Рябова Е.Л.
доктор политических наук, профессор, главный редактор международного издательства «Этносоциум» / «Культура Мира»
Терновая Л.О.
доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
Визуальный образ казаков в народном творчестве и произведениях искусства
На стружках, сидят гребцы — удалые молодцы, Удалые молодцы — вседонские казаки. На них шапочки собольи, верхи бархатные, Пестрорядные рубашки с золотым галуном. Астраханские кушаки полушалковые, С зачесами чулочки, Да все гарусные.
Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки.
Старинная казачья песня
Понятие «имидж» в первую очередь ассоциируется с отличительными чертами, человека, социальной общности или какого-либо явления. Поэтому невозможно при раскрытии специфики геополитического имиджа казачества обойти тему его визуальных характеристик, выделяющих культуру казаков. Такая культура проявляется и в одежде, включая повседневную, праздничную и военную форму, в песнях, танцах и организации массовых мероприятий, элементах быта. Причем многие ее исключительные элементы, во-первых, определились еще в давние времена сообразно практическим потребностям, а, во-вторых, показали исключительную устойчивость и мало изменились под влиянием самых разных социальных, экономических и политических процессов.
О том, что носили казаки в самом начале XVIII в., говорил в Посольском приказе атаман донской зимовой станицы Савва Кочет: «.. .платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные любят платье и обувь по черкасски и по калмыцки, а иные обыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит. И в том де между ними распри и никакого посмехания друг над другом нет». А дальше, как бы предупреждая Петра о том, что среди казаков петровские нововведения не приживутся, говорил: «А немецкого платья
де никто из них казаков у них на Дону не носит, и мастеров, то есть портных, которые б немецкое платье могли делать, в городах их казацких не живут»1.
Можно только догадываться, почему Петр I и не внес серьезных изменений в традиционную казачью одежду. Возможно, после стрелецкого бунта он понимал, что еще одна волна протестных выступлений может пошатнуть основы еще не построенного нового государства. Однако вероятно, обладая практическим чутьем, государь видел приспособленность одежды казаков к боевой жизни в степи. В чем он, кстати, мог убедиться в совместных походах с казаками.
Казаки носили фуражки или папахи, рубахи с погонами и штаны с лампасами. Неизменным атрибутом российских казаков была черкеска. Цвета одежды соотносились с определенным войском. Любопытно, что форменная одежда донских казаков, характерные для нее синие фуражки при красном околыше и штаны с красными лампасами сохранилась у советских милиционеров. Разумеется, повседневная одежда или боевая форма у казаков отличались от праздничного наряда. А именно он внес важнейший вклад в визуальный образ казачества. Таким костюмами у мужчин выступали белые рубахи с вышивкой (вы-шиванки) и красные или синие шаровары. Женщины украшали себя венками с вплетенными лентами, красными сапогами.
О международной известности казаков говорит то, что они дали имя казакин различным видам одежды. В русской и украинской моде XIX - начала XX веков казакин - это верхняя распашная одежда, вид короткого кафтана с широкой баской, невысоким стоячим прямым воротником и мелкими сборками у талии (сзади), застегивающийся на крючки. Казакин плотно облегал верхнюю часть корпуса. Он шился из сукна, а воротник и рукава обшивали тесьмой, галуном или позументом. Казакин мог быть как мужской, так и женской одеждой, как теплым, так и холодным.
В XVIII в. казакином (фр. casaquin) во Франции называлась распашная женская кофта с широкой баской. В следующем столетии казакином стали называть приталенный жакет для прогулок и нанесения визитов или пальто с широкими рукавами и воланами у подола.
1 Цит. по: Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях. Новочеркасск: Типография «Донской печатник», 1915. С. 410.
О современном внимании к форме казаков как части имиджа Российского государства свидетельствует тщательный подход к изготовлению формы для казаков-участников военного парада Победы в Москве 9 мая 2015 г. В таком торжественном
Александр Орловский. Денис
Васильевич Давыдов едет верхом в казакине и ермолке; позади его два гусара; слева виден лагерь2
мероприятии представители Кубанского казачьего войска (ККВ) участвуют впервые и также впервые в новой форме, которую им сшили специально для парада Победы3. Следует напомнить, что кубанские казаки участвовали в историческом параде Победы, состоявшемся на Красной площади 24 июня 1945 г. Тогда по Красной площади они прошли в составе военных колонн Советской армии. Для пошива формы к каждому казаку так называемой парадной «коробки» был применен индивидуальный подход, чтобы добиться идеального внешнего вида казачьей сотни, совершающей 120 строевых шагов по Красной Площади. Отбор участников парада велся во всех подразделений реестровых казаков, состоящих на службе в ККВ. Предпочтение отдавали тем, кто служил в строевых частях. В пошиве формы использовали натуральный каракуль и высококачественную материю. Для более красочной придачи формы применили серебреную обшивку в виде канта.
