Научная статья на тему 'ВИЗУЛЬНЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА'

ВИЗУЛЬНЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / ДИАГНОСТИКА / АНАЛИЗ / ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ЦИФРОВОЙ МИКРОСКОП / ХРОМАТОГРАФИЯ / ПОРТАТИВНЫЕ УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОДУКТЫ ИЗНОСА

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Стародубцев Б.И., Сидоров В.А.

Проблема диагностирования механического оборудования с минимальными временными и материальными затратами по состоянию смазочного материала является все более актуальной. Решение ее позволит продлить срок службы оборудования, предотвратить ускоренный износ и вовремя производить ремонтные воздействия. В статье показана возможность оценки состояния смазочных материалов посредством современных вспомогательных цифровых устройств, позволяющих значительно упростить процесс органолептического метода диагностики. В качестве основного прибора используется цифровой микроскоп, увеличивающий разрешающую способность человеческого глаза, с увеличением ×1000, что дает возможность различать частицы до 1 мкм. Благодаря его использованию при наличии незначительного количества образца смазочного материала, можно дать качественную оценку состояния как самого смазочного материала, так и оборудования, следуя проверенным методикам предшественников, занимавшихся исследованием частиц износа оборудования, попадающих в состав смазки. Рассматриваемая методика имеет ряд преимуществ в сравнении с методиками, требующими длительных процессов изучения рабочего смазочного материала в лабораториях на базе предприятий. Результатами наблюдений являются зафиксированные картины, полученные посредством портативного электронного микроскопа. На их основе можно установить техническое состояние оборудования, обрабатываемого исследуемым смазочным материалом. Выявлено, что необходимо при использовании представленного способа диагностирования не только руководствоваться качественными характеристиками и геометрическими размерами, формами и цветом частиц износа, но и разработать программный аппарат, который позволит строить гистограммы цвета смазочного материала, по цифровым снимкам, сравнивая с эталонным образцом, что даст возможность более тонко определить качество исследуемой пробы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL METHOD OF CONTROL OF LUBRICANT

The problem of diagnosing mechanical equipment with minimal time and material costs according to the state of the lubricant is becoming more and more relevant. Its solution will allow extending the service life of the equipment, preventing accelerated wear and making timely repairs. The article presents a demonstration of the possibility of assessing the state of lubricants, using modern auxiliary digital devices that make it possible to significantly simplify the process of the organoleptic diagnostic method. As the main device, a digital microscope is used, which increases the resolution of the human eye, with a magnification of ×1000, which makes it possible to distinguish particles up to 1 micrometer. Thanks to its use, in the presence of a small amount of a lubricant sample, it is possible to give a qualitative assessment of the condition of both the lubricant itself and the equipment, following the proven methods of the predecessors involved in the study of equipment wear particles that fall into the composition of the lubricant. The method under consideration has a number of advantages in comparison with the lengthy processes of studying the working lubricant in laboratories based on enterprises. The results of the observations are fixed pictures obtained by means of a portable electron microscope, based on which it is possible to establish the technical condition of the equipment lubricated by the lubricant under study. It was found that when using the presented method of diagnosing, it is necessary not only to be guided by the qualitative characteristics and geometric dimensions, shapes and colors of wear particles, but also to develop a software tool that will allow you to build lubricant color histograms from digital images, comparing with a reference sample, which will make it possible to more accurately determine the quality of the test sample.

Текст научной работы на тему «ВИЗУЛЬНЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА»

ВЕСТНИК ПНИПУ

2023

Химическая технология и биотехнология

№ 1

ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Б01: 10.15593/2224-9400/2023.1.08 УДК 665.765

