Научная статья на тему 'ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ГИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ - ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ-МЕДИКОВ'

ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ГИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ - ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
208
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ / VISUALIZED TASKS / CONTROL AND MEASURING MATERIALS / INTERACTIVE FORMS CONTROL OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Одинцова Ирина Алексеевна, Русакова Светлана Эдуардовна

В статье представлен опыт использования визуализированных гистологических задач на кафедре гистологии с курсом эмбриологии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова при оценке знаний курсантов - будущих военных врачей в процессе изучения дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» во время текущего и рубежного контроля знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Одинцова Ирина Алексеевна, Русакова Светлана Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL TASKS THE VISUALIZED HISTOLOGIC TASKS - THE IMPORTANT COMPONENT OF CONTROL OF KNOWLEDGE OF CADETS PHYSICIANS

Experience of use of the visualized histologic tasks at department of histology with a course of embryology of Army medical college of S. M. Kirov is presented in article at assessment of knowledge of cadets - future medical officers in the course of studying of discipline «Histology, embryology, cytology» during the current and rubezhny control of knowledge and abilities.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ГИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ - ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ-МЕДИКОВ»

И.А. ОДИНЦОВА, С.Э. РУСАКОВА

I.A. ODINTSOVA, S.E. RUSAKOVA

ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

VISUAL TASKS

ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ГИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ -ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ-МЕДИКОВ

THE VISUALIZED HISTOLOGIC TASKS - THE IMPORTANT COMPONENT OF CONTROL OF KNOWLEDGE OF CADETS PHYSICIANS

Сведения об авторах: Одинцова Ирина Алексеевна - заведующая кафедрой гистологии с курсом эмбриологии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, доктор медицинских наук, профессор (г. Санкт -Петербург);

Русакова Светлана Эдуардовна - доцент кафедры гистологии с курсом эмбриологии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, кандидат биологических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: rusakova-svetik@mail. ru)

Аннотация. В статье представлен опыт использования визуализированных гистологических задач на кафедре гистологии с курсом эмбриологии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова при оценке знаний курсантов - будущих военных врачей в процессе изучения дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» во время текущего и рубежного контроля знаний и умений.

Ключевые слова: визуализированные задачи, контрольно-измерительные материалы, интерактивные формы контроля знаний.

Information about the authors: Irina Odintsova - head of the Department of histology with the course of embryology of of Military Medical Academy of S.M. Kirov, doctor of medical Sciences, Professor (St. Petersburg);

Svetlana Rusakova - the associate professor of histology with a course of embryology of Military Medical Academy of S.M. Kirov, the candidate of biology sciences (St. Petersburg. E-mail: rusakova -svetik@mail. ru)

Summary. Experience of use of the visualized histologic tasks at department of histology with a course of embryology of Army medical college of S. M. Kirov is presented in article at assessment of knowledge of cadets - future medical officers in the course of studying of discipline «Histology, embryology, cytology» during the current and rubezhny control of knowledge and abilities.

Keywords: the visualized tasks, control and measuring materials, interactive forms control of knowledge.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к организации и уровню высшего профессионального образования. В этой связи актуальным становится поиск дополнительных возможностей для освоения каждой учебной дисциплины и объ-

ективного, унифицированного подхода к оценке знаний обучающихся через новые доступные им информационные технологии. Гистология является одной из фундаментальных медико-биологических дисциплин, изучаемых в военном медицинском вузе. Она преподается на кафедре ги-

стологии с курсом эмбриологии. Целью учебной дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» является формирование у обучающихся представлений о микроскопической и функциональной морфологии, развитии, строении и регенерации клеточных, тканевых и органных систем

человека, обеспечивающих базис для изучения клинических дисциплин и способствующих формированию врачебного мышления. В образовательную деятельность Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова широко внедрены современные компьютерные технологии, симуляционное обучение на манекенах с отработкой навыков различных лечебных манипуляций, совершенствуются и успешно применяются на специализированных сайтах электронно-информационные и обучающие ресурсы.

Традиционно применяемые на кафедре гистологии с курсом эмбриологии контрольно-измерительные материалы включают вопросы, тесты и ситуационные (учебно-исследовательские) задачи. Современное оснащение учебных помещений (интерактивные доски, мультимедийные установки, оборудованное по новейшим технологиям рабочее место преподавателя, включающее световой микроскоп с камерой видеозахвата и возможностью вывода изображения на экран) позволило коллективу кафедры обновить классический подход к контролю у курсантов знаний, умений, навыков микро-скопирования гистологических препаратов. Профессорско-пре-

подавательский состав разработал, апробировал и внедрил новый вариант контрольно-измерительных материалов - визуализированные электронные задачи, которые можно использовать как во время текущего лабораторного занятия,так и для тестового визуализированного контроля на платформе MOODL в электронно-информационной образовательной среде, с возможностями удаленного доступа для обучающихся и контроля преподавателя за их выполнением. Визуализированные гистологические задачи в электронном виде способствуют лучшему усвоению

учебного материала. Курсанты учатся сравнивать, находить отличия среди гистологических структур, которые, на первый взгляд, кажутся им одинаковыми. Происходит плавная подготовка обучающихся к последующему изучению клинических дисциплин. При решении таких задач приобретается навык грамотной дифференциальной диагностики гистологических препаратов.

