И.А. ОДИНЦОВА, С.Э. РУСАКОВА
I.A. ODINTSOVA, S.E. RUSAKOVA
ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
VISUAL TASKS
ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ГИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ -ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ-МЕДИКОВ
THE VISUALIZED HISTOLOGIC TASKS - THE IMPORTANT COMPONENT OF CONTROL OF KNOWLEDGE OF CADETS PHYSICIANS
Сведения об авторах: Одинцова Ирина Алексеевна - заведующая кафедрой гистологии с курсом эмбриологии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, доктор медицинских наук, профессор (г. Санкт -Петербург);
Русакова Светлана Эдуардовна - доцент кафедры гистологии с курсом эмбриологии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, кандидат биологических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: rusakova-svetik@mail. ru)
Аннотация. В статье представлен опыт использования визуализированных гистологических задач на кафедре гистологии с курсом эмбриологии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова при оценке знаний курсантов - будущих военных врачей в процессе изучения дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» во время текущего и рубежного контроля знаний и умений.
Ключевые слова: визуализированные задачи, контрольно-измерительные материалы, интерактивные формы контроля знаний.
Information about the authors: Irina Odintsova - head of the Department of histology with the course of embryology of of Military Medical Academy of S.M. Kirov, doctor of medical Sciences, Professor (St. Petersburg);
Svetlana Rusakova - the associate professor of histology with a course of embryology of Military Medical Academy of S.M. Kirov, the candidate of biology sciences (St. Petersburg. E-mail: rusakova -svetik@mail. ru)
Summary. Experience of use of the visualized histologic tasks at department of histology with a course of embryology of Army medical college of S. M. Kirov is presented in article at assessment of knowledge of cadets - future medical officers in the course of studying of discipline «Histology, embryology, cytology» during the current and rubezhny control of knowledge and abilities.
Keywords: the visualized tasks, control and measuring materials, interactive forms control of knowledge.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к организации и уровню высшего профессионального образования. В этой связи актуальным становится поиск дополнительных возможностей для освоения каждой учебной дисциплины и объ-
ективного, унифицированного подхода к оценке знаний обучающихся через новые доступные им информационные технологии. Гистология является одной из фундаментальных медико-биологических дисциплин, изучаемых в военном медицинском вузе. Она преподается на кафедре ги-
стологии с курсом эмбриологии. Целью учебной дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» является формирование у обучающихся представлений о микроскопической и функциональной морфологии, развитии, строении и регенерации клеточных, тканевых и органных систем
человека, обеспечивающих базис для изучения клинических дисциплин и способствующих формированию врачебного мышления. В образовательную деятельность Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова широко внедрены современные компьютерные технологии, симуляционное обучение на манекенах с отработкой навыков различных лечебных манипуляций, совершенствуются и успешно применяются на специализированных сайтах электронно-информационные и обучающие ресурсы.
Традиционно применяемые на кафедре гистологии с курсом эмбриологии контрольно-измерительные материалы включают вопросы, тесты и ситуационные (учебно-исследовательские) задачи. Современное оснащение учебных помещений (интерактивные доски, мультимедийные установки, оборудованное по новейшим технологиям рабочее место преподавателя, включающее световой микроскоп с камерой видеозахвата и возможностью вывода изображения на экран) позволило коллективу кафедры обновить классический подход к контролю у курсантов знаний, умений, навыков микро-скопирования гистологических препаратов. Профессорско-пре-
подавательский состав разработал, апробировал и внедрил новый вариант контрольно-измерительных материалов - визуализированные электронные задачи, которые можно использовать как во время текущего лабораторного занятия,так и для тестового визуализированного контроля на платформе MOODL в электронно-информационной образовательной среде, с возможностями удаленного доступа для обучающихся и контроля преподавателя за их выполнением. Визуализированные гистологические задачи в электронном виде способствуют лучшему усвоению
учебного материала. Курсанты учатся сравнивать, находить отличия среди гистологических структур, которые, на первый взгляд, кажутся им одинаковыми. Происходит плавная подготовка обучающихся к последующему изучению клинических дисциплин. При решении таких задач приобретается навык грамотной дифференциальной диагностики гистологических препаратов.
