Научная статья на тему 'Визуальные практики в дизайне: философия «Очевидного» (обзор конференции)'

Визуальные практики в дизайне: философия «Очевидного» (обзор конференции) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуальные практики в дизайне: философия «Очевидного» (обзор конференции)»

Ф. Фуртай

Визуальные практики в дизайне: философия «очевидного»

(обзор конференции)

Уже второй год Северо-Западный региональный центр культурологических и религиоведческих исследований, работающий на факультете философии, культурологии и искусства ЛГУ им. А.С. Пушкина, реализует научно-исследовательский проект «Философия дизайна» (рук. проф. Ф. Фуртай). В рамках проекта в 2012 г. прошла конференция «Философия дизайна: арт-практика образования», показавшая своевременность и актуальность философско-культурологического осмысления дизайна, традиции, заложенной идеологами ВХУТЕМАСА и БАУХАУСА1.

Состоявшаяся 22 ноября 2013 г. в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге конференция «Визуальные практики в дизайне: философия "очевидного"» стала продолжением работы над проектом. Ее руководителями выступили член Союза художников РФ, доктор искусствоведения, проф. Франциска Викторовна Фуртай и председатель секции теории и педагогики дизайна Санкт-Петербургского отделения Союза дизайнеров РФ, доц. Игорь Владимирович Клюшкин.

Целью конференции стало осмысление одной из актуальных проблем культуры - проблемы визуализации. Несмотря на интенсивность процессов визуализации в современной культуре, «наглядность прискорбно мало ценится современными учёными. <...> Упоённая самолюбованием критика явно переоценила значение языка для культуры. Она проигнорировала возбуждающую силу языка зрительных образов» . Широкое распространение визуальных форм обусловлено прежде всего присутствием машины и порождаемой ею гиперреальностью, которая по своей сути репрезентативна, а следовательно, воспринимается как очевидное. В таком социокультурном контексте дизайн, формируя предметную среду культуры, генерируемую машинными технологиями, выступает как универсальный визуализатор не только в сфере повседневности, но и в художественной сфере. Исходя из этих рассуждений и были сформулированы основные темы конференции:

1 См. обзор конф.: Фуртай Ф. Дизайнеры и философы: причуды артизации философии // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. №4. Т. 2. С. 236-237. Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург: У-фактория, 2006. С. 52.

• искусство и дизайн: pro et contra;

• теория дизайна как философия предметной среды;

• «одноглазый дизайн» - фотография в современном графическом дизайне;

• явление джентрификации как эстетический приём и социально-экономическая стратегия;

• проблема художественного образа в арт-дизайне.

Кроме того, на конференции поднимались проблемы теоретических оснований и терминологии дизайна, вопросы методологии его исследования.

Работу конференции открыл доклад Франциски Фуртай (ЛГУ им. А С. Пушкина) «От эстетства мелкопоместного дворянства до эстетизации вне/образного как творческой стратегии дизайна». В нём была сделана попытка проследить в истории культуры явления джентрификации и эстетизации, которые дизайн воспринял и сделал частью своей творческой стратегии. По мнению докладчика, в этих явлениях можно усмотреть этапы формирования эстетических ценностей современной цивилизации, на которые решающее влияние оказала машина и генерируемая ею гиперреальность.

В выступлении А. М. Муратова (СПбГУ) были раскрыты истоки современных теоретических представлений о художественной форме в связи с изложением принципов формального метода в искусстве, сформулированных немецким скульптором Адольфом фон Хильденбрандом в трактате «Проблема формы в изобразительном искусстве». Этот трактат стал основой как формальной школы в искусствоведении, так и формального метода в различных видах искусства, что, в свою очередь, по мнению докладчика, способствовало становлению и развитию дизайна на протяжении второй половины XIX - начала XX в.