Научная статья

Б. И. Стародубцев

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия

В.А. Сидоров

Донецкий национальный технический университет, Донецк, Россия

ВИЗУЛЬНЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА

Проблема диагностирования механического оборудования с минимальными временными и материальными затратами по состоянию смазочного материала является все более актуальной. Решение ее позволит продлить срок службы оборудования, предотвратить ускоренный износ и вовремя производить ремонтные воздействия. В статье показана возможность оценки состояния смазочных материалов посредством современных вспомогательных цифровых устройств, позволяющих значительно упростить процесс органолептического метода диагностики. В качестве основного прибора используется цифровой микроскоп, увеличивающий разрешающую способность человеческого глаза, с увеличением *1000, что дает возможность различать частицы до 1 мкм. Благодаря его использованию при наличии незначительного количества образца смазочного материала, можно дать качественную оценку состояния как самого смазочного материала, так и оборудования, следуя проверенным методикам предшественников, занимавшихся исследованием частиц износа оборудования, попадающих в состав смазки. Рассматриваемая методика имеет ряд преимуществ в сравнении с методиками, требующими длительных процессов изучения рабочего смазочного материала в лабораториях на базе предприятий. Результатами наблюдений являются зафиксированные картины, полученные посредством портативного электронного микроскопа. На их основе можно установить техническое состояние оборудования, обрабатываемого исследуемым смазочным материалом. Выявлено, что необходимо при использовании представленного способа диагностирования не только руководствоваться качественными характеристиками и геометрическими размерами, формами и цветом частиц износа, но и разработать программный аппарат, который позволит строить гистограммы цвета смазочного материала, по цифровым снимкам, сравнивая с эталонным образцом, что даст возможность более тонко определить качество исследуемой пробы.

Ключевые слова: смазочный материал, диагностика, анализ, органолептиче-ские методы, механическое оборудование, цифровой микроскоп, хроматография, портативные увеличивающие устройства, визуальный контроль, продукты износа.

B.I. Starodubtsev

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation

V.A. Sidorov

Donetsk National Technical University, Donetsk, Russian Federation VISUAL METHOD OF CONTROL OF LUBRICANT

The problem of diagnosing mechanical equipment with minimal time and material costs according to the state of the lubricant is becoming more and more relevant. Its solution will allow extending the service life of the equipment, preventing accelerated wear and making timely repairs. The article presents a demonstration of the possibility of assessing the state of lubricants, using modern auxiliary digital devices that make it possible to significantly simplify the process of the organoleptic diagnostic method. As the main device, a digital microscope is used, which increases the resolution of the human eye, with a magnification of x]000, which makes it possible to distinguish particles up to 1 micrometer. Thanks to its use, in the presence of a small amount of a lubricant sample, it is possible to give a qualitative assessment of the condition of both the lubricant itself and the equipment, following the proven methods of the predecessors involved in the study of equipment wear particles that fall into the composition of the lubricant. The method under consideration has a number of advantages in comparison with the lengthy processes of studying the working lubricant in laboratories based on enterprises. The results of the observations are fixed pictures obtained by means of a portable electron microscope, based on which it is possible to establish the technical condition of the equipment lubricated by the lubricant under study. It was found that when using the presented method of diagnosing, it is necessary not only to be guided by the qualitative characteristics and geometric dimensions, shapes and colors of wear particles, but also to develop a software tool that will allow you to build lubricant color histograms from digital images, comparing with a reference sample, which will make it possible to more accurately determine the quality of the test sample.

Keywords: lubricant, diagnostics, analysis, organoleptic methods, mechanical equipment, digital microscope, chromatography, portable magnifiers, visual control, wear products.

Введение. История использования человечеством смазочных материалов для снижения трения и, как следствие, уменьшения затраченных сил насчитывает несколько тысячелетий, начиная со времен Древнего Египта, когда возводились колоссальные монументальные сооружения, впечатляющие современного человека. Как известно, в качестве смазки долгое время использовали жиры растительного и животного происхождения, в «густые» пластичные смазочные материалы добавляли кальций, а позже графит. Однако с возникновением сложных механических машин, изготовленных из различных типов металлов, предназначенных для массового производства продукции, выполнения

различных сложнейших манипуляций, требования к смазочным материалам стали жестче, а само оборудование нуждалось в профессиональном своевременном обслуживании и бережной эксплуатации.

Постановка задачи. Одним из факторов поддержания работоспособного состояния механизмов является контроль состояния смазочного материала. Самым простым и быстрым способом диагностирования смазочного материала является органолептический метод, основанный на анализе и восприятии человеком информации через его основные органы чувств. Данную информацию невозможно выразить числовыми характеристиками, для каждого субъекта она индивидуальна. Точность и качество оценки зависят от степени квалификации, опыта, а также природных данных специалиста, проводящего диагностические операции. Руководствуясь данным методом, можно использовать вспомогательные средства для усиления остроты восприятия органов чувств, в частности зрения, однако они не должны быть измерительными, к ним можно отнести лупы, портативные микроскопы, видеоэндоскопы и схожие приборы, работающие по аналогичному принципу, т. е. для получения увеличенного изображения.