Если на парадах представлена военная форма, то выступления многочисленных художественных коллективов позволяют и сейчас представить праздничную одежду казаков. К числу наиболее известных относится Кубанский казачий хор (полное название — Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор) был основан еще в 1811 г. В репертуар входят кубанские казачьи, русские и украинские
2 Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов: в 4 т. Т. 2. Д. - Л. Репринтное издание 1912-1913 гг. СПб.: Альфарет, 2008.
3 Аносов В. Кубанским казакам сшили форму для парада Победы в Москве // Российская газета. 2015. 18 марта.
народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко — художественного руководителя коллектива. Также следует отметить роль не только песенных коллективов, но и танцевальных в визуальном закреплении образа казаков. Один из самых ярких танцев - казачок, который имеет украинскую, русскую, кубанскую и терскую разновидности. В русских рукописных сборниках мелодия казачка встречается со второй половины XVIII в. Геополитический смысл танца проявляется, когда он появляется во французских балетах в 1820-х гг. после пребывания русских войск в Париже. В начале XIX в. в России казачок исполнялся как бальный танец. Александр Даргомыжский написал для симфонического оркестра «Малороссийский казачок» (1864). В 1970-е гг. после выступлений коллектива Ансамбля Игоря Моисеева во Франции среди француженок женщин пошла мода на сапожки «казачок».
Приведенные примеры показывают, насколько тесно в различных жанрах художественного творчества переплетаются образы казачества. Естественно, они отражены и в живописи. В статье Е.А. Козловской рассматривается формирование образа казака-запорожца в русском изобразительном искусстве второй половины Х1Х - начала ХХ в. на основе отдельных живописных и графических произведений. Центральной фигурой, дающей пищу для творческого осмысления образа казака-запорожца, становится герой повести Николая Гоголя «Тарас Буль-ба», что проявляется и в иллюстрациях к ее изданию, и в станковых работах русских художников. Великий живописец Ильи Репин на протяжении длительного времени разрабатывал ка-заческую тематику4. Митрофана Грекова часто называют основоположником советской батальной живописи. По его полотнам можно проследить историю Гражданской войны, увидеть характерные черты революционной армии. Цикл работ Грекова о Первой Конной открыла картина «Красногвардейский отряд в 1918 году», изображающая уход из станицы казаков-партизан. Потом были написаны еще две картины - «Отряд Буденного в 1918 году» и «Красное знамя в Сальских степях», а также несколько портретов героев Первой Конной - Пархоменко, Ли-тунова и Коробкова, погибших в жестоких схватках с врагом.
Не менее интересен анализ того образа казачества, который складывался благодаря усилиям художников карикатуристов.
4 Козловская Е.А. Образ казака-запорожца в русском изобразительном искусстве (вторая половина Х1Х - начало ХХ века) // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 10. С. 76-79.