Несколько докладов конференции были посвящены различным аспектам взаимодействия дизайна и искусства. В частности, Г.В. Метеличенко (Международная школа дизайна, СПб) в своём докладе о формах и стратегиях современного искусства в пространственной среде и коммуникационном дизайне рассмотрела способы построения визуального «рассказа», предложенные куратором и дизайнером выставки «Групповой портрет с дамой» в Литературном музее Strauhof (Цюрих, Швейцария). Выставка была представлена и осмыслена не просто как коллекция музейных экспонатов, а режиссирована посредством дизайн-инсталляций, организующих путь зрителя по пространству экспозиции.

Поиски арт-дизайном новых выразительных форм, его обращение к авангардной стилистике были затронуты в докладе Ю. Е. Музалевской (СПбГУСЭ). Рассуждая об особенностях арт-дизайна, докладчица отметила такие его характерные особенности, как отсутствие принципов практического плана, функциональности и рациональности. В нем все направлено на воплощение художественной выразительности. Однако, по мнению Музалевской, дизайн костюма - область, в которой присутствует как практическое, так и художественное проявление дизайна.

Исторический анализ развития арт-дизайна, философская основа его появления, его современный статус - всё это стало предметом размышлений И. В. Клюшкина (ЛГУ им. А. С. Пушкина), представившего арт-дизайн как одно из магистральных направлений современного дизайна.

В докладе доц. Б. Ю. Анушина (ЛГУ им. А. С. Пушкина) «От сакральной проекции к профанной фотографии» рассматривалась весьма интересная и редко поднимаемая тема исторической ретроспективы оптических представлений Античности и Средних веков -от сакральных проекций до бытовой фотографии. Докладчик выдвинул гипотезу о генезисе фотоизображений и значении камеры-обскуры в культуре Античности, Возрождения, Нового времени, XIX и XX веков.

Своеобразным дополнением к прозвучавшим докладам стали художественные работы участников конференции, на языке искусства раскрывавшие основную ее тему - тему визуализации как бы-тийственной стратегии современной цивилизации, когда дизайн выступает в качестве главного инструмента. Член Союза театральных деятелей РФ, канд. искусствоведения, доц. М. В. Асалханова показала работы, являющиеся частью авторской серии «Философия дизайна», выполненной в коллажной технике. Авторские листы представляли собой визуализацию дизайн-образов, возникающих как реакция культуры на цивилизацию, или как технологическая возможность зафиксировать новые культурные смыслы. Коллаж, на взгляд автора, позволяет визуализировать такие понятия, как вещь и дизайн, вещь и цивилизация, дизайн и культура, дизайн и цивилизация.

Художник, дизайнер доц. И. В. Клюшкин познакомил участников конференции с произведениями, не вошедшими в основную экспозицию юбилейной выставки «Шапито-13», проходившей в Сочи, Мурманске и Санкт-Петербурге. На картинах художника нашли своё отражение различные перипетии человеческой судьбы.

Аспирант Е. А. Савельева продемонстрировала триптих (фотоинсталляции с элементами кино) «Видимое время, или эстетика энтропии», посвящённый А. Тарковскому, представляющий собой визуализацию деконструктивных объектов в современном мегаполисе, осмысленных как эстетический процесс и художественный образ. В рамках творческой части конференции были представлены также живописные произведения Б. Ю. Анушина, раскрывающие конструктивно-пластические связи между человеческой телесностью и предметным миром.

В заключительной части конференции в ходе общей дискуссии была подчеркнута необходимость продолжения работы над проектом «Философия дизайна». А. М. Муратов (СПбГУ) и О. А. Вуль (Балтийский институт экологии, политики и права) отметили значимость данного проекта как проекта междисциплинарного, позволяющего объединить усилия философов, искусствоведов, культурологов, педагогов, художников и дизайнеров-практиков. По мнению выступающих, философско-теоретические проблемы современного дизайна, такие как определение его генезиса и предметной определенности, терминологического аппарата и места в культуре, могут быть решены только в рамках межпредметного синтеза.

Подводя итоги конференции, Ф. Фуртай предложила тему следующей конференции, связав ее с обсуждением теоретических проблем дизайна как основания телесных (формальных) характеристик культуры. Такой подход к дизайну позволит рассматривать его не только в контексте технико-технологической проблематики, но и осмыслить дизайн как философско-антропологический феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.