Многолетний опыт диагностирования показал, что органолептиче-ский метод зарекомендовал себя как первичный и необходимый этап в определении состояния оборудования и в первую очередь обнаружения неисправностей. Визуальный осмотр позволяет получить информацию для контроля оборудования в динамике и в режиме остановки. До 90 % неисправностей, возникающих в механическом оборудовании, связано с узлами трения и смазкой. Смазочные материалы оценивают по цвету, вязкости, наличию воды и различных твердых частиц, температуре застывания и температуре вспышки, плотности (пенетрациии, температуре каплепадения - для пластичных смазок). Оценка состояния осуществляется различными методами, в том числе и с применением переносных лабораторных комплексов, способных в кратчайшие сроки (от 2 до 30 мин на одну пробу) выдавать результат анализа. В сравнении с работой стационарных лабораторий они позволяют сократить время оценки, так как на полный анализ уходит до 1,5 смен, но объем необходимого масла для проведения анализа остается значительным. Получить результат по наличию нескольких капель в настоящее время представляется возможным, однако такого рода комплексы оценки смазки подразумевают высокую квалификацию обслуживающего персонала. Зачастую выходная информация слишком объемна, имеет множество показателей, которые не рассматриваются в механическом оборудовании и не дает

конкретной оценки, а также применима в основном для масел, используемых для корректной работы двигателей внутреннего сгорания. Поэтому необходим метод, позволяющий быстро, без особых материальных затрат и специализированного обучения персонала проводить контроль и оценку состояния смазочного материала.

Вопросы анализа смазочного материала являются объектом исследования на протяжении многих лет. Начало этих исследований находим в классических работах по трибологии [1, 2] и их продолжении в настоящее время [3, 4]. Решение вопросов анализа смазочных материалов ведется на протяжении длительного периода времени и отражено в ряде авторских свидетельств и статей [5-12]. В последние годы, по данному направлению защищены кандидатские и докторские диссертации [13-17]. Это позволяет отметить актуальность вопроса анализа смазочного материала при оценке технического состояния механического оборудования и предположить, что сочетание визуального осмотра и возможностей современной цифровой электронной оптики позволит выполнять оперативный контроль смазочных масел на месте эксплуатации на уровне, достаточном для принятия обоснованных решений по проведению технического обслуживания или ремонта.

Изложение материала и его результаты. Разработка новых методик подразумевает эмпирическую апробацию в лабораторных условиях на реальных образцах смазочного материала в небольшом объеме, что позволит смоделировать ситуацию взятия пробы смазки в производственной обстановке. Получение диагностической информации посредством визуального контроля с помощью дополнительных технических средств даст возможность в короткие сроки сделать обобщенные заключения о состоянии смазочного материала и, как следствие, механизма в целом. Недостатком данного метода является низкая точность оценки, зависящая от квалификации специалиста, проводящего анализ, и от наличия исходного (свежего) образца смазочного материала.

Практически невозможно без вспомогательных приборов оценить наличие включений в объеме масла и их размеры, которые могли бы дать развернутую картину о состоянии смазочного материала, так как при фокусном расстоянии 20-25 см можно различить объекты (точки) размером порядка 10-50 мкм, а для того чтобы отличить их друг от друга, они должны находиться на расстоянии 100-300 мкм. Известно, что для нормального износа является приемлемым наличие частиц размером до 15 мкм с гладкими и округлыми краями, но они могут собираться в конгломераты или скапливаться довольно плотно, создавая при этом

иллюзию наличия крупных продуктов износа в объеме смазки. Во время процесса интенсификации изнашивания происходит увеличение концентрации частиц и их размера до 50 мкм в виде осколков, стружки и пластин неправильной формы. С течением времени без ремонтного вмешательства неисправность развивается и уже можно наблюдать последствия в виде частиц размерами 100-300 мкм, критическим значением является 1000 мкм, при котором оборудование выходит из строя. Наблюдать рост концентрации частиц в масле, возникших в результате износа, можно за 100-150 ч до возможного нарушения работоспособного состояния узла трения [18].