. Так, в донской карикатуре начала XX в. происходит закрепление визуальных представлений об этно-сословных особенностях казаков. Благодаря этому в период Первой мировой войны в той же региональной карикатуре более отчетливо проявляются черты геополитических врагов - военных противников России5. С середины 1915 г. на страницах донских газет и журналов немец в образе бездушного зверя и милитариста. Основной мишенью для насмешек карикатуристов был кайзер Вильгельм II, на которого переносились все возможные негативные стереотипы. В донской прессе кайзер изображался жалким, смешным, а то и просто мечтающим, подобно Наполеону захватить весь мир, потому был популярен образ Вильгельма-Наполеона. Карикатуристы изображали немцев неправдоподобно худыми, сутулыми, с выраженными фемин-ными признаками. Также в донской карикатуре о часто изображался император Австрии и король Венгрии Франц-Иосиф. Кроме этого в карикатурах рисовалась старая дряхлеющая Турция, которую немец целенаправленно натравливает на Россию. Болгария, Греция и Румыния у донских карикатуристов представали отталкивающего вида алчными персонажами, выжидающими удобного момента и легко продающимися любому, кто больше заплатит. На страницах донских газет появлялись образы Болгарии, Румынии как союзников Германии. В военных условиях традиционные стереотипы, отражающие этносоциальные образы, как правило, заменяются внешнеполитическими стереотипами, которые основаны на представлениях о народах других государств, отражающих устремления этих наций к достижению собственных интересов на международной арене. Поэтому чем прочнее закреплен свой собственный визуальный образ, тем сложнее его разрушить. Кстати, в современной карикатуре продолжаются традиции прошлого. Причем основой сюжета может выступать тот, что был закреплен не в карикатуре, а в реалистическом живописном полотне. Например, о надвигающейся катастрофе на Украине можно было догадаться по карикатуре Александра Профсоюзова по мотивам известного полотна Репина, на которой роль турецкого султана играет Евросоюз, приславший в Киев проект соглашения о зоне свободной торговли, который иначе как многостра-
5 Братолюбова М.В. Европа глазами донской карикатуры: внешнеполитические стереотипы в сознании российского общества периода Первой мировой войны. Доклад представлен в ходе международной научно-практической конференции «Кавказ в годы Первой мировой войны» (Пятигорск, 28-30 ноября 2014 г.) // http://www. kavkazoved.info/news/2015/01/29/evropa-glazami-donskoj-karikatury-1914-1918.html.
Митрофан Греков. Трубачи Первой конной
Дети на открытках и
поздравление с Рождеством (Christmas Greetings) на открытке времен Первой мировой войны
ничным анекдотом казаки и не посчитали.
Значимые этнокультурные образы исключительно хорошо закрепляются в художественных открытках, где тематика боевой службы и быта казачества неоднократно находила свое
отражение специальных в серийных выпусках. Особенно активно образы казаков распространяются на открытках в период и после Русско-японской войны. Выделяются такие виды открыток, как рисованные, фотографические, карикатурные, поздравительные, с казачьими песнями и с детскими образами. Изображения молодых казаков на открытках часто было
оСЙ/
иллюстрацией известной пословицы, отражающей традиции строгого воспитания.
С появлением кино, естественно, образы казачества приобрели кинематографическое осмысление. Одним из самых ранних на данную тематику, эпохи еще немого кино, можно считать первый художественный фильм России «Понизовая вольница» (1908, другие названия - «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Режиссер фильма - Владимир Ро-машков, а продюсером выступил Александр Дранков. Фильм являлся экранизаций фрагмента пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», в свою очередь написанной по мотивам сюжета песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».
Кстати, к образу народного этого бунтаря кинематографисты вернулись в 1939 г. в фильме «Степан Разин», где показано, как донской казак поклялся отомстить боярам за своих замученных пытками друзей. Возглавив восставших крестьян, он становится предводителем целого войска. Со всей земли русской стекаются к нему униженные и оскорбленные. Но регулярным царским войскам удается остановить отряды повстанцев у стен Симбирска. Сподвижники гибнут, а сам атаман схвачен. Перед началом Великой От-
г, ечественной вой-
Казаки читают требования .
Евросоюза и смеются ны потребовались
Рекламная афиша фильма петербургского художника Поля Ассатурова
-1шГ
образы не поражения, а победы. И в историко-патриотической .
ленте «Богдан Хмельницкий» (1941) можно было увидеть первые этапы восстания Хмельницкого, в том числе битву при Жёлтых Водах и взятие Корсуни в 1648 г. В основу сценария фильма была положена одноименная драма Александра Корнейчука (1938), которая до этого шла во многих театрах СССР.
