л. А. Повседневность итальянских мастеров в процессе формирования европейской культуры в России первой половины XVIII в.: дисс. ... к. ист. н. М., 2010. 223 c.
28. Шведский план Астрахани 1750 г. [Электронный ресурс] // Старые карты Астрахани. URL: https://old-maps.livejournal.com/35740.html (дата обращения: 22.06.2020).
29. Штылько А. Н. Астраханская летопись: исторические известия, события, постановления правительственных и др. учреждений и факты из общественной жизни г. Астрахани с 1554 г. по 1896 г. включительно. Астрахань: Тип. Н. Л. Рослякова, 1897. 126 с.
A. P. Digby's Contribution to Astrakhan Architecture
Bondareva Nadezhda Ivanovna, PhD
Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering nadezhda27@mail. ru
The study aims to examine the architect Alexander Petrovich Digby's work, who successfully realised the 1769 Master Plan of Astrakhan developed by the "Commission of Stone Buildings of Moscow and Saint Petersburg". The article provides an insight into the position occupied by foreign architects in Russia (the XVIII-XIX centuries), briefly describes the XVIII-century architecture of Astrakhan. It is noted that A. P. Digby, working in Astrakhan as a provincial architect, was able to incorporate classical elements into architectural look of the city. Scientific novelty of the research lies in conducting a comprehensive analysis of the architect's creative work. As a result, it was proved that A. P. Digby made a sufficient contribution to the city's architecture through his works, which makes it possible to regard him as a prominent Astrakhan architect.
Key words and phrases: Alexander Petrovich Digby; "Commission of Stone Buildings of Moscow and Saint Petersburg"; 1769 Master Plan of Astrakhan; classicism.