Поэтому необходимо принимать превентивные действия во избежание аварийных ситуаций из-за нарушения режима смазывания и качества смазочного материала. Для этого в процессе эксплуатации оборудования важно получение обобщающей информации в результате проведения анализа масла. Самый простой способ - это оценить его визуально на изменение цвета, растереть между пальцами, тем самым попытаться ощутить наличие абразивных частиц, оценить запах и понять, возник ли резкий запах или запах горелого [19]. Также для приближенной оценки состояния вязкости масла используют полевые вискозиметры (рис. 1). В качестве эталона берут образец свежего масла или смазки, применяемых для контролируемого оборудования. Заполнение пробирок осуществляется так, чтобы внутри оставался небольшой пузырь воздуха, приблизительно одинаковый по объему в каждой пробирке. Для большей наглядности иногда внутрь помещают металлический шарик. Пластину с закрепленными пробирками переворачивают в горизонтальное положение и по скорости перемещения пузырька или шарика судят о пригодности контролируемого смазочного материала в сопоставлении со свежими образцами. Однако данный метод предполагает свободный доступ к оборудованию для получения достаточного объема контрольного масла [20]. В производственных условиях рекомендуется отбирать пробы заливаемого масла, при этом пометить дату и место, хранить их в качестве эталона.

Часто используют метод масляного пятна (рис. 2) или хромато-графический метод оценки свойств смазочного материала [21]. Он позволяет визуально определить концентрацию механических включений и смолистых частиц, которые препятствуют распределению масла по поверхности и проникновению в поры бумаги. Капля исследуемого масла наносится на чистый лист бумаги, в результате его растекания

образуются концентрические или округлые пятна, по размерам которых и составляют оценку работавшего смазочного материала.

Рис. 1. Полевой вискозиметр: 1 - пузырь воздуха; 2 - металлический шарик; 3 - контрольная проба смазочного материала; 4 - эталонные образцы смазки

Рис. 2. Метод бумажной хроматографии: 1 - масляное ядро; 2 - малорастворимые примеси; 3 - зона диффузии масла; 4 - наличие воды

Темным пятном в центре 1 оседают продукты износа, светлым кольцом 4 проявляет себя вода при наличии, а между ними постепенно диффундирует само масло 3, прошедшее через краевую зону с малорастворимыми органическими примесями 2, окаймляющую ядро. Если масло чистое, оно оставит большое светлое пятно и с течением времени оно не должно желтеть, так как это будет говорить о его окислении, что говорит о работе при высоких температурах. В зоне ядра масляное пятно тоже должно быть светлым, потемнение означает насыщение продуктами износа. Небольшая зона масляной диффузии указывает на то, что постепенно начали теряться свойства присадок смазочного материала. Некоторые визуальные фиксации данного метода показаны на рис. 3.

Данный способ хорош своей простотой и наглядностью, но определить, какой остаточный ресурс смазки, можно только опираясь на

опыт и ранее полученные хроматограммы или имея сравнительную таблицу. Достоверный результат анализа можно получить только по истечении 1 ч и более, данное время является приблизительным временем диффузии масла в бумаге. Полученные хроматограммы довольно сложно хранить, так как со временем промасленная бумага ветшает и теряет свой первоначальный вид.

Образец масла с примесью воды

Образец масла с механическими примесями

Образец масла, работавшего при повышенной температуре

Рис. 3. Визуальные фиксации пятна смазочного материала

В случае жидкой смазки масло должно иметь цвет свежего масла (рис. 4). Изменение цвета масла указывает на наличие загрязняющих веществ, эмульгирование свидетельствует о наличии в масле воды. Вода в смазке приводит к появлению мутно-белого цвета масла. Присутствие воды в смазочном материале не приводит к существенному изменению характеристик смазочного слоя, однако возникающие коррозионные процессы провоцируют абразивный износ.

Цвет пластичной смазки (рис. 5) может изменяться от светло-желтого до темно-коричневого. О наличии примесей свидетельствует золотистый цвет, в случае подшипников скольжения и более темный цвет в случаях подшипников качения. Попадание воды в смазку вызывает появление мутно-серого цвета.