Текущий контроль знаний, умений и навыков проходит на каждом лабораторном занятии. Промежуточный контроль по дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология» осуществляется в форме занятий по диагностике гистологических препаратов после окончания изучения разделов: «Цитология. Учение о стволовых клетках», «Общая гистология», «Частная гистология» «Эмбриональное развитие человека». Традиционная форма проведения диагностического занятия предусматривает два этапа: первый этап - теоретический контроль в форме тестирования проводится для всех одновременно; второй этап - индивидуальное собеседование по 1-2 гистологическим препаратам и электронным фотографиям. Курсанты должны узнать препарат, назвать его окраску и правильно определить
с помощью микроскопа все гистологические структуры, на которые укажет преподаватель. При индивидуальном собеседовании преподаватель может одновременно работать только с одним - двумя курсантами.
Разработанные кафедральным коллективом на основе обучающих презентаций электронные визуализированные задачи соответствуют тематическим диагностическим занятиям. Их внедрение позволило увеличить спектр интерактивных форм контроля знаний, повысить степень вовлеченности и расширить «площадь среза» знаний курсантов.
Занятие по диагностике гистологических препаратов с использованием электронных визуализированных задач проводится в три этапа. На первом этапе проводится тестовый контроль для проверки теоретических знаний. На втором этапе (практическая часть) каждому курсанту выдается «немой» («зашифрованный») гистологический учебный препарат, который они должны диагностировать и в стандартном листе ответа составить протокол описания препарата. На третьем этапе всем курсантам предлагаются визуализированные гистологические задачи, демонстрируемые на экран с помощью мультимедийного проектора. При этом курсант должен продемонстрировать как теоретические знания, так и приобретенные практические (диагностические) навыки.
Визуализированная задача во главу угла ставит диагностику гистологического препарата. При решении задач первого уровня сложности курсантам необходимо установить соответствия между цифровым обозначением структуры на снимке с препарата и перечнем гистологических структур, обозначенных буквами. Каждая задача имеет два варианта заданий. Правильный ответ первого уровня сложности оценивается в один балл. В задачах второго
уровня курсантам необходимо диагностировать препарат и его окраску, дать правильное название гистологическим структурам, обозначенным цифрами на снимке с препарата, правильный ответ оценивается в 3 балла. Электронные визуализированные задачи демонстрируются в непрерывном режиме, периодически сменяя друг друга. В ходе работы выяснилось, что наибольшую сложность у обучающихся вызывает дифференциальная диагностика на клеточном уровне организации живого. Некоторые трудности у курсантов вызывает определение внешне похожих друг на друга гистологических структур (артерий, вен, выводных протоков и желез пищеварительной системы).
Инновационная методика проведения занятий с использованием визуализированных электронных гистологических задач позволила расширить методологические возможности изучения дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология», представить для диагностики каждому курсанту большее количество гистологических препаратов, чем при традиционном проведении контрольного занятия; мотивировать курсантов интенсивно и напряженно трудиться в течение всего занятия; исключить элемент случайности и субъективизма в оценке знаний,
умений и навыков обучающихся. Данная образовательная технология вносит свой вклад в достижение благородной цели обучения и воспитания военных врачей нового поколения, "г
ЛИТЕРАТУРА
1. Гельман, В. Я. Компетент-ностный подход в преподавании фундаментальных дисциплин в медицинском вузе / В. Я. Гельман, Н. М. Хмельницкая // Образование и наука, 2016. № 4 (133). С. 34-46.
2. Данилов, Р. К. Мультимедиа-технологии: возможности и методология использования в учебном процессе / Р. К. Данилов, Ю. К. Хилова // Вестник Российской Военно-медицинской академии, 2000. № 1. С. 98-103.
3. Сазонов, С.В. Электронный образовательный ресурс в обучении студентов на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии / С. В. Сазонов // Морфология, 2017. Т. 151. № 3. С. 100-101.
4. Сазонов, С.В. Цифровые технологии в изучении гистологии / С. В. Сазонов, О. Ю. Берес-нева, С. Г. Курумчина // Вопросы морфологии XXI века. Выпуск 5. Сборник научных трудов: «Гистогенез, реактивность и регенерация тканей».- СПб.: Издательство ДЕАН, 2018. С. 303-305.