Текущий контроль знаний, умений и навыков проходит на каждом лабораторном занятии. Промежуточный контроль по дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология» осуществляется в форме занятий по диагностике гистологических препаратов после окончания изучения разделов: «Цитология. Учение о стволовых клетках», «Общая гистология», «Частная гистология» «Эмбриональное развитие человека». Традиционная форма проведения диагностического занятия предусматривает два этапа: первый этап - теоретический контроль в форме тестирования проводится для всех одновременно; второй этап - индивидуальное собеседование по 1-2 гистологическим препаратам и электронным фотографиям. Курсанты должны узнать препарат, назвать его окраску и правильно определить

с помощью микроскопа все гистологические структуры, на которые укажет преподаватель. При индивидуальном собеседовании преподаватель может одновременно работать только с одним - двумя курсантами.

Разработанные кафедральным коллективом на основе обучающих презентаций электронные визуализированные задачи соответствуют тематическим диагностическим занятиям. Их внедрение позволило увеличить спектр интерактивных форм контроля знаний, повысить степень вовлеченности и расширить «площадь среза» знаний курсантов.

Занятие по диагностике гистологических препаратов с использованием электронных визуализированных задач проводится в три этапа. На первом этапе проводится тестовый контроль для проверки теоретических знаний. На втором этапе (практическая часть) каждому курсанту выдается «немой» («зашифрованный») гистологический учебный препарат, который они должны диагностировать и в стандартном листе ответа составить протокол описания препарата. На третьем этапе всем курсантам предлагаются визуализированные гистологические задачи, демонстрируемые на экран с помощью мультимедийного проектора. При этом курсант должен продемонстрировать как теоретические знания, так и приобретенные практические (диагностические) навыки.

Визуализированная задача во главу угла ставит диагностику гистологического препарата. При решении задач первого уровня сложности курсантам необходимо установить соответствия между цифровым обозначением структуры на снимке с препарата и перечнем гистологических структур, обозначенных буквами. Каждая задача имеет два варианта заданий. Правильный ответ первого уровня сложности оценивается в один балл. В задачах второго

уровня курсантам необходимо диагностировать препарат и его окраску, дать правильное название гистологическим структурам, обозначенным цифрами на снимке с препарата, правильный ответ оценивается в 3 балла. Электронные визуализированные задачи демонстрируются в непрерывном режиме, периодически сменяя друг друга. В ходе работы выяснилось, что наибольшую сложность у обучающихся вызывает дифференциальная диагностика на клеточном уровне организации живого. Некоторые трудности у курсантов вызывает определение внешне похожих друг на друга гистологических структур (артерий, вен, выводных протоков и желез пищеварительной системы).

Инновационная методика проведения занятий с использованием визуализированных электронных гистологических задач позволила расширить методологические возможности изучения дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология», представить для диагностики каждому курсанту большее количество гистологических препаратов, чем при традиционном проведении контрольного занятия; мотивировать курсантов интенсивно и напряженно трудиться в течение всего занятия; исключить элемент случайности и субъективизма в оценке знаний,

умений и навыков обучающихся. Данная образовательная технология вносит свой вклад в достижение благородной цели обучения и воспитания военных врачей нового поколения, "г

ЛИТЕРАТУРА

1. Гельман, В. Я. Компетент-ностный подход в преподавании фундаментальных дисциплин в медицинском вузе / В. Я. Гельман, Н. М. Хмельницкая // Образование и наука, 2016. № 4 (133). С. 34-46.

2. Данилов, Р. К. Мультимедиа-технологии: возможности и методология использования в учебном процессе / Р. К. Данилов, Ю. К. Хилова // Вестник Российской Военно-медицинской академии, 2000. № 1. С. 98-103.

3. Сазонов, С.В. Электронный образовательный ресурс в обучении студентов на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии / С. В. Сазонов // Морфология, 2017. Т. 151. № 3. С. 100-101.

4. Сазонов, С.В. Цифровые технологии в изучении гистологии / С. В. Сазонов, О. Ю. Берес-нева, С. Г. Курумчина // Вопросы морфологии XXI века. Выпуск 5. Сборник научных трудов: «Гистогенез, реактивность и регенерация тканей».- СПб.: Издательство ДЕАН, 2018. С. 303-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.