Вода в масле Рис. 4. Визуальный контроль цвета масла

Закоксовавшаяся смазка Продукты износа в смазке

Рис. 5. Визуальный контроль цвета пластичной смазки

В результате развития новых цифровых технологий появилась возможность, используя органолептические методы диагностики в комплексе с вспомогательными и недорогими устройствами, решить одну из важных эксплуатационных задач поддержания оборудования в работоспособном состоянии и своевременном его обслуживании. В качестве так называемого вспомогательного гаджета могут выступать портативные электронные устройства, увеличивающие разрешающую способность нашего глаза (рис. 6).

а б в

Рис. 6. Портативные увеличивающие устройства: а - портативный электронный микроскоп х1000; б - карманный микроскоп со светодиодной подсветкой х60; в - монокулярный увеличитель в виде ручки с подсветкой х25

У представленных устройств есть перспектива использования в оценке качественного состояния смазочного материла. Благодаря своей высокой разрешающей способности портативный микроскоп (см. рис. 6, а) дает возможность запечатлеть следующие картины при увеличении х400 (рис. 7). В качестве исследуемого материала была рассмотрена пластичная смазка фирмы Mobil, которая эксплуатировалась в различных условиях.

Изображения пластичного смазочного материала были получены в камере Горяева под стеклом. Можно рассматривать образцы на предметном стекле. Перед нанесением смазки на поверхность камеры ее необходимо тщательно обезжирить и протереть от предыдущего образца иначе произойдет смешение образцов в поверхностном слое, результат наблюдения будет ошибочным. Количество смазочного материала должно быть таким, чтобы плоскости стекла и камеры прилегали плотно друг к другу. Использовать увеличение свыше х400 не дает положительной картины, цифровая камера электронного микроскопа фокусируется не на материале исследуемого образца, а на поверхности стекла и его дефектах.

в г

Рис. 7. Снимки пластичного смазочного материала Mobil: а - исходный образец; б - смазочный материал, находившийся длительное время при температуре 40 С; в - смазка, отработавшая 5 лет на поворотном стенде МНЛЗ; г - смазка после

пылевой бури (октябрь 2020 г.)

В качестве рассматриваемого материала была принята пластичная смазка фирмы Mobil, четыре образца которой эксплуатировались в различных условиях. Как можно заметить образцы, представленные на рис. 7, а, б, отличаются лишь яркостью активного маслорастворимого окрашивающего компонента. Вероятно, данный процесс обусловлен начальным этапом окисления смазочного материала, ведь смазка (см. рис. 7, б) находилась длительное время при слегка завышенной температуре +40 °С. При дальнейшем рассмотрении не выявлено каких-либо изменений в консистенции или вязкости. Инородных включений нет (воды, продуктов износа), за исключением единичных частиц пыли.

Третий образец (см. рис. 7, в) имеет явно выраженные изменения в сравнении с эталонным «свежим» образцом. Наблюдается умеренное количество продуктов износа до 50 мкм, а также единичные частицы с размерами порядка 150 мкм. Заметно общее изменение цвета смазочного материала от наличия пыли, окислов смазочных присадок, а также в большом количестве присутствуют пузырьки воздуха, распределенные в объеме смазочного материала (белые пятна). Состояние данного образца смазочного материала можно отнести к пограничному, замена необходима.

Смазочный материал после пылевой бури (см. рис. 7, г) является наглядным образцом нерабочего смазочного материала насыщенного различного рода абразивами (мелкие частицы песка и глины), застывшими в связке с мылом.

Диагностирование смазочного материала посредством визуального контроля с вспомогательными средствами типа портативных электронных микроскопов можно осуществлять, нанося смазку на белую поверхность, которая не будет диффундировать с маслом (пластик) или прозрачную с белой подложкой (рис. 8).

в г

Рис. 8. Снимки поверхности смазочного материала Mobil с использованием портативного микроскопа: а - исходный образец; б - смазочный материал, находившийся длительное время при температуре 40 С; в - смазки, отработавшая на поворотном стенде МНЛЗ; г - смазка после пылевой бури (октябрь 2020 г.)

Получение результатов анализа данным способом возможно для представления общей картины, что подразумевает высокую квалификацию специалиста, осуществляющего контроль. Если не использовать второе стекло, возникают большие блики на поверхности образцов смазочного материала от источника освещения, что в дальнейшем может затруднять обработку цифрового изображения посредством программного обеспечения.