Совершенно иной была задача, стоящая перед создателями фильма советской музыкальной комедии «Кубанские казаки». Она снималась на киностудии «Мосфильм» в 1949 г. режиссером Иваном Пырьевым по сценарию Николая Погодина и с музыкой Исаака Дунаевского. Замысел ленты возник у Пырьева после работы над фильмом «Сказание о земле Сибирской». И первоначально картина снималась под рабочим названием «Веселая ярмарка». Окончательное название картине было дано Сталиным. Съемки картины проходили в колхозе «Кавказ» в станице Курганная. Это было успешное хозяйство, поэтому Пырьеву даже не потребовалось приукрашивать действительность. Однако ярмарки в колхозе не было, и ее декорации строились с нуля. Премьера состоялась 26 февраля 1950 г. Картина не только имела хороший прокат, восторженные отклики критиков, но и песни из нее стали исключительно популярными. Но в 1956 г. на ХХ съезде КПСС Никита Хрущев обвинил авторов картины в лакировке действительности. После этого «Кубанские казаки» надолго исчезли с экранов. Лента была восстановлена на киностудии «Мосфильм» в 1968 г., но с некоторой редакцией. В частности, были убраны атрибуты «культа личности». Вместе с тем следовало понимать, что в тяжелое послевоенное время зритель нуждался в красочной сказке, посмотрев которую легче верилось в светлое будущее. Энергетика картины, созвучная с энергетикой казачества, давала силы не только верить, а и пытаться делом приблизить это будущее.
Тогда же наступало время переосмысления непростой судьбы донского казачества России в начале XX в. Это сделал Михаил Шолохов в романе « Тихий Дон». В 1957 г. выходит на экраны фильм-эпопея Сергея Герасимова по этому роману о казачьей семье Мелеховых. Можно назвать и другие советские киноленты, авторы которых пытались зафиксировать отличительные черты образа казачества: «Триста лет тому...» (1956), «Поднятая целина» (1959), «Казаки» (1961), «Донская повесть» (1964), «Казачья застава» (1982), «Черная долина» (1990). Многие из этих фильмов были проникновенными и захватывающими драмами, раскрываю- .
. щими страницы беззаветного служения казаков Родине и одновременно очень сложных и полных трагедий их личных судеб.
Эти же размышления были продолжены лентами постсоветского периода «Казачья быль» (1999), «Огнем и мечом» (1999). По-прежнему кинематографистов привлекали образы Ермака («Ермак», 1996), Богдана Хмельницкого («Богдан-Зиновий Хмельницкий», 2006), Тараса Бульбы («Тарас Бульба», 2009). Для более полного раскрытия сюжетной линии используется ставшая популярной у зрителей сьемка телесериалов, в частности, «Тихий Дон» (сериал 1992 - 2006).
Кинематографическое прочтение образа казачества имеет особое значение в свете того, что исторически сложилось так, что казаки жили обособленно. Поэтому интенсивность даже не сливания, а просто обмена культурным опытом с соседями была незначительной. Этот уникальный уклад жизни формировался в течение столетий и на всем протяжении претерпевал минимальные изменения. Причем внутренние причины изменений чаще были важнее внешних импульсов к переменам. С одной стороны, казаки не стремились пускать посторонних в собственный особый мир. С другой стороны, многие вымыслы мешали понимать традиции казачества. Сейчас все больше информации можно получить о жизни казаков. Причем самой доступной из них является визуальная, помогающая заглянуть в этот ранее закрытый, чудесный мир, узнать о битвах и походах, в которых казаки принимали участие, о законах, традициях, существовавших и продолжающих существовать в казачьих станицах.
Список литературы:
1. Аносов В. Кубанским казакам сшили форму для парада Победы в Москве // Российская газета. 2015. 18 марта.
2. Братолюбова М.В. Европа глазами донской карикатуры: внешнеполитические стереотипы в сознании российского общества периода Первой мировой войны. Доклад представлен в ходе международной научно-практической конференции «Кавказ в годы Первой мировой войны» (Пятигорск, 28-30 ноября 2014 г.) // http://www. kavkazoved.info/news/2015/01/29/evropa-glazami-donskoj-karikatury-1914-1918.html.
3. Братолюбова М.В. Политическое и этносословное в донской политической карикатуре (1905-1907 гг.)/ Краеведческие записки. Сборник научных трудов. Вып. 11. Ростов-на-Дону: ООО Альтаир, 2014. С. 106-115.
4. Козловская Е.А. Образ казака-запорожца в русском изобразительном искусстве (вторая половина Х1Х - начало ХХ века) // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 10. С. 76-79.
5. Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов: в 4 т. Т. 2. Д. - Л. Репринтное издание 1912-1913 гг. СПб.: Альфарет, 2008.
6. Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях. Новочеркасск: Типография «Донской печатник», 1915.