Выводы. По результатам визуального контроля с помощью цифрового микроскопа образца пластичного смазочного материала установлено, что данный способ можно модернизировать, сделать более

точным за счет пакета прикладных программ, способных оценивать состояние рабочего смазочного материала посредством анализа спектрограмм в сравнении со свежим образцом. Данная методика может быть реализована на волне развития обучаемых нейросетей.

Список литературы

1. Костецкий Б.И. Трение, смазка и износ в машинах. - Киев: Техника, 1970. - 396 с.

2. Дроздов Ю.Н., Павлов В.Г., Пучков В.Н. Трение и износ в экстремальных условиях: справ. - М.: Машиностроение, 1986. - 224 с.

3. Беркович И.И., Громаковский Д.Г. Трибология. Физические основы, механика и технические приложения: учеб. / под ред. Д.Г. Громаковского; Самар. гос. техн. ун-т. - Самара, 2000. - 268 с.

4. Гаркунов Д.Н., Корник H.H. Виды трения и износа. Эксплуатационные повреждения деталей и машин / МСХА. - M., 2003. - 344 с.

5. Дерягин Б.В., Лазарев В.П. Проволочный прибор для оценки смазочной способности масел в условиях граничной смазки // II Всесоюз. конф. по трению и износу в машинах. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - С. 79.

6. Лосиков Б.В., Виппер А.Б., Виленкин А.В. Зарубежные методы испытаний моторных масел на двигателях. - М.: Химия, 1966. - 263 с.

7. Пат. 983522 СССР, МПК G01N19/02. Устройство для испытания трущихся материалов и масел / Ковальский Б.И., Грибанов М.Е. - № 3290673/25-28; опубл. 23.12. 1982. - Бюл. № 47.

8. Калинин А.А., Замятин Н.И. Экспрессная методика оценки смазочных свойств жидкостей и пластичных смазок по схеме диск-шарик // Заводская лаборатория. - 1986. - № 4. - С. 64-67.

9. Шор Г.И. Механизм действия и экспресс-оценка качества масел с присадками / ЦНИИТЭнефтехим. - М., 1996. - 109 с.

10. Новые лабораторные методы оценки качества моторных масел / А.Я. Левин, Г.Л. Трофимов, О.В. Иванова [и др.] // Химия и технология топ-лив и масел. - 2006. - № 2. - С. 50-51.

11. Пат. 02117287 RU, МПК G01 33/28. Способ определения качества моторного масла / Ишмаков P.M., Васильев В.И., Хафизов A.P., Абызгильди-на М.Ю. - № 96113833; опубл. 10.08.1998. - Бюл. № 1.

12. Шрам В.Г., Петров О.Н. Лабораторная машина для изучения смазывающей способности масел // Перспективы развития и безопасность автотранспортного комплекса: материалы II науч.-практ. конф. - Новокузнецк, 2012. - С. 323-326.

13. Шрам В.Г. Метод контроля влияния температуры и механической нагрузки на триботехнические свойства моторных масел: дис. ... канд. техн. наук: 05.11.13. - Томск; Красноярск, 2014. - 143 с.

14. Короткевич C.B. Анализ фрикционных и механических свойств граничных смазочных слоев с использованием методов электрофизического зондирования: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.02.04. - Гомель, 2002. - 22 с.

15. Безбородов Ю. Н. Методы контроля и диагностики эксплуатационных свойств смазочных масел по параметрам термоокислительной стабильности: дис. ... д-ра техн. наук: 05.11.13. - Красноярск, 2009. - 402 с.

16. Ковальский Б.И. Методология контроля и диагностики смазочных материалов, как элементов систем приводов многокомпонентных машин: дис. ... д-ра техн. наук: 05.02.02. - Красноярск, 2005. - 417 с.

17. Давыдова Н.В. Резистивный метод и устройство контроля электрических параметров жидких смазочных материалов: дис. ... канд. техн. наук: 05.11.13. - Орел, 2012. - 243 с.

18. Голуб Е.С., Мадорский Е.З., Розенберг Г.Ш. Диагностирование судовых технических средств: справ. - М.: Транспорт, 1993. - 149 с.

19. Коллакот Р.А. Диагностика повреждений: пер. с англ. / под ред. П.Г. Бабаевского. - М.: Мир, 1989. - 516 с.

20. Коллакот Р.А. Диагностирование механического оборудования / пер. с англ. В.М. Павловой. - Л.: Судостроение, 1980. - 296 с.

21. Методика экспресс-оценки и выбраковки моторного масла по капельной пробе [Электронный ресурс]. - URL: https://www.drive2.ru/b/481553 108690796632/ (дата обращения: 12.12.2022).

References

1. Kostetsky, B.I. Trenie, smazka i iznos mashin [Friction, lubrication and wear in machines]. K .. Technique. 1970. 396 p.

2. Yu.N. Drozdov, V.G. Pavlov, V.N. Puchkov. Trenie i iznos v ekctremal'nyh usloviyah spravochnik [Friction and wear in extreme conditions reference book]. Moscow . Mechanical engineering. 1986. 224 p.

3. I.I. Berkovich, D.G. Tromakovsky. Fizicheskie osnovy, mehanika i tehnicheskie prilogeniya [Tribology. Physical foundations, mechanics and technical applications]: Textbook for universities, ed. D.G. Gromakovsky; Samar. state tech. un-t. Samara, 2000. 268 p.

4. D.N. Garkunov, H.H. Kornik. Vidy treniya i iznosa. Ekspluatatsionniye povrejdeniya detaley i mashin. [Types of friction and wear. Operational damage to parts and machines]. Moscow, MSHA. 2003. 344 p.

5. B. V. Derjagin, V. P. Lazarev. Provolochnyj pribor dlja ocenki smazochnoj sposobnosti masel v uslovijah granichnoj smazki [Wire instrument for assessing the lubricity of oils under boundary lubrication]. II Vsesojuznaja konferencija po treniju i iznosu v mashinah, Izd-vo N SSSR, 1947, pp 79.

6. B. V. Losikov, A. B. Vipper, A. V. Vilenkin . Zarubezhnye metody ispytanij motornyh masel na dvigateljah [Foreign methods of testing motor oils on engines]. Izd-vo «Himija», 1966.

7. A.s. 983522 SSSR. Ustrojstvo dlja ispytanija materialov i masel [Device for testing materials and oils] / B.I. Koval'skij, M.B. Gribanov. 1982, Bjul. no.17.

8. A.A. Kalinin, N.I. Zamjatin . Jekspressnaja metodika ocenki smazochnyh svojstv zhidkostej i plastichnyh smazok po sheme disk-sharik [Express method for assessing the lubricating properties of liquids and greases according to the disk-ball scheme]. Zavodskaja laboratorija. 1986.no.4, pp. 64-67

9. Shor, G.I. Mehanizm dejstvija i jekspress-ocenka kachestva masel s prisadkami [Mechanism of action and express assessment of the quality of oils with additives]. Moscow. CNIITJeneftehim, 1996. 109 p.

10. A.Ja. Levin, G.L. Trofimov, O.V. Ivanova et al. Novye laboratornye metody ocenki kachestva motornyh masel [New laboratory methods for assessing the quality of motor oils]. Himija i tehnolonija topliv i masel. 2006. no. 2. pp. 50-51.

11. Cer. of au. № 02117287 G01N 33/28. Sposob opredelenija kachestva motornogo masla [Method for determining the quality of engine oil]. P.M. Shimakov, V.I. Vasiliev, A.P. Khafizov, M.Yu. Abyzgildin. 1998.

12. V.G. Shram, O.N Petrov . Laboratornaja mashina dlja izuchenija smazyvajushhej sposobnosti masel [Laboratory machine for studying the lubricity of oils]. Materialy II nauchno-prakticheskoj konferencii «Perspektivy razvitija i bezopasnost' avtotransportnogo kompleksa». g. Novokuzneck. 2012, pp 323-326.

13. Shram, V. G. Metod kontrolja vlijanija temperatury i mehanicheskoj nagruzki na tribotehnicheskie svojstva motornyh masel [Method for controlling the influence of temperature and mechanical load on the tribotechnical properties of motor oils]. Ph.D.thesis. Krasnoyarsk, 2014, 143 p.

14. Korotkevich, C.B. Analiz frikcionnyh i mehanicheskih svojstv granichnyh smazochnyh sloev s ispol'zovaniem metodov jelektrofizicheskogo zondirovanija [Analysis of frictional and mechanical properties of boundary lubricating layers using methods of electrophysical probing]: Ph.D. dis. for the competition teach, the degree of Candidate. tech. Sciences: 05.02.04 «Trenie i iznos v mashinah». Gomel' : Gos. nauch. uchrezhdenie Institut mehaniki metallopolimeriyh sistem imeni V.A. Belogo. 2002. 22 p.

15. Bezborodov, Ju.N. Metody kontrolja i diagnostiki jekspluatacionnyh svojstv smazochnyh masel po parametram termookislitel'noj stabil'nosti [Methods for monitoring and diagnosing the operational properties of lubricating oils according to the parameters of thermal and oxidative stability]. Doctors degree dissertation. Krasnojarsk, 2009, 402 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Koval'skij, B.I. Metodologija kontrolja i diagnostiki smazochnyh materialov, kak jelementov sistem privodov mnogokomponentnyh mashin [Methodology of control and diagnostics of lubricants as elements of drive systems of multicomponent machines]. Doctor's degree dissertation. Krasnojarsk, 2005. 417 p.

17. Davydova, N.V. Rezistivnyj metod i ustrojstvo kontrolja jelektricheskih parametrov zhidkih smazochnyh materialov [Resistive method and device for monitoring the electrical parameters of liquid lubricants]: Ph.D.thesis. Orjol, 2012, 243 p.

18. Golub, E.S. Diagnostirovanie sudovyh tehnicheskih sredstv: Spravochnik [Diagnosis of ship technical means: a Handbook]. E. S. Golub, E. Z. Madorskij, G. Sh. Rozenberg. Moscow. Transport, 1993. 149 p, [1] p.: ill.; 22 sm; ISBN 5-277-00807-1.

19. R.A. Kollakot; Pod red. P. G. Babaevskogo Diagnostika povrezhdenij : Per. s angl. [Diagnosis of damage: Tr. from English]. Moscow, Mir, 1989, 516 p. : ill.; 23 cm; ISBN 5-03-001080-7 (in trans.)

20. R.A. Kollakot; Abbr. per. from English. V.M. Pavlova. Diagnostirovanie mehanicheskogo oborudovanija [Diagnostics of mechanical equipment]. L.: Shipbuilding, 1980. 296 p. : ill.; 22 cm; ISBN In trans. (In lane)

21. Metodika jekspress-ocenki i vybrakovki motornogo masla po kapel'noj probe [Methodology for express assessment and rejection of engine oil by drop test] https://www.drive2.ru/b/481553108690796632

Об авторах

Стародубцев Борис Игоревич (Пермь, Россия) - канд. техн. наук, доцент кафедры «Оборудование и автоматизация химических производств» Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: BISTAR0DUBCEV@pstu.ru).

Сидоров Владимир Анатольевич (Донецк, ДНР) - д-р техн. наук, доцент, профессор кафедры «Механическое оборудование заводов черной металлургии» им. проф. В.Я. Седуша Донецкого национального технического университета (83001, г. Донецк, ул. Артема, 58, e-mail: sidorov_va58@mail.ru).

About authors

Boris I. Starodubcev (Perm, Russia) - Ph.D. in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Equipment and Automation of Chemical Production, Perm National Research Polytechnic University (614990, Perm, Komsomolsky Prospekt, 29, e-mail: BISTAR0DUBCEV@pstu.ru).

Vladimir A. Sidorov (Donetsk, DPR) - Doctor of Engineering. Sciences, Associate Professor, Professor of the Department "Mechanical Equipment of Ferrous Metallurgy Plants" named after prof. Sedusha V.Ya. Donetsk National Technical University (83001, Donetsk, Artem str., 58, e-mail: sidorov_va58@mail.ru).

Поступила: 30.01.2023

Одобрена: 15.02.2023

Принята к публикации: 15.03.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом: Стародубцев, Б.И. Визульный метод контроля смазочного материала / Б.И. Стародубцев, В. А. Сидоров // Вестник ПНИПУ. Химическая технология и биотехнология. - 2023. - № 1. -С. 112-127.

Please cite this article in English as:

Starodubtsev B.I., Sidorov V.A. Visual method of control of lubricant. Bulletin of PNRPU. Chemical Technology and Biotechnology, 2023, no. 1, pp. 112-127 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.